Факультет и факультатив в чем разница
Что такое факультатив? Имеет ли отношение к слову факультет?
обучать на дому можно и это предусмотрено законодательством РФ, а также и многих других стран. На сколько я знаю, родители регистрируют ребенка в школе, а потом ребенок сдает рубежные экзамены в конце года или в конце каждой четверти (как договоритесь). Ксения Подорова «Кто ходит в школу по утрам» в этой книге подробнее о домашнем обучении (книжечка страниц на 40). Лично я за домашнее обучение, хотя своих детей ещё нет, но знай об этом раньше, не убивала бы зря столько лет в школе. Многие спортсмены занимаются на домашнем обучении, сын друзей, например, профессионально спортом занимается, вот и перевели его на домашнее обучение, чтобы на тренировки больше времени было (каждый день по несколько часов). Он легко усваивает весь школьный материал, ему это интересно и не сильно напрягает, все экзамены сдает и все отлично.
Можно, а от толке вы должны рассуждать сами, так как если вы будете вкладываться в изучение, то все сможете изучить не хуже, чем в школе. Так как многие сейчас школьные учителя ничегошеньки не дают. У меня в школе ничего учитель химии не давала, да и все еще наверняка не дает, все сами проходили и изучали, а она только зачеты принимала и то оценивала не верно. Так что это зависит от вашего желания к обучению, если чувствуете силы, то у вас все получится.
Мудрость права, ибо, уча кого-то, человек сначала сам разбирается в теме, причем так, чтобы суметь доходчиво ее объяснить другому.
При выборе профессии необходимо учитывать, что есть определенное разделение профессий на несколько групп.
К этой группе относятся такие специальности, где в обязанности входит постоянное общение с различными людьми.
Сюда можно отнести врачей, учителей, юристов, продавцов, кассиров, весь чиновничий аппарат, принимающий людей с их проблемами, полиция, экскурсоводы, консультанты и другие.
Подумайте, комфортно ли вам будет каждый день общаться с разными людьми с их проблемами, претензиями и т.п. Если вы достаточно коммуникабельны и стрессоустойчивы, подбирайте специальность, входящую в эту группу.
Здесь каждодневное общение с техникой, машинами, технической документацией, чертежами, схемами, электроникой и т. п.
В эту группу можно отнести все технические специальноси, токарь, слесарь, механик, архитектор, инженер, программист и т. д. Этих специальностей очень много. И если вам интересно «общаться» с техникой каждый день, выбирайте именно это.
Общение с природой. Садовники, дрессировщики, заводчики собак, ландшафтный дизайн, сотрудники научно-исследовательских институтов, изучающих флору и фауну, работники зоопарков, конюшен и т. д. Чтобы здесь работать, нужно получать удовольствие именно от этого.
Очень важно понять для себя в какой группе вам будет комфортнее, какими качествами вы обладаете. А потом уже внутри этой группы выбирать к чему больше способности.
Ну и конечно надо учитывать перспективу. То есть возможность в дальнейшем реализовать себя в этой профессии. Есть ли спрос на нее на рынке труда. Потому что очень часта ситуация, когда получил специальность, но некуда устроиться, приходится работать хоть кем-то лишь бы заработать.
Чем тличаются факультативные и элективные курсы?
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.
Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.
Для элективных курсов характерны следующие особенности:
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.
Что такое кафедра, факультет и деканат в университете
Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники.
Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях.
Что такое кафедра и факультет в университете
Что такое кафедра в институте
Кафедра в вузе это — это подразделение факультета, которое ведет подготовку кадров по конкретной отрасли знаний (обычно 1-3 специальности).
Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету
Основные задачи кафедры вуза:
Существует несколько типов кафедр.
Факультет в институте или университете
Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).
Сотрудники деканата
Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.
Методист
Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.
А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.
Секретарь
Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:
Декан
Декан – это глава факультета и связующее звено между кафедрой и ректоратом.
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).
Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.
У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)
Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.
Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
Что такое факультет и кафедра вуза
Факультет
Вузовский факультет – это подразделение университета или института, в котором ведется подготовка студентов по специальностям определенного направления. Во главе стоит декан.
Количество факультетов зависит от типа и масштаба учебного заведения. В специализированных относительно небольших вузах (например, в узкопрофильных академиях, институтах – транспорта, таможенного дела и т. д.) их начитывается пять-десять. В структуре крупных классических университетов обычно несколько десятков факультетов (В МГУ – 43, в СПбГУ – 18).
Какие бывают
Поскольку вузы готовят специалистов для всех отраслей экономики и сфер общественной жизни, факультеты бывают самые разные, но их названия во всех университетах и институтах отражают направления подготовки.
Какие есть факультеты в большинстве крупных классических (то есть многопрофильных) университетов:
Причем на юридический можно поступить и в СПбГУ, и в МГУ, и в КФУ. Кроме этих стандартных факультетов, в многопрофильном вузе могут быть и редкие или вовсе уникальные: такие как городского и регионального развития (ВШЭ) или космических исследований (МГУ). Их окончить можно только в этих вузах.
В узкопрофильных институтах или академиях, готовящих специалистов для определенных сфер профессиональной деятельности, факультеты чаще всего без преувеличения эксклюзивные, как, например, во ВГИКе – анимации или сценарного мастерства и киноведения, в академии имени Строганова – искусства реставрации.
Кафедра
Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.
Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.
Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.
Межфакультетская
Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.
Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания. В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д. Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.
Базовая
В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.
Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры. Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.
К примеру, базовые кафедры в МФТИ:
Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.
Военная
Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.
Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).
Для студентов принципы и суть подготовки не изменились. ВУЦ, как и прежние военные кафедры, будут по разным программам готовить рядовых, офицеров, сержантов запаса и кадровых военнослужащих. Сейчас ВУЦ открыты в 93 вузах страны.
Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.
Что такое факультет, кафедра, специальность, специализация, профиль и программа обучения?
Перед поступлением абитуриенты должны знать все нюансы, связанные с выбором профессии и обучением в университете, но многие из них не понимают элементарных вещей, к примеру, разницу между кафедрой и факультетом, направлением подготовки и специальностью, программой и профилем обучения. Если не разобраться в подобных моментах, то можно попасть в затруднительную ситуацию.
Распространенные ошибки
Абитуриенты часто не обращают внимания на значение специализированных понятий при поступлении в ВУЗ. Например, ученик хочет стать экспертом по восточной культуре, поэтому поступает на факультет востоковедения, но это неокончательный выбор профессии. Ему дополнительно нужно будет выбрать программу обучения, а с этим у многих будущих студентов возникают проблемы. Специальности могут быть похожи по названию друг на друга, но обязательно имеют некоторые принципиальные отличия.
Поступая на кафедру банковского дела, абитуриент подразумевает профиль «Банковское дело», но такого там вообще может не оказаться, и таких примеров можно найти множество. Разобраться в отличиях и нюансах приемной кампании и обучения в университете поможет правильный анализ терминов.
Чаще всего абитуриенты путают понятия «факультет», «кафедра» и «специальность». Если поступающий хочет в будущем работать программистом, то в большинстве случаев он сразу начинает искать кафедру или факультет программирования. Не найдя соответствующего совпадения в одном университете, он переходит к другому, что уже само по себе может стать определяющей ошибкой. В реальности ему необходимо искать программу подготовки программистов по соответствующей специальности.
Если в буклете ВУЗа нет кафедры или факультета с определенным названием, то это не значит, что в нем не обучают специалистов по выбранному профилю. Иногда нужного профиля нет даже в названии специальности, но оно может быть завуалировано, то есть скрыто другими терминами. Уточнять подобные моменты всегда рекомендуется лично у членов приемной комиссии университета. В остальном абитуриенту поможет знанием основных понятий и отличий.
Разница между факультетом и кафедрой
Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.
Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.
При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.
Специальность и направление подготовки
Специальность состоит из профилей и программ обучения студентов. В высшем учебном заведении специальность представляет собой определенное направление подготовки, которое входит в конкретную область направлений и имеет свой уникальный код. Для примера можно взять направление бакалавриата № 01.03.00, которое называется «Математика и механика». Оно имеет сразу несколько специальностей:
Дополнительно у каждой из этих специальностей есть свои профили, которые также входят в кадастр Министерства образования и науки РФ.
Определение профиля обучения
Профилем обучения называют специализацию, которая входит в определенный сегмент профессиональных навыков и знаний с учетом данной отраслевой специфики. Базовый набор основных предметов у разных профилей по одной специальности всегда одинаковый. Отличия будут только на старших курсах обучения.
Профили имеют тот же код, что специальность, к которой они относятся, но их не нужно путать. Они отличаются по блоку базовых дисциплин, профессиям, принципам и формам обучения, набору практических навыков и т.д. Иными словами, выпускники разных профилей развиваются по-разному.
Пример: специальность «Прикладная математика» состоит из следующих профилей:
При выборе профессии для обучения в университете абитуриент должен искать не специальность, а профиль обучения. Именно он определяет набор основных профессиональных навыков и знаний, которые в итоге получит выпускник, а также сферу его деятельности для последующего трудоустройства.
Что такое программа обучения?
Программа обучения регламентирована конкретным высшим учебным заведением. Она подразумевает не только определенный профиль подготовки кадров, но и форму обучения:
Кроме того, выбор программы предполагает выбор формата обучения и стоимости курса. Это программа обучения имеет платные и бюджетные места и проходные баллы, а не специальность или профиль. Каждый абитуриент поступает на нее, так что в итоге нужно искать для себя подходящую программу обучения в ВУЗе.
Если абитуриент собирается поступать на программу двойного диплома, то ему нужно заранее уточнить, какие конкретно специальность и профиль подготовки будут указаны в международном образце диплома.