Факультативные занятия что это значит
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ
один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.
На Ф. з. в учебном плане общеобразоват. школы выделяются спец. часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или неск. параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоят. изучение нек-рые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес Учителя могут также составлять ориг. программы, к-рые утверждаются пед. советом школы
В 80-е гг наибольшее распространение в школе получили факультативы по предметам, входящим в у ч план Среди них факультативы типа «Курс повышенного уровня», на к-рых углубленно изучается содержание уч предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,сочетается теоретич и прак-тич подготовка учащихся Факультативы этого типа имеют также целью подготовку учащихся к продолжению образования, знакомство с системой обучения в вузах и программами вступит экзаменов «Курсы повышенного уровня» задают нек-рый стандарт углубленного изучения каждого уч предмета, способствуют повышению уровня подготовки учащихся по избранным предметам, отражению в школьном обучении достижений науки, техники и культуры
На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отд вопросы осн.курса и проблемы, выходящие за рамки уч программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экон знаний», «Тайны рус языка» и др.
Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в уч. план «Мировая худож. культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы пед. знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы муз. культуры», «Худож. культура и мы»
Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год Ф з дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творч, исследоват или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографич работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать мн пед. задачи
Факультативные занятия 2019 – платно или бесплатно, предметы по выбору
Факультативные занятия – это дополнительное обучение, которое организовывает руководство школы с целью улучшить качество знаний школьников. Подразумевается, что это необязательные предметы, ходить на которые можно по желанию. Факультатив бывает платным и бесплатным – это зависит от того, какой предмет преподают – относится он к школьной программе, или нет.
Цель факультатива
В зависимости от направления деятельности школы определяется цель факультативных занятий. В школе с углубленным изучением какого-либо предмета дополнительные часы организованы с целью поднять общий уровень знаний. Скорее всего, они будут относиться к школьной программе. В некоторых учебных заведениях есть обязательные дополнительные уроки, на которые обязаны ходить все, без исключения, ученики.
Занятия, которые проводятся с целью расширить кругозор школьников, почти всегда не обязательны к посещению. Дети могут ходить туда, если им интересно.
Например, психология. Если кто-то планирует поступать на такой факультет, то он имеет возможность глубже узнать о своей будущей специальности. Или, к примеру, робототехника – популярная на данный момент отрасль. Чтобы иметь «зеленое» понятие, что это такое, как разрабатываются электронные схемы управления, есть возможность еще в школе оценить себя в данной профессии.
Темы факультативов могут быть самыми разными. При ограниченном финансировании они касаются только школьной программы, если занятия платные или школа хорошо финансируется, учителя ведут какие-то свои дополнительные уроки, студии, школы.
Обязательные факультативные занятия
Чаще всего детей обязывают ходить на дополнительные занятия в специализированных школах, где углубленно изучается одна или несколько дисциплин. Программы в таких образовательных учреждениях обычно усиленные, поэтому обычной нагрузки учителя не хватает, чтобы пройти все темы. Для этого организовываются факультативы, куда нужно обязательно ходить, чтобы получить глубокие и полные знания.
Обязательные факультативы не могут быть платными, так как являются частью школьной программы.
При возникновении спорных ситуаций, например, когда учитель требует посещения необязательных факультативов, родители вправе обратиться к руководству школы и выяснить, почему нужно тратить на них время. Учитель может попробовать убедить ребенка посещать дополнительные занятия, но не требовать и угрожать плохими оценками.
Если ребенок записался на занятия, то должен их посещать, поэтому вопрос о факультативах необходимо решать серьезно. Возможно, даже подключать родителей.
Заочное обучение в школе – это относительно новая форма занятий, при которых дети прикреплены к данному учебному заведению, но посещают его в оговоренные дни или выбирают предметы по желанию. Факультативные занятия входят в число разрешенных к посещению предметов, если школьнику подходит стиль преподавания и качество информации.
Как выбрать предмет
Предметы выбирают, исходя из двух принципов:
По новым законам в некоторых экспериментальных школах введены новые правила. Ученики могут выбирать несколько предметов для углубленного изучения, остальные проходить на базовом уровне.
Парадокс заключается в том, что выбирать будущую специальность приходится уже в школе, а психологически человек созревает к выбору гораздо позже – в 21-22 года. Этим можно оправдать длительное обучение в школе в некоторых странах, где дети учатся 12 – 13 лет.
В России необходимо очень ответственно подходить к выбору профессии, учитывая все нюансы – финансовое положение семьи, склонности ребенка и его мнение, ситуацию на рынке труда, уровень заработной платы в определенной отрасли.
Сколько предметов по выбору можно посещать, зависит от той школы, где ребенок учится. Если факультативы бесплатные, можно ходить на все, лишь бы хватило времени и сил.
Самое неприятное, что может произойти при выборе обязательных предметов – это изменение планов абитуриента в последний момент перед поступлением. Если окажется, что он передумал идти в технический вуз, куда усиленно готовился последние два года, а для поступления в гуманитарный ему не хватает знаний, придется в срочном порядке искать репетиторов и наверстывать школьную программу по предметам.
Альтернатива факультативам
Альтернативой бесплатным школьным факультативам может быть заочное обучение в виртуальной школе или на заочных курсах. В большинстве случаев такие организации берут деньги за свои услуги, но хорошо контролируют процесс учебы и дают больше материала для изучения.
Занятия с репетитором дома при семейной форме обучения также считается хорошим способом получения знаний. Иногда даже лучшим, чем традиционный. Индивидуальный подход и хороший педагог способны вызвать неподдельный интерес ученика и даже направить его абсолютно в другую сферу деятельности.
Планирование дополнительных занятий
Учитывая то, что дополнительные занятия требуют больше времени и сил, особенно, если ребенок отстает в данном предмете и его необходимо подтянуть в короткие сроки, следует правильно планировать подборку факультативных занятий.
Нагрузка у детей в общеобразовательной школе на данный момент крайне велика. Стать отличником можно лишь в том случае, если все свободное время посвящать учебе – в школе или за ее пределами.
В Министерстве образования уже обсуждают разные формы получения знаний, в том числе такие, при которых дети имеют право выбирать уровень программ. Понятно, что для этого формируются разные группы, учителей должно быть больше, не каждая школа может себе позволить такое финансирование.
При изучении углубленно какого-либо предмета можно дополнительно подключать факультативы, но если все школьные предметы будут изучаться на высоком уровне, ученик не будет иметь времени на отдых. С такими нагрузками нужно быть осторожными, так как дети иногда не замечают, что теряют силы, а вместе с ними и здоровье.
Платные или бесплатные факультативные уроки
В качестве факультативных занятий на базе общеобразовательной школы могут функционировать отдельные учебные заведения. Руководство арендует помещения в классах, оплачивает их, чтобы детям было удобнее посещать кружки. Поэтому такие занятия будут платными. То же самое касается спортивных секций – гимнастика, единоборства.
Если школьные учителя имеют дополнительное образование в какой-либо сфере, они могут получить разрешение организовать платный кружок на базе школы, заключить договор аренды и брать деньги за свои услуги.
Если часы официально оплачиваются Министерством образования и входят в школьную программу, то такие факультативы являются бесплатными – учителя не имеют права требовать оплаты занятий.
Дистанционные курсы по общеобразовательным предметам – это полноценный бизнес, открывают его педагоги, платят налоги государству, поэтому рассчитывать на бесплатное обучение не стоит. Хотя такие удаленные лекции могут стоить намного дешевле, чем занятия с репетитором.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Факультатив
Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).
Содержание
Факультативные предметы в школе
В каждой школе существует учебный план, где для каждого предмета, преподаваемого в данной школе, указано, является он обязательным или факультативными. Федеральный базисный учебный план определяет, что предметы: русский язык, литература, иностранный язык (начиная со 2 класса), математика, ИЗО, музыка, труд, окружающий мир, физкультура являются обязательными.
Основное и полное образование
Факультативные предметы в ВУЗе
Факультативные курсы организуются советами ВУЗов по своему усмотрению с целью расширения и углубления научных и прикладных знаний студентов.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Факультатив» в других словарях:
факультатив — предмет, курс Словарь русских синонимов. факультатив сущ., кол во синонимов: 2 • курс (41) • предмет … Словарь синонимов
ФАКУЛЬТАТИВ — ФАКУЛЬТАТИВ, а, муж. (разг.). Факультативный учебный курс. Ф. по стилистике. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
факультатив — а, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка
факультатив — с. 1. Мәҗбүри булмаган, үз теләге белән сайлана торган, имтихан алынмый торган ф. дәресләр 2. биол. Тереклек итү, туклану рәвеше катгый булмаган, башкача да мөмкин булган факультатив паразит. ФАКУЛЬТАТИВ ҖӘЯЛӘР – Җөмләнең, идиоманың, сүзнең… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
факультатив — ФАКУЛЬТАТИВ, а, м Разг. Форма обучения, состоящая в изучении дополнительного предмета, курса, не входящего в обязательную учебную программу. На факультатив по латинскому языку записались двенадцать человек … Толковый словарь русских существительных
Факультатив — м. разг. Факультативный курс какого либо учебного предмета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
факультатив — факультат ив, а … Русский орфографический словарь
факультатив — (2 м); мн. факультати/вы, Р. факультати/вов … Орфографический словарь русского языка
факультатив — у, ч. Понадпрограмний, необов язковий навчальний курс, необов язкове для відвідування заняття … Український тлумачний словник
Факультатив? Факультатив. Факультатив!
Ф акультативные занятия
– занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
В новой образовательной ситуации, сложившейся после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», факультативные занятия в школах страны становятся основной формой дифференциации обучения.
Едиными типовыми учебными планами общеобразовательных учреждений для I-XI классов определено количество учебных часов на проведение факультативов. Однако и у руководителей школ, и у учителей возникают многочисленные вопросы по их содержанию, организации, учебно-методическому обеспечению:
— кто правомочен разрабатывать и утверждать программы факультативных занятий?
— как обеспечить преемственность изучения учебных предметов и факультативных курсов? В чём она должна заключаться?
— в чём состоит специфика факультативных занятий на разных ступенях обучения?
— какие технологии обучения наиболее приемлемы для факультативных занятий?
— как осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся и оценивать эффективность факультативных занятий?
— Каковы критерии их эффективности?
Что такое факультативные занятия?
Направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военнно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.
Какие направленности факультативных занятий вы знаете?
В соответствии с этим, а также на основе учета опыта проведения факультативных занятий можно определить ФУНКЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:
1) предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
2) мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
3) общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
4) профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.
Каковы функции факультативных занятий?
Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством школы и учителями определённых управленческих и дидактических принципов. (Принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.)
ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.
ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ. Обучение на факультативных занятиях должно реализовываться в рамках Закона РБ «Об общем среднем образовании», Единого типового учебного плана, Устава общеобразовательного учреждения. Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм.
ПРИНЦИП РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выбором учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.
ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ФОРМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Школы работают в различных условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материальной базой, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне.
ПРНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.
ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.
ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т. п.
ПРИНЦИП БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ. Проведение факультативных занятий не предполагает выставление отметок учащимся. Их высокая мотивация и ответственность обуславливаются не внешней оценкой в баллах, а индивидуальным выбором факультатива. Должна широко применяться самооценка и оценка деятельности и индивидуальных результатов учащихся, для чего необходимо применять соответствующие средства: листы самооценки, эталоны правильных ответов, рефлексию и т. п.
ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.
Какие принципы, на ваш взгляд, свойственны только факультативам?
Важно понимать, что следование перечисленным принципам не всегда возможно в полной мере. Это обусловлено рядом объективных факторов:
— установлением максимально допустимой недельной учебной нагрузки на учащегося;
— совместным изучением некоторых учебных предметов немотивированными и заинтересованными учащимися;
— недостаточной в ряде случаев ресурсной обеспеченностью образовательного процесса и, в частности, факультативного обучения;
— сложностями в составлении расписания факультативных занятий, вызванными занятостью учителей, недостаточностью в ряде школ классных комнат, занятиями многих учеников во второй половине дня в спортивных и музыкальных школах, центрах внешкольной работы и т. п.
Названные трудности должны быть приняты во внимание, их важно видеть и понимать, чтобы предпринимать меры по уменьшению отрицательных образовательных эффектов.
Известно, что учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями. Различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.
ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по целям
ЦЕЛЯМИ факультативных занятий могут быть:
— подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
— подготовка одарённых школьников к олимпиадам;
— формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;
— общекультурное развитие учащихся;
— приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
— коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.
ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию
— факультативы предметной направленности
— факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности
— факультативы профориентационной направленности
Факультативы предметной направленности :
Слова о добром и прекрасном
История географических открытий
Математика после уроков
Решение логических задач
Подготовка к олимпиадам по химии
Культура маленчых паводзін
Обучение орфографии на основе межуровневых отношений
Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Задачи с параметром Количественные отношения в химии
Факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности применимы в основном в начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку и т. п.
«Учусь творчески мыслить», «Азбука Берегоши», «Человек в мире семейных отношений», «Основы потребительских знаний», «Энергосбережение», «Права ребенка», ЗОЖ, ОБЖ
Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в V-IX классах, т.е. в базовой школе. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении, которое позволит сделать оптимальный выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования. « Основы выбора профессии»
Итак, Какие ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию?
— факультативы предметной направленности
— факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности
— факультативы профориентационной направленности
ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по форме проведения
Дифференциация факультативов по форме проведения обусловлена разнообразием их содержания, различием в условиях функционирования школ, квалификацией учителя. С одной стороны, на факультативных занятиях, как и на обязательных уроках, применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. С другой стороны – их содержание обусловливает необходимость широкого применения практических форм работы: тренингов, практикумов, лабораторных работ, исследований, экскурсий; образовательных проектов; ведения учениками дневников и тематических портфолио.
ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по продолжительности
Возможно и целесообразно организовывать факультативы различной продолжительности: в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор длительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, от интереса учащихся и т.д. Например, факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать непродолжительными.
ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по типу преемственности с изучением учебного предмета
Можно различать факультативы по типу преемственности с изучением учебного предмета. Преемственность может быть целевой, содержательной, а также технологической. Обучение учебному предмету в связке с факультативом может вести как один учитель, так и разные педагоги.