Фанагория перевод что означает
Фанагория
Знаменитый в древности греческий торговый город на сев.-восточном берегу Черного моря, впоследствии богатая столица всего азиатского Боспора. Местоположение его с точностью не известно. По последним данным, древняя Ф. находилась в 22 вер. от нынешнего гор. Тамани, по дороге к Темрюку, на берегу Таманского зал., где почтовая станция Сенная. Вдоль морского берега на протяжении 6 вер. тянутся многочисленные курганы и насыпи; в центре расположена ровная площадь — городище или пепелище. Вся северная прибрежная часть древнего города покрыта водами Таманского залива. Производившиеся на месте древней Ф. раскопки дали мало ценных результатов. В 2 вер. от Тамани построенная Суворовым в 1794 г. Фанагорийская крепость, которая в Крымскую войну была разрушена и с тех пор покинута. При постройке крепости погибла масса драгоценных археологических памятников. Английский путешественник Кларк называет ее «гробницей древнегреческих барельефов и камней с надписями». Во время сооружения крепости жгли известь из кусков мрамора, добытых в насыпях и курганах. В 1793 г. здесь найден так назыв. тмутараканский камень, т. е. мраморная плита с русской надписью, которая разрешила темный вопрос о местонахождении древнего русского княжества Тмутаракани. Некоторые исследователи предполагают, что в IX и X вв. близ Ф. жили хазары, исповедовавшие иудейскую религию. В 1859 г. были произведены обширные раскопки на месте древней Ф. Герцем, по поручению Имп. археологической комиссии. Литература о Ф. чрезвычайно скудная. Ср. К Герц, «Археологическая топография Таманского полуострова» (М., 1870, 2-е изд. СПб., 1890); «Труды V археологического съезда в Тифлисе» (М., 1887, доклад Жаринцева); Вейденбаум, «Путеводитель по Кавказу» (Тифлис, 1888).
Фанагория
Смотреть что такое «Фанагория» в других словарях:
Фанагория — на карте Краснодарского края РФ … Википедия
Фанагория — (Phanagoria, Φαναγόρεια). Греческая колония, расположенная на нынешнем острове Тамань, между рукавами р. Кубань. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии
фанагория — сущ., кол во синонимов: 1 • колония (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Фанагория — (греч. Phanagoreia) античный город на Таманском полуострове, находившийся близ современного поселка Сенной Краснодарского края РСФСР. Основан во 2 й половине 6 в. до н. э. Расцвет Ф. приходится на 5–2 вв. до н. э., с 5 в. до н. э.… … Большая советская энциклопедия
ФАНАГОРИЯ — (Panagoreia) антич. город (пл. 37 га), находившийся близ совр. поселка Сенного на Таманском п ове (Краснодарский край). Основан во 2 й пол. 6 в. до н. э. выходцами из ионийского города Теоса. Расцвет Ф. приходится на 5 2 вв. до н. э. С кон. 5 в.… … Советская историческая энциклопедия
Фанагория — знаменитый в древности греческий торговый город на сев. восточном берегу Черного моря, впоследствии богатая столица всего азиатского Боспора. Местоположение его с точностью не известно. По последним данным, древняя Ф. находилась в 22 вер. от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ФАНАГОРИЯ — • Phanagōria, Φαναγόρεια, и ία, греческая (вероятно, теосская) колония на азиатской стороне Киммерийского Босфора, главное складочное место для торговли в тамошних местах, позднее столица Босфорского царства; находилась на расстоянии… … Реальный словарь классических древностей
ФАНАГОРИЯ — древний город на Таманском полуострове у берегов судоходного залива, выходящего в Керченский пролив; был населен Меотами и Греками, ремесленниками и купцами, проводившими торговлю с жителями Сев.Кавказа. По словам Прокопия Кесеарийского (Война с… … Казачий словарь-справочник
Фанагория — антич. город (пл. 37 га), находивш. близ совр. поселка Сенного на Таманском п ове. Основан во 2 й пол. 6 в. до н.э. выходцами из ионийского г. Теоса. Расцвет Ф. приходится на 5 2 вв. до н.э. С кон. 5 в. до н.э. в Ф. чеканилась монета. С… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Фанагорея — «свет, горящий на горе»
Диабол. Фанагория-393 г. до н.э.. Голова кабира в конической шапке, украшенной лавровым венком, бодающий бык. Надпись ФАNА
Эта статья является результатом очень простого вопроса, который однажды задал мне коллега: «Как назывался Понтийский город: Фанагорея (Φαναγόρεια) или Фанагория (Φαναγορία)?» «Phanagóreia», ответ пришёл. С этого момента я повторял себе вопрос снова и снова. Я записал все различные формы названия этого города. И я понял, насколько сложен весь этот вопрос: древние учёные предоставляли заимствованную и иногда искаженную информацию; современные учёные принимают ту или иную версию вообще без критики (Φαναγορία вместо Φαναγόρεια, Φαναγόρας — Фанагорас вместо Φαναγόρης Фанагорус и т. д.). На следующих страницах сделана попытка обсудить вопросы о различных формах имен, связанных с известным понтийским городом Фанагорея.
I. Phanagoreia (Φαναγόρεια) была основана колонистами из Теоса (ок. 545—540 гг. до н. э.) На современном Таманском полуострове в северо-восточной части Понта Эвксинского (Чёрного моря). По мнению некоторых учёных, эти колонисты пришли не из Теоса, а через Абдеру, которая была ещё одной колонией, основанной Теосом почти одновременно с Фанагореей. Похоже, что Фанагорея пользовалась свободным статусом с самого начала основания полиса до 480 г. до н. э., когда правители Киммерийского Боспорского царства — Археанактиды распространили свою власть над городом. В то время Фанагория была процветающим городом, чеканила серебряные монеты и торговала с греческими метрополиями и колониями. Когда Спартокиды захватили Боспорское царство, Фанагорея столкнулась с упадком. Позже это был первый город, восставший против Митридата Евпатора, и в середине I в. до н.э. он был частично разрушен Фарнаком. Есть данные, что город ещё существовал в 4 веке нашей эры и что он был внезапно заброшен в результате набегов гуннов. Небольшой торговый центр появился намного позже в этом месте.
II: Основатель Φαναγόρης и личные имена Φαναγόρας и Φαναγόρα
Город был назван в честь его первого колониста из Теоса и основателя города Φαναγόρης (Ионический диалект; Φαναγόρας). Единственное сохранившееся свидетельство о событиях этой колонизации и основания — информация о том, что жители Теоса покинули свой город из-за персидской угрозы.
Имя основателя засвидетельствовано в нескольких документах, относящихся к античности и средневековью. Слово Φαναγόρης — Фанагорас происходит от древнего корня ΦΑϜ (ср. Ст. Φάω n. * Φάϝος> φάος / Pamphylian греческий φάβος / сокращенный аттический греческий «фос» — φῶς, что означает «свет», но также и «слава», который позднее был сформирован как ΦΑΝ ( ср. φαίνω Фанагориер.
Название города не записано ни в надписях, ни в монетах. Согласно литературным источникам имя было Φαναγόρεια (ἡ): эта форма использовалась почти всеми авторами, которые писали о городе Гекатей, Псевдосцимнус, Страбон, Аппиан, Арриан, Геродиан, Стефан Византий, анонимный автор Periplus of Pontus Euxinus. Мы не должны забывать, однако, что Стефан Византий писал по материалам Гекатея и Геродиана; Евстафий из Фессалоники повторил Арриана, а анонимный автор Periplus был источником для Псевдо-скимна (Pseudo-Scymnus). Теперь трудно сказать, кто первым использовал форму Φαναγόρεια и было ли слово частью оригинальных текстов или было добавлено более поздними авторами или переписчиками. Как бы то ни было, все авторы правильно использовали формы имени (Φαναγόρεια, Φαναγορείας, Φαναγορεία, Φαναγόρειαν).
Имя Φαναγορία записано только Птолемеем. Скорее всего, это ошибка переписчика, который писал родительный или дательный падеж имени. Он акцентировал последний слог именительного падежа и также пропустил букву ε окончания. Независимо от того, что произошло, верно, что окончание -ία — без ε — находит параллель в более поздней форме города-этнического названия Φαναγορίτης, засвидетельствовано в надписях и монетах. Однако в литературных источниках преобладает форма Φαναγορείτης — упрощенная версия этнического названия и что оно может быть написано либо с ει, либо с ι.
Согласно критическим изданиям древних текстов, четыре древних автора записали остров Фанагорея (Φαναγόρεια νῆσος): Гекатей, Дионисий Перигет, Геродиан и Стефан Византий. По нашему мнению, только Дионисий и Геродиан представляют оригинальную информацию. Гекатея следует исключить из этой группы. В последнем издании Гекатея (Hecataeus) находим фрагменты: Φαναγόρεια, πόλις ἀπὸ Φαναγόρου, ὡς Ἑκαταῖος Ἀσίᾳ. — Фанагория, как её называют Фанагора, прекрасный остров. Ἡ νῆσος Φαναγόρη καὶ Φαναγόρεια. — Остров Фанагори и Фанагория. Ἔστι καὶ ἐμπόριον τὰ Φαναγόρεια οὐδετέρως, — В торговле Фанагорией…, заимствованные у Stephanus Byzantius, и только первая часть принадлежит самому Гекатею. Остальная часть фрагмента должна рассматриваться как дополнение Стефана, основываясь на информации, полученной от Иродиана (Herodianus). Византийский лексикограф писал — в записи Φαναγόρεια — об острове, который назывался Φαναγόρη и Φαναγόρεια, подражая Геродиану (Herodianus).
Информация Дионисия (Dionysius) об острове с двумя городами Фаинагор (Φαιναγόρη) и Хермонасса (Ἑρμώνασσα) была скопирована и искажена Стефаном, который ошибочно написал о двух разных островах. На самом деле Дионисий тоже неправ, потому что Хермонасса (Ἑρμώνασσα) находилась не на том же острове, что и Фанагорея, а на полуострове. Таким образом, Стефан скопировал первую форму имени (Φαναγόρη) из Дионисия (Φαιναγόρη) и вторую (Φαναγόρεια) из Страбона. Эта подтверждается тем фактом, что Стефан использовал форму Φαναγόρεια, когда он упомянул Страбона и Φαναγόρη или Φαναγόρα во всех других случаях, то есть когда он писал об острове. В этом случае фрагмент, который считается произведением Иродиана, принадлежит Стефану.
Термины Φαναγόρειον (τὸ) и Φαναγόρεια (τὰ, ἐμπόριον) в среднем, единственном и множественном числе, соответственно, записаны Страбоном (Strabo) и Стефаном Византиусом (Stephanus Byzantius). Стефан скопировал Страбона, согласно предыдущим изданиям работы Страбона, этот отрывок был «τὸ Φαναγόρειον καλεῖται…» ( Фанагорион называется… ), но в последнем издании Радт исправил название как «ἡ Φαναγόρου καλεῖται…» (Фанагория называется). А. Майнеке принял старую реституцию текста Страбона и, конечно же, использовал его и в тексте Стефана. В новой редакции работы Стефана этот вопрос пропущен. Невозможно объяснить выбор Страбона представлять имя в обрезанным, поскольку он знал, что имя изначально женское. Возможно, это изобретение каким-то образом связано с идентичностью Фанагории как «emporion», слова среднего рода. В некоторых менее важных рукописях работы Страбона можно прочитать ἡ Φαναγορία. По нашему мнению, Радт (Radt) прав, что исправил это слово, потому что Фанагорея, как заметил и Мейнеке, на самом деле был ἡ τοῦ (или ἡ ἀπὸ) Φαναγόρου πόλις. Страбон, однако, был не единственным автором, который описал Фанагорею как «империон». Аппиан писал: ἐς Φαναγόρειαν, ἕτερον ἐμπόριον
IV: этнические имена Φαναγορεύς и Φαναγορ (ε) ίτης
По словам Herodianus, этническое название, первоначально используемый для жителей Phanagoreia — Фанагореи был Φαναγορεύς — фанагоряне, но позже форма Φαναγορείτης — фанагореты доминировал: Φαναγόρεια πόλις, τὸ ἐθνικὸν ἐχρῆν Φαναγορεὺς ὡς Ἀλεξανδρεὺς τῷ πλείονι λόγῳ ἐκράτησε δ ὅμως Φαναγορείτης. ( Фанагорианский город, Национальный Фанагор Александрии, большая часть Фанагоритских резерваций. ) Эта информация абсолютно достоверна.
Форма Φαναγορεὺς — Фанагорея засвидетельствована в литературных текстах с очень древних времен до конца античности; форма Φαναγορ (ε) ίτης, с другой стороны, впервые используется в конце II — I в.в. до н.э. на монетах города. С того времени этот термин также был написан в надписях: первый, датированный 88–87 гг. до н. э., Фанагоритон (ΦΑΝΑΓΟΡΙΤΩΝ: Φαναγοριτῶν ἡ βουλὴ καὶ ὁ δῆμος).
Во втором, датированном первым столетием нашей эры, говорится о посланнике в Рим гражданами Фанагоритон (Фес. Νδυκος Εὐόδου πρεσβευτὴς Φαναγορειτῶν τῶν κατὰ Βοὸς πόρον). Не должно быть никаких сомнений в том, что название официально используется с конца 2 века до н.э.. был Φαναγορ (ε) ίτης — Фанагорети в текстах первых веков нашей эры у Аппиана, использовалась старая форма Φαναγορεύς.
Форма Φαναγορ (ε) ίτης впервые появилась в литературных текстах во 2 веке н.э. у двух авторов: Athenaeus и Herodianus, и Stephanus Byzantius, который скопировал Herodianus).
В литературных источниках упоминается только форма Φαναγορείτης. Причина, по которой новая форма имени — Φαναγορ (ε) ίτης не была широко распространена и общеизвестна, заключается в том, что город в то время находился в упадке и вскоре был разрушен, и особого интереса к названию не было. Авторы, которые упоминали этот город в последующие века, просто повторяли информацию своих предшественников. Это привела к распространению старой формы имени, а не новой.
Форма ΦΑΝΑΤΟΡΙΤΩΝ — ФанаТориТон, очевидно, является ошибкой при вырезании печати для чеканки монет, из-за сходство между Γ и Τ. Буква Τ не распознается или даже не присутствует во всех монетах типа II классификации, проведенной Фроловой, мы можем ясно прочитать Γ.
Можно предположить, что замена первой формы этнического имени на другую, как в случае имен Φαναγορεύς и Φαναγορ (ε) ίτης, была постепенным процессом и что в течение некоторого времени оба имени сосуществовали. Аналогичный случай можно найти в близлежащих Panticapaeon, где этническое название было сформировано в Παντικαπαιεύς — Pantikapaiéfs;
Παντικαπεύς — Pantikapéfs — Пантикапефс;
Παντικαπαιάτης — Pantikapaiátis — Пантикапиатис;
Παντικαπαΐτης — Pantikapaḯtis — Пантикапайтис. В то же время форма Βόσπορος — Боспорос была в использовании для города и этнических названий Βοσπορανός — Vosporanós и Βοσπορίτης — Vosporítis для наименования граждан.
V: Φαιναγόρας — Φαιναγόρειοι на Родосе и Арголисе.
В известной надписи IV-III вв. до н.э. на Родосе есть имя Φαιναγόρειοι — Файнагорейо. Это имя нельзя напрямую связать с вышеупомянутыми этническими именами Φαιναγόρευς — Φαναγορ (ε) ίτης, поскольку оно образует именительный падеж единственного числа как Φαιναγόρειος — Фанагорейос. Родосская надпись включает в себя названия подразделений местного племени, поэтому Phainagoreioi — это название патры или диагонии Камейроса на Родосе. Откуда они взяли своё имя?
По очень древней традиции жители величайших родосских городов были мигрантами из Арголиды и северного Понта Эвксинского (Чёрного моря). Интересно отметить, что имя Файнагорас засвидетельствовано в Арголисе во II-I вв. до н.э. Возможно, имя Файнагорас — и Phainagoreioi — на Родосе — всего лишь память о тех, кто мигрировал туда из Арголиды. Человек по имени Файнагор мог быть одним из них.
На северных берегах Понта Эвксинского, имя Phainagoreioi связано с понтийским городом Фанагорея. Отношения между Родосом и северным берегом Понта Эвксинского засвидетельствованы в археологии, эпиграфике и литературе. Родосская амфора была вывезена в Боспорское царство и согласно Agatharchides (ed. Müller C. GGM 1. P. 66) многочисленные купцы из Босфора направлялись на Родос: εἰς τὸν ῾Ροδίων λιμένα (ἀφίκοντο).
Фан и Файн (Φαν- и Φαιν-) имели одинаковое значение и оба использовались в именах и названиях. Мнение, согласно которому и Арриан, и Евстафий использовали форму Φαιναγόρας, вдохновленную формой Φαιναγόρη, которую они нашли у Дионисия Перигета (Dionysius Periegetes), и что Дионисий предпочёл использовать форма Φαιναγόρη вместо Φαναγόρεια. Конечно, мы не можем исключить гипотезу о том, что Дионисий знал о форме Φαιναγόρας, и, поскольку он хотел написать о понтийском городе Фанагорея, он перепутал имена, полагая, что все формы связаны с одним и тем же именем и городом.
VI: Выводы
Первоначальное имя первого колониста и основателя Φαναγόρεια (Phanagoreia) было Φαναγόρης (Ionic — на ионическом диалекте). Φαναγόρας была аттической версией этого имени, которая — вместе с женским личным именем Φαναγόρα — стала очень популярной в Афинах.
Φαιναγόρας — Файнагорас была ещё одной версией названия, засвидетельствованной на Родосе, Арголисе и в некоторых рукописях. Официальное название города было Φαναγόρεια — иногда ошибочно засвидетельствованное как Φαναγορία. Другие версии этого названия (в нейтральном, множественном числе) засвидетельствованы древними и средневековыми авторами.
Этническое имя граждан Фанагории в ранние времена было Φαναγορεύς, Phanagoreia — Фанагорея, но позже слово Φαναγορείτης — Fanagoreítis — Фанагоретис доминировало. Связь между понтийским городом Фанагорея и племенными или этническими названиями Φαιναγόρειοι и Βοσπορανοὶ, подтвержденными на Родосе, не ясна.
ФАНАГОРИЯ
ФАНАГОРИЯ (греч. Phanagoreia), античный город на Таманском п-ове, находившийся близ совр. пос. Сенной Краснодарского края РСФСР. Осн. во 2-й пол. 6 в. до н. э. Расцвет Ф. приходится на 5-2 вв. дон. э., с 5 в. дон. э. чеканилась монета. С 5 в. до н. э. в составе Боспорского государства. В 1 в. до н. э. наз. Агриппией. Население Ф. (синды, греки, меоты, сарматы) занималось с. х-вом, рыболовством, ремёслами и торговлей. Раскопки ведутся с 19 в., систематически- с 1936 по 1940 (В. Д. Блаватский) и с 1947 (М. М. Кобылина). Часть города затоплена морем (подводные раскопки 1958-59). В Ф. обнаружены фундаменты крепостных стен, остатки жилых кварталов, гимнасий, термы, р-н гончаров. Близ Ф. находился некрополь. Город существовал до 11-12 вв.
Лит.: Кобылина М. М., Фанагория, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 57, М., 1956.
Фанагория — знаменитый в древности греческий торговый город на северо-восточном берегу Черного моря, впоследствии богатая столица всего азиатского Боспора. Местоположение его с точностью не известно. По последним данным, древняя Ф. находилась в 22 верстах от нынешнего города Тамань, по дороге к Темрюку, на берегу Таманского залива, где почтовая станция Сенная. Вдоль морского берега на протяжении 6 вер. тянутся многочисленные курганы и насыпи; в центре расположена ровная площадь — городище или пепелище. Вся северная прибрежная часть древнего города покрыта водами Таманского залива. Производившиеся на месте древней Ф. раскопки дали мало ценных результатов. В 2 вер. от Тамани построенная Суворовым в 1794 г. Фанагорийская крепость, которая в Крымскую войну была разрушена и с тех пор покинута. При постройке крепости погибла масса драгоценных археологических памятников. Английский путешественник Кларк называет ее «гробницей древнегреческих барельефов и камней с надписями». Во время сооружения крепости жгли известь из кусков мрамора, добытых в насыпях и курганах. В 1793 г. здесь найден так назыв. тмутараканский камень, т. е. мраморная плита с русской надписью, которая разрешила темный вопрос о местонахождении древнего русского княжества Тмутаракани. Некоторые исследователи предполагают, что в IX и X вв. близ Ф. жили хазары, исповедовавшие иудейскую религию. В 1859 г. были произведены обширные раскопки на месте древней Ф. Герцем, по поручению Имп. археологической комиссии. Литература о Ф. чрезвычайно скудная. Ср. К Герц, «Археологическая топoгpaфия Таманского полуострова» (М., 1870, 2-е изд. СПб., 1890); «Труды V археологического съезда в Тифлисе» (М., 1887, доклад Жаринцева); Вейденбаум, «Путеводитель по Кавказу» (Тифлис, 1888).
Фанагория
Фанаго́рия (греч. Φαναγoρει’α ) — крупнейшая древнегреческая колония на территории современной России. Была расположена на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове в 25 км к северо-востоку от Гермонассы. Наряду с Пантикапеем служила одной из двух столиц эллинистического Боспорского царства. После входила в состав Византийской империи, затем Хазарского каганата. Руины — городище неподалёку от современного посёлка Сенной в Краснодарском крае (Раскопки Фанагории со спутника).
Содержание
Античность
Древние полагали, что Фанагория была основана на острове ныне не существующего архипелага Корокондамита ок. 543 г. до н. э. теосцами, вытесненными из родных мест нашествием Кира, и получила название по имени одного из их предводителей, Фанагора. Во времена Перикла город занимал не менее 75 гектаров, треть этой территории ныне находится под водой, где ведутся подводные раскопки. Экономическое благополучие Фанагории было основано на торговле (преимущественно зерном) со скифами и местными меотскими племенами, а именно с синдами.
В начале IV в. до н. э. земли синдов, не исключая и Фанагории, вошли в состав Боспорского царства. Поначалу столицей царства был избран Пантикапей на западном берегу Таманского пролива, однако со временем Фанагория получила статус второй («азиатской») столицы царства, а к началу нашей эры стала наиболее значительным городом царства, как в политическом, так и в экономическом аспекте.
Во время Митридатовых войн фанагорийцы приняли сторону Римской республики, за что их город был осаждён понтийским царём Фарнаком II. Именно в Фанагории вспыхнуло восстание против Митридата Великого и, незадолго до его смерти, сыновья знаменитого властителя были вынуждены сдать твердыню на милость восставших.
При раскопках археологи обнаружили надпись, в которой местная царица восхваляет Октавиана Августа как «императора, цезаря, сына бога, бога Августа, блюстителя всех земель и морей».
Раннее средневековье
Ставка на римских правителей позволила Фанагории сохранять ведущую роль в Причерноморском регионе вплоть до начала Великого переселения народов, когда город подвергся разграблению гуннов.
В 704 г. в Фанагории поселился изгнанный из Константинополя император Юстиниан II — ему предоставил убежище зять, каган Ибузир Гляван. Впоследствии Юстиниан вернулся в Византию и вернул себе престол.
В начале X века Фанагория была заброшена жителями вследствие влияния природных факторов – повышения уровня моря и занесения русел Кубани. Фанагория уступила первенство на полуострове соседней Таматархе-Тмутаракани. В XI веке на руинах Фанагории существовало небольшое поселение. В XVI–XVIII веках здесь же находилось поселение, входившее в состав Османской империи.
Раскопки
Площадь, занимаемая городищем Фанагория, составляет до 60 га. Местонахождение Фанагории было установлено ещё в XVIII в. в связи с находками пьедесталов мраморных статуй Афродиты. Действительно, Гекатей Абдерский и Страбон сообщают о местном святилище Афродиты как о наиболее значительном в Северном Причерноморье. В 1822 г. солдаты раскопали на территории Фанагории крупный курган, внутри которого их ожидала богатая нажива — древние предметы из серебра и золота.
Этот случай привлёк к Фанагории внимание учёной общественности, однако раскопки XIX века нельзя назвать строго научными — каждый год «любители древностей» сравнивали с землёй до 12 курганов. В одном из царских курганов сохранилась каменная камера (3,7 х 3,75 х 4,7 метров) с фрагментами стенописи, имитирующей мрамор. По сторонам от входа — большие каменные короба с костями четырёх коней, а также упряжью и сёдлами из золота и бронзы. Обширный материал для изучения культуры синдов даёт раскопанный в 1860-х гг. курган Большая Близница, в котором была погребена жрица Деметры.
В ходе исследования огромного некрополя, окружающего территорию древнего города с трёх сторон, было обнаружено несколько тысяч захоронений. Изобилие мраморных и кипарисовых саркофагов — свидетельство богатства античной Фанагории. В советское время исследованием Фанагории руководил (с 1936 г.) В. Д. Блаватский. Одной из наиболее неожиданных находок новейшего периода стала табличка из синагоги времён императора Клавдия. [4] [5]
Раскопки ведутся ежегодно с 1936 года, единственный перерыв был сделан на время войны. В настоящее время исследования древнего города ведёт Фанагорийская комплексная археологическая экспедиция Института археологии РАН (руководитель – зав. отделом классической археологии ИА РАН, д.и.н. Кузнецов В.Д.). Большой урон древним постройкам Фанагории наносят жители станицы Сенная, которые разбирают их на камень для фундаментов своих жилищ.