862 год событие в истории беларуси

862 год событие в истории беларуси

Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации

862 год событие в истории беларуси

Переключая как-то раз телевизионные каналы, я увидел в студии БТ известных в этих широтах политиков — беларуса и русского, надежных и проверенных сторонников «единения наших братских народов» (несторонников на отечественном телевидении можно изредка увидеть только в сюжетах, снятых спецоператорами из других ведомств)…

И лица братьев-славян, и их бесконечная интеграционная «жвачка» были знакомы до дикой оскомины, но рука, потянувшаяся к пульту, остановилась на полпути. В этот раз завзятые объединители, видимо, подыскивая для телезрителей дополнительные аргументы, решили совершить экскурс в глубокую историю. Речь шла о том, как наши предки, будучи «единым древнерусским народом», вместе сражались за освобождение родных земель от монголо-татарского ига, а потом, опять же вместе, во главе с Петром Первым пробивали окно в Европу. Слушать, за что предки современных русских и беларусов дружно сражались дальше, было уже неинтересно.

Дозвониться в студию, чтобы вступить в полемику с государственными мужами (хотя бы сообщить им, что не было никогда на беларуских землях монголо-татарского ярма), выглядело задачей столь же реальной, как дозвониться к самому императору Петру, во времена которого предкам беларусов не было никакой нужды ломиться в Европу, потому что их государство находилось там уже не первый век.

Именно благодаря этой телепередаче я и согласился стать одним из авторов книги о Беларуси (Это эссе написано В. Орловым для еще не вышедшей книги «Невядомая Беларусь». — Ред.), не в последнюю очередь вдохновляясь надеждой, что среди ее читателей, возможно, окажутся и вышеупомянутые «телезвезды», а также их коллеги с обеих сторон беларуско-российской границы.

Тысячелетний исторический путь Беларуси даже на фоне самых парадоксальных версий истории славянских да и вообще европейских народов представляется мне крайне мифологизированным. Если романтические эксперименты с историей (например, в Македонии) так или иначе способствуют развитию национальной идеи, то официальная беларуская историография по-прежнему нередко пытается опираться на традиционные имперские мифы. Тем более что эти мифы политикам удобно использовать в интеграционной риторике.

Начнем с самого начала — с «древнерусского народа».

Для меня и моих коллег, профессиональных историков нового поколения, которые рассматривают прошлое с позиций существования беларуской нации и государственности с многовековой традицией, совершенно очевидно, что версия происхождения восточных славян из «единого корня» — это плод творчества российских ученых XVIII–XIX вв., призванных обосновать притязания кремлевских правителей на беларуские и украинские земли. Логика тут чрезвычайно простая: поскольку мы, мол, из одного корня, значит, и жить должны в одном государстве — разумеется, в русском.

Реальное существование единой древнерусской народности, откуда якобы вышли белорусы, украинцы и русские, ничем не доказывается. С самого начала этногенез трех народов происходил на разных территориях и с участием разных этнических компонентов. Далекие предки беларусов, двигаясь с юга, от Припяти, в VIII в. начали колонизацию других земель Беларуси, где уже вторую тысячу лет жили балты. Славяне стояли выше коренного балтского населения по организации общества и развитию экономики. Возможно, именно этот фактор и обусловил мирное сосуществование двух этносов. Результатом их взаимодействия стало образование межплеменных общностей кривичей, дреговичей и радимичей — этнической основы будущих беларусов.

Когда в первой половине 1970-х годов я учился в беларуском государственном университете, нам, студентам исторического факультета, настойчиво вдалбливали в головы, что беларусы получили государственность благодаря победе «Великого Октября». Но даже самое поверхностное знакомство с источниками убеждает в том, что традиции государственного строительства на беларуских землях были заложены почти за тысячу лет до Владимира Ильича — в конце X в., во времена наших первых, известных из летописей исторических личностей — полоцкого князя Рогволода и его дочери Рогнеды.

Полоцкое княжество было типичным для своей эпохи раннефеодальным европейским государством. По своим размерам оно соответствовало таким тогдашним странам, как герцогство Баварское или королевство Португальское. Кроме столичного Полоцка, впервые упомянутого летописцами под 862 годом, княжество насчитывало еще десятка полтора городов: Витебск, Менск, Орша, Заславль, Борисов, Браслав, Лукомль, Логойск… Власть Полоцка распространялась на нижнее Подвинье до самого Балтийского моря. Это значит, что Полоцкое княжество было морской державой. В X–XIII вв. Полоцкой землей владела княжеская династия Рогволодовичей, а любые попытки Киева посадить тут своих ставленников неизменно завершались провалом. Кому-то может показаться, что здесь все равно были «задворки Европы», но, к примеру, византийские базилевсы из знаменитого дома Комнинов так не считали. Сохранились свидетельства, что дочь самого прославленного из полоцких князей, Всеслава Чародея, стала женой императора Алексея Комнина.

На востоке Полоцкая земля граничила с другим сильным княжеством, созданным кривичами, — Смоленским; на юге — с Туровским, возникшим на землях дреговичей. беларуские земли уже в X в. стали частью христианского мира. Полоцкая епископская кафедра была основана в 992 г., причем прочные связи первого древнебеларуского государства с Константинополем позволяют считать, что новая вера пришла сюда напрямую из Византии. Туровская епархия ведет свою историю с 1005 года. Вскоре получило епископскую кафедру и Смоленское княжество.

Приход христианства на беларуские земли отличался ненасильственностью, постепенностью. Новая вера еще очень долгое время мирно сосуществовала с древним языческим мироощущением. Язычниками в душе оставались не только простые люди, но даже и некоторые из великих князей полоцких. (Летописи сообщают, что Всеслав Чародей появился на свет «от волхвования» — то есть при участии языческих «волхвов».) Процесс утверждения новой веры на территории древних беларуских княжеств современные исследователи не без основания сравнивают с ирландским вариантом христианизации, когда священникам, несшим учение Христа, приходилось мирно контактировать со жрецами-друидами, многое от них перенимая. Вместе с тем, крестившись по греческому обряду, предки беларусов не ощущали враждебности к верующим-латинянам. В XII в. в Полоцком княжестве продолжали распространяться жизнеописания римских святых. «Родом римлянин» был беларуский святой Меркурий Смоленский.

Источник

2. Раздел II. Стр. 149-152

1. Расскажите о событиях, которые связаны со следующими датами: 862, 980, 988, 1019, 1067, 1129.

862 — Первое упоминание о Полоцке в летописи.

980 — Первое упоминание Турова в летописи.

988 — Крещение Руси. Начало княжения Святополка в Турове. Начало правления династии Изяславичей в Полоцке.

1019 — Первое упоминание Берестья в летописи.

1067 — Битва на Немиге. Первое упоминание в летописи Менска (Минска).

1129 — Изгнание полоцких князей в Византию.

2. Найдите на картосхемах учебного пособия на с. 75, 78, 88, 106, 108 или атласа на с. 13, 14:

а) границы Полоцкого и Туровского княжеств;

Полоцкое няжество занимало течение Западной Двины на территории современной Беларуси, а также более южные земли до среднего течения Птичи и Березины.

Туровское княжество занимало территорию между Туровом, Пинском и Дубровицей, а также некоторые земли в небольшом радиусе вокруг этих городов.

б) соседей Полоцкого и Туровского княжеств;

Соседи Полоцкого княжества: Понёманье, Черниговское, Смоленское и Туровское княжества, Новгородская земля.

Соседи Туровского княжества: Понёманье, Черниговское, Смоленское, Киевское и Полоцкое княжества.

в) наиболее древние города на территории Беларуси (упоминаемые в IX—XI вв.);

Полоцк, Туров, Брест, Минск и Речица.

г) водный торговый путь «из варяг в греки» и его ответвления.

Водный путь «из варяг в греки» проходил из Балтийского моря, через Финский залив, затем по реке Неве, по Ладожскому озеру, реке Волхов, в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр, из Днепра ладьи выходили в Чёрное море.

Первый вариант – из Днепра у села Катынь в озеро Купринское у деревни Лодыжицы (бывшее Лодейницы), из которого весной при высокой воде волоком через деревню Ермаки в реку Удру у деревни Соболи и далее по рекам Удре и Клец в озеро Каспля. Летом, при низком уровне воды – волоком от озера Купринского через деревню Волоковую в реку Клец или прямо в озеро Касплянское, далее по реке Каспле в Западную Двину.

Второй вариант пути – из Днепра у деревни Комиссарово по реке Березянка до города Рудня, затем волоком через деревню Переволочье в озеро Большое Рутавечь между селом Микулино и деревней Заозерье, далее по реке Рутавечь в Касплю и Западную Двину.

3. Определите примерные названия тем, к которым могут относиться следующие исторические понятия:

а) государство, вече, князь;

«На пути к государству», «Государственность восточных славян».

б) полюдье, дань, смерды, челядь, холопы;

в) раздробленность, княжество-волость, междоусобные войны;

«Начало раздробленности Полоцкой земли».

г) язычество, христианство, житие, икона, евангелие.

«Христианизация белорусских земель».

4. Составьте в устной форме короткие сообщения с использованием понятий, которые даются в скобках:

а) «Сбор дани у славян» (князь, дружина, полюдье, дань);

Основным способом удовлетворения потребностей князя и приближенных к нему лиц являлся сбор дани. Первоначально князь собирал дань с населения в ходе полюдья. Вместе с дружиной он объезжал поселения подвластной ему территории. Здесь он принимал подношения продуктами питания, мехами и ремесленными изделиями. Одновременно князь вершил суд.

б) «Средневековый город» (детинец, посад, ремесло, торговля, собор, торг);

На белорусских землях в Средневековье все города были деревянными. Из дерева строили укрепления, дома, мостили им улицы. Только изредка в городах встречались строения из камня и кирпича. В основном это были церкви. Главная церковь города называлась собором. И совсем редко из кирпича строились княжеские дворцы — терема. Часть города, где находился княжеский дворец (терем) и дома дружинников (гридницы), могла быть хорошо укрепленной. Такой защищенный валами, рвами и стенами центр древнего города назывался детинец. Вокруг детинца размещались дома людей, занимавшихся ремеслом и торговлей (такое неукрепленное поселение называлось «посад»). Они могли получить заказ от богатых людей и продать свою продукцию на торгу.

в) «Принятие христианства» (язычество, христианство, собор, церковь, евангелие).

С самого основания Древнерусского государства его религией было язычество. Но великий князь киевский решил обратить свой народ в христианство. Он крестил народ в Киеве, его представители – в других городах. Для настоящей христианизации еще нужно было построить соборы в крупных городах и церкви в малых, перевести на славянских язык Евангелие и другие священные книги.

5. Объясните логические цепочки:

внешняя опасность – усиление княжеской власти – возникновение государства;

Возрастание роли военного дела (из-за внешней опасности) усиливало власть князя. Вокруг него стала формироваться дружина. С ней князь ходил в походы. Она же позволяла подчинять княжеской власти и население. Объединение нескольких таких племенных княжений привело к возникновению государства.

распределение князьями своих владений между сыновьями – политическая раздробленность;

Волости выделялись, когда князь разделял свои земли между сыновьями. Получив собственную волость, князья стремились проводить все более независимую политику, что привело к раздробленности.

ослабление княжеской власти – возрастание роли веча в Полоцком княжестве;

В Полоцкой земле княжеская власть ослабевала из-за раздробленности. Но всё это время город Полоцк усиливался, т.к. продолжалась торговля по пути «из варяг в греки». Потому усиливалось и собрание горожан – вече.

развитие ремесла и торговли – возникновение городов.

Много городов возникло на месте городищ, то есть укреплённых поселений, где жители занимались сельским хозяйством. Но такие жители постепенно перешли к занятию ремеслом и торговлей.

6. Назовите имена наиболее известных в Высоком средневековье на территории Беларуси:

а) князей;

Рогволод, Изяслав, Брачислав, Всеслав Чародей, Глеб Минский, Тур.

б) епископов;

в) религиозных просветителей;

Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая.

г) художников и зодчих.

7. Расскажите о следующих исторических событиях и явлениях:

а) битва на реке Немиге;

Битва на реке Немиге стала результатом соперничества Полоцка и Новгорода за волоки на торговом пути «из варяг в греки» с одной стороны и попыток Киева подчинить Полоцк – с другой. Всеслав Чародей (князь полоцкий) напал на Новгород. В ответ против него выступили правившие тогда в Древнерусском государстве трое сыновей Ярослава Мудрого. Князья Ярославичи с большим войском подошли к южным рубежам Полоцкого княжества. Здесь они захватили и разрушили Менск. Нападение врагов стало неожиданностью для Всеслава. Со своей дружиной он спешил на помощь защитникам Менска, но не успел. Войска противников встретились на реке Немиге. 3 марта 1067 г. произошло решающее сражение. Войско полоцкого князя по своей численности значительно уступало войску трех могущественных князей. В результате Всеслав был разгромлен.

б) возникновение городов;

С переходом к земледелию и скотоводству в общинах стали появляться ремесленники – люди, которые сами не выращивали ничего на еду, а выменивали это на те предметы, которые делали. Позже на славянские земли купцы из других земель привезли заморские товары. Постепенно появились и свои торговцы. И торговцы, и ремесленники начали селисться на пересечениях торговых путей, где торговать было легче, или под защитой крепостей, где делать это было безопаснее. Порой они собирались в городищах (укреплённых поселених земледельцев).

в) борьба с крестоносцами;

В Прибалтике крестоносцы появились в конце XII века. Первыми пришли миссионеры, которые пытались уговорить местных балтов обратиться в христианство. Полоцкие князья, которым многие местные племена платили дань, были не против миссионеров, ведь эти князья также были христианами, пусть и православными, а не католиками. Однако довольно быстро в Прибалтике был основан крупный порт Рига и образовано настоящее государство крестоносцев – Рижское епископство. Появился и духовно-рыцарский орден – орден Меченосцев. Немцы стремились подчинить все балтские племена, платившие дань Полоцку. Полоцк хотел вернуть себе дань с балтских племён, но при этом он был заинтересован и в торговле с немцами, а через них – с Европой. По этим соображениям, а также из-за военных поражений, в 1210 году полоцкий князь подписал мир с римжским архиепископом, по которому в частности полоцкие купцы могли спокойно возить свои товары по Западной Двине. Однако Владимир Полоцкий не смирился с поражением. В 1216 году он сплотил широкую колацию против крестоносцев, включавшую балтские племена и многие древнерусские волости даже из далёкой Смоленской земли. Но уже поднимаясь на корабль, чтобы отправиться в поход, князь умер, и коалиция развалилась. После этого создать крупное войско для борьбы против крестоносцев не могли до возникновения Великого княжества Литовского.

г) борьба с монголами;

В 1237—1241 гг. огромная монгольская орда во главе с ханом Батыем разорила множество древнерусских городов. В декабре 1240 г. монголы взяли «мать городов русских» Киев. Страшная опасность приблизилась и к белорусским землям. В глубь белорусского лесного края монголы не пошли. Поэтому Полоцкая земля и княжества в Понёманье не узнали жестокости монгольских воинов. Тем не менее завоеватели сожгли Гомель и Могилев. Возможно, не обошла беда города Туровской земли. Во время опустошения Волынской земли монголы взяли Берестье. Это стало результатом монгольского похода в начале 1241 г. В причерноморской степи, Поволжье и Средней Азии монголы создали одно из крупнейших государств Средневековья — Золотую Орду. Большинство древнерусских земель попали от нее в зависимость, которую историки назвали «иго» (ярмо). Она заключалась в выплате Русью дани и назначении ордынскими ханами князей на престолы. Ордынцы осуществляли частые грабительские набеги на белорусские и даже литовские земли. Однако, в отличие от Восточной и Южной Руси, основная территория Беларуси в зависимость от Орды не попала.

д) принятие христианства;

Проникновение христианства на земли восточных славян началось еще до создания государства. Наиболее важным событием стало принятие христианства киевским князем Владимиром в 988 г. Он послужил примером для своих подданных. С этого времени Древняя Русь официально стала христианским государством.

е) появление рукописных книг.

С принятием христианства в Древнерусском государстве появились и книги. Вначале это были переводы с греческого и болгарского. Потому самая древняя книга, созданная на белорусских землях и сохранившаяся до наших дней, — Туровское евангелие — перевод.

Источник

Семь важнейших событий в истории белорусских земель

Белорусская история полна значимых событий и дат, которые в корне меняли все происходящее на территории страны на многие десятилетия.

Полоцк был одной из крупнейших и богатейших городов на территории восточных славян. Стал он таким благодаря торговому пути «Из варяг в греки», проходившему через город. Полоцк дал белорусской истории имена, которые знает каждый школьник: Рогнеда, Рогволод, Ефросиния Полоцкая. Об этих людях рассказывают на уроках истории.

С того момента князья Литвы во главе с Миндовгом начали присоединять новые территории. В основном это делалось благодаря бракам, подписанию соглашений, но были и военных захваты. /p>

Юридически страна была федерацией, но по факту большинство руководящих должностей, депутатов в сейме было в руках поляков. Литовский (он же старобелорусский) язык стал просто-напросто не модным среди Шляхты, которая старалась переходить на польский. Старобелорусский язык, к сожалению, постепенно становился больше крестьянским.

За время существования Речи Посполитой белорусские земли пережили ни одну войну, большая часть из которых были против Московии. Московские князья много раз нападали не белорусские земли. В последствии именно захватчики из России привели к развалу великого государства.

Это привело к огромному количеству политических и и исторических событий событий: принудительной русификации, разбору шляхты, а затем и к восстаниям Тадеуша Костюшко и Кастуся Калиновского.

Правда, официального признания республика практически не получила. Так как шла война и земли Беларуси были оккупированы, то в самом начале о признании БНР должна была объявить Германия. Кайзеру ни раз отправляли письма с просьбой признать независимость, но ни Германия, ни другие Западные страны не желали признавать БНР.

Те, кто имел польское происхождение получали достаточно много привилегий в новой стране. Разумеется, польское правительство взяло курс на полонизацию оставшейся части населения. Впрочем, так делали все и всегда. Белорусские земли переживали эти культурные бумы волнообразно: то русификация, то полонизация.

Сложно сказать однозначно о том, хороши или плохо в целом жилось белорусам «за польским часам». Нельзя сказать, что плохо: в магазинах появилось много продуктов, люди получили право выезжать на заработки в Америку.

Многие уезжали, чтобы заработать и вернуться, бедные семьи получали пособие, чтобы прокормить детей. Но нельзя и говорить, что все «жили в шоколаде», ведь польская политика в отношении, к примеру, коммунистов не была либеральной. Вспомнить можно и о пацификации и «дифензиве».Затем, в 1939 году, СССР напал на Польшу и захватил земли западной Беларуси. На этом история Беларуси под властью Польши закончилась.

*Логичным было бы выбрать следующим событием начало Второй мировой войны, но для этого не хватит нескольких абзацев. Это, скорее, тема для отдельного материала*

Эти две даты, безусловно, могут находиться в одном ряду, так как обе они связаны с независимостью нашей страны. Однако, они не тождественны.

27 июля 1990 года была провозглашена независимость Белорусской ССР, а уже после 26 декабря 1991 года можно говорить уже о суверенной истории Республики Беларусь.

Юридически страна была федерацией, но по факту большинство руководящих должностей, депутатов в сейме было в руках поляков. Литовский (он же старобелорусский) язык стал просто-напросто не модным среди Шляхты, которая старалась переходить на польский. Старобелорусский язык, к сожалению, постепенно становился больше крестьянским.

За время существования Речи Посполитой белорусские земли пережили ни одну войну, большая часть из которых были против Московии. Московские князья много раз нападали не белорусские земли. В последствии именно захватчики из России привели к развалу великого государства.

Это привело к огромному количеству политических и и исторических событий событий: принудительной русификации, разбору шляхты, а затем и к восстаниям Тадеуша Костюшко и Кастуся Калиновского.

Правда, официального признания республика практически не получила. Так как шла война и земли Беларуси были оккупированы, то в самом начале о признании БНР должна была объявить Германия. Кайзеру ни раз отправляли письма с просьбой признать независимость, но ни Германия, ни другие Западные страны не желали признавать БНР.

Те, кто имел польское происхождение получали достаточно много привилегий в новой стране. Разумеется, польское правительство взяло курс на полонизацию оставшейся части населения. Впрочем, так делали все и всегда. Белорусские земли переживали эти культурные бумы волнообразно: то русификация, то полонизация.

Сложно сказать однозначно о том, хороши или плохо в целом жилось белорусам «за польским часам». Нельзя сказать, что плохо: в магазинах появилось много продуктов, люди получили право выезжать на заработки в Америку.

Многие уезжали, чтобы заработать и вернуться, бедные семьи получали пособие, чтобы прокормить детей. Но нельзя и говорить, что все «жили в шоколаде», ведь польская политика в отношении, к примеру, коммунистов не была либеральной. Вспомнить можно и о пацификации и «дифензиве».Затем, в 1939 году, СССР напал на Польшу и захватил земли западной Беларуси. На этом история Беларуси под властью Польши закончилась.

*Логичным было бы выбрать следующим событием начало Второй мировой войны, но для этого не хватит нескольких абзацев. Это, скорее, тема для отдельного материала*

Эти две даты, безусловно, могут находиться в одном ряду, так как обе они связаны с независимостью нашей страны. Однако, они не тождественны.

27 июля 1990 года была провозглашена независимость Белорусской ССР, а уже после 26 декабря 1991 года можно говорить уже о суверенной истории Республики Беларусь.

Источник

Летопись государственности: от истоков до Республики Беларусь

862 год событие в истории беларуси

Часть 3. Становление и развитие белорусской государственности

Вопросы о характере и происхождении белорусской государственности носят в исторической науке дискуссионный характер, причем нередко ученые занимают диаметрально противоположные позиции. Известный отечественный исследователь этого вопроса Николай Сташкевич сформулировал узловые проблемные вопросы, по которым чаще всего возникают споры.

Первая из проблем — взаимоотношения Полоцка и Киева. А точнее, каким было Полоцкое княжество в составе Древней Руси — зависимым или самостоятельным?

862 год событие в истории беларуси

Третий вопрос — какое место занимали белорусские земли в составе Речи Посполитой? Одна из точек зрения по этому вопросу достаточно активно поддерживалась ранее польскими и белорусскими националистами (а отдельными польскими и российскими исследователями шовинистической ориентации поддерживается и до сих пор) — что Речь Посполитая была исключительно польским государством. Другая, сбалансированная точка зрения, которой придерживаюсь и я, гласит, что в РП чувствовалось сильное польское влияние, но при этом обе ее части сохраняли определенную самостоятельность и важнейшие атрибуты государственности.

Четвертый — какую роль сыграло время нахождения нашей земли в составе Российской империи? Обычно есть два варианта ответа: одни считают, что Беларусь была колонией России, причем такие люди даже не представляют обычно, что такое колония и чем она отличается от инкорпорирования. Другие же оценивают имперский период как эпоху, которая дала возможность спокойного развития и создания условий для формирования современной белорусской нации.

Пятая проблема — оценки советского периода. Наиболее жаркая дискуссия ведется по вопросу, откуда отсчитывать современную белорусскую государственность — от БНР или от БССР? Я считаю, отсчитывать ее стоит от Всебелорусского съезда. Дискуссии вызывает и вопрос, как оценивать советскую эпоху и ее влияние на становление современной Беларуси.

Мы рассказываем о нашей истории с учетом факта существования белорусской субъектности, поэтому должны объяснить, как эта субъектность объективно возникла и почему белорусское государство появилось и существует. Но вместе с тем мы намерены придерживаться принципа объективизма и ни в коей мере не врать ни себе, ни нашим читателям. Дурнопахнущих агитационных вещей, которыми грешит ряд околоисторических порталов, наша «Летопись государственности» не допустит.

Отчего такое разнообразие мнений?

Такая дискуссионность интерпретаций часто связана с политической ангажированностью и с позицией того или иного исследователя. Когда не комплексный анализ фактов и источников, а политизированное прочтение в угоду той или иной группы ложится в основу учебников и схем, которые представляли эти исследователи.

Очень часто за тем или иным подходом стояли и стоят имперские амбиции и интересы наших соседей и стремление того прочтения белорусской истории, которое способствовало бы закреплению определенных стереотипов и созданию лояльного мотивационного поведения белорусского населения.

862 год событие в истории беларуси

Этапы государственности на белорусских землях

1. Догосударственный — примерно с V до начала IX века, когда шла активная славянская колонизация, но государств еще не было. А на наших землях проходил процесс создания племенных славянских союзов.

2. Древнерусский или восточнославянский. Самая древняя дата, известная нам из летописей, — 862 год, первое упоминание Полоцка и кривичей. Этот период охватывает время существования Древней (Киевской) Руси, а также процесс политического обособления княжеств, в том числе самого самостоятельного и независимого из них — Полоцкого.

3. Возникновение Великого Княжества Литовского как независимого государства. Этот этап длился с середины XIII века до 1569 года, когда состоялась Люблинская уния.

4. Вхождение Великого Княжества Литовского в состав Речи Посполитой. Это период с 1569 года до трех разделов РП (в 1772, 1793 и 1795 годах).

5. Нахождение белорусских земель в составе Российской империи — с конца XVIII века до 1917 года включительно.

6. Советский период — с 1917 по 1991 год.

7. Провозглашение и существование независимой и суверенной Республики Беларусь — с 1991 года и по сей день.

В истории Беларуси, по глубокому убеждению моему и моих многих коллег, нужно обратить внимание и еще на два особых периода, ставших судьбоносными для государственности Беларуси:

1. События 1917-го — начала 1918 года. В это время — работы Всебелорусского съезда, подъема национально-освободительного движения, вызванного революцией, — оформилась возможность развития событий как по советскому пути, так и по альтернативному, который наиболее ярко нашел отражение в БНР.

2. Великая Отечественная война и оккупация территории Беларуси нацистской Германией. Захватчики расчленили республику, под угрозой был сам факт существования белорусской нации. В результате наш народ проявил свои лучшие качества и массовый героизм в борьбе за освобождение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *