Фамильяр что это такое

Фамильяр

Фамильяр (familiar), он же имп — волшебный дух, служивший ведьмам, колдунам и другим практикующим магию. Фамильяры служили и помогали им по хозяйству и в различных бытовых делах, но также при случае могли помочь околдовать кого-нибудь. Имп считался разумным (на уровне обычного человека), имел собственное имя и чаще всего принимал форму животного. Так как они выглядели как обычные животные, то они вполне могли шпионить за врагами хозяина. Некоторые колдуны полагались полностью на фамильяра, как если бы он был их ближайшим другом. Фамильяры упомянуты в шекспировском Макбете. Во многих других произведениях использовались фамильяры. В большинстве из них фамильяры предстают в образе кошки (особенно черной), совы, собаки, и иногда лягушки или жабы. Совсем редко фамильяры могли быть воплощены в более неземные формы (к примеру «черный человек», прислужник Сатаны).

В магии фамильяр — это живое существо, в которое маг отобразил частичку собственного духа для того, чтобы получить возможность наложения чар на самого себя без выгорания души (кроме этого имеются и еще некоторые преимущества в наличии фамильяра). Без наличия фамильяра маг может непосредственно использовать для личных целей лишь те чары, что не изменяют/обновляют/восстанавливают самого мага, так, например, маг не может исцелить себя без фамилиара, но может использовать отложенные чары для того же исцеления. Фамилиара также можно наделить определенными дополнительными способностями, что также может оказаться полезным. Фамильяром не может быть разумное существо, более высокоразвитое нежели маг — в противном случае их роли взаимно обратятся, однако маг не станет фамильяром, просто инициировать либо прерывать связь самостоятельно и управлять ею он не сможет. Фамильяры богов также называемы аватарами.

Пример

— Фамильяр упоминается у Сергея Лукьяненко в романе Недотепа. В качестве фамильяра выступает цветочная фея Аннет, нечаянно наколдованная Триксом — главным героем романа.
— В игре World of Warcraft фамильяра (импа) может вызывать Колдун. Имп имеет вид черта, без приказа хозяина не совершает никаких действий.
— В игре Runes of Magic фамильяра может вызывать Хранитель. В начальной форме его фамильяр — дух дуба, который напоминает чем-то джинна.
— В визуальной новелле Kagetsu Tohya Лен является бывшим фамильяром Арквейд Брюнстад.

Источник

Фамильяр

Каждая уважающая себя Ведьма имеет фамильяр и это не вымысел, это не сказка, коими нас в детстве потчевали взрослые. Это самая настоящая правда и реальность, которая находится бок о бок рядом с нами! Но прежде, чем приступить к дальнейшему повествованию, давайте определимся с термином «фамильяр», возможно, далеко не все в курсе того, о чём именно идёт речь.

Фамильяр что это такое

Что такое фамильяр?

Фамильяром принято считать дух, призванный служить тем, кто практикует магию. Дух и его хозяин, посредством магических уз, тесно связаны между собой. Существует точка зрения, исходя из коей, фамиляр – это нечто среднее между духом и демоном. Иной раз фамиляр может быть «со сложным характером», хотя, в целом, он зависит от личности своего хозяина.

Краткий экскурс в историю фамильяра

Термин «фамильяр» вошёл в обиход среднестатистического гражданина, ещё во времена Средневековья. Именно тогда то и началась «Охота на ведьм», которая словно чума, унесла жизни многих тысяч не только женщин, но и мужчин (ведь их тоже не редко обвиняли в колдовстве). Более того, инквизиция умудрялась даже отправлять на костёр животных, например, чёрных кошек, исконно считавшихся наипервейшими помощниками ведьм и колдунов.

Ведьмы прошлого, как и нынешние их подруги по ремеслу, активно пользовались помощью фамильяров. Дух, зачастую обладавший разумом на уровне человеческого, как правило, обитал в теле животного. Он то и помогал своей хозяйке или хозяину во всех делах, как домашних (простых бытовых), так и магических. Именно фамильяры помогали ведьме наводить морок или околдовывать тех несчастных, что вставали на её пути. Самое главное преимущество фамильяра заключалось в том, что его невозможно было отличить от обычного животного. Эта особенность позволяла следить за врагами, а также помогала в сборе необходимой информации. Без фамильяра ведьма была, как без рук.

Благодаря археологическим раскопкам, до нас дошло множество фигурок периода неолита (это примерно 4500- 3500 лет до нашей эры) изображающих весьма странных существ: то ли люди, то ли божества, а то ли животные. Во время важных жизненных событий люди, жившие в те времена, на данные фигурки молились, на них же концентрировали свое внимание в момент медитаций. Было принято считать, что подобного рода действиями можно добиться как бы оживления фигурки, пробудить в ней дух, или же вселить в неё призванный дух, который станет впоследствии защитником и помощником во всех делах. Подобные фигурки находили и продолжают находить в усыпальницах фараонов. Таким образом, фамильяры, найденные в египетских пирамидах, а это были именно они, использовались не только для решения задач дня сегодняшнего, но и как проводники в мир иной. Они же выступали и защитниками в мире этом и в мире том, — откуда нет возврата.

Фамильяры (фигурки, в которых заключён дух) находили и находят и в других областях, не только в Египте. Духи-помощники были и у шумеров, и у древних жителей Ближнего Востока и даже в Вавилоне. Во многих источниках классической литературы мы также находим упоминание об этих удивительных служителях порока. О фамильярах писали Шекспир (в «Макбете»), Погорельский (в «Лафертовской маковнице»), Гоголь (в «Майской ночи»). На дошедшей до наших дней гравюре «Адского словаря», датированного годом 1863 изображена жаба, летящая верхом на скелете фантастического существа. В те времена было принято считать, что не только дух-помощник ведьмы, может обитать в теле животного, но и сама ведьма при желании может перевоплощаться, становясь животным: кошкой, совой, жабой или кем-то иным.

Как правило, фамильяры представали в образе чёрной кошки, можно сказать, что это традиционный подход и классика жанра. По факту же дух мог находиться в теле собаки, хорька, ежа, кролика, чёрного дрозда, вороны, совы, лягушки или жабы. Скорее всего, что данный список тоже не является исчерпывающим. Другое дело, что чёрные коты или кошки, чаще всего попадали под «раздачу». Ведь даже наличие в доме этого животного уже могло указывать на то, что его хозяйка состоит в сговоре с самым дьяволом. Порой масть кота не имела особо значения. Для того чтобы отправиться на костёр, достаточно было одного того, что ты просто с нежностью и заботой относишься к своему питомцу. В то же самое время, в период Средневековья, считалось, что наряду с кошкой, ведьме ничуть не меньше служила жаба. Отцы церкви Христовой считали, что именно жабу любят использовать в качестве фамильяра вышеобозначенные особы. В ряде трактатов тех времён, содержатся сведения о том, как ведьмы ласкали и баловали своих любимых жаб. Одевали их в шелка и бархат, а потом, когда случался шабаш, их самих (ведьм) видели в аналогичных одеждах.

В древней Греции, времён Овидия считалось, что фамильярами чаше всего выступают совы. Заслышав звук этой птицы, многие бросались прочь. Ведь по их представлениям крик совы обещал скорую кончину. В Европе и потом, вплоть до времён правления Елизаветы Английской, по-прежнему были уверены, что сова – это злой служитель ведьмы и пособник дьявола.

Где обитают фамильяры?

Так как фамильяр – это бестелесный дух, то местом его обитания, естественно, являются те слои реальности, которые не может узреть человеческий глаз. Находиться «на родине» фамильяр может ровно до тех пор, пока его не призвали и не изъяли из родственной для него среды. Стоит заметить, что низшие фамильяры (об их классификации мы поговорим в следующем разделе), призванные в наш мир, здесь и остаются. Обратной дороги для них уже не существует.

Классификация фамильяров

Исходя из иерархии и магических способностей, выделяют три вида фамильяров:

Что ещё даёт фамильяр своему хозяину?

У каждого из фамильяров есть своя, если можно так сказать, специализация, есть свои особенности. Так, например, духи, могут следующее:

Как бы всё вышеперечисленное странно не звучало, как бы не походило на нечто фантастическое, стоит понять одно – всё это существует на самом деле. И то, что Вы до сих пор, быть может, не столкнулись с проявлениями фамильяров – это не повод думать, что всё написанное полная ерунда. Это повод радоваться тому, что Вас миновала чаша сия.

Как призвать фамильяра?

Фамильяр призывается посредством силы ведьмы или мага. Важную роль имеет масштаб магических возможностей того, кто решил дух призвать. Ведь нужно уметь не только призвать, проникнув сквозь слои миров, но найти, переместить, а затем и подчинить себе нужный дух. Не имея большого магического потенциала, фамильяра не призвать.

Вспомогательными элементами призыва духа могут выступать пентаграммы, магические печати, зелья и прочие атрибуты. Как только дух явился, между ним и человеком его призвавшим, заключается договор, исходя из коего, дух начинает служить своему хозяину. Однако если у призвавшего духа не хватает силёнок явившийся дух подчинить собственной воле, фамиляр с лёгкостью может его уничтожить.

Способы взаимодействия с фамильяром

Взаимодействие с призванным фамильяром, как правило, возможно, посредством следующих вещей: зеркала, телепатии (сенсорной или мысленной), обычной речи, а также посредством изменённого состояния сознания.

Добавить комментарий Отменить ответ

Источник

Голос подсознания

Интернет Радиостанция

Свежие записи

Свежие комментарии

Рубрики

важное

Фамильяр: животное-хранитель

Если вы не так давно интересуетесь магией, то, наверняка, в магических книгах вы встречали слово «фамильяр». Это слово можно найти как в древних гримуарах, так и в современных трудах по магии. Давайте попробуем разобраться, кто такой фамильяр и проведем некую границу между древними легендами о фамильярах и современным восприятием этого термина.

Фольклорный образ

Фамильяр что это такое

В древних сказаниях под фамильяром подразумевали волшебного духа, некую магическую сущность, которая обладает своим собственным именем, способна принимать образ животного и служить ведьме или магу. В большинстве легенд фамильяр предстает в образе кошки (чаще всего — черной), совы, собаки или жабы. Считалось, что фамильяр мог обучать ведьму тайнам магического ремесла и всячески помогал ей даже в обычных бытовых делах.

Говорили, что связь между ведьмой и ее фамильяром настолько прочна, что ведьма могла видеть его глазами. Обладая обликом обычного кота, фамильяр мог узнавать тайны противников своей хозяйки или хозяина, прогуливаясь возле их дома. Здесь можно отметить некое энергетическое слияние ведьмы и ее фамильяра. Получается, что ведьма будто могла частично сливаться с фамильяром и воспринимать все, что воспринимает он, поэтому и существуют легенды, как ведьма приходила к кому-то, к примеру, в образе кошки.

Маги полагались на своих фамильяров как на самих себя. Фамильяр был и помощником, и хранителем, и союзником, которому доверяли больше, чем близкому другу.

Реальный облик фамильяра

Фамильяр что это такое

В практической магии под фамильяром подразумевают животное, которое наделено силой, чтобы помогать своему хозяину. Магу позволено иметь только одного основного фамильяра, а остальные животные в доме остаются обычными питомцами. В наше время ведьмы уже не совершают особых сложных ритуалов для того, чтобы превратить животное в полноценного фамильяра. Чаще всего ведьма просто старается настроить связь с животным, практикуя с ним диалог с помощью набора ментальных команд. Хотя все это можно и превратить в обряд. Для самой простой его версии достаточно зажечь свечу, обратиться к высшим силам и объяснить, что вы хотели бы видеть в вашем животном помощника и хранителя.

Если животное носит ошейник, некоторые маги прикрепляют на ошейник особый символ, который будет связующим звеном между ними и животным, неким магическим маячком. Параллельно же призываются силы в символ, чтобы он служил еще и как защита для животного. Чаще всего на ошейниках фамильяров ведьм можно увидеть знак пентаграммы, кельтский триксель.

Фамильяр что это такое

За счет наделения животного силой ведьма или маг могут получить помощь от своего фамильяра. Особенно актуально это в сфере целительной магии. Ведьме сложно исцелить себя самостоятельно. Но чтобы не обращаться к кому-то за помощью, она может обратиться к фамильяру, в котором сочетаются частички ее духа и животной природы. Фамильяр способен ей помочь. Не говоря уже о том, что животное несет уют и тепло в дом своей хозяйки.

На фоне положительных сторон в обзаведении животным-фамильяром присутствуют и минусы. Так, например, если животное вдруг погибнет, то и маг будет чувствовать себя очень ослабленным. Говорят, чтобы не укоротить жизнь своего фамильяра, ведьма или маг не должны лично фотографировать свое животное, но другим людям, как ни странно, это делать можно.

Создание фамильяра

Фамильяр что это такое

Чтобы кот превратился в личного хранителя, ведьмы прикладывали кристалл чистого кварца к животному и произносили трижды: «Слушай меня!» Затем вращали трижды вокруг кота/кошки кристалл и произносили каждый раз уже такие слова:

«Я животное это опекаю. Пусть же и в животном этом хранитель мой живет!»

После, глядя животному в глаза (и продолжая совершать пассы кристаллом вокруг него), трижды произносили заклинательные слова:

«Отныне ты стал моим хранителем! Защищай и оберегай меня от любого зла! О любой опасности знак мне дай! Предупреждай! Да будет так!»

После этого зажигали белую свечу. Думая о хранителе, произносили:

«Древняя высшая сила. Прошу тебя, защищай моего хранителя! Да будет так!»

Ну а чтобы отменить заклинание, требовалось просто взять животное на руки и, глядя ему в глаза, произнести:

«Отныне я сама оберегу себя от зла и напасти. Животное, ты освобождено! Да будет так!»

Источник

Фамильяры ведьмы: спутники и инструменты мага

У каждого специалиста есть свои инструменты для выполнения той работы, в которой он спец. Экстрасенсы — не исключение. Каждый из них связывается с потусторонним миром через специальные предметы силы.

Некоторые экстрасенсы используются камни, другие — зеркала, третьи могут видеть будущее через магический хрустальный шар. Некоторые (в частности ведьмы), заводят себе фамильяра. Сейчас мы рассмотрим, что чаще всего используют ведьмы для совершения тех или иных обрядов и как это им помогает.

Что такое фамильяр ведьмы?

Кто же такие фамильяры и чем они полезны ведьмам и колдунам? В первую очередь, это существа, которые занимают низший класс духов и являются посредниками между духами и демонами.

Не обязательно они обязаны быть злыми, просто с помощью фамильяров ведьмы устанавливают связь с высшими силами. Они представляют некий проводник, который усиливает связь. Это могут быть различные существа или же люди, которые принимают иной облик, например, животного.Фамильяр что это такое

Фамильяр, безусловно, очень привязан к своему хозяину, и без него постепенно угасают и теряют свою силу и смысл существования. Пока жив маг – фамильяр будет рядом, оберегать, и помогать хозяину.

Ведьма или колдун, обязательно, должны быть сильнее сущности, с которой идут по жизни, чтобы в любой момент призвать или изгнать его, иначе отношения по типу «хозяина» не установятся и маг может серьезно расплатиться за это.

Какие животные могут быть фамильярами

В роли животного, которое помогает ведьме, может выступать абсолютно любое живое существо (совы, змеи, ящерицы). Но есть универсальные фамильяры, которые с древних времен считаются особенными животными, способными связывать ведьму или колдуна с высшими силами. Кто же чаще всего выступает в роли фамильяра?

Ранее ведьмы чаще всего использовали редких диких животных. Сейчас фамильярами чаще всего являются бытовые животные, к тому же, они привлекают меньше внимания окружающих.Фамильяр что это такое

Где же найти фамильяра?

Как вы уже поняли – это бестелесные существа, которые находятся в параллельной реальности, которая обычному человеку не видна и не ощутима. Соответственно. В этот мир его можно лишь призвать опытному магу.

Если фамильяр относится к низшим, в своей классификации, то обратной дороги с нашего мира ему не найти и придется служить своему хозяину до конца жизни. Но таких фамильяров, как правило, заключают в вещах (медальонах, куклах).

Такие существа служат для связи с потусторонним миром или доставки информации духам. Они обладают небольшой силой, но помогают магам наладить контакт с сущностями.

Как именно фамильяр помогает своему хозяину?

Сейчас, большее количество ведьм и колдунов пользуются помощью своих фамильяров и не представляют свою жизнь без этих спутников. Что же такого умеет фамильяр, что он так необходим мастеру магии?

Не все могут воспринять, что с помощью животного, можно совершать подобные вещи, но это на самом деле так. Если вы не сталкивались с сущностью фамильяра – Вам сложно представить работу, которую проделывает животное, чтобы помочь своему хозяину. Многие маги напрямую зависят от своего помощника и отказываются проводить ритуалы без его участия, и это нормально.Фамильяр что это такое

Получится ли призвать фамильяра?

Начнем с того, что призвать сущность даже низшего класса может лишь сильный опытный маг. Главную роль играет масштаб магических возможностей ведьмы или колдуна. Это сложная работа, потому что предстоит проникнуть сквозь слои миров, найти, выбрать сущность и призвать его служить.

Эта практика подвластна лишь сильному магу, который сможет управлять подчиненным, ибо все может закончиться уничтожением мага. Для призвания духа используют различные атрибуты (зеркала, пентаграммы, зелье и прочее). Если практика мага не позволяет досконально управлять своей силой, то призвать фамильяра не получится.

Все ли ведьмы используют фамильяры?

Нужен ли ведьме фамильяр – каждая решает сама, но с опытом каждая обращается в другую реальность, чтобы призвать сущность служить ей. Ведь эти бестелесные существа не только помогают налаживать связь или запоминать все увиденное. Главное, что без фамильяра, ведьма не сможет исцелить себя сама. Помочь другим – сможет, но помочь магией самой себе – никак.

Фамильяры – это самые близкие спутники ведьм и колдунов, которые помогают в самых сложных ситуациях и готовы спасти своего хозяина при любом раскладе судьбы. Они до последнего защищают дом и тело мага. Из-за такой тесной связи, ведьма может лишь раз выбрать спутника, который до конца жизни будет оберегать ее.

Поэтому, лишь опытные и уверенные в своих силах ведьмы обращаются за помощником с другой реальности. Другие же, ждут момента, когда силы их станут настолько велики, что смогут призвать фамильяра и удержать его возле себя.

Источник

Ближе, чем родные, и лучше, чем друзья. Фамильяры в истории и в фантастике

Фамильяр что это такое

Фамильяр что это такое

Фамильяр что это такое

Фамильяр что это такое

Фамильяр что это такое

Фамильяр что это такое

Фамильяр что это такое

Фамильяр что это такое

Фамильяр (англ. familiar, франц. familier) — волшебный дух, который согласно средневековым западноевропейским поверьям служил ведьмам и колдунам. Традиционно принимал облик животного.

Без кота и жизнь не та (народная мудрость)

Один из главных страхов человека — одиночество. Так бывает, что его не всегда можно избыть за счёт других людей, и тут на помощь приходят «братья наши меньшие». Верный и преданный пёс охраняет дом, кот уютно мурлыкает, играет роль грелки и отгоняет нечистую силу, ящерица ходит за хозяином и ждёт, когда же он умрёт от её укуса… Нет, это же совсем другая история! Ящерица, конечно, на близкого друга не тянет, да и обычные домашние животные не всегда умеют читать мысли хозяев и быть для них самыми близкими, однако вот уже сотни лет мотив фамильяра исправно появляется в произведениях искусства. Чем же он так привлекателен?

Фамильяры в прошлом: изучить и уничтожить

Фамильяр что это такое

Одно из самых известных изображений фамильяров находится на фронтсписе трактата Мэтью Хопкинса «Обнаружение ведьм» (1647 год). В период Английской революции этот бравый охотник выследил, обвинил в колдовстве и уничтожил более двухсот человек. В минуты, не занятые очисткой родной земли от ведьм, он занимался тщательным изучением противника, систематизацией знаний о нём и применением их в ходе судебных процессов. Одним из главных предметов его штудий были именно фамильяры.

Мэтью Хопкинс утверждал, что фамильяры служат и помогают колдунам по хозяйству, в бытовых делах, но также при случае могут помочь околдовать кого-нибудь, так что если при аресте ведьмы находили домашнее животное, его либо спешно уничтожали, либо со всей осторожностью забирали в качестве доказательства вины. В любом случае судьба несчастного существа оказывалась незавидной. Считалось, что фамильяр обладает разумом на уровне обычного человека, имеет собственное имя и чаще всего принимает форму животного — самого заурядного, чтобы успешно шпионить за врагами хозяина, не вызывая подозрений. Некоторые колдуны якобы полагались полностью на фамильяра, как если бы он был их ближайшим другом.

Фамильяр что это такое

Matthew Hopkins, Witch-finder / Wellcome Collection / CC BY 4.0

Когда ведьма была уже захвачена, Хопкинс и его помощники искали на её теле особый признак — так называемую «метку дьявола», которую враг рода человеческого оставляет на теле всех заключивших с ним сделку, маленькое пятнышко, нечувствительное к боли и не кровоточащее при уколах. На самом деле такой «меткой» чаще всего оказывалась родинка, родимое пятно или лишний сосок. Считалось, что именно из этой отметки фамильяр пьёт кровь ведьмы, как младенец пьёт молоко матери. Если на теле обвиняемого не было видимых отметин, искали невидимые — специально нанятые женщины кололи жертву ножами и иглами.

Фамильяры в современности: териантропия как субкультура

Осенью тысяча девятьсот девяносто второго года в сети Usenet была создана группа для единомышленников, которые обсуждали опыт единения с природой посредством духов, тотемов и снов. Главным моментом в их обсуждениях была концепция соотнесения человека с каким-то определенным животным. Тогда же возник термин «териантропия».

Основная часть русскозязычного сообщества териантропов, которое появилось у нас в две тысячи втором году, утверждает, что сутью их культуры является следующее осознание: в своём теле человек может сочетать психику, инстинкты и идеомоторику настоящего зверя. Подобный человек-зверь видит мир гораздо шире, чем его собратья, и может выходить в общении даже с обычными людьми на новый уровень.

Хотя документальных подтверждений тому, что териантропам хоть раз удалось добиться трансформации своего тела, не существует, самые ярые приверженцы данного течения утверждали в сетевых баталиях, что превращение возможно. Именно тогда, отказавшись от человеческой оболочки, просвещенный разум обретает гармонию, получает не только новые физические способности, но и возможность объединять людей, «привязывать» их к себе и друг к другу.

Долгое время в интернете существовали маленькие группы единомышленников, объединённые «внутренним зверем». В основном в подобных группах преобладал волк, реже остальные собачьи, но встречались и другие виды зверей. Одним из достаточно крупных мест общения был, например, форум на сайте CanisLupus.Ru.

Видеоигра Werewolf: The Apocalypse основана на одноимённой настольной ролевой игре, в которой раскрываются идеи единения с природой, трансформации и тотемизма

Кто же они такие и где про них читать?

На данный момент можно выделить два основных подхода к пониманию сущности фамильяров. Первый, берущий начало в средневековье: фамильяр — это нечеловеческая сущность (демон, дух, призрак, дьяволово отродье), который служит владеющим магией. При этом облик животного — просто удобная форма, которую принимает демон с тем, чтобы его не раскрыли. Второй подход, более современный: фамильяр — это некий гибрид человеческой и животной сущности, например, душа или кусок души, трансформировавшийся в «похожего» на нее зверя.

И та, и другая теория на протяжении многих лет находят отражение в литературе. Например, в Шекспировском «Макбете» вещие жены (то есть ведьмы) строят козни в компании жабы и кота. Характер фамильяров не акцентируется, о них упоминается мельком, как о чем-то само собой разумеющемся.

Фамильяр что это такое

Рисунок 16 века, на котором изображена ведьма, кормящая фамильяра

В рассказе Антония Погорельского «Лафертовская смоковница» появляется типичный средневековый фамильяр: «чёрный кот с сверкающими глазами и с поднятым вверх хвостом», причём «иные даже божились, что любимый чёрный кот, каждое утро провожающий старуху до ворот и каждый вечер её встречающий, не кто иной, как сам нечистый дух». А племянница ведьмы, «бросив нечаянно взгляд на чёрного кота, увидела, что на нём зелёный мундирный сюртук; а на место прежней котовой круглой головки показалось ей человеческое лицо, которое, вытараща глаза, устремляло взоры прямо на неё».

В одном из самых знаменитых рассказов Эдгара По действует чёрный кот, «необычайно крупный, красивый и сплошь чёрный, без единого пятнышка», отличающийся редким умом. Жена главного героя намекала ему на старинную примету — считать всех чёрных котов оборотнями. Как показывает дальнейшее развитие сюжета — не зря. Именно кот вызывает у героя самые сильные чувства, он становится живым катализатором трагических событий и он же — наказанием. Здесь в центре внимания, скорее, не сущность животного, а характер той эмоциональной связи, которая существует между ним и героем. Очень четко показано её изменение: из крайности в крайность.

Один из самых известных фамильяров — кот Бегемот, прибывший к месту событий «Мастера и Маргариты» со своим «хозяином» Воландом. На протяжении всей книги он представляется истинно дьявольским отродьем, неугомонным духом-шутником, и лишь в финале читатель понимает, что это человеческая душа, обречённая на страдания.

Фамильяр что это такое

Кот Бегемот из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 года

Если говорить о фантастических произведениях, где мотив фамильяров занимает главенствующую позицию, то первыми на ум приходят «Темные начала» Филиппа Пулмана и «Тоскливой октябрьской ночью» Роджера Желязны. В какой-то мере их можно назвать антиподами: первая строго привязывает сущность фамильяра к человеческой душе, а вторая придерживается «классического», средневекового взгляда на вопрос.

Фамильяр что это такое

Мисс Колтер и её деймон-обезьяна из сериала «Тёмные начала«

Можно ли жить без души?

Фамильяры в «Темных началах» — это части людей: материализации их душ. Отделить такого зверька от хозяина — одно из самых больших злодеяний, которое можно совершить. Это хуже, чем отрубить руку, ногу или даже голову. Ведь невозможно жить без своей самости.

Перед читателем последовательно разворачивается иллюстрация идеи о том, как человеческое трансформируется в животное. А точнее сказать, визуализируется. Недаром в мире Пулмана у детских фамильяров отсутствует постоянная форма. Они ещё не определились, кем быть, не вошли в силу, не прошли тот самый порог инициации, который позволяет сказать: «Так вот что ты из себя представляешь!»

С одной стороны, очень удобно. Всего один взгляд на фамильяра собеседника, и можно сложить представление о его душевных качествах, о силе воли, о хитрости… С другой же стороны, опасно. Приходится постоянно беречь своего фамильяра, защищать в драке не только себя, но и его, страдать, ибо есть абсолютный рычаг воздействия человека — его зверек. Слабость — обратная сторона силы.

Один из самых трогательных моментов с «Золотом компасе» — когда белый медведь выдает девочку за своего фамильяра. Существо, у которого нет души в её человеческом понимании, мечтает о ней. Чтобы хоть на секунду поверить: я такой же, как люди. У меня есть свой фамильяр — смотрите все! Продемонстрировать душу — это ведь гораздо нагляднее, чем голословно утверждать о её наличии.

Читайте также

Фамильяр что это такое

«Тёмные начала». Мир Филипа Пулмана

Познакомьтесь с удивительными параллельными мирами, персонажами и магическими предметами из трилогии «Тёмные начала». А также почитайте о символизме, который Пулман заложил в свои романы.

Фамильяр что это такое

«Тёмные начала»: сравниваем книгу, фильм и сериал

Вспоминаем романы Филипа Пулмана и картину 2007 года, а заодно отвечаем на вопрос, стоит ли ждать второй сезон.

Фамильяр что это такое

Спутники колдунов

Фамильяры в «Тоскливой октябрьской ночи» совсем другие. Это и демоны, и настоящие животные, которых объединяет одно: все они вначале обладали собственной волей и лишь потом объединились с хозяевами, заключив сделку или просто соглашение.

Самые «близкие» взаимоотношения у ужа Шипучки и монаха Растова. Половину времени змея проводит в желудке у своего сумасшедшего хозяина и делит с ним все «радости» опьянения и похмелья. Сначала это выглядит неким фокусом: сразу же вспоминаются ярмарочные глотатели змей. Однако, если задуматься над сущностью фамильяра, видим: монах, как некий «символ» бога и веры, играет в паре со змеем, символом дьявола. Причем играет в пугающе близком слиянии. Живой контраст во плоти.

Летучая мышь Игла — «стандартный маркер» для Графа. Кто может быть хозяином нетопыря кроме вампира? И кто может сопровождать вампира, если не уродец с кожистыми крыльями? Это наиболее гармоничная пара в игре.

Фамильяр что это такое

Бельчонок Плут — самый драматичный из фамильяров. Даже после смерти своего хозяина, друида, он не может освободиться, потому что обменял на новое понимание мира собственную тень (а вместе с ней, видимо, и душу животного, получив взамен некий суррогат, конструкт знаний вместо инстинктов). Из его рассказа мы подробно узнаём процесс заведения фамильяра: поймать добродушно настроенное животное, прибить его тень к стене серебряными гвоздями, отрезать ритуальным серпом… Очень достоверный рецепт, можно быть уверенными в том, что средневековые ведьмы бы его оценили.

Меньше всего известно о связи филина, Ночного Ветра, с его хозяевами — скорее всего, это вызвано тем, что Моррису и Маккабу и без фамильяра не скучно, ребята привыкли работать на пару. Именно поэтому филин выполняет роль «летучей мебели» для создания должной атмосферы, и не более того.

Фамильяр что это такое

Другое дело — Текела, ворона-альбинос. С другой стороны, белый ворон — одна из птиц, которая, согласно алхимическим трактатам, играла не последнюю роль в превращениях материи (а по некоторым данным, сама являлась одним из продуктов преобразований во время трансформации философского камня). Тут уместно говорить о том, что Текела — самый ненатуральный, искусственный спутник, и поэтому складывается впечатление, что у нее меньше воли, чем у остальных. Только и вариантов действий, что промолчать или нажаловаться хозяину. С другой стороны, она, безоговорочно подчиняясь хозяину, не может быть близка к нему — ведь нет в лафкрафтианском мифе вороны как одного из центральных символов, как ни крути! Все больше рыболюди и щупальца.

Пёс Нюх и кошка Серая Метелка должны учитываться не только в схеме «я и мой хозяин», но и в общей игровой расстановке притягивающихся противоположностей, «открывающие против закрывающих», «кошка против собаки», «обыденность против магии». Серая — самая обычная кошка, без способностей к волшбе, просто любящая свою хозяйку, мудрая «обыденным» умом. А Нюх — древний демон, идущий по свету с хозяином то ли по договору, то ли искупая и свою вину, умеющий колдовать, на голову выше любого человеческого разума. Именно собака и кошка здесь в какой-то мере выступают материализацией души своих хозяев. Нам не нужны подробности общения Джека и Джилл — нам достаточно того, что их фамильяры дружат.

Читайте также

Фамильяр что это такое

Открывающие и закрывающие: кто есть кто в романе Роджера Желязны «Тоскливой октябрьской ночью»

В честь Хэллоуина вспоминаем одно из самых знаковых и постмодернистских произведений фантаста.

Нет предела совершенству

В целом можно сказать, что звериные спутники человека — хорошее фантодопущение, которое можно повернуть и тем, и другим боком, продвигая ту идею, которая нужна автору. В частности, существует мнение, что наличие в тексте хотя бы просто домашнего животного значительно повышает шансы произведения на победу в литературном конкурсе или на отбор в антологию. Как говорится, «все любят котиков».

Однако существуют фантастические вселенные, в которых фамильяры из разряда иллюстраций к идеям автора превратились в самоценный элемент мира. Причем элемент весьма весомый, тщательно прописанный и значимо влияющий на баланс сил.

В частности, в играх вроде Dungeons & Dragons большое влияние уделено магическим зверям, которые могут стать спутниками игрока уже на первом уровне.

Фамильяр что это такое

Стороннее дополнение для D&D 5ed 100 Pets and Familiars / Casey Willis

Например, выступать в качестве фамильяров могут птицы. Они обладают огромным преимуществом — полетом — что делает их прекрасными шпионами и посланниками. К числу наиболее распространенных спутников колдунов относятся ночные пернатые, подобные совам, а также хищные птицы — ястребы, соколы и орлы. Морские маги могут использовать в качестве фамильяров чаек или даже пеликанов.

Собака является наиболее привычным спутником любого странника, потому что привлекает меньше внимания, чем более экзотические фамильяры. Псы обычно дружественны, их легко кормить и за ними легко ухаживать. Собаки используют исключительно развитое обоняние и слух для того, чтобы находить следы.

Довольно часто с магией связываются зайцы (вспомним один из излюбленных фокусов, состоящий в извлечении кролика из шляпы). В большинстве своем ушастые отличаются пугливостью, хотя фамильяры оказываются гораздо смелее, чем их обычные сородичи, обладают острым обонянием и слухом, и при этом являются быстрыми бегунами и хорошими прыгунами.

Фамильяр что это такое

Стороннее дополнение для Fantastic Familiars / Spilled Ale Studios

Ни одного фамильяра нельзя назвать таким же маленьким и незаметным, как мышь: она способна проникать практически всюду и оставаться незамеченной. Фамильяры-мыши дают хозяевам преимущество в заклинаниях скрытности, при этом не могут нанести какого-либо урона в битве.

А что же хозяева? Может ли каждый завести себе «меньшего брата»? Зависит от выбранного сеттинга, но в целом, фамильяр может стать полезным союзником для персонажей любого класса (это позволяет выбор черт и заклинаний). Плуты используют хитрого енота в качестве дополнительной пары рук или глаз (не говоря уже о том, что подобные спутники могут оказаться бесценными помощниками в случае пребывания в темнице). Обученное петь животное может очень пригодиться барду во время представлений. Жрецы могут обладать фамильяром, связанным с их божеством, тогда как фамильяры следопытов или варваров выступают в качестве проводников, спутников и помощников в диких землях.

Читайте также

Фамильяр что это такое

В Dungeons & Dragons якобы запрещают слово «раса». Что происходит?

Разбираемся, откуда пошли слухи, что на самом деле стоит за изменениями, как обстоят дела в других НРИ и почему этот конфликт важен для русскоязычного комьюнити.

На пользу или во вред?

В конечном итоге сложно сделать вывод об однозначной пользе или вреде фамильяров. С одной стороны, у тебя появляется друг, союзник, защитник. Тебе больше не страшно одиночество, двое — уже команда. А командой, как известно, можно горы свернуть.

С другой стороны, фамильяр сразу раскрывает твои карты перед противником. Демонстрирует, чего ты стоишь, о чем думаешь, как живешь… Свободолюбив и мечтаешь о полетах? Или скрытен? Хитрый, как обезьяна? Молчаливый, как рыба? Бородавчатый, как жаба… от жабы-то, признаться, недалеко и до котла с ядовитым варевом, крючковатого носа и ступы с помелом.

А самое главное, никогда нельзя быть уверенным до конца, кто кого выбрал: ты — фамильяра, или он — тебя. Вот это действительно страшно. Хотя волков бояться — в лес не ходить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *