Фаллическая женщина что это значит
Деспотичная личность: что представляет собой фаллическая женщина
Во все века и у всех народностей существовали деспотичные личности. Такие люди умели обретать полное и безоговорочное подчинение окружающих людей. Они жестоко подавляли любые поползновения других обрести личную свободу и независимость. Деспотизм и агрессивность – свойство, присущее не только представителям сильного пола. Среди прекрасных дам есть персоны, которые стараются самоутвердиться, унижая и уничтожая других людей. В психологии деспотичных дам принято называть фаллическими женщинами.
Агрессивная манера поведения таких дам основана на существующих у них страхах, низкой самооценке, отсутствии самоуважения. По мнению психоаналитиков, женский деспотизм обусловлен банальной завистью к представителям сильного пола. Жизненная позиция фаллических женщин базируется на навязчивой потребности доказать всем окружающим, что они сильные, могущественные, способные и талантливые. Такие матроны хотят показать всему миру, что они достойные быть награжденными лавровым венком победителя.
Как проявляется женский деспотизм: особенности фаллических женщин
Для деспотичной женщины существует единственный вариант самоутверждения – постоянная угнетающая тирания окружающих. Фаллические барышни требовательные и нетерпимые к волеизъявлению других людей. Эти эгоистичные натуры избалованны и капризны. Деспотичные женщины ловко манипулируют окружающими людьми. Они своенравны, высокомерны, надменны и заносчивы.
Чтобы ощутить любовь, уважение, признание окружающих фаллические женщины используют методы морального и физического насилия. Они очень боятся потерять контроль над другими людьми, поэтому жестоко навязывают им свою точку зрения. Деспотичные натуры своеобразно мстят за свою неполноценность: они устраивают ссоры, выяснения отношений, конфликты. Их стиль взаимодействия с социумом исключает взаимоуважение, взаимопонимание, поиск компромиссов и сотрудничество. Фаллические персоны пытаются заработать авторитет у сообщества путем ущемления прав и свобод более слабых людей. Они жаждут власти и стремятся к лидерству. Для этих своенравных особ не составляет труда ради достижения желаемой цели пройтись «по трупам» других.
Деспотичная личность часто страдает от душевной пустоты, ведь ее кредо – одиночество. У фаллической женщины нет близких подруг, с которыми она могла бы поделиться радостями и огорчениями. Она живет с навязчивым страхом, тревожась за свою будущую судьбу. Такая персона очень боится остаться у разбитого корыта, поэтому она старается привязать окружающих путем их запугивания и шантажа.
Женский деспотизм часто прослеживается в семейной жизни. Деспотичные личности словесно унижают своих мужей. Они выдвигают необоснованные претензии. Критикуют за крохотные поступки. Требуют, чтобы весь быт был организован по их стандартам порядка.
Фаллическая женщина выбирает в спутники жизни неуверенных и нерешительных мужчин. При этом с первых встреч она старается «кастрировать» самца. Она умело подавляет и ловко уничтожает в партнере личность. Цель деспотичной барышни – быть на ступень выше избранника во всех сферах жизни. Такая мадам всегда выигрывает битву за первенство. Она способна дать отпор и прекрасно защищает свое личное пространство. Как правило, муж такой женщины очень ее боится и не решается сделать какой-то шаг против воли жены.
Почему возникает женский деспотизм: причины
Все психологи, психотерапевты и социологи убеждены, что человек не рождается деспотичной личностью. Женщина становится фаллической из-за особенностей взросления, поскольку почва формирования и становления характера индивидуума закладывается в детские годы.
Как обычная девочка обретает черты деспотичности? Процесс утверждения фаллической женщины происходит по тому же сценарию, как и обретение стиля мышления и поведения жертвы. Путем неправильного «переваривания» детского опыта, неверной интерпретации происходящих событий и последующим перенесением усвоенных ошибочных стереотипов в область подсознания.
Кто такая фаллическая женщина? По сути, это антипод податливой, готовой к самоотречению и самопожертвованию особы. И, на самом деле, какая крайность будет присуща персоне в будущем, от маленькой девочки не особо и зависит.
В детском возрасте психика человека – пластичный и очень хрупкий конструкт. Чтобы познавать окружающий мир и сформировать свою жизненную позицию, при этом не пострадать от непомерных нагрузок, детская психика распределяет все явления, события, объекты на две категории: плохие (соответственно – вредоносные) и хорошие (полезные). Любые стрессовые и психотравмирующие обстоятельства не могут быть оценены нейтрально детской психикой. Экстремальные ситуации не воспринимаются малышом объективно, соответственно, не могут быть интерпретированы адекватно. Чтобы не происходило в жизни карапуза, он все будет расценивать или как черное, или как белое. Внутренне мальчик или девочка будет отождествлять себя только с одним из полярных типов: деспота (нападающего агрессора) или жертвы (пострадавшей персоны).
Проиллюстрируем на пример. Пятилетняя девочка регулярно наблюдает картину, как родители словесно уничтожают и физически наказывают ее старшего семилетнего брата. При этом он подвергается травле за малейшие провинности, по принуждению став жертвой жестокости и невежества взрослых. Маленькая девочка, чтобы не оказаться в подобном положении, вынуждена использовать доступные средства психологической защиты. Самым простым способом для крохи становится вариант примкнуть к лагерю «сильных», то есть психологически подстроиться к модели поведения родителей.
Из-за неопытности и категоричности оценок ребенка происходит вытеснение из сферы сознания правдивых фактов. Перемещение в сферу подсознания реальной картинки происходит потому, что такая обстановка в семье выступает серьезным хроническим стрессом для маленькой личности, о котором лучше «забыть». Ведь у крохи нет ресурсов, необходимых, чтобы разрулить неприятную ситуацию. Основы разрушающего жизненного сценария возведены: фундамент для становления фаллической женщины заложен.
Что происходит в дальнейшем, утверждая барышню в образе деспотичной личности? Внешне милый агрессор подыскивает новых податливых жертв, чтобы подтвердить правильность избранной жизненной позиции. Чтобы психотравмирующий детский опыт не вылез наружу, и не наступила встреча с иными аспектами личной истории, с каждым днем фаллической женщине требуется все больше внешних доказательств собственной неуязвимости. Барышне нужны веские аргументы в пользу ее всемогущества, силы и неприкасаемости.
Потому что она напугана и очень боится сама оказаться в роли жертвы. Ею управляет страх быть отвергнутой, раскритикованной и осмеянной самыми дорогими людьми – родителями. Она страдает от всепоглощающего чувства вины, считая себя виновником унижений и страданий брата. Однако чувство самосохранения подсказывает единственный выход: чтобы не стать жертвой, нужно быть деспотичным и агрессивным.
Приняв такую категоричную позицию, фаллическая женщина планомерно и методично вырубает в себе милосердие, сострадание, чувствительность. Такая барышня существует, ощущая себя защищенной, сильной, ловкой, изворотливой. Однако фаллическая женщина чувствует себя наполовину живым и наполовину мертвым существом, поскольку она лишена возможности понимать, сострадать, уважать и любить других. Поскольку в ней нет внутренней гармонии, она не может радоваться, и получать удовольствие от жизни.
Как формируются деспотичные личности? Источником проблемы может быть авторитарный стиль родительского воспитания. Как правило, жестокими тиранами становятся женщины, которые в детстве ощущали давление со стороны властных предков. Авторитарные родители требуют от девочки идеальных показателей во всех начинаниях. Для них приемлемы только высокие достижения крохи. Они сурово наказывают малышку за малейшие ошибки и неудачи, испытанные не по ее вине. Они жестко контролируют каждый шаг девочки.
Бесцеремонно вторгаются в личное пространство, подавляют любые попытки проявить инициативу. Родители не признают факта, что у их дочери могут быть собственные интересы и точка зрения, отличная от их мнения. В подростковом возрасте эти девушки становятся «неуправляемые», ведут себя конфликтно с окружающими. Повзрослев, такие барышни копируют стиль поведения взрослых в семье, «наказывая» за перенесенные тягостные моменты собственных детей или беззащитного мужа.
Взрастить фаллическую женщину может и попустительский стиль воспитания. Становление личности в таком случае происходит по принципу «полная свобода и вседозволенность». Взрослые поощряют у дочери самостоятельность и независимость, которая достигает размера полной раскованности. Родители не ставят никаких ограничений и разрешают ребенку делать все, что он пожелает. Они не вмешиваются в жизнь девочки, не интересуются ее проблемами. На подсознательном уровне ребенок воспринимает родительское отношение, как их равнодушие, отчужденность. Чтобы привлечь внимание к собственной персоне, девушке требуется изобретать все более неприемлемые и осуждаемые обществом действия.
Повзрослевшей особе, как и маленькой девочке, хочется ощущать себя любимой. Однако она не знает, как правильно построить отношения с окружающими, ведь ей непривычно ограничивать свои желания. Вот и старается фаллическая женщина с помощью диктатуры организовать свою жизнь так, чтобы быть царицей всего происходящего.
Сформировать у ребенка деспотичный характер может и гиперопека. При таком подходе к воспитанию родители стремятся полностью оградить свою дочь от проблем. Взрослые исполняют все капризы девочки, нередко ущемляют свои интересы ради удобства своего потомка. Очень часто такими родителями руководит неосознаваемый страх стать ненужными для детей. Устроенные ими чрезмерные эмоциональные оковы не дают девочки ощутить заветного глотка свободы. В ювенальный период такие девушки сильно страдают от зависимости от предков. Они часто устраивают настоящие «восстания» против родительской опеки. Повзрослев, такие женщины всеми силами стараются оградить свое личное пространство от посягательств. Причем в этих целях они используют метод тотальной диктатуры.
Как преодолеть деспотичность: находим золотую середину
Между двумя пороками: деспотичностью и склонностью к попустительству и потаканию существует золотая середина – демократичность и толерантность. Нам необходимо стремиться быть со всеми окружающими независимо от их социального статуса как бы «на равных». Не следует использовать начальнический тон при общении с зависимыми людьми. Не надо отдавать другим приказы и требовать от близких безусловного подчинения. Развиваем в себе толерантность, проявляем терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, манере поведения, существующим привычкам.
Чтобы избавиться от образа фаллической женщины, мы должны устранить комплекс неполноценности. Помним о том, что провокаторы женского деспотизма – это неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное восприятие себя, как никчемной личности. Развиваем уверенность в себе, перебарываем сомнения и страхи. Не колеблющийся, не сомневающийся в своих силах человек не нуждается в подавлении других людей. Это сильная личность, которой, в отличие от фаллической женщины, не нужно навязывать свою волю окружающим. У уверенной в себе барышне нет необходимости доказать собственную значимость.
Вместо разрушительной привычки регулярно прессовать близких, нам нужно сосредоточить усилия на раскрытии своих истинных талантов и развитии реальных достоинств. Обретя достойные выигрышные черты, у нас пропадет необходимость в фальшивом превознесении себя. Нам не будет нужным убеждать родственников, коллег, приятелей в том, что мы чего-то стоим. Окружающее сообщество и так заметит наши выдающиеся качества.
Чтобы устранить в себе деспотичность и желание доминировать, нам следует найти иные источники самоутверждения. Потребность к достижению и поддержанию определенного общественного статуса – признак жутко закомплексованной, неуверенной в себе, нерешительной личности. Нам нужно найти конструктивные варианты для реализации своих талантов и способностей. Мы можем воплотить свои возможности в творчестве. Проявить себя в общественной деятельности. Построить блестящую карьеру. Продемонстрировать миру гигантский интеллектуальный потенциал.
Какие бы люди нас не окружали, мы должны относиться ко всем уважительно. Нужно учитывать, что любой гражданин планеты имеет право на свободное волеизъявление, независимость и личное мнение. Мы не вправе ограничивать свободу другой личности, ущемлять ее интересы, препятствовать желаниям, мешать удовлетворению потребностей. Действительно признавать достоинства, заслуги, личные особенности вовсе не означает проявлять слабость. Умение считаться с интересами иной особы, способность следовать приемлемому для нее формату общения – признаки сильной личности, показатель существования объективного восприятия действительности.
Чтобы перестать быть деспотичной личностью, нам необходимо научиться признавать свои ошибки. Настаивание на своих ошибочных суждениях, отрицание допущенных промахов, упорное отстаивание необъективных взглядов – свидетельство глупости и слабости. Умение признавать свои ошибки – показатель мудрости и великое искусство. Неразумное упорное отстаивание ошибочной позиции объяснимо существованием у человека навязчивого страха оказаться побежденным, непризнанным, отвергнутым. Когда мы добровольно признаем допущенные промашки, то обретем уважение других людей без насильственного принуждения.
Чтобы обрести гармонию с собой и перестать быть деспотичным человеком, нам нужно развивать в себе способность любить, чувствовать, замечать не только себя, но и других людей. Мы должны любить «не за что-то», а просто так. Потому что все люди уникальные и самобытные, многогранные и противоречивые. Не нужно загонять окружающих в рамки общепринятых стандартов и стереотипов. Нам следует постараться узнать и понять людей. Для этого нужно внимательно слушать собеседника, разговаривать с ним без обид, обвинений и упреков. Адекватными способами выражать собственные чувства. Не принижать достоинства других.
Фаллическая женщина
Оригинал взят у ameli39
Крайняя форма истерии – фаллическая женщина.
Конфликт, связанный с отцом, перерастает в безудержную ненависть к мужчинам.
Противоречия в бессознательном женщины настолько сильны, что для нее единственным выходом становится не столько борьба за равноправие, сколько желание отобрать все права у сильного пола. Соперничество и конкуренция с мужчинами – цель ее жизни.
На приеме у психоаналитика такая дама жалуется, что не может найти себе мужа, но при этом свое будущее она уже прогнозирует:
«Мне нужен мужчина сильный, богатый, могущественный. И я сама тоже должна иметь свой бизнес. А то, что это будет? Он умрет, будет лежать в гробу, а я рядом вся в слезах, беспомощная».
Мужа нет еще, но она уже видит его в гробу… Будет ли у нее муж? Вряд ли, ведь желание уничтожить его уже есть.
Секс становится целью для подтверждения самооценки. С партнером характерны драматические разрывы и примирения, чтобы наконец-то убедить себя, что ее безумно любят, и ей нет равных. Партнер просто обязан удовлетворять все потребности истерической женщины, причем без отдачи со своей стороны. Мир задолжал ей, он обязан подтверждать ее сексуальность, ум и красоту. Не будет подтверждения – вырвем силой или интригами.
Основная проблема фаллической женщины – это нарушение самоидентификации, т.е. похожа на мужика в юбке: умна, агрессивна и динамична. В ее душе живет настоящий мужчина, который и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит.
Страх сексуального подчинения сковывает женщину, она защищает себя теми же средствами, что и мужчина, только чтобы не почувствовать, что ее эксплуатируют. Чем больше маскулинизация – тем тяжелее скрываемая тревожность.
Не смотря на агрессивные настроения по отношению к сильной половине, ожидание блистательного рыцаря на белом коне не отменяется. Фигура мужественного, сильного и опекающего отца не покидает фантазийный мир женщины. Ожидания настолько велики, а разочарование настолько сильное, что женщина оказывается заложницей этого конфликта, из которого выбраться не может. Крик о помощи никто не слышит, она погружается во все больший конфликт. А сверху давят: пора замуж, рожай детей и т.п. Отторжение своей половой роли принимает катастрофические формы.
«Женщина пассивна, она ложится, и она, как листва, летящая по ветру. Женщина получается беззащитна. Я летаю по ветру, а ветер может сделать все, что угодно. Женщина отдается ветру, а я ему отдаться не могу. Отдаться, значит – делайте со мной, что хотите. Меня растерзают на мелкие кусочки. Порвет ветер, я повисну, и буду качаться. Боюсь я ветра – мужчин. Проще их не замечать, чем переживать этот страх перед ними».
Внешне она яркая и агрессивная, а внутри – испуганный ребенок. Она ощущает свое превосходство над другими женщинами, т.к. образ слабой и раздавленной жизнью матери не дает ей покоя. Семейная ситуация в свое время отвергла женственность девочки: авторитарный отец и слабая, покорная мать, или мать, отторгающая и эмоционально холодная. Тело девочки закрепощается, и она теряет ощущение себя.
Отрицая мать, девочка отзеркаливает своего отца. И не только его силу и уверенность в себе, но и еще его представления какой должна быть женщина.
Поэтому, будучи взрослой девушкой, истеричка продолжает соответствовать требованиям мужчин. Она отражает тот идеал женственности, который записан на подкорке у сильной половины, теряя, таким образом, свою истинную идентичность. Ее самооценка зависит от одобрения мужчин.
А они проецируют образ сильной и героической женщины, которая может вынести на своих плечах все. Им важны: ум, образование и самостоятельность. И, вообще, чем меньше она пристает с любовью, тем лучше. Волей-неволей, запрыгаешь под такую дудку. Иначе не устоять в этом жестоком и конкурирующем мире.
Цена, которую платит такая женщина – это уничтожение своих собственных чувств, любви, доверия и простого женского счастья, которое полностью обесценено в ее глазах.
Мужские черты характера соответствуют потребности быть сильной, независимой и асексуальной.
Женщина оказывается зажатой между истинной женственностью и требованиями внешнего мира. И она делает свой выбор. Рыцаря, конечно, очень хочется получить, но если мужчины ждут мужика с ружьем, вместо женщины, то вы его и получите.
Конфликт между мужчинами и женщинами превращается в состязание: у кого больше мужских достоинств. Женщина «приобретает» фаллос, гордиться им, и даже готова помериться с мужчинами, у кого он крепче и напористее.
«Я презираю всех мужчин. Мне совершенно не хочется стремиться им нравиться. Плевать я хотела на их мнение о себе. Ничего я не вижу в мужчинах интересного. Они мне просто не нужны, что мне с ними делать? Я могу общаться более или менее с асексуальными мужчинами, если в нем вдруг я начинаю видеть сексуальность, то меня это коробит, мне становится некомфортно. Я хочу высмеять всю эту романтику между мужчинами и женщинами. Я вижу в этом какой-то идиотизм, мне это совершенно не интересно. Хочется обозначить мужиков, как пустое место, серая масса. Мне больше интересны женщины».
Обесценивание произошло, осталось приобрести полную независимость. И тут встает вопрос, а кого же фаллическая женщина выбирает себе в партнеры?
Как правило – это слабые и ведомые мужчины, они безопасны. Их можно контролировать, ими можно манипулировать, поиграть в любовь, проявить свою заботу, направить на путь истинный. Если мужчина отдастся такой женщине, то желательно забыть о своем образе жизни, о том, что он имеет право на инициативу. Т.к. фаллос в руках у женщины, и она не потерпит, чтобы в доме был еще один конкурент. Два фаллоса в одном гнезде ужиться не могут. Только зрелые личности, с крепким самосознанием могут себе позволить игры с этим «предметом», меняясь местами и развлекаясь при этом. В нашей истории не до игр, в нашей истории – все серьезно.
Вот очередной пример искренней заботы женщины о своем избраннике. Она делает все для него, но при этом ощущается скрытая агрессия, за то, что непослушный паренек попался, хочет быть самостоятельным, надо же чего захотел. Не отпущу, я переведу тебя из рыцарей в простые смертные:
Вот как описывает свою избранницу мужчина, оказавшийся в такой же ловушке:
«30 лет, активна, настойчива, азартна. Не склонна к полноте, широковата в плечах, спину держит очень прямо, ходит быстро. Красный диплом юридической академии, считает себя умнее многих, любит лидировать. Старается не выпускать из-под контроля себя и ситуацию, поэтому редко расслабляется. Напряжение часто скрывает под маской доброжелательности.
Ей мешал спать мой режим (я сова), она боролась с моими неправильными привычками и пыталась привить правильные. Говорила, что видит меня насквозь и еще на аршин подо мной, что лучше знает, как жить, что мне надо ей довериться. Мне казалось, она меня подавляет, посягает на мою личность, я боялся создавать семью с ней».
У этих дам, «живчиков», все получится, они научаться выживать в мужском обществе. Обязательно найдется тот, который будет кушать, и спать ложиться вовремя.
Казалось бы – вот оно счастье, но не тут то было. А мечты о всемогущем отце или рыцаре? Что их взять, и вот так просто отбросить? Нет, нет и нет! Бессознательный конфликт дает свои подземные толчки. И начинается землетрясение. С одной стороны, крик души – хочу рыцаря, а с другой стороны, рыцарем она же сама и является. Любое землетрясение – это внутренний конфликт, он должен быть выплеснут на поверхность, что и происходит с нашей очаровательной истеричкой. Она начинает уничтожать своего избранника, агрессия должна найти свою жертву, а заодно и всех мужчин.
«Когда я их вижу, я готова стать огнем, чтобы сжечь их сразу, если они пустят свои волчьи взгляды на меня. Но если я буду постоянно огнем, то я себя всю сожгу. Поэтому лучше их вообще не замечать, как будто их нет, чтобы себя сохранить, сохранить свои силы. Поэтому, лучше пусть они ко мне не подходят. И они ко мне не подходят, они меня бояться».
Окончательно разочаровавшись в мужчинах и чувствуя, что ненависть все-таки вещь разрушительная, ей хочется обрести душевное равновесие. Фаллическая женщина понимает, что чем дальше она от них будет находиться, тем спокойнее ее жизнь. Чем меньше мужчин в ее окружении, тем меньше раздражителей для ее внутреннего мира. Чем независимее она от них, тем меньше ожиданий и надежд, тем более, она уже давно поставила крест на всех рыцарях и их конях.
«Чем жестче мужик, тем больше я его боюсь. Чем больше мужик состоит из мужского, тем больше у меня страха перед ним, и если этот мужик обладает мозгами. А если мужик тупой, то к таким я отношусь с презрением. Женщиной я могу себя чувствовать, не находясь в обществе мужчин. Среди женщин мне хочется чувствовать себя женщиной».
Маскулинные, агрессивные, властные. Психолог о том, кто такие фаллические женщины и что с ними делать мужчинам
О том, кто такие фаллические женщины, откуда они появились и нужно ли с ними бороться, поговорили с психологом Натальей Олифирович. Оказывается, явление давно не новое, а аудитория не такая и узкая.
НАТАЛЬЯ ОЛИФИРОВИЧ
семейный психолог, кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ им. М. Танка
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА vs «БАБА С ЯЙЦАМИ»
– Откуда появился термин «фаллические женщины»?
– Термин появился в психоанализе и изначально обозначал конкретный период в жизни мальчика, когда тот еще не знает, как устроены мужские и женские половые органы, и предполагает, что физиология у обоих родителей одинаковая и у мамы есть такой же фаллос, как у него и у папы.
Со временем термин стал использоваться для обозначения маскулинной, агрессивной, властной женщины, которую в простонародье называют «баба с яйцами». То есть такой, которая догнала или даже превзошла мужчину в какой-то сфере, стала конкурировать с ним и всячески отстаивать свое личное мнение.
– А как дела обстоят теперь?
– Сегодня мы довольно часто пользуемся устаревшими взглядами на мужчин и женщин. Да, еще 100–150 лет назад у каждого из нас были свои определенные обязанности и роли в семье, большинство женщин были не образованы и поглощены заботой о детях. Но XX век, недостаток рабочих рук, приобретение женщинами прав и свобод и вовлечение их во все сферы производства, науки и культуры привели к тому, что приписываемые ранее мужчинам и женщинам характерные черты стали, скорее, следствием разных типов воспитания.
Современный мир и работа в офисе уже не требуют такого проявления хищнической агрессии, как раньше, поэтому мужчины и женщины конкурируют на одном поле, где важнее качества, сформированные при жизни, а не данные от рождения. И сегодня ученые уже говорят о процессах феминизации мужчин и маскулинизации женщин – то есть не только женщины становятся маскулинными, но и мужчины приобретают женские качества.
В современном мире считается нормальным, если женщина активна, энергична, способна отстаивать свое личное мнение и при необходимости вступать в конфронтацию. Хотя еще в середине 1950-х годов гендерные опросники содержали определенные наборы характеристик, приписываемых мужчинам и женщинам. Так, признаками маскулинности считались вера в себя, способность защитить собственные взгляды, независимость, напористость и другие. Женскими качествами назывались умение уступить, способность помочь, жизнерадостность, застенчивость, преданность. То есть еще 60–70 лет назад мужчины и женщины четко различались по поведенческим характеристикам. Однако за это время произошли кардинальные изменения. И сегодня хорошо адаптироваться к окружающей среде может только психологический андрогин – человек, обладающий как фемининными, так и маскулинными чертами.
НЕ ЖЕНЩИНА, А НОСИТЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ФАЛЛОСА
– Нужно ли бороться с фаллическими женщинами?
– Начнем с того, что бороться вообще никогда и ни с кем не нужно. Мы все прекрасно знаем, чем аукнулась борьба 1917 года, когда женщина получила равные с мужчинами права и была полностью отчуждена от своей женственности: например, выходила на работу через два месяца после родов, и хвалили ее не за красоту, а за трудовые подвиги и достижения.
Сейчас выросло несколько поколений, воспитанных не родителями, а чужими тетями. Во время работы я встречала немало женщин, которые не могли стать нормальными матерями, потому что их самих в детстве отдали в круглосуточные ясли и забирали только на воскресенье. Довольно часто такие женщины могут быть прекрасными профессионалами (директорами школ, руководителями предприятий), а их дети при этом употребляют наркотики, предпринимают попытки суицида и в целом ведут себя очень деструктивно. А все потому, что в свое время родина заставила бабушек и матерей этих женщин забыть о своем женском начале, о необходимости проявления любви, заботы и поддержки.
Конечно, есть и гипермаскулинные женщины, у которых «фаллос» не уравновешивается мягкостью, и они могут вести себя даже агрессивнее, чем мужчины. Например, если женщина идет работать в жесткую корпорацию, то выжить она может только, грубо говоря, натянув на себя брюки. Тогда женщина теряет свою женскую составляющую и становится не очень хорошей копией мужчины.
В норме же приписываемые полам, но не существующие в чистом виде маскулинные и фемининные качества должны быть «смешаны» в человеке и проявляться в зависимости от ситуации. Так, если женщина идет поздно вечером одна и на нее нападает насильник, то она не может ему улыбаться и в игривой форме просить отпустить. Наоборот, в такой ситуации она должна проявить «мужские» качества – прыснуть в бандита из газового баллончика или ударить его каблуком. И это будет нормально, никто же не будет ее за это осуждать?
– Есть ли у термина негативный оттенок?
– С первобытных времен произошло много изменений, и сегодня женщина уже не может просто сидеть дома и ждать, пока мужчина принесет ей добычу. В Беларуси только 5% людей могут позволить себе не работать, а заниматься тем, что нравится: развивать себя, учиться игре на музыкальных инструментах, разводить рыбок для удовольствия, танцевать и вышивать крестиком. В реальности же практически все женщины работают так же, как и мужчины. И для того чтобы построить карьеру, им нужны качества, позволяющие показать свой ум, образованность, активность, уверенность в себе и способность отстоять собственную позицию.
Поэтому если рассматривать термин «фаллические женщины» в его современном употреблении, то можно говорить о том, что он носит уничижительный и шовинистически-мужской оттенок. Как будто женщина годится только для того, чтобы детям носы вытирать. А если способна на большее – значит, не женщина, а носитель виртуального фаллоса. И одно плохо, и другое не очень хорошо… И это несмотря на то, что женщин на руководящих должностях у нас больше, чем в других странах. Они ничем, кроме физической силы, не отличаются от мужчин, а физическая сила сегодня не является главным условием выживания.
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА – ЭТО ОКСЮМОРОН
– А что с нацией в целом?
– На нацию влияют не фаллические женщины, а развитие уважения мужчин и женщин друг к другу.
Каждый день в Сети появляется огромное количество статей, уничижающих мужчин, – дескать, мужики перевелись, все слабые и настоящих нет. Вот и получается, что мужчины обесценивают женщин, вешая на них виртуальные пенисы, а женщины обесценивают мужчин, обрезая им реальные. А в масштабах нации мы имеем довольно болезненное явление «войны» на тему того, кому принадлежит власть. В здоровой же семье власть принадлежит обоим партнерам. В здоровой организации мужчин и женщин делят не по половому признаку, а по уровню профессионализма: человек либо выполняет свою работу, либо нет. А о том, чтобы мозги находились в области половых органов, я не слышала.
В цивилизованных странах занимаются тем, что строят отношения, базирующиеся на взаимном уважении и признании равных прав и возможностей. Мы же живем в более консервативной стране, где формально власть принадлежит мужчинам, а в реальности имеем скрытый матриархат. И очень многие источники рассказывают, почему так получилось. Революции, войны, чистки – все это привело к тому, что мужчин в какой-то период было меньше, чем женщин, и они стали сверхценностью. А чем ценнее субъект, тем меньше требований к нему предъявляется.
Сегодня количественное соотношение мужчин и женщин уже одинаковое, но существуют различные типы пар. В одних идеализированный мужчина-бог-отец-герой и слабая, покорная женщина, в других – обесцененный мужчина (тот «не-мужик», что лежит на диване и ничего не делает) и гипермаскулинная женщина, которая тянет все на себе, в третьих – оба ни рыба ни мясо.
К счастью, есть и здоровые пары, где она понимает, что она – женщина, он понимает, что он – мужчина, и при этом оба осознают, что они люди. И что если они вместе, то должны уметь договариваться, уважать друг друга, понимая и принимая некоторые различия. Например, в некоторых ситуациях мужчина может быть более вспыльчивым из-за тестостерона или адреналина. Но опять же это все вопросы воспитания, развития, этикета.
Мы вообще живем в удивительной стране, с одной стороны, стараясь придерживаться западной демократии и равенства, а с другой – следуя азиатским традициям, согласно которым мужчина выше, значимее, лучше и поэтому женщина должна его слушаться. И совсем не важно, что в Беларуси женщины в среднем образованнее мужчин, а многие зарабатывают столько же, если не больше. Но в среднем зарплаты женщин меньше из-за того, что они часто работают в бюджетной сфере. Белорусская женщина постоянно находится в плену необходимости соответствовать как патриархальным ценностям – ухаживать за домом, мужем и детьми, так и современным – следить за собой, постоянно чего-то достигать и развиваться.
Если сравнивать с тем же Западом, то там людям дают выбор. И если кто-то хочет быть не как все, то его за это не обесценивают и не унижают. Какая-нибудь 40-летняя голландская учительница с лишним весом, живущая со своим бойфрендом, будет ехать в школу на велосипеде, а попа у нее будет с двух сторон сиденья свисать сердечком – и она будет счастлива, потому что никто ее не осудит и не спросит, почему она до сих пор не замужем и без детей. У нас же в стране эти стереотипы все еще слишком сильны.
– И что будет дальше?
– Если человечество пойдет по пути развития, то люди перестанут быть озабочены гендерными проблемами. У здорового современного человека совсем другие вопросы в голове: кто я? что я могу? куда двигаюсь? чего хочу в жизни? какой партнер мне подходит? с кем я смогу построить нормальные отношения? Такой человек не оценивает мужчин и женщин только по конфигурации половых органов. Это человек мира и широких взглядов. Так что при хорошем сценарии развития нашей планеты лет через сто мы будем уважать друг друга, закончатся религиозные войны и вся планета будет раем.
При плохом же развитии событий мы снова придем к тому, что одни части населения будут угнетать другие. И не важно, будут ли это сексуальные меньшинства, женщины или люди с иным цветом кожи. Общество опять будет далеко от ценностей и свобод, которые французская революция отстаивала еще в 1789 году. Не зря в романе-антиутопии Мишеля Уэльбека «Покорность» пришедшие к власти умеренные мусульмане прежде всего ликвидируют равенство между мужчинами и женщинами и вводят многоженство.
Каждого из нас родила и воспитала мама – добрая и иногда злая, сильная и слабая, властная и неуверенная… У нее точно не было фаллоса – иначе мы бы не появились на свет. Какой бы она ни была, если мы не уважаем ее вклад в наше развитие, мы не уважаем половину своего «я», и тогда нам всю жизнь приходится что-то кому-то доказывать. Поэтому повторю: только общество, построенное на равном уважении мужчин и женщин, принимающее людей с разными потребностями и возможностями и позволяющее им любить и работать, может по-настоящему называться здоровым, гуманистическим и ориентированным на человека. А фаллическая женщина – это оксюморон.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.