Фальцлинейка что это такое

Бумага все стерпит

Фальцлинейка что это такоеСодержание:

1. Введение

Введение

Благодаря нехитрым приемам сгибания и складывания можно из обычного листа бумаги создавать сложные объемные конструкции.

Разберемся в терминологии. Понятие сгибание подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. При складывании стороны заготовки налегают друг на друга, соприкасаясь по всей плоскости. В чистом виде эти приемы (в ходе непосредственного изготовления изделий) встречаются довольно редко. Они, как правило, многократно дополняя друга, выступают единой технологической операцией.

При сгибании и складывании с материалом происходят существенные изменения, имеющие свои минусы и плюсы. К негативным моментам можно отнести: потерю прочности материала, т.к. в месте сгиба нарушается целостность волокон; изменение первоначального вида, ведь по месту сгиба образуются четко выраженные складки, поэтому данную операцию проводят только по предварительно выполненной разметке (когда это необходимо и целесообразно), чтобы предотвратить появление лишних складок.

Положительной стороной приема являются: трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости — важнейшего конструктивного элемента, значительно повышающего прочность изготавливаемого изделия, частично компенсирующего потерю прочности, появляющуюся после обработки линий сгиба; способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, т.е. устойчивость.

Структура материалов и свойства определяемые ею, влияют на качество изготавливаемых изделий в технике сгибания и складывания. Учет их — основное условие работы. В частности следует помнить, что сгибание и складывание листа тонкой бумаги (писчей, тетрадной, типографской, газетной и др.) ведут только на столе или иной твердой, ровной поверхности, чтобы избежать образования случайных заминов, вмятин, складок.

Заготовку располагают так, чтобы будущая линия сгиба была параллельна краю стола (для возможности контролирования хода работы). Левый нижний уголок бумаги совмещают с краем листа на необходимом расстоянии от будущего ребра и большим пальцем левой руки обозначают начало линии сгиба. Затем гладилкой (при отсутствии ее прибегают к ребру линейки, карандашу или ручке, кольцу ножниц, ребру ладони. ), слева направо, под небольшим углом (чтобы избежать образования заминов), с легким нажимом проглаживают линию сгиба (рис. 1). Для полной проработки образующегося ребра достаточно 2—3 движений гладилки. В результате проглаживания целостность и прочность волокон в месте сгиба нарушается и отогнутая часть заготовки не разгибается.

Выполненный надрез на материале делает место сгиба значительно тоньше, чем и обеспечивает возможность сгибания картона любой плотности и толщины, одновременно четко ориентируя направление будущего ребра, определяя его качество. Потеря прочности картона компенсируется за счет появления ребер жесткости конструкции, а также возможной дополнительной оклейкой законченного изделия тонкой цветной бумагой, включением декоративных вставок.

Прием надрезания картона по линии сгиба называется рицовкой. На производстве рицовку выполняют специальным рицо-вочным роликом или на станке, а также штампами, пробивая насквозь материал пунктирными прорезями.

Все описанные выше приемы дают возможность получать объемные изделия с прямолинейными плоскостями. Для бумажных заготовок цилиндрической или конусои-дальной формы необходимо соблюдать ряд условий, в первую очередь учитывать направление волокон в листе бумаги. Деталь ориентируют так, чтобы волокна были вытянуты вдоль длинной стороны будущей поделки. В этом случае достаточно аккуратно закрутить бумажную полоску и закрепить ее край. Однако правильно и быстро определить направленность волокон в листе удается далеко не всегда. Приходится проводить ряд дополнительных опытов, что приводит к потере времени, нерациональной трате материала. Из положения выходят просто — прибегают к одному из вспомогательных обработочных приемов (рис. 2): ребром линейки несколько раз с легким усилием проглаживают лист бумаги в том направлении, в котором предстоит его скрутить; к краю стола прижимают заготовку и с некоторым усилием несколько раз перемещают вверх-вниз в направлении скручивания детали; на форму-болванку (трубку, цилиндр) прикручивают деталь и несколько раз прокатывают ее по ровной поверхности стола ладонью.

Сгибание бумаги в криволинейную форму — наиболее сложный вариант технологических обработочных операций, иногда называемых трансформированием. Обращаются к нему, когда хорошо изучены и практически освоены все предыдущие приемы сгибания и складывания и есть желание создавать поделки, имеющие сложную изогнутую пространственную конструкцию.
Суть приема сводится к следующему. На листе плотной бумаги (типа чертежной) размечают контур детали, имеющей криволинейную форму, в простейшем случае — лепесток цветка. Прорисовывают центральную жилку и надрезают ее примерно на половину толщины материала или продавливают заостренным предметом — уголком металлической линейки, пустым стержнем шариковой ручки, тупым шилом. Вырезают лепесток и осторожно сжимают деталь, которая, изгибаясь по надрезанной жилке, принимает красивую изогнутую форму (рис 3). Надрезанная или продавленная бороздка всегда проходит с наружной стороны детали.

Трансформирование плотной бумаги широко используется при изготовлении гофрированных форм, в бумажной пластике, где материал обретает способность принимать самые необычные пространственные формы, приближаясь по своим выразительным качествам к скульптуре.
Закончив описание приемов, обратимся к линиям чертежа, наглядно демонстрирующим особенности устройства изделия, предстоящий ход работы. Официально признанного условного обозначения мест сгиба на листе бумаги не существует, поэтому в разных источниках, публикациях его трактуют произвольно — тонкой сплошной, пунктирной, толстой сплошной. Все это приводит зачастую к путанице, подмене истинного смысла графической информации. Однако есть определенная негласная договоренность среди специалистов о выделении «персональной» линии, обозначающей операцию сгибания и складывания. За основу взята осевая, центровая линия, к которой добавлен дополнительный короткий штрих. Пользоваться такой линией очень удобно при построении разверток-выкроек, изготовлении несложных изделий в технике оригами, киригами, плоскостном картонаже, особенно на начальном этапе изучения. Все приводимые в данной публикации рисунки и чертежи выполнены с использованием именно такого обозначения мест сгиба.
От знакомства с приемами преобразования бумаги и картона в объемную форму перейдем к конкретным группам изделий из бумаги, как бы иллюстрирующих описанные правила. Некоторые из них хорошо известны многим, другие — не очень.
Многократное сгибание и складывание бумаги при попытке сделать незнакомую игрушку часто приводит к тому, что лист бумаги превращается в смятый комок. Не торопитесь выбрасывать его. Заготовки, вырезанные из расправленного мятого листа цветной бумаги, могут стать выразительными полуобъемными деталями необычной аппликации. «Жеванная» поверхность их прекрасно имитирует шерстку животных, тканевые наряды кукол, каменные стены строений.
Помятые листы белой бумаги дают возможность получать неповторимый рисунок при окрашивании их водными красителями. Такие странного цвета бумаги используются в оформлении отдельных поделок, переплетных работах, украшениях. О том, как окрасить бумагу, речь пойдет при рассмотрении отделочных операций.
Среди аппликаций, выполненных из бумаги, иногда встречаются объемные композиции, которые даже при ближайшем рассмотрении производят впечатление нарядного тканого коврика. Прием создания подобных картин можно условно назвать торцеванием. Красками для панно служат кусочки разноцветной бумаги — кружочки, квадратики размером до одного сантиметра в поперечнике. Взяв пальцами детальку, к центру подносят трубочку (тупой конец кисточки, запаску от шариковой ручки, тонкую округленную палочку и, сминая, прижимают к кончику выступающие края бумаги, чуть покручивая при этом заготовку. Если снять детальку с трубочки, в руке останется малюсенький бумажный бокальчик с донышком (рис. 4). Затем донышко «бокальчика» окунают в клей и переносят на основу с размеченным рисунком, слегка прижимая кончиком трубочки. Подобным образом заполняют всю плоскость рисунка, где каждая деталька, словно пчелиные соты, теснится друг к другу, создавая выразительный цветовой эффект.

К удивлению некоторых, существует несложный способ расправления и придания гладкости смятому листу бумаги. С этой целью ее обрабатывают размягчителем, в состав которого входят: глицерин — 10 частей, спирт (ректификат) — 30, вода — 60 весовых частей. Восстанавливаемый лист бумаги смачивают раствором размягчителя, а затем накатывают резиновым фотоваликом на толстое стекло, где и выдерживают до полного высыхания. Если бумага распрямилась недостаточно, то ее вновь смачивают составом и накатывают на стекло. Распластанный лист накрывают чистой бумагой и осторожно разглаживают ладонью до полного впитывания влаги.

Источник

Реставрация книг

Вспомогательные инструменты

К вспомогательным инструментам относятся косточка (гладилка), «растрёпка», кашировка, фальцлинейки,мерительные инструменты, кисти.

Фальцлинейка что это такое

Косточка и «растрёпка»

Один ее конец несколько заострен и закруглен, другой — закруглен, кромки округлены. В закругленном тупом конце иногда делают прорезь на глубину 6—8 мм. Этой частью косточки пользуются при заделке уголков во время крытья крышки переплетной тканью.

Косточку делают из трубчатой кости (цевки) крупного рогатого скота. Ее можно заменить гладилкой тех же размеров, изготовленной из какой-нибудь прочной пластмассы, нержавеющей стали или из древесины твердых пород.

Обрезку листов нетолстых книжных блоков, резку бумаги, картона и других переплетных материалов удобнее и безопаснее производить не по обычной линейке, а используя дюралевый или стальной уголок с полками 25—30 мм. Наружные плоскости полок и угловые грани его должны быть ровными.

Для придания корешкам толстых книг грибообразной формы может понадобиться кашировка — металлическая пластинка (толщиной 0,8—1,0 мм) с мелкими закругленными зубчиками на одной из сторон. Отверстия в корешках альбомов удобно пробивать с помощью пробойника.

Фальцлинейка что это такое

Фальцлинейки предназначены для обрезки кромок картонных сторонок переплетных крышек. Они представляют собой тонкие металлические пластинки шириной 30—40 мм, к одной из сторон которых приклепаны металлические бортики высотой 8—10 мм. Нужны три линейки с шириной бортика 3, 4 и 5 мм.

При отделке переплетных крышек, крытых техническими, текстильными, синтетическими материалами, а также кожей, при обработке обрезов книжных блоков понадобятся штриховки (филеты), накатки (ролики), «утюжки» (гладильники), штампы (штемпели), пуансоны, литеры и т. д.

Фальцлинейка что это такое

Штриховки относятся к числу наиболее употребительных отделочных инструментов для ручного тиснения. С их помощью наносятся бесцветные линейные узоры на покровных материалах. Изготовляют их из стали.

Печатающая поверхность имеет дугообразную форму. При работе штриховку прижимают к ткани и, слегка раскачивая рукоятку, двигают в нужном направлении.

Филеты по виду не отличаются от штриховок. Они предназначены для тиснения с использованием переплетной фольги. Делают их из меди, обладающей большей теплопроводностью по сравнению со сталью. Применять филету вместо штриховки не следует, так как после нее на поверхности переплетного материала может остаться след меди.

Фальцлинейка что это такое

Накатки служат для нанесения прямых пунктирных и фигурных линий. Она представляет собой медный или латунный ролик с выгравированным на ребре узором, который закрепляется с помощью оси в вилке, оснащенной рукояткой. Можно использовать и обычную портняжную накатку.

Накатки, дающие разнообразные пунктирные линии, можно изготовить из зубчатых колес от часов, небольших металлических шестеренок. Если их зубья слегка сточить, то получатся разные по величине черточки пунктира.

Приложив немного усилий и фантазии, можно изготовить и фигурные ролики, позволяющие за один проход сделать тиснение, содержащее декоративные элементы.

Фальцлинейка что это такое

Для отделки кожаных переплетных крышек, обработки больших плоскостей на крышках, покрытых переплетными тканями, могут понадобиться стальные «утюжки», или гладильники.

На рис. изображен гладильник для полирования кожаного переплета и гладильник для обработки небольших участков переплета из кожи или технической ткани. Для нанесения рисованного орнамента или других тонких линий используется гладильник в виде шила с затупленным острием.

Штампы и штемпели можно изготовить из стальных, медных или алюминиевых стержней. На рабочей части надфилем вытачивают необходимый узор, букву, монограмму. При самостоятельном изготовлении штампов и штемпелей нужно обратить внимание на то, чтобы печатные элементы имели достаточную высоту и были хорошо зачищены (отшлифованы).

В процессе работы штампы нагревают (температуру нагрева подбирают опытным путем), приставляют к переплетной крышке и ударяют по хвостовой части молотком. Их можно применять как при бесцветном тиснении, так и с использованием фольги.

Фальцлинейка что это такое

Инструменты для тиснения

Для нанесения рисунков в виде точек, окружностей служат пуансоны: стержни и трубочки различного диаметра.

Шрифтовые тиснения производят с помощью специальных медных литер (для этого необходим позолотный пресс).

Источник

Сделай Сам (Знание) 2008-01, страница 109

Фальцлинейка что это такое

ле, под руками. Обрабатывая мелкие детали, изделие поворачивают в ту сторону, куда удобнее, используя зачастую вместо гладилки ноготок пальца или торцевую кромку линейки. Операция заглаживания листа бумаги гладилкой по линии сгиба называется фальцеванием, фальцовкой. Она широко используется в производстве книжных блоков, журналов, газет.

При складывании бархатной (велюровой) бумаги место сгиба предварительно смачивают водой, чтобы избежать заломов. Заглаживание ребра ведут легкими движениями гладилки, не прилагая значительных усилий. Направление волокон в бумажных, картонных заготовках должно совпадать с длинной стороной изготавливаемых деталей. Особенно важно это соблюдать в выполнении работ, имеющих изогнутую, криволинейную форму.

Немного об инструментах и приспособлениях, «отвечающих» за выполнение столь ответственной технологической операции, как обработка линий сгиба.

Металлическая линейка — одним из уголков которой продавливают бороздку по размеченной линии сгиба у плотной бумаги, тонкого картона. При ее отсутствии пользуются шилом с затупленным концом, пустым стержнем шариковой ручки, кончиком ножниц. По линейке также надрезают картон, если нет специальной, уголковой.

Фальцлинейка — металлическая линейка с бортиком, используемая для подрезания картона в местах сгиба.

Лист подкладной чистой оберточной

или упаковочной бумаги, тонкого картона, предохраняющий от загрязнения само изделие и крышку стола.

Сгибание плотной бумаги (настольная, чертежная, рисовальная, форзацная и др.) осуществляется по тем же основным правилам, что и сгибание тонкой: на столе, от себя, с помощью гладилки, слева направо и т.д. Однако, чтобы получить качественную, четкую линию (ребро будущего объемного изделия), ее необходимо предварительно продавить уголком металлической линейки, пустым стержнем шариковой ручки, затупленным шилом и т.д. По линейке с легким нажимом одним из- инструментов проводят по намеченной линии, образуя на бумаге хорошо заметную бороздку-вмятину. В месте будущего сгиба материал значительно утоньшается, поэтому заготовка сгибается точно по обозначенной прямой, а само ребро получается четким, ровным, аккуратным и красивым.

Выполнение углубленных бороздок на материале называется биговкой. В производстве бига (бороздки) выполняют специальные биговочные станки.

Источник

Фальцлинейка что это такое

Глава 4. Рабочее место и инструменты для переплетных работ

4.1. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОЧЕЕ МЕСТО?

В домашних условиях для рабочего места желательно выделить специальный уголок вблизи источника света, а еще лучше не в жилой комнате. В библиотеках для этого подыскивают место в подсобном помещении или вдали от книжных стеллажей, чтобы пыль и испарения, появляющиеся при обработке и склеивании переплетных материалов, не оседали на книгах.
Если представляется возможность организовать кружок переплетного дела, то помещение для занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям производственной эстетики, быть сухим и светлым, хорошо проветриваемым. При этом в расчете на 15 кружковцев и одного преподавателя лучше иметь две комнаты — одну для занятий (площадью 40 — 45 м2) и другую (площадью 12—15 м2) — для подсобных работ: приготовления клеев, заточки инструментов, хранения запасов материала. Если для занятий будет отведена лишь одна комната, место для подсобных работ необходимо выделить недалеко от окна, в форточный проем которого монтируется вытяжной вентилятор, и отгородить остекленной перегородкой.
Стены комнаты для занятий рекомендуется окрасить в светлые тона желтого, зеленого, голубого оттенков. Желательно, чтобы площадь застекленной поверхности (окон) составляла 1 /4 или 1 /5 площади пола. Искусственное освещение лучше обеспечить люминесцентными лампами; минимальная освещенность на рабочих местах при искусственном освещении — 300 лк.
Для проветривания помещений окна должны иметь форточки или фрамуги. Температуру воздуха следует поддерживать в пределах от +18 до +21 °С при влажности 40—60%.
Размещать мебель и оборудование следует так, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего.
Стол руководителя кружка, классная доска, плакаты и демонстрируемые образцы должны быть хорошо видны всем.
Каждое рабочее место должно быть индивидуальным.
Учитывая, что основные переплетные операции выполняются сидя или стоя за столом, и его поверхность подвергается физическим нагрузкам (давлению, ударам), нужна усиленная и приподнятая столешница. Ее можно сделать из сорокамиллиметровых досок, связав их снизу по торцовым и одной продольной сторонам брусьями из этих же досок (высотой — 100 — 120мм. ) Лицевую часть новой столешницы покрывают фанерой или гетинаксом и укрепляют на крышке стола, что увеличивает его высоту на 140 — 160мм. Кромки дополнительной столешницы следует окантовать деревянными рейками, тщательно зачистить, зашпаклевать и окрасить масляной краской. Пространство, образовавшееся между дополнительной и основной столешницами, можно использовать для хранения материалов и инструмента.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 18. Стол для переплетных работ и пенал для инструментов.

В правом переднем углу крышки стола делается отверстие по диаметру клеянки, куда ее устанавливают во время работы. К правой стороне передней продольной кромки крышки (или к правой торцовой) крепится пенал для инструментов. Общий вид такого стола, а также пенала для инструментов показан на рис. 18.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 19. Шкаф с вытяжкой для приготовления клея.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 20. Примерная планировка помещения для кружка переплетного дела:
а — уголок хранения материалов; б — уголок для вспомогательных работ; 1 — столы кружковцев; 2 — стол руководителя; 3 демонстрационный (вспомогательный) стол; 4 — стулья (табуреты); 5 — классная доска; 6 — умывальник; 7 — аптечка; 8 — стеллаж; 9 — шкаф с вытяжкой для приготовления клея; 10—витрина для образцов и поделок; 11 — электрическое точило.

4.2. КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ НУЖНЫ ДЛЯ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТ?

Специальные инструменты переплетчика опробированы многими поколениями. До наших дней они дошли практически без изменений и широко используются при ручных работах в большинстве стран. Условно их можно разделить на три группы: режущие, вспомогательные и отделочные.
К режущим инструментам относятся ножи, предназначенные для резки бумаги, картона, раскроя тканей, обрезки книжных блоков, шерфования (срезки на нет краев) кожи при изготовлении кожаных переплетных крышек. Вспомогательными инструментами являются косточки (гладилки), фальцлинейки, металлические линейки, уголки и угольники, “растрепка”, кашировка, мерительные инструменты, кисти. Отделочные инструменты используются при обработке переплетных крышек, крытых техническими, текстильными синтетическими тканями, материалами на нетканой основе, кожей, моделировании корешков, отделке обрезов книг. К ним относятся те же косточки (гладилки), штриховки, накатки, гладильники, штампы, пуансоны, литеры и другие.
Значительно облегчают работу переплетчика и реставратора различные приспособления: зажимные устройства — переплетные прессы и тиски, станочки для сшивания книг, резаки для обрезки книг (гобели и др.)| специальные переплетные доски и т. п. Промышленность пока не выпускает подобных инструментов и приспособлений, но они просты по конструкции и их не сложно изготовить своими силами или заказать мастеру.

4.3. КАКИМИ НОЖАМИ РАБОТАЕТ ПЕРЕПЛЕТЧИК?

Резание различных материалов занимает большой удельный вес в процессе переплетных работ, поэтому каждому переплетчику желательно иметь несколько ножей целевого назначения, а некоторых из них, например универсальных переплетных, — два-три. Это создает условия для более ритмичной работы, так как не нужно будет отвлекаться на заточку затупившегося инструмента.

4.5. КАК СДЕЛАТЬ КОСТОЧКУ И ГЛАДИЛКУ?

Косточка (рис. 24) чаще всего находится в руках переплетчика, она нужна при разборке книги, с ее помощью фальцуют (сгибают) листы бумаги и перефальцовывают листы разобранной книги, притирают при приклейке бумагу, тканевые корешки и покровные ткани к картонным сторонкам переплетных крышек, заправляют уголки, наносят рубчик, отделывают книги. По форме она представляет собой хорошо отшлифованную пластинку длиной около 150мм., шириной 20 — 25мм., толщиной 3 — 4мм. в средней части и 1мм. по краям. Один ее конец несколько заострен и закруглен, другой — закруглен, кромки округлены. В закругленном тупом конце иногда делают прорезь на глубину 6 — 8мм. Этой частью косточки пользуются при заделке уголков во время крытья тканью переплетной крышки.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 24. Косточка.

Сделать ее можно из трубчатой кости (цевки) конечностей крупного рогатого скота. Для этого подбирают крупную кость нужной длины и ножовкой по металлу распиливают вдоль так, чтобы получилась пластина заданной длины и ширины. Вначале рашпилем с крупной, а затем с более мелкой насечкой придают ей необходимую форму, придерживаясь размеров, указанных на рисунке. Дальнейшую обработку производят с помощью наждачной бумаги с постепенным уменьшением ее зернистости. Полируют косточку опилками, оставшимися после обработки ее рашпилем, смоченными спиртом, при помощи кусочка сукна или войлока.
Гладилки изготавливают из какой-нибудь прочной твердой пластмассы, нержавеющей стали и, наконец, из дерева твердых пород, придерживаясь тех же форм и размеров. Однако последние менее удобны в работе.

4.6. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ И ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДРУГИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ?

Для растрепывания концов шнуров у сшитых книг нужна будет растрепка — тонкая металлическая пластинка с прорезями (рис. 25, а). Обрезку нетолстых книг, резку бумаги, картона и других переплетных материалов удобнее и безопаснее производить не по обычной линейке, а используя вместо нее дюралевый или стальной уголок длиной 350—400 мм с полками 35—40 мм (рис. 25, б). Естественно, что наружные плоскости полок и угловые грани его должны быть идеально ровными.
Для придания корешкам толстых книг грибообразной формы понадобится кашировка — металлическая пластинка (толщиной 0,8—1,0 мм ) с мелкими закругленными зубчиками на одной из сторон (рис. 25, в). Отверстия в ко-

Фальцлинейка что это такое
Рис. 25. Вспомогательные инструменты для ручных переплетных работ:
а — “растрепка”; б — уголок для резки бумаги и переплетных материалов ножом; в — кашировка; г — пробойник; д — фальцлинейка.

4.7. КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ ОТДЕЛКЕ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК?

Фальцлинейка что это такое
Рис. 26. Штриховки:
а — внешний вид штриховок (филет); б — работа штриховкой; в — профили штриховок.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 27. Накатки:
а — общий вид; б — портняжная накатка; в — пример гравировки узора на ребре ролика.

оснащенной рукояткой. В качестве простейшей можно использовать обычную портняжную накатку. Накатки, дающие разнообразные пунктирные линии, можно изготовить из зубчатых колес от часов, небольших металлических шестеренок. Если их зубья слегка сточить, то получатся разные по величине черточки пунктира. Приложив немного усилий и фантазии, можно изготовить и фигурные ролики, позволяющие за один проход сделать тиснение, содержащее различные декоративные элементы (рис. 27, в).

Фальцлинейка что это такое
Рис.28. Гладильники:
а — гладильник («утюжок») для полирования кожаных переплётов; б — гладильники для отделки небольших участков переплетов из кожи и технических тканей.

Для отделки кожаных переплетов, обработки больших плоскостей на переплетах, покрытых техническими тканями, могут понадобиться “утюжки”, или гладильники. На рис. 28 изображены гладильники для полирования кожаных переплетных крышек и обработки небольших участков переплетных крышек, покрытых кожей или техническими тканями, и тиснения на них тонких линий. Делают их из стали, лучше нержавеющей. Все плоскости и грани должны быть хорошо обработаны, отшлифованы и отполированы. Нагревают гладильники до нужной температуры на открытом пламени или на электрической плитке с закрытыми элементами.
Прорезку кожи на небольшую глубину, при отделке ее в технике гравирования и тиснения, осуществляют с помощью гравировального ножа (дорожника), представляющего собой стальной стержень с коротким узким граненым жалом (рис. 29).

Фальцлинейка что это такое
Рис. 29. Гравировальные ножи (а) и дорожник (б).
Рис. 30. Штемпель:
а — общий вид; б — рабочая часть штемпеля; в — медный штемпель с деревянной ручкой для ручного тиснения горячим способом.

Штампы (штемпели, набойники)
— это стержни, предпочтительно из нержавеющей стали, на одном конце которых выгравирована, или выточена надфилем, или нанесена любым другим способом деталь орнамента (рис. 30). След холодного штампа наносят на кожу, ударяя по его головке молотком. Для ручного золочения и слепой печати горячим способом штампы делают из меди, оснащая их деревянными ручками (рис. 30, в).
Штампы со сложными узорами, буквами, монограммами лучше заказать граверу. При самостоятельном изготовлении их следует обратить внимание на то, чтобы печатные элементы имели достаточную высоту (1,5 — 2мм.) и были хорошо обработаны и отшлифованы.
Пуансоны — стержни и трубочки (рис. 31) различного диаметра и конфигурации служат для нанесения точечных и контурных (замкнутых) оттисков на технических тканях, коже и кожезаменителях. Стержни изготовляют из прутковой стали различного диаметра, аналогично штампам. Для контурных пуансонов используют трубочки из стали, меди, латуни разных диаметров, одному из концов которых придают нужную конфигурацию. Сделать это можно с помощью молотка, обжима в тисках с соответствующими прокладками и т. п. способами. Шлифовка рабочей части — обязательна. Пользуются пуансонами, как и штампами.
Шрифтовые тиснения на переплетных крышках производятся с помощью специальных медных шрифтов на позолотном прессе, что любителю-переплетчику вряд ли

Фальцлинейка что это такое
Рис. 31. Пуансоны:
а — стержни; б — трубочки; в — профиль рабочей части пуансонов и трубочек.

доступно. Конечно, набор шрифтовых штампов можно заказать граверу. Но если вы обладаете слесарными навыками, то литеры можно изготовить из 1,5—2 мм листовой меди или латуни (рис. 32). Проще всего аккуратно вырезать из газеты, журнала буквы нужной гарнитуры и соответствующего кегля и наклеить их лицевой стороной на подготовленную (отшлифованную) металлическую пластинку (клеем 88, 89Н, резиновым). Затем шилом или острозаточенным концом надфиля прочертить контуры литеры на

Фальцлинейка что это такое
Рис. 32. Изготовление штемпелей с литерами:
а — литера, вырезанная из бумаги и наклеенная в зеркальном изображении на металлическую пластинку; б — обрезка заготовки; в — обработка граней.

металле так, чтобы они были достаточно четкими. После этого бумажные оригиналы смывают бензином. Для усиления изображения законтуренные участки протирают небольшим количеством черной густотертой масляной краски или темперой. Излишек краски удаляют ветошью с поверхности пластины. Теперь каждая литера будет иметь четкое изображение. С помощью лобзика или просечек удаляют металл внутри литеры, а затем с помощью тех же инструментов и ножниц обрезают буквы по внешнему, контуру. Однако такую обработку следует вести не строго по контуру, а с небольшим запасом. Излишек убирается путем обработки заготовки надфилем под углом в сторону зеркального изображения литеры до необходимых размеров. Такие литеры напаивают тугоплавкими припоями к стержням и пользуются ими как штампами или наклеивают их на металлическую плитку в виде слов (клеем БФ-2, 88Н) и используют как штамп для тиснения блинтового или фольгой в прессе с подогревом.
Подобным способом можно сделать штампы монограмм, орнаментов или тиснения на переплетных крышках.

4.8. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ И КАК САМОМУ СДЕЛАТЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТ?

В процессе шитья, прессовки, реставрации листов книжного блока, при изготовлении переплетных крышек вручную используются некоторые специальные переплетные приспособления. Промышленностью они не выпускаются. Однако по конструкции они настолько просты, что их можно изготовить собственными силами или заказать мастеру. Следует при этом учесть, что в зависимости от характера и объемов работы приспособления могут использоваться в широком ассортименте либо лишь некоторые из них. Конструктивно они могут быть изменены, исходя из потребностей работающего. Материалы для их изготовления, а также размеры приспособлений даются наиболее употребительные; отклонения от них по технологическим причинам или иным соображениям вполне допустимы. Главное — все приспособления должны быть удобными и безопасными в работе, повышать производительность труда и качество переплетных работ.

4.9. ЧТО ТАКОЕ СШИВАЛЬНЫЙ СТАНОК?

Сшивальный станок (или “уставка”) используется при шитье книжных блоков. Назначение его — закрепить и натянуть марлю, тесьму или шнур, к которым потом будут подшиваться тетради книжного блока.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 33. Сшивальные станки:
а — традиционный; б — упрощенный с деревянными стойками и перекладиной; в — упрощенный с рамкой из проволоки 1 — основание; 2 — планки (ножки); 3 — вертикальные стойки с резьбой; 4 — гайки (барашки); 5 — перекладина; 6 — крючки для крепления шнуров; 7 — шпильки с крючками для натягивания марли (шнуров, тесьмы); 8 — съемная планка.

Традиционным и наиболее совершенным является станок, изображенный на рис. 33, а. Он рассчитан на шитье книжных блоков, размер которых достигает формата еженедельников “Неделя”, “Книжное обозрение”, “Огонек”. Устройство его несложно и, при некоторых навыках столярного и слесарного дела, изготовление такого станка не составит особого труда.
Для основания станка используют гладкую ровную доску или толстую клееную фанеру размером 450×300 x30 мм. Снизу по краям прикрепляют планки, выполняющие роль ножек, которые приподнимают основание станка на 15 — 20мм. над поверхностью рабочего стола. По переднему краю основания на расстоянии 40 — 50мм. от боковых и 30мм. от передней кромок доски просверливают два отверстия, в которых устанавливают и крепят вертикальные стойки, имеющие в верхней половине резьбу. Для стоек можно использовать металлическую трубку или пруток диаметром 10 — 12мм. и длиной 300 — 350мм. На нарезную часть стоек навинчивают гайки (“барашки”), на которых удерживается перекладина — деревянная рейка с отверстиями по бокам, соответствующими диаметру стоек, и с прорезью в средней части. Длина рейки равна длине основания, ширина 40мм., толщина 20мм. В прорезь вставляют подвижные крючки для крепления концов шнура или тесьмы. Вместо крючков можно использовать шпильки с резьбой, которые в нижней части имеют крючки, на нарезную часть навинчивают гайки. В передней кромке основания станка делается вырез для съемной планки. Между ней и основанием пропускают шнуры или тесьму и закрепляют их под доской на деревянных палочках. С помощью гаек перекладина поднимается вверх, и шнуры туго натягиваются.
Укрепить полоску марли на этом станке можно и так: деревянную рейку опускают вниз, чтобы расстояние между ее верхней плоскостью и нижней частью основания было равно ширине полоски марли, последнюю прикрепляют к рейке и основанию с помощью кнопок.
Можно изготовить и более простой станок (рис. 33, б). Для этого надо подобрать для основания толстую доску примерно таких же размеров, как и в вышеописанном станке. По передней кромке ее, отступя на 20 — 30 мм. от боковых сторон, сделать вырезы, вставить в них и прибить стояки, а сверху набить планку так, чтобы ее передний край находился на уровне переднего края основания. В планку и переднюю кромку основания вбить несколько пар гвоздиков на равном друг от друга расстоянии, к которым и будут потом прикрепляться шнуры. Узкую марлю в этом случае нанизывают нижним концом на гвоздики основания, а на гвоздях планки укрепляют кусочки тесьмы, к которым с помощью булавок прикрепляют верхнюю кромку марлевой полоски.
Еще более простое приспособление для шитья книжных блоков изображено на рис. 33, в. В нем к деревянному основанию крепится П-образная дуга из 6 — 8мм. стальной проволоки. Нижние концы шнуров и тесьмы в этом случае укрепляются на гвоздиках, вбитых в основание приспособления, а верхние завязываются на поперечной перекладине П-образной дуги.
Некоторые переплетчики делают более совершенные и сложные сшивальные станки, в том числе складные, разборные. Компактен и не занимает много места при хранении сшивальный станок (рис. 34), состоящий из основания с продольными ножками и укрепленной между ними по переднему торцу планкой с прорезью для пропуска и крепления шнура; угловой стойки из круглого металла диаметром 10 — 12мм., длиной 250мм., нижний конец которой обточен на квадрат, а верхняя половина имеет резьбу для натяжной и стопорной гаек; и перекладины с крючками (полоса стали длиной 250 — 280мм., шириной 15мм. и толщиной 3 — 4мм.), один конец которой загнут кольцом по диаметру стойки. Крепление деталей показано на рисунке. Между продольными ножками можно устроить гнезда для хранения снятых со станка стойки с гайками и перекладины с крючками. Шнур, тесьма, марля одним концом пропускается в щель между основанием и планкой

Фальцлинейка что это такое
Рис. 34. Сшивальный станок с одной стойкой:
1 — основание; 2 — продольные ножки; 3 — планка с прорезью; 4 — угловая стойка; 5 — перекладина; 6 — крючки; 7 — гайки.

с прорезью и фиксируется (на шнурах делают узелки, через марлю и тесьму пропускают шпильки, булавки, скрепки). Верхние концы шнуров укрепляют на крючках перекладины. Натяжение материала осуществляется подвинчиванием натяжной гайки, неподвижность перекладины обеспечивает стопорная гайка.
Таким образом, выбор конструкции станка — дело вкуса, возможностей, способностей и фантазии книголюба.

4.10. КАКИЕ БЫВАЮТ ЗАЖИМНЫЕ УСТРОЙСТВА И КАК ИХ СДЕЛАТЬ?

Фальцлинейка что это такое
Рис. 35. Переплетные тиски: а — универсальные тиски; б — переплетный пресс (1 — неподвижный брус; 2 — перемещающийся брус; 3 — болты; 4 — зажимные гайки; 5 — направляющий полоз для гобеля); в — обжимной пресс, приспособленный для обрезки книги переплетным или круглым ножом (1 — основание; 2 — прижимная доска; 3 — болты; 4 — гайка (барашек); 5 — металлический уголок); г — обжимной пресс для вспомогательных работ.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 36. Прессы с одновинтовым зажимом:
а — конторский; б — пакетный.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 37. Обжим книг (прессование):
в переплетном прессе; при помощи струбцин.

Удобны в работе переплетные (упаковочные, пакетные, “конторские” и т. п.) прессы с одновинтовым зажимом промышленного производства. Простейшие конструкции подобных прессов, которые можно изготовить самостоятельно, показаны на рис. 36. Для обжимки деталей переплетаемой книги можно использовать деревянные или металлические струбцины, которые имеются в продаже. Прессуемые книги в этом случае также помещаются между переплетными досками и зажимаются струбцинами (рис. 37).

4.11. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ ГОБЕЛЬ?

Фальцлинейка что это такое
Рис. 38. Гобель:
1 — неподвижная планка; 2 — подвижная планка; 3 — дисковый нож; 4 — поджимной винт с рукояткой; 5 — направляющие стержни; 6 — ограждение дискового ножа; 7 — винт дискового ножа; 8 — гайка; 9 — выемка для направляющего полоза переплетных тисков.

4.12. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ДОСКИ?

Переплетные доски бывают щитовые и фигурные. Щитовые применяются при обжатии и опрессовке книг в тисках и прессах, с их помощью можно равномерно распределить усилие прессования по всей площади обжимаемых материалов. Они также необходимы для создания

Фальцлинейка что это такое
Рис. 40. Переплетные доски:
а — щитовые; б — из толстой фанеры или ДСП.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 41. Фигурные доски и прокладки:
а — для отделки корешков книжных блоков; б — для формирования бинтов.

опорной площади при обрезке книг в тисках с применением обычных и круглых ножей, гобеля. Фигурные доски используются как дополнительные вспомогательные прокладки при обработке в тисках корешков книжных блоков, при их круглении и придании им грибообразной формы, а также при отделке корешков переплетных крышек.
Переплетные доски представляют собой деревянные щиты размером 350X300X30мм., собранные из досок желательно на шпунт (рис. 40, а). Их можно вырезать также из многослойной 10—12мм. фанеры или фанерованной и нефанерованной древесно-стружечной плиты (ДСП), однако последние менее надежны в работе из-за относительной хрупкости материала. Помимо переплетных досок необходимо иметь и несколько фанерок таких же размеров, для прокладки между книгами при прессовании (на рис.41 показаны образцы фигурных досок и прокладок).

4.13. КАКИЕ ЕЩЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ МОГУТ ПОНАДОБИТЬСЯ В РАБОТЕ?

Фальцлинейка что это такое
Рис. 43. Приспособление для кругления корешков книжных блоков,
скрепляемых бесшвейным способом.

При изготовлении декоративных обложечных бумаг нужны будут фотовалики, куски плотной резины, поролон и т. п.

Фальцлинейка что это такое
Рис. 44. Подставка-подсвет.

В процессе переплетных работ очень часто бывает необходимо обжимать склеиваемые детали книги. Для этой цели, кроме прессов, хорошо иметь несколько обычных кирпичей, оклеенных со всех сторон плотной бумагой, картоном или переплетной тканью (коленкор, ледерин, гранитоль), чугунные или мраморные плитки. Они всегда должны быть под рукой.
Для разметки и расчетов понадобятся мерительные инструменты — линейки, циркули, угольники. Лучше использовать металлические угольники: они точнее и прочнее пластмассовых и деревянных.
Отвес компонентов для приготовления клеев лучше осуществлять с помощью 100-граммовых аптекарских весов, используя набор граммовых и миллиграммовых разновесов. Отмерять жидкости следует с помощью мензурок и мерных стаканов.
Кружки переплетного дела могут быть оснащены также и механическим оборудованием: бумаго- и картонорезальными машинами, механическими прессами, электрическими точилами, позолотными прессами и т.д. При работе с ними необходимо строго придерживаться инструкции по эксплуатации и правил техники безопасности.

4.14. КАКОВЫ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТАХ?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *