На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
В 985 году великий князь киевский Владимир Святославич стал организатором похода на волжских булгар, к которому присоединились торки. Так начался новый этап завладения «хазарским наследством». В этой борьбе Русь противостояла не только волжским булгарам, но также Ширвану и Хорезму. Во время похода 985 года киевский правитель хотел укрепить свои границы и политические позиции Руси в мире.
Предпосылки
Когда пал Хазарский каганат, волжские булгары начали соперничать с русскими за владение территориями Среднего Поволжья. Конкурентам Руси подчинились буртасы. Булгары подошли к вятичам, которые жили на Оке. По этой реке из Востока в Европу шли торговые суда. Во время междоусобицы, в которой участвовали сыновья Святослава Игоревича, булгарам покорились мери, муромы и вятичи. Они получили контроль над Волжским торговым путем, что не понравилось киевскому князю.
Существует версия, что Владимир Святославич мог организовать поход на булгар из-за того, что они нарушили предыдущие договоренности и мешали русским купцам возить свои товары на Восток. Князь опасался, что Хорезм получит власть над Волжским регионом и будет контролировать русскую торговлю на Каспии, вводя для купцов существенные ограничения.
Хронология похода
Киевского князя поддержали торки (гузы), которых волжские булгары оттеснили к Яику (Уралу). Им пришлось жить в приаральских степях. Дружина Владимира Святославича погрузилась на корабли и выдвинулась в поход по воде, а конники торков выбрали сухопутный маршрут по волжскому левому берегу. Соединиться с русской дружиной они планировали, пройдя триста километров в северном направлении от места своего полевого стана. Русские шли либо по реке Ока, по землям, где жили вятичи, либо к верховьям Волги.
Поход киевского князя завершился битвой с булгарским войском, которое дружине Владимира Святославича удалось разгромить. Пленники были в сапогах. Из-за этого киевский князь получил совет от своего воеводы Добрыни не идти дальше, потому что заставить развитых булгар платить дань все равно не получится, лучше отправиться к «лапотникам».
Владимиру Святославичу не удалось до конца реализовать собственный план из-за того, что единоверцев булгар поддержал Хорезм. Хоть эти два народа и ссорились ранее из-за экономических и территориальных противоречий, но они забыли о своих конфликтах после того, как на булгар напало русское войско. В итоге мусульмане создали сильную антирусскую коалицию и киевскому князю пришлось отступить.
Заключение мирного договора
После заключения «вечного мира» с волжскими булгарами русские выдвинулись в обратный путь. Накануне армия Хорезма подошла к Волго-Донскому волоку и в любой момент могла вторгнуться на территорию Руси. Предположительно, на обратном пути Владимир Святославич покорил буртасов, местом проживания которых была Средняя Волга.
В результате похода на Волжскую Булгарию потенциальный соперник киевского князя на получение дани от восточных и северо-восточных племен был устранен. Завоеванные русскими народы подтвердили свою верность Владимиру Святославичу, но присоединить к Руси Волжскую Булгарию у него не вышло.
Поход киевского князя завершился заключением обоюдовыгодных торговых и политических соглашений. Волжские булгары пообещали беспрепятственно пропускать русских купцов на Восток и открыть им свои рынки. Мирный договор стороны подкрепили бракосочетанием. Владимир Святославич взял в жены булгарскую княжну, которая впоследствии родила ему сыновей Глеба и Бориса – муромского и ростовского князей. В некоторых источниках сказано, что киевский князь взял в плен булгарскую княжну и потом на ней женился.
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «985 год» в других словарях:
985 год до н. э. — События Родились Скончались … Википедия
Взятие Барселоны (985) — Взятие Барселоны Реконкиста Дата 6 июля 985 Место Барселона Итог ра … Википедия
1985 год — Запрос «1985» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Годы 1981 · 1982 · 1983 · 1984 1985 1986 · 1987 · 1988 · 1989 Десятилетия 1960 е · 1970 е 1980 е … Википедия
984 год — Годы 980 · 981 · 982 · 983 984 985 · 986 · 987 · 988 Десятилетия 960 е · 970 е 980 е 990 е · … Википедия
950 год — Годы 946 · 947 · 948 · 949 950 951 · 952 · 953 · 954 Десятилетия 930 е · 940 е 950 е 960 е · … Википедия
970 год — Годы 966 · 967 · 968 · 969 970 971 · 972 · 973 · 974 Десятилетия 950 е · 960 е 970 е 980 е · … Википедия
989 год — Годы 985 · 986 · 987 · 988 989 990 · 991 · 992 · 993 Десятилетия 960 е · 970 е 980 е 990 е · … Википедия
988 год — Годы 984 · 985 · 986 · 987 988 989 · 990 · 991 · 992 Десятилетия 960 е · 970 е 980 е 990 е · 1000 е … Википедия
987 год — Годы 983 · 984 · 985 · 986 987 988 · 989 · 990 · 991 Десятилетия 960 е · 970 е 980 е 990 е · … Википедия
986 год — Годы 982 · 983 · 984 · 985 986 987 · 988 · 989 · 990 Десятилетия 960 е · 970 е 980 е 990 е · … Википедия
985 год. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БРЯНСКА(О ЛЕТОПИСНОМ ГОРОДЕ НА ЧАШИНОМ КУРГАНЕ)
Брянск — один из немногих крупных городов России, имеющий прекрасно сохранившийся уникальный памятник истории. Это, так называемый, Чашин курган.
Расположенный на широком берегу реки Десны, напротив впадения в неё реки Болвы, он являет собой образец укреплённого древнерусского городка.
Здесь можно видеть хорошо сохранившиеся рвы, валы, площадки от старинных башен и следы различных построек. А сверху, с места древней крепости — с «кургана» — открывается живописный вид на реки, зелёные рощи, голубые дали, здания жилого комплекса Московского микрорайона и Брянского машиностроительного завода.
Несмотря на позднейшую застройку, наличие современного кладбища на месте древнего города и проводимые археологические раскопки, довольно значительная часть, особенно примыкающая к Десне, впечатляет!
Чашин курган — это место древнего Брянска. Археологи, историки-краеведы очень долго искали тот самый Брянск, впервые упомянутый под 1146 годом в Ипатьевском списке древней летописи (1), но только здесь сумели обнаружить культурный слой трёх селищ V века, VIII—IX веков и, наконец, древнерусского города конца X — середины XII веков (2).
По данным Института археологии АН СССР, древний Брянск занимал площадь примерно в 5 га (в сравнении, Вщиж в 1142 году — 3,8 га, Трубчевск в 1185 году — 4 га.) (3).
Крепость (детинец) города состояла из двух частей. «К большой округлой территории, ограниченной с напольной стороны полукольцевым валом (высота 3 м, ширина 14 м) и рвом (глубина 3 м, ширина 12 м), примыкала с востока меньшая, пониженная на 1 м. относительно первой и ограниченная от стрелки двумя дуговыми валами (внешний —1 м высоты, внутренний — 4 м, глубина рва до 2 м, ширина от 8 до 10 м) (4).
Город быстро рос и развивался. «Наибольшего расцвета он достиг в первой половине XII века, но в середине столетия прекратил своё существование» (6).
Древний Брянск на Чашином кургане возник, скорее всего, после 988 года. Так, в Лаврентьевском списке древнейшей летописи под этим годом записано: «И рече Володимеръ: — Се не добро, еже мало городъ около Киева. — И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. » (7).
Эта дата встречается во многих других летописях: в Новгородской первой (8), Новгородской четвёртой (9), Софийской первой летописи старшего извода (10), летописи по Воскресенскому списку (11), Рогожском летописце (12), Типографской летописи (13), Московском летописном своде 1497 года (14), Владимирском летописце (15), Холмогорской и Двинской летописях (16).
Лишь в двух летописях, из изученных томов ПСРЛ (17), удалось обнаружить более позднюю дату — 990 год — в Ипатьевской (18) и Никоновской (19).
Официальная же дата основания Брянска — 985 год — более чем субъективна. Увязка летописного сообщения о походе великого киевского князя Владимира Святославовича на волжских болгар в 985 году с основанием города совершенно неудачна (20). Мнение ряда историков, что великий киевский князь шел в этот поход по рекам Десне и Болве, есть лишь одна из гипотез, но не реальный, подтвержденный источниками факт.
Что же касается упоминания в летописи массового строительства городов на Руси, в том числе по реке Десне, в 988 год); увязка этой даты с основанием Брянска более обоснованная.
Судя по всему (хорошо защищенный природой, расположенный в месте слияния двух рек, среди племен вятичей и радимичей), построенный волей великого князя Владимира Святославовича, Брянск играл роль погоста на пути княжеской дружины, собиравшей с местных племен дань («полюдье»). Не исключено, что городок должен был в нужное время защитить княжеских людей как крепость при возможных осложнениях во время сбора дани.
Источники очень часто выделяют Брянск как особый, видимо, великокняжеский город, окруженный вятичскими племенами.
Например, под 1147 годом летопись сообщает: «. слышавши же то посадницы Володимери и Изяславди, выбегоша изъ Вятичь, и изъ Дьбрянска. » (21); «. онъ же собра воинства и шедъ взя грады Вятичи, и Брянескъ (22); «Того же лета Юрий посла къ Святославу сына своего Глеба, и приидоша къ нему Половци; он же зая все (грады) Вятичи и Брянець. » (23); «Он же зая все Вятичи, и Брянеск, и Обловеск». (24)
Из этих летописных отрывков видно, что Брянск в то время не считался вятичским городом и отмечался отдельно от вятичской земли. Поэтому нет никаких оснований считать, что городок Брянск был создан вятичами и, тем более, их именитым вождем Вятко (Вячко), жившим, согласно летописям, задолго до X века (25). Однако отрицать вятич- ское влияние на название города нельзя.
Скорее всего, славянское поселение, располагавшееся на месте городка, первоначально называлось в вятичской транскрипции «Бранск» («Браньск», «Бранеск»). Твердое произношение слова («Бранск») соответствует древнему польскому, литовскому и даже современному белорусскому! Известно, что славянские племена радимичей и вятичей, населявшие территорию от реки Сожь до реки Оки, были польского происхождения. Об этом свидетельствует целый ряд древнерусских летописей.
Об этом же сообщают, едва ли не дословно, и многие другие летописи (29).
Отсюда напрашивается вывод: польское происхождение названных племен в древности ни у кого не вызывало сомнений. Вот откуда и первоначальное польское («ляшское») звучание — «Бранск».
Так, в летописях польско-литовского происхождения город даже пишется так с учетом звучания. Например, в «Хронике литовской и жмойтской» под 1321 годом записано: «Лев, князь луцкий. утекл аж до Бранска Северского. » (30), под 1322 годом: «Роман бранский з рицерством и войсками. » (31), под 1401 годом: «. пришел его Витолт до ласки своей и дал ему Бранско. » (32), под 1499 годом: «. пошли до Бранска» (33).
В белорусско-литовских летописях (34): «. и побежить до князя Романа, до зятя своего, ко Бранску», «. с князем Романом бранским. »,
Таким образом, есть серьезные основания считать, что название города «Бранск» происходит от слова «брань». Здесь возможно два толкования. Одно — «битва», «сражение» (например, «поле брани», «полегли в жестокой брани») и другое — «ругань». Оба толкования имеют право на существование. В то время как первое, если его принять, приведет к пониманию названия города как «бранный» (боевой, грозный), серьезных документальных подкреплений не имеет (да и город не отмечен в источниках как сумевший дать врагу достойный отпор), второе опирается на следующие интересные замечания летописцев: «. и радимичи и вятичи, и северъ один обычай имяху: живяху в лесе, якоже и всякий зверь, ядуще всё нечисто, и срамословие в них предъ отьци и предъ снохами. » (43), «. срамословие в нихъ предъ родители и племени не стыдятся. » (44).
Следует отметить, что по сей день Брянск считается городом исключительно низкой культуры, с грубым населением, злоупотребляющим нецензурной речью.
При такой репутации окружавших Брянск славянских племен киевляне вполне могли принять соответствующие название, смягчив звуки, как то было принято на юге Руси.
В то же самое время у историков, да и в довольно многочисленных научных и литературных произведениях, сложилось представление о происхождении названия города от слова «дебри», и что в старину город назывался «Дебрянск». Следует огорчить сторонников такой версии. Летописи напрочь это опровергают!
При тщательном изучении полного собрания русских летописей удалось установить следующее.
Из 237 упоминаний города, название, близкое современному (Брянск, Брянеск, Бряньск, Бранск, Браньск и т.д.), встречается 169 раз, в то время как «Дебрянск» (Дъбрянск, Добрянск) только 68 раз!
В самом древнем, Лаврентьевском, списке город упоминается только как Бряньск (45). В очень многих других летописях по ПСРЛ город упоминается почти по-современ- ному, без приставок «де» («до», «дъ»), А именно: в тт. 3 (46), 4 (47), 9 (48), 10 (49), 11(50), 13 (51), 14 (52), 16 (53), 26 (54), 30 (55), 37 (56).
Слова «Дебрянск», «Дебряньск», «Дъбряньск», «Добряньск» не встречаются в единственном варианте, но только в смешанном со словами «Бряньск», «Брянеск», «Брянск». Вот эти летописи: тт. 2 (57), 6, вып.1 (58), 6, вып.2 (59) 7 (60), 8 (61), 12 (62), 15 (63), 24 (64), 27 (65), 28 (66), 33 (67).
Кроме того, не следует забывать, что слово «дебря» даже в 60-е годы прошлого века звучало в некоторых сельских уголках Брянщины как исключительно грубое ругательство, обозначавшее женский половой орган! И есть все основания считать, что это и было древнее славянское сквернословие! О каком названии города в этом случае может идти речь? Ну, уж никак не о Дебрянске!
Отрадно, что современные ученые, историки-краеведы обратили внимание на несуразицу в старинном названии Брянска. Они объясняют появление в летописных списках слов «Дебрянск», («Дъбрянск», «Дбрянск», «Добрянск» и т.п.) результатом ошибок позднейших переписчиков (68).
Взаимодействия великого князя Владимира I Святославича с Волжской Булгарией (Святой | Креститель | Красно Солнышко)
Объединившись с кочевыми племенами торков, Владимир вместе с воеводой Добрыней разбили войско булгар в 985 году, однако после осмотра пленников пришли к выводу о невозможности подчинить народ вышедший на достаточный уровень развития и предпочли заключить мир.
Ещё одно упоминание относится к 1006 году — прибывшие из Волжской Булгарии послы договорились с князем о разрешении торговать в русских городах по рекам Оке и Волге.
Причины и предпосылки
Поход Владимира на Волжскую Булгарию и заключение мира в 985 году
В качестве союзников великий князь нанял кочевников-торков, которые следовали за ладьями русов по суше. В случившемся сражении волжские булгары были разбиты, однако после битвы воевода Добрыня обратился к Владимиру с такими словами:
Облик волжских булгар в 9-10 веке
Наиважнейшую же снову экономического благосостояния Волжской Булгарии составляла десятина, взимавшаяся за провоз товаров из Европы на восток и в обратном направлении.
После этого между русами и булгарами был заключён «вечный мир», а князь с дружиной отправились обратно в Киев. Очевидно, поход предполагался не только с целью предотвращения ухода вятичей от власти Киева, но и как попытка проверить соседнюю страну «на крепость». Очевидно, булгары проверку выдержали, поэтому с ними был заключён мир, а вскоре их представители сами прибыли в Киев для презентации Владимиру ислама.
Волжские болгары и «Выбор веры»
Тем не менее, в отличии от хазар-иудеев, к булгарам было направлено посольство для ознакомления с процессом богослужения в мусульманской религии.
Для Владимира принятие той или иной веры было, прежде всего, вопросом политическим и, скорее всего, выбор шел между двумя религиями: христианством византийского толка и исламом.
Существуют арабские источники, опровергающие летописную точку зрения об «испытании вер». Один из этих рассказов сохранился у арабского ученого, врача по профессии Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази:
Торговый договор 1006 года
Волжский торговый путь, соединяющий Балтийское и Каспийское моря
В 1006 году договор между Киевской Русью и Волжской Булгарией был перезаключен на новых условиях.
«Прислали болгары (волжские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и во всем вольно торговали, и русские купцы с печатями от наместников в Болгары с торгом ездили без опасения: а болгарам все их товары продавать во градах купцом и от них купить, что потребно, а по селам не ездить тиуном, вирникам, огневщине и смерди не продавать и от них не купить» [11] В. Н. Татищев, «История Российская», кн. 2, гл 6
Таким образом булгарским купцам разрешалось посещение русских городов, однако торговать они имели право только с купцами, для них было запрещено выменивать у обычных людей местные товары на иноземные «диковинки».
Вплоть до 1080-х годов о столкновении русов и булгар летописи не упоминают. Следующим этапом стало обострение отношений во время конца правления Владимира II Мономаха, по приказу которого его сын Юрий Долгорукий совершил поход на волжских булгар в 1120 году.
В начале X века в восточной Европе сформировалось два крупных центра – Киев и Новгород. Эти два культурных и торговых центра позволили объединить славянские племена в две основные группы. На севере сосредоточились словене, кривичи, а также выходцы из неродственных племен и варяжские переселенцы. На юге проживали племена полян, северян и вятичей. Эти две основные группы были объединены в единое государство с захватом новгородским князем Олегом Киева.
Территория Руси в X веке массово застраиваться городами, в 903 году, согласно летописям, был основан город Псков. Князь Олег, захвативший Киев, не стал останавливаться на достигнутом, и предпринял военный поход против Византии. Впечатленные греки поспешили заключить договор с русичами, который дал возможность купцам из Киевской Руси осуществлять торговлю в греческих городах без оплаты пошлин. С 912 года князем стал Игорь, сын Рюрика, его правление продлилось до 945 года. В 941 году и 944 году он осуществил новые походы против византийцев, однако они были неудачными, и купцы Руси утратили возможность торговать без пошлин. Это вызвало смуту в государстве, и в 945 году Игорь был убит древлянами. После этого бразды правления взяла на себя его супруга, единственная княгиня на Руси – Ольга. Она усмирила древлян, и сожгла их столицу, Искоростень (современный белорусский город Коростень).
В 964 году к власти пришел сын Ольги Святослав, который осуществил ряд успешных походов против соседних государств, и отразил нашествие хазар. Однако с востока пришли новые враги – печенеги, в одной из битв с которыми Святослав был убит. После него осталось трое сыновей, вступивших в междоусобную борьбу друг с другом. Победителем, в конце концов, вышел новгородский князь Владимир, впоследствии прозванный Великим. Именно его правление принесло на Русь наиболее значимые события в десятом веке. При нем была проведена попытка унификации славянского религиозного культа, позднее он, для заключения выгодного договора с Византией, решил ввести на Руси новую веру – Христианство. Это событие предопределило путь, по которому стала развиваться Киевская Русь, и все другие государства и народы, образовавшиеся и проживающие на ее территории. При этом Владимир проявил себя как талантливый правитель и полководец, при нем было отражено вторжение половцев, а внедрение новой веры было проведено мягко и без серьезных потрясений.