Фагот кларнет гобой что дальше
О музыкантах оркестра. Фагот.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
Продолжаем рассказ о деревянных духовых.
Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.
И вот, наконец, Фагот:
— Чем фагот лучше гобоя?
В переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров». Почему он так называется? Все просто. Первые фаготы, которые появились более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот больше всего похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Фагот считается достаточно подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем весьма не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем часто пользуются многие композиторы. Может фагот звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно и с ноткой страсти.
Есть даже такой анекдот:
— Чем фаготист отличается от бога?
— Бог не считает себя фаготистом.
По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых — беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука, либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре. Обычное дело для группы фаготов — дублирование струнных басов (виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность и связность.
Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Стаккато фагота отчётливое и острое, хорошо получаются скачки на октаву и более, а смена регистров практически незаметна.
И, как обычно, немножко интересных фактов:
— Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец правой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки нажимает на 4 клапана.
— Иногда партитура обязывает использование звука «ля» контроктавы. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, «си» бемоль теряется и звучит более низкий звук – «ля».
— Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.
— Стоимость фаготов может доходить до 30 000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.
Интересно, блин. Пишите ещё.
Я когда то оканчивал муз училище по классу фагота, сначала играл на совеццком «дубовом», потом на иностранном, но он был старый и потасканный, я даже марки не знаю, шильдики все стёрты были, Соноре какой-нибудь, такой был ещё один в училище, даже в оркестре губернаторском играл, были времена. А сейчас я программист, куда я скатился, во что превратился.
большой палец левой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки
О музыкантах оркестра. Скрипка.
А теперь о струнной группе инструментов.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.
Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Разрешите представить, его величество скрипка:
— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?
— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.
Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.
Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.
Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.
Ну и как обычно, немножко интересных фактов:
— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.
— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.
Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
И тут вступают духовые.
liudmila_leto все записи автора В Московской филармонии состоялось заседание Оргкомитета XVI Международного конкурса имени Чайковского(2019 г.). Сопредседатель оргкомитета смотра Валерий Гергиев рассказал о сенсационных нововведениях: к традиционным специальностям («фортепиано»,«скрипка», «виолончель»,«вокал») добавилась новая номинация — «духовые инструменты».
Подразделяться она будет на две группы, в каждой — одна золотая медаль.
«Деревянные духовые»(«флейта», «гобой», «кларнет», «фагот») поедут вместе с виолончелистами и вокалистами состязаться в Петербург, а «медные духовые»
(«труба», «валторна», «тромбон»,«туба») останутся вместе с пианистами и скрипачами в Москве.
«В партитурах Чайковского громадна роль духовых инструментов, и мы продумаем программу духовой специальности так, чтобы в ней присутствовали не только западные авторы,но и российские, не только симфонический, но и оперный, балетный репертуар», — отметил Валерий Гергиев.
«Платформа конкурса имени Чайковского — мировая, в прошлый раз интернет-трансляции смотрели в 186 странах. Мы и в этот раз постараемся привлечь телеканал Medici, доведем охват стран до 200, а это уже масштаб чемпионата мира по футболу
или Олимпиады. Излишне говорить,что конкурс Чайковского — наша святыня, — подвел итог маэстро Гергиев. — Мы ставим перед собой простые и ясные цели: он должен в очередной раз собрать лучшие творческие силы и молодые дарования и выявить имена,которые возглавят исполнительские силы своего поколения».
Первый конкурс имени Чайковского в 1958 году проводился по двум специальностям:«фортепиано» и «скрипка». Со второго конкурса (1962) введена специ-
альность «виолончель», с третьего (1966) — «вокал».
Деревянные духовые инструменты образуют вторую группу симфонического оркестра. В нее входят флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Их прообразом еще в Древнем мире были всякого рода свистульки, имеющие дырочки в деревянном или тростником корпусе. У современных инструментов вместо дырочек сложный клапанный механизм.
Вот как характеризует звучность флейты Н.А. Римский-Корсаков: “Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре”. Флейте не дано говорить о больших чувствах, но там, где дело касается картин природы, изображения фантастических образов, флейте нет равных. Ей прекрасно удается импровизировать птичьи голоса, журчание ручейка и даже шелест лесной травы, звук свирели.
Игривый характер звучания флейты прекрасно использовал И.С. Бах. Наверное, мало найдется людей, не слышавших хотя бы раз знаменитый финал его оркестровой сюиты Си минор (“Шутка”).
Особой любовью пользовалась флейта у русских композиторов.
Очень красиво звучит ансамбль из трех флейт. Его использовал П.И. Чайковский в балете “Щелкунчик” в изящном и хрупком танце пастушков.
В симфонических оркестровых сочинениях звук одной малой флейты способен прорезать звучание всех инструментов оркестра, играющих с максимальной силой.
Иногда гобою поручают “комические роли”. В сказке Прокофьева “Петя и волк” гобой в низком регистре изображает неуклюже переваливающуюся с боку на бок утку.
флаш=600,300,http://gb3.muz-color.ru/mp3/zfNPucSS53X/c0ec6f76776b9d8f876fa29173776578/u17c73e0d2e6b/Sergej_Prokofev_-_Petya_i_Volk_tema_Utki.mp3]
В русской музыке гобой часто изображает картины природы и сельского быта. Все композиторы, применявшие этот инструмент, учитывали мечтательный, поэтичный, пейзажный характер его тембра.
Благодаря особенностям своей конструкции гобой почти не меняет настройку. В оркестре именно он выполняет роль камертона. Когда музыканты оркестра собираются на эстраде, можно услышать, как гобоист играет ля первой октавы, а другие исполнители подстраивают свои инструменты.
Кларнет появился в составе симфонического оркестра на рубеже ХVIII и XIX веков. По внешнему виду он напоминает гобой, только вместо тонкой трости у него мундштук, похожий на птичий клюв. Кларнету доступно все: выразительное пение, виртуозные пассажи, скачки, тремоло. Игра на гобое требует от исполнителя сравнительно небольшого расхода воздуха.
Кларнету доступно плавное изменение силы звука от фортиссимо до нежнейшего пианиссимо, что почти недоступно другим инструментам этой группы.
В самых драматических, таинственных или роковых местах своих сочинений композиторы используют басовый кларнет. П.И. Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в “Пиковой даме” в момент, когда появляется призрак графини.
Фагот выполняет роль контрабаса среди деревянных духовых. Римский-Корсаков определял тембр этого инструмента как “старчески-насмешливый в мажоре и болезненно-грустный в миноре”.
Это самый большой из деревянных духовых инструментов. Его труба как бы сложена вдвое, а к верхней части инструмента еще крепится металлическая изогнутая трубка с тростью. Во время игры инструмент подвешивается на шнурке на шею исполнителя.
К деревянным духовым инструментам относится и семейство саксофонов. Некоторые полагают, что саксофон целиком джазовый инструмент. Это неверно. Его изобрел Адольф Сакс, по имени которого и назван инструмент. Он хотел создать инструмент, занимающий промежуточное положение между деревянными и медными духовыми инструментами. В составе оркестра саксофон появляется в середине XIX века. В симфонических партитурах саксофон появляется эпизодически, зато в XX веке он приобрел славу незаменимого участника эстрадных и джазовых оркестров. Для этого инструмента создана огромнейшая музыкальная литература.
Иногда саксофон используют как эксцентрический инструмент. Всем хорошо знакомо характерное “хохочущее” глиссандо саксофона.
Третью группу в оркестре образуют медные духовые инструменты. Сюда входят валторны, трубы, тромбоны и туба. Свое название группа получила по металлу, из которого изготовлены инструменты. Медные инструменты придают звучанию оркестра яркость, мощь, блеск, особенно в оркестровых тутти. Этим словом называется громкое исполнение музыки всем составом оркестра.
Валторна произошла от лесного рога. Это запечатлелось и в самом названии инструмента. Валторны в оркестре выступают на первый план там, где музыка навеяна картинами природы, лесов, полей, охоты или сельских праздников. Эта традиция прочно закреплена в классической музыке.
Валторн в оркестре четыре. Их квартет, звучащий мягко и как бы волшебно, можно услышать в “Вальсе цветов” из балета “Щелкунчик”.
У валторны теплый, задушевный тембр. Из всех медных это самый поэтичный инструмент.
Первым ввел натуральные трубы в оперный оркестр итальянский композитор К. Монтеверди. Для этих инструментов писали сложнейшие партии И.С. Бах, Г. Гендель, Г. Пёрсел. Высокий звук и характерное звучание натуральной трубы является как бы “визитной карточкой” оркестра того времени.
Труба была чисто фанфарным инструментом, она лишь “возвещала, провозглашала и призывала внимание”.
Но это далеко не единственная роль труб в симфоническом оркестре.
Разновидностью трубы является корнет-а-пистон. Его звук похож на трубу, но отличается особой задорностью, игривостью. Этот инструмент любил П.И. Чайковский. В балете “Лебединое озеро” корнет с блеском исполняет мелодию “Неаполитанского танца”.
Тромбон по силе и характеру звучания близок к трубе. Полная хроматическая гамма извлекается на этом инструменте при помощи подвижной кулисы. Тромбонов в оркестре три.
Тембр тромбона отличается суровостью и мужеством. Своеобразная “ревущая” окраска звучания хорошо сочетается с образами агрессии, злых сил, трагизма. В Увертюре к опере Вагнера “Тангейзер” три тромбона изображают шествие паломников как грозную поступь высших сил.
Первым ввел тромбон в оркестр Клаудио Монтеверди. Услышав, как трагично звучит ансамбль тромбонов, он использовал их для музыкальной характеристики подземного царства Аида в опере “Орфей”. Начиная с Глюка три тромбона стали обязательными в оперном оркестре. Их звучание используется в кульминационные моменты драмы.
В симфоническом оркестре тромбон впервые применил Л. Бетховен в финале Пятой симфонии.
Еще в качестве уникального образца можно привести пример из “Картинок с выставки” М.П. Мусоргского в оркестровке М. Равеля. Там в пьесе “Быдло” основную тему Равель поручил тубе.
Рубрики: | Музыкальные инструменты Фестивали, конкурсы, концерты |
Метки: духовые инструменты новости культурной жизни
Процитировано 5 раз
Понравилось: 8 пользователям
Фагот кларнет гобой что дальше
Духовые инструменты
В отличие от смычковой группы, имеющей общую конструкцию, все духовые разнотипны. Они отличаются друг от друга материалом изготовления, формой, способом держания, спецификой звукоизвлечения. Еще больше различий между ними в темброво-звуковом отношении. Их не так легко спутать друг с другом, как альт со скрипкой. Общим свойством является то, что звук возникает в результате колебаний столба воздуха, заключенного в инструменте, как, например, натянутые струны у смычковых.
Деревянные
Образуют вторую группу симфонического оркестра. В неё входят флейта, гобой, кларнет, фагот, эпизодически – их разновидности: флейта – флейта пикколо, гобой – английский рожок, кларнет – бас-кларнет, фагот – контрфагот и саксофон.
Современные инструменты представляют собой полые трубки, снабженные сложным клапанным механизмом. Это специальное устройство, служащее дополнением к пальцам – небольшие, в форме кнопки, клапаны с подушечкой, а также рычаги с клавишами.
Если смычковые получили свою форму в первый исторический период, то группа деревянных инструментов развивалась не ровно. Одни известны со времён глубокой древности, другие появились недавно. Все они до сих пор продолжают совершенствоваться, и каждый из них имеет индивидуальную конструкцию. Изготовляются они из особых сортов дерева за исключением флейты и саксофона, которые в настоящее время изготовляются из металлических сплавов.
Если закрыть клапанами все отверстия, инструмент издает самый низкий звук. Если их постепенно открывать, столб воздуха будет укорачиваться, а звук повышаться. Для вдувания воздуха у флейты устроено особое губное отверстие, а у других особое приспособление называется тростью – сложенные вместе и связанные камышовые пластинки. У гобоя трость двойная, у кларнета одинарная. У некоторых инструментов в нижней части имеется раструб – небольшое расширение. Общий диапазон группы деревянных инструментов превышает диапазон всех других оркестровых объединений – от «ля» субконтроктавы (контрфагот) до «до» пятой октавы (флейта пикколо).
Тембр каждого инструмента обладает неповторимой окраской, меняющейся в разных регистрах. Каждый инструмент по своей природе одноголосен.
Флейта (большая)
Самый подвижный из деревянных духовых. Его легче всего узнать, т.к. это единственный
Представляет собой полую трубку, закрытую в верхней части. В разобранном, разъёмном виде состоит из трёх частей (колен). Подвижные соединения всех частей способствуют, если это требуется, её настройке. Верхняя часть – головка с отверстием для вдувания воздуха. Средняя часть – главный корпус, снабженный клапанным рычаговым механизмом, открывающим и закрывающим звуковые отверстия. В нижнем колене имеется 2-3 отверстия, управляющиеся мизинцем правой руки.
До 19 века звукоряд был ограничен, но в 30е годы 19 века её усовершенствованием занялся выдающийся немецкий флейтист Бём. Его инструмент после важных конструктивных изменений превратился в виртуозный хроматический инструмент. Диапазон – 3 октавы. От «до» 1 октавы до «до» 4 октавы.
Игра на флейте требует большого расхода воздуха. При вдувании часть его разбивается об острый край отверстия и уходит. От этого и получается характерный «сипящий» призвук. Тембр белен обертонами, и это делает его холодноватым, матовым. Различные регистры сильно отличаются по характеру звука. Самый нижний – таинственный, «стеклянный». Средний – светлый, поэтичный. Верхний –блеском. Характер звука зависит от регулировки воздуха и правильного п поражает яркостью и оложения губ по отношению к отверстию. Особое значение для атаки звука имеет язык. Вид атаки: простой – на слоге
«ту-ту», двойной – «ту-ку», тройной – «ту-ку-ку».
Флейте подвластна такая форма звучания как мир природы с её реальными и фантастическими обитателями.
Малая флейта (пикколо)
( Kleine Fl ö te – немецкий)
Проникла в оркестр во 2й половине 18 века. Она вдвое меньше большой, что продлевает диапазон на октаву выше – от «ре» второй октавы до «до» пятой октавы.
В конструкции флейта пикколо одинакова с большой. Нижний регистр используется редко. Средние звуки изящны, пластичны. Резкие звуки в высоком регистре отличаются огромной силой и блеском.
Этот миниатюрный инструмент способен «прорезать» в fortissimo tutti всего оркестра. В целом тембр малой флейты ещё более беден обертонами, чем тембр большой флейты Исполнитель на малой флейте, в случае необходимости, меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2й или 3й флейты. В записи оркестровой партии это обозначается muta Fluato piccolo in Fluato grando 3 и наоборот.
Техника игры на флейте
Legato на флейте менее продолжительно, чем на других деревянных духовых инструментах из-за большого расхода воздуха. Особенно непродолжительны самые нижние и отчасти самые верхние ноты (тем более в forte ).
Это не отражается на обычных фразах небольшого дыхания, но при исполнении широких мелодий флейта даёт значительно больше перерывов в мелодической линии, чем другие деревянные духовые инструменты. Поэтому не следует предъявлять к флейте требований, противоречащих её природе, иначе исполнение будет натянутое и робкое.
Флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение (без передачи на трость), и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки и без ощутимой « attacc ’и» (момента возникновения воздуха); звук у флеты возникает, можно говорить, сам собой.
Фразы и пассажи небольшого дыхания на флейте получаются с поразительной лёгкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования.
Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на флейте с предельной беглостью и непринуждённостью; лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники.
«та-ка, та-ка» и т.д. и поэтому особенно употребителен при быстро повторяющихся нотах Двойным языком исполняются четные по количеству нот фигуры, не обязательно построенные из повторяющихся нот.
«та-ка-та, та-ка-та» и т.д. и употребляется для исполнения быстрых триольных фигур с повторяющимися и неповторяющимися нотами. Оба эти эффекта не могут достигать большой силы звучания.
Из всего выясняется, что флейте свойственны комбинации легатных и стаккатных пассажей самой прихотливой штриховки, скачки (особенно октавные), быстрые смены регистров и неширокие светлые мелодические фразы, более прозрачные, но менее экспрессивные, чем у кларнета или гобоя. Если не затруднять исполнение неудобными тональностями, то блеск звучания флейты будет максимальным. В f примерно до ноты «соль» 2й октавы флейта слабее гобоя и кларнета и не может уравновесить их в аккордовом сочетании. Следует также учесть, что стаккатная техника флейты несколько медленнее в самом нижнем регистре, чем в среднем и верхнем, а также замедленна и в высочайшем регистре. Техника на флейте наиболее блестяща именно в тех регистрах, где губы не перенапряжены, но и не чрезмерно распущены.
Гобой
Тембр гобоя с его своеобразным «носовым» оттенком выделяется среди других инструментов остротой, экспрессивностью. В среднем регистре, на редкость выразительном, тембр свежий, нежный, трогательно-непосредственный, порой жалостный, почти горестный. В низком – грубоватый и гнусавый. В верхнем – крикливый и «тощий».
В отличие от холодноватой флейты гобою свойственна большая эмоциональность. Его область – грусть, элегичность, тоскливые стенания, не чужды добродушное лукавство и грация. Иногда гобою поручают комические роли.
Альтовый гобой (английский рожок)
( Englisches Horn – немецкий)
Английский рожок больше гобоя и звучит квинтой ниже. Его материал, устройство и способы игры такие же, как и у гобоя. Отличием его является раструб, который имеет грушевидную форму, что придаёт инструменту своеобразный тембр. Трость помещена на тонкой изогнутой внутрь металлической трубке в виде буквы «с».
Английский рожок является инструментом транспонирующим (гобой in F ). Диапазон – 2,5 октавы – от «ми» малой октавы до «си» второй октавы.
В оркестровую практику вошёл только в 19 веке.
Исполнителю на английском рожке иногда поручается исполнение партии 3го гобоя. В партитуре это обозначается corno inglese muta in oboe 111 и наоборот.
Техника игры на гобое
Кларнет
Внешним видом и по постановке игры не отличается от гобоя. Корпус немного объёмнее и длиннее, а в остальном отличается коренным образом.
Корпус состоит из пяти частей, из которых нижнее представляет собой расширяющийся раструб, верхняя – клювообразный мундштук. С плоской стороны мундштука прямоугольное отверстие, на которое накладывается и прикрепляется тонкая камышовая пластинка (как гобойная), но на кларнете трость одинарная.
Конструкция и техника игры чрезвычайно сложны. Здесь больше отверстий и рычагов, чем на других. Расход воздуха небольшой. Вышедший в оркестровую практику позже флейты и гобоя, на грани 18-19 веков, кларнет за 2,5 столетия превратился в исключительно совершенный инструмент.
Что касается динамических нюансов, то кларнет разнообразнее и богаче любого из духовых. Ценное качество инструмента – он легко приспосабливается к другим инструментам.
Больший по размеру in A звучит мягко, матовый. Меньший in B звучит ярче. В настоящее время самый распространённый строй – in B (независимо от тональности). Партия кларнета записывается большой секундой выше.
Малый кларнет in Es пришёл из военного духового оркестра. Музыкантов привлёк специфическим тембром.
Бас-кларнет
Все особенности аппликатуры обычного кларнета полностью относятся к бас-кларнету, но из-за большого размера он менее подвижен.
Техника игры на кларнете
Кларнет в легатной технике ничуть не уступает, но даже превосходит флейту.
В стаккатной технике кларнет сильно уступает флейте, т.к. на нём невозможен «двойной» и «тройной» язык, да и в одинарном скорость его меньше флейты и даже, пожалуй, уступает гобою (из-за более плотной трости). Во всяком случае, многократное staccato на кларнете утомительно. В крайних регистрах staccato ещё медленнее, чем в среднем.
Современные кларнеты так же, как и флейты, имеют большое количество дополнительных клапанов и рычагов, позволяющих брать одну и ту же ноту разными пальцами из различных положений. Исполнение трелей облегчается специальными трельными клапанами; потому на кларнете возможны практически все трели.
Всякие tremolo (трели, большие, чем в интервале большой секунды) тем легче исполнимы, чем меньше приходиться прибегать к помощи боковых (альтерационных) клапанов. Обязательным условием исполнимости tremolo является возможность извлечения обеих его нот на одном обертоне.
Фагот
Первый фагот появился в середине 16 века. В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, подвергся значительному совершенству и в 17 веке вошёл в состав симфонического оркестра.
Корпус фагота представляет из себя большую сложенную, перегнутую вдвое трубу. В выпрямленном виде достигает около трёх метров. Изготовляется из клёна, разбирается на 3 части (колено). От малого колена выходит тонкая изогнутая трубка, к ней прикрепляется камышовая трость (как у гобоя – двойная, но в два раза больше), поэтому звукоизвлечение несколько легче и не так утомительно, как на гобое. Во время игры фагот подвешивается на шею исполнителю.
Нотируется фагот в басовом и теноровом ключах, редко – в скрипичном.
Контрфагот
Инструмент вдвое больший по величине, чем фагот и в развёрнутом виде составляет около шести метров. При такой же записи, как и у фагота, контрфагот звучит октавой ниже написанного и, следовательно, является транспонирующим инструментом. Диапазон – от «ля» субконтроктавы до «фа» 1й октавы. На конрфаготе трудно извлечь ноты выше «ля» малой октавы. В техническом отношении инструмент менее подвижен, чем фагот, а расход воздуха на нём значительно больше. Тембр гуще, чем у фагота, но экспрессивность меньшая.
Техника игры на фаготе
Стаккатная техника основана на простом одинарном языке, причем в скорости
простого staccato фагот не только не уступает другим деревянным духовым инструментам с тростью, но и превосходит их. Staccato фагота необычайно отчетливое и острое. Прекрасно получаются все скачки на октаву и более; смены регистров преодолеваются почти так же незаметно, как и на флейте. В верхнем и нижнем регистрах staccato немного медленнее, чем в среднем.
Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными отрезками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении (особенно хорошо в комбинированной штриховке) и с применением самых разнообразных скачков.