among the sleep история
Among the Sleep
Близкие по духу
Иногда прогнозы не сбываются. К моменту публикации превью Among the Sleep объективный прагматизм предвещал, что игра не выйдет раньше осени. Все на то указывало: для молодой студии это первая работа, в роли творцов — вчерашние студенты, которые к тому же делают проект за четверть миллиона долларов, собранных с «Кикстартера». Вдобавок — первую назначенную дату релиза они уже безнадежно провалили.
Нет, не успеют, решили мы. А Krillbite взяли и успели.
Мало ли кто услышит?
Кусочек путешествия ребенка в компании плюшевого мишки из демо-версии вошел в финальный вариант игры без особых изменений. Только теперь нас не отправляют в поход по спящему дому с порога. Вполне мирное и даже почти идиллическое начало дает нам насладиться заботой милой мамочки и вдоволь наиграться с новым другом, плюшевым медведем. Собственно, если бы не он, может, ничего и не случилось бы. Или же закончилось бы гораздо раньше.
► Игра сразу задает масштаб окружающего мира. Какая огромная ложечка! | ► Первая встреча с новым лучшим другом. |
Медвежонок — не просто мягкая игрушка, которая может сделать мир чуть-чуть светлее, если ее обнять. Он играет роль нашего спутника, наставника, советчика, помощника. Мишка подскажет, как найти разгадку головоломки, предупредит об опасном участке пути и даже послужит ключом к главному из замков. Ну да, медведь разговаривает, а что в этом такого? Не записки же ему писать.
Многие дети разговаривают со своими игрушками и уверены, что в темноте прячутся страшные создания. Нам предстоит еще многое припомнить из собственного детства. Вот что-то написано на коробке — закорючки какие-то, взрослые говорят, это буквы. Вот мебель, ее верх теряется где-то в облаках, настолько она огромна. Вот мамочкины платья — ни на одном из них нет ярких картинок, а значит, все они на одно лицо, серые и скучные. Вот овечки, которых надо считать перед сном. А вот и мамочка. Какая же она красивая и добрая!
► Для не умеющего читать ребенка все надписи выглядят примерно так. | ► Кто наблюдает за нами из темноты? Как-то даже не хочется идти проверять. |
Но посреди ночи мама исчезает. Следы ведут в странное и загадочное место, выход из которого закрывает толстая дверь со множеством запоров. А главным ключом к ней оказываются воспоминания. Искать их придется в местах, лишь немного напоминающих родной дом, — это злая и недружелюбная версия обыденного мира, где даже самые красивые уголки полны скрытых опасностей и неясной тревоги. Вполне подходящее место для обитания монстров. или монстра? Кто нас преследует — разные кошмары или один и тот же страх, принимающий разные обличья?
В этом месте очень легко сбиться на заумный пафос, проводя параллель с путешествием по темным закоулкам подсознания, сражением с застарелыми комплексами и трудоемким подбором ключей к темнице собственного эго. На просторах игрового мира есть где порезвиться психоаналитикам. Но за всей очевидностью аллюзий легко проглядеть гораздо более важный вопрос: так ли правы взрослые, когда считают, что ребенок ничего не понимает и все сразу забывает?
► Не все ладно в этой семье. Не в этом ли разгадка происходящего? | ► Кто оставил эти следы на полу? И кто там притаился в уголке? |
Прячься, ищи
Что может ребенок, которому только что исполнилось два года? Кое-как ходить, вполне энергично ползать, забираться на стулья и выдвинутые ящики, подбирать и швырять предметы. Негусто. Но игра и не ставит перед героем сложных задач. Несколько встречных головоломок сводятся к «сходи, найди, принеси, вставь». Впрочем, насыщенность загадками могла бы отвлечь от главного: нужно пройти этот путь, как бы ни было страшно.
И так немаленький, с точки зрения крохотного человека, дом в своей сумеречной версии разрастается до размеров стадиона. Но при этом игра каким-то чудом умудряется сохранять компактность и стройность: ни на одной локации не придется долго блуждать в поисках выхода. Мы сразу узнаем комнату, в которой уже побывали, какой бы мрачной она ни была. Цели всегда ясны, пути почти всегда очевидны. Единственное препятствие — страх.
Темные пространства, искаженная версия привычной реальности. Разрозненные пятна света от ночников, лунные блики. Странные тени, тревожные шорохи. Никогда не знаешь, какая опасность подстерегает тебя на следующем шагу, ведь ночная реальность — не место для малыша, который без спросу выбрался из кроватки. К тому же в этом мире не спит кто-то еще. Кто-то злой и жестокий.
► На вид ничего особенного, а между тем это очень страшный момент. Просто не хватает звука. | ► Одна из прекрасных находок — ребенок закрывает глаза ладошками, и в игре наступает пауза. |
Вступать в противоборство с монстрами — бесполезное занятие. Огромное чудовище обязательно схватит ребенка, если тот не успел убежать или спрятаться, и каждое близкое знакомство закончится загрузкой ближайшего сохранения. К счастью, кошмарные создания всегда предупреждают о своем приближении: картинка распадается на квадратики (спорный, хотя красноречивый спецэффект), а уж что творится в наушниках.
Прекрасная работа со звуком создает значительную часть атмосферы. Звуки узнаваемые, домашние (капанье воды, шипенье невыключенного телевизора, скрип двери, ветер за окном) причудливо смешиваются с неясными шумами и вроде как. стонами? «Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах». Вот ударил гром, вот что-то вне нашего поля зрения упало и гулко покатилось по полу — вздрогнет даже крепкий духом. Шумовая палитра, сопровождающая появление чудовищ, и вовсе вызывает безотчетную панику. А потом вдруг прорезается голос матери, мурлыкающий колыбельную, — и неясная, ускользающая мелодия, перезвон колокольчиков из музыкальной шкатулки.
► Чудовище уходит. Сейчас можно будет двигаться дальше. | ► Какие-то недобрые игры у обитателей этой детской площадки. |
В визуальной части разработчики сосредоточились на лаконичности и стилизации. Вышло здорово. Силуэты поскрипывающих качелей на игровой площадке, выросшие прямо посреди библиотеки сосны, кресло с торшером, примостившиеся на уцелевшем клочке пола, — такие места прекрасны сами по себе. Но здесь они гармонично вписаны в окружающее пространство, и в промежутках между скриптовыми появлениями чудовища можно вдоволь любоваться мрачной версией Страны Чудес.
► Мы узнаем все секреты, мы откроем все замки. Но какой ценой? | ► За этой дверью — конец игры. Счастливый или не очень? |
Технические недоработки должны быть ликвидированы готовящимся патчем. Но кое-что заплаткой не поправить: нет никакого стимула возвращаться к игре после прохождения — а оно не будет особенно долгим. Не спеша, заглядывая в каждый уголок, можно добраться до финала за три-четыре часа, просто пробежать по сюжету — раза в два быстрее. Никаких развилок, альтернативных концовок и вообще вариаций не предусмотрено. Может быть, когда-нибудь.
Если принять во внимание, что Among the Sleep — первая игра молодой независимой компании, стоит осыпать ее похвалами и почестями. Это действительно самобытная, выполненная с большим вкусом и талантом игра. Просто далеко не все в ней сделано на подобающем уровне. Есть к чему стремиться.
Among the Sleep
Концепция в Among the Sleep действительно уникальная. Главным героем, а может, героиней этого «ужастика» является двухгодовалое дитя. Одно время казалось, что авторы хотят показать нам, насколько пугающим кажется окружающий мир в глазах ребенка. И поначалу они действительно обыгрывают эту тему. Мама поздравляет чадо с днем рождения, вручает подарок — плюшевого мишку Тедди — и оставляет его или ее в своей комнате. Крошка выбирается из своей кроватки и начинает общаться с игрушкой — для ребенка это, сами понимаете, вполне естественно.
Потом вместе с Тедди они идут искать куда-то запропастившуюся маму, и вот тут начинается тот самый «детский» хоррор. Малютка с игрушкой в руках ночью обследует большой пустой дом. И понятно, что все вокруг его/ее пугает: длинное черное пальто, висящее в шкафу, тень от стола, звук работающей стиральной машины или включенного телевизора. Все это выглядит действительно атмосферно, необычно и тревожно — авторы отлично работают со звуком и дизайном. Однако затем они начинают «включать мистику», и Among the Sleep быстро превращается в достаточно банальный по механике и несколько нелепый по содержанию «ужастик».
Ребенок вместе с Тедди вдруг попадают в какие-то сверхъестественные миры, где ищут обрывки воспоминаний, которые помогут им найти маму. И вот тут начинается настоящий когнитивный диссонанс. С одной стороны, мы делаем все то, что привыкли делать в Amnesia или Penumbra, — ищем какие-то ключи и артефакты, крутим вентили и решаем физические пазлы, когда нужно, например, подвинуть какой-то предмет или выдвинуть ящик стола.
Но все это делает, напомним, ребенок. Когда он или она взбирается по стулу или по тем же ящикам стола, чтобы добраться до дверной ручки, это выглядит вполне естественно. Но вот когда ребенок снимает засов с двери, закручивает вентиль или открывает ключом замок, то это уже, извините, смотрится комично. Как и сама ситуация, при которой вполне вроде бы здоровое дитя, не употребляющее в силу возраста никаких вредных веществ, вдруг начинает путешествовать по каким-то потусторонним мирам…
Положение усугубляется однообразием и банальностью происходящего. Among the Sleep — это достаточно короткая игра, в которой мы всю дорогу двигаем стулья, чтобы добраться до дверной ручки, да ищем какие-то важные для прохождения предметы. Ничего действительно сложного и интересного. И очень мало по-настоящему пугающего. За «ужас» в игре отвечает некая страшноватая ведьма с длиннющими тонкими руками и ногами, которая тут исполняет роль Слендермена. Она тоже периодически преследует игрока и смотрит на нас нехорошим взглядом — если подпустить ее совсем близко, девочка (или все-таки мальчик?) то ли погибнет, то ли потеряет сознание, и придется начинать все сначала.
Авторы действительно стараются нагнетать атмосферу, неплохо работают со звуком и пытаются как-то геймплейно обыграть тему слабости, беззащитности: убегать ребенок долго не может, почти сразу падает. А в качестве фонарика он использует плюшевого мишку — для этого нужно хорошенько обнять его в темноте. А еще малыш может залезть под кровать или под массивный шкаф, чтобы спрятаться от ведьмы.
Все это, конечно, по-своему трогательно. Однако по-настоящему испугаться и буквально кожей прочувствовать весь окружающий ужас не получается: ребенок, который ищет какие-то артефакты, крутит вентили и драпает от местной версии Слендермена, — это, согласитесь, как-то слишком. Тут скорее ощущаешь не страх, а нелепость и надуманность происходящего.
Действительно сильная сторона Among the Sleep — это сама история, а точнее, ее развязка. Сценаристы Krillbite Studio говорят об ответственности родителей перед детьми и о том, как болезненно ребенок переживает и осознает некоторые события. Финал истории вызывает сильные эмоции. Но еще больше приходится сожалеть о том, что авторы так и не смогли адекватно и интересно реализовать свою идею. Они создали необычную концепцию, но не сумели придумать адекватный ей игровой процесс, заставив ребенка действовать по слегка облегченным правилам Penumbra и Amnesia, — и в итоге этот «ужастик» периодически превращается в комедию.
Плюсы: оригинальная идея; занятный сюжет; симпатичная графика; качественный дизайн и звук.
Минусы: однообразный и банальный игровой процесс; двухгодовалый ребенок вынужден решать достаточно взрослые задачи, что выглядит нелепо и надуманно; игра практически не пугает.
Among the Sleep Хоррор со смыслом
Вы заметили, как много за последнее время появилось однотипных инди-хорроров, которые, кроме как напугать игрока большой и страшной бабайкой, ни на что не способны? Это еще не говоря о каком-либо скрытом смысле, сообщении, которым хочет поделиться автор. С этим вообще полная беда. Но наш сегодняшний гость немного отличается от своих сверстников. Давайте разберемся.
Игра начинается вполне себе спокойно, и даже мило. Вы играете за двухлетнюю девочку, у которой сегодня день рождения. Мама кормит вас тортом, целует, после чего относит вас в вашу комнату и оставляет вас ненадолго поиграть одну с вашим подарком.
Тут уже начинают появляться необъяснимые феномены. В подарочной коробке оказался мишка Тедди, да не простой, а говорящий. После небольшой игры с ним он учит вас тому, как перестать бояться в темноте. Для этого нужно просто обнять вашего мишку покрепче, и тогда он начнет светиться, вытесняя тьму теплым светом. Почему авторы решили именно так, станет ясно позже.
После милого вступления, Мама укладывает малышку спать. Тут присутствие чего-то сверхъестественного уже не оставляет сомнений. Нечто невидимое похитило Тедди, опрокинуло кроватку и скрылось в темноте. С этого момента начинает нагнетаться атмосфера хоррора. Вы слышите, как кто-то зовет на помощь. Это оказывается мишка Тедди, который говорит о необходимости срочно найти Маму. После недолгих скитаний по дому, вы заходите в подвал, где есть проход, за которым неизвестность.
Здесь мистика достигает своего апогея. Вы попадаете в иной мир, где вам необходимо собрать воспоминания о вашей матери, чтобы найти ее. Этим вы будете заниматься большую часть игры. В плане геймплея, игра ничем не отличается от других представителей жанра – собираете необходимые предметы, решаете несложные задачи и убегаете от монстра.
Роль монстра играет некий черный женский силуэт с длинными руками и взъерошенными волосами. О том, кто этот монстр и почему он охотится за маленькой двухлетней девочкой – опять же, станет ясно в конце игры.
Так как это индии проект, ожидать от него передовой графики – довольно глупо. Скажу лишь, что выглядит все вполне себе неплохо, а на фоне остальных так вообще можно в пример ставить. С художественной точки зрения выглядит все просто превосходно. Мир вокруг вас действительно кажется большим и сказочным, т.е. именно таким, каким его может видеть маленький ребенок. Вместо букв на книге и других надписях вы увидите непонятные знаки, или же обычные звуки стиральной машины покажутся вам чем-то необычным.
Малышка может как ползать, так и ходить. В первом случае она движется быстрее, но не сможет держать в руках Тедди. Сам мишка никуда не пропадает. Он всегда находится у вас за спиной, а точнее на спине. Вы всегда будете слышать его дыхание, что неплохо нагнетает чувство тревоги. Если девочка будет слишком долго бежать, то она упадет на четвереньки.
И вот после того, как вы соберете все воспоминания, и узнаете о том, кто же эта страшная ведьма, которая не давала вам покоя – вся мозаика в вашей голове начнет складываться. Сразу становится понятно, что этим хотели рассказать нам авторы.
В этом и есть смысл игры, смысл этого послания – «Из-за вашего эгоизма страдают дорогие вам люди». Among the Sleep цепляет своим сюжетом, а точнее, своей концовкой, которая вызывает сильные эмоции. Но геймплейно, повторюсь, игра практически ничем не отличается от других инди-хорроров. Игра проходится за 1.5 – 2 часа.
Among the Sleep
Просыпаешься среди ночи, приоткрываешь глаза — а в комнате кто-то есть. Чужой. Безмолвный, неподвижный. Лишь блики света из-за штор скользят по склоненной голове, по плечу, по странно сложенным рукам. Кто-то проник в дом, чтобы тихонько постоять в углу? Что делать — бежать, кричать, накрыться с головой одеялом, надеясь, что странному гостью надоест и он уйдет восвояси? Какой там бежать, от страха пальцем не шевельнуть. Наконец, зажмурившись, дрожащей рукой лупишь по кнопке светильника. и даешь себе зарок складывать одежду как положено, а не швырять куда попало.
Ночью любая комната, даже собственная, знакомая до последнего шва на обоях, становится немножечко чужой. Неожиданно всплывают давно забытые детские страхи, в которых под кроватью, в шкафу и за шторами было навалом монстров. Став взрослыми, мы забываем, насколько пугающими могут быть тишина и одиночество. Пока свет фонаря не превратит висящий халат в притаившееся чудовище.
Кыш, Супермен, кыш
Вся история началась в Норвегии, в университетском колледже Хедмарк. Несколько студентов решили, что не стоит тратить время попусту, и начали придумывать совместные проекты. Со временем абстрактные идеи оформились в четкий дизайн-документ, а одиннадцать выпускников объединились в компанию Krillbite Studio. И когда год назад компания вышла на Kickstarter, у них не было ничего — ни громких имен, ни внушительного портфолио. Даже с техническими аспектами сбора денег им помогали знакомые из «серьезной» студии. Но проект собрал запрошенную сумму, и даже с некоторым запасом.
Победившая идея была весьма простой — ну, примерно как идея застежки-липучки. Не случайно одна за другой появляются игры, в которых мы больше похожи не на героев войны, а на обычных офисных работников, способных сразиться разве что с пробками и заевшим принтером. В Amnesia, Penumbra и Outlast нас подталкивают к тому, чтобы не сражаться, а убегать и прятаться. Десятки сляпанных на коленке инди-хорроров (вроде тех, что в сотый раз рассказывают о Слендермэне) эксплуатируют ту же тему. В нашумевшей Papa Sangre и пока не вышедшей Three Monkeys герой вообще слеп. И герой Among the Sleep вполне соответствует моде на нарочито немощных героев. Впрочем, у него веское оправдание: ему всего два года.
Маленький мальчик (который, впрочем, с таким же успехом может оказаться девочкой) просыпается посреди ночи от того, что кто-то (или что-то) уносит его любимого плюшевого медвежонка. Следом за этим он оказывается на полу детской. Дом тих и погружен во мрак, лишь кое-где горят ночники да свет луны падает из окон, отбрасывая пугающие тени.
За пределами уютного детского мирка с кубиками и лошадками действительность не так благосклонна к крохотному человеку. Даже до дверных ручек приходится добираться, подтаскивая стулья. При взгляде снизу все представляешь огромным и недружелюбным: настенные часы размером с башню, кресла, в которых наверняка восседает бука, бытовая техника, вносящая свою лепту в пугающий звуковой фон. Чуть повеселее становится, когда удается выручить из заточения любимого мишку. Теперь, если будет совсем уж страшно, можно его обнять, и станет чуточку светлее.
Чем дальше, тем слабее утешают «взрослые» объяснения. Это просто гроза за окном, это ветки раскачиваются на ветру и отбрасывают изломанные тени, здесь никого нет, здесь никого нет, холодильник открылся сам. Все чаще тянет забраться под стол или в шкаф и отсидеться там в безопасности. Чем дальше, тем лучше получается ощутить себя испуганным беззащитным ребенком.
Когда мы добираемся до спальни родителей и обнаруживаем, что мама куда-то пропала, происходящее теряет последнюю связь с прагматичной реальностью. Все детские страхи внезапно оказываются более чем реальными, в шкафу открывается проход в параллельный мир, и прогулка по спящему дому становится по-настоящему опасной. Но надо идти. Кто же еще спасет мамочку, если не двухлетнее дитя с плюшевым другом за спиной?
Долгая дорога между снами
Демо-версия игры, позволяющая прогуляться по спящему дому и добраться до странного мира, спрятанного в подвале, вышла еще во время кампании на «Кикстартере». Прошел год, первоначально намеченная дата релиза уже благополучно забылась. Разработчики, как часто бывает, не рассчитали силы — но работу продолжают.
Не забываем, что мы имеем дело с почти студенческим коллективом — недавними выпускниками. Уходящее время может стать потерей для маститых седых ветеранов, но для молодых геймдизайнеров, художников и аниматоров каждый месяц, а то и каждая неделя — это прежде всего опыт, как творческий, так и жизненный. И свежее видео от Krillbite это подтверждает.
Посмотрите на комнаты, по которым ползает наш младенец в альфа-версии. По большому счету, это стандартные коробки, в которых расположены некие примитивные объекты, кое-как обтянутые текстурами. Скудное освещение к ним милосердно, а умелая работа со звуком усугубляет тревожное ощущение. Но стоит подойти к лампе поближе, и волшебство теряется.
А вот кусочек, показанный пару месяцев назад. Вроде бы все то же. но эта комната определенно выглядит жилой. Груда коробок, прислоненный к ним велосипедик, плетеный коврик на полу, брошенная жестянка. Масса необязательных, но таких живых деталей делает происходящее еще более убедительным.
В процессе работы над Among the Sleep у студии образовался маленький побочный проект, игра The Plan. Она крошечная и бесплатная, ее героиня — муха, которая летит ввысь, к свету, в небеса, преодолевая опасности и препятствия. Пока не добирается туда, куда стремилась. Неожиданность и философская многозначность финала — именно то, ради чего стоит потратить на игру пять-десять минут.
Мы не случайно вспомнили о мухе. В этой скромной поделке Krillbite Studio продемонстрировала великолепное чувство стиля, умелую работу со звуком и музыкой и опять же оригинальный подход к выбору окружения и героя. А заодно доказала, что от нее стоит ждать любых сюрпризов.
Еще две взятые вершины: игра молодого независимого коллектива выйдет на PS4 и будет полностью поддерживать Oculus Rift. По заверениям создателей, разработка вступила в завершающую стадию. Отдельные эпизоды и детали уже собраны воедино, и получившееся вовсю пугает тестеров. Впрочем, даже приблизительные сроки ребята предпочитают не называть. Ведь внезапно свалившаяся на них слава имеет и оборотную сторону: если ожидания не оправдаются в полном объеме, волна негодования вполне сможет смыть беззащитную «Креветку» в суровое Норвежское море. Не говоря уж о том, что провал послужит еще одним пинком по «эпохе Кикстартера». А ей и так уж порядком досталось.