bed in for peace история фото
«В постели за мир»: 50-летие акции Джона Леннона и Йоко Оно в отеле Fairmont
В этом году отель Fairmont The Queen Elizabeth празднует 50-летие легендарной акции Джона Леннона и Йоко Оно «В постели за мир». Целую неделю с 26 мая по 2 июня 1969 года молодожены провели в кровати, общаясь с журналистами и призывая прекратить войну во Вьетнаме
С 26 мая по 2 июня 1969 года в монреальском отеле Fairmont The Queen Elizabeth состоялась акция Джона Леннона (John Lennon) и Йоко Оно (Yoko Ono) «В постели за мир». В то время никто не мог себе представить, что это событие сыграет столь значительную роль в движении за мир и что гостиничный номер, в котором они останавливались и устроили свою «лежачую демонстрацию» против войны во Вьетнаме, станет поистине легендарным местом.
В честь 50-летия этого знакового события отель приглашает жителей Монреаля и гостей города оживить в памяти неделю, в течение которой пара сочинила и записала свою знаменитую песню «Give Peace a Chance», в прямом смысле не вставая с постели. Этим удивительным начинанием молодожены хотели привлечь внимание широкой общественности к миру во всем мире.
Начиная с 25 мая в лобби отеля будет проходить тематическая выставка фотографий Джерри Дейтера (Gerry Deiter). По заданию журнала «Life» Дейтер был единственным фотожурналистом, освещавшим акцию от начала до конца. Фотографии и воспоминания участников акции «В постели за мир» взяты из книги Джоан Этей (Joan Athey) «Give Peace a Chance: John and Yoko’s Bed-in for Peace». Выставка будет работать до 9 октября 2019 года, дня рождения Джона Леннона.
25 мая с 11:00 до 16:00 отель проведет экскурсии по люксу, в котором останавливалась пара. Здесь посетители смогут увидеть самую фотографируемую дверь отеля и встретиться с Джоан Этей, автором книги. Все средства, собранные от экскурсий, будут переданы в благотворительную организацию Amnistie Internationale Canada Francophone. Вечером этого же дня в баре Nacarat пройдет вечеринка «Peace & Love» под биты диджея Jojo Flores.
Автор фото, Getty Images
Ровно 50 лет назад Джон Леннон и Йоко Оно устроили лежачий протест в амстердамском отеле «Хилтон», пропагандируя мир и ненасилие и требуя окончания войны во Вьетнаме. Помог ли он делу мира и что он значил для поп-культуры в целом?
«Приходите, репортеры, я вас чем-то угощу»
20 марта 1969 года Джон Леннон, в то время еще бывший членом группы «Битлз», и японская художница-авангардистка Йоко Оно скромно поженились в Гибралтаре.
Поженились скромно, но к их браку все равно было привлечено всеобщее внимание, поскольку на тот момент широкой общественности уже было известно о раздорах среди битлов, за что поклонники в немалой степени винили именно Йоко. Как и в распаде первой семьи Леннона.
Молодожены решили не отмечать обычный медовый месяц (что было бы слишком мещанско-буржуазным), а пригласить к себе третьим в постель мир во всем мире. То есть раскрутить идею мира как рекламируемый товар.
Они созвали в свой президентский (как он тогда назывался) номер гостиницы «Хилтон» журналистов из разных международных изданий.
Из номера по их требованию была вынесена вся мебель, кроме двуспальной кровати, а на стенах развешаны нарисованные Джоном и Йоко плакаты.
Вот, что говорил об этом сам виновник события в сборнике Anthology: «Мы послали открытки «Приходите на медовый месяц к Джону и Йоко: лежачий протест, амстердамская гостиница». Вы бы видели лица этих репортеров и фотожурналистов, поваливших к нам в номер! Потому что, как бы там ни было, но в головах у людей было то, что они думали увидеть. И когда они оказались в номере, у них лица вытянулись. Мы лежали в постели, как два ангела, окруженные цветами с мыслями о мире и любви».
Подтекст таков: то есть ничего скандального на букву «с» журналисты не увидели, хотя за несколько месяцев до этого эта пара выпустила свой первый диск Two Virgins («Два девственника»), сфотографировавшись на его обложку в голом виде.
Автор фото, Getty Images
Личный инструктаж за мир
Почему именно тогда?
Ведь война во Вьетнаме на тот момент продолжалась уже 13 лет, и шансов на то, что заступивший за два месяца до этого на пост президента США Ричард Никсон вдруг возьмет да и прислушается к двум представителям артистического мира, была ничтожной.
Но незадолго до своего лежачего протеста они получили письмо от британского режиссера-документалиста Питера Уоткинса, известного своими пацифистскими взглядами и, в частности, фильмом 1965 года The War Game («Военная игра»).
Как рассказывал сам Леннон, Уоткинс писал, что у таких людей, как он и Йоко, есть гражданский долг использовать СМИ для борьбы за мир во всем мире.
Во-вторых, это дало возможность Джону и Йоко сблизить свои артистические карьеры, причем сделать это публично, поскольку Леннон, несмотря на свой мятежный нрав и резкие высказывания, все же в качестве битла был любимцем нации, а не политическим активистом (хоть «Битлз» и высказывались против войны во Вьетнаме).
Тогда как Йоко Оно в публичном пространстве занималась как раз перфомансами такого рода. Но до их сближения о ней мало кто знал.
Автор фото, Getty Images
Почему именно в Амстердаме?
Вовсе не потому, что там есть известный квартал красных фонарей.
Как вспоминает в своей новой книге And In The End: The Last Days of Beatles журналист Кен Макнаб, знавший их в расцвете славы, прибыв из Гибралтара в Париж, чета Леннонов-Оно встретила там голландца Ганса Боскампа.
Боскамп вращался в музыкальных кругах и убедил их ехать в Амстердам, чтобы там устроить свой мирный протест.
Но за этим романтизмом были и вполне прагматичные соображения: европейская пресса была гораздо более сдержанной, чем британская, которая на тот момент уже успела понаписать всякие гадости про Йоко-разлучницу.
Автор фото, LEX VAN LIESHOUT/EPA
«Хилтон» в Амстердаме проводит специальную выставку в дни 50-й годовщины протеста Джона и Йоко
Что конкретно они делали в постели?
Любовью они не занимались. Во всяком случае, на публике.
Макнаб в своей новой книге о последних днях «Битлз» (которые совпали с началом семейной жизни Джона с Йоко Оно) так объясняет весь этот хэппенинг: «Он к тому моменту уже понял, что когда СМИ подхватывают какую-то идею, то они ее упрощают и раздувают. Поэтому они с Йоко пришли к выводу, что посыл должен быть несложным, но не избитым и задиристым».
Молодым это так понравилось, что они повторили свой лежачий протест 26 мая в канадском Монреале, пригласив туда помимо журналистов еще и всяких знаменитостей.
«Дайте миру шанс»: 50 лет с первого публичного протеста «bed-in» Джона Леннона и Йоко Оно
В последнюю неделю марта мир вспоминает о легендарной акции за мир во всем мире, которую Джон Леннон и Йоко Оно провели 50 лет назад: «bed-in» (буквальный перевод c английского – «в кровати»).
Это была их своеобразная вариация на идею «sit-in» – сидячего протеста, возникшего в США в ранних 1940-х годах и набиравшего популярность в 1960-е. Леннон и Оно оделись в пижамы, разукрасили стены номера плакатами с лозунгами «Оставайтесь в постели! Отращивайте волосы!», «Мир в волосах» и «Мир в постели» – и провели неделю, не вылезая из кровати.
Но молодожены были не одни. Они пригласили репортеров из разных изданий и, когда журналисты и фотографы пришли, рассчитывая получить горячие постельные снимки Леннона и его жены, Джон и Йоко втянули их в разговоры о войне во Вьетнаме, о том, как людям поменять сознание и как сделать так, чтобы добро победило зло. Беседы велись каждый день с 9 утра до 9 вечера.
Интерес Джона Леннона к политике зародился еще в середине 1960-х. В 1968 году он написал песню «Революция» («Revolution»), вошедшую в битловский «Белый Альбом» («The Beatles» – White Album). В тексте песни Леннон выразил свое негативное отношение к насилию и призывал к мирному подходу к протесту: «Если вы говорите о разрушении, знайте, что на меня вы можете не рассчитывать».
В 1967 году Леннон снялся в роли рядового Грипвида в сатирической антивоенной комедии американского режиссера Ричарда Лестера «Как я выиграл войну» («How I won the war») (Лестер и Леннон сотрудничали до этого в рамках двух фильмов с участием The Beatles – «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s night) и «На помощь!» (Help!).
Встреча с Йоко Оно повлияла на Леннона и в артистическом плане – она познакомила его с близкой ей авангардной эстетикой – и в плане активизма. Вместе они часто давали интервью, в которых поднимали волновавшие их политические и социальные темы. Леннон и Оно объединили свои силы: медийное влияние, которым обладал Леннон из-за своей известности, и методы, которыми Йоко пользовалась в своих художественных инсталляциях и хеппенингах. Это креативное сотрудничество пары вылилось в многочисленные арт-акции за мир и против войны.
На первую акцию «bed-in» в их «медовый месяц» в Амстердаме пару вдохновил британский режиссер-документалист Питер Уоткинс, автор антивоенного фильма 1965 года «Военная игра» («The War game»). Он написал им письмо, в котором говорил о том, что использовать СМИ для борьбы за мир во всем мире – это гражданский долг Леннонов.
Затем Ленноны повторили постельный протест в канадском Монреале. Там, вместе с приглашенными репортерами и сочувствующими их идеям известными деятелями культуры (среди которых были писатель и психолог Тимоти Лири и поэт-битник Аллен Гинзберг), Леннон и Оно записали песню «Дайте миру шанс», которая стала гимном мирного протеста. Ее до сих пор нередко поют на демонстрациях по всему миру.
Среди других оригинальных протестных акций Леннона и Оно были посиделки внутри огромного мешка под кодовым названием «мешкизм» (bagism), сутью которого Ленноны объясняли отказ от каких-либо предубеждений и стереотипов.
В интервью на шоу Дэвида Фроста в июне 1969 года Леннон объяснял это так: «Мы все любим пофилософствовать о том, как нет барьеров между искусством, музыкой, поэзией, но мы все еще определяем себя: «Я рок-н-ролльщик, а я – поэт». Поэтому мы просто придумали слово «мешкизм», и если вы спросите, что же это такое, мы просто ответим: «Все мы в мешке, детка!»
Свое несогласие с участием Великобритании в войне с Вьетнамом Леннон публично выразил и другим символичным жестом в ноябре 1969 года: вернул полученную в 1965 году каждым участником The Beatles из рук королевы награду Орден Британской Империи. Отказ он сопроводил письмом, в котором написал:
«Ваше Величество, я возвращаю свой Орден в знак протеста против участия Великобритании в ситуации в Нигерии (речь идет о гражданской войне в Нигерии 1967-1970 годов – НВ), против поддержки, которую Британия оказала США в войне с Вьетнамом, а также против падения моего сингла «Ломка» в хит-параде. С любовью, Джон Леннон».
А закончили 1969 год Леннон и Оно масштабной кампанией во многих городах мира, когда под Рождество они расклеили в мегаполисах от Лондона и Нью-Йорка до Парижа и Токио на рекламных щитах огромные плакаты, которые несли простой месседж на разных языках: «Война окончена! (Если вы хотите)». Они также записали вместе песню «Счастливого Рождества (Война окончена)» («Happy Xmas (War is Over»), ставшую еще одним излюбленным гимнов пацифистов.
В буквальном смысле рекламную кампанию за мир Леннон и Оно продолжили проводить в течение следующего десятилетия – как в разных совместных акциях и протестах, так и в музыке. С гибелью Леннона в 1980 году этот мирный протест не закончился, и Йоко Оно продолжает их миссию до сих пор.
Читай нас в Яндекс.Дзене
В 2012 году она выпустила документальный фильм о том самом первом лежачем протесте в Амстердаме в марте 1969 года «Мир в постели». Фильм доступен онлайн бесплатно, и Оно написала в описании: «В 1969 году Джон и я были настолько наивными, что думали, что наш «bed-in» поможет изменить мир. Ну что же, возможно, он смог это сделать».
Искусство«Самая известная
из неизвестных художниц»: Что нужно знать о Йоко Оно и её искусстве
Йоко Оно, пожалуй, самая известная японка в мире — при этом большинству людей известно лишь то, что она вдова Джона Леннона, а о её собственной художественной карьере говорят куда реже, чем о её мнимой вине в распаде The Beatles. Тем не менее ещё до знакомства с Ленноном Оно была состоявшейся и известной в кругах ценителей художницей — а после его смерти она сделала немало интересных проектов, однако всегда оставалась в тени славы своего мужа. Мы сходили на выставку Оно в Московском музее современного искусства и рассказываем, что нужно знать о её знаменитых работах-«инструкциях», откровенных перформансах и политических заявлениях — а ещё о её собственной жизни и переживаниях.
Йоко и искусство
Йоко Оно родилась в одной из самых богатых и влиятельных семей в Японии. Её родители были консервативными, но не чуждыми западным ценностям: отец-банкир несколько раз переезжал в США и обратно в Японию и семья следовала за ним, однако, несмотря на перемещения, Йоко и её сёстрам удалось получить отличное образование. По просьбе родителей Йоко взяли учиться в престижную мужскую гимназию, где одним из её одноклассников был будущий император Акихито. Она стала первой женщиной, поступившей на философский факультет в Университете Гакусюин. Правда, до конца она не доучилась — Оно отправилась в США, где недолго изучала искусство в Колледже Сары Лоренс, а потом отчислилась и продолжила путь самостоятельно.
Переехав в Нью-Йорк, Оно быстро попала в эпицентр авангардного искусства: одной из самых первых её работ был перформанс с участием легенды минимализма Джона Кейджа — Оно лежала на струнах открытого рояля, пока Кейдж и другие музыканты играли на нём с помощью разных предметов. В начале 60-х Оно примкнула к движению «Флюксус», где главным жанром стал перформанс — тогда ещё явление совсем новое и обескураживающее. Художники из «Флюксуса» (движение называлось в честь журнала, который так и не был издан) отвергали примерно всё, что понимали и ценили на арт-рынке. Они выступали против чрезмерной серьёзности и интеллектуальности, против коммерческой выгоды, против институций — музеев и галерей, против монополии художника на творчество. Хулиганский «Флюксус», который поначалу казался коллективным пранком, оказался очень важным явлением в истории искусства: без него не было бы ни акционизма, ни монументальных перформансов Марины Абрамович, ни вообще современного искусства, каким мы его знаем сейчас.
Йоко сгенерировала немало идей, которые вошли в репертуар «Флюксуса», и с удовольствием развивала инструменты этого движения и дальше. Она быстро отказалась от концептуализма в пользу простых высказываний, приглашающих зрителя к диалогу, и ироничных наблюдений о повседневности. Йоко занималась музыкой, придумывала концептуальные объекты и организовывала акции — а ещё создавала партитуры для перформансов, которые должны были воплощать зрители.
↑ «Mend Piece» («Склеивание»), 1966/2019
«Джон и Йоко» в Киеве: как бороться за мир, не вылезая из постели
Легендарная акция протеста и фильм о людях, которые ее устроили почти полвека назад
К годовщине дня рождения Джона Леннона в сети кинотеатров “Планета Кино” 11 октября выходит в прокат отреставрированная версия фильма Imagine: John and Yoko (1972).
В связи с премьерой мы вспоминаем детали акции протеста “В постели за мир”, которую молодожены Джон Леннон и Йоко Оно провели в 1969 году и которая стала их самым громким гражданским поступком.
Война во Вьетнаме – один из крупнейших вооруженных конфликтов второй половины XX века. Полномасштабное вмешательство США началось в марте 1965 года и повлияло на жизнь американцев на всех уровнях: социальном, культурном и экономическом. Даже фильм “ Рэмбо: Первая кровь ” (1985) раскрывает конфликт между обществом и американской властью, когда президент Рональд Рейган взялся за героизацию этой войны.
На протяжении всего конфликта представители движения хиппи выступали с мирными протестами. Чтобы демонизировать образ протестующих, с подачи президента Ричарда Никсона была проведена акция War on Drugs — курение марихуаны приравняли к уголовному преступлению.
Позднее акция Bed-In For Peace неоднократно воспроизводилась и упоминалась в культуре. Немецкий художник Марике ван Вармердам повторил перформанс в 1992 году (Амстердам) и в 2005 году (Майами). Восковые фигуры Джона и Йоко лежат в постели монреальского музея Grevin, а Билли Джо Армстронг из группы Green Day и его жена сделали аналогичную постель, с плакатами у изголовья кровати. Помимо того, был выпущен документальный фильм Bed Peace.
Форма ненасильственного протеста распространилась по всему миру. Она и сегодня остается самой популярной формой манифестации художников и артистов.
Напомним, что «Imagine: John and Yoko» выходит в «Планете кино» 11 октября, расписание сеансов и все подробности вы можете узнать по ссылке.
Фото: архив журнала Time. Коллаж: Марина Николаева