Фамусов называет чацкого опасным человеком потому что
Почему Фамусов называет Чацкого опасным человеком?
Почему Фамусов называет Чацкого опасным человеком?
Давайте начнем с того, что свою комедию «Горе от ума» Грибоедов изначально задумывал как сатиру на дворянское московское общество девятнадцатого века. Все дело в том, что именно в это время в дворянской среде начали появляться новые революционные взгляды на общественное обустройство, которые, естественно, входили в противоречие с существующими старыми. Все это, в итоге, привело к расколу общества на два противоположных лагеря, один из которых отличался более прогрессивными взглядами. Типичным его представителем как раз, и являлся Чацкий.
Фамусов же принадлежал к старому обществу, которое писатель назвал «фамусовским». Основными его приоритетами являлись карьера и деньги. Все остальное здесь отрицалось и не ценилось. Мало того, представители фамусовского общества не только сторонились людей с прогрессивными взглядами, но и считали их весьма опасными. Ну, а как же иначе, ведь они хотели жить по-новому, опираясь на совершенно другие принципы, такие, например, как честность и добропорядочность. Тот же Чацкий часто вступал в споры по самым острым вопросам фамусовского общества. Они касались: семейных отношений, государственной службы, общественного обустройства. Он напрочь отрицал чинопоклонство и взяточничество, считая их пороком, разлагающими консервативное аристократическое общества. Выступал Чацкий и против крепостного права.
Естественно, что человек, со столь прогрессивными взглядами, был для Фамусова и представителей его общества весьма опасным. Фамусова все в этой жизни устраивало, а поэтому ни он, ни входящие в его круг люди, ничего менять не желали. Они привыкли жить по-старому, при этом совершенно не думая о том, что для большей части общества такая жизнь давно в тягость и является неприемлемой. А тут еще Чацкий, со своими нападками на жизненный уклад помещиков, крепостное право, да и на саму Москву! Естественно, что такой человек вызывал у них негодование. Они видели в нем угрозу своему беззаботному существованию. Ну, а раз так, то Чацкий воспринимался как опасный человек для самого Фамусова, и для людей его окружения. Он хотел вольности, а значит, был революционером и врагом государства.
Ну, а что же сам Фамусов? Сторонником, каких идей он являлся? Ему была важна его личная репутация, ради которой он шел на любые жертвы. Можно врать, предавать, лебезить и даже унижаться, и при этом быть примером нравственности, но только в высшем обществе. Тут, как говорится, все средства хороши. А вот вне общества он мог позволить себе все, что угодно. Заигрывание со служанкой Лизой, с недвусмысленными намеками на сексуальные отношения, для него являлось нормой. То есть, аморальные принципы Фамусову не были чужды. Вместе с тем он позволял себе читать мораль дочери, которая уединилась в комнате с Мочалиным.
Чацкий считал, что у таких как Фамусов людей мундир прикрывает их слабодушие и нищету души. Об этом он открыто ему и заявлял. В ответ же слышал фразу: «Поди, ка послужи», на что отвечал « служить бы рад, но вот прислуживаться тошно». По его мнению, можно служить только правому делу, но не отдельному человеку, такому, как Фамусов.
Отношение Фамусова к Чацкому, цитаты (Горе от ума)
Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.
Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами “В той комнате незначущая встреча…”(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем “незначащая”). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:
Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.
Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.
В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело… подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе “Петрушка, вечно ты с обновкой…”, когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.
Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»
Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:
Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя…
Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:
При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки.
Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».
А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума…»). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.
Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.
Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.
Чацкий – это представитель малочисленной группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо более убедительны и содержательны. Однако обличительные речи этого героя гости Фамусова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свои мнения перед теми людьми, кто ни о каких реформах и думать не хотел. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляющие об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права.
Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии
Первой свое отношение к главному герою высказывает служанка Лиза в беседе с Софьей Павловной о «делах сердечных» и свадебных перспективах последней. Ее оценка явно женская: Лиза говорит о тех качествах Чацкого, которые первыми замечают в нем именно женщины:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий.
При этом именно Лиза выступает в роли первой союзницы Чацкого, оправдывая его отъезд из Москвы серостью и тоскливостью здешней затхлой барской жизни:
Лечился, говорят, на кислых он водах,
Не от болезни, чай, от скуки…
Софья сразу настроена к озвученным Лизой достоинствам Чацкого более скептично:
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех.
Она на протяжении всего действия комедии намеренно Дистанцируется от главного героя, созерцая его сквозь призму живой и беспристрастной иронии, в которой все достоинства Чацкого, дарованные ему Грибоедовым, искажаются, принимая причудливые и комичные формы. В первой беседе двух героев Софья своими словно невзначай оброненными фразами будто бы намеренно провоцирует Чацкого изливать желчь на Москву и ее обитателей:
Что значит видеть свет.
Вот вас бы с тетушкою свестъ,
Чтоб всех знакомых перечесть.
Софья не оставляет никаких недомолвок между ней и Чацким; она пряма и искренна, решительно высказывает все упреки:
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова…
…грозный взгляд и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.
Именно Софья, сразу же определив главного героя как «Не человек, змея!», дает и старт стремительной развязки:
Павел Афанасьевич Фамусов принимает возвратившегося из путешествия Чацкого с видимым радушием. Будучи озадаченным вопросом замужества своей взрослой дочери и терзаемый размышлениями «Который же из двух?», помещая на разные чаши весов Молчалина и Чацкого, Фамусов пытается оценить главного героя на предмет практичности. Впрочем, как и в случае с Софьей, позиция в отношении Чацкого формируется в первом же их масштабном диалоге, где Фамусов на свои предложения «…имением не управлять оплошно, а главное, пойти-ка послужить» получает порцию радикальной критики устоев общества в сравнении «века нынешнего и века минувшего». Подобный поворот в беседе
Ах! Боже мой! он карбонарий.
Что говорит! и говорит, как пишет.
Он вольность хочет проповедать.
Да он властей не признает.
Раздосадованный неумением Чацкого держать язык за зубами в присутствии «солидного, известного человека» Сергея Сергеевича Скалозуба, который «знаков тьму отличья нахватал», Фамусов укрепляется в своем мнении окончательно и бесповоротно. На некоторое время покидая сцену, он возвращается в самый разгар жаркого обсуждения сумасшествия главного героя, внося свою посильную лепту в укреплении и раздувании нелепого слуха:
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет.
По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница сума сходила восемь раз.
Отношение к Чацкому второстепенных персонажей целиком и полностью основывается на озвученном кем-либо мнении, обнажая неспособность к самостоятельному анализу и оценке. Скалозуб, которому Фамусов отрекомендовал Чацкого как «делового, малого с головой, славно пишущего и переводящего», остается при этом мнении даже после монолога главного героя «А судьи кто?!», где речь идет об алчной страсти к чинам и мундирам. Тугоуховские обмеряют Чацкого шкалой знатности и состоятельности, опираясь на слова Натальи Дмитриевны Горич.
Репетилов занимается пред Чацким самобичеванием, самоуничижением, выражает ему всю преданность, уважение, едва ли представляя даже, кто есть главный герой на самом деле. Каждый из участников комедии кривит зеркало, в котором отражен Чацкий, на свое собственное усмотрение.
«Не суди да несудим будешь» — гласит древняя народная мудрость. Истинность ее неоспорима, и именно она стоит гербовой печатью на всей комедии «Горе от ума». Будучибеспощадным судьей нравов и обычаев московского общества, Чацкий сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, зато есть множество самых разных обвинителей. Задавая свой риторический вопрос, главный герой не получает на него однозначного ответа, ибо риторический вопрос такового ответа не имеет, по определению.
Безумен ли главный герой?
Проблемы ума в «Горе от ума» раскрываются в противопоставлении главного героя всему московскому дворянскому обществу. Бросившим вызов традициям и общественным нормам героем в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он — тот единственный здравомыслящий, который противостоит «двадцати пяти глупцам». Но в произведении отношение к этому персонажу других лиц совсем не такое. Окружающим не виден ум Чацкого, скорее наоборот — молодого человека они называют безумцем.
Где найти прибежище герою?
Существовало ли такое место в нашей стране, где герои, подобные Чацкому, могли найти прибежище, чтобы залечить свои раны? Наверное, Александру Андреевичу следовало ехать туда, где уже начинали создаваться тайные общества декабристов, в которых ценили таких людей и находили применение их силе и знаниям для преобразований, назревающих в России. Ум, как представляли его передовые дворяне, должен быть вольным, свободным. Вольнодумство для декабристов было не определением опасного недуга, порока или ругательным словом, а наоборот, очень ценилось.
Чацкий и фамусовское общество своеобразие конфликта для сочинения по теме
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».
Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».
Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.
Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.
Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».
Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».
Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».
Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».
Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.
Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие. Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.
Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.
Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности. К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».
Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.
Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»
СочиненияФамусовское общество в комедии «Горе от ума» Грибоедова – кратко о представителях для сочинения по теме
СочиненияОбраз Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме
Софья Фамусова
Проблемы ума в «Горе от ума» рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем. Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является «ум» Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим. Такие люди, по его словам, «блаженствуют на свете».
Какие «умы» нужны старому московскому дворянству?
Молчалин точно знает, как нужно действовать «с умом» для того, чтобы использовать свое положение на службе в личных целях. В этом он сближается со Скалозубом, который также глуповат, но «счастлив в товарищах». Этот человек готов достичь желаемого любыми средствами — он метит в генералы.
Именно такие «умы» и требовались московскому дворянству, а главный герой с его отличным от других, критическим отношением к миру не вписывался в эту среду, хотя Фамусов и рекомендовал Чацкого гостям как человека «с головой». Отдавая должное образованности главного героя, он считает, что данным приобретением следует пользоваться осторожно, умело и лишь для достижения в обществе высокого положения либо обогащения. Иначе ум может навредить Чацкому, что и происходит с ним в итоге.
Мнение большинства
Проблемы «Горе от ума» — это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет «весело пожить» и получить награды. Он скромен, вежлив, услужлив и непременно «дойдет до степеней» в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим.
Почему Фамусов называет Чацкого опасным человеком?
Давайте начнем с того, что свою комедию «Горе от ума» Грибоедов изначально задумывал как сатиру на дворянское московское общество девятнадцатого века. Все дело в том, что именно в это время в дворянской среде начали появляться новые революционные взгляды на общественное обустройство, которые, естественно, входили в противоречие с существующими старыми. Все это, в итоге, привело к расколу общества на два противоположных лагеря, один из которых отличался более прогрессивными взглядами. Типичным его представителем как раз, и являлся Чацкий.
Фамусов же принадлежал к старому обществу, которое писатель назвал «фамусовским». Основными его приоритетами являлись карьера и деньги. Все остальное здесь отрицалось и не ценилось. Мало того, представители фамусовского общества не только сторонились людей с прогрессивными взглядами, но и считали их весьма опасными. Ну, а как же иначе, ведь они хотели жить по-новому, опираясь на совершенно другие принципы, такие, например, как честность и добропорядочность. Тот же Чацкий часто вступал в споры по самым острым вопросам фамусовского общества. Они касались: семейных отношений, государственной службы, общественного обустройства. Он напрочь отрицал чинопоклонство и взяточничество, считая их пороком, разлагающими консервативное аристократическое общества. Выступал Чацкий и против крепостного права.
Естественно, что человек, со столь прогрессивными взглядами, был для Фамусова и представителей его общества весьма опасным. Фамусова все в этой жизни устраивало, а поэтому ни он, ни входящие в его круг люди, ничего менять не желали. Они привыкли жить по-старому, при этом совершенно не думая о том, что для большей части общества такая жизнь давно в тягость и является неприемлемой. А тут еще Чацкий, со своими нападками на жизненный уклад помещиков, крепостное право, да и на саму Москву! Естественно, что такой человек вызывал у них негодование. Они видели в нем угрозу своему беззаботному существованию. Ну, а раз так, то Чацкий воспринимался как опасный человек для самого Фамусова, и для людей его окружения. Он хотел вольности, а значит, был революционером и врагом государства.
Ну, а что же сам Фамусов? Сторонником, каких идей он являлся? Ему была важна его личная репутация, ради которой он шел на любые жертвы. Можно врать, предавать, лебезить и даже унижаться, и при этом быть примером нравственности, но только в высшем обществе. Тут, как говорится, все средства хороши. А вот вне общества он мог позволить себе все, что угодно. Заигрывание со служанкой Лизой, с недвусмысленными намеками на сексуальные отношения, для него являлось нормой. То есть, аморальные принципы Фамусову не были чужды. Вместе с тем он позволял себе читать мораль дочери, которая уединилась в комнате с Мочалиным.
Чацкий считал, что у таких как Фамусов людей мундир прикрывает их слабодушие и нищету души. Об этом он открыто ему и заявлял. В ответ же слышал фразу: «Поди, ка послужи», на что отвечал « служить бы рад, но вот прислуживаться тошно». По его мнению, можно служить только правому делу, но не отдельному человеку, такому, как Фамусов.