Фамусовское общество что это
Фамусовское общество в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
«Горе от ума» не даром является одним из самых цитируемых текстов в русской культуре, на эту комедию имеются театральные постановки и снято несколько фильмов.
«Кто беден, тот тебе не пара.» Отношение родителей к выбору пассии собственных детей иногда ужасает. Но чего ожидать от общества, которое заботят только деньги и чин? Любовь и чувства отходят на второй план, когда из кармана вытаскивается набитый купюрами кошелёк. А разве в современном мире мы не можем встретить такую же ситуацию?
Жизненно? Не то слово. Меркантильность некоторых людей и в наше время имеет место быть.
Таким образом, комедия “Горе от ума” даёт нам понять, как жило общество во времена жизни своего автора. Конец этого русского общества довольно печален, это и понимает главный герой, покидая столицу.
Вариант 2
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов хотел отразить нравы и образ мысли дворянства в первые годы 19 века, и у него это получилось. Автор смог выявить и показать читателям устаревшие, изжившие себя взгляды на важные проблемы общества, описав вечное противоборство всего старого с новым.
Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.
Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.
Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.
Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.
Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.
К сожалению, представители Фамусовского общества находятся даже в наше время. Но, конечно, в эпоху Грибоедова таких людей было значительно больше, а их взгляды представляли настоящую опасность в большом масштабе. Писателю удалось передать консервативные взгляды дворянского народа того времени. Комедия «Горе от ума» – бесценный памятник русской письменности.
Сочинение на тему Фамусовское общество
Содержательный смысл произведения и отраженный там конфликт, с точностью показывают расстановку политических сил в историческом разногласии своего времени. Именно актуальность и сделала комедию успешной в обществе.
В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.
Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал. Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом. Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.
Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова. Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру. Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение. Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток. И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой.
Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность. Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.
Также читают:
Картинка к сочинению Фамусовское общество в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
Теме запретной любви посвящен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой». Море, Ялта, встреча мужчины и женщины приводит к любовному роману. Герои и не подозревают, что внезапно вспыхнувшее между ними чувство изменит их жизнь.
В самом начале рассказа описывается то, что Васютке необходимо подготовится к новому учебному году. Он очень сожалеет, что кончилось лето. Погода не благоприятная для рыбалки. Рыбаки ремонтируют снасти
Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье. В детском возрасте очень любил рыбалку и часто помогал отцу в это промысле. Мать его умерла рано, и воспитанием занимался отец.
Молодая рыжая собака, помесь дворняжки и таксы, проживала в семье столяра Луки и его сына Федора. Она была к ним очень привязана, хотя зачастую ей приходилось терпеть побои, унижения и оскорбления.
Я – личность. Период первых лет жизни, когда ребёнок ещё совсем не понимает, что происходит вокруг, находится в полной зависимости от родителей, не может предсказать к каким последствиям приведут его действия называется детством
Сочинение Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
Отношение к положению в обществе
Все фамусовское общество представлено в произведении такими людьми, которые ценят в своей жизни только положение в обществе, богатства и чины. Деньги для представителей «века минувшего» являются основной жизненной ценностью. Именно поэтому Павел Афанасьевич Фамусов говорит своей дочери Софье, что бедный человек ей не пара. По мнению фамусовского общества, жених – это тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых». А. С. Грибоедов демонстрирует то, что любовь для «века минувшего» не имеет значения, главенствует брак по расчету.
Чтобы показать свое значение, представители фамусовского общества все свое время тратили на балы и проведение роскошных мероприятий. Мотовство и стремление прыгнуть выше головы – отличительные черты «века минувшего».
Трагедия фамусовского общества
Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» отражает состояние русского дворянства 19 века. Он иллюстрирует средоточие всех отрицательных черт помещичества того времени. Такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение.
Фамусовское общество представляет собой круг богатых дворян, центральное место в котором занимает Павел Афанасьевич Фамусов. Члены этого общества ведут праздный образ жизни.
В календаре Фамусова запланированы только обеды, погребения и крестины, в нем нет места для работы. В комедии присутствует множество персонажей с говорящими фамилиями. К примеру, фамилия Молчалина полностью раскрывает его главную черту — бессловесность, отсутствие собственного мнения. Своей цели он добивается путем подхалимства и угодничества. Про своей жизненный принцип Молчалин говорит: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он из личной выгоды делает вид, что любит Софью. Фамилия Фамусова происходит от латинского слова «молва». Действительно, реплики этого героя преобладают в комедии. Также фамилия Репетилова происходит от французского слова «повторять». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Ведь он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет мысли, услышанные в обществе.
Идеалы членов фамусовского общества основываются на чинопочитании, корысти, лицемерии. Они ценят в людях лишь их социальное положение, не обращая внимания на личностные качества. Фамусов заявляет своей дочери Софии: «Кто беден тот, тебе не пара». Ему важно лишь материальное положение будущего мужа дочери и ничего больше. Дочери князя Тугоуховского, озадаченные поиском достойных спутников жизни, также ценят в людях деньги и высокий чин. Главной заботой фамусовского общества является сохранение порядков и законов, учиться, по мнению его членов, следует «на старших глядя». Кроме того, это общество презирает образование и науку. Чтение в нем является скучным занятием, не приносящим пользы: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Такое общество не способно двигаться к прогрессу. оно следует идеалам прошлого. Современна ли трагедия фамусовского общества? К сожалению, да. Ведь люди, склонные к чинопочитанию, алчности, лжи существуют и в наше время.
Таким образом, комедия «Горе от ума» актуальна и по сей день, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят место и в современном мире, и они вряд ли исчезнут в будущем.
Полезный материал по теме:
Отношение к службе
Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.
При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.
Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.
Сочинение на тему представители фамусовского общества
Сочинение: Фамусовское общество Фамусовское общество
Информационная Библиотека для Вас!
Отношение к образованию
Приверженцы старых порядков не принимают ничего нового. Преобразования для них – настоящая трагедия. Поэтому люди, которые имеют не похожие на их взгляды мнения, становятся настоящими врагами. С помощью рассуждения Фамусова по поводу образования А. С. Грибоедов показывает отношение «века минувшего» к книгам и обучению в целом: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь». Все образованные люди оцениваются фамусовским обществом негативно. Двоюродный брат Скалозуба, а также племянник княгини Тугоуховской Федор оказываются непонятыми обществом. Чацкого и вовсе принимают за сумасшедшего.
А. С. Грибоедов в «Горе от ума», показывая то, что фамусовское общество не ценило образование, а стремилось только к чинам и богатствам, подчеркивает нравственное падение представителей «века минувшего». За внешним блеском и красотой фамусовское общество скрывает ничтожность душ, их пустоту.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Фамусовское общество», даст краткое описание фамусовского общества, рассматривая отношение представителей «века минувшего» к положению в обществе, к службе и к образованию.
Сочинение Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Краткое содержание
Основная мысль произведения Грибоедова заключается в высмеивании образа жизни дворянства XIX столетия. Действующие лица:
Комедия начинается с того, что Лиза появляется в комнате Софьи. Девушка провела ночь вместе с возлюбленным — секретарем ее отца Молчалиным. Павел Фамусов на пороге комнаты своей дочери заигрывает со служанкой, а позже сталкивается со служащим. Ему непонятно, что секретарь может делать в его доме так рано.
Лиза напоминает Софье о ее прошлом избраннике — Чацком, который сейчас путешествует. Но барышня считает его только другом. Неожиданно молодой человек появляется в доме Фамусовых. Он нелестно отзывается о секретаре, спрашивает о знакомых, жизнь которых кажется ему смешной. Софью задевает этот разговор. Чацкий уезжает к себе домой, но во второй половине дня возвращается.
Вечером у Фамусовых собирается московское аристократическое общество. Среди них полковник Скалозуб, властная старуха Хлестова, Загорецкий, князь Тугоуховский, супруги Горичи. Чацкий продолжает говорить о некоторых из них в саркастическом тоне, что раздражает Софью. Девушка говорит одному из гостей, что молодой человек не в своем уме. Новость эта быстро распространяется среди компании и обрастает домыслами и нелепыми слухами.
Позже появляется еще один дворянин, Репетилов, он приглашает Чацкого вступить в «союз решительных людей», но тот отказывается, ведь знает характер своего приятеля. Новоприбывшему все рассказывают, что его друг уже давно выжил из ума. Чацкий все это слышит и беспокоится о том, знает ли Софья о сплетнях. В это время Молчалин признается Лизе, что ухаживает за барышней только ради укрепления своего положения. На самом деле он давно влюблен в крепостную. Софья слышит этот диалог и требует от секретаря немедленно покинуть его должность и дом ее отца.
Чацкий обличает девушку в ее коварстве и сочинении небылиц, на шум сбежалось все гости и Фамусов. Узнав правду, он грозится выслать дочь к ее тетке, а служанку отправить работать птичницей. Молодой путешественник смеется над собственной недальновидностью и идеалами фамусовского общества, в котором ему трудно сохранять здравый рассудок. А хозяин дома озабочен только тем, что же скажет княгиня.
Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов — главный защитник старого порядка. У него влиятельный чин, богатство, хорошее положение в обществе. Все действие комедии происходит именно в его доме. Его образ олицетворяет все черты дворян XIX столетия.
Ценности аристократов того времени:
Личные качества не имеют никакого значения. Фамусов так и говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (цитата из произведения). Как и все московские аристократы, он хочет заполучить богатого зятя. Даже характер потенциального жениха ему не важен, молодому человеку достаточно иметь две тысячи душ в подчинении.
Жизнь Фамусова расписана по часам, при этом он каждый день проводит в праздности. В его календаре обозначены только крестины, поминки и званые обеды. Да и к службе своей он относится легкомысленно: не читает документы, которые подписывает, не разбирается в бухгалтерских подсчетах и таблицах.
Осуждается в комедии и привычка дворянства брать на работу только родственников и знакомых. Не важны образование и уровень просвещения человека, все равно должность займут «детки свояченицы или сестрины». Именно в хозяине дома есть все черты, что объединяют представителей фамусовского общества. Это презрение к бедным и незнатным, привычка преклоняться перед богатыми и властными, высмеивание образованности и нравственных ценностей.
Идеал дворянина — Скалозуб
Полковник Скалозуб — желанный зять для Фамусова. Именно за него он хочет отдать Софью. Это глупый солдафон, но он метит в генералы. Для хозяина дома мужчина — источник золота и полезных связей. Именно благодаря знакомствам Скалозуб добился своего звания, сам он для этого ничего не сделал.
Полковник поддерживает всех своих друзей и родственников, что очень радует Фамусова. Двоюродный брат Скалозуба благодаря его покровительству быстро продвинулся по службе. Но когда его хотели наградить высоким званием, он все бросил и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Скалозуб и Фамусов осудили такое поведение и не смогли его понять. Ведь для них жизненной целью являются высокие чины и положение в обществе, богатство и полезные связи.
Роль Молчалина
В обществе Фамусова есть и дворяне низших чинов. К таким относится Молчалин. Своим раболепием и терпеливостью он пытается добиться признания старшего поколения. Молодой человек проявляет подобострастное отношение к богатым аристократам, он готов им прислуживать, боится лишний раз даже поднять взгляд.
Сначала он кажется просто молчаливым и скромным воздыхателем Софьи. Позже становится понятно, что он не испытывает искренних чувств к девушке. Молчалин опасается проявления любви с ее стороны, боится острых языков. Он изображает любовника барышни ради того, чтобы ее отец относился к нему снисходительно.
С самого детства родители внушали ему необходимость преклонения перед богатыми, поэтому он стремится угождать начальству, боится столкновения интересов и предпочитает молчать. Пока у молодого человека нет высокого чина, он зависит от других. По этой причине Молчалин старается всем угодить и заслужить похвалу.
Другие персонажи
Есть в комедии и другие персонажи, которые попадают под характеристику фамусовского общества. Это товарищи хозяина дома:
Автор добавил внесценических героев для того, чтобы можно было сравнить нравы и поведения разных представителей дворянства. Максим Петрович является дядей Фамусова. Он умеет льстить начальству, за что и получил высокий чин. Это качество имеет большое значение в глазах аристократов. Мужчина ради развлечения императорского двора согласился выставить себя на посмешище, что не смутило Фамусова. Напротив, аристократ считает это проявлением смышлености, ведь после такого поведения дядя получил множество подчиненных и орденов.
Вспоминает хозяин дома и покойного Кузьму Петровича. Этот человек также не боялся унизиться ради улучшения своего материального положения. Его характер можно узнать по краткому описанию: сам он был богат и на богатой был женат. Упоминается также еще одна влиятельная особа — Татьяна Юрьевна. Она занимает ведущую позицию в обществе, с ней каждый дворянин хочет подружиться. Все ее товарищи и родственники — должностные лица и чиновники, поэтому общение с ней выгодно.
Дополнительные персонажи помогли Грибоедову более ярко описать характеры аристократов, показать их ценности, преимущества над бедными и особые права.
Конфликт с Чацким
В комедии описан конфликт между фамусовским обществом и Чацким. Различие между образованным молодым человеком и аристократами очевидно. Честный путешественник легко находит общий язык с другими открытыми людьми, а в Москву он приехал только ради Софьи.
Но его поразили сильные перемены в общественном строе. Его возлюбленная стала холодной, раздражительной. Все общие воспоминания она называет детскими, возвращать прежний характер и интересы девушка не собирается. После первого разочарования наступило второе: Чацкому пришлось познакомиться с аристократами в доме Фамусова.
Он начал отстаивать общечеловеческие принципы, приводить сравнительный анализ ценностей, разговаривать с дворянством на темы новой жизни и любви. Образ существования он обсуждает с Фамусовым, пытаясь доказать, что не всегда нужно следовать советам отцов.
Хозяин дома не понимает его, он настаивает на необходимости службы и богатства. Чацкий не разделяет это мнение, из-за чего весь дворянский класс ополчился против него. Общество высмеяло его, объявило сумасшедшим. Но молодой человек не побоялся и дальше говорить о своих ценностях, он обвиняет аристократов в лицемерии и лжи. Он высмеял пороки общества, пытался доказать, что поклоняться всему иностранному нелепо, ведь можно верно служить отечеству. Никто не стал его слушать, поэтому Чацкому пришлось покинуть Москву.
Грибоедов с помощью сатиры в изображении фамусовского общества показывает дворянство, которое боится прогресса и всего нового. Аристократы думают, что любые изменения станут угрозой материальному благополучию и счастью. Но и в их обществе уже возникли противоречия, которые позже приведут к тому, что ценности сменятся новыми.
Еще материалы по комедии А.C. Грибоедова «Горе от ума»:
Фамусовское общество. Общая характеристика
Говоря о системе персонажей в «Горе от ума», следует прежде всего отметить противопоставление Чацкого – одинокого бойца – многоликому фамусовскому обществу.
Фамусовское общество – это консервативно настроенное московское дворянство в сатирическом изображении Грибоедова.
Фамусова и его окружение отличают следующие общие черты.
Во-первых, это нерадиваяслужба. Как известно, главное предназначение дворянства состояло в служении отечеству. Служба считалась почетной обязанностью дворянина. Однако представители московского дворянства, изображенные в комедии (Фамусов, Скалозуб, Молчалин), относятся к службе исключительно как к источнику чинов и наград.
Во-вторых, это деспотизм по отношению к слугам. Известно, что многие дворяне владели крепостными душами. Крепостное право создавало почву для самодурства, насилия над личностью. Фамусов, Хлестова, ряд внесценических персонажей комедии показаны как своенравные крепостники.
Кроме того, всех представителей фамусовского общества отличает резкое неприятие просвещения, образования.
Показной патриотизм Фамусова и его гостей сочетается со слепым преклонением перед всем иностранным, бездумным увлечением французскими модами.
Московское дворянство в изображении Грибоедова отличают также такие общечеловеческие пороки, как праздность, чревоугодие, тщеславие, пустословие, сплетни, бессмысленное времяпрепровождение (например, игра в карты).
Павел Афанасьевич Фамусов – один из центральных героевкомедии «Горе от ума», человек средних лет, вдовец. Его амплуа в комедии – отец невесты.
Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.
Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
С Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».
Крутой нрав отличает Фамусова не только по отношению к слугам, но и по отношению к родной дочери. Подозревая Софью в тайных встречах с Чацким, Фамусов собирается послать ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.
Героя отличают такие положительные качества, как гостеприимство, хлебосольство.
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед, –
заявляет Фамусов в своем монологе о Москве во втором действии комедии.
Идеалы Фамусова в прошлом, в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами «почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по-вашему? По-нашему, смышлен. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений Максима Петровича на глазах у Екатерины II.
Фамусов, как и другие представители московского барства, – враг просвещения. Ему принадлежат резкие суждения о книгах, например:
. уж коли зло пресечь,
Забрать все книги бы да сжечь.
Занятия науками он считает безумием:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
В идейном конфликте пьесы Фамусов – главный противник Чацкого.
Скалозуб
Сергей Сергеевич Скалозуб ещё один яркий представитель фамусовского общества. Это аракчеевский офицер. Если Фамусов олицетворяет собой уходящий в прошлое век вельмож и хлебосольных московских бар, то полковник Скалозуб – это новый тип русской жизни, сформировавшийся уже после войны 1812 года.
Отметим некоторые черты личности, а также жизненные принципы Скалозуба.
Главную цель своей жизни герой видит не в ратных подвигах, а в успешном продвижении по службе. Скалозуб говорит Фамусову:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Герой решительно настроен в отношении вольнодумцев. Он заявляет Репетилову:
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам.
Скалозуб олицетворяет собой деспотические тенденции в государственной жизни России последних лет царствования Александра I. Не случайно Фамусов тянется к Скалозубу, прочит его в женихи Софье. Фамусов видит в Скалозубе реальную силу, которая может сохранить неизменными старые общественные устои.
Молчалин
Коллежский асессорАлексей Степанович Молчалин также одно из центральных лиц в комедии.
Молчалин, как и Скалозуб, – новое явление в русской жизни. Это тип чиновника-бюрократа,постепенно вытесняющийиз государственной и общественной сфер богатых и всесильных вельмож.
Как и Фамусов, Молчалин относится к службе как к способу получения чинов и наград.
По мере я трудов и сил,
С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил, –
говорит Молчалин Чацкому. Его взгляд на службу выражен также в словах: «И награжденья брать, и весело пожить».
Главные жизненные принципы Молчалина – «умеренность и аккуратность». Молчалин уже не будет расшибать затылок, как Максим Петрович. Его лесть более тонкая.
Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Глупый с позиций Чацкого, Молчалин по-своему не так уж и глуп. Главные черты мировоззрениягероя раскрываются в четвертом действии, в монологе о завещании отца:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Между тем смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши. Истинная сущность Молчалина раскрывается в его отношении к Софье и к Лизе.
Отметим также такую черту Молчалина, как наигранная сентиментальность. Молчалин в совершенстве усвоил моду на «чувствительные» пьесы, на игру на флейте. Сентиментальность становится для героя важным орудием достижения прочного положения в обществе, где правят бал всесильные дамы, падкие на лесть, на изысканные комплименты.
Молчалин играет важную роль не только в идейном конфликте, но и в любовной интриге: он первый любовник! Прекрасно осознавая важность собственного амплуа, Молчалин признается Лизе:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека.
Со своей ролью герой успешно справляется вплоть до момента разоблачения. Не случайно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи. «Молчалины блаженствуют на свете!» – восклицает Чацкий.
Создавая образы Молчалина и Скалозуба, Грибоедов высказал свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России. В отличие от Чацкого, автор «Горя от ума» не идеализирует перспектив либерализма в «веке нынешнем». Чацкому кажется, что «вольнее всякий дышит». Грибоедов думает иначе. Драматург сознает, что ближайшее будущее России не за Чацким, а за Скалозубом и Молчалиным. Эти герои твердо стоят на ногах, их жизненные позиции более прочны, несмотря на весь их цинизм.
Софья
Дочь Фамусова Софья – центральный женский персонаж комедии. Это богатая и знатная невеста.
Характер Софьи неоднозначен. Еще Пушкин отмечал: «Софья начертана неясно».
С одной стороны, мы видим в Софье, по словам И. А. Гончарова, «сильные задатки недюжинной натуры». Ее отличают природный ум (имя-характеристика «Софья» означает по-гречески «мудрость»), житейская рассудительность, способность к искреннему чувству.
Кроме того, Софье свойственна независимость жизненной позиции: проявив непослушание отцу, Софья полюбила неравного себе человека.
С другой стороны, Софья живет ценностями фамусовского общества. Ложь и клевета не чужды ее натуре.
Быть может, именно отсутствие высоких нравственных принципов и привело героиню к тому, что она оказалась не в состоянии сразу распознать низкую и подлую натуру Молчалина.
Софья оказывается ключевым персонажем в сюжете комедии, в любовной интриге. Отношение Софьи к Молчалину и Чацкому отражает те приоритеты, которые прочно установились в среде московского дворянства. Идеал Софьи, по словам Чацкого, – это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».
Чацкий же с его умом отвергнут героиней. «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» – восклицает Софья, имея в виду либеральные идеи и остроумие Чацкого. Героиня не только отворачивается от друга своего детства, к которому когда-то питала симпатию, но и оказывается инициатором распространения клеветы о его безумии. При этом в результате она сама оказывается обманутой, сама терпит горе от своего «ума», становится жертвой подлости Молчалина, а также собственной самоуверенности.
Образ Софьи оттеняется образом служанки Лизы.
Аристократке Софье противопоставлена простая девушка – остроумная, смышленая, наделенная живым умом, чувством собственного достоинства. Так, Лиза отвергает ухаживания Фамусова и Молчалина. Она тяготится своей ролью наперсницы Софьи. Лиза выступает в комедии как жертва барской ласки и барского гнева.
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь, –
Второстепенные персонажи
В «Горе от ума» значительное число второстепенных, эпизодических персонажей – представителей фамусовского общества. Второстепенные персонажи позволяют Грибоедову шире и глубже показать взгляды, идеалы, нравы московского дворянства.
Наталья Дмитриевна Горич – светская кокетка. Ее несбывшаяся мечта в отношении мужа – должность московского коменданта.
Сам Платон Михайлович Горич в прежние годы служил, был товарищем Чацкого, вероятно, разделял его оппозиционные взгляды.
Теперь же он целиком «под каблуком» у жены, «муж-мальчик, муж-слуга», на флейте твердит дуэт А-мольный. «Похвальный лист тебе, ведешь себя исправно», – с иронией обращается к Платону Михайловичу Чацкий.
Горича тяготит праздное времяпрепровождение в светских салонах, однако сделать он ничего не может. «Неволя-то горька», – замечает Горич («говорящая» фамилия) о своем положении.
Платон Михайлович олицетворяет собой деградацию личности в фамусовском обществе.
Князь Тугоуховский такой же «подкаблучник», как и Горич, только в летах. Его глухота (что подчеркивает и «говорящая» фамилия) символизирует неспособность героя к самостоятельным мыслям и действиям.
Княгиня Тугоуховская занята тем, как бы выдать замуж шестерых дочерей.
Княгиню Тугоуховскую, как и других представителей фамусовского общества, отличают резкие суждения о вольнодумцах. Вспомним монолог княгини о Педагогическом институте:
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверье
Графиня-бабушка и графиня-внучка – парные персонажи.
Графиня-бабушка – «осколок» прошлого века. Она исполнена гнева в отношении вольнодумцев. Чацкий в ее представлении – «окаянный вольтерьянец».
Графиня-внучка воплощает собой преклонение московских дам перед французами. Эту ее черту зло высмеивает Чацкий.
Старуха Хлестова – барыня-крепостница. Так, она говорит:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку.
Хлестову, как и княгиню Тугоуховскую, отличает неприязнь к просвещению:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
Загорецкий – воплощение низости, непорядочности. Вот что говорит о нем Платон Михайлович Горич:
. человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут.
Между тем нечистого на руку Загорецкого «всюду принимают». Чацкий же, человек честный, порядочный, объявлен безумцем и изгнан из общества.
Все названные персонажи, включая двух безымянных парных персонажей, г.N. и г.D., стремительно распространяют клевету о Чацком. Все согласны с тем, что причина безумия героя заключается в таких свойствах его ума, как образованность и либеральные идеи. Особенно ярко это проявляется в сцене всеобщего осуждения Чацкого (21-е явление третьего действия).
Особо следует сказать о фигуре Репетилова.
Этот персонаж был введен Грибоедовым в позднюю редакцию комедии. Он появляется только в четвертом действии произведения.
«Говорящая» фамилия «Репетилов» образована от французского слова «répéter» – «повторять».
Репетилов представляет собой тип пустого болтуна, который увлекся либеральными идеями и бездумно распространяет их.
Грибоедов, создавая образ Репетилова, стремился выразить свое неоднозначное отношение к либеральному дворянству. С одной стороны, с помощью образа Репетилова Грибоедов оттеняет одиночество Чацкого. Получается, что «единомышленники» Чацкого – пустые болтуны вроде Репетилова; сам Чацкий при этом – фигура значительная, незаурядная и одинокая среди псевдолибералов.
С другой стороны, создавая образ Репетилова, Грибоедов стремился показать свое скептическое отношение к оппозиционно настроенному дворянству в целом. В этом отношении Репетилов – «двойник» Чацкого. Поэтому, обличая Репетилова, Грибоедов полемизирует и с главным героем своего произведения.
Чацкий
Александр Андреевич Чацкий – главный герой «Горя от ума», основной идейный противник фамусовского общества.
Это молодой дворянин, рано потерявший родителей и воспитывавшийся в доме Фамусова.
Факты из прошлогоЧацкого,упоминаемые в пьесе,напоминают нам о судьбах многих либерально настроенных дворян, в том числе будущих декабристов. Так, Чацкий по идейным убеждениям оставил сначала военную, затем гражданскую службу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – заявляет герой. Не исключено, что Чацкий пытался провести либеральные преобразования в своем имении. Недаром Фамусов говорит Чацкому: «Именьем, брат, не управляй оплошно». Вероятно, Чацкий принимал участие в реформаторских начинаниях Александра I, затем разочаровался в них. Об этих фактах говорит Молчалин, ссылаясь на слова Татьяны Юрьевны о «связи» и «разрыве» Чацкого с министрами. Чацкий путешествовал, был за границей. Возможно, именно там он приобщился к просветительским идеям Запада.
Рассмотрим важнейшие стороны личности героя. В Чацком мы находим черты образованного дворянина того времени, человека честного, благородного. Его отличают такие черты характера, как нравственная чистота, целомудрие, способность к искреннему чувству.Для Чацкого любовь к Софье отнюдь не проявление «науки страсти нежной»; Чацкий хочет жениться на Софье.
Чацкий обладает деятельной натурой, что, по мнению И.А.Гончарова, отличает его от пушкинского Онегина.
Одновременно Чацкого характеризуют и такие качества, как высокое мнение о себе, резкость и категоричность в высказывании собственной позиции, нетерпимость к чужому мнению, привычка осуждать окружающих, насмехаться над всеми. Все это вызывает неприязнь со стороны других действующих лиц, прежде всего Софьи.
Особо следует рассмотреть грани ума Чацкого.
В первую очередь отметим природные способности героя, знание им языков. Фамусов говорит о Чацком: «. он малый с головой; / И славно пишет, переводит».
Кроме того, Чацкий обладает критическим умом. Героя отличает остроумие, умение найти комические черты в окружающем обществе. Лиза говорит о Чацком:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Эти качества признает в герое и Софья. «Остер, умен, красноречив», – замечает она о Чацком. Вместе с тем Софья оценивает эти качества героя отрицательно. «Не человек – змея», – говорит она, не принимая насмешек Чацкого над Молчалиным.
Ум Чацкого – это и вольнодумство, свободомыслие, то есть те свойства его мировоззрения, которые вызывают резкую неприязнь со стороны фамусовского общества. Не случайно то, что Чацкий считает умом, в восприятии Фамусова и его гостей – безумие.
Чацкий высказывает просветительские идеи, которые напоминают нам об идеологии декабристов.
Во-первых, это протест против крайностей крепостничества. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», где герой говорит о «Несторе негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», о владельце крепостного театра, распродавшего поодиночке своих актеров.
Во-вторых, это любовь к свободе. «Вольнее всякий дышит», – заявляет Чацкий, имея в виду «век нынешний». «Он вольность хочет проповедать», – говорит о Чацком Фамусов.
Чацкому близка идея служения отечеству. Одновременно он выступает против чинопочитания, низкопоклонства, преклонения перед мундиром. Чацкий с симпатией относится к тем, «кто служит делу, а не лицам».
Чацкий предстает перед нами как горячий поборник образования, просвещения, обличитель невежества. В монологе «А судьи кто?» он с симпатией говорит о молодом человеке, который «в науки … вперит ум, алчущий познаний» и в силу этого прослывет в консервативном обществе опасным мечтателем.
Наконец, Чацкий защищает идею национальной самобытности России, выступает против иностранного засилья. Особенно ярко эта мысль выражена в монологе о французике из Бордо. Герой восклицает:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий становится главным участником идейного конфликта, определяющего общественно-политический смысл комедии. Сюжетная линия, отражающая конфликт Чацкого с Фамусовым и со всем консервативным московским дворянством, завершается разрывом героя с обществом. Чацкий одерживает моральную победу над фамусовским обществом, однако оказывается при этом, по словам И.А.Гончарова, «сломлен количеством старой силы».
Одновременно Чацкий – одна из ключевых фигур в любовной интриге. Он играет роль неудачливого любовника. Сюжетная линия, отражающая развитие любовной интриги, позволяет автору комедии показать внутренний мир героя, его переживания. «Мильон терзаний» Чацкого во многом связан с тем, что герой оказывается отвергнутым возлюбленной.
Внесценические персонажи
Помимо второстепенных (эпизодических), в «Горе от ума» присутствуют также внесценические персонажи, которые на сцене не появляются, а только упоминаются в монологах и репликах действующих лиц.
Так, упоминание ряда лиц в монологе Чацкого о Москве в первом действии комедии («черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «чахоточный. книгам враг», тетушка Софьи, Гильоме-француз) помогает Грибоедову нарисовать сатирическую картину московских нравов.
В монологах Фамусова во втором действии названы два представителя «века минувшего»: «почтенный камергер» Кузьма Петрович и любимец Екатерины II Максим Петрович– воплощение раболепия и низкопоклонства.
В монологе Фамусова о Москве во втором действии («Вкус, батюшка, отменная манера. ») названы всесильные дамы, формирующие общественное мнение:
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
В монологе «А судьи кто?» Чацкий обличает жестоких крепостников. Здесь названы «Нестор негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», и владелец крепостного театра, распродавший поодиночке своих актеров.
В третьем действии в разговоре с Чацким Молчалин упоминает влиятельных лиц – Татьяну Юрьевну и Фому Фомича. Эти внесценические персонажи позволяют зрителю глубже понять сущность Молчалина – «низкопоклонника и дельца», а также почувствовать общую атмосферу раболепия, царящую в обществе.
«Французик из Бордо» (из монолога Чацкого в конце третьего действия) символизирует преклонение московского дворянства перед всем иностранным.
Лица, упоминаемые в монологах Репетилова в четвертом действии (князь Григорий, Воркулов Евдоким, Удушьев Ипполит Маркелыч, Лахмотьев Алексей и другие), позволяют Грибоедову воссоздать атмосферу пустого либерализма, царящую в Английском клубе.
В своей последней реплике Фамусов вспоминает «княгиню Марью Алексевну». Комический эффект усиливается тем, что это лицо названо здесь впервые. Образ Марьи Алексевны символизирует страх Фамусова перед мнением всесильных дам.
Большинство внесценических персонажей – представители фамусовского общества. Однако два персонажа являются возможными единомышленниками Чацкого. Это, во-первых, двоюродный брат Скалозуба, о котором последний говорит:
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Во-вторых, это племянник княгини Тугоуховской – князь Федор, который учился в Педагогическом институте в Петербурге и там усвоил либеральные идеи. К вольнодумцам можно отнести и профессоров того же института.
Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова чрезвычайно велика.
С их помощью автор раздвигает пространственные и временные границы комедии, что позволяет ему рассказать и о «веке минувшем», и о Петербурге (связь Чацкого с министрами).
Внесценические персонажи позволяют лучше понять характеры и жизненные принципы основных действующих лиц пьесы.
Наконец, внесценические персонажи дополняют общую картину жизни русского дворянства, воссозданную Грибоедовым в «Горе от ума».
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.