Факторинговое финансирование что это
Что такое факторинг
И чем он отличается от кредита
Продавец может получить деньги еще до того, как ему заплатит покупатель. Это не фантастика, а факторинг.
Тот, кто продает, всегда заинтересован получить оплату как можно быстрее, а тот, кто покупает, — наоборот, отсрочить платеж. При факторинге между сторонами появляется финансовый агент. Он помогает продавцу как можно быстрее получить деньги, сам за это получает часть долга, а сверху — еще и плату за свои услуги. С виду похоже на хитрую мошенническую схему, но на самом деле все легально.
Вот о чем расскажу в статье:
Зачем нужен факторинг
У бизнеса бывает проблема — большая дебиторская задолженность: кто-то много должен, а на текущие расходы средств не хватает. Причины могут быть разные: например, поставщик продает товары с отсрочкой платежа. Из-за этого у него растет дебиторская задолженность — право требовать оплату с покупателей. С одной стороны, поставщик знает, что ему должны и через полгода он получит большую сумму. С другой — эти полгода надо платить налоги, зарплату работникам и аренду, а на какие деньги — неясно. Такую проблему решает факторинг.
Возьмем для примера сахарный завод. Завод покупает у агрофирмы свеклу, перерабатывает ее в сахар и отдает на реализацию торговым сетям. Торговые сети получают выручку только после реализации товара — через три месяца. Агрофирма работает наоборот: продает свеклу только на условиях 100% предоплаты.
В результате у завода иногда возникают кассовые разрывы: надо оплатить 1 млн рублей за поставку свеклы, а 1,5 млн рублей за проданный сахар еще не поступили. Чтобы преодолеть кассовый разрыв, можно взять кредит, но это не всегда удобно: банк может попросить в качестве обеспечения кредита залог или поручительство.
С другой стороны, право потребовать с кого-то оплату само по себе имеет ценность. Его можно продать и получить деньги сразу. Например, завод может за 1,2 млн рублей уступить тому же банку право получить деньги с торговых сетей. В результате завод оплатит очередную поставку свеклы и останется еще 200 000 рублей. Но это еще не факторинг, а договор уступки требования.
Стороны факторинга. В факторинге участвуют три стороны:
Финансовый агент — лицо, которое оказывает клиенту услуги сопровождения денежных требований. Иногда финансового агента называют фактором — это синонимы. Финансовым агентом может быть любая коммерческая организация, включая банки.
Клиент — лицо, которое уступает фактору денежные требования и оплачивает его услуги.
В нашем примере банк — это фактор, завод — клиент, а торговые сети — должник.
Законодательное регулирование. Нормы о факторинге содержатся в главе 43 ГК РФ. В 2018 году в нее внесли существенные изменения.
Раньше факторинг понимался как купля-продажа права требовать оплату за проданные товары, оказанные услуги или выполненные работы. Но такое определение было похоже на другой договор — уступки требования. Кроме того, оно не соответствовало международной практике, по которой факторинг — это всегда комплекс услуг.
В 2014 году Россия присоединилась к международной Оттавской конвенции по факторинговым операциям и через четыре года скорректировала содержащееся в гражданском кодексе определение факторинга.
Теперь факторинг — это комплекс услуг по погашению задолженности, которые финансовый агент оказывает за уступку этой задолженности.
Набор таких услуг собирается как бутерброд. Есть основной элемент, своеобразная булка для бутерброда: клиент уступает денежные требования фактору и оплачивает его услуги. Есть начинка, которую выбирают стороны: минимум две услуги из следующего перечня:
По желанию стороны могут добавить «посыпку и соус» — дополнительные услуги. Например, ведение бухгалтерского учета, обработка реестров должников, инвентаризация дебиторской задолженности, страхование и т. д.
При цессии допустима уступка как денежных, так и неденежных требований, например можно уступить право забрать товары со склада продавца. При факторинге же допускается только уступка требований заплатить деньги.
Отличия от форфейтинга. Факторинг используется для краткосрочного финансирования. Средний срок факторинга — 90 дней. Предоставлять деньги на длительный срок рискованно: должник может быть не в состоянии оплатить свою задолженность. Чтобы минимизировать такой риск, иногда применяют другой вид финансирования в счет уступки денежного требования — форфейтинг.
В российском законодательстве нет специальных норм о форфейтинге, но российские компании иногда используют такую схему финансирования. Чаще всего форфейтинг применяется во внешнеторговых экспортных сделках.
Как и в факторинге, в форфейтинге есть три стороны:
Вексель и аккредитив — это безусловные обязательства должника заплатить определенному лицу. Должник должен уже не в силу того, что кредитор оказал ему какую-то услугу, выполнил работу или продал товар, а в силу оформленного векселя или аккредитива. Содержание и законность первоначального договора между кредитором и должником не должны волновать форфейта.
При факторинге же фактор должен убедиться в реальности и экономической обоснованности проданного ему долга. Поэтому в рамках форфейтинга финансирование может быть предоставлено на более длительный срок — даже на несколько лет.
Иногда форфейтинг считают разновидностью факторинга. Но этот не так, ведь форфейт не оказывает кредитору услуг по возврату долга.
Преимущества и недостатки
Что лучше — факторинг или кредит. Факторинг и кредит — две разные формы финансирования, каждая из них имеет свои плюсы и минусы.
Преимущество факторинга в том, что для него не требуется искать дополнительное обеспечение, например залог или поручительство другого лица. Обеспечение факторинга — это право требования к должнику. Получается, что факторинг решает проблему дебиторской задолженности в счет ее уступки. При такой модели не требуется привлекать дополнительные материальные ресурсы.
С кредитом заводу дополнительно придется заложить свое оборудование, чтобы дождаться оплаты за проданный сахар. При факторинге завод просто уступает финансовому агенту свое право требования к покупателю сахара и не ищет дополнительного обеспечения.
Полученные в рамках факторинга средства можно сразу использовать по своему усмотрению. Кредиты же чаще всего имеют целевое назначение. То есть деньги, которые завод получил в рамках факторинга, он может потратить на зарплату работникам, ремонт оборудования или налоги. А при кредите заводу придется потратить средства на цели, которые он указал в договоре, — закупку свеклы.
Другое преимущество факторинга заключается в том, что финансовый агент — фактор — сам занимается возвратом долга, поэтому завод сможет сэкономить на бухгалтерах, экономистах и юристах.
Недостатки тоже есть:
Когда используют факторинг
Особенности использования в России. В западных странах факторинг воспринимается как комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. То есть бухгалтерские, юридические, информационные услуги не менее важны, чем предоставление денег.
В России же факторинг используется прежде всего как альтернатива кредиту. Если по какой-то причине бизнес не может получить кредит, то он начинает искать другие варианты финансирования, например факторинг. Наши предприниматели еще не осознали ценность услуг по сопровождению долга. Такие дополнительные услуги часто воспринимаются как попытка фактора увеличить свою комиссию.
Поэтому в России используется преимущественно факторинг без регресса. Так называется вариант факторинга, когда финансовый агент не может требовать от кредитора компенсации за то, что должник не оплатил долг. При таком виде факторинга финансовый агент берет на себя все риски. Кредитор остается при деньгах, даже если должник не рассчитался по долгам и не способен это сделать. Для кредитора главное, чтобы фактор выкупил задолженность, а успешность ее погашения не так важна. В 2018 году доля такого факторинга составляла 69%, а в 2019 — уже 77%.
Совместный отчет ООО «Национальные кредитные рейтинги» и Ассоциации факторинговых компаний о факторинге в РоссииPDF, 497 КБ
В этих законах ничего не сказано о возможности применения факторинга. По этой причине Минфин запретил использовать факторинг в госзакупках. Из-за этого в госзакупках почти не участвовал малый бизнес, поскольку ему было трудно предоставлять заказчикам отсрочки платежей.
Но в 2019 году Верховный Суд РФ решил, что Минфин был не прав. С этого момента факторинг стал применяться и по отношению к контрактам, которые заключают при госзакупках.
Теперь исполнитель по госконтракту может передавать факторам право требования оплаты по нему. Это удобно, если контракт не предусматривает аванса, а своих средств для его исполнения недостаточно. К факторам, которые покупают требования к госзаказчикам, специальных условий не предъявляется, поэтому фактором может быть любая коммерческая организация.
Что такое факторинг простыми словами
Перед большинством компаний зачастую встает вопрос: какой порядок оплаты выбрать при заключении договора с контрагентом? Это может быть авансовый платеж, рассрочка или отсрочка. Первый вариант может обернуться потерей части партнеров, а два других — потерей средств собственного оборотного капитала. Эффективным решением в этих случаях станет факторинг в банке. Он позволяет ликвидировать кассовый разрыв и обеспечивает стабильность финансового оборота. Факторинг: что это такое, какие он имеет разновидности, как работает и зачем нужен ― ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Понятие
Факторинг (от англ. factor, что значит ’агент, посредник, маклер’) в классическом понимании — финансирование под уступку права денежного требования. Этот продукт финансирования закупок и продаж товара подходит компаниям, работающим с отсрочкой платежа. Простыми словами, факторинг ― удобный инструмент для быстрого увеличения оборотного капитала и повышения стабильности компании.
Это эффективный инструмент для компаний, работающих практически во всех отраслях, будь то производство мебели, оптовые продажи бытовой техники, продуктов питания или любых других товаров. Суть договора факторинга отражена в его функциях:
Схема и этапы факторинга
Использование данного финансового инструмента возможно только в рамках трехстороннего взаимодействия. Его участники:
Схема их взаимодействия выглядит следующим образом:
Заключение договора факторинга
Отгрузка товаров (предоставление услуг) и передача фактору информации, подтверждающей факт поставки
Финансирование поставщика через факторинговую компанию
Оплата покупателем поставок в адрес фактора
Условно в факторинговом обслуживании клиентов можно выделить следующие этапы:
Предварительная работа. Потенциальный клиент и его контрагент тщательно проверяются на предмет благонадежности. Для этого собирается информация об их деятельности, условиях поставок и выполнения платежей, фактах нарушения договорных обязательств, если они были. Сотрудники факторинговой компании проверяют достоверность предоставленных сведений, юридическую чистоту сделки, заключенной между покупателем и поставщиком, а также оценивают существующие риски.
Оформление пакета необходимых документов. Клиент и фактор (например, банк) заключают договор факторинга. Этот документ определяет условия взаимодействия между сторонами. В содержании договора следует предусмотреть различные сценарии развития событий, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества. Ключевыми частями договора являются его предмет, порядок предоставления средств, а также условия финансирования и уступки прав требования на дебиторскую задолженность. Первое определяет цель, второе — то, как она будет реализована.
Договор также должен содержать следующие пункты:
Финансирование компании-поставщика. Поставщик отгружает товары своему контрагенту и сообщает об этом фактору. Факт поставки необходимо подтвердить, предоставив накладные, счета-фактуры, УПД (универсальные передаточные документы) или иные документы (обычно в электронном виде). После этого фактор финансирует компанию-поставщика в установленном объеме.
Контроль сделки. Данный этап факторинга очень важен. Процедура включает в себя широкий спектр работ фактора по нескольким направлениям. Обычно специалист анализирует, исполняют ли стороны договора свои обязательства, а в случае их несоблюдения проводит претензионную работу.
Тщательным образом проверяются компании, которые относятся к тем экономическим отраслям, в которых существуют какие-либо сложности.
Виды факторинга
Существует несколько классификаций продукта. Основные из них:
1. По информированности участников операции:
В этом случае покупатель заранее уведомляется о том, что в сделке принимает участие третья сторона — фактор. Для того чтобы известить дебитора, на платежных документах указывается то, что права на возникшую задолженность передаются факторинговой компании, и осуществлять оплату следует на ее расчетный счет;
Поставщик заранее не информирует дебитора о предполагаемой переуступке права требования и смене кредитора. Он просто изменяет платежные реквизиты, указывая данные факторинговой компании. После того как дебитор переводит деньги на расчетный счет фактора, последний вычитает сумму ранее профинансированной поставки и переводит остаток поставщику.
2. По распределению рисков:
Фактор принимает на себя все риски неуплаты со стороны покупателей и покрывает все риски, связанные с неплатежами со стороны покупателя. В данном случае стоимость услуг факторинга оказывается на порядок выше;
Ответственность за невыполнение дебитором договорных обязательств полностью ложится на поставщика. Фактор возвращает клиенту документы, подтверждающие право требования, и требует возврата средств, если покупатель не внес оплату. Такой вид факторинга имеет более низкую комиссию за обслуживание, но поскольку риски довольно высоки, он менее популярен, чем безрегрессный вид.
3. По местонахождению участников:
Все компании, принимающие участие в сделке, зарегистрированы на территории одной страны;
Внешний (его также называют международным)
Поставщик, его клиент и факторинговая компания (банк) являются резидентами двух и более стран. Для данного вида факторинга характерны долгосрочные договоры.
Для чего нужен факторинг?
Потребность в данном финансовом продукте обусловлена, прежде всего, ростом мировой торговли. Участники рынка все чаще стали сталкиваться с продолжительными временными промежутками с момента поставки товара и до внесения оплаты. Факторинг позволяет моментально превратить отгрузочные документы в живые деньги, которые можно пустить в оборот.
Факторинг для бизнеса чаще всего применяется в следующих случаях:
1 Требуется срочное увеличение оборотного капитала и ликвидация кассового разрыва, а оформление займа в кредитно-финансовой организации стоит дорого. Наиболее часто в такой ситуации оказываются представители малого и среднего бизнеса, поскольку на рынке для них крайне мало выгодных программ кредитования.
2 Чтобы привлечь контрагента, нужно предоставить ему комфортную отсрочку платежа.
3 При расширении списка партнеров. Начиная сотрудничество с новыми контрагентами, поставщик может сомневаться в их платежеспособности. Факторинг позволит минимизировать риск неуплаты отгруженного товара.
4 Если участниками сделки с одной стороны выступает малое предприятие, а с другой ― крупный ритейлер или корпорация-гигант, которые, как правило, работают по четко регламентированным схемам с фиксированными условиями оплаты.
Услуги факторинга не предоставляются:
компаниям, которые выставляют счета не сразу, а после выполнения определенного спектра работ;
Что такое факторинг
Чтобы привлечь новых клиентов и не потерять старых, предприниматели продают товары с отсрочкой платежей. У решения есть большое но: застой финансов тормозит развитие бизнеса. Можно ли угодить клиенту без ущерба бюджету компании? Рассказываем в статье.
Рассмотрим на примере, что такое факторинг.
Компания «Царство Морфея» выпускает ортопедические матрасы. Санаторий «Будь здоров» готов сделать большой заказ матрасов, но оплатить сможет только через полгода.
Производственная компания не хочет терять клиента, но ожидание крупной суммы может создать бизнесу проблемы: сложности с выдачей зарплаты сотрудникам и оплатой аренды. Планы о расширении тоже придется отложить.
Чтобы избежать неприятной ситуации, компания решила воспользоваться услугой факторинга. Это позволит «Царству Морфея» сделать заказ с отсрочкой платежа и не потерять деньги.
Что такое факторинг простыми словами
Факторинг – услуга для производителей и поставщиков, которые продают товары с отсрочкой платежа. Производители обращаются к факторам – банкам, микрофинансовым организациям или специальным факторинговым компаниям. А те оплачивают счета вместо покупателей под небольшой процент.
В сделке участвуют трое:
Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.
Схема факторинга
Вернемся к нашему примеру.
«Царство Морфея» продает санаторию «Будь здоров» партию матрасов и выставляет счет на оплату. Счет, или дебиторская задолженность – гарантия на получение выручки. Раз санаторий откладывает оплату, то счет оплачивает третий участник сделки – банк.
Фактор оплачивает счет – переводит 90% всей суммы. А через полгода, когда санаторий на 100% оплатит банку заказ, фактор отправит остаток средств «Царству Морфея» с вычетом комиссии за свою работу.
Так все останутся в плюсе. Продавец – производитель матрасов не потеряет деньги, покупатель – санаторий получит товар, а фактор – банк возьмет процент от предоставленной услуги.
Основные шаги участников факторинга при совершении сделки:
Продавец заключает с покупателем договор о фиксированной отсрочке платежа. При факторинге платеж может быть только безналичным. Передать наличные из рук в руки в обход фактору не получится.
Как только продавец отгрузит товар покупателю, на счету появится дебиторская задолженность – счет на оплату. Этот счет нужно передать фактору, чтобы он погасил задолженность.
Прежде чем получить от фактора деньги, составьте договор. Фактор проведет оплату – 70-95% от общей суммы. А покупатель вернет задолженность по реквизитам фактора, а не кредитора.
В назначенное время покупатель возвращает долг в полном объеме по реквизитам фактора. А тот возвращает продавцу оставшиеся 5-30%, из которых вычитает комиссию за выполненную работу.
Виды факторинга
Факторинг действует с 1992 года, а к 2000 годам стал особенно популярен.
У факторинга есть несколько видов, позволяющих бизнесу вести дела наиболее удобным образом.
Разновидности факторинга
По распределению рисков
Ответственность лежит на продавце. Если покупатель не оплатит счет, фактор потребует у него возврат выделенных финансов.
Покупатель несет больше рисков, но комиссия гораздо ниже.
По информированности всех участников сделки
По местонахождению участников
По объему услуги
Примеры факторинга
Рассмотрим на примере:
ООО «Выше крыши» занимается оптовой торговлей стройматериалов. 1 августа отгрузили товар для ООО «Строитель». Компании заключают договор поставки с отсроченным платежом на сумму 300 тысяч рублей. ООО «Строитель» обязан выплатить ее до 1 декабря.
Чтобы не остаться без денег, 5 августа ООО «Выше крыши» обращается в банк «Абсолют» и передает ему свое право денежного требования. «Выше крыши» и «Абсолют» подписывают договор факторинга. Банк выплачивает компании «Выше крыши»70% дебиторской задолженности. А оставшуюся сумму – когда должник ООО «Строитель» расплатится с банком. За выполненную работу банк удержит 2% от суммы платежа.
Договор факторинга вступает в силу. С этого момента компания «Строитель» должна деньги не напрямую «Выше крыши», а банку. Поэтому и производить оплату будет на реквизиты банка.
6 августа «Абсолют» переводит на счет ООО «Выше крыши» 70% от дебиторской задолженности – 210 тысяч рублей.
Как только наступает срок выплаты платежа, банк предъявляет должнику ООО «Строитель» платежное требование. 1 декабря «Строитель» перечисляет банку всю сумму, которую должен был внести за товар – 300 тысяч рублей.
Теперь банк должен перевести ООО «Выше крыши» оставшуюся дебиторскую задолженность в размере 30% за вычетом 2% собственного вознаграждения. Итого 28%, что равно сумме 84 тысячи рублей.
ООО «Выше крыши» предоставил ООО «Строитель» необходимую отсрочку платежа и своевременно получил от банка бо́льшую часть суммы на нужды. Банк получил комиссию от услуги факторинга. Сделка прошла успешно!
Преимущества факторинга
Предприниматели обращаются к факторингу из-за ряда преимуществ:
Факторинговые компании помогают избежать финансовых разрывов. Вы можете совершить сделку с отсроченным платежом и получить от банка финансирование в тот же день.
Чтобы увеличить поставки и начать расширение, деньги нужны здесь и сейчас. Факторинг помогает компаниям не терять время и масштабировать бизнес. Если спрос упадет, то вы можете сами выбрать факторинг для поставок. Так можно избежать лишних комиссий.
Классический win win – вы даете клиентам отсрочку платежа, и выгодно выделяете себя среди конкурентов. При этом сразу получаете деньги, которые можно пустить в дело!
При факторинге, в отличие от кредита, не нужен залог. Его роль выполняет будущая выручка.
Факторинговые компании проверяют покупателей на платежеспособность. Они выставляют лимит на сумму поставки товара, рекомендуют сроки отсрочки платежей. После предоставления денег клиентам, они сами напоминают покупателям о сроках оплаты. При этом снижаются риски при сделках с отсрочкой платежей.
Недостатки факторинга
Факторинг имеет минусы:
Если вы заключили с покупателем обычный договор, а оплату он просрочил, то обратиться в факторинговую компанию не получится.
Если факторинговая компания дает вам деньги, то это безналичный платеж. Расплатиться с клиентом наличными без ведома фактора не получится.
Действуют три вида документов. По вашему бизнесу, документы покупателя и документы по поставкам.
Фактор отслеживает сроки взаиморасчета. Сдвинуть сроки по договоренности с покупателем или вернуть товар не получится.
Когда используют факторинг
Интерес к факторингу вырос в 2020 году, когда из-за пандемии компании столкнулись с появлением кассового разрыва. Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний, в 2020 году объем выплаченного финансирования увеличился на 24%, против 18% в 2019 году.
Если раньше к услуге обращались в основном для работы с федеральными сетями, то сейчас факторинг одинаково подходит как для сферы малого и среднего предпринимательства, так и для крупных компаний.
Факторинг подойдет тому, кто регулярно поставляет товары или услуги с отсрочкой платежей торговым сетям, интернет-магазинам, заводам и предприятиям со стабильным оборотом.
Рассмотрим выгоду на примере:
Вы производите качественную бюджетную косметику, которая востребована в интернет-магазинах, например, Ozon и Wildberries. Вы регулярно поставляете косметику на склады магазинов, а они каждый раз просят вас отсрочить платеж.
Факторинг поможет остаться на плаву – получая финансы со стороны, вы сможете разрабатывать новые продукты и развивать бизнес.
Факторинг активно используется и в госзакупках. Часто бывает так: можно выиграть крупный тендер и получить выгодный заказ, но из-за отсрочек платежей остаться без денег на долгое время. Услуги факторинговых организаций помогают получить деньги сразу и продолжить участие в новых тендерах.
На практике государственные структуры не признают изменение реквизитов получателя платежа. Чтобы облегчить факторинг при оплате тендерных заказов по 44-ФЗ, попробуйте заранее получить официальное разрешение Минфина РФ на передачу дебиторской задолженности по конкретному договору.
Как оформить факторинг
Совкомбанк предлагает более пяти специальных программ для финансовой поддержки производителей и поставщиков, которые ведут торговую деятельность на условиях отсрочки платежей.
Подать заявку на финансирование вы можете онлайн. Не нужно встречаться с клиентом для сбора и подписей документов.
Для оформления договора нужно предоставить факторинговой организации три вида документов:
Спрос на услуги факторинговых компаний продолжает расти. Вы можете выбрать выгодное предложение и получить финансирование в кратчайшие сроки.
Желаем вам выгодных сделок и успешного развития бизнеса!