Фаэтон это бог чего

Фаэтон – почему погиб сын солнца?

Миф о Фаэтоне я бы назвала одним из самых драматичных преданий Древней Греции. Он ярко открывает нам мировоззрение эллинов относительно естественных природных циклов, смены времени суток. Согласно древним представлениям, бог солнца Гелиос каждый день выезжая на своей колеснице, совершая путешествие по небу и озаряя своим светом землю.

К вечеру он опускался к горизонту, чтобы передохнуть в своём дворце, а утром вновь приступить к привычной работе. Согласитесь, такое положение вещей совершенно нормально и естественно. Но однажды ход событий был нарушен, что и стало причиной ужасной трагедии. Кем же был прекрасный юноша Фаэтон? И почему с ним связывают одну из самых серьёзных катастроф в истории человечества?

Ранние годы Фаэтона

Прекрасный бог солнца Гелиос отличался любвеобильностью – свою страсть он дарил не менее щедро, чем свет. Увидев однажды дочь морской богини, Климену, он не смог позабыть её красоты. Явившись к ней в человеческом обличье, он сумел очаровать девушку, у которой вскоре родился сын. Мальчика назвали Фаэтоном.

От отца он унаследовал светлые волосы и небесно-голубой взгляд, сияние, что привлекало людей. Вот только сверстники совсем не верили Фаэтону, что тот – сын самого Гелиоса. Его считали внебрачным ребёнком какого-то знатного человека, а Климену – обманщицей.

Повзрослевший Фаэтон не мог больше терпеть оскорбления. Он пришёл к матери с прямым вопросом, и та поклялась, что он – сын солнечного бога. “Пусть Гелиос лишит меня своего света, если я говорю неправду!” – воскликнула Климена. Она заверила Фаэтона, что тот сам может отправиться к отцу, ведь дворец Гелиоса располагался не так далеко от его дома. Так и решил поступить юноша.

Фаэтон это бог чегоГодфруа Маес «Фаэтон Перед Своим Отцом Аполлоном», 1664 год
Местонахождение: Stephen Ongpin Fine Art, Лондон, Великобритания

Путь во дворец Гелиоса

Хочу отметить, что никому из простых смертных не удавалось побывать во дворце солнечного бога и увидеть его хозяина в истинном облике. Никто из людей не мог смотреть на сияние, что распространялось от Гелиоса.

Однако Фаэтон действительно был сыном солнечного божества, а потому сумел подойти к обители своего отца. Его дворец сиял всеми красками мира – так дивно и великолепно украсил его бог-кузнец Гефест. Юноша смело шагнул внутрь и, пройдя по длинным коридорам, вышел в тронный зал.

Фаэтон это бог чегоНиколя Пуссен «Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя временами года», 1635 год
Местонахождение: Берлинский государственный музей, Германия

Именно там на своём престоле восседал прекрасный Гелиос. Правда, Фаэтон не смог приблизиться к отцу. Несмотря на своё происхождение, он оставался смертным, а потому его глаза не могли вынести света, что исходил от Гелиоса.

А вот сам солнечный бог сразу понял, кто перед ним. Никто другой из людей не смог бы проделать этот путь, ведь Фаэтон выдержал сияние дворца и даже смог находиться в одной комнате с отцом.

Гелиос дружелюбно поприветствовал сына и спросил, какая помощь ему нужна (ведь наверняка визит был целенаправленным). Фаэтон спросил его, действительно ли он является сыном Гелиоса. Бог утвердительно кивнул и надел на голову Фаэтона сияющий венец.

Просьба Фаэтона

Увы, Фаэтон был ослеплён великолепием и величием, в котором оказался. Юноша попросил лишь об одном, но эта просьба привела в ужас его отца. “Ты каждый день проезжаешь через всё небо, – заметил он. – А мне бы тоже очень хотелось взглянуть на мир с высоты твоей колесницы”.

Как вы понимаете, Гелиос должен был на один день передать сыну управление своей волшебной сияющей колесницей. И всё было бы в порядке, но бог прекрасно знал, что мало кому по силам справиться с четвёркой его огненных коней, что требуют сильных рук и решительного характера управляющего.

Фаэтон это бог чегоПитер Пауль Рубенс «Падение Фаэтона», 1604 год
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Никакие уговоры Гелиоса не смогли убедить Фаэтона изменить свою просьбу. Его огорчённый отец вынужден был покориться. Итак, на рассвете Фаэтон уже был в колеснице солнца, предчувствуя незабываемое приключение.

Сначала подъём был очень тяжёлым, кони с трудом продвигались вперёд. Из их ноздрей вырывались языки пламени, а всё вокруг было объято жаром. Не на шутку испугался юноша, понял, что зря попросил у отца эту поездку. Но было уже поздно.

Фаэтон это бог чегоПитер Пауль Рубенс «Падение Фаэтона», 1636 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Гибель сына солнца

Почувствовав, что сила в руках возницы совсем не та, что обычно, животные рванулись вверх. Теперь их ничто не могло остановить. Фаэтон напрасно пытался натянуть поводья и остановить коней – они не слушались смертного, что сменил их хозяина-бога.

Колесница оказалась среди звёзд и мглы, и теперь жуткие чудовища появились перед Фаэтоном. С одной стороны громадный Рак едва не разрезал коней и колесницу клешнями, с другого направления грозно поднимал свой хвост кошмарный Скорпион.

Фаэтон это бог чегоЙозеф Хайнц Старший «Падение Фаэтона», 1596 год
Местонахождение: Городской художественный музей Лейпцига, Германия

Теперь испуганные лошади бросились вниз. Пламя от них охватило пламенем Фаэтона. Словно горящий факел, он падал вниз. Кони сбросили его, и тело юноши упало в волны реки Эридан, находившейся вдалеке от его родины.

Местные нимфы, огорчённые гибелью прекрасного Фаэтона, омыли его тело и похоронили неподалёку от Эридана. Скорби Гелиоса не было предела. Несколько дней солнце не появлялось на небосводе, ведь его бог не мог прийти в себя от отчаяния из-за потери любимого сына.

Фаэтон это бог чегоДжордж Стаббс «Падение Фаэтона», 1777 год
Местонахождение: Солтрам Хаус, Плимптон, Англия

Предание о Фаэтоне, вероятно, открывает нам историю катастрофы, произошедшей в далёкой древности. Горящий факел, падающий с неба, несколько дней без солнца в небе – всё это указывает на какой-то глобальный катаклизм, который люди того времени пытались объяснить по-своему. Результатом размышлений и анализа ситуации со стороны мифологии стало именно такое яркое и драматичное сказание.

Источник

Падение Фаэтона

Обиженный Фаэтон побежал к матери со слезами на глазах. Тогда Климена, воздев руки к солнцу, воскликнула:

Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего

Быстро достиг Фаэтон дворца Гелиоса, который весь сиял золотом, серебром и разноцветными драгоценными камнями. Юноша, войдя во дворец, искусно украшенный Гефестом, увидел Гелиоса, который восседал на троне.

Гелиос обнял Фаэтона и сказал:

Не успел произнести свои слова бог солнца, как Фаэтон стал просить отца позволить ему проехать по небу на его золотой колеснице. Гелиос пришел в ужас от просьбы сына:

— О, если бы я только мог нарушить данную мной клятву! Ты просишь невозможное, Фаэтон, потому что даже могущественный Зевс не может управлять ею! Подумай только, вначале дорога так крута, что мои крылатые кони едва взбираются по ней. Посередине она так высоко поднимается над землёй, что даже мной овладевает страх. В конце же дорога так стремительно опускается к священным берегам Океана, что без моего опытного управления, колесница стремглав полетит вниз и разобьётся. Кроме того, путь по небу слишком узок: если ты уклонишься в сторону, тебя ждут рога грозного тельца, лук кентавра или чудовищные скорпион и рак. Я боюсь за тебя, сын мой! Проси всё, что тебе захочется, но только не это!

Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего

Однако, Фаэтон ничего не желал слышать.

Он натёр лицо Фаэтона священной мазью, чтобы уберечь его от жара солнечных лучей, возложил ему на голову сверкающий венец и дал на прощание последние напутствия:

— Сын мой, не гони лошадей, держи как можно твёрже вожжи. Дорогу ты увидишь по колее, которая идёт через всё небо. Не поднимайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и не опускайся слишком низко, чтобы не опалить землю. И еще: не уклоняйся ни вправо, ни влево.

Лучшие отели Греции Посмотреть все

Фаэтон это бог чего

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц

5% Доп. Скидка от Грекомании

Фаэтон это бог чего

Amada Colossos Resort

5% Доп. Скидка от Грекомании

Фаэтон это бог чего

Pomegranate Wellness Spa Hotel

Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами.

5% Доп. Скидка от Грекомании

Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего

Тогда поднялась богиня Гея (Земля), громко воззвав к Зевсу:

— О, величайший из богов, Зевс-громовержец! Неужели всё вернется в первобытный Хаос? Спаси от огня то, что ещё осталось!

Зевс, услышал Гею и бросил свою сверкающую молнию, огнём которой потушил разыгравшийся на земле пожар, но при этом колесница разбилась, а её осколки разлетелись по всему небу.

Фаэтон упал в воды Эридана [1]. Гесперийские нимфы подняли его тело и предали земле.

Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего Фаэтон это бог чего

[2] «Кикнос» в переводе с греческого языка означает «лебедь».

Источник

Фаэтон это бог чего

В целом сюжет мифа о Фаэтоне следующий.

От связи Гелиоса/Фэба и Климены рождается мальчик, которому дают имя Фаэтон, что в переводе означает «сверкающий». Так или иначе, повзрослевший Фаэтон отправляется к отцу Гелиосу/Фэбу, чтобы получить от него подтверждение того, что именно Гелиос/Фэб является его отцом. В качестве подтверждения этого, Бог Солнца опрометчиво клянётся исполнить любое желание сына, ещё даже не зная самого желания.

На что Фаэтон просит у отца дать ему один раз прокатиться по небу на его солнечной колеснице. Гелиос былочень огорчён подобным желанием сына, но поскольку он уже дал клятву, вынужден согласиться и уступить место на колеснице сыну.

Но Фаэтон, как этого и опасался его отец, не справляется с управлением могучими конями, которые несут колесницу по небу, и в конце концов в испуге бросает поводья. Солнечная колесница сходит с небесной дороги и начинает беспорядочное движение, очень сильно приближаясь к поверхности Земли, опаляя её.

В конечном итоге сама мать Земля взмолилась и попросила Зевса прекратить её страдания, после чего Зевс ударом молнии разрушает колесницу, остатки которой падают в море, весте с Фаэтоном, который погибает во время падения.

Вроде всё понятно, дела богов людей не касаются, но не всё так однозначно.

Фаэтон (др.-греч. Φαέθων, «блистающий», также Фаэфонт) — в древнегреческой мифологии[1] — сын Гелиоса[2] и Климены[3]; либо сын Климена (сына Гелиоса) и плеяды Меропы[4].

Климена (др.-греч. Κλυμένη) — персонаж древнегреческой мифологии[1]. Океанида, дочь Океана и Тефиды.

Сама же колесница могла выглядеть, как нибудь так:

Фаэтон это бог чего

Фаэтон это бог чего

Попробуем разобраться..

Исходя из описания происхождения Фаэтона, автор, да и наверное люди тех лет уже не понимали имеющейся информации о прошлом путаясь в именах и названиях, живых и не живых объектах.

Вселенную, встарь называли «Великим Океаном», и звезды(солнца) и планеты (земли) её дети. Получается, что Фаетон, «сын» планеты Климена обращающейся вокруг звезды Меропа в созвездии Плеяд. Неожиданно? Но мы ведь только начали!

Так или иначе, повзрослевший Фаэтон отправляется к отцу Гелиосу/Фэбу, чтобы получить от него подтверждение того, что именно Гелиос/Фэб является его отцом.

На самом деле, перевод неверен и речь идёт о желании сына показать себя достойным отца своего. Говоря простым языком,отец хотел иной судьбы своему сыну, но сын не согласился, рвался в космос, чем и расстроил родителя.

Имя его (Фаэтон), есть ни что иное, как синоним к «Люцифер», «лучистый», «свекающий», есть ли это имя? Вряд ли,это эпитеты, для объяснения облика, возможно даже не персонажа, а самой «колесницы».

Далее, «небесная колесница» покидает пределы созвездия Плеяд и движется к Земле (или к другой планете), вполне допускаю, что путь её сокрыт в других произведениях, нам же автор поэмы предлагает окунуться в финал. В поэме нет описания был ли он один на борту «колесницы» или многие сопровождали его, но видится, что «колесница» была крупная размером с «Луну», так и описывается в поэме, как «луны братина».

Это очень напоминает корабль «колонизатор», так называемый «Ноев ковчег», кстати упомянуть, названный так не в честь библейского «Ноя», а просто в силу своей новизны, ибо «ной» переводится именно, как «новый», что буквально подвигает нас к мысли увязать «солнечную колесницу» и «новый ковчег» в единый смысловой ряд.

Вообще из общего смысла поэмы исходит два разных бога «солнца», один земной, другой отец Фаэтона из Плеяд, что буквально наводит на мысль о том, что нормой является управление планетой именно богом.

А, в это время..

Колесница приближается к Земле..

Фаэтон это бог чего

События в Плеядах..

«Вот приведенного в страх новизною предметов, с престола юношу Феб(Гелиос) увидал, все зрящими в мире очами.»

Тут «очи», есть духовное зрение, как у экстасенсов, хотя нельзя и исключить мгновенной дальней видеосвязи. Новизна же предметов, есть синоним современному «новая обстановка». То есть юноша был в смятении, вызванном разворачивающимися событиями и обстановкой.

Похолодел и, без чувств от ужаса, выронил вожжи.

А как упали они и, ослабнув, крупов коснулись,

Кони, не зная преград, без препятствий уже, через воздух

Краем неведомым мчат, куда их порыв увлекает,

И без управы несут; задевают недвижные звезды,

Мча в поднебесной выси, стремят без пути колесницу, —

То в высоту заберут, то, крутым спускаясь наклоном,

В более близком уже от земли пространстве несутся.

И в удивленье Луна, что мчатся братнины кони

Ниже, чем кони ее; и дымят облака, занимаясь.

Воздух и чует: под ним раскалилась уже колесница.

Пепла, взлетающих искр уже выносить он не в силах,

Он задыхается, весь горячим окутанный дымом.

Где он и мчится куда — не знает, мраком покрытый

Черным, как смоль, уносим крылатых коней произволом.

Как видим, несмотря на дремучесть автора поэмы, он довольно точно описывает технические подробности движения космического аппарата при входе в атмосферу планеты.

Как бы события на земле..

Только по шею лицо показав, истомленное жаждой,

Лоб заслонила рукой, потом, великою дрожью

Все потрясая, чуть-чуть осела сама, и пониже

Стала, чем раньше, и так с пересохшей сказала гортанью:

«Если так должно и стою того, — что ж медлят перуны,

Бог высочайший, твои? Коль должна от огня я погибнуть,

Пусть от огня твоего я погибну и муки избегну!

Вот уж насилу я рот для этой мольбы раскрываю, —

Жар запирает уста, — мои волосы, видишь, сгорели!

Сколько в глазах моих искр и сколько их рядом с устами!

Казалось бы речь о «Земле», что обращается к богу, но так ли это по смыслу? По смыслу, это слова женщины пилота, что задыхается в горячем дыму на мостике «небесной колесницы». Это яркий пример переработанного текста и вставки строк меняющих смысл повествования.

Но может, это описания двух разных событий объединённых в одно? Имеем ли мы тут описание катастрофы другого корабля управляемого женщиной пилотом? Произведение всё более напоминает текст составленный из обрывков старых газетных статей.

Только по шею лицо показав, истомленное жаждойФаэтон это бог чего

Тогда, мы видим описание мучений женщины на борту падающего корабля, которая «только по шею лицо показав» ( ну чем не лицо на мониторе связи? ) обращается к богу с просьбой «применить перуны» (ракеты, «оперенные стрелы»), дабы избавить её от мучений.

«Вырви, молю, из огня, позаботься о благе вселенной!»

Мы видим не только желание гибнущей женщины о прекращении мучений, но мольбу позаботиться «о благе вселенной». Здесь «вселенная», не в том понимании, что мы вкладываем ныне, речь о населённой людьми планете (вселенной, от «селить»), на головы которых падает «небесная колесница». Собственное спасение её не заботит, даже в горящем корабле, испытавая муки она стремится увести его от населённой планеты, и понимая сколь мизерны шансы молит не медлить, уничтожить корабль.

Можем ли мы осуждать автора произведения в том, что он не смог отделить одну трагедию в небесах от другой?

Далее мы снова возвращаемся к «колеснице» Фаэтона..

А всемогущий отец, призвав во свидетели вышних

И самого, кто вручил колесницу, — что, если не будет

Помощи, все пропадет, — смущен, на вершину Олимпа

Всходит, откуда на ширь земную он тучи наводит,

И подвигает грома, и стремительно молнии мечет.

Но не имел он тогда облаков, чтоб на землю навесть их,

Он не имел и дождей, которые пролил бы с неба.

Он возгремел, и перун, от правого пущенный уха,

Кинул в возницу, и вмиг у него колесницу и душу

Отнял зараз, укротив неистовым пламенем пламя.

В ужасе кони, прыжком в обратную сторону прянув,

Сбросили с шеи ярмо и вожжей раскидали обрывки.

Здесь лежат удила, а здесь, оторвавшись от дышла,

Ось, а в другой стороне — колес разбившихся спицы;

Разметены широко колесницы раздробленной части.

А Фаэтон, чьи огонь похищает златистые кудри,

В бездну стремится и, путь по воздуху длинный свершая,

Мчится, подобно тому, как звезда из прозрачного неба

Падает или, верней, упадающей может казаться.

На обороте земли, от отчизны далеко, великий

Принял его Эридан и дымящийся лик омывает.

Что нам дает этот отрывок?

Он несёт нам, как описание событий, так и формы колесницы и места действия.

Колесница описана, как «колесо со спицами» нанизанное на «ось» и двигателями разнесёнными на фермах.

Есть прямое указание на то, что «всемогущий Отец», не есть Отец Фаэтона, Отец его тут выступает в роли «того кто вручил колесницу». Всемогущий Отец «смущён», по современному, находится в смятении, он не хочет разрушать «небесную колесницу» и связывается наблюдателями (высшими) и со всеми «заинтересованными сторонами», говоря, что если помощи не будет, то ему придётся её уничтожить.

«Олимп» тут метафорическое определение «центра ПКО», а «тучи», «молнии» различные системы обороны. В конечном счёте он всётаки пускает «перуна», ракету «земля-космос» и уничтожает падающую «колесницу», убивая Фаэтона.

Руки, наяд-гесперид, огнем триязычным сожженный,

Прах в могилу кладут и камень стихом означают:

«Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница:

Пусть ее не сдержал, но, дерзнув на великое, пал он».

И отвернулся отец несчастный, горько рыдая.

Видим по тексту реакцию отца Фаэтона, он думает, что сын погиб. Но погиб ли сам Фаэтон?

Казалось бы всё ясно и понято, вот ракета, вот камень могильный, но..

В бездну стремится и, путь по воздуху длинный свершая,

Мчится, подобно тому, как звезда из прозрачного неба

Падает или, верней, упадающей может казаться.

На обороте земли, от отчизны далеко, великий

Принял его Эридан и дымящийся лик омывает.

На обороте земли, корабль покидает пределы гравитационного колодца и уходит в сторону созвездия Эридан (не забываем, что Вселенную сравнивали с океаном и его водами ). Получается, что хоть и пали обломки «солнечной колесницы», но Фаэтон спасся, на малом корабле и «принял его Эридан». Что интересно, но и «земля», не всегда фигурирует, как имя планеты, а следовательно и не факт, что события развернулись над ней.

Тут не грех вспомнить слова из казацкой песни:

И снова конь мой вороной меня выносит из огня..

Как нельзя более эти слова отражают суть произошедшего с Фаэтоном.

Фаэтон это бог чего

Эридан обычно ассоциируется с мифом о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который не справился с управлением небесной колесницей Солнца. По одной версии мифа, Зевс поразил Фаэтона молнией и сбросил в реку Эридан, по другой — созвездие представляет собой извилистый путь колесницы.

Говоря об этом произведении в целом, хочется сказать, что на мой взгляд на лицо компиляция нескольких источников в одно целое, без учёта хронологии повествования. На подобном принципе устроены тексты Библии или вед, что публиковал Хиневич. Тем кто заинтересовался хочется пожелать успехов в изучении и отделении зёрен от кучь навоза.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *