Ф лессепс что изобрел

Фердинанд Лессепс — создатель Суэцкого канала

Перед виконтом Фердинандом Мари де Лессепсом (1805- 1894) с молодых лет были открыты все пути к крупной политической карьере. Он хорошо проявил себя на дипломатическом поприще в Лиссабоне и Тунисе, потом был французским консулом в Каире, Роттердаме, Малаге, Барселоне, Мадриде, Берне. В 1849 году в Риме его дипломатическая карьера закончилась. Когда город заняли французские войска, Лессепс вышел в отставку в знак протеста против политики своего правительства.

Ф лессепс что изобрел

Дипломатический период биографии Фердинанда Лессепса, как будто не имеет связи с его позднейшей деятельностью в качестве строителя каналов между морями, но повлиял на его судьбу. Дело в том, что находясь в Каире в тридцатые годы в должности французского консула, он ознакомился с историей и географией Египта и задумал соединить Средиземное и Красное моря каналом; ведь в древности эти моря были соединены. Лессепс прекрасно отдавал себе отчет в том, какие огромные выгоды получила бы морская торговля от столь значительного сокращения пути из Европы в Индию и на Дальний Восток.

Ф лессепс что изобрелСаид-паша

Во время службы в Каире, Лессепс подружился с родственником тогдашнего египетского вице-короля, обжорой и гулякой — Саид-пашой. И вот, в 1854 году, находившийся в отставке Лессепс вдруг узнал, что его прежний друг, Саид-паша, стал правителем Египта. Не долго думая, Лессепс 7 ноября того же года приехал в Александрию, где Саид-паша приготовил ему истинно царскую встречу. Не было конца почетным званиям, подаркам, совместным путешествиям. Во время одного из таких путешествий, Лессепс рассказал правителю Египта о своей мечте соединить каналом Средиземное и Красное моря, и Саид сразу же утвердил проект Лессепса.

Бывший дипломат собрал инженеров и рабочих на берегу древнего Полузия, где предполагалось построить современный город, получивший в честь друга Лессепса название Порт-Саид, и ударив киркой по земле, объявил начатым строительство Суэцкого канала. Было это 25 апреля 1859 года. Однако на пути к осуществлению задуманного строительства Лессепс встретил множество препятствий. Обеспокоенные развитием строительства англичане повлияли на Турцию, которой принадлежал тогда Египет, потребовав, чтобы она запретила строительство канала. Испуганный Саид-паша настоял на увольнении египетских рабочих со строительства. Потребовалось личное вмешательство Наполеона III, стоявшего тогда у вершины могущества, чтобы Саид отменил свой приказ. Судьба Лессепса интересовала Наполеона III, в частности, потому, что строитель был близким родственником императрицы Евгении. Таким образом, работы продолжались, несмотря на протест англичан.

Феллахи голыми руками сыпали песок в корзины и выносили его в отвалы. Несмотря на то, что они были обеспечены жильем, питанием и получали заработную плату, к ним на строительстве канала относились, как к рабам. Это обстоятельство использовало британское правительство и предъявило новый протест. Лессепс, который не забыл свой дипломатический опыт, не преминул выразить удивление этим протестом. Он ответил, что рабство в Египте дело вполне нормальное и посоветовал Англии заняться этой важной проблемой в Соединенных Штатах Америки и поинтересоваться судьбой крепостных крестьян царской России. В 1862 году канал был доведен до озера Тимсах.

Ф лессепс что изобрел

Новые препятствия возникли в 1864 году после смерти Саид-паши. Его наследник, молодой Измаил симпатизировал англичанам. Но и на этот раз помог Наполеон III. Лессепсу удалось значительно механизировать работы при строительстве канала. Он применил несколько десятков мощных по тем временам машин для производства земляных работ, таких как землечерпалки и драги, суммарной мощностью 10000 л. с. Построенные Лессепсом узкоколейные рельсовые пути способствовали улучшению транспорта, для тяги в котором применялись многие тысячи ослов, мулов и верблюдов. Кроме того, на строительство приехали рабочие из Европы (около 8000 человек), из Африки, Аравии и Сирии (около 10000 человек).

Таким образом, строительство продвигалось успешно, как вдруг в 1865 году среди рабочих началась эпидемия холеры. Многие из них умерли, другие стали массово покидать строительство. Но Лессепсу удалось справиться с положением, хотя холера коснулась также его семьи — умер его внук. Строительство закончилось летом 1869 года. Лессепс открыл канал в присутствии паши Измаила. Он сказал: „Прошло 35 столетий с тех пор, как воды Красного моря отступили по приказу Моисея. Теперь по приказу правителей Египта они возвратились на место!”. Впрочем, не все прошло как надо — оба главные действующие лица — Лессепс и паша, чуть не утонули в воде хлынувшей в канал.

Торжества открытия канала состоялись 17 ноября 1869 года. На них прибыли коронованные головы, в том числе родственница Лессепса, императрица Евгения и император Франц Иосиф. Знаменитый Верди, по случаю открытия канала, написал оперу „Аида”. Празднованию и торжествам не было конца. Все это обошлось паше Измаилу в круглую сумму 4 миллиона долларов, но надо признать, что открытие канала было обставлено великолепно. Однако прибыли канал стал приносить только лишь начиная с 1872 года.

С технической точки зрения строительство Суэцкого канала не представляло особых трудностей. Это просто была большая канава, длиной 160 км, без всяких шлюзов. Лессепс не был специалистом, он немного разбирался в этом деле, однако во время строительства ему больше пригодились дипломатические способности. Но последовательность и упрямство, с которым он осуществлял свой замысел, заслуживали признания. Необходимо упомянуть, что в деле руководства строительством Лессепсу много помогал его сын, Шарль.

Ф лессепс что изобрел

Всемирная слава, которую завоевал себе честолюбивый Лессепс, его не удовлетворяла. Несмотря на пожилые годы, он возглавил Компанию межокеанского канала, которая вознамерилась соединить Атлантический и Тихий океаны через Панамский перешеек. В 1883 году обнаружились ошибки в проекте и смете, авторы которых не учли местных условий. Строительство требовало весьма сложных инженерных работ, а объем выемок во много раз превышал указанный в проекте. Среди персонала, занятого на строительстве бушевали малярия и тропическая лихорадка — болезни, с которыми в те времена не умели бороться. В результате эпидемии, в 1887 году умерли 50000 рабочих. В 1889 году Компания была ликвидирована, а ее руководство отдано под суд и приговорено к тюремному заключению.

Банкротство Компании „Панама” разорило тысячи мелких держателей акций, которые, будучи уверены в успехе строительства, поместили в них свои капиталы. Вероятно, огромное большинство держателей акций поддались обаянию фамилии Лессепса. А сам создатель Суэцкого канала, павший жертвой своего технического невежества и жажды славы, попал в тюрьму. Приговор был — 5 лет заключения, впрочем вскоре Лессепса отпустили в связи с состоянием здоровья — создателя Суэцкого канала разбил инсульт. 7 декабря 1894 года Фердинанд Мари де Лессепс скончался в своем поместье в окрестностях Орлеана. Лессепс потерял все свое имущество, так, что даже расходы по его похоронам должна была взять на себя Компания Суэцкого канала.

Но все же Лессепс был великим строителем. Спустя три года после его смерти в Порт-Саиде ему поставили памятник, на цоколе которого виднеется надпись по-латыни: „Aperire terram gentibus” („Открыть народам мир”). Стоящий на высоком цоколе Фердинанд Лессепс указывает на канал вытянутой рукой.

Источник

Фердинанд Мари де Лессепс. Биографическая справка

Ф лессепс что изобрел

Французский дипломат и предприниматель виконт Фердинанд Мари де Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps) родился 19 ноября 1805 года в Версале. Род де Лессепса ведет свою историю с XIV века, среди его предков были и шотландские, и испанские, и французские аристократы.

Он окончил престижный Лицей Генриха IV, получил юридическое образование и в 20-летнем возрасте начал дипломатическую карьеру.
В 1825–1849 годах занимал различные дипломатические посты в ряде стран Европы и Африки, в том числе Египте (1831–1837).

Во время своего пребывания в Египте Лессепс увлекся идеей создания искусственного канала на Суэцком перешейке. Блестящий молодой человек, обаятельный и остроумный собеседник, Лессепс быстро стал душой местного общества. Особенно хорошие отношения сложились у Фердинанда с сыном правителя Египта Мухаммедом Али Саидом. Саид-паша страдал ожирением, и правитель попросил Лессепса заняться с наследником верховой ездой, а заодно обучить европейскому этикету и хорошим манерам. Тесное общение французского дипломата и наследника египетского престола в то время стало началом дружбы, сыгравшей ключевую роль в создании Суэцкого канала.

В конце 1837 года Лессепс вернулся во Францию. Там, ожидая нового дипломатического назначения, он женился на девушке из хорошей семьи, 18-летней Агате Деламаль. Этот брак продлился 16 лет.

Следующие 12 лет жизни Лессепса были связаны с дипломатией: он занимал должность консула в Роттердаме, затем в Малаге, стал генеральным консулом в Барселоне, послом Франции в Мадриде.

Карьерный взлет неожиданно прервался в неспокойном для Европы 1849 году, когда Лессепс был послан вести мирные переговоры между французской армией и войсками мятежного Гарибальди, сошедшимися у Рима. Как выяснилось позже, Лессепс был послан в Италию лишь для отвода глаз, и французское правительство вовсе не собиралось заканчивать военные действия. Узнав об этом, гордый аристократ вспылил и вышел в отставку.

Разочаровавшись в политике и дипломатии, Лессепс вернулся во Францию и поселился с семьей в своем поместье Ла-Шенэ. Через четыре года произошло два трагических события: в течение небольшого промежутка времени скарлатина унесла жизни двух сыновей виконта и любимой жены. Лессепс стал жить размеренной жизнью вдовца и сельского помещика.

В 1953 году родственница Лессепса Евгения Монтихо вышла замуж за императора Франции Наполеона III. Фердинанд Лессепс был двоюродным братом матери Евгении.

Императрица Евгения загорелась идеей постройки Суэцкого канала после первого же разговора с Лессепсом. Она пообещала склонить на его сторону Наполеона III.

В июле 1854 года Лессепс узнал о том, что правителем Египта стал его воспитанник Саид-паша. Используя личные связи с представителями египетского двора, Лессепс в 1854 году получил от Саида-паши концессию на сооружение Суэцкого канала на льготных условиях. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом «Всеобщая компания Суэцкого канала», которая юридически считалась египетским предприятием.

Так как концессионный договор был заключен с правителем одной из провинций Османской империи, каковой тогда являлся Египет, то он подлежал утверждению турецким султаном. Турецкий султан полностью зависел от правительства Великобритании, а Британия была категорически против строительства канала. Четыре года Лессепс провел в бесконечных разъездах между Парижем, Каиром, Лондоном и Стамбулом. Не добившись поддержки британского парламента, в ноябре 1858 года он выставил на продажу акции Всеобщей компании Суэцкого морского канала: 400 тысяч акций по 500 франков каждая. В торговых домах и финансовых учреждениях Европы это известие вызвало смех: кто же решится вложить деньги в столь сомнительное мероприятие?

Тогда Лессепс начал пропагандистскую кампанию в прессе, взывая к патриотическим чувствам рядовых французов. «Британия препятствует осуществлению самого крупного проекта века, – говорил он. – Но неужели это нас остановит? Мы проиграли при Ватерлоо, но можем победить в Суэце. Раз проект плох для англичан, значит, он хорош для французов!»

В кассу Всеобщей компании потекли сбережения представителей среднего класса – чиновников, адвокатов, торговцев, офицеров. Только во Франции Лессепс за месяц продал 207 111 акций (всего было продано 314 494 акции).

Лессепс через императрицу Евгению обратился к императору Наполеону III с просьбой о поддержке и получил ее. Но понадобилось еще семь лет дипломатических игр, интриг и соглашений, в течение которых сменились египетский правитель, турецкий султан и британский премьер-министр, семь лет непрерывных работ на канале, прежде чем в марте 1866 года турецкое правительство признало очевидное и завизировало выданную Лессепсу концессию.

Египетское правительство приобрело 44% всех акций, 53% было размещено во Франции, 3% в других странах. Строительство канала было начато 25 апреля 1859 и завершено в 1869 году.

Вернувшись на родину, Лессепс был объявлен национальным героем. Во Франции виконт, отметивший уже свое 64-летие, женился на 20-летней Луизе-Элен Отар де Брагар. Несмотря на разницу в возрасте и насмешки скептиков, этот брак оказался счастливым, в нем родилось 12 детей.

В 1875 году Лессепс был выбран почетным членом Английского королевского общества, в 1884 году – членом Французской академии.

В 1879 году, ровно через 10 лет после завершения суэцкой эпопеи, Фердинанд Лессепс с согласия правительства Колумбии создал акционерное общество «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала».

Чтобы объяснить потенциальным акционерам, какие выгоды сулит сооружение канала между Тихим и Атлантическим океанами, Лессепс развернул мощную пропагандистскую кампанию в прессе. Подписка на акции начала быстро расти. Но немало денег съела сама рекламная кампания. К тому же выяснилось, что трассу будущего канала пересекает американская железная дорога, и компания купила ее по тройной цене. Так, еще до начала земляных работ было истрачено 60 млн долларов (две трети от стоимости Суэца).

В 1885 году, когда средства от продажи акций уже почти иссякли, руководители компании задумали пополнить кассу, проведя лотерею. Лотерея, которая принесла 254 млн франков вместо предполагавшихся 720 млн, положения не исправила. К 1889 году компания растранжирила около 1,3 млрд франков (260 млн долларов) – деньги 700 тысяч человек, а между тем канал не был прорыт и на четверть.

В 1893 году из-за «панамского скандала» Фердинанд де Лессепс и его сын Шарль были приговорены парижским судом к пяти годам тюремного заключения и 3000 франкам штрафа. Кассационный суд вскоре отменил приговор.

7 декабря 1894 года Фердинанд Мари де Лессепс скончался в своем поместье Ла-Шенэ близ Орлеана.

Источник

Фердинанд Лессепс

Ф лессепс что изобрел

Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps ; 19 ноября 1805, Версаль — 7 декабря 1894, Шене) — французский дипломат, инженер, автор проекта и руководитель строительства Суэцкого канала. По образованию юрист.

В 1825—1849 занимал различные дипломатические посты в ряде стран Европы и Африки, в том числе в Египте в 1831—1837. Используя личные связи с представителями египетского двора, в 1854 получил от правителя Египта Саида-паши концессию на сооружение Суэцкого канала. В 1859—1869 руководил строительством этого канала. Успешное завершение строительства и открытие Суэцкого канала принесли ему заслуженную славу: Лессепс стал членом множества научных обществ, награжден орденом Почетного легиона.

Его репутацию не смог подорвать даже скандал с возглавляемым им с 1879 года акционерным обществом «Панама» для сооружения Панамского канала. Крах этой компании в 1889 году привел к разорению десятков тысяч мелких держателей акций. Для сокрытия хищений, злоупотреблений и тяжелого финансового положения правление компании подкупило французских министров, сенаторов, депутатов и редакторов газет. В переносном смысле слово «Панама» стало означать крупную политическую и финансовую аферу.

После официального расследования Лессепс и его сын Шарль были приговорены в феврале 1893 года к пяти годам заключения. Отбывать наказание пришлось только сыну и то недолго, так как вскоре суд отменил это решение.

От двух браков Лессепс имел 17 детей. Последний его ребенок, дочь Гизела, родилась в 1885 году, когда ему было 80 лет.

Полезное

Смотреть что такое «Фердинанд Лессепс» в других словарях:

Фердинанд Мари де Лессепс — Французский дипломат и предприниматель виконт Фердинанд Мари де Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps) родился 19 ноября 1805 года в Версале. Род де Лессепса ведет свою историю с XIV века, среди его предков были и шотландские, и испанские,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Фердинанд де Лессепс — Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; 19 ноября 1805, Версаль 7 декабря 1894, Шене) французский дипломат, инженер, автор проекта и руководитель строительства Суэцкого канала. По образованию юрист. В 1825 1849… … Википедия

Лессепс, Фердинанд де — Фердинанд де Лессепс Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; … Википедия

Лессепс — (фр. Lesseps) французская фамилия. Известные носители Бартелеми де Лессепс (1766 1834) дипломат, писатель, член экспедиции Лаперуза. Матьё де Лессепс (1771 1832) дипломат Фердинанд де Лессепс (1805 1894) дипломат,… … Википедия

ЛЕССЕПС (Lesseps) Фердинанд — (1805 94) французский инженер предприниматель, иностранный почетный член Петербургской АН (1876). Руководил в 1859 69 строительством Суэцкого канала, получив на его прорытие концессию от правителя Египта. Возглавлял акционерное общество по… … Большой Энциклопедический словарь

Лессепс Фердинанд — (1805 1894 гг.) французский дипломат. В 1854 г. получил от правителя Египта Мухаммеда Саида концессию на сооружение Суэцкого канала, организовал в 1858 г. Всеобщую компанию Суэцкого канала, в 1859 69 гг. руководил его строительством. В 1879 89 гг … Исторический словарь

Лессепс Фердинанд Мари де — Лессепс (Lesseps) Фердинанд Мари де (19.11.1805, Версаль, 7.12.1894, Шене, департамент Эндр), французский дипломат, предприниматель. По образованию юрист. В 1825 49 занимал различные дипломатические посты в ряде стран Европы и Африки, в том числе … Большая советская энциклопедия

Лессепс — (Фердинанд, виконт де Lesseps, 1805 1894) известный французский предприниматель, член французской академии. Занимая различные дипломатические должности, Л. обнаружил замечательное мужество и гуманность: в Египте во время чумы он обратил… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лессепс Фердинанд — (Lesseps) (1805 1894), французский дипломат, инженер предприниматель, иностранный почетный член Петербургской АН (1876). Руководил в 1859 69 строительством Суэцкого канала, получив на его прорытие концессию от правителя Египта Мухаммеда Саида.… … Энциклопедический словарь

ЛЕССЕПС — (Lesseps), Фердинанд Мари (19.XI.1805 7.XII.1894) франц. дипломат; инженер строитель. По образованию юрист. Выходец из семьи потомственных дипломатов. В 1825 27 вице консул в Лисабоне, в дальнейшем занимал дипломатич. посты во франц.… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Лессепс Фердинанд

Смотреть что такое «Лессепс Фердинанд» в других словарях:

Лессепс, Фердинанд де — Фердинанд де Лессепс Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; … Википедия

Лессепс Фердинанд — (1805 1894 гг.) французский дипломат. В 1854 г. получил от правителя Египта Мухаммеда Саида концессию на сооружение Суэцкого канала, организовал в 1858 г. Всеобщую компанию Суэцкого канала, в 1859 69 гг. руководил его строительством. В 1879 89 гг … Исторический словарь

Лессепс Фердинанд — () французский дипломат. В 1854 г. получил от правителя Египта Мухаммеда Саида концессию на сооружение Суэцкого канала, организовал в 1858 г. Всеобщую компанию Суэцкого канала, в 1859 69 гг. руководил его строительством. В 1879 89 гг. возглавлял… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Лессепс, Фердинанд — … Википедия

Лессепс Фердинанд де — … Википедия

Лессепс Фердинанд Мари де — Лессепс (Lesseps) Фердинанд Мари де (19.11.1805, Версаль, 7.12.1894, Шене, департамент Эндр), французский дипломат, предприниматель. По образованию юрист. В 1825 49 занимал различные дипломатические посты в ряде стран Европы и Африки, в том числе … Большая советская энциклопедия

Фердинанд Лессепс — Фердинанд де Лессепс Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; 19 ноября 1805, Версаль 7 декабря 1894, Шене) французский дипломат, инженер, автор проекта и руководитель строительства Суэцкого канала. По… … Википедия

Фердинанд де Лессепс — Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; 19 ноября 1805, Версаль 7 декабря 1894, Шене) французский дипломат, инженер, автор проекта и руководитель строительства Суэцкого канала. По образованию юрист. В 1825 1849… … Википедия

Лессепс — (фр. Lesseps) французская фамилия. Известные носители Бартелеми де Лессепс (1766 1834) дипломат, писатель, член экспедиции Лаперуза. Матьё де Лессепс (1771 1832) дипломат Фердинанд де Лессепс (1805 1894) дипломат,… … Википедия

Фердинанд Мари де Лессепс — Французский дипломат и предприниматель виконт Фердинанд Мари де Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps) родился 19 ноября 1805 года в Версале. Род де Лессепса ведет свою историю с XIV века, среди его предков были и шотландские, и испанские,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Источник

Лессепс Фердинанд

Смотреть что такое «Лессепс Фердинанд» в других словарях:

Лессепс, Фердинанд де — Фердинанд де Лессепс Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; … Википедия

Лессепс Фердинанд — (Lesseps) (1805 1894), французский дипломат, инженер предприниматель, иностранный почетный член Петербургской АН (1876). Руководил в 1859 69 строительством Суэцкого канала, получив на его прорытие концессию от правителя Египта Мухаммеда Саида.… … Энциклопедический словарь

Лессепс Фердинанд — () французский дипломат. В 1854 г. получил от правителя Египта Мухаммеда Саида концессию на сооружение Суэцкого канала, организовал в 1858 г. Всеобщую компанию Суэцкого канала, в 1859 69 гг. руководил его строительством. В 1879 89 гг. возглавлял… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Лессепс, Фердинанд — … Википедия

Лессепс Фердинанд де — … Википедия

Лессепс Фердинанд Мари де — Лессепс (Lesseps) Фердинанд Мари де (19.11.1805, Версаль, 7.12.1894, Шене, департамент Эндр), французский дипломат, предприниматель. По образованию юрист. В 1825 49 занимал различные дипломатические посты в ряде стран Европы и Африки, в том числе … Большая советская энциклопедия

Фердинанд Лессепс — Фердинанд де Лессепс Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; 19 ноября 1805, Версаль 7 декабря 1894, Шене) французский дипломат, инженер, автор проекта и руководитель строительства Суэцкого канала. По… … Википедия

Фердинанд де Лессепс — Фердинанд Мари виконт де Лессепс (фр. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; 19 ноября 1805, Версаль 7 декабря 1894, Шене) французский дипломат, инженер, автор проекта и руководитель строительства Суэцкого канала. По образованию юрист. В 1825 1849… … Википедия

Лессепс — (фр. Lesseps) французская фамилия. Известные носители Бартелеми де Лессепс (1766 1834) дипломат, писатель, член экспедиции Лаперуза. Матьё де Лессепс (1771 1832) дипломат Фердинанд де Лессепс (1805 1894) дипломат,… … Википедия

Фердинанд Мари де Лессепс — Французский дипломат и предприниматель виконт Фердинанд Мари де Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps) родился 19 ноября 1805 года в Версале. Род де Лессепса ведет свою историю с XIV века, среди его предков были и шотландские, и испанские,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *