Факты доказывающие что ссср развязал холодную войну

Кто начал холодную войну? Русская и американская версии

Во второй половине XX века мир едва не сгинул в ядерной войне. Первые и единственные бомбы, сброшенные на японские города Хиросима и Нагасаки, показали всему миру мощь США. Этот кровавый жест, унесший жизни более 200 тысяч человек в 1945 году, стал предупреждением для СССР. С этого момента над миром нависла угроза ядерной войны, которая продержалась более 50 лет.

Гонка вооружений, политические конфликты, истощение экономики, общественная нетерпимость — основные черты холодной войны между США и Россией. Кульминацией противостояния считается Карибский кризис, во время которого ядерные ракеты обеих стран разве что за малым не покинули шахты.

Кто виноват в развязывании холодной войны, и почему мир после уничтожения нацистской Германии был невозможен? Фактрум собрал интересные факты о двух противоборствующих теориях о начале холодной войны.

Факты доказывающие что ссср развязал холодную войну

Суть холодной войны: мнение США

Факты доказывающие что ссср развязал холодную войну

Пропагандистская листовка США против СССР

Считается, что холодная война началась с речи Уинстона Черчилля на открытии Вестминстерского колледжа в марте 1946 года). Тогда лидер английской оппозиции (Черчилль ещё не стал премьер-министром) открыто заявил о необходимости борьбы с «красной машиной». Однако напряжение начало нарастать гораздо раньше.

Американцы и европейцы винят в начале холодной войны СССР. Для историков из США и Европы очевидно, что экспансию Союза необходимо было остановить. В противном случае СССР после громкой победы над Германией поглотил бы весь мир. Для «свободного» капиталистического мира правление коммунистов было недопустимо. В первую очередь из-за разницы в экономической политике. Для свободных рыночных отношений (всё покупается и всё продаётся) плановое производство — настоящая катастрофа. «Красную машину» нужно было срочно сломать.

Западные историки настаивают на том, что европейский мир боролся за свободу. Америка, которую Черчилль в Фултоновской речи назвал страной с максимальными свободами, заняла роль защитников демократии. Тогда мир был убеждён, что после победы над Германией СССР будет идти дальше, пока не подомнёт под себя всю Европу. И тогда Англия обратилась за помощью к США. Мера, по мнению западных историков, вынужденная. В противном случае мир бы захватил авторитарный СССР во главе с тираном.

Начало холодной войны с точки зрения СССР

Факты доказывающие что ссср развязал холодную войну

Пропагандистская листовка СССР против США

В причинах начала холодной войны российские и западные историки сходятся. Капитализм невозможен в условиях коммунизма. Две идеологии, две экономические системы были взаимоисключающими. Однако США защищали далеко не права и свободы мира. Мысли о том, что «красную машину» необходимо остановить, возникли у западной коалиции ещё в 1943 году. После Битвы на Курской дуге миру стало ясно, что победа СССР — вопрос времени. И когда война завершится, разрушенную Европу обязательно разберут на куски.

В марте 1945 года между Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем было подписано Ялтинское соглашение. Таким образом мировые границы перекроились. Лидеры пошли на взаимные уступки, благодаря чему был достигнут относительный компромисс между стратегическими интересами разных стран. Миру казалось, что вопрос между Россией и Западом решён.

Кризисы холодной войны: два веских аргумента США

Факты доказывающие что ссср развязал холодную войну

Последствия бомбардировки в Японии

Источник

Приведите факты, доказывающие, что источником развязывания «холодной войны» был СССР.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА — мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения. Понятие «холодная война» появилось в журналистике в 1945-1947 и постепенно закрепилось в политическом словаре.

Непосредственное начало «холодной войны» было связано с конфликтами в Европе и Азии. Разоренные войной европейцы с интересом относились к опыту ускоренного индустриального развития в СССР, после революции 1917 сумевшего быстро поднять свою промышленность и победить гитлеровскую Германию, до этого растоптавшую Западную Европу. Поэтому миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро восстановить хозяйство и нормальную жизнь. Еще больший интерес к коммунистическому опыту и помощи СССР был у народов Азии и Африки. боровшихся за независимость и надеявшихся догнать Запад так же, как это сделал СССР. В результате советская сфера влияния быстро расширялась, что вызывало опасения лидеров стран Запада — бывших союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии и наступлении на территорию «свободного мира». Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

В 1946-1947 СССР усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море. В свою очередь, Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма. «Холодная война» началась.
Полностью

«The Nation»: США развязали «холодную войну» против России
07.07.06 16:15

Источник

Кто развязал «холодную войну»?

развитие критического мышления в процессе изучения исторических событий и причин их появления, умение видеть проблему и решать ее.

Просмотр содержимого документа
«Кто развязал «холодную войну»?»

Тема урока: Кто развязал «холодную войну»?

«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».

Цель урока: развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения исторических событий и причин их появления, умение видеть проблему и решать ее.

1.развитие навыков активной работы учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с мемуарной, исторической и документальной литературой;

2.развитие умения учащихся делать самостоятельные выводы по теме урока через сопоставление исторических документов;

3.продолжить формирование умение отстаивания своей точки зрения и уважение к мнению других.

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа с понятием «холодная война».

4. Обсуждение работ групп.

5.Выводы по теме урока «Кто развязал холодную войну?».

6.Оценивание работы учащихся.

1. Вступительное слово учителя: Повторение.

После окончания 2 мировой войны произошли большие изменения в мире. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.

-Назовите эти государства (США и СССР)?

Биполярный мир. Что такое биполярный мир?

Распределить по группам:

Капиталистический лагерь. Социалистический лагерь: лагерь:

США СССР ; Апрель1949г. НАТО Май 1955г. ОВД;

США, Канада и др. страны СССР, Албания, Болгария,

Страны Западной Европы. Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.

-На чем строилось их могущество?

СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.

-Идеологические разногласия: капитализм и социализм.

Мировое сообщество находилось в состоянии новых локальных войн и ожидания новой мировой войны.

Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны».

-Что означает этот термин?

Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание и оно быстро вошло в обиход.

Почему это произошло? Кто виноват в обострении международной обстановки? Можем ли мы сегодня дать объективную оценку деятельности политиков ведущих государств мира, тех, кто определял климат на планете?

2. переход к изучению нового материала.

Какую главную проблему мы должны рассмотреть на уроке? « Кто виноват в развязывании холодной войны»

Существуют разные точки зрения по данному вопросу. Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XXв.

Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков, современных историков.

Итак, вашему вниманию предлагались 3 точки зрения на проблему. Нам необходимо обсудить эти позиции и сформулировать свой взгляд на проблему. Что для этого необходимо сделать? – Объективно рассмотреть аргументацию в пользу всех позиций. Для этого

каждая группа получает документы, выдержки из мемуаров, исторических документов, прорабатывает их и делает выводы.

На основании фактов и аргументов сделать выводы :

-кто, по мнению авторов, виновник развязывания «холодной войны»?

-Из предложенных документов выберите тот, который больше отвечает вашему мнению.

Основные факты записываем в таблицу.

На доске пример таблицы:

(1 колонка: аргументы против СССР; 2 колонка: аргументы против США

1-я точка зрения:
виновны США

Создание атомной бомбы и разработка плана «Дропшот»

Фултонская речь У. Черчелля

Создание военных баз вдоль границы СССР

Участие в Корейской войне

Доктрина Трумэна предполагала:

Оказание экономической помощи странам Европы

Создание военно-политического союза западных стран под руководством США

Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США

Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы

Использование ядерного оружия

Курс Сталина на противостояние с Западом и новую войну

Установление советского контроля над странами Восточной Европы

Блокада Западного Берлина

Участие в Корейской войне, Карибском кризисе и войне в Афганистане.

Создание атомной бомбы и включение в гонку вооружений

Руководство международным коммунистическим движением

виновны СССР и США

раздел мира на сферы влияния

острая идеологическая борьба и создание образа внешнего врага;

борьба за сферы влияния в мире и локальные вооруженные конфликты

раздел мира на сферы влияния

5. Вывод: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

6. Итак, что мы узнали на уроке?

Многие события холодной войны, о которых мы говорили на наших уроках, подтверждает наши выводы по изучаемой проблеме.

Д.З. 1. «Холодная война» по воспоминаниям

2. Изображение эпохи в виде эмблемы-символа.

Текст №1. Отрывок из статьи советских историков Д.Безыменского и В.Фалина «Кто развязал «холодную войну»? (1998г).

«…Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать землю по крайней мере на 85% (выражение Г.Трумэна) похожей на американский эталон. Холодная война не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных человеческих жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению…»

Текст №2. Г.М. Корниенко. Статья «Холодная война: истоки, причины, последствия».

«..Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточно усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после 2 мировой войны, не всегда используя в должной мере политические средства, хотя бесспорно, главная ответственность за развязывание холодной войны лежит на США».

Текст №3. Отрывок из текста учебника «Новейшая история.»20в. А.А.Кредер.

^ Идея коллективной безопасности.

В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением стала ООН, а реализация осуществлялась через наделение широкими полномочиями 5 ведущих держав, выступающих в роли «мировых полицейских».

Функционирование такой системы могла быть обеспечена только на основе искреннего стремления всех великих держав принимать решения единогласно.

Однако дальнейшее развитие событий показало, что советское руководство после неудачного опыта 30-х годов не верило в возможность коллективной безопасности. С 1939г. Сталин твердо встал на традиционный путь обеспечения безопасности – путь силовой политики, территориальной экспансии и создания сфер влияния, и неуклонно следовал по этому пути.

Все это не могло остаться незамеченным. СССР явно стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это не могло не вызвать тревогу, если учитывать положение в Европе. Во Франции и Италии компартии стали крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и еще в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после выхода из Европы американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу. Все это благоприятствовало планам советского руководства.

Документ №4. Из воспоминаний В.М.Молотова:

«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!

Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».

Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай. Аргументировать было трудно.

На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».

«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно…Но попугать – попугали крепко».

Документ №5. Б.Грайнер, западногерманский историк.

«…В Вашингтоне имелась группа, коей совершенно

Документ 6. 5 января 1946г. новый президент США Г.Трумен гос. секретарю Дж. Бирнсу:

«Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

«… США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными».

Документ 7. Из директивы Совета национальной Безопасности США (18 августа 1948г.)

Наши основные цели в отношении России:

А) свести мощь и влияние Москвы до пределом, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых поддерживается правительство, стоящее у власти в России;

В) речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящими вне его контроля…

Г) война начнется до 1апареля 1949г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно.

Цитаты из статьи американского ученого Дж. Геддиса:

«…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

«…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…

Источник

«холодная война. Кто развязал «холодную войну»? Факты виновности ссср в холодной войне

учитель истории Ленинского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ» Мордовского района Тамбовской области.

Урок с элементами технологии проблемного обучения

в 11 классе по Новейшей истории.

(УМК: учебник «Всеобщая история. Новейшая история. А.А. Улунян, Е. Ю. Сергеев, под редакцией А.О. Чубарьяна, 11 кл., М. изд. «Просвещение», 2010 г.;

«История России XX -нач. ХХI века» Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. М. изд. «Русское слово», 2012 г.)

Оборудование: экран, проектор, ноутбуки-6 (папки с документами), историческая карта «Внешняя политика СССР после Второй мировой войны», учебник, тетрадь.

«Холодная война»: случайность или закономерность?

Кто прав? Кто виноват?

Опорные знания по теме:

Понятия: «холодная война», «железный занавес», локальные войны, социалистический и капиталистический лагерь, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ООН.

1948-1949 гг.– первый Берлинский кризис.

1949 г . – создание Организации Североатлантического договора (НАТО).

1951 – 1953 гг. – война в Корее.

Фрагмент урока по изучению нового материала.

Вступительное слово учителя.

Ряд вопросов в исторической науке до сих пор является дискуссионным. Мы сегодня поговорим на одну из таких тем. Я предлагаю вам самим сформулировать тему сегодняшнего урока.

Это такое политическое клише, которое означает информационный, политический барьер, возведенный в 1919- 1920 –х годах, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. Окончательно железный занавес стал рассыпаться к концу 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах. Символом окончательного падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены.

Официальной датой завершения политики железного занавеса стало 20 мая 1991 года, когда был принят закон «О порядке выезда из СССР»,

Что известно вам о них?

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, о каком историческом событии сегодня пойдет наш разговор?

-Эти иллюстрации можно объединить одним общим понятием – «Холодная война».

Что такое «холодная война», ее предпосылки, когда она началась и кто ее «виновники»? На уроке нам предстоит разобраться в её истоках и сущности, поставить себя на место западных и советских историков той эпохи, и с позиции сегодняшнего дня попытаться решить поставленные проблемы.

Вспомним, какую войну называют «холодной»?

(словарь по новейшей истории-стр. 307)

Для этого необходимы определенные условия. Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Любая война есть непонимание.

Английский писатель, историк Т. Карлейль

Каковы были истоки «Холодной войны», почему она началась после второй мировой войны?

(видео о планах Великобритании)

После второй мировой войны пол-Европы оказалось в зоне влияния СССР, там возникали просоветские режимы…. СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств.

Послушайте, каковы были внешнеполитические цели США и СССР после Второй мировой войны?

Великобритания после Второй Мировой войны вышла существенно ослабленной. Просто разваливалась на глазах: у них начался хозяйственный кризис, национально- освободительное движение в колониях. Она финансово зависела от США. Они стали проводить политику, направленную на создание «особых отношений с США»

В США : тоже произошли значительные изменения. И военный, и экономический потенциал увеличился, т.к. экономика меньше пострадала. Это позволяло им претендовать на ведущую роль. Они начали интервенцию во Вьетнам, Лаос.

СССР : после войны мы показали военно- политическую мощь, укрепился престиж в мире, усиливали свое влияние коммунистические партии в странах Восточной Европы.

Под нашим контролем была Финляндия, сложные отношения с Венгрией, Чехословакией.

СССР в 1946–1947 усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море, что могло быть прелюдией к захвату страны.

Учитель: В этих условиях Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма. «Холодная война» началась.

И США, и СССР негативно относились к усилению позиций в том или ином регионе мира каждой из сторон.

Понятна тревога и США, и СССР о дальнейшем расширении своих сфер влияния.

Нам сегодня предстоит поговорить о том, является ли

«Холодная война»: случайностью или закономерностью?

Кто виноват в ее развязывании?

На этот проблемный вопрос мы и постараемся сегодня ответить.

А теперь на основе ваших опорных знаний по данной теме, моего рассказа и текста учебника, давайте осмыслим нашу «корзину ассоциаций», которая поможет нам разобраться в сущности рассматриваемого вопроса

Вот это состояние мира, образовавшееся после войны, (о котором мы с вами сейчас начали говорить) быстрее других осознал английский политик, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951- 1955 годах Уинстон Черчиль.

Я предлагаю вам обратиться к документальной хронике «Речь Черчиля в Фултоне» 5 марта 1946 г.

Ответ ученика может быть таким:

Бывший премьер-министр Великобритании в своей речи 5 марта 1946 г. обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Здесь звучит призыв к борьбе с коммунизмом. Это могло послужить началом к развязыванию «Холодной войны».

Учитель: Действительно, эта речь дала толчок к началу новой войны – «холодной», которая определила биполярность мира на предстоящие десятилетия.

Казалось бы, после победы над государствами-агрессорами во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеяться на долгую и мирную жизнь.

Однако противостояние капиталистической и социалистической систем вылилось в иную войну- «холодную», войну без прямого столкновения армий, даже без разрыва дипломатических отношений.

Сообщение о гонке вооружений (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

А сейчас я предлагаю вам поработать с документами: (созданы папки с документами в ноутбуках на рабочих столах)

«Холодная война»: случайность или закономерность?

Кто виноват в ее развязывании? Попробуем выяснить это на основании тех данных, что у нас имеются.

Составьте хронологию, факты, события, которые способствовали развязыванию войны со стороны обеих государств.

Определите свою позицию к виновникам развязывания «Холодной войны». Выскажите свое мнение, аргументируя его.

Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. На подготовку- 2 мин.

Американские историки, доказывающие вину СССР- 2 группа

Итак, перед вами хронология (аргументы) развёртывания «Холодной войны» со стороны обеих государств. К какому выводу мы можем прийти?

И СССР, и США внесли свой вклад в развязывание «холодной войны » и несут свою долю ответственности.

Однако инициатива принадлежала США (видеохроника, документы и стр. 13 учебника).

Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого?

Предлагаю выразить своё отношение к изученному событию:

Работу по данной теме мы с вами продолжим на следующем уроке.

Правила ведения дискуссий

1. Аргументированно докажите вину СССР в развязывании «Х.в.», для этого подберите факты подтверждающие:

Экспансию социализма после войны в станах Восточной Европы.

Использование идеологического давления на страны «народной демократии» (через СЭВ и Информбюро)

Участие СССР в одной из сторон в региональных конфликтах

Вмешательство в проблему гос.устройства Германии.

Попытку укрепить позицию в странах «3 мира».

2. Использование в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют, учитывая вышеназванное и т.д.

3. Сделай вывод: Кто виноват.

1. Аргументированно доказать вину стран Запада (США, Великобритания) в развязывании «Х.в.» для доказательства используйте следующие факты:

Идеологическое давление на ООН

Нарушение прежних договоренностей с СССР

Создание военно-политических союзов

Ядерный шантаж (план Дропшота, план «Баруха»)

Вмешательство во внутренние дела Германии.

2. Используйте в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют, учитывая вышеназванное и т.д.

3. Сделайте вывод: Кто виноват.

4. Подготовить выступление на 2-3 минуты.

Из мемуаров бывшего замминистра иностранных дел А. А. Громыко.

Из ноты совет.правительства правительству Турции, 7 августа 1946 г. « Совет. правительство предлагает Турции совместно организовать оборону проливов Босфор и Дарданеллы.»

Отрывок из речи Черчилля в Фултоне, 1946 г.

Старая доктрина равновесия сил теперь непригодна. Мы не можем позволить себе – насколько это в наших силах – действовать с позиций малого перевеса.

Если население Британского Содружества и Соединенных Штатов будет действовать совместно, то будет исключен тот неспокойный, неустойчивый баланс сил. Напротив, будет совершенная уверенность в безопасности.

Если силы Британии объединятся с силами США в братском союзе, то откроются широкие пути в будущее.

1946 г. в комиссии ООН по атомной энергии СССР предложил:

Кто первый начал

В СССР и России считалось и, в основном, до сих пор считается, что холодная война началась с Фултонской речи Черчилля, произнесенной 5 марта 1946 года. В ней политик призвал англоязычный мир объединить усилия против распространяющейся по миру коммунистической угрозы и констатировал факт, что над Европой опустился «железный занавес», за которым Москва насаждает в восточноевропейских странах свой диктат (выражение «железный занавес» придумано не Черчиллем, но именно благодаря его речи в Фултоне оно прославилось).

После победы в 1945 году Сталин не собирался ограничиваться присоединением к Советскому Союзу разрушенного Кёнигсберга, Южного Сахалина и прочих мелочей. Планы вождя были грандиозны. Еще не закончилась Вторая мировая война, а СССР уже выдвинул территориальные претензии к Турции (к слову говоря, в войне не участвовавшей), требуя не только вернуть области, отданные большевиками в 1921 году, но и домогаясь огромного куска восточной Турции. Также Советский Союз требовал от своего южного соседа предоставления военно-морской базы в Дарданеллах.

В итоге Сталин добился противоположного эффекта. Турецкий кризис в августе 1946 года привел к тому, что американское командование разработало первый серьезный план ядерной войны против СССР, и советское руководство отказалось от эскалации конфликта. Поскольку советские претензии сохранялись, в 1952 году Турция в поисках более эффективной защиты вступила в НАТО.

Стремление СССР в НАТО

В 1949 году был основан Североатлантический альянс. В этом же году Сталин через главу советского МИДа Вышинского предложил обсудить участие СССР в альянсе. Запад ответил отказом. Раздраженный Сталин назвал блок «подкопом под ООН».

После смерти Сталина Советский Союз повторно делает попытку стать членом НАТО. В 1954 году Хрущев направил ноту, в которой говорилось, что «советское правительство выражает готовность рассмотреть совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре». Причем предлагалось включить в НАТО также Украину и Белоруссию как отдельные, «независимые» страны, чтобы у СССР в альянсе было больше голосов.

В 1944 году, во время создания ООН, этот фокус прошел. На этот раз НАТО отказало в членстве всем трем странам, объяснив, что участие Советского Союза в европейской организации было бы несовместимо с демократическими целями альянса и вообще «нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения».

«Пражская весна»: американские танки в Чехословакии

5 января 1968 года к власти в Чехословакии пришел Дубчек, и начался период демократических реформ и преобразований в стране. Этот период либерализации и построения «социализма с человеческим лицом» получил название «Пражская весна». Наконец, у руководства Советского Союза не выдержали нервы (слишком уж «дурной» пример подавали чехи советским гражданам и прочим обитателям соцлагеря), и 21 августа 1968 года в Чехословакию вторглись войска СССР и других стран Варшавского договора. «Пражская весна» закончилась, началось возвращение к прежним порядкам.

Одним из поводов к вторжению послужила информация об американских танках, находящихся в Чехословакии: мол, «мы теряем страну, войска НАТО уже там, надо действовать решительно». Советская пропаганда часто использовала прием: «Если бы мы не ввели войска в [название страны], то там бы через пару часов/дней/лет были танки НАТО». Но, как ни удивительно, в 1968 году в Чехословакии были американские танки.

Советскому руководству спецслужбы показали фотографии с места съемок, что еще больше утвердило его в правильности решения о вторжении. В КГБ знали, что никаких войск НАТО в Чехословакии нет. Но кого это волнует? Сработало же!

Когда к концу съемок фильма в Чехословакию вторглись советские войска, съемочная группа вынуждена была в спешном порядке уезжать на такси в Австрию и Италию.

В это трудно поверить, но во время холодной войны в какой-то момент на стороне США коммунистов стало куда больше, чем на стороне СССР.

Развенчание Хрущевым культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 году вызвало недовольство Мао Цзэдуна. Произошел раскол в советско-китайских отношениях, кульминацией которого стал пограничный конфликт на острове Даманский в 1969 году.

Расколом между двумя коммунистическими гигантами воспользовались США. В 1971 году Китай посетил советник по национальной безопасности США Киссинджер, а в 1972 году состоялся визит президента Никсона. Эти визиты, дополненные «пинг-понговой дипломатией» (встречи китайских и американских игроков в настольный теннис), привели фактически к дружбе США и Китая против СССР.

Статья «Об эволюции внешнеполитического курса советского руководства в условиях начала «холодной войны»: евразийская парадигма» опубликована в издании «Вестник ЧГУ. Востоковедение. Евразийство. Геополитика» №3 (76) 2006.
О периоде «холодной войны», ее причинах и формах, о победителях и побежденных, написано довольно много. Это не удивительно: на протяжении многих десятилетий наша страна, Европа, весь мир жили в условиях планетарного противостояния двух блоков, которое грозило глобальной катастрофой и ставило под вопрос само существование человечества.

Примечательно, что слова политических деятелей, журналистов, профсоюзных боссов периода конца 40-х гг. XX в. можно использовать для иллюстрации внешнеполитической, военной и дипломатической стратегии США начала XXI в. Так, военный обозреватель Х.Болдуин писал в 1945 г.: «Сегодня мы нация-банкир, нация-кредитор, нация-экспортер, великая морская и воздушная держава, центр средоточия мировых коммуникаций. Если Рим в свое время был центром существующего тогда мира, то в еще большей степени Вашингтон является центром западного мира в XX в.». Весьма красноречивые сравнения!

И самое главное. Интересно, как реагировало советское руководство во главе с И.В.Сталиным на «дипломатию силы». Очевидно, что ситуация была весьма сложная. Какую оценку дал ей Сталин, каков был подход Генерального секретаря к проблеме? Признаемся, именно последнее нас интересует больше всего. Не претендуя на абсолютную истину, попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Манифестом «холодной войны» стала печально знаменитая фултонская речь (март 1946 г.). В ней У.Черчилль призвал британскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке, совместно бороться с угрозами «христианской цивилизации» (в том числе и с учетом ядерного фактора) со стороны коммунистических государств. Поскольку, говорил Черчилль, русские уважают только силу, западные страны должны уйти от политики равновесия и перейти к созданию значительного перевеса в военной мощи над Советским Союзом. Однако такой перевес уже сложился:

По плану Даллеса США должны были найти помощников в самой России, руками которых она будет уничтожена. Зловещая ставка на молодежь, из которой вырастет сеть космополитов, дала Западу медленные, но верные результаты по уничтожению советской страны. Именно поэтому, как признавался другой директор ЦРУ С.Тернер, «. к 1953 г. машина тайных операций была запущена на полный ход, определяя политические и военные события и распространяя пропаганду в 48 странах».

Чувствуя эту апокалиптическую, ожесточенную ненависть времен Маккавеев, на что указывал Шпенглер, Запад не мог спокойно смотреть на усиление России в лице сталинского СССР и в стиле фаустовской цивилизации начал «крестовый поход», не дожидаясь пока СССР окрепнет еще больше и когда западноевропейской цивилизации сложнее будет претендовать на особую историческую миссию. Итогом «крестового похода», как известно, стало исчезновение «апокалиптической» ненависти России к Западу.

Теперь перейдем к вопросу, насколько адекватным был ответ СССР на «вызовы истории». Мы убедились, что фултонская речь и прочие шаги Запада являлись не следствием возрастания экспансионизма СССР, а превентивной мерой, вызванной желанием перехватить инициативу в великой геополитической игре. То, что выдавалось Западом за экспансионизм И.В.Сталина, было стремлением не допустить создания «санитарного кордона» в Восточной Европе. В ответе корреспонденту «Правды» 14 марта 1946 г. И.В.Сталин показал глубокое понимание имперской геостратегии атлантизма.

Вопрос разрешился к 1945 г., «не без помощи» СССР, что признают даже авторы соросовских учебников истории, победила английская линия германской расы, и мир должен был стать «мировым трестом», а не направляться «людьми того типа, который был намечен в конце второй части “Фауста”».

Дальнейшие геополитические поражения России будут не следствием сталинской проевразийской геополитики, а результатом отказа от нее послесталинского руководства, что и неудивительно. Если еще при жизни генералиссимуса обсуждались внешнеполитические проблемы в духе бжезинской «конвергенции», то следовало ожидать поражения Евразии в «холодной войне», когда США и западный мир стали с «легкой» руки Хрущева образцом, критерием и для внутренней политики страны, которая начала перегонять США по «молоку и яйцам».

. Цит. по: История дипломатии / Под ред. А.А.Громыко и др. М., 1974. Т. V, кн. 1. С. 243.
. Там же. С. 245.
. См.: Новейшая история Отечества: ХХ век / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. М., 2002. Т. 2. С. 280.
. Цит. по: История дипломатии. С. 244.
. Новейшая история. С. 281.
. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М., 2002. С. 150.
. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX–XX вв. / Сост. Н.Г.Федоровский. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 578.
. Там же. С. 579.
. Там же. С. 577.
. Шпенглер О. Указ. соч. С. 82.
. Там же. С. 82.
. Дугин А.Г. Философия Политики. М., 2004. С. 486.
. В поисках своего пути. С. 585.

Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны»

Для доказательства используйте следующие факты:

Страны западаСССР

Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»: «Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

^ Документ. 5 января 1946г. новый президент США Г.Трумен гос. секретарю Дж. Бирнсу:

«Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

«… США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными».

^ Документ. Из директивы Совета национальной

Наши основные цели в отношении России:

А) свести мощь и влияние Москвы до пределом, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых поддерживается правительство, стоящее у власти в России;

В) речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящими вне его контроля…

Г) война начнется до 1апареля 1949г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно.

Задание: аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».

Подберите факты, подтверждающие:

а) экспансию СССР после войны:

объясните понятие «экспансия» (словарь);

покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;

подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

испытание и усовершенствование ядерного оружия;

в) Практика усиления идеологической борьбы:

Страны западаСССР

^ Документ. Из воспоминаний В.М.Молотова:

«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!

Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».

Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай. Аргументировать было трудно.

На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».

^ Мнение американского историка Дж. Геддиса
Но, признавая за Западом частичную ответственность за «холодную войну» как результат упомянутых ошибок, мы не должны упускать из виду и ошибки, допущенные советской стороной, а это неизбежно вновь приводит нас к вопросу, а Сталине и созданной им политической системе. Сталин, мягко говоря, не страдал чрезмерной доверчивостью, и дни, когда «культ личности» находился в зените, эта черта его характера не могла не отразиться на советской дипломатии, У Запада были законные основания для тревоги, когда Сталин после июня 1941 г. настаивал на сохранении контроля над территориями, приобретенными им в результате пакта 1939 г. с нацистской Германией. У Запада были основания для тревоги, когда свободные выборы в Польше, обещанные Сталиным на Ялтинской конференции, так и не состоялись. У Запада были основания для тревоги, когда в 1945 г. комму­нистические партии по всей Европе внезапно отказались от линии на сотрудничество с Западом, которой они придержи­вались во время войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *