Фабула что это простыми словами
Значение слова «фабула»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФА’БУЛА, ы, ж. [латин. fabula — басня, сказка] (лит.). Содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи, сюжетная схема, канва литературного произведения. Интересная ф. Главная ф. Побочная ф. Ф. романа взята из жизни.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фа́була
1. книжн. филол. содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи, сюжетная схема, канва литературного произведения ◆ Интересная фабула. ◆ Главная фабула. ◆ Побочная фабула. ◆ Фабула романа взята из жизни. ◆ Он сделал, что мог: оставил и в общем, и в частностях развитие Эсхиловой фабулы, прибавил от себя несколько сцен и ради ясности, и ради эффекта ― и вышло то, что могло и должно было выйти. Ф. Ф. Зелинский, «Идея нравственного оправдания», 1916 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кейф (существительное):
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Так или иначе, термин «фабула» постоянно присутствует в профессиональной жизни сценариста. Но часто начинающие авторы не до конца понимают значение этого слова. Тем более, что рядом всегда находится очень близкое по значению понятие «сюжета». Со стороны кажется, что два этих слова полные синонимы. Но на самом деле, между ними есть разница. И для карьеры будущих сценаристов эту разницу важно понимать.
Понятие фабулы
В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.
Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.
Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.
Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.
«Это история о полицейском, застрявшем в захваченном бандитами небоскребе. Преступники хотят ограбить хранилище в этой высотке, и чтобы полиция им не мешала, они захватывают заложников. Среди которых и жена этого полицейского. И весь фильм он прячется, выслеживает грабителей по одному и пытается спасти заложников» («Крепкий орешек»).
Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.
Изначально слово «фабула» означала – говорить, рассказывать историю. Дословно латинское слово fabula как раз и переводится как – история.
Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:
Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.
Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сокращать до размера логлайна. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.
Примеры фабул
Вот еще несколько примеров фабул всем известных фильмов
Много лет спустя, она случайно падает в океан с этим амулетом на шее. И таким образом призывает корабль проклятых пиратов «Черную жемчужину», которые похищают ее. Пиратам нужен амулет и его хозяин, чтобы избавиться от проклятья.
Выросший к тому моменту Уилл, тайно влюбленный в Элизабет, отправляется на ее поиски. А в помощь берет себе плененного недавно пиратского капитана Джека Воробья. Джек заинтересован, потому что хочет забрать себе жемчужину.
Вместе они угоняют английский корабль. Нанимают команду на Тортуги и находят пиратов, как раза когда те понимают, что Элизабет не настоящий владелец амулета. В итоге Уилла берут в плен, а Элизабет и Джека оставляют умирать на необитаемом острове.
К счастью оттуда их спасают английские корабли.
Элизабет уговаривает английского капитана атаковать проклятых пиратов и спасти Уилла, в обмен обещая выйти за него замуж.
В результате все действующие лица встречаются в тайном гроте полном пиратских сокровищ, где с пиратов, наконец, снимают проклятье, Уилла спасают, а капитана Джека Воробья арестовывают.
В финале Джека приговаривают к смерти, а Уилл, наконец, признается в своих чувствах Элизабет, после чего срывает казнь. Джек сбегает, а английский командор, поняв, что Элизабет любит Уилла освобождает ее от данного слова.
Там они находят разбившийся инопланетный корабль, после чего к лицу одного из членов экипажа присасывается неизвестное существо – лицехват. Игнорируя предупреждение одного из офицером Эллен Рипли, экипаж приносит тело с прицепившимся существом на борт «Ностромо». Вскоре лицехват умирает, но спустя некоторое время из грудной клетки укушенного члена экипажа вырывается новое существо – грудолом. Это существо сбегает в вентиляционную систему корабля, где очень быстро растет и превращается в Чужого. Экипаж раз за разом пытается уничтожить инопланетного хищника или хотя бы сбросить его в космос, но чужой людей по одному, очень быстро передвигаясь с места на место и прячась в темных отсеках корабля.
В итоге оставшаяся одна Рипли решает сбежать с корабля на челноке. Но Чужой следует за ней. И только там Эллен удается вытолкнуть существо за борт и сжечь корабельными двигателями.
Тогда Рипли возвращается на корабль и продолжает путь на землю в одиночестве.
Что такое сюжет?
В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.
Если рассказывать какой-то фильм, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.
В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до слушателя/зрителя/читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.
Отличия сюжета и фабулы
Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:
То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.
Чтобы увидеть полную разницу между фабулой и сюжетом, можно, например сравнить логлайн какого-нибудь фильма и его сценарий.
Только так будет виден весь спектр различий. Но для этого материала, давайте приведем конкретный пример.
Фильм «12 обезьян» — фантастическая антиутопия 1995 года с Брюсом Уиллисом и Бредом Питом.
А чтобы превратить эту историю в краткий пересказ сюжета, достаточно добавить в этот же текст описание основного сюжетного твиста: «На протяжении всего фильма, героя Брюса мучают кошмары из детства, в которых он видит, как полиция расстреляла какого-то человека. В финале, когда главный герой умирает, зритель вдруг видит этого мальчика. И понимает, что главный герой еще в детстве видел собственную смерть».
Такая закольцовка композиции – художественный прием. А значит, вставив ее, мы превратим фабулу в сюжет.
Фильмы без фабулы и фильмы без сюжета
Обязательно стоит отметить, что бывают фильмы, где нет одного из этих компонентов.
Например, успешным фильмом без сюжета является «Безумный Макс. Дорога ярости».
У этого кино, есть четкая фабула: «Группа людей сбегает из города в центре радиоактивной пустыни, для того чтобы найти новую землю обетованную. За ними в погоню устремляются власти этого города. В итоге, беглецы понимают, что никаких райских лесов нет, и возвращаются обратно, попутно уничтожая остатки преследователей».
На сценарном уровне, эта фабула почти никак не перерабатывается в сюжет. Минимум диалогов, примитивная мотивация. Все эмоциональное подключение зрителя идет за счет режиссерских ходов. Так что, вполне можно сказать, что это фильм с фабулой, но без внятного сюжета.
Обратные примеры можно найти в авторском кино. Обычно это истории о внутренних переживаниях, рефлексии и прочих тонких материях. С точки зрения сюжета, в таких фильмах много всего происходит. Персонажи, переживают, думают, внутренне меняются.
Но если попробовать найти фабулу такого кино – это не получится. Хронологически расставленные события не будут связаны причинно-следственной связью, а потому не увяжутся в цельную историю. Скорее всего, получится перечисление вроде: «Главный герой поссорился с девушкой. Потом с отцом. Затем он посидел в кафе, прогулялся по набережной, переспал с соседкой и уехал в другой город».
Типы сюжета по характеру событий и структуре
Так как сюжет подчиняется драматическим законам, история в сюжетном пересказе всегда структурирована и поделена на четкие элементы.
В зависимости от исходного признака, в сюжетах можно найти признаки актовой структуры, композиционной, временной и т.д. Подробнее о структурах сюжета мы рассказывали в предыдущих материалах.
В фабуле такие элементы могут быть маловыражены или вообще стерты. И как мы уже говорили выше: в некоторых случаях хронологический буквальный пересказ событий и вовсе может терять драматическую целостность. Например, в авторском кино.
Зачем сценаристу фабула
Работа над сценарием делится на несколько этапов. И в большинстве из них, сценарист использует именно фабулу.
Мы уже определили, что именно фабула лежит в основе логлайна. Но также ее используют при написании заявки (идеи). Именно фабулу истории в первую очередь ищут отборщики просматривая синопсис. БитШит, поэпизодник, аутлайн – везде в основе лижет фабула.
Сюжет же, по сути, возникает только на этапе написания диалогов.
В кинопроизводстве под термином «диалог» понимают именно тот сам сценарий. Так что, речь тут идет не только собственно диалогах, но и описании действия, места, времени, разбивке на сцены и других составляющих готового драфта.
Точно также, именно короткий хронологический пересказ сути фильма лежит в основе питчинга перед продюсером, инвестором или режиссером.
В качестве аннотации будущего проекта, скорее всего, тоже будет использоваться именно фабула.
Нужно ли знать виды фабул
Термин фабула широко используется как в кино, так и в литературоведении. И как раз литературные теоретики зачастую пытаются создать классификацию фабул по какому-нибудь признаку, выделить виды или типы фабул.
Например, привязав фабулу к жанру произведения, можно выделить историческую фабулу, детективную фабулу, фантастическую фабулу и так далее.
По нашему мнению практической пользы в какой-либо классификации нет. Никакая структуризация не поможет автору написать хронологическую последовательность будущего сценария.
Дело в том, что фабула напрямую завязана только на историю. А истории, даже внутри одного жанра совершенно разные.
Понимание, к какой категории (по жанру, длительности, тональности и т.д.) будет относиться ваш будущий проект, безусловно, поможет написать историю. Но для того, чтобы сформулировать на ее основе фабулу, такие трудности ни к чему.
Фабула – события и действия в литературном произведении или фильме, идущие в хронологическом порядке – так, как они происходили бы в жизни. В отличие от фабулы, сюжет может показывать события в той последовательности, которую выберет сам автор.
Сюжет и фабула – в чем разница?
Когда в произведении развиваются некие события, их можно представить в виде сюжета, задуманного автором, и в виде фабулы. Если все происходящее в сюжете разложить в логической и временной последовательности, то получится фабула. Иногда фабулу даже называют «выпрямленным сюжетом».
Основные отличия сюжета и фабулы:
В сюжете мы видим описание событий по содержанию, в фабуле – то, как они происходили одно за другим;
Фабула имеет строгую временную последовательность, сюжет – произвольную;
Фабула может быть короче, чем сюжет;
Сюжет показывает эмоции, воспоминания и чувства персонажей.
Хорошим примером несовпадения сюжета и фабулы является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Роман состоит из нескольких повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», Княжна Мери» и «Фаталист».
Лермонтов намеренно расположил главы в порядке, нарушающем хронологию, чтобы сначала показать героя глазами других персонажей, а затем раскрыть его чаяния и переживания изнутри.
Если бы мы расположили главы в хронологическом порядке, их последовательность была бы другой: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но и история при этом потеряла бы целостность, а мы бы не поняли, что автор хотел показать и рассказать.
Элементы фабулы
Фабула может состоять из нескольких последовательных элементов:
Коллизия – столкновение противоположных интересов, взглядов действующих лиц;
Интрига – действие, при котором один герой составляет план, противоречащий интересам другого героя;
Перипетия – неожиданный поворот;
Экспозиция – расстановка действующих лиц перед началом основного действия. В экспозиции видно, как складываются обстоятельства и назревает основной конфликт;
Пролог – вводная часть, где мы знакомимся с персонажами. В отличие от экспозиции, может содержать обращение автора к читателю;
Завязка – событие, с которого начинаются действия. Здесь либо обнажаются существующие разногласия, либо только «завязываются»;
Кульминация – напряженный, переломный момент в отношениях героев, либо столкновение героя с обстоятельствами;
Развязка – часть, содержащая решение конфликта;
Эпилог – заключительная часть, дополняющая завершенный сюжет. Рассказывает о дальнейшей судьбе действующих лиц.
Фабула: определение, история происхождения, значение термина в разных сферах
Что такое фабула
Фабула — хронологически правильное представление сюжета текста, отображающее причинно-следственные связи и фактическое содержание.
Отличие фабулы от сюжета в том, что второе — видоизмененная по желанию автора фабула, которая создана с целью решения какой-либо проблемы (например, повлиять на восприятие читателя).
История появления термина
Fabula с латинского языка переводится как «история», «сказка». Происхождение от глагола fari («говорить», «общаться» или «придумывать историю»). Изначально термин «фабула» означал литературные жанры басни или сказки, однако позже вышел из употребления и стал использоваться в значении «основы», «корня», что в сопряжении с литературным смыслом дает «основу истории».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Составляющие элементы фабулы
В литературе фабула обычно делится на части, различные по смыслу и применению:
Пролог (древнегреч. πρό-λογος — «предисловие») — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия: экспозиция — часть начала сюжета, представляющая обстановку или героев; предисловие — замечания, отзывы, комментарии и замечания к произведению (как самого автора, так и критиков, издателей, переводчиков и т.п.).
Завязка (православ. vęzъ) — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
Основное действие — все события, развивающие повествование.
Кульминация (лат. culmen — «вершина») — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
Развязка (православ. vęzъ) — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
Эпилог (греч. έπίλογος — «послесловие») — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.
Лирическое отступление — не влияющая на сюжет часть текста, в которой может описываться авторская позиция по отношению к действию как посредством размышлений героев, так и через резонера (фр. raisonner «рассуждать») — персонажа, созданного с целью выразить авторское мнение или уточнить его. Могут также описываться детали, дополняющие картину описываемого мира,
В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:
Перипетия (греч. περιπέτεια — «приключение») — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
Интрига (лат. intrico — «запутываю»)— способ построения сюжета, создающий сложные, запутанные события и взаимоотношения персонажей. Интрига позволяет развить сюжет и привлечь внимание читателей.
Коллизия (лат. collisio — «столкновение») — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.
Задачи фабулы
Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.
Произвольное повествование
В современной терминологии произвольным повествованием называют сюжет. Ход, время и порядок повествования автор определяет сам.
Характерные черты произвольного повествования:
Существуют множество способов организации повествования, поэтому принято делить сюжеты по типам композиции:
Примеры
Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.
Другим примером является рассказ М. Горього с рамочной композицией «Старуха Изергиль»:
Определение фабулы в других сферах
Практически единственное применение этого термина — в литературе и театральном искусстве. Отталкиваясь от изначального значения термина («основа, корень»), можно предположить, что он может употребляться в ситуациях, где необходимо восстановить точный порядок действий.
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «фабула» используется в литературоведении для обозначения цепочки последовательно сменяющих друг друга событий в художественном произведении.
Фабула – это важный элемент его структуры. Чтобы более точно сформулировать определение, необходимо обратиться к истории понятия.
Определение фабулы (что это) и происхождение термина
Слово «фабула» (от лат. fabula) переводится как басня (что это такое?), житейская история.
В Древнем Риме фабулами назывались короткие истории на бытовые темы, пересказанные в прозе. В современном понимании они были ближе всего к жанру анекдота, но не всегда имели юмористическую окраску.
Позже, в средневековой Франции, Германии и Италии получили распространение фаблио – это поучительные новеллы из жизни простых людей. Они напоминали бытовые сказки или побасенки.
Простолюдины с удовольствием читали и пересказывали фаблио: их краткость и лёгкость не шли ни в какое сравнение с трудной для восприятия официальной церковной литературой. Эти черты сближали народный городской эпос с фольклором (что это?).
Основой таких историй становились определённые события, действия, положения, случаи, иногда – просто слова, произнесённые в подходящей ситуации.
Со временем фабулой стали называть основу повествования, его канву, смысловое и событийное ядро.
Современный словарь литературоведческих терминов сообщает что:
фабула в литературе – это фактическая составляющая произведения, хронологическая цепь событий, изложенных в определённой последовательности, в соответствии с творческим замыслом автора.
Элементы фабулы
В зависимости от жанра произведения, времени его создания, авторского замысла и других условий, фабула может состоять из следующих элементов:
Они могут использоваться писателем полностью или частично, менять последовательность или отсутствовать вовсе.
Чем сюжет отличается от фабулы
В российском литературоведении долгое время не было принято разделять понятия «сюжет» и «фабула». Они воспринимались как синонимы. Предпочтение отдавалось первому термину.
Современные учёные сошлись во мнении, что фабулой следует считать основу повествования, его стержень, а сюжетом – набор образных средств, с помощью которых реализуется раскрытие основной идеи произведения.
Если представить литературное произведение в виде живого организма, фабула будет его скелетом, а сюжет – мышцами. Без скелета корпус рассыплется, повествование станет вялым, бесструктурным. Но и без движущих сюжетных мышц скелет останется только схемой – пугающей, безобразной и бесполезной.
Как видите, фабула держит сюжет, а сюжет оживляет фабулу и приводит в действие весь организм художественного текста.
Увидеть различия между сюжетом и фабулой легко на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в школьных читательских дневниках, будет выглядеть примерно так:
«Онегин приезжает из столицы в деревню. Он заводит дружбу с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги Татьяна чувствует любовь к Онегину и признаётся ему в этом письмом. Герой отвечает отказом и уезжает.
Татьяна томится, но через несколько лет её выдают замуж, она становится петербургской светской дамой. Встретив её вновь, Онегин понимает, что влюблён, но быть вместе герои не могут».
Сюжетная канва будет чуть плотнее и богаче:
«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое деревенское поместье, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится предметом любви дочери помещиков Лариных. Татьяна – дитя природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.
Из-за нелепой ссоры между друзьями происходит дуэль, Ленский погибает. Татьяна признаётся Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает суровую отповедь. Евгений уезжает, так как его пугает серьёзность и решительность юной девушки. Через много лет в Петербурге он встречает повзрослевшую замужнюю Татьяну и понимает, что любит её.
Признавшись ей в любви, герой узнаёт, что её чувство не прошло, но теперь быть вместе им не суждено. В поисках политического, социального и поведенческого идеала, Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до декабриста-революционера), но так и не находит собственный путь.
Татьяна, олицетворяющая русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры остаётся целостной и естественной от начала до конца произведения».
Фабулу можно было бы записать ещё короче:
«Героиня любит героя, а он её – нет. Спустя время герой влюбляется в героиню, но его ждёт отказ».
Этот «костяк» сюжета находим в русской народной сказке «Цапля и Журавль». А. С. Пушкин выстраивает художественное полотно романа на крайне простом фабульном стержне, но от этого произведение не становится беднее.
Краткое резюме
Умение видеть фабулу – полезный навык для устного пересказа или письменного изложения текста. Оно помогает чувствовать его структуру и в дальнейшем с лёгкостью создавать собственные шедевры.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Чтобы создать что-то стоящее, только фабулой не отделаешься, ведь на одну и ту же фабулу можно написать много разных произведений с непохожими друг на друга сюжетами, одни произведения будут гениальными, а другие бездарными, тут уже все от таланта писателя зависит.