Фактическая масса автомобиля что это
Статья 5. Определение массы в снаряженном состоянии
Статья 5
Определение массы в снаряженном состоянии
1. Масса в снаряженном состоянии транспортного средства категории L определяется посредством измерения массы транспортного средства без груза, готового для обычного использования, и включает в себя массу:
(b) стандартного оборудования в соответствии со спецификациями производителя;
(c) «топлива» в топливных баках, которые должны быть наполнены не менее чем на 90% от их объема.
В целях настоящего пункта:
(i) если транспортное средство приводится в движение «жидким топливом», оно считается «топливом»;
(ii) если транспортное средство приводится в движение жидкой «смесью топлива/масла»:
— если топливо для приведения в движение транспортного средства и смазочное масло предварительно смешаны, то эта «предварительная смесь» считается «топливом»;
— если топливо для приведения в движение транспортного средства и смазочное масло хранятся отдельно, то только «топливо», приводящее в движение транспортное средство, считается «топливом»; или
(iii) если транспортное средство приводится в движение газовым топливом, сжиженным газовым топливом или при работе на сжатом воздухе, масса «топлива» в газовых топливных баках может быть установлена до 0 кг;
(d) кузова, кабины, дверей; и
(e) стекол, замков, запасных частей, а также инструментов.
2. Масса в снаряженном состоянии транспортного средства категории L не включает в себя массу:
(a) водителя (75 кг) и пассажира (65 кг);
(b) механизмов и оборудования, установленных в зоне погрузочной платформы;
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тема 1. Общие положения. Часть 1
Представьте, что вы двигаетесь на автомобиле по одной из городских улиц. Вы не собираетесь никого обгонять. Вам не нужно никуда поворачивать. Вы просто двигаетесь вперёд, не совершая никаких манёвров. Но, при этом:
1. Скорость – не более 60 км/час!
2. Двигаться нужно, строго по полосам, не наезжая на продольные линии дорожной разметки!
3. Необходимо соблюдать безопасную дистанцию!
4. Необходимо соблюдать безопасные боковые интервалы!
5. Звуковой сигнал разрешено применять только в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП.
6. Тормозить разрешено только плавно! (Экстренное торможение разрешено применять только в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП).
7. В светлое время суток должны быть включены либо дневные ходовые огни, либо фары ближнего света, либо противотуманные фары, а в тоннеле – фары ближнего или дальнего света.
8. Водитель и все пассажиры должны быть пристёгнуты ремнями безопасности.
9. Водителю запрещено пользоваться во время движения телефоном (если он не оборудован техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук).
И всё это – требования Правил! Их надо знать и выполнять! И это — самый простой режим движения!
Ситуация усложнится, как только вы начнёте маневрировать (перестраиваться, обгонять, поворачивать, разворачиваться и т.д.). Или, скажем, будете проезжать какое-либо пересечение. А пересечения на вашем пути будут встречаться постоянно. Это и пешеходные переходы, и трамвайные пути, и выезды из прилегающих территорий, и железнодорожные переезды, и, конечно же, перекрёстки.
И на каждом пересечении Правилами установлен свой (особый!) режим движения!
Более того, и дороги могут быть разные – двухполосные, трехполосные, многополосные, с двухсторонним движением, с односторонним движением, с разделительной полосой, без разделительной полосы, с трамвайными путями, без трамвайных путей.
И на каждой из них тоже свой (особый!) режим движения.
А ещё есть дороги в населённом пункте и дороги вне населённого пункта, автомагистрали, дороги для автомобилей, дороги с полосой для маршрутных транспортных средств, а также дороги с реверсивным движением.
И везде — свой (особый!) режим движения.
А ещё есть остановки маршрутных транспортных средств, тоннели, мосты, а также прилегающие территории и жилые зоны.
И везде тоже свой (особый) режим движения!
Неудивительно, что в Правилах 53 специальных термина, свыше 300 дорожных знаков, 40 видов дорожной разметки и более 300 требований к участникам дорожного движения Запомнить это (всё и сразу) трудно. Поэтому мы пойдём другим путём. Мы попытаемся раскрыть логику каждого ограничения, содержащегося в Правилах. Тогда вам не нужно ничего запоминать, вы просто будете знать Правила дорожного движения.
А начнём мы с терминов, которые могут нам встретиться в тексте Правил. Согласитесь, что принципиально важно с самого начала чётко определиться, что именно кроется, например, за термином «Обгон», чем отличается «Остановка» от «Стоянки» или, скажем, что такое «Недостаточная видимость». В Правилах термины приведены в алфавитном порядке, мы же будем знакомиться с терминами, подчиняясь не алфавиту, а логике подачи материала.
И ещё. Здесь мы не будем вести речь подряд обо всех терминах. Я вправе рассчитывать, что вы в состоянии самостоятельно разобраться с тем, кто такой «Велосипедист» или кто такой «Регулировщик», или чем отличается «Пешеход» от «Пассажира», в Правилах (в Разделе 1) эти термины раскрыты чётко и понятно. Здесь мы поговорим только о тех терминах, которые действительно требуют комментария.
Что такое «транспортное средство», и какие они бывают. Категории транспортных средств.
Правила. Раздел 1. «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
То есть получается, что ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО – это всё, что угодно, если оно может перевозить людей, или перевозить грузы, или перевозить самоё себя (вместе с установленным на нём оборудованием).
Транспортные средства бывают рельсовые и безрельсовые.
Рельсовые транспортные средства – это трамвай, метро, поезд. Всё остальное – безрельсовые транспортные средства. Метро изолировано от прочего городского движения, и с ним мы не пересекаемся. А вот пересечения с трамвайными и железнодорожными путями попадаются чаще, чем хотелось бы.
Рельсовые транспортные средства ограничены в маневрировании, обладают повышенной массой и, как следствие, большим тормозным путём. Да и вообще, им резкое торможение противопоказано — и с рельсов могут сойти, и пассажиры могут пострадать. Логично, что Правилами строго регламентировано поведение участников дорожного движения на железнодорожных переездах и вблизи них.
Да и трамваям Правила во многих случаях предоставляют преимущество в движении, с чем мы и познакомимся в недалёком будущем.
Безрельсовые транспортные средства могут быть механическими и немеханическими.
Немеханическое транспортное средство приводится в движение с помощью мускульной энергии (человека или животного).
К немеханическим транспортным средствам Правила относят гужевую повозку и велосипед (если он не оснащён двигателем), а человека, управляющего таким транспортным средством, Правила считают водителем.
А вот уже ролики и самокаты Правила не считают транспортными средствами, и человека, катающегося на них, не называют водителем. По Правилам – это пешеходы.
Правила. Раздел 1. «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Следует иметь в виду, что водители немеханических транспортных средств – полноправные участники дорожного движения. Правила разрешили им использовать для движения дороги общего пользования со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Правила. Раздел 1. «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Перечень механических транспортных средств обширен. Это и мопеды, и мотоциклы, и квадроциклы, и легковые автомобили, и грузовые автомобили, и автобусы, и троллейбусы, и тракторы, и самоходные шасси, и автокраны, и бульдозеры, и экскаваторы, и так далее, и так далее. Словом, механическое транспортное средство – это любая самоходная машина, если только она предназначена для перевозки людей и грузов (или для перевозки оборудования, установленного на нём).
Очевидно, что для управления мотоциклом нужны одни навыки, а для управления автомобилем совсем другие. Очевидно, что человек, уверенно управляющий легковым автомобилем, вряд ли будет чувствовать себя уверенно в кабине КамАЗа, и уж совсем растеряется, если его посадить за руль автопоезда (грузовой тягач с прицепом, а то и с двумя).
Логично, что все механические транспортные средства, по навыкам управления ими, разбиты на отдельные категории. Категории транспортных средств, которыми водителю разрешается управлять, указываются в его водительском удостоверении. Чтобы получить допуск к управлению той или иной категорией транспортных средств, необходимо пройти курс специальной подготовки.
Классификация транспортных средств, принятая в России с ноября 2013 года.
Но для тех, кто готовится управлять автомобилями категории «В», почти ничего не изменилось. По-прежнему разрешается управлять автомобилями с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн и числом сидячих мест не более 8-ми, не считая места водителя. Единственное изменение заключается в следующем – если вы сдавали экзамен в ГИБДД на автомобиле с автоматической коробкой передач, то и права вам выдадут с отметкой «АТ». А это означает, что вам разрешено управлять автомобилями только с АКПП. Если будете сдавать экзамен на механике, тогда всё, как и было – можете управлять любыми автомобилями категории «В».
Осталось только разобраться, где точно проходят границы между категориями транспортных средств.
Правила. Раздел 1. «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Получается, что по Правилам это велосипед, так как имеет три колеса и электродвигатель 0,25 кВт.
И если только на электротяге невозможно развить скорость более 25 км/ч, то и прав никаких не требуется. Катайтесь себе в удовольствие безо всяких прав.
Правила. Раздел 1. «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
Если ваш двух- или трехколесный «друг» оснащён двигателем более 0,25 кВт, то это уже не велосипед.
Но ещё и не мотоцикл (если мощность не превышает 4 кВт, а максимальная скорость не более 50 км/ч).
Чтобы безнаказанно кататься на мопеде, никакие регистрационные документы и номерные знаки не требуются, но нужны права категории «М».
Правила. Раздел 1. «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
То есть по Правилам, чтобы назваться мотоциклом совершенно не важно, сколько у тебя колёс (два, три или четыре), основной отличительный признак – это масса в снаряжённом состоянии! И если эта масса не более 400 кг, значит ты – мотоцикл.
А масса в снаряжённом состоянии это вот что – это масса транспортного средства полностью готового к эксплуатации. То есть со всеми необходимыми для эксплуатации принадлежностями (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки), со всеми необходимыми эксплуатационными расходными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость), полным баком топлива, но без пассажиров и груза.
Ученик. Это что же получается, если сделать автомобиль, у которого масса в снаряженном состоянии не превышает 400 кг, то управлять им можно с правами мотоциклиста?
Учитель. Да, совершенно верно – управлять им можно (и нужно!) с правами категории «А». В противном случае при первой же проверке на дороге Вас отстранят от управления, а транспортное средство будет задержано и помещено на штрафстоянку.
Ученик. На каком основании?
Учитель. На основании части 1 статьи 12.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях: «Управление транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов, предусмотренных пунктом 2.1.1 ПДД».
А пункт 2.1.1 это вот что:
Правила. Раздел 2. Пункт 2.1.1. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Итак, если механическое ТС в полностью снаряжённом состоянии весит не более 400 кг — это мотоцикл, а если более 400 кг, это уже транспортное средство категории «В». То есть отсюда категория «В» начинается, а где она заканчивается? Где верхняя граница? А вот верхнюю границу Правила провели уже не по снаряженному состоянию, а по разрешённой максимальной массе.
Правила. Раздел 1. «Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
Как видим, теперь речь идёт не просто о снаряжённом транспортном средстве, но о снаряжённом транспортном средстве вместе с водителем, со всеми пассажирами и со всем их багажом.
Фактическая масса автомобиля в процессе эксплуатации может быть различной (то есть пассажиры, то их нет, то есть груз, то нет), но во всех случаях фактическая масса не должна превышать величину, установленную предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
Разрешённая максимальная масса на то и МАКСИМАЛЬНО РАЗРЕШЁННАЯ, что переступать её нельзя!
В противном случае завод-изготовитель ничего вам не гарантирует – ни управляемость, ни надёжность.
Иначе говоря, разрешённая максимальная масса это предел, граница, цифра, которая в обязательном порядке указывается в инструкции по эксплуатации каждого автомобиля, и каждый водитель обязан знать и помнить эту цифру.
Итак, любое механическое ТС, которое в снаряжённом состоянии весит чуть более 400 кг, но при этом с водителем, пассажирами и грузом ему разрешено весить не более 3,5 тонн (то есть разрешённая максимальная масса которого не превышает 3, 5 т) – это есть транспортное средство категории «В».
Но это ещё не всё! Если даже эти два условия выполнены, но число сидячих мест для пассажиров более 8-ми, то это уже автобус, и для управления таким транспортным средством требуются права категории «D».
И это ещё не всё! Правила разрешают владельцам транспортных средств категории «В» ездить с прицепом, но только при условии, что это небольшой прицеп. А прицеп – это тоже транспортное средство (только без двигателя), и у него тоже есть своя разрешённая максимальная масса. Так вот, если разрешённая максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, можете смело с ним ездить. Если превышает, тогда прав категории «В» недостаточно, необходимо к категории «В» еще и добавить категорию «Е».
Грузовые автомобили отличаются от легковых, прежде всего, своим назначением.
Если легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров и багажа, то грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов. При этом к грузовым автомобилям относятся и пикапы – маленькие грузовички, по весу и габаритам уступающие даже некоторым легковым автомобилям, и карьерные самосвалы – истинные гиганты, у которых одни только колёса выше человеческого роста.
В результате деления на категории небольшие грузовики (с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т) оказались в одной компании с легковыми автомобилями, а большие грузовики (с разрешённой максимальной массой более 3,5 т) заняли свою обособленную нишу – категорию «С». И это правильно, ибо по навыкам управления небольшие грузовики гораздо ближе к легковым авто, нежели к своим большим собратьям.
Отдельного разговора заслуживают маршрутные транспортные средства.
Маршрутные транспортные средства – это автобусы, троллейбусы и трамваи. Но не все, а только те, которые предназначены для перевозки людей, двигаются по строго установленному маршруту, останавливаются только для посадки-высадки пассажиров и только в местах обозначенных остановок. Для водителей маршрутных транспортных средств дорога – это их рабочий цех. Понятно, что Правила должны содержать требования, дающие им некоторые преимущества.
В своё время мы познакомимся с содержанием Раздела 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств», а пока отметим только следующее — участники дорожного движения должны понимать, что маршрутные транспортные средства могут отступать от требования Правил. Вам на «кирпич» нельзя, а у него здесь проложен маршрут, и он, конечно, поедет. Вам здесь запрещена остановка, а у него как раз здесь специально обозначенное место для посадки и высадки пассажиров, и он, конечно же, остановится, не взирая ни на какие знаки.
Правила. Раздел 1. «Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
На сегодня все. Пишите, комментируйте, будем обсуждать))
Продолжение следует
Переход к >
Фактическая масса автомобиля что это
Транспортные средства колесные
Технические требования и методы определения
Wheeled vehicles. Masses and dimensions. Technical requirements and determination methods
Дата введения 2018-02-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. N 548-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33987-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 буксируемая масса: Масса, соответствующая суммарной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность осью (осями) прицепа с дышлом или полуприцепа с опорной тележкой, или прицепа с центральной осью или полуприцепа, находящихся в соединении с тягачом.
3.2 выдвижная ось: Ось транспортного средства, которая может с помощью устройства разгрузки оси быть поднята над опорной поверхностью в соответствии с 3.44.
3.4 группа осей: Оси, входящие в тележку.
3.6 добавочная масса: Применимая для транспортных средств категорий М и L разность между технически допустимой максимальной массой транспортного средства и суммой массы транспортного средства в снаряженном состоянии и массы стандартной загрузки.
3.7 завершенное транспортное средство: Транспортное средство, представляющее последнюю стадию процесса многоэтапного изготовления.
3.8 комплектное транспортное средство: Любое транспортное средство, которое изготавливается за один этап, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением.
3.9 максимальная допустимая масса (нагрузка): Назначенная изготовителем предельная величина массы, нагрузки на ось (или группы осей), буксируемой массы или массы автопоезда конкретных груженых транспортных средств находящихся в пределах одного типа и модификаций и отражающая конструктивные особенности конкретных транспортных средств.
3.10 масса стандартной загрузки: Применимая для транспортных средств категорий М и L масса, соответствующая произведению значения 75 кг на число мест для сидения, включая складные (откидные) сиденья, указанная изготовителем, при этом в число мест для сидения транспортных средств категории М не включается место водителя.
3.11 масса сцепного устройства: Масса самого сцепного устройства и деталей его крепления, указанная изготовителем.
3.12 масса транспортного средства в ненагруженном состоянии: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии за вычетом: массы топлива, массы дополнительного оборудования, принадлежностей и инструмента, не являющихся необходимыми для нормальной эксплуатации транспортного средства в соответствии с условиями, установленными изготовителем.
3.13 масса транспортного средства в снаряженном состоянии: Масса транспортного средства, включающая массу 100% масел, охлаждающей жидкости и других жидкостей (за исключением использованной воды в автомобилях-домах и прицепах-домах), массу не менее 90% топлива, массу водителя (75 кг), массу кузова, кабины, сцепного устройства, запасного колеса, инструментов, в случае, если они устанавливаются/предусмотрены изготовителем.
3.14 механическое транспортное средство: Любое самоходное транспортное средство.
3.15 модификация: Транспортные средства в рамках одного типа, не отличающиеся друг от друга в существенных аспектах, указанных в приложении А (А.2).
3.16 неделимый груз: Груз, который не может быть разделен на две или более части без чрезмерных затрат или риска повреждения, исходя из целей перевозки по дорогам общего пользования, и который в силу своих массы и габаритов не может быть перевезен транспортным средством, масса которого соответствует разрешенной максимальной массе, и габариты которого соответствуют предельным значениям, приведенным в 4.1.
3.17 незавершенное транспортное средство: Любое транспортное средство, которому требуется хотя бы один дополнительный этап (осуществляемый иным, чем на первом этапе, изготовителем) до завершения его изготовления.
3.18 опорная тележка полуприцепа: Прицеп с центральной осью, оснащенный опорно-сцепным устройством.
3.19 пневматическая подвеска: Подвеска, в которой не менее 75% ее упругого действия обеспечивается пневматическими упругими элементами.
3.20 подвеска, считающаяся эквивалентной пневматической подвеске: Система подвески оси или группы осей транспортного средства, которая удовлетворяет требованиям, приведенным в приложении Б.
3.21 полуприцеп: Буксируемое транспортное средство, которое предназначено для соединения с седельным тягачом (или с опорной тележкой полуприцепа) и передает на опорно-сцепное устройство тягача (или на опорную тележку полуприцепа) значительную вертикальную нагрузку.
3.22 прицеп: Несамоходное транспортное средство, сконструированное и предназначенное для буксирования его механическим транспортным средством.
3.23 прицеп-дом: Транспортное средство специального назначения категории О, сконструированное так, что оно включает жилое пространство с соответствующим оборудованием.
3.24 прицеп с дышлом: Буксируемое транспортное средство, имеющее, по крайней мере, две оси, из которых, по крайней мере, одна ось управляемая, оснащенное буксирным устройством (дышлом), которое имеет возможность вертикального по отношению к тягачу перемещения и не передает на тягач сколько-нибудь значительную вертикальную нагрузку (не более 100 даН).
3.25 прицеп с центральной осью: Прицеп с жестким дышлом, имеющий ось (оси), расположенную(ые) в непосредственной близости от центра тяжести транспортного средства (при условии его равномерной загрузки) так, что лишь незначительная вертикальная нагрузка, не превышающая 10% от нагрузки, соответствующей максимальной массе прицепа, или нагрузка 1000 даН (в зависимости от того, какая из них меньше) передается на буксирующее транспортное средство.
3.26 разгружаемая ось: Ось, нагрузка на которую может изменяться без отрыва оси от опорной поверхности с помощью устройства разгрузки оси в соответствии с 3.44.
3.27 размеры транспортного средства: Размеры транспортного средства, обусловленные его конструкцией и устанавливаемые изготовителем транспортного средства.