Факультатив что это такое в школе

Электив или факультатив: что общего?

ЭЛЕКТИВ ИЛИ ФАКУЛЬТАТИВ?

Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Элективный курс ( курс по выбору) обязателен для старшеклассников. Он играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы. Подобные курс ы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника. Элективные курс ы являются важнейшим средством для построения индивидуальных образовательных программ, так как, в наибольшей степени близки к выбору каждым школьником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов.

Среди элективных курс ов выделяют следующие типы: предметные, интегративные (межпредметные), курс ы, которые не входят в базисный учебный план. Основной задачей предметных курс ов выступает задача: расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.

Главная цель межпредметных элективных курс ов – интеграция знаний учащихся об обществе и природе. Элективные курс ы по предметам, которые не входят в базисный учебный план, посвящены социальным, психологическим, искусствоведческим, культурологическим проблемам и дают представление учащимся о более широком спектре всевозможных направлений применения собственных сил в будущем.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;

служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, «История искусств»);

обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку «Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров»);

служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;

обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы «Психологические основы семейных отношений», «Основы ораторского искусства», «Психологические основы общения», «Познай себя» и т.д.);

способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, электив «Деловой английский язык»).

Успешный элективный курс отвечает следующим критериям:

1. Содержание программы курс а достаточно актуально в современном мире.

2. Мотивационный потенциал курс а находится на высоком уровне.

3. Содержание курс а соответствует поставленным целям и имеет логическое построение.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определённом учредителем. Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям: у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор); наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

Факультативный курс или факультативный предмет (фр. f acultatif – от лат. f acultas – «возможность») – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в общеобразовательном учреждении по выбору учащегося.

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы

Целью факультативных занятий является «углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение.

Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.

Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендуют использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.

Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.

Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы – обязательный образовательный компонент для всех учащихся общеобразовательных учреждений, их выбирает каждый учащийся.

Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность. Факультативные курсы представлены рабочими программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч.). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч.), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или один семестр. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.

Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.

Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все учащиеся и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении).

Источник

Факультативы и элективные курсы

Факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.

Факультатив что это такое в школе

Развитие общества и технический прогресс с каждым годом все больше расширяет знания человечества в самых разных областях науки. При этом программа общеобразовательной школы, состоящая из нескольких базовых предметов, рассчитана всего лишь на общий уровень подготовки, который уже не отвечает современным требованиям.

Специалисты уверены, что увеличение нагрузки по каждому из этих предметов в несколько раз, с учетом возрастающего уровня научных открытий, стало бы непосильной нагрузкой даже для самых способных детей. А чтобы подрастающее поколение «шло в ногу» последними достижениями науки, «расширенный» объем знаний школьникам предлагают получить на факультативах и/или элективных курсах.

Факультативы и элективные курсы – относительно новые вспомогательные формы обучения, задача которых состоит в расширении базовых знаний учащихся в соответствии с их интересами и способностями.

Отметим, что факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.

Что такое факультатив?

Факультатив что это такое в школе

Многие родители, вспоминая свое школьное прошлое, считают, что факультатив – дополнительное занятие по предмету, где ребенка «подтягивают до среднего уровня». Пора устранить это заблуждение.

Факультатив – не повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий –углубленное изучение предмета, а также знакомство с возможностями его применения в различных отраслях (прикладные науки). Знания, получаемые детьми в ходе факультативных занятий, выходят за рамки обязательной учебной программы, хотя нередко программа факультативных занятий синхронизирована с учебным планом.

Факультативы направлены, прежде всего, на расширение кругозора. Кроме того, они отчасти помогают получить представление о профессиях, имеющих отношение к выбранному курсу факультатива. Форма проведения таких занятий включает в себя теоретические, практические и исследовательские работы.

Каждый ребенок имеет возможность выбрать один или несколько факультативных курсов, чтобы, в конце концов, найти то, что его интересует больше всего. Факультативные занятия не предусматривают контролирование за уровнем усвоенного материала, поэтому оценивание знаний проводится, скорее, как форма поощрения за проделанную работу.

На факультативных занятиях учитель имеет возможность работать индивидуально с каждым учеником, подбирать для изучения темы, которые интересны ребенку. Посещение факультативных занятий не является обязательными.

Что такое элективные курсы?

В отличие от факультативной формы обучения, элективные курсы обязательны для посещения. Начиная с девятого класса, когда, как предполагается, ученик уже определился с будущей профессией, и знает, в каком направлении он хотел бы расширить свои знания, школьникам предлагают выбрать элективные учебные дисциплины, призванные повысить уровень освоения профильного предмета или его раздела.

Другими словами, профильные элективные занятия нацелены не столько на развитие кругозора школьников и закрепление его базовых знаний, сколько на приобретение знаний и навыков, которые помогут освоению профессии и их успешному продвижению на рынке труда.

Кстати, если факультативы проводятся преимущественно после окончания основного учебного процесса (то есть, после уроков или в выходные дни), то элективные курсы включены в расписание занятий общеобразовательной программы обучения и проводятся наравне с другими уроками. А поскольку программы элективных курсов, как правило, краткосрочны, каждый старшеклассник за два года должен выбрать и изучить порядка 5-6 элективов.

Факультатив что это такое в школе

Нужны ли детям вспомогательные формы обучения?

Внеклассная работа и дополнительные занятия, в той или иной форме, в системе образования существовали всегда. Внеклассная работа была направлена преимущественно на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося, раскрытие творческих способностей школьников. А дополнительные занятия по предметам помогали, в основном, «подтянуть» ученика до среднего уровня базовой программы, ориентированной на «среднего ученика».

Хорошо, что такой подход к обучению и развитию детей ушел в прошлое, а на первый план, наконец-то, вышли основные критерии оценки способностей ученика. Факультативы и элективные занятия в школе помогают педагогам выявить способности и интересы детей к определенным наукам, предоставить им возможность более глубоко изучить их, определиться с профессиональным выбором еще в школе.

Дифференцированный (индивидуальный) подход в обучении способствует улучшению усвоения базового уровня знаний. К сожалению, реализация такого метода непосредственно на уроках обусловлена объективными трудностями:

Поэтому не стоит сомневаться в целесообразности описываемых нами форм обучения. Факультативные и элективные курсы, кроме перечисленных выше задач, как раз и предназначены для целенаправленного распределения сил в соответствии с возможностями и интересами каждого ребенка.

Источник

Дидактические аспекты организации факультативов

Экономическое развитие страны, появление высокотехнологических производств, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, рост конкуренции на рынке труда, а также мировые финансовые вызовы последнего времени предполагают постоянное обновление содержания образования.

Образование, получаемое в школе, определяет дальнейший путь молодого человека, дает возможность развития гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала.

Обучение в школе – это не только получение качественного образования, но и подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору в современных социально-экономических условиях, свободное их ориентирование в многообразных информационных потоках, привитие гражданской позиции, а также развитие навыков непрерывного обновления знаний и умений в течение всей жизни.

Типовые учебные планы обеспечивают непрерывный режим изучения учебных предметов с периодической аттестацией (промежуточной – за четверть, итоговой – за год). Порядок и режимы согласованной деятельности учителя и учащихся могут быть коллективными, групповыми, парными и индивидуальными. Причем равноправными видами организации обучения могут выступать урок, факультатив, консультация, экскурсия, семинар, лекция, практикум.

Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Определено, что направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др. В соответствии с этим, а также на основе учёта опыта проведения факультативных занятий в нашей стране и за рубежом определили функции факультативных занятий:

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь, при условии соблюдения руководством школы и учителями определенных управленческих и дидактических принципов. В нашем случае принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.

1. Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы.

2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся на выбор тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

3. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

5. Принцип доступности – предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.

6. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.

7. Принцип двойственного характера образовательного процесса.

Предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.

8. Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.

9. Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

10. Принцип преемственности обучения в диаде “уроки – факультативные занятия”. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, уровнями познавательного самоопределения, различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

Целями факультативных занятий могут быть:

коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.

Виды факультативных занятий

Факультативы профориентационной направленности Их предназначение – помочь выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и централизованном тестировании.

Общекультурные и развивающие факультативы направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей

Цель методической работы состоит в информационном, научно-методическом и психологическом сопровождении педагогов. Предполагается, что результатом МР должны стать:

– видов факультативных занятий, способов и средств обеспечения преемственности уроков и факультативов;

– особенностей факультативных занятий, оценочной деятельности учителя и учащихся

– разрабатывать вариативные авторские программы факультативных курсов в соответствии с запросами учащихся и рынка труда;

– выбирать технологии обучения для факультативных занятий;

– проектировать, осуществлять и анализировать образовательный процесс на уроках и на факультативных занятиях.

Актуальными критериями оценки эффективности МР будут являться:

– осведомленность учителей в нормативно-методическом обеспечении, касающемся нововведений в школьную практику;

– направленность МР на удовлетворение запросов учителей и на преодоление их профессиональных затруднений в организации факультативного обучения;

– свидетельства овладения учителями актуальными технологиями, методами и средствами обучения;

– удовлетворенность педагогов ходом и результативностью МР;

– удовлетворенность педагогов результативностью своей педагогической деятельности.

Интегральным критерием эффективности МР является повышение качества образования учащихся.

На факультативных занятиях должно быть очень много оценки, которая понимается как выражение отношения к явлениям, деятельности, поведению, к образовательным продуктам учащихся. Субъектами оценки на факультативном занятии является каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы, сам учитель.

Существуют дидактические средства, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.

“Презентация учащимися образовательных продуктов”: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т.п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.

“Эталонный продукт”. Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.

Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся”. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.

“Похвала”. Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.

“Выставки и конференции”. Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности и др.

Для разъяснения сущности и организационно-методических особенностей факультативных занятий удобно использовать мотивационно-технологическую логико-смысловую модель (ЛСМ) “Факультативные занятия”, которую предлагает Запрудский Н.И., заведующий кафедрой педагогики и философии образования ГУО “Академия последипломного образования г.Минска”, кандитат педагогических наук, доцент. В данной модели представлены 8 координатных осей (К), на каждой из которых в определённой последовательности расположены ключевые слова, выражающие основное содержание факультативного обучения в целом \приложение 1\.

К1 – сущность факультативного обучения:

К2 – виды факультативных занятий:

– удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

– углубления знаний; развития мышления и интеллектуальных умений;

– развития навыков самостоятельной и исследовательской работы; формирования опыта познавательной деятельности; личностного развития; подготовки к осознанному выбору профессии и др.

К5 – организационно-методические особенности факультативных занятий по предмету:

К7 – механизмы управления:

К8 – критерии эффективности факультативного обучения:

ЛСМ “Факультативные занятия” в каждом образовательном учреждении может быть составлена с учётом его специфики, миссии и программы развития.

Новые концептуальные и содержательные направления преобразований в образовании могут быть реализованы лишь общими усилиями всех субъектов образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и управленцев). Эти преобразования должны осуществляться последовательно, логически, поэтапно, при грамотном использовании нормативной правовой базы, всех потенциальных возможностей, основных и дополнительных ресурсов. Оптимальное включение каждого субъекта в инновационную деятельность обеспечивает управленческая команда школы.

Итак, основные условия эффективной организации в общеобразовательном учреждении факультативного обучения:

Источник

Факультатив

Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).

Содержание

Факультативные предметы в школе

В каждой школе существует учебный план, где для каждого предмета, преподаваемого в данной школе, указано, является он обязательным или факультативными. Федеральный базисный учебный план определяет, что предметы: русский язык, литература, иностранный язык (начиная со 2 класса), математика, ИЗО, музыка, труд, окружающий мир, физкультура являются обязательными.

Основное и полное образование

Факультатив что это такое в школе

Факультативные предметы в ВУЗе

Факультативные курсы организуются советами ВУЗов по своему усмотрению с целью расширения и углубления научных и прикладных знаний студентов.

Факультатив что это такое в школе

Ссылки

Факультатив что это такое в школе

Полезное

Смотреть что такое «Факультатив» в других словарях:

факультатив — предмет, курс Словарь русских синонимов. факультатив сущ., кол во синонимов: 2 • курс (41) • предмет … Словарь синонимов

ФАКУЛЬТАТИВ — ФАКУЛЬТАТИВ, а, муж. (разг.). Факультативный учебный курс. Ф. по стилистике. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

факультатив — а, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка

факультатив — с. 1. Мәҗбүри булмаган, үз теләге белән сайлана торган, имтихан алынмый торган ф. дәресләр 2. биол. Тереклек итү, туклану рәвеше катгый булмаган, башкача да мөмкин булган факультатив паразит. ФАКУЛЬТАТИВ ҖӘЯЛӘР – Җөмләнең, идиоманың, сүзнең… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

факультатив — ФАКУЛЬТАТИВ, а, м Разг. Форма обучения, состоящая в изучении дополнительного предмета, курса, не входящего в обязательную учебную программу. На факультатив по латинскому языку записались двенадцать человек … Толковый словарь русских существительных

Факультатив — м. разг. Факультативный курс какого либо учебного предмета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

факультатив — факультат ив, а … Русский орфографический словарь

факультатив — (2 м); мн. факультати/вы, Р. факультати/вов … Орфографический словарь русского языка

факультатив — у, ч. Понадпрограмний, необов язковий навчальний курс, необов язкове для відвідування заняття … Український тлумачний словник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *