Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
• «путь паука»;
• «путь муравья»;
• «путь пчелы».
«Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
«Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь пчелы», по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:
• было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;
• гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
• определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);
• предпринята первая попытка классифицировать науки;
• дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Источник

Учение Ф. Бэкона о методе познания

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

· Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов;

· Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Р. Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания;

· Недостаток индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – ее вероятностный характер;

· Именно Бэкон стоял у истоков разработки методологии экспериментального естествознания. Выводы науки должны основываться на фактах. От них необходимо идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовали методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Процесс обобщения знаний есть индукция. Индукция исходит из отдельных фактов, основывающихся на чувственном опыте, постепенно поднимаясь до самых общих положений.

· Суть индукции, по мнению Бэкона, образует:

ü Наблюдение фактов;

ü Их систематизация и классификация;

ü Отсечение ненужных фактов;

ü Разложение явления на составные части;

ü Проверка фактов на опыте;

ü Обобщение знаний.

· Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт;

· Верный путь следования человеческого разума в познании мира должен начаться с ощущений;

· Бэкон провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе от знаний об единичном и простейших умозаключений – к самым общим положениям.

Конкретные пути, с помощью которой может проходить познавательная деятельность:

· «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы»;

· Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление фактов) в сочетании с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Причины («призраки», «идолы»), препятствующие человеку получить истинное знание:

Ф. Бэкон определяет четыре их разновидности:

1. призраки рода;

2. призраки пещеры;

3. призраки рынка;

Призраки театра.

· Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени.

Классификация наук, предложенная Ф. Бэконом:

· Основания классификации – свойства человеческого ума:

· Памяти соответствуют исторические науки;

· Рассудку – философия, составляющая основу всех наук.

· Философию Ф. Бэкон определяет как науку о:

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

· Природу человек познает непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

· Себя – через рефлексию (то есть, обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Вопрос об отношении веры и разума:

· Провозглашая материалистические принципы, он вместе с тем допускал существование Бога и в общем идеалистически толковал закономерности общественной жизни.

Значение философии Ф. Бэкона в том, что им:

· Было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

· Была определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности;

· Предпринята первая в Новое время попытка классификации наук;

· Дан импульс антисхоластической, буржуазной философии;

· Обоснована ведущая роль теории познания; гносеология становится важнейшим разделом любой философской системы.

Афоризмы Ф. Бекона

Законы подобны паутине: мелкие насекомые в них запутываются

Нет больше вреда для державы, чем принимать хитрость за муд­рость.

злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.

Источник

Три пути познания по Бэкону.

Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм.

Эмпиризм.

Эмпиризм— направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание — сила». Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризма— заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт.Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукциейфилософ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Три пути познания по Бэкону.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная деятельность.Это:

«Путь паука»— получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья»— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматиче­ский

• эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

«Путь пчелы»,по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «во­внутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками»(«идолами») и определяет четыре их разновидности:

призраки рода;

Призраки родаи призраки пещеры— врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынкаи призраки театра— приобретенные заблуждения.

Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».

Рационализм.

Рационализм(от лат. ratio —разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологи­ческое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализмув основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рациона­лизм близок к идеализму (например, учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир («мир вещей») является). Одна­ко рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рацио­нализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежден­ные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализмазаключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гно­сеологические рационалисты выступали против средневековой теоло­гии и схоластики, представители которых видели в основе познания

Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рацио­налисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философско­го направления, распространенного в новое время, тоже выступав­ших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — «Знание — сила»).

Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании;

• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;

• выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях».

То, что в основе бытия и познания лежит разум,Декарт дока­зал следующим образом:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежатьтолько разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо­ризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыс­лю, следовательно, я существую».

Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 3824 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Гносеологическая концепция Ф. Бэкона

Гносеология – теория познания, раздел философии, в рамках которого изучаются такие проблемы, как природа знания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Две установки относительно познания: пессимистическая (агностицизм) и оптимистическая (реализм).

Агностицизм (от греч. агностос – непознаваемый) – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию.

Неверно: позиция, отрицающая возможность познавательной деятельности вообще (И.Кант). Мы можем познавать лишь явления вещей, а не их сущность. Поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта, каковы же они вне этой субъективной данности – знает лишь Господь Бог.

А для нас они – вещи-в-себе. Частный случай – скептицизм. От греч. скептикос – рассматривающий, познающий. Отрицание возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего знания и в признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное, не менее обоснованное. Реализм выводит знание из реального, независящего от нас и активно на нас воздействующего внешнего мира.

Ф. Бэкон

В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

Родоначальник английского материализма, последовательно отстаивающим идеи таких “стихийных” материалистов-диалектиков Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др.

Заложил основы нового направления философской мысли, которое впоследствии получило название “философия науки”. Разрабатывал кардинальные вопросы методологии научного познания. Наиболее известные его работы: “О достоинстве и приумножении наук”, “Новый Органон” и утопический социальный роман “Новая Атлантида”, где Ф. Бэкон размышляет о принципиальной возможности создания гармоничного и справедливого общества, основой экономического могущества которого была бы наука и техника.

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».

Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:

1) познание добра и зла,

2) познание сотворенных Богом вещей.

Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.

Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Теория познания Ф. Бэкона

Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача получения достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма.
Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании. Однако философ не отрицал и роль разума в познании.

Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Он подчеркивал определенное единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
В «Новом органоне» Бэкон писал: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме». [2]

Сам себя Бэкон называл «пчелой, а не муравьем-эмпириком» и не «пауком-рационалистом».

Ф. Бэконом дана интересная и глубоко содержательная критика схоластики. Он заявлял, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре рода:

1. «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;

2. «Идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

3. «Идолы рынка» – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;

4. «Идолы театра» – искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем.

Своим учением об «идолах» Ф.Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.

Заключение

Как материалист и основоположник гносеологического принципа эмпиризма, Бэкон критикует средневековую схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Он сознавал, что в то время, как в области знания и природе о природе произошли крупнейшие открытия, в философии всё ещё царствовала теология и схоластика.
Бэкон подчёркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному человеческому мышлению.

Список использованной литературы

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / А.П. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 592 с.

5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2009. – 736 с.

Источник

Три пути познания Бэкона

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Индукция как главный метод эмпирического познания.

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Препятствия на пути познания («призраки»)

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.

Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражение.

Ф бэкон считал что исследователь в процессе познания должен быть подобен

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знания».

Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки.

Основание классификации – свойства человеческого ума:

Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук.

Философию Бэкон определяет как науку о:

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

— природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

— Бога – через природу;

— себя – через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:

— было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

— гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

— определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

— предпринята первая попытка классифицировать науки;

— дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Философия Т. Гоббса. Учения о познании и о государстве. «Левиафан»

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

— решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

— целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

— в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

— был убежденным материалистом;

— считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

— разработал теорию государства;

— первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.

Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию:

— сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);

— метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

— естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т.д.);

— произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

— знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

Суть данной теории в следующем:

— человек обладает изначально злой природой;

— движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

— указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

— право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

— в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»;

— для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;

— чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *