95 лет со дня рождения русского прозаика поэта сергея алексеевича баруздина 1926 1991
95 лет со дня рождения писателя и поэта Сергея Баруздина
Автор многих книг для детей и юношества, романов, повестей и рассказов, Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1983).
Родился 22 июля 1926 года в Москве. В детстве Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Надежда Крупская и направила Сергея в литературную студию Московского Дома пионеров.
С началом Великой Отечественной войны, оставив школу, пошел работать рабочим типографии. В возрасте 17 лет его взяли в армию рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях в обороне Москвы, во взятии Берлина и освобождения Праги. После войны Баруздин работал в газетах и редакции журнала «Пионер».
Воспитанию школьников посвящены сборник стихов «Кто сегодня учится» (1955), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957).
В книгах 1960-х годов Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. Появляются сборники: «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег. Рассказы» (1969).
В романе для взрослых «Повторение пройденного» (1964) Баруздин существенно дополнил художественную летопись Великой Отечественной войны. Автор показывает, как из романтически настроенных, но домашних, не изведавших ударов судьбы мальчиков вырастают мужественные солдаты. Тема войны развивается и в книгах Баруздина «Ее зовут Елкой», «Повести о женщинах» (1967).
Особняком стоит его трилогия «Светлана», рассказывающая о жизни сначала совсем маленькой девочки, а затем уже взрослой девушки.
Баруздин выступал также как историк литературы. Много интересных статей посвятил творчеству Э. Асадова, А. Барто, Л. Воронковой, А. Вергелиса, М. Исаковского, В. Катаева и других писателей.
В советское время вышло более 200 книг стихов и прозы Сергея Баруздина, общим тиражом 90 млн. экземпляров на 69 языках.
95 лет со дня рождения русского прозаика поэта сергея алексеевича баруздина 1926 1991
411765 14.07.1977 Советский писатель Сергей Алексеевич Баруздин (1926-1991). Лев Иванов / РИА Новости
Мастерская доброты Сергея Баруздина
Литературный путь Сергея Баруздина наметился еще в довоенные годы, когда десятилетним мальчиком в 1936 году он пришел в литературную студию Московского городского Дома пионеров по направлению самой Надежды Крупской, бывшей в те годы заместителем наркома просвещения. Ознакомившись в редакции «Пионерской правды» с творчеством московского школьника Сережи Баруздина, Надежда Константиновна вызвала к себе в наркомат юного стихотворца. После беседы она вручила ему следующую записку для директора Дома пионеров: «Направляю Вам талантливого мальчика Сережу… Прошу определить его в литературный кружок… Н. Крупская».
Каждому из нас с детства знакомы эти строки:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Слова бывают смелые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Баруздин своими стихами он учит добру и чести не навязчиво и не заносчиво, а так просто и доверительно, что хочется его слушать, ему верить. Это редкий дар. Но судьба у Баруздина была совсем не простая и не гладкая, его мастерская доброты, как это ни парадоксально, берет свое начало на дорогах Великой Отечественной войны.
На фронт Баруздин попал в 15 лет, приписав себе два лишних года. Он служил в артиллерийской разведке, прошел с боями до Берлина, освобождал Европу.
Война сильно повлияла на молодого литератора. Сам он позже писал:
Не было и горше нет войны,
Той, что завершилась в сорок пятом.
Слышишь ты ее? И мне слышны,
Тридцать лет слышны ее раскаты.
Воспоминанья о войне,
Нет, это вовсе не по мне.
Я этим временем живу,
Живу во сне и наяву.
Действительно, война прошла через все творчество Баруздина, она прорывается в прозе для детей, полностью завладевает вниманием читателя в романе «Повторение пройденного».
После демобилизации начинающий литератор работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно окончил Литературный институт им. М. Горького.
В 1950 году он издал первый стихотворный сборник для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с Анатолием Алексиным «Флажок». В 1951-м вышел сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.
В 60-е годы Баруздин вносит в свои произведения яркую публицистическую ноту, она звучит в таких книгах, как «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». Например, в повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша большая и богатая. Умело и тактично вводит автор своих маленьких читателей в сложный мир житейских проблем, этому посвящены книги «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег… Рассказы» (1969).
Детская литература Баруздина очень разнопланова. От многочисленных рассказов о животных до поэтической «Сказке о трамвае», которая повествует о нем, как о живом существе. Он просыпается, моет стеклянные глаза, торопится на работу. Обладающий «железным характером» трамвай меняется вместе с жизнью. В своих знаменитых сказках и рассказах о животных писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой. Он доносит до нас ту простую мысль, что животные нуждаются в нашей заботе и любви. Убедитесь в этом сами, прочитав, например, «Рави, Шаши, Снежок и другие», «Лось в театре», «Необычный почтальон».
В возрасте 39 лет – по советским меркам очень рано – Сергей Баруздин возглавил журнал «Дружба народов». В те времена это издание было унылым и неинтересным. Его даже в шутку называли «братской могилой братских народов». Баруздину пришлось серьезно реформировать редакционную политику. «Дружба народов» вступила в конкуренцию с очень популярными тогда журналами «Новый мир», «Знамя», «Октябрь».
Баруздин выступал и как историк литературы. Следует отметить сборник литературных очерков под названием «Люди и книги». Творчество Эдуарда Асадова, Агнии Барто, Михаила Исаковского, Валентина Катаева и многих других советских писателей становится ближе и понятнее после прочтения очерков об их жизни, написанных Сергеем Баруздиным. А в книге «Заметки о детской литературе» собраны статьи более чем о 60 писателях.
Еще в начале литературного пути Сергея Баруздина многие спрашивали, почему он, начинающий в те годы литератор, жизнь которого была опалена войной, в своих стихах и прозе обратился к детям? Сам писатель объяснял это тем, что душа устала от войны, от горя и разрухи, и потянулась к живой, теплой, мирной жизни, населенной детьми, птицами, зверями… После увиденного на дорогах войны ему захотелось наполнить этот мир добротой, радостью, детскими улыбками. И он сумел это сделать.
За свою жизнь Сергей Баруздин написал более двухсот книг для взрослых и детей. Они изданы огромными тиражами и продолжают переиздаваться сейчас, потому что во все времена детям нужно мудрое слово, обогащенное добротой сердца.
Воронежская областная детская библиотека
Добрый талант – так можно определить направление всего творчества писателя. При этом он был «очень советским» человеком и автором, откликавшимся в своем творчестве на вызовы современности. Однако цель его художественной работы намного выше запросов времени. Вот как писал сам Сергей Алексеевич: «Нести людям добро и правду, без устали напоминать им, сколько чудес таит в себе детство и как ужасна война, как прекрасны дела советских людей и как важно ценить каждый миг нашей жизни. Это, думается мне, и детям важно знать, и взрослым помнить…».
Определенно можно сказать, что и сейчас, спустя несколько десятилетий со времени создания, каждый читатель книг Баруздина обретает счастье дружбы с большим писателем и человеком.
Человек по самой натуре своей должен быть добрым – это одно из основных и самых высоких его нравственных качеств. Но доброта, как и все особо драгоценное, требует постоянной бдительной охраны от злых разрушительных сил, которых в жизни тоже немало. Писатель Баруздин в числе таких ревностных охранителей. Настойчиво и тактично напоминает он через поступки и образ мыслей своих литературных героев, насколько доброта украшает человека и совершенствует отношения людей между собой. Баруздин исходит из твердого убеждения в том, что именно с детских и отроческих лет, когда стремительно быстро формируется характер человека и его мировоззрение, нравственным идеалом ему должна видеться победа добра над злом. А применительно к книге – ее оптимистический конец, создающий светлое, уверенное настроение. Закалять в предвидении будущих житейских бурь юных читателей нужно верой в бесконечную силу добра.
Для Сергея Алексеевича характерна открыто проповедническая позиция, он прямо заявляет о своем желании сделать людей лучше, чище, возвышеннее, роль литератора осознается им как роль наставника, воспитателя, стремящегося увлекать за собой других.
Много произведений, прозаических и стихотворных, Баруздин написал для ребят лет семи-десяти. Среди них хочется выделить сборники «Шаг за шагом» и «Кто сегодня учится», маленькую повесть «Алешка из нашего дома», книжку «Человеки», цикл рассказов «Большая Светлана». Герои писателя симпатичны читателю-ровеснику, часто растут вместе с ним, учатся, делают ошибки и исправляют их. Серьезно и уважительно относится Баруздин к своим маленьким героям. Он не «овзросляет» их, но и не примитивизирует взаимоотношения в детском обществе. Ему известна сила и чистота их эмоциональных связей, писатель легко угадывает меру наивности и серьезности, умеет уловить завязи симпатий и антипатий, точно обрисовать атмосферу детских взаимоотношений.
Для Сергея Баруздина вообще характерно понимание роста ребенка, усложнения и становления его сознания прежде всего как приобщение к труду. Он не забывает об этом, даже если рассказывает о годовалом малыше:
Первый шаг – не пустяк,
Трудно сделать первый шаг.
Любой повод использует поэт, чтобы подчеркнуть великое значение человеческой занятости делами. Жизнь бессмысленна, пуста, если она ничем не заполнена, если она бесцельна. Даже красавец бегемот не может, по мнению поэта, вызывать симпатию, потому что «у него огромный рот, а забот наоборот!». Делать ему нечего, тужить не о чем, ни в магазин его не посылают, ни в школу, ни уроков не задают.
Когда для бегемотов
И школ на свете нет?
Так настойчиво повторяется мысль, что учение – это труд, что для маленького человека, пока он маленький, именно школа – его призвание, именно на этом жизненном этапе должен он проявить свое упорство, волю, доказать способность и готовность к выполнению ответственных дел.
Писатель подчеркивает, что в мире имеет ценность только то, что дается для дела, для созидания, для людской пользы. Жить, творить, бороться и созидать, не терять понапрасну отпущенное тебе время, с детских лет хорошо усвоить, что
Жизнь дается не без счета,
А по дням и по часам…
Птицу судят по полету,
Человека – по делам!
Сергей Алексеевич прошел войну. Он прошел ее всю насквозь: от Москвы до Праги и Берлина. Он прошел войну, но и война прошла сквозь него. Она во многом, если не в главном, определила его таким, каким он стал. Вот так об этом сказал замечательный писатель Константин Симонов: «Баруздин как личность, как человек, избравший для себя тот вид служения обществу, который называется писательским трудом, начинался в войну, и почти все, а может быть, даже и все дальнейшее в его писательском пути определялось этой точкой отсчета, уходило своими корнями туда, в кровь и пот войны, в ее дороги, лишения, утраты, поражения и победы».
Действительно, война прошла через все творчество Баруздина, она прорывается в прозе для детей, и полностью завладевает вниманием читателя в романе «Повторение пройденного». В нем Сергей Баруздин не ставил задачу перед собой всесторонне обрисовать крупные военные события, представить нам широкую и подробную картину фронтовых действий. Его герой провоевал всю войну – от первого года до последнего, но он оказался рядовым в этой гигантской схватке. Взгляд его на происходящее невольно был ограничен. Но имея такого героя, автор получил возможность «разработать его» в глубину, и происшедшее, если и потеряло в арифметических масштабах, выиграло в индивидуальном и конкретном.
В романе не трудно заметить черты автобиографии, но он, конечно, не жизнеописание Сергея Баруздина. Не только потому, что писатель кое-что домыслил, дополнил эпизодами, с ним не случавшимися, ввел художественное обобщение. Но и потому еще, что о рассказчике говорится в романе гораздо меньше, скупее, чем о тех, кто рассказчика окружает. Если это и автобиография, то правильнее говорить об автобиографии поколения.
Сергей Алексеевич поставил перед собой задачу сложную: показать героев не на одном каком-то временном участке войны, а провести их через всю войну. От романа остается цельное, законченное впечатление. Радость победы, выплескивающаяся в последних главах произведения, своим дыханием согревает и первые, начальные, какие бы трагические картины в них ни были нарисованы. В этом видится принципиальная позиция автора в отношении к избранному материалу. Не смакование трудностей, но и не сглаживание углов – позиция объективная и оптимистическая.
Варианты названий выставок и мероприятий, посвященных творчеству С.А. Баруздина:
«Человеку свойственно мечтать…»
Человеку, мечтающему стать взрослым
«Человек без дела – человек без слова!»
И детям знать, и взрослым помнить (тема войны в творчестве писателя)
Использованная литература:
Сценарные материалы:
Небольшая пьеса для детей 7-9 лет к юбилею писателя.
Сценарий литературного часа для детей 6-9 лет.
«Писатель нашего детства», к 95- летию со дня рождения Сергея Алексеевича Баруздина, советского писателя, поэта, прозаика и журналиста, автора многочисленных книг для детей и юношества, романов, повестей и рассказов
Добрый талант – так можно определить направление всего творчества писателя. Герои писателя симпатичны читателю-ровеснику, часто растут вместе с ним, учатся, делают ошибки и исправляют их.
Жил в довоенной Москве мальчик Сережа Баруздин. Учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи.
Великая Отечественная война началась внезапно для него. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток работал на оборонительных сооружениях на Чистых прудах.
«Из всех моих наград медаль «За оборону Москвы»- одна из самых моих дорогих, признавался Сергей Алексеевич. – И еще медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Они – моя биография и география военных лет».
Самое-самое первое стихотворение Баруздин написал об отце:
Только поздно приходил
И носил домой работу».
В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей.
За всю свою жизнь Сергей Баруздин написал более 200 книг для детей и взрослых. Книги выпускались примерно на 70 языках мира.
Книги писателя переиздаются, читаются и ныне.
К юбилею Сергея Алексеевича Баруздина предлагаем познакомиться с замечательными произведениями для детства и юношества.
«Рави, Шаши, Снежок и другие»
Эта книга – о животных. Вы прочтёте о том, как слонята Рави и Шаши оказались в Одесском зоопарке, преодолев далёкий путь через океан. О том, как белый медвежонок Снежок, оставшийся без матери, оказался в зоопарке Индии. И ещё здесь собраны увлекательные истории о хитром бурундуке Симпатяге, домашнем крокодиле Топ-Топе, простуженном ёжике и многих других братьях наших меньших.
«Сказка о трамвае»
Это не сказка как таковая, а самая настоящая история города и городского общественного транспорта!
В стихотворной форме читатель узнает историю, каким был первый трамвай, как он менялся. В иллюстрациях проследим, как менялась одежда у горожан, как менялись улицы.
Такое, настоящее погружение в прошлое, начиная с 7 апреля 1899 года, когда по улицам Москвы проехал первый электрический трамвай и заканчивая 70-тыми годами 20 века. И пусть в книге описывается Москва и московские улочки, но ведь сейчас трамвай ходит во многих городах. И книга не о Москве, а об истории городского транспорта в целом. И о людях, которые были свидетелями того времени, а значит о многих поколениях каждой семьи.
«Человеки» — это коротенькие рассказы Сергея Баруздина о двух мальчишках-близнецах Сане и Ване. Спокойные, простые, незатейливые, но забавные и вызывающие улыбку и воспоминания о беззаботном детстве. Каждый день с героями этой книги происходят настоящие чудеса. Разве не чудо – научиться читать, или приручить зайчишку, или впервые искупаться в Чёрном море? Каждый день жизни маленьких` Человеков` – обычных мальчишек (а может, и девчонок!) – наполнен забавными приключениями.
«Почему рыбы молчат»
Почему рыбы молчат? Отчего медведи разоряют гнёзда? Зачем сорока крутится у дороги? Для чего жирафу длинная шея?
Короткие истории – сказки замечательного детского писателя Сергея Баруздина дают ответы на все эти и множество других вопросов малышей. Большинство рассказов Сергея Баруздина посвящены взаимоотношениям людей и животных. Писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой, и постоянно напоминает читателю, что животные нуждаются в нашей заботе и любви.
95 лет со дня рождения советского писателя Сергея Алексеевича Баруздина (1926-1991)
Сергей Алексеевич Бару́здин (22 июля 1926 — 4 марта 1991)— русский и советский писатель, поэт, и журналист, историк литературы. Секретарь правления СП РСФСР, и СП СССР. Автор многих книг для детей и юношества, романов, повестей и рассказов, Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1983).
Родился 22 июля 1926 года в Москв. Отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи. По его влиянием Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Надежда Крупская, зам. наркома просвещения и направила его в литературную студию Московского Дома пионеров.
С началом Великой Отечественной войны, оставив школу, пошел работать рабочим типографии, вместе со взрослыми копал траншеи. В возрасте 17 лет его взяли в армию рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях в обороне Москвы, во взятии Берлина и освобождения Праги.
После войны Баруздин работал в газетах и редакции журнала «Пионер», в 1950 году издал первый стихотворный сборник для детей. В 1958 закончил Литературный институт имени А. М. Горького.
В 1957—1965 годах секретарь правления СП РСФСР, с 1967 года — СП СССР.
С 1965 года главный редактор журнала «Дружба народов».
Выступал также как как историк литературы, его статьи посвящены творчеству Э.Асадова, А.Барто, Л.Воронковой, А.Вергелиса, М.Исаковского, К.Калчева, В.Катаева, А.Кешокова и др. писателей. В книге «Заметки о детской литературе»собраны статьи более чем о 60 писателях.