Фактчекинг что это такое простыми

Фактчекинг: зачем проверять факты и как это делать?

Что вы делаете перед тем, как создать описание к продукту на лендинге, запостить пост в блог или разместить новость на сайте? Вероятно, вы просматриваете текст в поиске опечаток или отправляете редактору на проверку, а затем публикуете или отправляете заказчику. Но проверяете ли вы информацию, чтобы обеспечить ее достоверность и точность?

Если нет, то пришло время начать это делать.

Содержание

Что такое фактчекинг?

Фактчекинг (от англ. «проверка фактов») — это процесс проверки фактических данных, встречающихся в тексте и не являющихся вымышленными, для определения их достоверности и правильности. Проверка фактов может проводиться как до, так и после публикации и распространения текста.

Предварительная проверка фактов осуществляется до публикации и заключается в устранении опечаток, неточностей, спорных данных. Эта процедура помогает избежать серьезных проблем в будущем, например, судебных разбирательств. Проверка фактов после публикации приводит к публикации дополнительного материала с указанием неточностей или опровержения неверных данных.

Исследования влияния фактчекинга ведутся относительно недавно. Однако полученные результаты показывают, что проверка фактов действительно способна помочь избежать распространения неверных представлений в обществе.

Фактчекинг что это такое простыми

По всему миру действует более 100 независимых организаций, осуществляющих проверку фактов. The Reporters` Lab из Университета Дьюка в США ведет их учет, используя следующие критерии для внесения той или иной организации в свой список:

Есть несколько книг, посвященных фактчекингу. Так, Сара Харрисон Смит (Sarah Harrison Smith), возглавляющая отдел проверки фактов в The New York Times, написала книгу «Библия фактов: как представить их правильно» («The Fact Checker`s Bible: A Guide to Getting It Right»), представляющей собой практическое руководство по фактчекингу.

Джим Файнгал (Jim Fingal) в соавторстве с Джоном Д`Агата (Jonh D`Agata) опубликовали книгу «Цикл жизни факта» («The Lifespan of a Fact»), также посвященную искусству проверки фактов.

Кризис доверия

Сегодня фактчекинг важен как никогда раньше. Кризис доверия потребителей, вызванный отчасти экономическим кризисом 2008 года, недоверием к политикам и корпорациям и огромным объемом информации, доступной в интернете, сейчас в самом разгаре.

Потребители скептически относятся к любому бизнесу и, выбирая, куда потратить деньги, скорее отдадут предпочтение компании, чье предложение честное, прозрачное и целостное. Даже несколько неточных фактов может стать причиной недоверия. И наоборот, вы сможете выстроить доверительные отношения, предоставляя достоверную информацию. Это будет выделять вас на рынке.

Фактчекинг что это такое простыми

Что может пойти не так?

Итак, вы хотите включить несколько фактов в свой текст, но вам необходимо их проверить. Как, собственно, происходит фактчекинг? Вы уже провели исследование, чтобы написать статью или опубликовать материал на посадочной странице, так что проверить несколько фактов — несложное дело.

Однако в этом процессе кое-что может пойти не так, а именно:

Фактчекинг что это такое простыми

Простые действия для лучшего фактчекинга

Процесс проверки прост: дважды проверьте факты, цифры, данные и статистику в своем тексте, чтобы убедиться, что они точны. Но если вы хотите быть основательными и предотвратить большую часть потенциальных проблем до их возникновения, выполните следующие действия:

Фактчекинг что это такое простыми

Уменьшение риска

Даже при самой тщательной проверке фактов иногда можно пропустить маленькую деталь. Но есть стратегии, которые позволят снизить риск потерять лицо перед вашими клиентами:

Фактчекинг что это такое простыми

Вы не обязаны быть идеальным, но должны сделать все, что в ваших силах, чтобы предоставить лучшую информацию своей аудитории. Если вы будете последовательны в этом, вам удастся вызвать доверие к бренду и избежать возможных проблем с рекламой.

Источник

Инструкция по фактчекингу: завоевываем доверие аудитории

В статье копирайтер делится правилами выбора источников для создания контента, простыми инструментами для проверки фактов. Статья поможет тем, кто ценит доверие аудитории, думает о качестве текстов в сети.

Статью/пост украшают факты, статистика и отсутствие ошибок. Жонглирование, пренебрежение фактами может стоить бренду или блогеру доверия аудитории.

На Западе аудитория требовательна, в США получить «cancelled» можно и за небольшую оплошность. Бренды могут радоваться лояльности российских покупателей. Но и у нас ценят внимательность и честность компании.

– Как вызывать больше доверия текстами?

– А ты слышал про фактчекинг?

Фактчекинг – старый добрый инструмент журналиста. Современный копирайтинг сблизился с журналистикой. Теперь mauvais ton писать: «Покупайте у нас, мы №1». Нужно рассказать о продукте, компании так, чтобы покупатель сам понял, кто №1. И только потом ненавязчиво предложить купить.

Для работы с информацией копирайтинг позаимствовал некоторые инструменты журналистики. Например, фактчекинг – проверка фактов (с английского fact checking).

Профессиональный копирайтер тщательно работает с данными: этому он учился, за это получает деньги. Если вы пока не работаете с копирайтером, то можете самостоятельно провести фактчекинг.

Чем потом перепроверять и переделывать, сразу работайте с проверенным источником. Им может быть:

Для копирайтера первоисточником может быть специалист, сотрудник компании, клиент. Главное, чтобы человек ответил лично на вопросы. Человек может поделиться как фактами, так и мнением – это лучше отразить в тексте.

Не работайте с анонимом. Учитывайте личные выгоды и интересы

Хорошо: профессор МГУ

Плохо: аспирант неаккредитованного университета

Плохо: No name сайт с непонятными доменом

Ищите документы, акты органов, судов, техническую документацию на официальных порталах государственных органов, в Консультанте, Гаранте.

Хорошо: самому посетить конференцию, мероприятие и написать об этом

Плохо: спросить у соседу, брат которого знал человека, который знал, того, кто там был

Есть умные люди, которые уже обработали информацию. Но доверять можно не всем.

Ищите информацию в научных статьях, книгах, которые получили рецензию (специалисты сферы подтвердили качество работы). Поищите в Google Scholar, в этой поисковой системе удобно искать тексты рецензируемых научных издательств.

Наличие рецензии хорошо, но необязательно. Есть полезные данные в базах известных университетов и научно-исследовательских центров, как Harvard, Oxford, Yale, французская бизнес-школа Insead, национальный исследовательский университет ВШЭ.

В сервисе ScienceDaily можно найти релизы научных новостей, исследований.

Можно брать информацию из авторитетных новостных изданий: Коммерсантъ, Ведомости, Forbes, РБК, The Economist, TASS. Но помните: издания имеют свой взгляд на происходящее.

Ознакомьтесь с исследованиями рынков и маркетинговыми анализами на сервисах: Euromonitor, Nielsen.

Искать информацию в интернете удобно, но легко попасть на сомнительный сайт.

Есть CRAP test – гайд для проверки веб-ресурсов. Информация на сайте должна обновляться, быть актуальной, надежной. Автор должен давать ссылки на источники. Также учитывайте причины, по которым опубликован материал: продать/ научить/ вызвать ажиотаж.

Сервисы DomainTools, WHOIS, SimularWeb помогут получить данные о любом сайте. Время регистрации, информацию о смене домена и другую информацию, чтобы вы решили: доверять или нет.

Такие факты, как Земля – третья планета Солнечной системы, можно не подкреплять доказательствами. Их и так все знают.

Научных исследований на русском языке почти нет. И большинство компаний делают релизы на английском. Зайдите в Google и переведите поиск на английский язык. Практика показывает: на русскоязычном пространстве меньше оригинального контента.

Работайте с несколькими источниками, около 3-5. Берите их из разных сервисов, медиа, чтобы увидеть разные подходы. Также лучше работать с несколькими специалистами, экспертами, очевидцами. Будет хорошо, если вы изучите разные точки зрения.

Разобраться за день в теме, в которой специалисты разбираются годам, сложновато. Найдите человека, который уже сделал это, и попросите проверить текст, прокомментировать. Найти профессионала любой сферы можно на Pressfeed, Deadline.Media.

Воспользуйтесь антиплагиатом, как text.ru, Advego. Сервис покажет, был ли скопирован материал и даст ссылки на оригинальный текст.

В соцсетях можно найти любую информацию. Есть расширение для Chrome Storyful Multisearch. Вводите ключевое слово — открывается множество вкладок с результатами поиска по популярным соцсетям. Конечно, социальные сети переполнены фейками, непроверенной информацией. Но там можно найти людей, специалистов, цитаты, описания событий.

По данным Facebook, около 2-3% аккаунтов — фейковые, то есть 60 миллионов человек. Поэтому анализируйте страницу человека, а еще лучше возьмите номер телефона и позвоните. Или созвонитесь по видеосвязи.

Но и их нужно проверять. Сервисы Google Image Search или TinEye. показывают, загружали ли изображения в сеть раньше, кто это делал.

Сервис FotoForensics определит, есть ли изменения на фото.

Для видео есть инструмент от YouTube Data Viewer, он сам генерирует кадры из ролика и ищет в Google Image Search как самостоятельное фото.

Это одновременно самый простой и сложный момент: вы проверяете только себя. Делать грамматические, орфографические и другие глупые ошибки плохо. Но ужасно делать ошибки в цифрах, датах.

Орфографию, грамматику можно проверить в программе LanguageTool. Но на 100% от ошибок сервис не убережет – проверяйте самостоятельно, читайте вслух на несколько раз.

Проверьте должности, расшифровку инициалов. Уточните мужчина или женщина, чтобы никого не обидеть.

Убедитесь, что все адреса электронной почты, номера телефонов и другая информация, которую предоставляете, верны.

Не очень приятно прочитать отзыв: «Пришел по адресу на сайте, а там другая компания».

Хорошую статью будут читать и через месяц, и через год. Часто в старых статьях переходишь по ссылкам и видишь 404/NOT FOUND. Старайтесь время от времени проверять ссылки. Они могут не только не работать, но и потерять актуальность.

Даже самый надежный источник устаревает. Особенно техническая и медицинская информация. Чем новее источник, тем лучше.

Впарить что-либо покупателем в 2020 сложно. Даже аудитория в России ждет честности, открытости, заботы о клиентах.

Фактчекинг – инструмент, который поможет давать полезную информацию, без воды, преувеличения, fake news. А значит выстроить долгие доверительные отношения с клиентами, выделиться среди конкурентов.

Работа над каждым текстом – маленькое расследование. Здорово, если вы готовы собирать, анализировать информацию, изучать инструменты проверки. Труд окупится доверием аудитории. Но если нет, можно обратиться к копирайтеру (коммерческому автору).

Источник

Проверка фактов: принципы и инструменты фактчекинга

Почему необходима проверка фактов? Как выполнить фактчекинг? К каким последствиям приводят фактоиды?

Фактчекинг — проверка фактов, представленных на сайте или в печатном издании. Берет начало этот метод в журналистике, но сегодня он распространяется и на другие сферы — копирайтинг и контент-маркетинг в целом. Так зачем же под лупой изучать собственные тексты, если общий посыл верен?

Для чего нужен фактчекинг

Автор или редактор должен проверять информацию в текстах, видео и картинках. Так поступает тот, кому важно не только качество подачи информации, но и доверие посетителей сайта и профессиональная репутация. Если люди обнаружат, что им солгали, ресурсу, на котором выложена эта статья, даже если это просто интернет-магазин, будут доверять меньше. А в СМИ фейковая новость часто приводит к полной потере репутации. В России подобная тенденция проверки новостей и информации только начала развиваться, поэтому последствия лжи не такие ужасные, однако перспективы для любителей «приукрасить» не радужные.

Фактчекинг: как провести проверку фактов

ШАГ 1: Найдите первоисточник

Брать информацию из третьих-десятых рук — неудачная идея. Помните детскую игру «Испорченный телефон»? Если получаете сведения из пересказа, некачественного рерайта оригинала, велика вероятность искажения или недостоверности. Что считается первоисточником?

Человек. Сотрудник, ученый, участник событий, очевидец. Он выскажет экспертное мнение, даст правдивую историю.

Опытные журналисты советуют не брать информацию у анонимов, но и они признают, что иногда без этого не обойтись: например, когда ожидается скандальное интервью, а человек боится потерять работу.

Для статей о товарах и услугах подобная скрытность — редкость. У копирайтеров и редакторов есть возможность уточнять тонкости производства и бизнес-процессов напрямую у заказчиков. Приглашая стороннего эксперта, важно убедиться в подлинности его регалий.

Специалисты иногда ведут собственный блог. Загляните на страницу эксперта из нужной сферы, узнайте, что о нем говорят в профессиональных сообществах, посмотрите, как он общается с другими светилами в своей области.

Документы и издания. Аналитика, дипломы, судебные решения, техническая документация. Сведения в них легко проверить. Например, такими источниками могут быть «Росстат», Статитстика.ru, ВЦИОМ, Национальное агентство финансовых исследований, Аналитический центр Юрия Левады, нормативно-правовые акты, сайты научных изданий и т.д.

Записи. Счетчик, фото- или видеокамера — беспристрастные свидетели. Но при этом важно, чтобы они не подвергались изменениям. FotoForensics выявит возможный фотошоп, а Google image Search, Яндекс.Картинки и TinEye определит, были ли фото загружены в сеть раньше. YouTube Data Viewer предназначен для проверки видео.

ШАГ 2: Рассмотрите все точки зрения

Только хвалебные или только отрицательные оценки не позволят сформировать объективное мнение, определить сильные и слабые стороны события, товара, услуги или методики. Статья, написанная на основе такого материала, введет читателя в заблуждение, создав ложные ожидания, либо просто не вызовет доверия, покажется дилетантской.

Найдите экспертов в заданной теме, возьмите экспертный комментарий и добавьте в статью различные мнения. Для поиска экспертов может помочь ряд сервисов: Яндекс.Кью, Pressfeed, Deadline.media.

Научные данные можно проверить так: научные журналы, библиотека РАН, Антропогенез.ру, Кот Шредигера, Naked Science, N+1, PubMed, Google Scholar.

ШАГ 3: Используйте проверку через интернет-сервисы и базы данных

Сервисы для проверки подлинности сайтов, установки их владельцев, даты регистрации домена, регистратора и хостинга:

Проверьте компанию, организацию или физлицо, фигурирующие в вашем материале на официальных сайтах с судебными решениями, приставов, судебных актов и т.п.

Например, исторические данные можно проверить в Архиве министерства обороны. Так же есть платные сервисы, где можно проверить правдивость информации.

Проверка фактов: как определить фейк

Фактоид или фейк — это противоположность факта, вымысел. Он встречается где угодно: от «желтой» прессы до серьезных изданий. Но некоторые ресурсы (как в интернете, так и печатные) специализируются на создании фейков для развлечения. К ним относятся ИА Панорама, Экспресс-газета, FogNews, пранкеры (наример, журналист Томассо Дебенедетти). Парадокс в том, что перепечатка новостей из этих изданий встречается на ресурсах, позиционирующих себя как серьезные, заслуживающие доверия.

Перечислим признаки фейка (фактоида).

Отсутствие подтверждений. Первый шаг на пути к достоверной информации — вопрос «Действительно ли это так?». Например, статья о чудодейственных лечебных свойствах какого-то продукта без описания медицинских исследований — сомнительный источник.

Отсутствие логики текстов. Когда автор хочет убедить читателя в правильности своей позиции, он нередко давит на эмоции, забывая последовательность фактов и событий. В итоге текст может выглядеть следующим образом: «Преступники едят огурцы. Значит те, кто ест огурцы, преступники».

Анонимные авторитеты. «Психологи доказали», «Ученые открыли», «Топ-менеджеры ведущих компаний рекомендуют» без упоминания имен и брендов — зачастую обертка для непрофессиональных обобщений и упрощений.

Проверка фактов из мира науки

Если хотите привести данные из физики, медицины, психологии, будьте особенно внимательны: иногда научные издания только маскируются под таковые. На что в этом случае обращать внимание?

Слабый фактчекинг: глобальные последствия

Фейковая информация распространяется поразительно быстро. И есть много примеров слухов, вызвавших общественный переполох. Приведем пару примеров когда фейки использовались целенаправленно.

Смертельные эксперименты в Тбилиси

В 2018 году по российским телеканалам передавали, что в столице Грузии находится секретная база, на которой проводятся эксперименты на людях. Корреспонденты Би-би-си посетили здание, о котором говорилось в репортажах — и там, якобы, обнаружили лабораторию, созданную для борьбы с гепатитом С. Возможно, фейком была новость про секретную базу, но с другой стороны, Би-би-си запустили фейк, рассказав, что это лаборатория занимается гепатитом, чтобы «прикрыть» действительно имеющуюся военную химическую лабораторию США в Грузии. Ведь откуда-то берутся новые штаммы вирусов и чем-то занимаются 200 лабораторий США, финансируемые пентагоном, по заявлению Секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева.

Оружие массового уничтожения в Ираке

Это стало причиной, которой Колин Пауэлл, госсекретарь США, объяснил предупреждающую войну на Совете безопасности ООН. Но позже выяснилось, что иракский беженец Рафид Ахмед Алван придумал этот факт, чтобы спровоцировать Америку на ликвидацию режима Саддама Хусейна.

Это немногое из примеров пренебрежения фактчекингом. Но объединяет эти и другие случаи большие затраты денег, времени и человеческих ресурсов на последующую проверку и исправление ситуации.

Пренебрежение фактчекингом: последствия для бизнеса

Фейки, и даже добросовестно написанные статьи на их основе, могут быстро повысить просмотры ресурса. Но прежде чем публиковать сенсации без проверки или брать фактуру из первой попавшейся статьи, узнайте, к чему это приведет.

Недоверие

Изначальный источник фактоида неважен, да и правду мало кто ищет. Издание или канала, публикующий непроверенную информацию, лишается уважения аудитории. К этому же приводит и любой некачественный контент, публикуемый от имени компании.

Снижение стоимости организации

Яркий пример — публикация пресс-релиза об отставке финансового директора Vinci, строительной компании из Франции. В качестве причины указано завышение оценки организации. Акции предприятия сразу упали на 20%, что равно 7 млрд евро. Позже было раскрыто намеренное искажение информации, но потерянную прибыль не вернуть.

Опровержения

Если публикация с «ляпом» набрала много читателей и внимательных комментаторов, проводить фактчекинг и признавать ошибку также придется публично.

Судебные конфликты

Например, если найти цитату якобы эксперта в жёлтом издании и перепечатать ее у себя, может выясниться, что он ничего подобного не говорил и возмущен, что ему это приписывают. Ложные заявления, отсутствие проверки фактов также могут оказаться нарушением закона «О рекламе».

Фактчекинг гарантирует достоверность информации и укрепляет репутацию бизнеса и информационного ресурса, повышает доверие клиентов. Но присутствует и обратная сторона — необходимость тратить на проверку много времени и ресурсов, покопаться в большом количестве материалов для получения точных данных.

Фактчекинг — основной принцип создания качественного контента. Если вам нужны лучшие экспертные статьи по вашей тематике, закажите услугу контент-маркетинг в агентстве Exiterra.

PR-коммуникации: как компании выстраивать связи с общественностью

Цели, задачи и функции маркетинга для руководителя бизнеса

Источник

ФАКТЧЕКИНГ: 5 НАДЕЖНЫХ СПОСОБОВ ПРОВЕРИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Что такое «факт-чекинг»?

Понятие «фактчекинг» пришло в новые медиа из традиционной журналистики. Точнее из принципов работы редакции: редакционный фильтр – необходимое условие в технологии работы журналиста. Технология эта обусловлена этическими принципами: независимость, объективность, беспристрастность, точность. Благодаря соблюдению этих принципов появляется доверие аудитории и формируется репутация издания.

Факт – это подкрепленное надежными свидетельствами событие. У разных людей может быть разный взгляд на одно и то же событие, но с фактами не поспоришь. Именно поэтому факт должен быть не просто установлен, а проверен, перепроверен и «отлит в граните».

Потому искажение фактов – это преступление против объективности и точности. Хуже, если это сознательное преступление против независимости и беспристрастности. Совсем плохо, когда это умышленная манипулятивная конструкция.

Факты против фактоидов

В современных цифровых коммуникациях всё более актуальным становится понятие «фактоид». Это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, получает живую реакцию и оценку. А они, в свою очередь, влияют на картину мира и действия людей. Не так уж важна истина на самом деле, если эффект реален.

Это очень напоминает эпизод мультфильма про следователей-колобков, где злобный торговец животными Карбофос покупает у старьевщика фарфорового слона, получает на него справку, разбивает теперь уже ненужную побрякушку и изрекает: «Слон – плохой, справка – хороший!» После чего по этой справке проводит через границу живого слона. Простоватый пограничник тупо смотрит в справку, соотносит написанное в ней с тем, что видит, и пропускает животное через границу.

Также и люди в массе своей, следуя автоматизмам и стереотипам, доверяют форме, не воспринимая критически суть. Есть справка – проходите. По телевизору сказали – значит правда. Журналисты врать не будут! Даже если в кадре ведущий популярного ток-шоу, а не журналист в полном смысле слова.

Таким же образом происходит актуализация и легализация разных явлений и событий. Неосознанно или расчетливо их встраивают в виде «подтвержденных» фактов в информационную картину, в итоге искажая всё полотно. Этим приёмом активно пользуются пропагандисты, кибербойцы, сетевые тролли и прочие манипуляторы всех мастей.

Критический подход

Чтобы овладеть искусством фактчекинга, нужно освоить и придерживаться следующих базовых правил:

Ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников

Это правило уже давно взяли на вооружение все качественные редакции. Добраться до первоисточника – профессиональное требование для серьезного и ответственного журналиста.

Источник – это человек, от которого исходит первоначальное высказывание или действие. Это тот самый первоисточник, «альфа и омега» факта. Также источником может быть человек, который участвовал в событиях (очевидец) или близко знакомый с первоисточником.

Фактчекинг что это такое простыми

Ещё лучше, если источник неодушевлен и является средством фиксации. Тогда он избавлен от личностных оценок, предпочтений и застрахован от ментальных ошибок. Это может быть любое устройство – от термометра за окном до видеорегистратора в машине. Но здесь также понадобится профессиональное сомнение фактчекера: проверить надежность показаний прибора и установить, не было ли стороннего вмешательства или искажающего воздействия внешней среды.

Никогда не бывает лишним проверить информацию из разных источников, взять комментарии экспертов и людей в теме. Но нужно отделять источник от комментария, в том числе для лучшего понимания контекста читателями. Если кто-то с умным видом рассуждает по формуле «не читал, но осуждаю», он не может быть источником. Такие высказывания могут дополнить и обогатить материал деталями и смыслами. Главное не забывать, что это «вишенки на торте», «бантики», украшения, которые не могут заменить твердый скелет фактуры и свидетельств реальных источников.

Спросите противоположную сторону

Из первого правила логично вытекает второе: сколько бы источников вы ни опросили, если все они придерживаются одной позиции, находятся в одном лагере, то ваш материал теряет в объективности. Если пообщаться с сотней приверженцев какой-либо закрытой секты, то вы увидите благостную картину и единодушие. Здесь количество не работает на качество и объективность.

В любой ситуации, как минимум, есть две стороны, два полюса. Нужно хотя бы попытаться связаться со всеми участниками и заинтересованными сторонами, вовлеченными в событие. Очень часто журналисты игнорируют этот старый-добрый принцип, который спасает от досадных проколов или даже позора.

Фактчекинг что это такое простыми

Свежий пример произошел с журналом Rolling Stone, который был вынужден удалить свой же резонансный материал об изнасиловании студентки в кампусе университета Вирджинии. Повторное расследование этой резонансной истории показало, что журналистка банально не проверила факты по другим источникам. В том числе, не связалась не только с противоположной, обвиняемой стороны, но даже с друзьями жертвы, которые, якобы, ей помогали в беде.

При этом, с точки зрения внимания аудитории, материал о групповом сексуальном насилии над молодой студенткой вызвал небывалый отклик: собрал почти 3 миллиона просмотров и стал самым популярным текстом не о знаменитости в журнале Rolling Stone. Конечно, вряд ли это был преднамеренный ход со стороны издания – сознательно пропустить дезинформацию, собрать сливки внимания аудитории, а потом опубликовать повторное расследование (и еще раз собрать читателей и разжечь дискуссию). Но в эпоху безжалостный борьбы за внимание публики этот случай может послужить дурным примером для беспринципных изданий.

Важно, что на нестыковки и ошибки материала указали как коллеги по цеху (в частности, журналисты The Washington Post), так и читатели, среди которых оказались, в том числе, и студенты «злополучного» кампуса.

Учитесь распознавать фейки

Следующий необходимый навык – учиться распознавать фейки. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Под фейками надо понимать не только осознанные подделки и симуляции. Это еще и небрежность, опечатки и технические ошибки. Которые, уходя в массовое сознание, становятся ложной реальностью. Поэтому так важно проверять написание имён, профессий и званий упомянутых людей, сверять даты, названия, адреса и прочее.

Фейк может быть целенаправленным замыслом и служить развлечением публики. Мы не будем рассматривать откровенных видеопранкеров или социальные эксперименты, которые в открытую выкладывают результаты своих опытов. Но очень интересен феномен псевдоновостных и квазижурналистских проектов.

В формате мокьюментари работает американский комик Саша Барон Коэн, который создал образ якобы казахского журналиста Бората Сагдиева. С этим персонажем существует как полнометражный фильм, так и множество коротких сюжетов. К слову сказать, у этого же артиста есть ещё образ фешн-журналиста Бруно. В России удачный мокьюментари-проект «Россия. Полное затмение» сделал Андрей Лошак.

В России развлекательными квази-новостями и псевдожурналистикой занимаются «HOBOSTI» и уже закрытый на данный момент проект «Реутов-Тв». Более завуалированно развлекаются SMIXER, агентство АЛЬТЕРФАКС и РИА Fognews. «Новости» последнего сайта нередко попадали в серьезные журналистские медиа, чем изрядно веселили публику и огорчали клюнувшие на фейки редакции.

Регулярным обзором такого рода фейковых новостей, например, занимается TJournal – материалы доступны по тегам #фейлыСМИ и #фейки.

Помните: точность фактов важнее сенсации

Эмоции – опасный враг фактчекера (отметим в скобках, что при этом они часто лучший друг журналиста). В нашей работе часто присутствует соблазн поддаться общему настроению и выдать желаемое за действительное, идя на поводу «сенсаций». Некоторые медиа с удовольствием выпускают фактоиды, ведь они популярны у аудитории. Рядом с эмоциями часто идёт небрежность, желание побыстрее и первым поведать миру громкую новость. Здесь часто кроется опасность опубликовать ложь.

Профессионалы советуют, например, давать срочные и непроверенные сообщения сначала в соцсетях, подчеркивая их сомнительность. Таким образом, выигрывая не только внимание аудитории, но и возможность с её же помощью проверить и уточнить информацию.

Фактчекинг что это такое простыми

Гораздо чаще люди сами поддерживают истерию, не пытаясь разобраться в ситуации, косвенно вынуждая медиа раскручивать маховик «горячей» новости. Не так давно министерство обороны Швеции искало русскую подлодку возле своих берегов, ссылаясь то на публикации в СМИ, то на размытые фотоснимки (в духе лох-несского чудовища), опять же, взятые из медиа. В итоге ничего не нашли и пришлось извиняться перед налогоплательщиками за растраты.

Но тема подлодок для шведов стала актуальной не на пустом месте. В 1980-х годах произошел инцидент, когда из-за аварии советская подлодка действительно оказалась буквально возле шведской военно-морской базы. С этого момента началась фобия на тему русских подлодок, которую охотно поддерживали и нагнетали местные СМИ. Так фантомы и страхи из прошлого питают «сенсации» настоящего, что даже может быть выгодно самим медиа и политикам. Но общество получает очередной повод для невроза и отвлекается от действительно насущных проблем.

Иногда абсурдные новости поставляет сама реальность. При этом новости абсолютно достоверны. В этом жанре работает, например, проект Breaking Mad. Некоторые новости отдают таким странным сюрреализмом, что даже критичный человек не сразу отличит реальную новость от вымышленной. Так, издание Meduza развивает формат публикации, где предлагает пройти тест и определить, что из новостей является, правдой, а что вымыслом. Например, тест «Молебен или нет?»

В распознании фейков помогут также интернет-сервисы. Существует простая проверка заголовка и части текста или цитат через поисковики (Яндекс, Google) и службы агрегации новостей (Яндекс.Новости). Картинки проверяются сервисами Google images или TinEye. Правда, после изменений графическим редактором системы могут и не найти первоисточник без искажений.

Для проверки фактов работают специализированные проекты и сервисы типа Storyful.com, FactCheck.org, PolitiFact.com или The Fact Checker, созданного редакцией Washington Post. К сожалению, они ориентированы в большей степени на англоязычную публику. Но есть и более универсальные инструменты. Сайт Mediakritika.by в статье «5 новых программ и приложений, которые помогают читателям проверять достоверность контента в сети» рекомендует также несколько полезных сервисов: Trooclick, Truth Goggles, Lazy Truth, Skeptive, Genius.

Используйте социальные сети осторожно

Социальные сети одновременно облегчают и усложняют работу журналистов и редакций. В идеале, по каждому факту, найденному в них, надо найти минимум два-три подтверждения (желательно с прямой речью).

В процессе фактчекнига необходимо также разделять информацию и сам источник. Точнее, проверять и то, и другое. Благодаря Интернету и социальным сетям всегда можно найти следы деятельности человека, связаться с родственниками и друзьями, опросить коллег и знакомых.

Фактчекинг что это такое простыми

Так, редактор The New York Times, Маргарет Салливан рекомендует мониторить Twitter, использовать сервисы типа Storyful, но при этом подчеркивает необходимость «старомодного двойного контроля и прозрачности». Другие редакции практикуют метод «открытой проверки», когда публикация новости (преимущественно в соцсетях) приведет к возникновению дискуссии, обсуждению, которое может приблизить к достоверному видению фактов.

В любом случае, фактчекинг – это не свод незыблемых правил. Это, прежде всего, ответственность, заинтересованность и неравнодушие проверяющего (фактчекера), понимание медиаландшафта плюс знание технологий и сервисов.

Бонус: рекомендации WAN-IFRA по
проверке источников и контента

3. Поищите его аккаунты в других социальных сетях.
Где еще в интернете встречается его имя? Используйте Spokeo, Pipl.com. WebMii и Linkedln — попытайтесь получить номер телефона, адрес и другую информацию.

4. Свяжитесь с человеком, который загрузил/опубликовал новость.
Это очень важно для проверки. Соберите дополнительную информацию и проверьте, есть ли какие-то требования к материалу, можно ли получить разрешение на использование информации.

6. Сверьте данные о местоположении.
Twitter, Facebook и другие платформы позволяют пользователям связывать свои посты с местом их географического пребывания. Это еще один признак, позволяющий определить, действительно ли находился человек там, где он говорит.

7. Используйте обратный поиск по изображениям.
Фото, которые, как утверждается, были сделаны совсем недавно, часто оказываются старыми. Используйте Google Reverse Image Search или TinEye и вы увидите, появлялось ли уже данное изображение в Интернете. Эта функция также работает и для миниатюрных видео – поисковик подскажет вам, где еще можно увидеть это онлайн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *