Ф перлз считал что для удовлетворения индивиду необходимо

Карантин март – апрель – май 2020 и работа в онлайн

Фриц Перлз

Основателем метода гештальт — терапия считается Фриц Саломон Перлз (1893-1970). Его базовым образованием был психоанализ и долгое время Перлз практиковал именно его. Началом истории гештальт — терапии можно считать появление книги «Эго, голод и агрессия» (1942), в которой представлено довольно радикальное переосмысление теории Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа.

Литература на русском языке[ | ]

Отличительные черты гештальт терапии

Несмотря на то, что сам Фриц Перлз считал, что теория построена на базе психоанализа, вполне очевидно, что на его детище оказало влияние множество различных подходов к психотерапии, а также, философия экзистенциализма и идеи течений — Дзэн Буддизм и Даосизм. Так автор делал очевидный акцент на потоке непосредственных переживаний индивида («здесь и сейчас») — мыслях и чувствах, а также декларировал личную ответственность человека за состояние его собственного сознания.

Отличительными чертами гештальт метода стало смещение акцента в отношении построения важнейших вопросов психотерапии с вопроса «почему, на вопросы «что» и «как».

Это, казалось бы незначительное изменение, оказало огромное влияние на ход самого процесса, потому, что в таком ракурсе личная история клиента отходила на второй план, а самым важным становилось его актуальное переживание в настоящем. Отсюда нетрудно понять, что это коренным образом меняло психоаналитический подход к работе психолога.

Несмотря на то, что Перлз оставил довольно много трудов посвященных методу, ни в одном из них не содержится сколь-нибудь систематического изложения материала — ни одну из его книг нельзя назвать учебником по гештальт терапии. Этот, казалось бы, странный факт, вполне вписывается в концепцию автора, который всегда считал, что единственный путь к пониманию метода, это практический опыт по его освоению. По этой причине многие из его трудов содержат большое количество описаний методик и работы с клиентами, но редко, их теоретические обоснования.

Однако, после смерти Перлза в 1970 году, его последователи сделали попытку заполнить этот пробел, выпустив книгу-руководство под названием «Интегрированная гештальт терапия» (Э. Полстер, М. Полстер, 1973). Именно на основе этих данных и излагается теоретическое обоснование метода, которое, вне всякого сомнения, необходимо.

У истоков гештальт-терапии: Фредерик С. Перлз

Автор Жан-Мари Робин, ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ. Источник — psylib.org.ua​

Фильм «Фриц Перлз: Сессия с Глорией»

Перлз и Глория. Окончание консультации.

​​​​​​​Вскоре после завершения второй мировой войны в Нью-Йорке поселился немецкий психиатр и психоаналитик Фредерик Соломон Перлз (также известен как Фриц Перлз). Ему за 50, и позади у него плодотворная профессиональная деятельность. Получив профессиональное образование у многих знаменитостей психоанализа и психиатрии того времени, после нескольких лет «классической» практики в Германии он, с приходом к власти гитлеризма, вынужден был эмигрировать, так как был евреем.

Сначала он живет в Голландии, затем его приглашают в Южную Африку, где он открывает Институт психоанализа. Вот несколько важных встреч, которые стали вехами на пути его интеллектуального роста в этот период:

Эти разнообразные влияния соединились в первой работе Ф.Перлза «Эго, голод и агрессия», опубликованной в 1942 году. Ее подзаголовок – «Пересмотр теории Фрейда и его метода» – уже указывает на дистанцирование от традиционного психоанализа. Со временем эта дистанция будет только увеличиваться, закладывая основы будущей психотерапии.

Создание гештальт-терапии и вклад П.Гудмена

По приглашению Карен Хорни и Эриха Фромма, известного своим определением «экзистенциального психоанализа», Перлз, пользующийся благодаря своей книге некоторым авторитетом среди «группы посвященных», приезжает в Нью-Йорк. Ступив на американскую землю, он мог бы, подобно Фрейду, своему ненавистному учителю, воскликнуть: «Они не знают, что я приехал, чтобы принести им чуму!»

Некоторое время спустя, войдя в нью-йоркскую жизнь, Перлз начинает сотрудничать с Полом Гудменом, который быстро становится важнейшей фигурой в развитии гештальт-терапии. Перлз, несомненно, обладал гениальной клинической и теоретической интуицией, но он не был ни блестящим интеллектуалом, ни талантливым писателем. Ему требовался «негр», чтобы привести в порядок рукописи, над которыми он работал в Африке в течение двадцати лет. Таким образом, Пол Гудмен, непризнанный писатель-эссеист, поэт и литератор, вынужден был поставить на службу идеям Перлза все свои литературные, философские и психоаналитические знания. Но теперь совершенно очевидно, что он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и что он придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него так, возможно, и остались бы в черновых набросках.

Потом эти идеи, которые лягут в основу «Гештальт-терапии», опубликованной в 1951 году, будут долго обсуждаться и подвергаться экспериментальной проверке в маленькой нью-йоркской группе.

Вокруг Перлза, его жены Лоры и Пола Гудмена объединяются Изадор Фром и некоторые другие, известные под именем «Семерки». Вскоре они создают в Нью-Йорке первый Институт гештальт-терапии.

Когда книга, над которой работали Гудмен, Перлз и другие члены группы, была почти готова, причем ее последняя глава была отредактирована наспех, издатель потребовал прибавления к книге практической части. И, к большому сожалению всей группы, раздел, написанный Xeфферлином, где описывались опыты, проведенные со студентами университета, превратился в первую часть книги.

С точки зрения издателя, тем самым публике давалось понять, что издание поддерживалось авторитетом университета. С другой стороны, книга приводилась в соответствие с бытовавшей тогда модой на сочинения типа «Сделай сам». Все это должно было способствовать ее успешной продаже. Эффект получился едва ли не обратным, так как часть, написанная Хефферлином, отпугнула профессионального читателя, для которого собственно эта книга-манифест и предназначалась, а ее распространение в течение нескольких лет оставалось относительно скромным.

Как бы там ни было, в 1951 году этот основополагающий труд по новой терапии, авторами которого значились Перлз, Хефферлин и Гудмен, был издан под названием «Гештальт-терапия, возбуждение и рост в человеческой личности». Он явился результатом размышления исследовательской группы, разнообразной по своему составу и путям, пройденным ее членами.

Хотя вскоре сформировалось еще несколько групп, придерживающихся этого подхода, в частности в Кливленде (на базе которой возник Кливлендский институт гештальт-терапии вокруг Е.Полстер) и в Калифорнии (вокруг Джима Симкина), для гештальт-терапии и для Перлза начался долгий переход через пустыню.

Перлз был уже немолод, и ему хотелось получать больше знаков внимания. Между тем Лора Перлз и Изадор Фром продолжали свою работу психотерапевтов и тренеров в Нью-Йорке и сосредоточились на развитии метода. Пол Гудмен после десяти лет практической работы и преподавания оставил терапевтическую практику, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству и своим эссе. Он обрел наконец такую известность, что после его смерти писательница Сюзен Зонтаг написала: «Он был нашим Сартром, он был нашим Кокто». Другие отцы-основатели пошли своими путями, а Перлз коротал время между туристическими путешествиями полупенсионера и поездками для преподавательской деятельности во все концы Соединенных Штатов.

Калифорнийские годы: расцвет

В середине 60-х годов Перлз был на время приглашен в Эсален – только что открывшийся центр на берегу Тихого океана в Калифорнии, ставший Меккой для «Движения за осуществление возможностей человека». Можно предположить, что Эзален и Перлз каким-то образом придали друг другу сил, и вскоре в демонстрациях Перлза, следовавших друг за другом почти непрерывно, участвовала широкая аудитория.

Гештальт-терапия тогда испытывала значительный подъем, и Институты и Центры, заявляющие о своей приверженности этим взглядам, развивались иногда в лучшую сторону, но часто и в худшую. Действительно, сам Перлз продолжал работать с неизбывной творческой энергией, и в основе его творчества лежал огромный опыт 45-летней клинической, психиатрической и психотерапевтической работы. Тем не менее он отдавал дань моде того времени, которая считала любую теорию «интеллектуальным онанизмом » и заменяла ее хлесткими рекламными слоганами. Мода также постоянно требовала от него новизны любой ценой, иногда даже ценой запутывания самое основ гештальт-подхода.

Тяжкие последствия этих «событий 68-го года» в истории гештальт-терапии дают о себе знать по сей день. Можно согласиться, что на этой фазе в психотерапевтической практике и повеяло свежим ветром, но недостаток четких позиций и всякого рода крайности сильно пошатнули доверие к новому подходу.

Разномастные «ученики чародея», воспроизводившие без разбора то, что им довелось наблюдать в практике учителя, однако не имевшие при этом ни его опыта, ни его таланта клинициста, потерпели крах, точнее говоря, эффективность их терапевтических вмешательств оказалась равной нулю. Кроме того, многие профессионалы, которые столкнулись с конъюнктурной формой гештальт-терапии, убедились, и убеждены до сих пор, что она не имеет под собой никакой серьезной теоретической базы. Это распространенное мнение стало серьезным препятствием для тех, кто желал вести долгосрочную психотерапевтическую работу с пациентами.

После Перлза

После смерти Перлза в 1970 году можно было проследить следующие важные процессы в гештальт-терапии.

Одни, следуя моде, обратились к другим методам психотерапии. Другие, приняв свое незнание теоретических и клинических основ гештальт-терапии за их отсутствие, восполнили этот недостаток тем, что приняли теоретические положения, которые, как им казалось, имели какое-то отношение к практике Перлза последнего периода. В частности, некоторые гештальтисты, сохранив гештальтисткую методологию и технологию, обратились к психоаналитической теории, чаще всего к англосаксонским течениям, к психоанализу объектных отношений или к тем, кто отдает предпочтение субъектности и интерсубъектному анализу.

Некоторые восполняли свою несостоятельность, аккумулируя и комбинируя различные подходы, будто дополнительное введение биоэнергетических и психодраматических методик, работы в бассейне, массажа или других приемов могло служить заменой недостающего «остова» адекватной метапсихологии.

Наконец, кое-кто вновь обратился к забытым источникам, к фундаментальным текстам, к преподавателям-практикам, которые не прекращали на них опираться и их развивать. Таким образом, Лора Перлз, Изадор Фромм и другие члены группы, основавшей гештальт-терапию, вышли из тени, в которую их погрузило калифорнийское солнце Перлза, и дали возможность большой части сообщества гештальтистов вновь обрести смысл этого подхода в его радикальности и творческой энергии, вокруг теории «self», намеченной Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Современная ситуация

Сейчас гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальт-психология и т.д.). Этот рост прямой (принимая во внимание растущее число практиков и углубление их компетентности и собственных запросов, растущее число пациентов, находящих благодаря этому росту пути, которые они не смогли бы проложить самостоятельно), и одновременно косвенный, через постепенную ассимиляцию (часто неосознаваемую) другими современными психотерапевтическими направлениями, – в частности, психоаналитическими, – множества понятий и инструментов, разработанных гештальт-терапией на протяжении пятидесяти лет. Конечно, относительная молодость и недостаточная склонность к написанию текстов у многих практиков приводят к тому, что многие темы все еще нуждаются в развитии, что взаимодействие идей и практических дел сегодня все еще затруднено. Автострады мысли, конечно, используются чаще, чем проселочные дороги. Однако, профессионалы-соседи, которые рискуют проверить на самом деле, действительно ли дошедшие до них слухи о гештальт-терапии оказываются обоснованными, всегда поражаются убедительности, творческой энергии, свободе мысли и эффективности клинических воздействий этого направления, далеко не такого поверхностного, как кому-то хотелось заставить их думать.

Множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира: от Японии до Скандинавских стран, от России до Латинской Америки, от бывшей Югославии до Израиля или Берега Слоновой Кости. Если не считать некоторых непримиримых гештальтистов, тоскующих по псевдоперлзовской спонтанности, или некоторые эзотерические отклонения, гештальт-терапия в целом вновь обрела свои теоретические, практические и клинические корни и сумела впитать в себя достижения современного психотерапевтического знания, а иногда делая свой вклад в это знание.

Теория гештальт-терапии

Центральным понятием метода является, концепция фигуры-фона, что и отражает термин «гештальт», который в переводе с немецкого означает «целое, интеграцию, форму, стереотип». Эта концепция являлась основной и в понимании Перлзом другой важной части его теории — обосновании важной цепочки потребность-удовлетворение, откуда вытекала и идея самоактуализации, снискавшая себе большую популярность в 50-60 годах прошлого столетия и ставшая одной из основ гуманистического метода терапии.

Главной подоплекой идеи Ф. Перлза было его отношение к личности, как к единому целому и последовательный отказ от концепций дуализма психической и материальной реальностей, мыслей и чувств, а также поведения человека. Нетрудно заметить, что такой же поход лежит в основе философии холизма.

Исходя из такого отношения к личности, естественным следствием было представление, что люди не находятся полностью под влиянием внешних обстоятельств и обстоятельств своей личной истории, а значит, вполне могут играть определяющую роль в своем состоянии и поведении и нести полную ответственность за события своей жизни и ее качество. Отсюда вытекала гуманистическая концепция актуализации, провозглашающая свободу выбора, использования личного потенциала и воли к переменам, лежащих в основе трансформации личности. Вторым важным следствием было уже упомянутое отношение к тому, что лежало в основе сущности человеческой личности, которое определялось отныне вопросом «как», а не «почему».

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Природа человека в контексте теории Перлза

Принцип холизма (целостности). В общем, этот принцип говорит о том, что состояние целого не определяется простым суммированием состояний его элементов, но является единым целым и качественно иным, нежели эта сумма. При этом, сами по себе, процессы и состояния отдельных частей этого целого исчерпывающе определяются природой самого целого. Говоря иначе, человек функционирует как единый организм, физиология которого, мыслительные процессы, эмоции нельзя разделить и изучить по-отдельности.

Эмоции человека имеют три аспекта — они могут быть функциями мышления, физиологии и органов чувств.

Принцип гомеостаза, плюс диалектика. Этот принцип Перлз применил к психологической реальности индивида, полагая под ним способность системы к сохранению внутреннего равновесия (постоянства) своего состояния путем противопоставления (сравнения противоположностей). Логично предполагая, что мышление человека связано с пониманием противоположностей и фактически основано на их противопоставлении (оценке), Перлз выдвинул концепцию психологического баланса личности. Эта концепция заключалась в том, что любой организм обладает стремлением к балансу или равновесию, то есть покою и отсутствию перемен.

В понимании Перлза, мыслительный процесс был основан на сравнении, когда одно могло познаваться только в контексте своей противоположности (без холодного нет горячего, без добра нет зла и т.п.).

Каждое мгновение на единый организм действовало множество разных факторов и внешних и внутренних, естественным образом стремящихся нарушить равновесие всей системы в целом. В результате стремления к сохранению первоначального состояния, развивается противоположная тенденция к восстановлению общего баланса. Эта тенденция — базовая потребность организма и в процессе этой саморегуляции создается образ текущей потребности, с которой в данный момент связано желание ее удовлетворения. Потребность может быть удовлетворена или же нет, но в любом случае, в процессе создается образная ситуация фигура-фон (или гештальт) — образ значимой потребности на фоне менее значимого в данный момент содержимого. Это связано с особенностями человеческого восприятия воспринимать вещи интенционально, то есть всегда фиксировать внимание на конкретном значимом объекте, о чем и говорится в феноменологии.

В процессе удовлетворения значимой потребности снижается психологическое напряжение, баланс восстанавливается, то есть текущая ситуация потребность — удовлетворение завершается.

Итак, упомянутый гомеостаз, это процесс, в ходе которого личность раз за разом удовлетворяет свою потребность, возвращая желаемое равновесие.

Согласно Перлзу, поскольку внешние и внутренние факторы постоянно (просто в силу своего наличия) стремятся вывести систему из равновесия, то процесс возникновения потребностей и их удовлетворения возникает вновь и вновь. Под потребностями в данном случае понимаются, как физиологические, так и психологические, что естественно, если мы понимаем организм, как целое. Что касается отношений с внешним миром в контексте удовлетворения потребностей, Перлз выделял две стратегии поведения — аутопластическое (стремление адаптировать поведение к внешнему миру) и аллопластическое (приспособление внешнего мира под свои интересы).

Из сказанного можно понять, что состояние фигура — фон (или гештальт), возникает как образ осознания текущей потребности и, в силу непрерывности процесса, представляет из себя постоянно незавершенное состояние, создающее психологическое напряжение, поскольку гештальт непременно требует завершения (потребность должна быть реализована). Доминирующая потребность создает то, что в гештальте называют фигурой, а менее значимые потребности временно уходят в фон.

Показательно отношение Перлза к сознанию человека в контексте текущей потребности. Он считал, что оно, не просто некая система обслуживающая эти потребности, но самая суть сознания, тождественная потребности и ситуации, которая вокруг этого разворачивается. То есть сознание, есть появление, развитие потребности, а также и пути ее реализации — налаживание отношений с миром, самим собой и т.п.

Личность и доминирующие инстинкты. Согласно теории личности Зигмунда Фрейда, базовым инстинктом человека, являлся сексуальный инстинкт и, в соответствии с этим воззрением, основной потребностью человека была половая потребность. Фриц Перлз, не подвергая сомнению этот посыл, тем не менее утверждал, что такой взгляд является односторонним и, не вполне учитывающим другую изначальную биологическую потребность человека — потребность в пище. Эту потребность Пёрлз назвал инстинктом голода. Таким образом он выделил две базовые потребности.

Инстинкт голода Пёрлз связал с определенными событиями в развитии человека, связанными с удовлетворением этой потребности в раннем возрасте. Это четыре стадии развития человека — пренатальная (внутриутробная), предентальная (связанная с удовлетворением голода через сосание), инцизорная (кусание), молярная (кусание и жевание). С точки зрения Перлза эти четыре стадии имели непосредственную связь с психологическими особенностями индивида, так предентальная связывалась с нетерпением, инцизорная с агрессией, молярная с ассимиляцией (или усваиванием). Таким образом, по аналогии с этапами развития, наиболее зрелое поведение человека всегда связано с ассимиляцией (не только пищи, но и вообще всей информации, приходящей из внешнего мира).

Агрессия и защитное поведение. Согласно Перлзу, агрессия несла в себе важный биологический функционал, обеспечивая удовлетворение потребностей через контакт с окружающей средой. Роль агрессии была в устранении препятствий на пути к значимой потребности. Причем, истинной ее целью было именно устранение препятствия, а не разрушение, поскольку деструкция любого объекта предполагает невозможность его использования (ассимиляции) в дальнейшем. Если проводить параллель с процессом удовлетворения инстинкта голода, то здесь несомненно просматривается связь с процессом кусания и последующего пережевывания пищи.

Согласно Перлзу, невозможность реализации естественных проявлений биологической агрессии (ее подавление) вело к очевидным психологическим проблемам и здесь прослеживается очевидная аналогия с теорией подавленных устремлений ИД Фрейда.

Защита — инстинкт, связанный с самосохранением, при этом он может принимать различные формы, от агрессивного поведения до бегства.

Принцип реальности. Человек всегда находится в процессе взаимодействия с окружающим миром, а поскольку это общение всегда связано с удовлетворением потребностей, то поэтому, человек не ограничивается просто восприятием событий, а активно вмешивается в этот процесс. Важно уточнить, что это вмешательство относится как к внешнему, так и к внутреннему миру (психике). Для реализации своих потребностей целесообразно условное разделение мира на внешний и внутренний, поэтому, каждый индивид в процессе развития создает это разделение, именно поэтому в сознании возникает понятие субъекта и объекта. Границы между этими двумя мирами проходят по линии наших интересов, ведь человек создает это разделение сам, и эта граница находится в процессе постоянных изменений, завися от многих факторов — физиологических инструментов восприятия (органы чувств), потребностей личности, ее представлений о внешнем и внутреннем, от я-концепции и т.д. При этом, в общем и целом, это граница контакта с окружением, на линии которой и происходят события.

Понятие Эго в теории Пёрлза. Эго неразрывно связано с взаимодействием с окружающим миром, это взаимодействие является причиной его появления, а границы ЭГО определяются границами этого контакта. По Перлзу человек функционирует как личность только в месте встречи с тем, что считает чужим (отличным от я).

Субъективное осознание себя как отдельного от мира и составляет суть Эго.

Согласно гештальт концепции, эго-личность всегда рассматривается в контексте его потребностей.

Развитие личности. Суть развития и изменения личности в удовлетворении постоянно возникающих потребностей, которая происходит через ассимиляцию фрагментов окружающего мира. По сути, это непрерывная цепочка, которая выглядит следующим образом, потребность-нарушение равновесия-агрессивный контакт-удовлетворение через ассимиляцию-новое равновесие и т.д. Таким образом, личность почти всегда находится в состоянии очередного незавершенного гештальта (неудовлетворенной потребности). Исходя из этого принципа, понимание психологически здорового индивида возможно лишь в контексте постоянного удовлетворения потребностей, или иначе, постоянно завершающегося гештальта, а раз так, то отсюда же вытекает и концепция психологического роста (актуализации), и это — движение к способности все более эффективно «закрывать» актуальную потребность.

Формирование полных и всесторонних гештальтов является предпосылкой психического здоровья и роста» (Ф. Перлз. 1951).

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзомпод влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм — среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:

1 Внутреннюю — явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю — внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю — фантазии, верования, отношения.

В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью.
Проекция
— прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции». Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».

поворот на себя — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя.
Дефлексия
— уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.

(или слияние) — выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я». Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я».

Понятие «незаконченное дело»

является одним из центральных в гештальткоррекции.
«Незаконченное дело»
означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является
обида,
которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек — один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является «избегание».

Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет
уровнями невроза.
Первый уровень


уровень фальшивых отношений, игр и ролей.
Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я» и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.


фобический
— связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек

боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.


уровень тупика и отчаяния.
Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.


имплозия,
состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному «Я».

Цели коррекции.Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на
вспомогательные:
— обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания

— смещение локуса контроля вовнутрь;

— поощрение независимости и самодостаточности;

— обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога.В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

взаимодействия с клиентом — активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента.В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники. Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности.

2. «Большой пес» и «Щенок».Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок». «Большой пес» олицетворяет обязанности, требования, оценки. «Щенок» олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

3. Совершение кругов, или идти по кругу.Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними.

4. Техника «наоборот» (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений.

6. Незаконченное дело.Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения.

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

8. «У меня есть тайна».В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете.

9. «Преувеличение». Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому «языку тела».

10. «Репетиция».По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на «сцене воображения» различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам.

11. Проверка готового мнения.Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение.

____________________________________________________________________________

Природа психологических нарушений

Естественно, что природа функционирования личности в системе вновь и вновь возникающих потребностей предполагает постоянное психологическое напряжение — фрустрацию. И по Перлзу фрустрация является важным катализатором развития личности, поскольку именно ее наличие — источник всей человеческой деятельности. Так ребенок учится взаимодействию с миром и становится личностью именно для того, чтобы эффективно избавляться от фрустарций (психологических напряжений).

Все фрустрации вызваны неудовлетворенной потребностью, а ее удовлетворение связано с ассимиляцией части окружающего мира, примером такой ассимиляции может служить удовлетворение голода — мы кусаем еду, пережевываем ее и перевариваем, так происходит получение энергии из внешнего мира и ее ассимиляция через пищеварение. Этот процесс имеет как физические, так и психические проявления, когда вместо материального объекта (еда) может выступать информация или объекты. Однако, согласно концепции Перлза, в истоке обоих процессов лежит именно инстинкт голода.

Таким образом, именно с нарушением удовлетворения потребностей Перлз связывал появление психологических проблем.

Почему гештальт терапия?

Само название гештальт (немецкое — gestalt, что означает форма или образ) восходит к популярному в начале ХХ века одноименному направлению в психологии, основателями которого были Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Кёлер, занимавшихся исследованием принципом восприятия психикой окружающего мира. Основная идея гештальт подхода заключалась в утверждении свойства психики воспринимать окружающую действительность целостными образами, которые не сводились к простой сумме составляющих их элементов, то есть с точки зрения сознания, смысл имела фигура в ее целостности, в то время как ее составляющие, были лишь суммой элементов, не определяющих смысла этого целого. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *