911г в древней руси

2 сентября 911 г. был заключен договор Руси с Византией

911г в древней руси

Соглашение было заключено после успешного похода русских дружин в 907 году, которые сухопутным и морским путями подошли к стенам Царьграда (Константинополя). Ромеи, напуганные появлением мощного русского войска, не оказали сопротивления и попросили мира. Этот поход интересен тем, что в нём вместе участвовали дружины северных, западных и южных славянских (русских) племенных союзов объединенных Олегом Вещим, а также воины финно-угорских племен входивших в состав Русской державы (чудь, меря). Ромеи уплатили русским воинам большую дань. Были установлены дружественные отношения между Русью и Византией. В дальнейшем русские дружины не раз помогали византийским басилевсам давить восстания, мятежи в империи, отражать нападения арабов.

Олег продолжил дело объединения славянорусских племен. Вернее союзов племен («земель»), объединявших несколько племен или даже несколько десятков племен, имевших свои стольные города, княжеские династии, дружины. Первые князья династии Рюриковичей – Рюрик (Сокол), Олег, Игорь и Святослав проводили линию на объединение славянских земель в одно целое. Были попытки включить в состав Руси и южных славян. Так, Святослав хотел, чтобы новая столица Руси была на Дунае, включив в состав державы часть Болгарии. Такая политика полностью соответствовала тогдашним геополитическим реалиям и национальным интересам Русского государства. Восточнославянские (русские) союзы племен оказались под угрозой потери политической самостоятельности и культурной ассимиляции. На Западе наступал Рим, который уже постепенно поглощал славянские земли в Центральной Европе. Могучие славянские союзы, вроде лютичей и ободритов, имеющие десятки городов, развитые ремесла и торговлю, знаменитые культовые центры, такие как Аркона, вели долгую борьбы с крестоносцами, но в итоге потерпели полное поражение. Славяне были частью перебиты, частично вытеснены на восток, большая часть подверглась ассимиляции. Славяне утратили язык, веру, стали разного рода «немцами». Другие славяне, такие как хорваты и поляки (ляхи) приняли западный вариант христианства, во многом утратили свою «особенность», перешли под контроль Рима. Стали частью «западной матрицы», цивилизации, злейшими врагами тех южных и восточных славян, которые сохранили свою идентичность и независимость от Рима (Запада).

С Юга грозила другая опасность – ислам, главными носителями, которого тогда были арабы. Византийская империя содрогалась под ударами арабских завоевателей, утратила большую часть своих территорий в Африке и на Ближнем Востоке. Арабы прорвались даже за Кавказский хребет, нанеся серьёзное поражение Хазарии. Военная экспансия сопровождалась и культурной. Многие народы приняли ислам. В частности, исламизация уничтожила большую часть культуры древней Персидской (Иранской) цивилизации. Под угрозой падения была Византия. Кроме того, с юга росла угроза со стороны Хазарии.

Очевидно, что отдельные, самостоятельные славянские «земли» (племена), даже самые многочисленные и могущественные, не могли противостоять угрозе с Запада и Юга. Пример сильных западнославянских союзов лютичей и ободритов (бодричей) весьма показателен. Русам угрожала страшная опасность – полное исчезновение их языка, веры и культуры. Устоять можно было, только объединившись е единую державу, империю. Необходимо было объединить самостоятельные земли в единое государство, с единым центром управления, одной армией, судебной системой, налогами и т. д. Первые князья династии Рюриковичей с блеском решили эту задачу. Не их вина, что их потомки, оказались недостойными «шапки Мономаха».

Объединение русских земель серьёзно укрепило военную мощь Руси. В 907 году большая русская армия, часть которой передвигалась морем, а другая по суше, напала на Византию. «Великая Скуфь» (Скифия) собрала мощный флот из 2 тыс. судов. Конница двигалась сушей, по западному берегу Черного моря, форсировав Южный Буг, Днестр и Дунай, она вышла к Царьграду через болгарскую территорию. После того, как русские войска опустошили окрестности Константинополя и стали готовиться к штурму огромного города, греки запросили мира. Переговоры завершились заключением мирного договора 907 года, который был подтверждён в 911 году.

Источник

911г в древней руси

2 сентября 911 г. был подписан русско-византийский договор — один из первых дипломатических актов Древней Руси.

Договор был заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию и продолжил дальнейшую регламентацию русско-византийских отношений, предусмотренных договором 907 г.

Общеполитическая часть договора 911 г. повторяла положения договоров 860 г. и 907 г. Тексту договора предшествовала летописная запись, в которой указывалось, что князь Олег послал своих мужей «построити мира и положити ряд» между Русью и Византией.

Статьи русско-византийского договора 911 г. говорили о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них; об ответственности за убийство, за умышленные побои, за воровство и грабежи и о соответствующих за это наказаниях; о порядке помощи купцам обеих стран во время их плавания с товарами; о порядке выкупа пленных; о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы руссов в императорской армии; о практике выкупа любых других пленников; о порядке возвращения бежавшей или похищенной челяди; о практике наследования имущества умерших в Византии руссов; о порядке русской торговли в Византии; об ответственности за взятый долг и о наказании за неуплату долга.

В отличие от предыдущих договоров, где содержание доводилось до сведения как «императорское пожалование» русскому князю, теперь это был равноправный договор по всей форме между двумя равными участниками переговорного процесса. Основная часть статей договора носила двусторонний характер: хранить «мир и любовь» должны обе стороны, нести ответственность за преступление обязаны одинаково и руссы, и греки, и т.д., что являлось большой дипломатической победой молодого Русского государства.

Договор был составлен в двух абсолютно одинаковых экземплярах на греческом и русском языках. Только в русском тексте к грекам шло обращение от имени русского великого князя, его князей и бояр, а в греческом — от лица византийских императоров и «всех греков». Стороны обменялись этими грамотами: русские получили греческий текст, а греки — русский. Но каждая сторона оставила себе копию со своего текста, который был отдан другой стороне. Впоследствии греческий оригинал и русская копия погибли; договор 911 г. и другие аналогичные документы сохранились в составе «Повести временных лет».

Перед отъездом на родину русские послы были приняты императором Львом VI, который преподнёс им дорогие подарки: золото, шёлковые ткани, драгоценные сосуды, а потом приставил к ним императорских «мужей» показать «церковную красоту и палаты златые, и в них сущее богатство злата много и паволоки и каменье драгое храмы и палаты…», а затем отпустил «во свою землю с честию великою». В Киеве посольство было в торжественной обстановке принято князем Олегом, которому доложили о ходе переговоров, о содержании нового договора и о том, «како сотвориша миръ, и урядъ положиша межю Грецкою землею и Рускою. ».

Лит.: Бибиков М. В. Русь в Византийской дипломатии: Договоры Руси с греками X в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). С. 5-15; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s1_19_1.pdf; Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952; Повесть временных лет. Ч. 1—2, М.; Л., 1950; Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987.

См. также в Президентской библиотеке:

Источник

Этот день в истории: 911 год — заключен русско-византийский договор

911г в древней руси

2 сентября 911 года в Константинополе между Киевской Русью и Византийской империей был заключен международный договор, который регулировал русско-византийские отношения.

Этот один из самых ранних известных дипломатических документов в истории России был составлен на двух языках — на греческом (не сохранился) и на старославянском. Он сохранился в позднейших списках древнерусских летописей, в частности, в «Повести временных лет» и является древнейшим письменным источником русского права.

С стороны Руси договор заключал князь Олегом вместе с подчиненными ему светлыми и великими князьями и великими боярами, которых представляли 15 послов. Византию при заключении договора представляли сразу три императора: Лев VI, его брат Александр, и сын Льва Константин.

Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.

Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И ещё допускалась возможность найма русских на императорскую военную службу.

Как отмечают историки, данный договор дошел до нас полностью со всей основной договорной структурой и указанием точной даты («месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420»).

Этот договор является памятником прочных экономических, политических и культурных связей древнерусского государства с Византией и имеет большую научную ценность. Благодаря подобным юридическим документам возможно установить уровень правосознания и правовой мысли в IX—X вв.

Источник

Общая характеристика договоров Руси и Византии

911г в древней руси 911г в древней руси 911г в древней руси 911г в древней руси

911г в древней руси

911г в древней руси

Договор 911 года. В 907 году Олег осуществил успешный поход на Византию, греки поспешили заключить мир. Договор был заключен в 911 году, по нему Византия признала суверенитет Руси. В нем регламентировались дипломатические отношения Руси с Византией, их торговые отношения, а также присутствовала ссылка на «Закон Русский».

В договоре 911 года стороны имеют равноправные отношения, в отличие от последующих договоров:

2. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией.

3. Порядок доказательства преступления (присяга).

7. Наказание за насильственное присвоение чужого – тройной размер.

8. Помощь русских грекам во время несчастных случаев на море, и наоборот. «Береговое право» не действует.

9. Возможность возвращения из плена.

10. Показана заинтересованность Византии в русских воинах.

11. Плата за пленных греков – 20 золотых.

12. Обязательство чиновников разыскивать беглую челядь, ее возврат гарантирован (выгода для высших слоев).

13. Существование наследования не только по обычаю, но и по завещанию. Если нет наследников в Византии, наследство русского подданного необходимо вернуть на родину, тем самым запрещалось местным властям присваивать это имущество в свою пользу, что существовало в западноевропейском праве до XVΙΙΙ века.

13-а. Только заголовок: «о русских, совершающих торговые операции».

14. Выдача уголовников, бежавших из Руси.

15. Обязательства, вытекающие из договора.

Анализируя в целом уголовно-правовые установления договора, необходимо отметить, прежде всего, что нет единого термина для обозначения преступления. Так, в разных статьях упоминаются такие слова для обозначения преступного как «проказа», «согрешенье», «злодеянье». Очевидно, это связано с не очень удачной попыткой составителей договоров скорректировать обозначения преступного, даваемого в двух разных законах – греческом и русском. Среди видов наказаний помимо денежных взысканий и смертной казни есть упоминание о кровной мести.

Договор 941 года. В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию. В 944 году состоялся еще один поход, хоть русские не реализовали свои цели, греки поспешили заключить договор, он был в пользу греческой стороны (оказание военной поддержки в одностороннем порядке при крушении корабля только грекам, ущемление прав русских купцов в Византии).

Состоял из 16 статей:

1. Провозглашение незыблемости мирных отношений; кара за нарушение мира; оглашена делегация Руси.

2. Право русских посылать корабли с купцами и послами, но вводится строгий контроль над приезжающими. По договору требовалась специальная грамота от Великого князя (раньше можно предъявить только печати), в случае отсутствия грамоты русских можно было задержать (если они оказывали сопротивление, они могли быть убиты).

911г в древней руси

3. Повтор статьи 12 договора 911 года об ответственности Византии за пропажу челядина русского, но здесь уже нет ответственности чиновника и принудительной процедуры розыска челядина, которая была раньше.

5. О покушении на грабеж, наказание – двойная стоимость награбленного.

6. В отличие от статьи 6 договора 911 года, эта статья устанавливает, что в случае кражи потерпевший получает не ее тройную стоимость, а саму вещь и ее рыночную стоимость (если она найдена) или двойную цену (если продана). Упоминание « Закона Русского »

7. По сравнению со статьями 9 и 11 договора 911 года, эта статья снижает минимум в 2 раза цену пленника (с 20 до 10 и ниже золотников). Для греков установлена пропорциональная шкала, а для русских – единая цена, причем высшая из выкупных цен. Еще одна льгота для греков: выкупная цена русского могла быть и выше, чем в статье 7.

8. Отказ русских от претензий на Херсонес; помощь Византии привидения к покорности херсонесцев.

9. Статья направлена против преступлений по отношению к потерпевшим кораблекрушение грекам.

10. Запрет русским вооруженным отрядам зимовать в устье Днепра (предлог – защита интересов херсонесцев).

11. Попытка Византии использовать русские военные отряды для защиты своих крымских владений.

12. Запрет казнить греков без византийского суда (отмена статьи 3 договора 911 года, допускавшей самосуда).

15. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии.

16. Клятва в ненарушении условий договора.

Договор 971 года. Договор 971 года включал 4 статьи, был заключен Святославом. Этот договор был уже абсолютно в сторону греческой стороны (так как русские потерпели поражение в этом походе).

Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору:

1. Незыблемость мира между Русью и Византией.

2. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских.

3. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава.

4. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора.

III. Княжеское законодательство. Грамоты (крестоцеловальные и жалованные) и церковные уставы (светское законодательство). Княжеское законодательство как источник права появляется в Х веке. Особое значение имеют уставы Владимира, Ярослава и Всеволода, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда.

Уставы регламентировали:

— отношения между церковью и государством;

— статус церковных людей (духовенство (священнослужители, монахи), лица, кормящиеся за счет церкви, лица, проживающие на ее земле);

— церковную юрисдикцию (сфера брачно-семейных отношений, преступления против церкви и веры);

— виды преступлений против церкви (ересь, язычество, волшебство, святотатство, моление у воды, повреждение могил); семьи и нравственности (кровосмешение, оскорбление словом замужней женщины, прелюбодеяние, блудство), виды наказаний за совершение церковных преступлений.

По тяжким делам создавались совместные – светские и духовные – княжеско-церковные суды (преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог, причинение телесных повреждений). Система церковных наказаний была заимствована из Византии.

Источник

Приход к власти Вещего Олега. Первый договор Руси с Византией

Как Олегу удалось объединить два самых главных центра восточных славян и каким образом он смог заключить договор с Византией?

Как и в случае с Рюриком, основными письменными источниками о Вещем Олеге являются летописи: «Повесть временных лет» и «Новгородская первая летопись», однако данные в них разнятся.

В «Повести временных лет» написано, что Рюрик, передал свое княжество родственнику Олегу, а также «отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал». Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается.

В то время как в «Новгородской первой летописи» сообщается, что Олег был воеводой при Игоре и никакого отношения к Рюрику не имел. Эти сведения противоречат русско-византийскому договору от 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени.

Татищев в своей работе «История Российская» со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его братом жены Рюрика, Ефанды.

Общепринятой версией считается, биография Олега описанная в «Повести временных лет» и дальнейшее повествование будет основано именно на ней.

После смерти Рюрика в 879 году, Новгородский престол по праву наследования должен перейти к его сыну Игорю Рюриковичу.

Но поскольку на тот момент Игорю был всего один год, регентом совсем юного Игоря был назначен шурин Рюрика – Олег.

В 882 году, согласно летописи, Олег присоединяет Смоленск и Любеч к своим владениям.

Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.

И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира

После захвата города, Олег перенёс столицу в Киев, так как город имел удобное расположение, тем самым объединив два главных центра восточных славян. Именно по этой причине некоторые считают Олега основателем Древнерусского государства, а не Рюрика.

На Киеве Олег не остановился и продолжил расширять территории Древнерусского государства, в 883 году он подчинил Киеву древлян, в 884 году северян, в 885 году радимичей.

Под властью Олега оказался почти весь путь «из варяг в греки».

После окончательного образования Древнерусского государства, князю Олегу нужно было утвердиться на международной арене и наладить торговлю. В 907 году, согласно «Повести временных лет», он решил следовать по уже протоптанной тропинке, пойти войной на Византию, во главе которой был император Лев VI Философ.

Ввиду того, что руссы до этого уже совершали набеги на Византию, это показалось ему отличной идеей. Тем более что, столица Византии — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное. Константинополь являлся одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки».

Вещий Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

В летописи утверждается о 2 тысячах кораблей, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако в тексте Новгородской первой летописи описывается далеко не 2 тысячи, а 100-200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль…»)*.

*Но историки предпочитают избегать трактовки этой неясной фразы летописца 11 века.

Спустившись по Днепру, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья Черного моря.

Лев VI Философ узнав о приближении огромного войска приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив «Золотой Рог», вручив таким образом варягам возможность грабить пригороды Константинополя.

Подобные действия византийцев были оправданы тем, что уже несколько веков этот приём позволял не пускать суда противника для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жесткие штурмы.

Затем в летописном описании похода начинаются легенды:

Увидев цепи, Олег придумал легендарную тактическую хитрость — поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю.

Конечно же, многие историки вышеописанное подвергают большому сомнению.
Цитирую:
«Это откуда же вдруг взялась такая прорва колёс, способных выдержать огромный вес? Что было использовано в качество осей? Чтобы вдруг в новом, незнакомом месте раздобыть, а вернее, изготовить нужное количество прочных колёс и всё прочее, необходимое для реконструкции кораблей в буера, нужно время и масса материала…»

Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял.
Очень часто именно этот эпизод используют в качестве одной из причин, почему Олега прозвали Вещим.

Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь

После чего, греки были вынуждены дать войску Олега на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на уключину*, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Но по какой-то причине Новгород не вошел в список городов.

Помимо всего вышеизложенного, на Византийцев была наложена постоянная дань и заключен торговый договор. Который регулировал присутствие и торговлю русских купцов в Византии.

В знак своей победы, Олег повесил легендарный щит на вратах Царьграда, приказал сшить грекам паруса из шёлка.

Описанных в «Повести временных лет»

Историк А.Г. Кузьмин предположил, что изначально в «Повести временных лет» конец правления Олега датировался 907 годом, но при сравнении с датой договора 911 года, датировку изменили, из-за этого возникло 2 летописные статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега.

Достоверная дата смерти князя Олега неизвестна.
В «Повести временных лет» утверждается о 912 году, тем временем как в Новгородской первой летописи указывается на 922 год.

Историк А.А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега по «Повести временных лет» совпадает с годом смерти византийского императора Льва VI Философа — оба умерли в 912 году. Возможно летописец зная, что они были современниками, решил приурочить завершение их правлений к одной дате.

Такое же подозрительное совпадение между датами смерти князя Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I Лакапина.

В соответствии с наиболее популярной версией, причина его смерти — укус змеи, выползшей из черепа его коня. Эта версия присутствует как и в «Повести временных лет», так и в Новгородской первой летописи.

Ещё до похода на Царьград, Волхвы предсказали Олегу, что умрёт он от своего любимого коня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *