Фамильяр что это животное
Фамильяр
Каждая уважающая себя Ведьма имеет фамильяр и это не вымысел, это не сказка, коими нас в детстве потчевали взрослые. Это самая настоящая правда и реальность, которая находится бок о бок рядом с нами! Но прежде, чем приступить к дальнейшему повествованию, давайте определимся с термином «фамильяр», возможно, далеко не все в курсе того, о чём именно идёт речь.
Что такое фамильяр?
Фамильяром принято считать дух, призванный служить тем, кто практикует магию. Дух и его хозяин, посредством магических уз, тесно связаны между собой. Существует точка зрения, исходя из коей, фамиляр – это нечто среднее между духом и демоном. Иной раз фамиляр может быть «со сложным характером», хотя, в целом, он зависит от личности своего хозяина.
Краткий экскурс в историю фамильяра
Термин «фамильяр» вошёл в обиход среднестатистического гражданина, ещё во времена Средневековья. Именно тогда то и началась «Охота на ведьм», которая словно чума, унесла жизни многих тысяч не только женщин, но и мужчин (ведь их тоже не редко обвиняли в колдовстве). Более того, инквизиция умудрялась даже отправлять на костёр животных, например, чёрных кошек, исконно считавшихся наипервейшими помощниками ведьм и колдунов.
Ведьмы прошлого, как и нынешние их подруги по ремеслу, активно пользовались помощью фамильяров. Дух, зачастую обладавший разумом на уровне человеческого, как правило, обитал в теле животного. Он то и помогал своей хозяйке или хозяину во всех делах, как домашних (простых бытовых), так и магических. Именно фамильяры помогали ведьме наводить морок или околдовывать тех несчастных, что вставали на её пути. Самое главное преимущество фамильяра заключалось в том, что его невозможно было отличить от обычного животного. Эта особенность позволяла следить за врагами, а также помогала в сборе необходимой информации. Без фамильяра ведьма была, как без рук.
Благодаря археологическим раскопкам, до нас дошло множество фигурок периода неолита (это примерно 4500- 3500 лет до нашей эры) изображающих весьма странных существ: то ли люди, то ли божества, а то ли животные. Во время важных жизненных событий люди, жившие в те времена, на данные фигурки молились, на них же концентрировали свое внимание в момент медитаций. Было принято считать, что подобного рода действиями можно добиться как бы оживления фигурки, пробудить в ней дух, или же вселить в неё призванный дух, который станет впоследствии защитником и помощником во всех делах. Подобные фигурки находили и продолжают находить в усыпальницах фараонов. Таким образом, фамильяры, найденные в египетских пирамидах, а это были именно они, использовались не только для решения задач дня сегодняшнего, но и как проводники в мир иной. Они же выступали и защитниками в мире этом и в мире том, — откуда нет возврата.
Фамильяры (фигурки, в которых заключён дух) находили и находят и в других областях, не только в Египте. Духи-помощники были и у шумеров, и у древних жителей Ближнего Востока и даже в Вавилоне. Во многих источниках классической литературы мы также находим упоминание об этих удивительных служителях порока. О фамильярах писали Шекспир (в «Макбете»), Погорельский (в «Лафертовской маковнице»), Гоголь (в «Майской ночи»). На дошедшей до наших дней гравюре «Адского словаря», датированного годом 1863 изображена жаба, летящая верхом на скелете фантастического существа. В те времена было принято считать, что не только дух-помощник ведьмы, может обитать в теле животного, но и сама ведьма при желании может перевоплощаться, становясь животным: кошкой, совой, жабой или кем-то иным.
Как правило, фамильяры представали в образе чёрной кошки, можно сказать, что это традиционный подход и классика жанра. По факту же дух мог находиться в теле собаки, хорька, ежа, кролика, чёрного дрозда, вороны, совы, лягушки или жабы. Скорее всего, что данный список тоже не является исчерпывающим. Другое дело, что чёрные коты или кошки, чаще всего попадали под «раздачу». Ведь даже наличие в доме этого животного уже могло указывать на то, что его хозяйка состоит в сговоре с самым дьяволом. Порой масть кота не имела особо значения. Для того чтобы отправиться на костёр, достаточно было одного того, что ты просто с нежностью и заботой относишься к своему питомцу. В то же самое время, в период Средневековья, считалось, что наряду с кошкой, ведьме ничуть не меньше служила жаба. Отцы церкви Христовой считали, что именно жабу любят использовать в качестве фамильяра вышеобозначенные особы. В ряде трактатов тех времён, содержатся сведения о том, как ведьмы ласкали и баловали своих любимых жаб. Одевали их в шелка и бархат, а потом, когда случался шабаш, их самих (ведьм) видели в аналогичных одеждах.
В древней Греции, времён Овидия считалось, что фамильярами чаше всего выступают совы. Заслышав звук этой птицы, многие бросались прочь. Ведь по их представлениям крик совы обещал скорую кончину. В Европе и потом, вплоть до времён правления Елизаветы Английской, по-прежнему были уверены, что сова – это злой служитель ведьмы и пособник дьявола.
Где обитают фамильяры?
Так как фамильяр – это бестелесный дух, то местом его обитания, естественно, являются те слои реальности, которые не может узреть человеческий глаз. Находиться «на родине» фамильяр может ровно до тех пор, пока его не призвали и не изъяли из родственной для него среды. Стоит заметить, что низшие фамильяры (об их классификации мы поговорим в следующем разделе), призванные в наш мир, здесь и остаются. Обратной дороги для них уже не существует.
Классификация фамильяров
Исходя из иерархии и магических способностей, выделяют три вида фамильяров:
Что ещё даёт фамильяр своему хозяину?
У каждого из фамильяров есть своя, если можно так сказать, специализация, есть свои особенности. Так, например, духи, могут следующее:
Как бы всё вышеперечисленное странно не звучало, как бы не походило на нечто фантастическое, стоит понять одно – всё это существует на самом деле. И то, что Вы до сих пор, быть может, не столкнулись с проявлениями фамильяров – это не повод думать, что всё написанное полная ерунда. Это повод радоваться тому, что Вас миновала чаша сия.
Как призвать фамильяра?
Фамильяр призывается посредством силы ведьмы или мага. Важную роль имеет масштаб магических возможностей того, кто решил дух призвать. Ведь нужно уметь не только призвать, проникнув сквозь слои миров, но найти, переместить, а затем и подчинить себе нужный дух. Не имея большого магического потенциала, фамильяра не призвать.
Вспомогательными элементами призыва духа могут выступать пентаграммы, магические печати, зелья и прочие атрибуты. Как только дух явился, между ним и человеком его призвавшим, заключается договор, исходя из коего, дух начинает служить своему хозяину. Однако если у призвавшего духа не хватает силёнок явившийся дух подчинить собственной воле, фамиляр с лёгкостью может его уничтожить.
Способы взаимодействия с фамильяром
Взаимодействие с призванным фамильяром, как правило, возможно, посредством следующих вещей: зеркала, телепатии (сенсорной или мысленной), обычной речи, а также посредством изменённого состояния сознания.
Добавить комментарий Отменить ответ
Фамильяры
Содержание
Сатанизм
Фамильяр – это дар Сатаны своему стороннику. Это животное формирует связь необычайной любви со своим хозяином. Животное отличается от других животных тем, что в нем обитает душа Демона низкого ранга. Связь обычно так глубока, что, стоит владельцу заболеть, животное также почувствует себя плохо. Собаки, кошки, птицы, грызуны и рептилии могут быть фамильярами. У ведьмы может быть несколько фамильяров. Человек обнаружит, что за ним присматривают и его защищают доброжелательные Демоны, беспокоящиеся о его благополучии. Эти животные – дары Сатаны, и с ними следует обращаться очень хорошо. О ведьмах говорят, что они очень хорошо заботились о своих фамильярах. Животные священны в сатанизме, и к ним всегда следует относиться с уважением и заботой. Это относится ко всем животным. Мыслеформы также можно имплантировать или привязать к фамильяру, но это очень продвинутая практика, и вы должно хорошо понимать, что вы делаете, чтобы не причинить вред фамильяру. Всегда все делайте через Сатану. Никогда не делайте ничего, что может повредить фамильяру.
Фамильяры очень стремятся защищать. Они могут помочь в магии, как партнеры. Ведьмы, не имеющие фамильяров, могут послать психический призыв, чтобы привлечь правильное животное. Фамильяры известны своей чувствительностью к психической силе, и они – желанные партнеры в поднятии силы, совершении заклинаний, вглядывании в отражающие поверхности (скринге), контактах с духами и других магических работах. Они также служат психическими радарами, заметно реагируя на присутствие нежелательной или негативной энергии. Однажды собака одного из Высших Жрецов злобно зарычала, и ее шерсть встала дыбом, когда было зафиксировано ангельское присутствие, и предупредила своего хозяина об этом.
Защита здесь взаимна. Владелец также психически защищает фамильяра. Эта связь такая же сильная, как у родителя к ребенку. В отличии от всей лжи врага и страшным историям, Сатана относится к животным с огромным уважением и желает, чтобы его люди обращались с ними соответственно. В Аль-Джилвах он гов
Что такое фамильяр?
Фамильяром принято считать дух, призванный служить тем, кто практикует магию. Дух и его хозяин, посредством магических уз, тесно связаны между собой. Существует точка зрения, исходя из коей, фамиляр – это нечто среднее между духом и демоном. Иной раз фамиляр может быть «со сложным характером», хотя, в целом, он зависит от личности своего хозяина.
орит: “Все звери земли, все птицы неба и все рыбы моря находятся в моей власти.”
Где обитают фамильяры?
Так как фамильяр – это бестелесный дух, то местом его обитания, естественно, являются те слои реальности, которые не может узреть человеческий глаз. Находиться «на родине» фамильяр может ровно до тех пор, пока его не призвали и не изъяли из родственной для него среды. Стоит заметить, что низшие фамильяры (об их классификации мы поговорим в следующем разделе), призванные в наш мир, здесь и остаются. Обратной дороги для них уже не существует. Их места обитание(Ад,Преисподняя)
Классификация фамильяров
Исходя из иерархии и магических способностей, выделяют три вида фамильяров:
Что ещё даёт фамильяр своему хозяину?
У каждого из фамильяров есть своя, если можно так сказать, специализация, есть свои особенности. Так, например, духи, могут следующее:
Как бы всё вышеперечисленное странно не звучало, как бы не походило на нечто фантастическое, стоит понять одно – всё это существует на самом деле. И то, что Вы до сих пор, быть может, не столкнулись с проявлениями фамильяров – это не повод думать, что всё написанное полная ерунда. Это повод радоваться тому, что Вас миновала чаша сия.
Как призвать фамильяра?
Фамильяр призывается посредством силы ведьмы или мага. Важную роль имеет масштаб магических возможностей того, кто решил дух призвать. Ведь нужно уметь не только призвать, проникнув сквозь слои миров, но найти, переместить, а затем и подчинить себе нужный дух. Не имея большого магического потенциала, фамильяра не призвать.
Вспомогательными элементами призыва духа могут выступать пентаграммы, магические печати, зелья и прочие атрибуты. Как только дух явился, между ним и человеком его призвавшим, заключается договор, исходя из коего, дух начинает служить своему хозяину. Однако если у призвавшего духа не хватает силёнок явившийся дух подчинить собственной воле, фамиляр с лёгкостью может его уничтожить.
Способы взаимодействия с фамильяром
Взаимодействие с призванным фамильяром, как правило, возможно, посредством следующих вещей: зеркала, телепатии (сенсорной или мысленной), обычной речи, а также посредством изменённого состояния сознания.
Кто такие фамильяры: кот Салем, псевдодраконы и черепашки-ниндзя
1. Кто или что такое фамильяр?
Первое, что нужно понимать в случае с фамильярами: они не просто говорящие животные. Фамильяр может принять облик животного, но с тем же успехом быть феей, чёртом, деревенской пастушкой или даже почтенным бородатым джентльменом лет за сорок. Ещё раз, фамильяр – это не обязательно животное-компаньон.
Пьер А. Риффар (Pierre A. Riffard), французский философ и специалист по эзотерике, пишет, что фамильяр хоть и берет на себя роль альтер-эго своего хозяина или хозяйки, тем не менее ведет жизнь самостоятельную, а не ходит за господином по пятам. Чародей часто просто переносит некую частичку своего духа для того, чтобы наложить то или иное заклинание на себя без выгорания души. Здесь заметно сходство с идеей Волан-де-Морта о Нагайне как своём крестраже.
Фамильяр не может быть умнее своего господина, иначе колдун не сможет призывать, зачаровывать или изгонять фамильяра по собственному желанию. В таком случае отношения в формате «хозяин-слуга» перестанут работать. Маг фамильяром не станет, а вот жизни может лишиться.
Фамильяров можно классифицировать как низших духов. Они – промежуточное звено между духами и демонами. При этом фамильяры не являются злыми по своей природе, но так как они помощники и соратники ведьм и колдунов, то и их тоже принято считать существами пакостными и вредоносными, в том числе и фамильяров-фей.
Фамильяр есть волшебный дух, сверхъестественная сущность. Сабрина Спеллман даже описывает своего кота Салема словом goblin, что в таком контексте логичней всего перевести как призрак, беспокойный дух, а не гоблин. Физической оболочкой фамильяра может служить как чёрный кот, так и собака, жаба, крыса, и даже игуана.
Фамильяр очень привязан к своему хозяину и в случае смерти ведьмы или колдуна, которому он служил, дни жизни фамильяра сочтены. Он будет медленно угасать, стараясь не отходить далеко от тела своего покойного владельца.
1. Салем, Наг И Нагайна
Так уж случилось, что у исполнительницы роли Сабрины Спеллман в «Леденящих душу приключениях Сабрины» Кирнан Шипки сильная аллергия на котов. Поэтому шоураннер и сценарист Роберто Агирре-Саказа всерьез подумывал сделать Салема большим псом. К счастью, он отказался от этой идеи. Страшно даже представить какую бурю возмущения он бы вызвал среди фанатов старого сериала, где Салем был источником шуток и одним из самых ярких персонажей во всем телешоу.
В ситкоме 90-х Салем был колдуном, которого судили за попытку захватить мир. В качестве наказания он был превращен в американскую короткошерстную кошку на 100 лет. С годами Салем Саберхаген перенимает многие привычки представителя кошачьих, но все также хочет захватить мир, любит язвить и поесть, особенно мороженое. У него отличное чувство юмора/самоиронии, регулярно кот наряжается в разного рода одежду, носит очки или головные уборы. Салем – очень добрый и всячески старается помогать Сабрине (он все же фамильяр), но и от планов поднять революцию и захватить мир полностью не отказывается.
К сожалению, в первом сезоне сериала Роберто Агирре-Саказа не раскрывает нам историю того, кем были Салем и Левиафан до того, как попасть в их нынешние тела. Да и в целом, у фамильяров в новом сериале невероятно мало экранного времени, за исключением разве что игуаны убитого юноши-колдуна. Хотя как и её хозяина, рептилию убирают из сериала, так толком и не раскрыв.
В конце 17-го века Салем был юношей по имени Сэмюел. Его превратили в кота ведьмы из Салем-Виллидж в качестве наказания за то, что он «сделал» ребёнка ведьме по имени Эбигейл и отказался жениться на ней. Ведьмы затем были повешены простыми смертными и у того самого дерева, на котором они висели, к Салему является Сатана. Тёмный Лорд говорит, что в будущем коту предстоит быть фамильяром у очень сильной ведьмы, которая будет наполовину-ведьмой, наполовину-смертной. Если он справится со своими обязанностями и убережет её от всех опасностей, то сможет опять стать человеком.
Мы знакомимся с образами фамильяров в поп-культуре еще в детские годы. Так в диснеевском «Алладине» перед нами сразу два фамильяра – Яго, попугай Джафара и Ксерксис, угорь колдуна Мозенрата.
Яго был слугой Джафара, но затем предал его. Он очень ворчлив и часто недоволен происходящим. Как и Салем, попугай часто шутит, при том довольно язвительно. Неоднократно впутывает Алладина в разные передряги, зато несколько раз спасает жизни ему, Жасмин и Абу.
У одного из самых опасных злодеев в мире Алладина Мозенрата довольно нетипичный фамильяр – летающий угорь Ксерксис. Он предан хозяину целиком и полностью, является его единственным настоящим другом, а вот отношение Мозенрата к своему спутнику часто зависит от настроения мага. С одной стороны, чародей доверяет угрю, а, будучи в хорошем настроении, и охотно его гладит. Когда же Мозенрат рассержен или чем-то очень расстроен, он причиняет Ксерксису физическую боль, душит его или швыряет об стену.
В играх фамильяры тоже представлены уже очень давно. Так в третьей редакции Dungeons & Dragons два класса персонажей из одиннадцати могут получить своего фамильяра: волшебник и чародей. Фамильяр — маленькое животное, настолько связанное со своим хозяином, что с точки зрения игровой вселенной они одно целое. Фамильяр развивается, путешествует и участвует во всех приключениях вместе с магом, постепенно обретая человеческий ум и черты характера. Волшебник или чародей взамен получает быстрого и незаметного помощника, который поможет как в разведке перед боем, так и в самих магических ритуалах. Связь с животным наделяет мага качеством этого животного в виде небольшого бонуса (например, +3 к навыку бесшумности от кота-фамильяра).
Наиболее популярными фамильярами являются ворон, гадюка, жаба, кошка, крыса, летучая мышь, сова, сокол и ящерица, однако на эту роль подходит почти любое небольшое животное.
Смерть спутника не проходит для игрока бесследно, а нового фамильяра можно вызвать лишь через год и один день.
В 2007 году была выпущена настольная ролевая игра Familiars RPG. В сеттинге этой НРИ магия под запретом, поэтому роль фамильяров – защищать ведьм и колдунов, а также выполнять различные задания в городе. Игра весьма простая, в базовой версии правил игрок может выбрать одно из 14 животных, от банальных кошек и ворон до гомункулуса (тряпичной или глиняной куклы, которую чарами оживил волшебник). У каждого фамильяра есть свои характеристики и даже недостатки. А если какой-то маг откажется от своего фамильяра, тот вполне может выжить и стать диким фамильяром, или даже членом Кошачьей мафии.
Фамильяров нередко можно увидеть в различных НРИ. Так к настольной ролевой игре TMNT RPG 1985 года было выпущено дополнение о путешествиях между измерениями. Здесь вы можете взять на себя роль фамильяра, бежавшего от своего хозяина. И стать не просто кошкой или совой, а Черепашкой-ниндзя, огромной мудрой крысой или антропоморфным носорогом. В результате колдовства, проведённого над ним, выбранное вами животное получает разум, способности и, даже черты человека. Ваш персонаж затем и сам может стать магом.
И в завершение статьи моя любимая картинка с превосходным Салемом Саберхагеном:
Ближе, чем родные, и лучше, чем друзья. Фамильяры в истории и в фантастике
Фамильяр (англ. familiar, франц. familier) — волшебный дух, который согласно средневековым западноевропейским поверьям служил ведьмам и колдунам. Традиционно принимал облик животного.
Без кота и жизнь не та (народная мудрость)
Один из главных страхов человека — одиночество. Так бывает, что его не всегда можно избыть за счёт других людей, и тут на помощь приходят «братья наши меньшие». Верный и преданный пёс охраняет дом, кот уютно мурлыкает, играет роль грелки и отгоняет нечистую силу, ящерица ходит за хозяином и ждёт, когда же он умрёт от её укуса… Нет, это же совсем другая история! Ящерица, конечно, на близкого друга не тянет, да и обычные домашние животные не всегда умеют читать мысли хозяев и быть для них самыми близкими, однако вот уже сотни лет мотив фамильяра исправно появляется в произведениях искусства. Чем же он так привлекателен?
Фамильяры в прошлом: изучить и уничтожить
Одно из самых известных изображений фамильяров находится на фронтсписе трактата Мэтью Хопкинса «Обнаружение ведьм» (1647 год). В период Английской революции этот бравый охотник выследил, обвинил в колдовстве и уничтожил более двухсот человек. В минуты, не занятые очисткой родной земли от ведьм, он занимался тщательным изучением противника, систематизацией знаний о нём и применением их в ходе судебных процессов. Одним из главных предметов его штудий были именно фамильяры.
Мэтью Хопкинс утверждал, что фамильяры служат и помогают колдунам по хозяйству, в бытовых делах, но также при случае могут помочь околдовать кого-нибудь, так что если при аресте ведьмы находили домашнее животное, его либо спешно уничтожали, либо со всей осторожностью забирали в качестве доказательства вины. В любом случае судьба несчастного существа оказывалась незавидной. Считалось, что фамильяр обладает разумом на уровне обычного человека, имеет собственное имя и чаще всего принимает форму животного — самого заурядного, чтобы успешно шпионить за врагами хозяина, не вызывая подозрений. Некоторые колдуны якобы полагались полностью на фамильяра, как если бы он был их ближайшим другом.
Matthew Hopkins, Witch-finder / Wellcome Collection / CC BY 4.0
Когда ведьма была уже захвачена, Хопкинс и его помощники искали на её теле особый признак — так называемую «метку дьявола», которую враг рода человеческого оставляет на теле всех заключивших с ним сделку, маленькое пятнышко, нечувствительное к боли и не кровоточащее при уколах. На самом деле такой «меткой» чаще всего оказывалась родинка, родимое пятно или лишний сосок. Считалось, что именно из этой отметки фамильяр пьёт кровь ведьмы, как младенец пьёт молоко матери. Если на теле обвиняемого не было видимых отметин, искали невидимые — специально нанятые женщины кололи жертву ножами и иглами.
Фамильяры в современности: териантропия как субкультура
Осенью тысяча девятьсот девяносто второго года в сети Usenet была создана группа для единомышленников, которые обсуждали опыт единения с природой посредством духов, тотемов и снов. Главным моментом в их обсуждениях была концепция соотнесения человека с каким-то определенным животным. Тогда же возник термин «териантропия».
Основная часть русскозязычного сообщества териантропов, которое появилось у нас в две тысячи втором году, утверждает, что сутью их культуры является следующее осознание: в своём теле человек может сочетать психику, инстинкты и идеомоторику настоящего зверя. Подобный человек-зверь видит мир гораздо шире, чем его собратья, и может выходить в общении даже с обычными людьми на новый уровень.
Хотя документальных подтверждений тому, что териантропам хоть раз удалось добиться трансформации своего тела, не существует, самые ярые приверженцы данного течения утверждали в сетевых баталиях, что превращение возможно. Именно тогда, отказавшись от человеческой оболочки, просвещенный разум обретает гармонию, получает не только новые физические способности, но и возможность объединять людей, «привязывать» их к себе и друг к другу.
Долгое время в интернете существовали маленькие группы единомышленников, объединённые «внутренним зверем». В основном в подобных группах преобладал волк, реже остальные собачьи, но встречались и другие виды зверей. Одним из достаточно крупных мест общения был, например, форум на сайте CanisLupus.Ru.
Видеоигра Werewolf: The Apocalypse основана на одноимённой настольной ролевой игре, в которой раскрываются идеи единения с природой, трансформации и тотемизма
Кто же они такие и где про них читать?
На данный момент можно выделить два основных подхода к пониманию сущности фамильяров. Первый, берущий начало в средневековье: фамильяр — это нечеловеческая сущность (демон, дух, призрак, дьяволово отродье), который служит владеющим магией. При этом облик животного — просто удобная форма, которую принимает демон с тем, чтобы его не раскрыли. Второй подход, более современный: фамильяр — это некий гибрид человеческой и животной сущности, например, душа или кусок души, трансформировавшийся в «похожего» на нее зверя.
И та, и другая теория на протяжении многих лет находят отражение в литературе. Например, в Шекспировском «Макбете» вещие жены (то есть ведьмы) строят козни в компании жабы и кота. Характер фамильяров не акцентируется, о них упоминается мельком, как о чем-то само собой разумеющемся.
Рисунок 16 века, на котором изображена ведьма, кормящая фамильяра
В рассказе Антония Погорельского «Лафертовская смоковница» появляется типичный средневековый фамильяр: «чёрный кот с сверкающими глазами и с поднятым вверх хвостом», причём «иные даже божились, что любимый чёрный кот, каждое утро провожающий старуху до ворот и каждый вечер её встречающий, не кто иной, как сам нечистый дух». А племянница ведьмы, «бросив нечаянно взгляд на чёрного кота, увидела, что на нём зелёный мундирный сюртук; а на место прежней котовой круглой головки показалось ей человеческое лицо, которое, вытараща глаза, устремляло взоры прямо на неё».
В одном из самых знаменитых рассказов Эдгара По действует чёрный кот, «необычайно крупный, красивый и сплошь чёрный, без единого пятнышка», отличающийся редким умом. Жена главного героя намекала ему на старинную примету — считать всех чёрных котов оборотнями. Как показывает дальнейшее развитие сюжета — не зря. Именно кот вызывает у героя самые сильные чувства, он становится живым катализатором трагических событий и он же — наказанием. Здесь в центре внимания, скорее, не сущность животного, а характер той эмоциональной связи, которая существует между ним и героем. Очень четко показано её изменение: из крайности в крайность.
Один из самых известных фамильяров — кот Бегемот, прибывший к месту событий «Мастера и Маргариты» со своим «хозяином» Воландом. На протяжении всей книги он представляется истинно дьявольским отродьем, неугомонным духом-шутником, и лишь в финале читатель понимает, что это человеческая душа, обречённая на страдания.
Кот Бегемот из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 года
Если говорить о фантастических произведениях, где мотив фамильяров занимает главенствующую позицию, то первыми на ум приходят «Темные начала» Филиппа Пулмана и «Тоскливой октябрьской ночью» Роджера Желязны. В какой-то мере их можно назвать антиподами: первая строго привязывает сущность фамильяра к человеческой душе, а вторая придерживается «классического», средневекового взгляда на вопрос.
Мисс Колтер и её деймон-обезьяна из сериала «Тёмные начала«
Можно ли жить без души?
Фамильяры в «Темных началах» — это части людей: материализации их душ. Отделить такого зверька от хозяина — одно из самых больших злодеяний, которое можно совершить. Это хуже, чем отрубить руку, ногу или даже голову. Ведь невозможно жить без своей самости.
Перед читателем последовательно разворачивается иллюстрация идеи о том, как человеческое трансформируется в животное. А точнее сказать, визуализируется. Недаром в мире Пулмана у детских фамильяров отсутствует постоянная форма. Они ещё не определились, кем быть, не вошли в силу, не прошли тот самый порог инициации, который позволяет сказать: «Так вот что ты из себя представляешь!»
С одной стороны, очень удобно. Всего один взгляд на фамильяра собеседника, и можно сложить представление о его душевных качествах, о силе воли, о хитрости… С другой же стороны, опасно. Приходится постоянно беречь своего фамильяра, защищать в драке не только себя, но и его, страдать, ибо есть абсолютный рычаг воздействия человека — его зверек. Слабость — обратная сторона силы.
Один из самых трогательных моментов с «Золотом компасе» — когда белый медведь выдает девочку за своего фамильяра. Существо, у которого нет души в её человеческом понимании, мечтает о ней. Чтобы хоть на секунду поверить: я такой же, как люди. У меня есть свой фамильяр — смотрите все! Продемонстрировать душу — это ведь гораздо нагляднее, чем голословно утверждать о её наличии.
Читайте также
«Тёмные начала». Мир Филипа Пулмана
Познакомьтесь с удивительными параллельными мирами, персонажами и магическими предметами из трилогии «Тёмные начала». А также почитайте о символизме, который Пулман заложил в свои романы.
«Тёмные начала»: сравниваем книгу, фильм и сериал
Вспоминаем романы Филипа Пулмана и картину 2007 года, а заодно отвечаем на вопрос, стоит ли ждать второй сезон.
Спутники колдунов
Фамильяры в «Тоскливой октябрьской ночи» совсем другие. Это и демоны, и настоящие животные, которых объединяет одно: все они вначале обладали собственной волей и лишь потом объединились с хозяевами, заключив сделку или просто соглашение.
Самые «близкие» взаимоотношения у ужа Шипучки и монаха Растова. Половину времени змея проводит в желудке у своего сумасшедшего хозяина и делит с ним все «радости» опьянения и похмелья. Сначала это выглядит неким фокусом: сразу же вспоминаются ярмарочные глотатели змей. Однако, если задуматься над сущностью фамильяра, видим: монах, как некий «символ» бога и веры, играет в паре со змеем, символом дьявола. Причем играет в пугающе близком слиянии. Живой контраст во плоти.
Летучая мышь Игла — «стандартный маркер» для Графа. Кто может быть хозяином нетопыря кроме вампира? И кто может сопровождать вампира, если не уродец с кожистыми крыльями? Это наиболее гармоничная пара в игре.
Бельчонок Плут — самый драматичный из фамильяров. Даже после смерти своего хозяина, друида, он не может освободиться, потому что обменял на новое понимание мира собственную тень (а вместе с ней, видимо, и душу животного, получив взамен некий суррогат, конструкт знаний вместо инстинктов). Из его рассказа мы подробно узнаём процесс заведения фамильяра: поймать добродушно настроенное животное, прибить его тень к стене серебряными гвоздями, отрезать ритуальным серпом… Очень достоверный рецепт, можно быть уверенными в том, что средневековые ведьмы бы его оценили.
Меньше всего известно о связи филина, Ночного Ветра, с его хозяевами — скорее всего, это вызвано тем, что Моррису и Маккабу и без фамильяра не скучно, ребята привыкли работать на пару. Именно поэтому филин выполняет роль «летучей мебели» для создания должной атмосферы, и не более того.
Другое дело — Текела, ворона-альбинос. С другой стороны, белый ворон — одна из птиц, которая, согласно алхимическим трактатам, играла не последнюю роль в превращениях материи (а по некоторым данным, сама являлась одним из продуктов преобразований во время трансформации философского камня). Тут уместно говорить о том, что Текела — самый ненатуральный, искусственный спутник, и поэтому складывается впечатление, что у нее меньше воли, чем у остальных. Только и вариантов действий, что промолчать или нажаловаться хозяину. С другой стороны, она, безоговорочно подчиняясь хозяину, не может быть близка к нему — ведь нет в лафкрафтианском мифе вороны как одного из центральных символов, как ни крути! Все больше рыболюди и щупальца.
Пёс Нюх и кошка Серая Метелка должны учитываться не только в схеме «я и мой хозяин», но и в общей игровой расстановке притягивающихся противоположностей, «открывающие против закрывающих», «кошка против собаки», «обыденность против магии». Серая — самая обычная кошка, без способностей к волшбе, просто любящая свою хозяйку, мудрая «обыденным» умом. А Нюх — древний демон, идущий по свету с хозяином то ли по договору, то ли искупая и свою вину, умеющий колдовать, на голову выше любого человеческого разума. Именно собака и кошка здесь в какой-то мере выступают материализацией души своих хозяев. Нам не нужны подробности общения Джека и Джилл — нам достаточно того, что их фамильяры дружат.
Читайте также
Открывающие и закрывающие: кто есть кто в романе Роджера Желязны «Тоскливой октябрьской ночью»
В честь Хэллоуина вспоминаем одно из самых знаковых и постмодернистских произведений фантаста.
Нет предела совершенству
В целом можно сказать, что звериные спутники человека — хорошее фантодопущение, которое можно повернуть и тем, и другим боком, продвигая ту идею, которая нужна автору. В частности, существует мнение, что наличие в тексте хотя бы просто домашнего животного значительно повышает шансы произведения на победу в литературном конкурсе или на отбор в антологию. Как говорится, «все любят котиков».
Однако существуют фантастические вселенные, в которых фамильяры из разряда иллюстраций к идеям автора превратились в самоценный элемент мира. Причем элемент весьма весомый, тщательно прописанный и значимо влияющий на баланс сил.
В частности, в играх вроде Dungeons & Dragons большое влияние уделено магическим зверям, которые могут стать спутниками игрока уже на первом уровне.
Стороннее дополнение для D&D 5ed 100 Pets and Familiars / Casey Willis
Например, выступать в качестве фамильяров могут птицы. Они обладают огромным преимуществом — полетом — что делает их прекрасными шпионами и посланниками. К числу наиболее распространенных спутников колдунов относятся ночные пернатые, подобные совам, а также хищные птицы — ястребы, соколы и орлы. Морские маги могут использовать в качестве фамильяров чаек или даже пеликанов.
Собака является наиболее привычным спутником любого странника, потому что привлекает меньше внимания, чем более экзотические фамильяры. Псы обычно дружественны, их легко кормить и за ними легко ухаживать. Собаки используют исключительно развитое обоняние и слух для того, чтобы находить следы.
Довольно часто с магией связываются зайцы (вспомним один из излюбленных фокусов, состоящий в извлечении кролика из шляпы). В большинстве своем ушастые отличаются пугливостью, хотя фамильяры оказываются гораздо смелее, чем их обычные сородичи, обладают острым обонянием и слухом, и при этом являются быстрыми бегунами и хорошими прыгунами.
Стороннее дополнение для Fantastic Familiars / Spilled Ale Studios
Ни одного фамильяра нельзя назвать таким же маленьким и незаметным, как мышь: она способна проникать практически всюду и оставаться незамеченной. Фамильяры-мыши дают хозяевам преимущество в заклинаниях скрытности, при этом не могут нанести какого-либо урона в битве.
А что же хозяева? Может ли каждый завести себе «меньшего брата»? Зависит от выбранного сеттинга, но в целом, фамильяр может стать полезным союзником для персонажей любого класса (это позволяет выбор черт и заклинаний). Плуты используют хитрого енота в качестве дополнительной пары рук или глаз (не говоря уже о том, что подобные спутники могут оказаться бесценными помощниками в случае пребывания в темнице). Обученное петь животное может очень пригодиться барду во время представлений. Жрецы могут обладать фамильяром, связанным с их божеством, тогда как фамильяры следопытов или варваров выступают в качестве проводников, спутников и помощников в диких землях.
Читайте также
В Dungeons & Dragons якобы запрещают слово «раса». Что происходит?
Разбираемся, откуда пошли слухи, что на самом деле стоит за изменениями, как обстоят дела в других НРИ и почему этот конфликт важен для русскоязычного комьюнити.
На пользу или во вред?
В конечном итоге сложно сделать вывод об однозначной пользе или вреде фамильяров. С одной стороны, у тебя появляется друг, союзник, защитник. Тебе больше не страшно одиночество, двое — уже команда. А командой, как известно, можно горы свернуть.
С другой стороны, фамильяр сразу раскрывает твои карты перед противником. Демонстрирует, чего ты стоишь, о чем думаешь, как живешь… Свободолюбив и мечтаешь о полетах? Или скрытен? Хитрый, как обезьяна? Молчаливый, как рыба? Бородавчатый, как жаба… от жабы-то, признаться, недалеко и до котла с ядовитым варевом, крючковатого носа и ступы с помелом.
А самое главное, никогда нельзя быть уверенным до конца, кто кого выбрал: ты — фамильяра, или он — тебя. Вот это действительно страшно. Хотя волков бояться — в лес не ходить.


















