для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Что такое балансировка колес, когда и зачем её делать

Балансировка колёс – это процедура, которая позволяет снизить уровень биения колес, возникающего из-за их неуравновешенного вращения. Она необходима и для старых автомобилей рядового класса, и для современных иномарок. Проводить балансировку нужно регулярно, а не дожидаться, когда автомобиль на большой скорости начнет терять управление. При повседневном использовании техники оптимальная периодичность балансировки – не реже одного раза в сезон.

Виды дисбаланса

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Опасность для автомобиля представляют два вида дисбаланса – статический и динамический. Бывают случаи, когда у авто присутствуют оба вида дисбаланса колёс.

Статический дисбаланс

В этом случае ось вращения и ось инерции располагаются параллельно друг другу, и масса колеса распределяется по окружности неравномерно, что вызывает продольное биение. Признак такого дисбаланса – при раскрутке колеса на оси будут наблюдаться прыжки по вертикали.

Динамический дисбаланс

При этом виде дисбаланса ось инерции образует с осью вращения некоторый угол. В этом случае распределение массы по ширине шины неравномерное. Эта проблема присуща в основном широкопрофильным шинам. Выражается в биении колеса в стороны.

Причины возникновения дисбаланса

Причинами этого неприятного явления, влияющего на долговечность ступицы подшипника и управляемость автомобилем, могут быть:

Когда нужно делать балансировку колес

Балансировка требуется как для задней, так и для и передней оси, хотя дисбаланс сильнее выражается на передних колесах. Существуют разногласия по поводу того, как часто нужно делать балансировку колес. Чаще всего рекомендуют проводить это мероприятие не реже раза в год (лучше раз в сезон) или через каждые 10 000 км пробега. Существуют и другие признаки, требующие немедленного устранения дисбаланса:

Что такое балансировка колес и как ее делают

Оба вида дисбаланса – статический и динамический – устраняют на балансировочных станках с помощью грузиков, устанавливаемых в нужных местах. Процесс устранения причины несбалансированного вращения колес и называют балансировкой.

Для определения наличия и устранения динамического дисбаланса на СТО имеются специальные стенды, на которых осуществляют вращение колеса и выявляют места установки специальных грузов, устраняющих дисбаланс. Для колес без центрального отверстия применяют фланцевый переходник. Грузы, изготовленные из свинца и цинка, могут монтироваться с внешней и внутренней частей обода. Грузы бывают набивными (для литых и штампованных дисков) и клеевыми (универсальные).

Для ликвидации статического дисбаланса колесо подвешивают на оси вращения. После совершения нескольких маятниковых движений оно останавливается таким образом, что самая тяжелая точка располагается внизу.

Для автомобилей с высокими требованиями к балансу, например гоночных, после стандартной процедуры выполняется финишная балансировка. Для этого авто монтируют на специальный стенд, а колесо раскручивают до скорости 90-110 км/час. Места расположения и типы грузиков определяет компьютер. На обычных СТО это оборудование отсутствует, поскольку для автомобилей рядовых категорий финишная балансировка не требуется.

Для колес грузовых автомобилей применяется автоматическая балансировка. Для этой цели используются гранулированные вещества, которые засыпают внутрь шины. При вращении гранулы фиксируются на внутренней поверхности шины в нужных местах.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Если процедура устранения дисбаланса проведена качественно, то при испытании сбалансированного колеса на стенде разрешенными являются отклонения показаний до 5 граммов с каждой стороны.

Для чего нужна балансировка

Решение о необходимости проведения этой процедуры принимает сам владелец автомобиля, но он должен представлять последствия дисбаланса. Основные:

Зачем нужна балансировка колес и когда ее делать

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Вопросы, рассмотренные в материале:

Чтобы сэкономить на обслуживании автомобиля, некоторые владельцы предпочитают отказываться от ряда технических процедур. Необязательной кажется балансировка колес после шиномонтажа, но на деле именно эта услуга позволяет избежать дорогостоящего ремонта. Ее не случайно рекомендуют проводить после замены шин – в статье мы расскажем, зачем нужна балансировка колес, когда и как её делать.

Зачем нужна балансировка колес

Технология производства автомобильных покрышек допускает неравномерное распределение их массы по ободу. Виной тому различные дефекты: наплывы резины, слоистая структура. Из-за этих факторов вес сторон покрышки может отличаться вплоть до нескольких граммов. При езде такая шина вызывает вибрации колеса. Чем выше скорость, тем потряхивание становится заметнее. Такие колебания сказываются не только на комфорте езды, но и влияют на устойчивость машины на дороге. Опасность в том, что машина со временем теряет управляемость.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Колебания начинаются с первых оборотов, но при небольшой скорости они не заметны для водителя. Вибрации начинают ощущаться, когда сайлентблок уже не справляется с возросшей амплитудой. Возникает резонанс, за счет чего колебания передаются на другие элементы конструкции автомобиля. По достижении скорости 40 км/ч водитель начинает ощущать вибрации сначала на руле, затем и на педалях. Разогнавшись до 60 – 80 км/ч дискомфорт ощущается уже в салоне: появляется тряска кресел и элементов отделки. Частота колебаний меняется: водитель и пассажиры чувствуют их пики, когда дребезжат веще в бардачке или багажнике. На более высоких скоростях тряска может пропадать, но это лишь означает, что колебания колеса не входят в резонанс с кузовом автомобиля. При замедлении машины вибрация вновь будет чувствоваться.

Не стоит недооценивать такую ситуацию. Тряска негативно влияет на все части автомобиля. Протекторы шин истираются неравномерно, что только усиливает биение колеса. От вибраций выходят из строя амортизаторы и расшатывается подвеска автомобиля. Шарниры, в том числе резинометаллические, также приходят в негодность. Со временем негативный эффект колебаний распространяется и на рулевое управление, а также детали двигателя и трансмиссии. Вибрации способствуют более быстрому износу всех трущихся элементов конструкции. Итогом может стать даже повреждение патрубков системы охлаждения двигателя.

Если не сделать балансировку сразу после замены шин, то спустя несколько месяцев езды могут потрескаться сайлентблоки или возникнуть проблемы с подвеской и другими элементами конструкции.

Рекомендуем

Нужна ли балансировка колес на грузовике

Необходима ли эта процедура на грузовых автомобилях? Многие россияне ответят отрицательно: «Зачем же тратить на это деньги при таком-то качестве дорог?»

В подсознании прочно засела картинка с разрухой на дорогах и в автомастерских. После поездки по ухабам старенький ЗИЛ ремонтирует механик с монтировкой, а затем машина с заплатками на шинах снова выходит на маршрут. Но сегодня это в прошлом.

Современные магистрали отличает хорошее покрытие, которое обеспечивает скорость потоку легковых машин, автобусов и многотонных фур. Автомастерские оборудованы всем необходимым для полноценного ремонта. Такова картинка сегодня.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Но и на это скептики найдут, что ответить: «Грузовики – это слишком тяжелые машины, чтобы обращать внимание на дисбаланс колес. Даже мелкая неровность дороги при их массе гораздо больше повлияет на подвеску!»

Но давайте проведем расчеты, чтобы увидеть реальную картину.

Весь вес грузового автомобиля распределен на 6 или 8 колес. Получается, что каждое из них испытывают статическую нагрузку в 1 – 2 тонны.

При дисбалансе колес дополнительное давление всегда приходится на одну и ту же точку. Дисбаланс в 500 грамм считается допустимым. И даже при таком значении, если автомобиль едет со скоростью 100 км/ч, на колесо и подвеску оказывается давление силой 50 кг. Иными словами, восемь раз в секунду одной из сторон колесо на 2 – 5 % сильней бьется об асфальт. В этот же момент на подвеску действует сила в 50 кг с частотой 8 Гц. Частота этих колебаний со временем приближается по значениям к частоте вибраций всей подвески, что вызывает разрушительный эффект резонанса.

Дисбаланс каждого колеса индивидуален, но частота вращения всех четырех – одинакова. Из-за этого подвеска еще больше разбалтывается – на нее оказывается возрастающее давление с четырех разных сторон с одинаковой частотой.

Мелкие дефекты дорожного покрытия не так сильно влияют на ситуацию, ведь они равномерно стачивают протектор шины. Отсутствие же баланса способствует «точечному» износу, который только усиливает дисбаланс.

Своевременная балансировка, конечно же, не решит всех проблем с износом шин, но ощутимо продлит срок службы как шин, так и других частей конструкции автомобиля. Стоимость этой услуги невелика, да и времени эта операция занимает немного, так её уверенно можно назвать выгодным вложением денег.

Во многих странах балансировка колес уже входит в перечень обязательных операций при прохождении технического осмотра автомобиля. Практика подтверждает, что это необходимая манипуляция, так что нет резона сомневаться в её целесообразности.

Рекомендуем

Виды балансировки колес

Выделяют следующие виды балансировки:

Балансировку также разделяют на статическую и динамическую.

1. Статическая

Статическим дисбалансом называют ситуацию, когда вес неравномерно распределен по оси вращения. Чем выше скорость на дороге, тем сильнее колесо точечно бьется более тяжелой стороной и тем выше статический дисбаланс.

Чтобы избежать этого явления проводится статическая балансировка. Эту операцию могут проделать в любом шиномонтаже. Проводится она следующим образом: колесо устанавливают на станок, где автоматика просчитает степень дисбаланса во время вращения. Таким образом определяется, куда именно установить груз для выравнивания веса.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Есть два типа грузов:

Балансировку проводят, используя и тот, и другой тип, но при эксплуатации автомобиля зимой советуют устанавливать именно набивные грузы. Самоклеящиеся плохо удерживаются на ободе колеса в холодное время – из-за перепадов температур линейные размеры диска меняются, и клейкая лента со временем отходит.

Груз может отклеится и в движении, и при мойке автомобиля, когда струя попадет на диск. При всех этих минусах, зачем нужна балансировка колес на авто с помощью самоклеящихся грузов? Ответить на этот вопрос легко: не на все виды дисков возможно установить набивные грузы.

2. Динамическая

Данный тип балансировки проводят не во всех автомастерских. Для этого требуется современное оборудование, которым пока что могут похвастаться не все точки шиномонтажа. В большинстве из них установлены старые аппараты, которые не годятся для этой манипуляции.

Динамический дисбаланс возникает во время движения, когда происходит сдвиг относительно плоскости вращения. Это явление заметнее на колесах с более широким профилем. Динамическая балансировка как раз и призвана нивелировать это явление.

3. Финишная

Финишную балансировку целесообразно делать уже после статической и динамической. Для этой операции нужен специальный балансировочный стенд, который есть только в крупных шиномонтажных центрах. Сама процедура заключается в том, что колеса подвешенного над стендом автомобиля разгоняют до 90 км/ч. Компьютер замеряет показатели и программа выдает результат: указание мест и вес грузов, которые необходимо установить.

4. Автоматическая

Этот тип балансировки проводят только на грузовиках и автобусах. Технология заключается в том, что в колесо засыпаются специальные гранулы. Для этих целей используют мелкий бисер или песок. Последний обладает абразивным эффектом, поэтому его применяют реже. Благодаря центробежной силе, частицы при вращении равномерно распределяются по внутренней поверхности шины, тем самым достигается баланс.

Этот способ не применим к легковым автомобилям, потому что возникают сложности с расчетом количества гранул для балансировки. Вес колес также увеличивается после подобных манипуляций, что критично в случае с легковым транспортом.

Рекомендуем

Когда нужна балансировка колес

Балансировка необходима при каждой смене шин, когда на один и тот же диск устанавливается зимняя или летняя резина. Избежать ежесезонной балансировки можно, но для этого нужно иметь два комплекта не шин, а колес: для теплого и холодного времени года.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Действительно ли стоит заказывать балансировку каждый сезон?

Производители рекомендуют проводить эту процедуру каждый 15 000 км пробега автомобиля. Если за год вы ездите меньше, то, следуя этой логике, можете не тратить время на балансировку.

Но это формальная рекомендация, которая не учитывает особенностей именно вашего автомобиля. Следите за поведением машины: если не чувствуете колебаний руля, то балансировка не требуется. Если вы самостоятельно меняете колеса дважды в год, то рекомендуем следующую схему. Установив новый сезонный комплект, обкатайте автомобиль пару дней. Незначительные деформации шин, возникающие при хранении, за это время должны уйти. После этого проверьте, ощущаются ли вибрации машины на разных скоростях. Если нет, то балансировка пока не нужна.

Важно помнить, что балансировка — операция перемещения центра масс колеса в его геометрический центр на оси вращения. Выполняется она сотрудником автосервиса: в определенных программой местах к диску прикрепляются специальные грузы.

На баланс влияет множество факторов: даже заплатка в месте прокола резины или жгут в протекторе шины. Диск также может деформироваться на дороге при попадании в яму. А еще при этом вероятно смещение установленного в сервисе груза. Старайтесь избегать ударов по ободу колеса, чтобы этого избежать. Напомним, что самоклеящиеся грузы могут отвалится еще и при мойке автомобиля.

Если вы водите машину в агрессивном стиле, любите виражи, резко тормозите и ускоряетесь, то шины вашего авто подвержены гораздо большему неравномерному износу, что также приводит к нарушению балансировки. Жесткие скачки по лежачим полицейским и наезды на бордюры также портят общую картину – нарушают геометрию колес, а, следовательно, и распределение действующих на них сил.

Все эти факторы могут привести к незапланированному посещению шиномонтажа для проведения повторной балансировки. При спокойной езде по городу не так критично достигать идеальных значений, тем более, что достичь нулевого дисбаланса можно только на дорогом современном оборудовании, которое есть не везде. Но чем выше ваша средняя скорость, тем точнее должна быть балансировка, поскольку именно в этом случае начинают действовать деструктивные силы.

После всего вышеперечисленного вряд ли возникает вопрос «Зачем нужна балансировка колес автомобиля?», так что мы остановимся на рекомендациях, когда это необходимо делать:

Упомянем также несколько правил проведения работ по балансировке:

Состояние колес вашего автомобиля – это вопрос безопасности не только для вас, но и для других участников движения.

Балансировка колес на литых дисках: определение, необходимость, частота и правила проведения

Следует отметить, что и в случае статической, и динамической балансировок исправляются незначительные погрешности в распределении массы колеса, связанные с дефектами изготовления диска и/или шины. Если диск сам по себе кривой – его нужно вначале вытянуть (если он штампованный) или заменить на новый (если он литой).

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Многие владельцы автомобилей отдают предпочтение колесам на литых дисках – прежде всего, из-за эстетичного внешнего вида и ощущения «крутости». Но после встречи с нашими дорогами, на литых дисках балансировать колеса нужно обязательно. При этом многие мастера пугают водителей рассказами о том, что колеса на таких дисках очень сложно, а порой и невозможно отбалансировать. Разберемся, так ли это.

Что такое балансировка и нужна ли она колесам на литых дисках

Любое автомобильное колесо, будучи объектом материальным и рукотворным, далеко от геометрического идеала. При перемещении на небольших скоростях по грунтовым дорогам, разбитому асфальту и другим подобным покрытиям этой неидеальностью можно пренебречь.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Балансировка колес в салоне

Но когда автомобиль выезжает на гладкий асфальт скоростной магистрали и разгоняется свыше 100 км/ч, начинаются проблемы. Крохотный дисбаланс колеса при высокой скорости оборачивается:

Чтобы определить, когда нужна балансировка колес на литых дисках, нужно разобраться с видами дисбаланса. Различают два вида дисбаланса колес:

Литые диски, как ясно из их названия, производятся методом литья металла в пресс-формы. Используются сплавы на основе магния и алюминия. Преимущества литых дисков перед обычными штампованными – легкость, прочность, красивый внешний вид. Недостатки – относительно высокая стоимость, плохая ремонтопригодность.

Как и любые другие, на литых дисках балансировать колеса приходится регулярно. На автофорумах можно прочесть «страшилки» о том, что колеса на литых дисках невозможно балансировать из-за «скрытых дефектов в металле» и поэтому, дескать, нужно ездить на них «как есть». На самом деле это не так.

А поскольку литые диски часто ставят именно на скоростные, спортивные машины, их правильный баланс становится, в прямом смысле слова, жизненно необходимым.

Особенности балансировки колес на литых дисках

Процедура балансировки колес на литых дисках состоит и тех же этапов, что и на штампованных. Можно выделить три особенности, на которые следует обратить внимание:

Проводить балансировку колес на литых дисках следует в следующих случаях:

При прохождении планового ТО также нужно проводить балансировку.

Общие правила балансировки

Колесо обязательно должно быть абсолютно чистым.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Причем мыть его нужно не из шланга, а в специальном моечном аппарате. Если в сервисном центре такого нет – лучше сразу уходить оттуда. Другие правила:

Обязательно использование специальных смазок при разбортовке.

Виды балансировки

В шиномонтажных мастерских предлагают три основных вида балансировки колес: статическую, динамическую и финишную

Статическая балансировка

Самый простой вид балансировки, его делают на любом шиномонтаже. Такая балансировка устраняет статический дисбаланс колеса, то есть когда одна точка колеса тяжелее, чем остальные. Для этого колесо несколько раз раскручивают на специальном станке, затем ожидая, когда оно остановится после завершения вращения по инерции.

Для этого мастер помещает в верхней точке колеса грузики, добиваясь равномерного вращения.

Динамическая балансировка

Динамическая балансировка призвана устранить неравномерность вращения колеса по ширине – так называемое «боковое биение». Кстати, чем шире колеса, тем больше шансов столкнуться именно с таким видом дисбаланса. Станок раскручивает колесо, специальная компьютерная программа определяет угол расхождения от нормального вращения и выдает рекомендации по размещению грузиков. Мастер размещает их симметрично, по обе стороны обода колеса, добиваясь равномерного распределения массы.

Следует отметить, что и в случае статической, и динамической балансировок исправляются незначительные погрешности в распределении массы колеса, связанные с дефектами изготовления диска и/или шины. Если диск сам по себе кривой – его нужно вначале вытянуть (если он штампованный) или заменить на новый (если он литой).

Финишная балансировка

Финишную балансировку делают нечасто, так как процедура требует редкого и дорогого оборудования, которым располагают только крупные сервисные центры. Обычно к ней прибегают владельцы быстрых спортивных автомобилей.

То есть автомобиль устанавливается на платформу, колесо раскручивается с помощью роликов до 90-100 км/ч, автоматика производит соответствующие замеры. Колеса также балансируются грузиками, но, кроме того, компьютер выдает рекомендации по взаимному расположению колес: переднее правое лучше поставить на место заднего левого и т.д. Это делается для того, чтобы остаточные дефекты колес взаимно компенсировали друг друга.

Балансировка колес — что это, зачем и как часто надо делать

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Автомобильные шины несмотря на кажущуюся простоту имеют много особенностей, нюансов. Для достижения наилучших эксплуатационных качеств, следует правильно монтировать. Важной процедурой является балансировка колес. Стоит разобраться, что это такое.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Что такое балансировка колес и зачем она нужна

Под балансировкой подразумевается процедура по устранению дисбаланса между колесом, ступицей и другими элементами подвески. Так как на колесный диск вместе с шиной воздействуют центробежные силы необходимо с определенным промежутком времени производить эту работу.

Практически всегда геометрический центр тяжести колеса не совпадает с осью вращения. Причина – неоднородность элементов, в первую очередь речь идет о неправильной форме колесного диска, некоторого дисбаланса покрышки. Это приводит к биениям при движении и другим неприятным последствиям.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Первые попытки балансировки колес предпринимались в 30-40-ых годах прошлого века. Тогда автоспортсмены пробовали заливать воду в камеры шин, иногда использовали песок и другие сыпучие вещества. Но, вскоре выяснилось, что такая автобалансировка бесполезна, так как балансирующее вещество находится в дальней точке окружности. То есть балансировка просто не происходит.

Первая балансировка схожая с нынешней, была использована в 1954 году. Причем балансировали колеса железнодорожных вагонов. Только после успешного применения наварных грузиков на железной дороге, технологией заинтересовались производители автомобильных колес. Первые сведения об использовании балансировки на автомобилях относятся к 1959 году.

Как определить дисбаланс колес — симптомы

Водителю важно понимать, нужно ли делать балансировку колес, позволит минимизировать сложности с подвеской, а также улучшить комфортабельность поездок. Вообще рекомендуется проверять параметр, даже не дожидаясь явных признаков дисбаланса. Обязательно проверять и диагностировать диск в следующих случаях.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Не стоит забывать об этой работе. Качество работы колес является важным параметром, обеспечивающим безопасность движения.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Существует ряд признаков, показывающих наличие дисбаланса. Рассмотрим их более подробно, это может помочь при выявлении неисправности.

Признаков много, важно своевременно их отслеживать.

Не путайте вибрацию при движении, и при торможении. Если есть вибрация во время торможения, причина не в балансе колеса, а в износе тормозных колодок.

Чем опасна плохая балансировка

Иногда водители задаются вопросом, нужна ли балансировка колес или можно обойтись без этой работы. На самом деле дисбаланс может привести к целому ряду проблем.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Перечисленные моменты, являются самыми основными последствиями нарушенной балансировки колеса. Но, даже этого хватает для понимания, как важно своевременно производить работу по восстановлению баланса колесного диска.

Как производится балансировка колес

Отдельно стоит рассмотреть, как производится регулировка. Выравнивается параметр с помощью грузиков, которые крепятся на колесный диск, а точнее на его обод. Грузики бывают следующих видов.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Для регулировки параметра требуется специальный станок. Чаще всего, применяется станок для грубой настройки. Мастер крутит колесо на оси и путем размещения груза добивается наиболее ровного вращения. При выполнении работы требуется большой опыт специалиста.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Точная балансировка производится на электронном станке. Тут учитываются и геометрические параметры колеса, и покрышка. В итоге компьютер стенда рассчитывает точное размещение и массу балансировочного груза. Такая работа наиболее точная и практически лишена ошибок.

Регулировку нужно делать на всех колесах. Частой ошибкой является устранение дисбаланса только на передней оси. Это может привести к разрушению задней подвески, и прочим негативным последствиям.

Как часто нужно балансировать колеса

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Как было написано выше, по рекомендациям производителей автомобилей, балансировка производится через 10-15 тысяч километров. Обычно ее сочетают с плановым обслуживанием. Также может потребоваться регулировка при появлении проблем, или после любых работ с подвеской.

Зная, что такое балансировка и зачем она нужна, можно определить время регулировки. Понимая механизмы, которые она задействует можно без особых сложностей диагностировать потребность в этой работе. В целом поддержание оптимального баланса колес, оказывает очень важное влияние на безопасность движения.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Нарезка протектора — что это. Преимущества и недостатки процедуры

Балансировка – не просто грузики. Как правильно балансировать колесо и ничего не испортить

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Любой автовладелец периодически вынужден делать балансировку колёс. Когда-то копеечное удовольствие сегодня стоит уже не так дёшево, и невольно возникает вопрос: а не выбрасываем ли мы иногда деньги на ветер? Может, балансировку можно делать реже? Или, может быть, её можно делать дороже, но лучше?

Честно говоря, задавая вопросы своему знакомому шиномонтажнику про балансировку, я рассчитывал получить в ответ что-то очень стандартное, но с некоторыми деталями, о которых раньше не знал. Но в жизни всё пошло не так, и в ответных сообщениях в мессенджере получил в общей сложности чуть больше часа голосовых сообщений. Может, чуть меньше часа, если убрать оттуда непечатную лексику (причину которой назову ниже), но всё равно много. И решил, что материала будет два. Один – как раз про балансировку (о которой я, оказывается, знал лишь поверхностно), второй – про то, как по некоторым признакам отличить в шиномонтаже нормального мастера от криворукого упыря и вымогателя денег.

Зачем нужна балансировка?

Балансировка нужна для сохранения трёх вещей: денег, безопасности и комфорта. Деньги – это забота о ходовой части. Нет в природе механизма, которому пошла бы на пользу лишняя вибрация. В ходовой части достаточно деталей, которые не любят лишние ритмичные удары, пусть даже и не очень сильные. Это и ступичные подшипники, и сайлентблоки, и шаровые опоры. К тому же быстро изнашивается и сама шина. Так что балансировка – наглядное проявление заботы об этих элементах, а значит, и о средствах на их преждевременную замену.

Насчёт безопасности тоже всё просто. Вспомните, что происходит с телефоном, который просто лежит на столе. С ним ничего не происходит. Но если на него позвонить, он в режиме вибровызова начнёт по столу ползти. Ему просто не хватит сцепления с поверхностью стола. С несбалансированным колесом ситуация такая же: оно скачет по дороге, о равномерном пятне контакта речи не идёт, сцепление ухудшается стремительно. Попахивает латентным суицидом, хотя многие об этом даже не думают.

Ну и последнее – комфорт. Тут тоже всё ясно: тряска и прыгающий в руках руль – это очень напрягает. Нужно быть слишком спокойным человеком, чтобы не обращать на это внимания. Правда, отсутствие балансировки чувствуется не на всех машинах, так что если тряски нет, это ещё не значит, что с колёсами всё в порядке. Трясущийся руль – это уже крайняя степень наплевательского отношения к балансировке, и до этой ситуации лучше не доводить.

Что мотор, что колесо

Возникает вопрос: а когда же надо делать балансировку? Неужели до того, как начинает бить руль? Странно, но да. Есть несколько ситуаций, в которых балансировка необходима.

Первая – это сборка нового колеса. Каждое только что собранное колесо нужно балансировать. Это очевидно. Вторая ситуация связана с сезонной «переобувкой». Если колёса хранились в сборе, их тоже нужно проверить на баланс. Бывает, что балансировка не требуется, но чаще всё-таки её приходится делать.

На этом очевидные ситуации заканчиваются и начинаются не такие очевидные, но не менее жизненные.

Как ни странно, очень часто колесо с новой шиной приходится балансировать дважды. Первый раз – во время сборки колеса, второй – после обкатки. Дело в том, что во время хранения шины она может потерять свою круглую форму. Немного «оквадраченную» шину ставят на диск, делают балансировку, но со времени шина возвращает свою форму. Иногда балансировка после этого сохраняется, иногда – нет. Поэтому колесо с новой шиной советуют проверить на балансировку повторно, рекомендуемый пробег – 1000 километров.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Теперь перейдём к пробегу. Оказывается, колёса нужно проверять каждое ТО. Об этом почему-то не думают, но проверять балансировку лучше одновременно с техобслуживанием. Заменил масло – проверь колёса. И 10 тысяч километров – это не так уж мало, если машине приходится ездить по разбитым российским дорогам.

Пятый повод съездить на балансировку – это как раз те самые разбитые дороги. Точнее, ямы. Очень желательно соблюдать правило: влетел в яму – езжай на балансировку. Сам-то водитель про эту ямку на следующий день может забыть, а вот колесо её помнит долго. Бывает, что балансировка не изменяется, но проверить колесо не мешает. Хотя бы по той причине, что, например, литой диск с наружней стороны погнуть сложно, а вот с внутренней – как два пальца об асфальт. И этот момент тоже нужно проконтролировать.

В общем, лучше перестраховаться. Лишнего внимания не бывает.

Чем и как?

Теперь перейдём к самому интересному: как делают балансировку и что часто делают не так.

Теоретически нормально отбалансировать колесо можно и на дешёвом станке. Неидеально, но нормально. Тут всё зависит от степени криворукости мастера. Слишком криворукий и на станке с автоматическим измерением параметров может наломать дров.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Обратите внимание, как мастер будет центрировать колесо на станке. По тому, как он это делает, можно оценить радиус кривизны его рук. Всего есть три способа. Первый – самый простой и самый нежелательный. В этом случае конус, который входит в центральное отверстие диска, устанавливается снаружи диска. То есть колесо вешают на вал станка, затем надевают конус, потом прижимают его гайкой. Для литых дисков это самый нежелательный способ центрирования. Дело в том, что снаружи этот диск просто отлит, а вот внутри он обработан фрезеровкой. И внутренняя часть центрального отверстия заметно точнее наружной. Поэтому литой диск лучше ставить иначе: конус должен фиксировать внутреннюю часть. В этом случае последовательность расположения на станке будет такой: на вал надевают конус, затем – колесо, а уже его прижимают к планшайбе тарелкой. Кстати, для штамповки оба способа будут нормальными: с точностью изготовления штампа «плюс-минус трамвайная остановка» сторона приложения конуса не имеет никакого значения.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

От чего зависит, какой способ выберет мастер? Только от самого мастера. Любой станок позволяет центрировать колесо обоими способами. Но для первого нужно меньше телодвижений, и лентяй выберет именно его. А ещё можно потерять некоторые детальки, без которых второй метод применить нельзя. Такое тоже бывает, и это признак весьма посредственной «шинки».

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Есть ещё один способ центрирования – с помощью фланцевого адаптера. Этот метод придумали как раз в компании Haweka (там, собственно, и изобрели современную балансировку). Способ основан на том, что колесо центрируется на ступице не центральным отверстием, как многие думают, а именно конусными (или сферическими) гайками или болтами. Тут на вал станка надевают сначала конус, потом – колесо, а затем – фланцевый адаптер, который центрует колесо крепёжными отверстиями. В этом случае центрирование получается идеальным: колесо сидит точно так же, как на ступице. Но у способа есть небольшой недостаток: он трудоёмкий, занимает больше времени, и балансировка с адаптером стоит процентов на 30 дороже балансировки двумя первыми способами.

И, наконец, самый фантастический метод. На вал ставится не конус, а втулка под диаметр центрального отверстия диска. Сам диск зажимается не конусом, а фланцевым адаптером. Это – самый точный и сложный способ. Говорят, его используют в параллельной Вселенной трезвые и чисто выбритые шиномонтажники в белых перчатках. В нашей жизни такое, увы, не встречается.

Расходники для балансировки – это в первую очередь грузики. Они бывают набивными (пружинными) и самоклеющимися (адгезивными). Какие лучше? И у тех, и у других есть свои преимущества и недостатки.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Набивные грузики крепятся ближе к краю обода, и они точнее. А так как крепятся они механическим способом, то держатся на ободе лучше. Такие грузики хороши там, где нужна прочность, а не эстетика. Например, на внедорожниках. Недостатки у набивных грузов тоже есть. Во-первых, они не очень красивые. Во-вторых, пружинка такого груза заходит между диском и шиной, и если диск старый, в этом месте будет травить воздух. Впрочем, если шины с дисками травят по пружинке, скоро они начнут травить везде. Это проблема диска (его коррозии), а не грузика.

Самоклейки – адгезивные грузы – тоже не отваливаются от диска, хотя при желании оторвать их проще. А китайские иногда и сами отваливаются, бывает. Зато они не портят вид диска.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

А если обманет?

Про то, как отличить нормального мастера от шаромыжника, я расскажу в следующий раз. Это очень интересно, но очень долго. А пока придётся просто посмотреть, как будет балансировать колёса специалист и как это будет делать низкоквалифицированный мошенник (для простоты назовем его просто «упырь»).

Хороший специалист никогда не будет балансировать грязное колесо. Во-первых, для балансировки важен вес колеса, а не грязи, во-вторых, чистое колесо проще протереть растворителем перед приклейкой грузика, в-третьих, так просто приятнее работать. Если в шиномонтажке нет мойки колёс, лучше там ничего не балансировать.

Балансировать нужно ровное колесо. Упырь этого не знает и не проверяет перед балансировкой геометрию диска и самой шины. Хороший мастер их проверит, и если выяснится, что диск кривой, сначала предложит его выпрямить. А если новая шина кривая – вернуть её в магазин. Также хороший специалист сначала проверит на станке диск, а уж потом – колесо в сборе, чтобы лишний раз не терзать шину при монтаже. Особенно актуально это для шин с низким профилем.

Упырь сдирает с диска скотч от старых грузиков ножом. Обычно – вместе с краской. Хороший специалист – специальной пластиковой лопаткой или с помощью насадки на дрель (круга для удаления наклеек).

Упырь будет очень долго скакать вокруг станка. Скорее всего, причина его танцев – это неоткалиброванный станок. Нормальный мастер на ухоженном и исправном станке балансирует шину приблизительно за минуту.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Перед установкой колеса на ступицу специалист проверит прилегающие поверхности. Никакой грязи там быть не может. Кстати, небольшое замечание любителям покрасить тормозные барабаны на своих ВАЗах: краска с барабана отваливается (да-да, вот эта «высокотемпературная» – тоже), и колесо начинает болтаться. С такими колёсами можно съездить разве что за премией Дарвина.

Упырь, ясное дело, ничего проверять не будет: снимет колесо со станка и прикрутит его к грязной ступице. И ещё затянет гайки (или болты) гайковёртом с диким моментом. А так как центрируется колесо именно гайками, то что там будет с балансировкой после такой установки – тайна. Нормальный мастер для протяжки использует тёплый ламповый динамометрический ключ.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

И последнее: хороший специалист отбалансирует всё, что имеет центральное отверстие (и иногда даже не имеет, как на некоторых Пежо и Ситроенах). Фразу «а чота колесо не балансируется» произносит только упырь. Кстати, были случаи, когда ради веселья отбалансировали старое ведро и табуретку. Юмор, конечно, специфический, но какой уж есть.

А ещё слова «резина, шестнадцатый радиус, баллон, скат и сосок» относятся с лексике упырей. Но об этом, как и договаривались, поговорим в следующий раз.

Что такое балансировка дисков и колес автомобиля: особенности и нюансы

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Как известно, в процессе эксплуатации автомобиля шины подвержены износу. Также постепенно возникают различные повреждения колесного диска (деформация, изменение геометрии и т.д.). При этом важно понимать, что в совокупности все это приводит к тому, что при вращении возникает дисбаланс, более известный как биение колеса.

Так вот, чтобы избавиться от дисбаланса, необходимо делать балансировку колес. Далее мы рассмотрим, для чего нужна и как выполняется балансировка колеса, как часто ее нужно делать, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.

Дисбаланс колес: признаки, причины и способы решения проблемы

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Начнем с того, что балансировка колес необходима для того, чтоб колесо вращалось «правильно» при движении автомобиля. Особенно сильно проблемы с балансировкой проявляются на скорости выше 60-70 км/ч в том случае, если колеса совсем не отбалансированы. Как правило, отсутствие балансировки приводит к тому, что водитель ощущает биение, вибрации, уводы, приходится подруливать.

На сбитую балансировку колес указывает:

При этом баланс зачастую нарушается не равномерно. В результате колесо, которое сильнее всего разбалансировано относительно других колес, подвергается еще большей нагрузке и износу. Как правило, на нем сильно изнашивается шина.

Если же проблему долго не устранять, такое колесо оказывает воздействие на рулевое управление и подвеску. Само собой, разбалансировка еще одного колеса усиливает нагрузки и износ. Результат — отдельные детали могут выйти из строя намного раньше срока, а также изношенные неравномерно шины могут потребовать обязательной замены.

Все будет зависеть от манеры езды, от общего состояния резины (качественная дорогая резина изнашивается боле равномерно и медленнее, чем дешевые покрышки). Так или иначе, любой протектор рано или поздно будет изношен до того порога, когда оптимальная ось вращения будет нарушена.

Получается, хотя шина вращается на диске, на котором стоят противовесы, износ протектора резины не позволит этим грузам идеально балансировать колеса относительно оси вращения.

Так или иначе, даже незначительные изменения шины при неравномерном ее износе влияют на концентричность из-за центробежной силы, возникающей при вращении колеса.

Единственное, на стоимость балансирования колес оказывает влияние диаметр колеса и тип диска (чем больше колеса, тем дороже балансировка, на железном диске балансировка проще и дешевле, чем на литом). Также не цену немного влияет и тип грузов – противовесов, так как они бывают разными.

Балансировка колес: как выполняется

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Само балансирование колес обеспечивает возможность распределения веса, чтобы колесо вращалось оптимально. Важно понимать, что даже новые шины и диски нуждаются в балансировке.

Именно по этой причине во время работ на шиномонтаже после сборки колеса (установка шины на колесный диск и ее накачки), непосредственно перед самим монтажом на авто специалисты крепят на диск балансировочные грузики (противовесы), чтобы добиться лучшей центровки колес. Эти грузики «выравнивают» колеса для получения равномерного вращения вокруг своей оси.

Становится понятно, что балансируется не сама шина, а колесо в сборе, а дисбаланс компенсируется закрепленными на ободе колеса противовесами (грузами балансировочными). Станок, на котором балансируют колесо, имитирует вращение колеса так же, как и данное колесо вращалось бы на машине.

В самом станке датчики по характеру качения шины (вращения) определяют дисбаланс колеса и на дисплее выдаются соответствующие значения, чтобы специалист шиномотнажа осуществил подбор нужных грузов для балансировки. Подобрав грузики, мастер крепит их на колесе, выравнивая таким образом центробежные силы, возникающее во время ращения колеса.

Естественно, идеальную балансировку колес можно сделать только на машине. Однако для этого нужно сложное и дорогое оборудование (например, передвижная балансировочная машина). Само собой, в странах СНГ такое оборудование встречается крайне редко, а цена балансировки предельно высокая.

Подведем итоги

Как видно, балансировка колес является важной процедурой, которой многие автовладельцы ошибочно не уделяют должного внимания. Следует помнить, при появлении первых признаков дисбаланса колес, необходимо решать проблему.

В качестве итога отметим, что также на качество балансировки влияет и оборудование, на котором она проводится. Это значит, что хотя шиномонтажных мастерских много, лучше отдавать предпочтение тем сервисам, где оборудование относительно новое и современное. Также важно, чтобы сами сотрудники, выполняющие работы, были опытными и квалифицированными специалистами.

Что такое балансировка колес и зачем она нужна

Стандартная процедура, которой должен заканчиваться каждый шиномонтаж. Балансировку при смене колес на дисках нужно делать каждый раз. Это помогает избавиться от проблем в эксплуатации авто и продлить срок службы самих покрышек и элементов подвески.

Суть требования раскрывается в деталях. Шины, диски легковых и грузовых автомобилей изначально не имеют идеального баланса.
При сборке колеса и его последующем использовании одна часть может быть более тяжелой, что во время движения создает биение или вибрацию. Такая неравномерность равносильна удару кувалдой по подвеске при каждом обороте колеса. Подобное действие быстро выводит из строя ходовую часть и снижает комфорт использования машины.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Когда делать балансировку колес и развал-схождение

В общих случаях делать развал-схождение и балансировку колес необходимо каждые 7000-8000 км пробега. Это аргументируется обычной заботой об автомобиле и безопасности передвижения. Также причинами поездки на СТО могут стать рабочие моменты.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Дополнительно нарушить калибровки покрышек может сбитый развал. Если колеса стоят под углом, одна часть резины изнашивается сильнее, что неизменно приводит к нарушению развесовки.

Как часто нужно проводить балансировку колес

Опытные специалисты рекомендуют выполнять процедуру балансировки не менее чем 1 раз в год. Этот промежуток актуален при «лабораторных» условиях эксплуатации машины, когда имеется идеально ровный асфальт, плавный разгон и торможение. Также отсутствуют, какие-либо резкие нагрузки или повреждения шин.

В российских условиях, профилактику нужно делать минимум 2-3 раза в год. Постоянные нагрузки на колеса, обилие ухабов на дорогах приводят к тому, что можно вообще потерять грузик.

Нужно ли делать балансировку при смене колес на дисках

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают
При замене покрышек на литых или штампованных дисках балансировка делается обязательно. Это обосновано нарушенной развесовкой самой покрышки и диска. Выходя с конвейера, изделия имеют погрешности, способные нарушить идеальную симметрию оси вращения. Последствием эффекта является быстрый износ ходовой части и наличие вибрации на кузове или рулевом колесе.

Если не делается перебортовка покрышки, процедура не обязательна, но рекомендована. При эксплуатации грузики могут сбиться, также не отметается вероятность проворота самой покрышки.

Таким образом, обслуживать шины необходимо при каждой манипуляции с колесами.

Обязательно ли делать балансировку колес каждый сезон

При установке сменного комплекта покрышек или колес в сборе после хранения проводить повторную балансировку критически необходимо. Особенно, требование актуально при смене шин на одном комплекте дисков. Каждый скат имеет собственную развесовку. К примеру, зимняя шипованная модель будет существенно отличаться от летней версии. Если ее поставить вместо старой шины – грузики будут стоять в неправильных местах, что вызовет сильную тряску или вибрацию.

Таким образом, ежегодная переброска с зимы на лето и наоборот, сопровождается обязательной поставкой колес на специальный станок.

Нужна ли балансировка новых шин

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают
Каждая покрышка, выходя с завода имеет огрехи баланса. При этом модели от проверенных брендов могут иметь большую погрешность, чем варианты бюджетного типа. При постановке такой покрышки на обод колеса, непропорциональность передается на изделие в сборе, что гарантирует биение на подвеске или вибрацию рулевого механизма.

Опытные автомобилисты при покупке нового комплекта резины в обязательном порядке делают балансировку всех колес. При этом старые грузики или метки полностью удаляются с ободьев.

Есть ли смысл делать балансировку задних колес

Правильная развесовка скатов или дисков – это обязательное условие для адекватной работы подвески. Неправильно сбалансированные колеса сильно вредят автомобилю, независимо от оси расположения.
[ad-pc-mob-pa154]
Таким образом, процедуру требуется выполнять для всех четырех покрышек, установленных на машину.

Как сделать балансировку колес своими руками

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают
Некоторые пользователи не знают, что можно самостоятельно балансировать колеса в домашних условиях. Процедура может применяться на обычных штамповках и литье без изменений.

Автомобилисты применяют два способа.

Суть процесса в том, чтобы смонтировать грузики в нужных местах. Последовательность делается так.
для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Со снятием колеса из машины.

Правильно сбалансировать колеса можно так.

От автомобилиста требуется добиться строго горизонтального расположения колеса.

Как сделать балансировку в домашних условиях можно посмотреть на видео.


для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают
Также для балансировки колес можно использовать специальные гранулы. Изделия высыпаются внутрь покрышки и самостоятельно распределяются по полости. Срок эксплуатации изделия равен времени работы самой шины. Однако на территории РФ и стран СНГ метод не прижился. Сказывается высокая цена.

В обязательном порядке учитывается, что для легкового автомобиля максимальный вес грузов на одно колесо с новой покрышкой не должен превышать 60 граммов. В противном случае – это является серьезным поводом для возврата изделия в магазин, так как подобное нарушает ГОСТ.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Нужно ли мыть колеса перед балансировкой

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают
Перед непосредственной калибровкой колес в обязательном порядке требуется их тщательно отмыть. Когда диск попадает на станок, он должен быть идеально чистым. Мелкие камушки, застрявшие в протекторе, грязь влияют на правильность показаний прибора. Правило актуально для всех типоразмеров колес, независимо будь то Газель или Порше – 100% надо мыть.

Как делают балансировку в автосервисе

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают
Большинство современных СТО делают балансировку на станке Сивик или его аналогах. Последовательность правильной калибровки будет идентична для всех мастерских.

Отзывы

Мнение автомобилистов о процедуре.

Делаю балансировку два раза в сезон и каждый раз, когда менял резину. Некоторые кричат, что не надо так частить и потом колдуют над подвеской.

Дома стоит самодельный станок еще с совковских времен. Балансирую себе и соседям по гаражу, точность нормальная, никто не жаловался.

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Для чего нужна балансировка колес

Если одна сторона вращающейся окружности тяжелее другой, то при её вращении возникают биения и вибрации. Как пример – работа простого вибратора. На его валу закреплен эксцентрик с грузом, смещенным в одну сторону. При вращении происходят сильные биения и вибрации.

В промышленности это необходимо для трамбовки бетона, просеивания материала через решета и т.д.

Что такое балансировка колес

При вращении колес автомобиля биения и вибрации крайне нежелательное явление. Если колесо не сбалансировано по весу противоположных сторон, при езде:

Зачем нужна балансировка колес

Проблемы создает даже одно несбалансированное по весу колесо. Ситуация ещё хуже, если:

Иногда схожие проблемы при езде возникают и по другим причинам: проблемы с подшипниками ступиц, деформирование покрышки, неравномерный износ протектора, который проявился при изменении развала/схождения и т.д. Но чаще всего разбалансировка колес по весу очевидна. Например, когда вибрации появляются после установки нового несбалансированного колеса.

Для чего нужна балансировка колес автомобиля

Балансировки требуют даже новые качественные покрышки. Биение при езде возможно при разнице в весе сторон даже в несколько граммов. Дисбаланс может усилен не только из-за разновеса резины, но и диска. Диск и резина имеют свой весовой баланс. При монтаже резины на диск он меняется. Поэтому балансировку проводят на резине, одетой на диски.

Самый сильный дисбаланс возникает в случае, если самая тяжелая часть резины и диска оказываются рядом. При этом потребуется большое количество грузиков для противовеса на обратную сторону. Опытные мастера прокручивают резину относительно диска с тем, чтобы тяжелые места оказались друг напротив друга и сбалансировали часть веса уже без грузиков.

Как часто нужно делать балансировку колес

Как правило, балансировку колес нужно делать в двух случаях:

Последнее возможно не только из-за дисбаланса по весу при потере балансировочного грузика, но и из-за повреждений шины и даже из-за грязи, крепко засевшей в одной части протектора.

Вес засохшей в протекторе грязи может быть сравним с весом балансировочного грузика (5-20 грамм).

ГОСТ 4764-97 допускает установку балансировочных грузиков максимальным весом 50 грамм для 12 дюймовой резины до 70 грамм для 16 дюймовых.

Есть физическая закономерность – чем больше диаметр колеса, тем больший дисбаланс по весу возникает и тем труднее точно сбалансировать вес. То есть, для балансировки больших колес приходится ставить грузики-противовесы большего веса, что отмечено и в вышеприведенном ГОСТе.

Где делают балансировку

Для балансировки колес по весу требуется специальное оборудование, поэтому в домашних условиях это сделать практически невозможно. При обращении в шиномонтаж лучше выбрать мастерскую, оборудованную современными, дорогими станками с компьютерами и мониторами. Обратите внимание, перед балансировкой мастер должен:

В любом случае качественная балансировка покажет себя при дальнейшей езде плавностью хода, отсутствием гула и вибраций. Это сразу становится заметно, если до этого водитель ездил на несбалансированных колесах.

В целом, опытные водители вычисляют проблему несбалансированных колесах при поездках с легкостью. Но тут есть один нюанс — чаще всего легко определить проблему, если набрана определенная скорость. Когда вы начинаете разгоняться, может начать ощущаться вибрация. При этом, чем больше скорость, тем сильнее вибрация.

Еще при большей скорости вибрация становится менее ощутимой. Но не всегда это говорит о том, что есть необходимость в балансировке колес. С подобным можно столкнуться, если на обод колеса попало большое количество грязи или снега. Если вы явно едите по сухому асфальту, то тут сомнений нет — требуется балансировка. Но часто вибрация позволяет определить, что есть необходимость балансировки конкретно передних колес.

Как часто делать балансировку колес

Можем вам дать самый простой совет — когда отправляйтесь на монтаж покрышек на диски, делайте балансировку. В таком случае, если вы и будете сталкиваться с симптомами неправильной балансировки, то очень редко.

Есть ли какие-то симптомы помимо вибрации? Один из главных признаков — увод от прямолинейного движения. Когда вы заходите в крутые повороты, может ощущаться боковой снос транспортного средства. Что касаемо визуальных признаков — износ покрышек неравномерный. Чаще при неправильной балансировке неравномерный износ прямо пятнами — этого не заметить очень сложно.

На что влияет балансировка колес автомобиля

Однако, нельзя сказать, что подобные признаки точно говорят о том, что требуется делать балансировку. Симптомы могут указывать и на другие проблемы. Может, неправильные углы развала-схождения. А, может, вы сами просто достаточно агрессивно водите, или же приобрели некачественные покрышки.

Если в вашем регионе качество дорог достаточно плачевное (а это вполне нормальное явление в странах СНГ), удивляться быстрому износу покрышек глупо. Соответственно, как минимум за один сезон два раза делать балансировку стоит.

В целом, если количество симптомов немалое, даже новичок может быть понять, что нужно отправляться в автосервис. Легко почувствовать, что автомобиль уносит в какую-то сторону, вибрация растет с набором скорости, износ протектора шин происходит в ускоренном режиме. Самый простой способ не сталкиваться с такими неприятностями — делать балансировку, когда вы меняете зимнюю резину на летнюю и наоборот.

От состояния колес прямо зависит комфорт и безопасность как во время движения, так и торможения. А так же исправность узлов подвески и насколько быстро они изнашиваются. Причем недостаточно просто иметь, скажем, новые шины и диски.

Даже новые, но несбалансированные колеса будут создавать негативный эффект. В то же время, если они сбалансированы, но с резиной, несоответствующей сезону или изношенной, то тогда тоже могут возникнуть проблемы.

Поэтому шиномонтаж и балансировка в числе наиболее важных мероприятий по обслуживанию колес автомобилей, мотоциклов и другой мототехники.

Что такое шиномонтаж

Шиномонтаж означает некоторый список услуг, среди которых наиболее важные и популярные сезонная смена шин и колес, их хранение и ремонт резины. Иногда в этот же список включают и балансировку, не выделяя ее в отдельную категорию. Кроме того, есть и некоторые менее важные работы типа чернения покрышек или заправки азотом.

С сезонной сменой большинство автомобилистов встречаются два раза в год. Весной зимнюю резину меняют на летнюю, осень — наоборот.

Всесезонные шины, которые устроили бы всех, так пока и не изобретены. Некоторые меняют только резину, другие колеса целиком. В первом случае получается вроде как дешевле, ибо нет нужды покупать дополнительный комплект колес, только резину.

Однако, как бы деликатны не были работники сервиса, какое бы продвинутое оборудование не использовали, все равно процесс демонтажа и монтажа для шин большая нагрузка. И лучше их лишний раз не нагружать. В том числе из этого исходят те, кто выбирает просто сменить колеса.

В обоих случаях возникает вопрос с хранением. Конечно, можно хранить дома в прихожей или на даче. Так многие и делают. Однако это весьма неудобно. Да и не всегда возможно выдерживать нужные условия хранения.

Альтернативой является сотрудничество с фирмами, которые занимаются профессиональным сезонным хранением как шин, так и колес в сборе. Это вовсе не дорого, хранение осуществляется в нужных условиях и под круглосуточной охраной.

Ремонт резины в случае с легковыми автомобилями почти всегда означает работу с бескамерными шинами и их типичными повреждениями. Проще всего иметь дело с проколами в районе протектора. Иногда их можно заделать и в полевых условиях своими руками. Так, чтобы иметь время доехать до автомастерской, где проблему устранят уже капитально. Порез боковины и грыжа (иначе вздутие) уже более сложны и опасны. Иногда их даже вообще нецелесообразно ремонтировать. Поскольку отремонтированная шина не будет в достаточной мере надежна. Обычно, впрочем, чинить вполне возможно, хотя и непросто.

Что такое балансировка колес

Балансировка представляет собой ряд операций по компенсации неравномерности распределения массы колеса. Даже совершенно новые колеса имеют некоторый дисбаланс. По мере эксплуатации он только возрастает — пусть даже не было каких-либо дорожных происшествий. Поэтому время от времени колеса крайне желательно балансировать.

Кому-то хватает балансировки во время двух сезонных смен резины. Другие делают ее чаще. По причине более активного использования автомобиля, например. Вообще, расписание и форма обслуживания колес весьма индивидуальны. Кто-то посещает автосервисы только при возникновении острой необходимости, другие выстраивают целую систему и занимаются ею регулярно, по расписанию. Последнее в общем-то более разумно. Да и в итоге дешевле и удобнее.

Что такое балансировка колес, как и когда нужно делать?

для чего нужна балансировка колес автомобиля и когда ее делают

Необходимость в балансировке колес появилась сравнительно недавно. Автомобили становятся более точными, «собранными», малейшие нюансы могут повлиять на работу подвески и электронных систем. Поэтому балансировка колес постепенно вошла в обиход автолюбителей.

Восстановление баланса избавляет от многих проблем, как связанных с простым дискомфортом, так и грозящих серьезными последствиями. И проводить ее лучше у знающих специалистов, которые справятся с проблемой на долгое время.

Что такое балансировка колес и для чего она нужна?

Во время движения колесо вращается с довольно высокой скоростью. Даже небольшое отклонение центра тяжести от геометрического центра приводит к появлению вибраций и ударов. Вот это отклонение и есть дисбаланс, который может возникнуть даже на самых лучших дисках и новеньких шинах.

Балансировка – это восстановление точного центра тяжести, который совпадает с осью вращения. При этом выравнивается баланс между всеми смежными элементами: самим колесом, тормозом, ступицей, тормозным диском, креплениями. С помощью балансировки устраняется вибрация и неравномерность движения, которые вредят как самому колесу, так и всем деталям подвески.

Баланс восстанавливается с помощью маленьких грузиков, которые крепятся на колесный диск в нужных местах и выравнивают его вес. Точно определить, какой грузик в каком месте должен быть закреплен, можно только на специальном оборудовании.

Чтобы понять, зачем нужна эта услуга, можно попробовать оценить, на что влияет езда с разбалансированными колёсами:

Итак, балансировка нужна для того, чтобы все элементы подвески и ходовой служили долго и «счастливо», машина ехала куда надо и четко слушалась руля, а водитель был в хорошем настроении.

Как часто нужно делать балансировку колес?

Нет такого закона, который требует от водителя обязательно проводить балансировку колес, но владельцы автомобилей должны сами знать, когда она нужна. Рекомендации для проведения этой процедуры следующие:

Иногда можно услышать споры, как часто делать балансировку. Есть даже рекомендации проходить ее через каждые 5000 км. Нужно ли это? Здесь лучше ориентироваться на собственный опыт: если после такого пробега машина ведет себя как обычно, управляемость не ухудшилась, а шины не начали шуметь чуть громче, можно ездить еще столько же.

Виды и причины дисбаланса

Вибрации (дисбаланс) во время движения бывают двух типов:

Нельзя сказать, что если в колесе есть неравномерное распределение тяжести, оно «плохое». Шины, какими бы дорогими они ни были, не дают гарантии абсолютного, выверенного до грамма, баланса. Обязательно где-то будет наплыв, даже если его и не видно. Коррекция баланса колес – нормальная часть обслуживания автомобиля, а не устранение неисправностей. Неисправности появятся, если балансировку не сделать.

Процесс стендовой балансировки колес

Невозможно самостоятельно найти, где именно у колеса «средоточие проблемы». Правильная балансировка должна делаться у профильных специалистов, имеющих качественное современное оборудование и знающих, как делать это правильно. Ниже, на видео, подробно показан процесс балансировки колес.

Процесс балансировки включает несколько этапов, в том числе подготовительных, и их соблюдение важно для качественного конечного результата:

Методы установки грузов отличаются для разных дисков: на стальные ставятся грузы со скобой, на литые – с установкой на внутреннюю поверхность, на штампованные – набивные (набиваются в щель между поверхностью диска и шиной), на легкосплавные – самоклеющиеся.

Последние – самые простые в установке и при этом самые ненадежные: от перепадов температур, влажности и вибрации они могут отпасть.

Как правило, если для балансировки колеса нужен большой вес, это означает, что с колесом что-то не так: деформирован диск, в протекторе застрял мусор и т.д. В таком случае мастер дополнительно осматривает колесо на предмет деформаций и следов удара.

Каждое колесо балансируется по очереди отдельно. Вопреки мнению очень «экономных» автолюбителей, нельзя отбалансировать только передние колёса, а задние оставить как есть. Все элементы ходовой и подвески должны быть в норме.

Финишная проверка балансировки

После того, как колесо отбалансировано, можно попросить снять его со стенда, затем снова поставить и проверить. Возможна ситуация, что при повторной проверке система опять покажет дисбаланс. Это нормально: официально допускается статистическая погрешность не более 10 грамм, что обусловлено не идеальной точностью установки колеса на стенде. Эту погрешность уберут при финишной балансировке.

Финишную проверку качества балансировки проводят на подъемнике, когда все колёса установлены на автомобиль. Делается это для того, чтобы при необходимости компенсировать воздействие тормозного диска, ступицы, болтов. На видео, ниже, вы наглядно увидите, как она делается.

Процедура довольно простая:

Оценить, насколько качественно выполнена работа, можно и по приборам на стенде, и по собственным ощущениям: руль не вибрирует, никаких посторонних шумов, машина едет ровно и «красиво». Более подробно о том, как можно определить правильную и хорошую балансировку не опытному водителю показано в видео, ниже.

Заключение

Когда-то счастливые владельцы «горбатых Запорожцев» даже не задумывались, правильно ли отбалансированы у них колёса. Но чем сложней автомобиль, тем больше внимания к себе он требует. К тому же, каждая неправильно работающая деталь тянет за собой проблемы, как снежный ком. Поэтому сегодня балансировка колес превращается в обыденную необходимость. И, конечно, обращаться за этой услугой лучше к знающим мастерам, чтобы получить результат «на все сто».

Балансировка колес: что это такое и зачем нужно ее делать

Данная статья поможет вам изменить свое отношение к одной из важнейших составляющих грузового авто — шинам. Отбалансированные колесные элементы позволяют экономить не только на резине, но и сохранить лучшую управляемость для грузовика, а для вас и ваших грузов гарантировать большую безопасность на дороге. Так что же это такое балансировка колес, почему она важна и зачем ее проводить? Давайте разбираться вместе.

Что представляет собой эта процедура

Суть процесса заключается в восстановлении баланса между ступицами, подвесочными компонентами, дисками и креплениями. Необходимо это для того, чтобы фактический центр массы максимально совпадал с геометрическим — на балансировочном стенде она распределяется равномерно относительно центральной точки. Если все сделано правильно, уровень вибрации, которая ощущается во время движения, заметно снижается. Также значительно увеличивается срок службы покрышек и подшипников.

Чтобы оценить, что значит балансировка колес для вашего авто, просто посмотрите на явные преимущества ее выполнения:

Настраивать баланс нужно на любом типе автотранспорта. То, что автомобиль совершенно новый или на нем стоят только что купленные диски и резина, не повод отказываться от проведения этой операции. В противном случае о себе обязательно заявят следующие малоприятные последствия:

Зачем делать балансировку колес

Многие автолюбители ошибочно недооценивают важность данной процедуры и экономят на ней. И зря, так как неотбалансированные автоколеса — это не только дискомфорт и раздражающие шумовые эффекты.

Приведем пример, чтобы вы могли убедиться в серьезности проблемы. Если машина едет со скоростью 90км/ч в условиях разбалансировки, воздействие на подвеску будет сравнимо с ударами молота по ней массой до 3 килограмм. В течение 1 минуты их происходит порядка 800. Решайте сами, долго ли таким образом протянет ваш грузовик.

Конечно, проведение балансировочных работ — дело добровольное. Соответствующих законов также не существует. Но если вы сомневаетесь в необходимости балансировки, подумайте, во сколько вам обойдется последующий ремонт авто, с которым вы обязательно столкнетесь в ближайшее время.

Что значит отбалансировать колеса: признаки дисбаланса

В первую очередь, это вибрация. При отсутствии баланса она идет из ходовой в салон автомобиля. Чем хуже дорожное покрытие и выше скорость езды, тем больше ощущаются неудобства. Интенсивность вибрирующих движений может быть самой разной: от незначительных шумовых эффектов до внушительной тряски, при которой управлять грузовиком будет крайне проблематично.

Опытные автомобилисты понимают, какое именно автоколесо разбалансировано, всего лишь по источнику вибрационных колебаний в салоне. Например, если вы сидите за рулем и ощущаете вибрацию, значит, передние колеса не отбалансированы; при разбалансировке задней пары она «уйдет» в салон.

Однако такой эффект — это не просто дискомфорт для людей, находящихся в салоне транспортного средства. Усиление нагрузки на ходовую приводит к ускоренному износу подвесочных деталей. Особенно достается ступичным подшипникам: нередко, прямо во время езды они полностью рассыпаются, что приводит к заклиниванию. А застопорившееся автоколесо — одна из причин возникновения дорожно-транспортных происшествий со всеми вытекающими последствиями.

Все еще думаете, что дает балансировка колес? Например, увеличение срока службы резины на 25%. Отбалансированные покрышки получают правильное сцепление с дорогой — оптимальное пятно контакта, равномерный износ и нагрузку, общее снижение тормозного пути.

Что же происходит при дисбалансе? Постоянные вибрационные колебания усиливают механическую нагрузку на протекторные бороздки автопокрышек. В итоге шины быстрее изнашиваются (в основном неравномерно), а осуществлять их замену приходится значительно чаще.

Ко всему прочему добавляются вибрации, передающиеся на руль при разбалансировке передней пары. Они заставляют водителя сильно напрягаться во время управления транспортным средством. Чрезмерная утомляемость также представляет большую опасность на дороге.

Разновидности дисбаланса

Отсутствие баланса само по себе говорит о наличии неуравновешенных движущихся деталей в автомобиле. К ним стоит причислить автошины, барабаны, ступицы, которые влияют на управляемость грузовика.

В нормальном состоянии центр тяжести автоколеса, лежащий на вращающейся оси, должен быть в равной степени удаленным от общей поверхности. Если в действительности это не так, мы имеем дело с разбалансированным изделием. Теперь понимаете, что означает балансировка колес и насколько она важна? Только помните — идеальной симметрии не существует. Даже завод-изготовитель допускает собственные незначительные погрешности на производстве.

Дисбаланс обычно встречается в трех вариациях:

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *