8 сентября международный день распространения грамотности
8 сентября международный день распространения грамотности
Наставник персонального сопровождения 10–11 классов, социальный психолог
История праздника
8 сентября весь мир отмечает День грамотности. Его учредило ЮНЕСКО по рекомендации Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности. Открытие прошло в Тегеране (Иран) 8 сентября 1965 года.
Главная идея праздника — распространять грамотность, чтобы расширить права и возможности человека. По данным ЮНЕСКО, более 260 миллионов детей в мире не получают школьного образования и около 617 миллионов не умеют читать и считать. Есть также и 750 миллионов взрослых, которых так этому и не научили.
Немного статистики по России:
Но во всём мире есть люди, которым грамотность не даётся на физическом уровне. Это дислексики.
Что такое дислексия
Дислексия — это трудность в понимании отдельных букв и слов, которые человек не может сопоставить со звуками. Так происходит из-за несформированности или распада психических функций.
Проявляется в стойкости, типичности и повторяемости ошибок при чтении и письме:
Небольшая статистика:
Современная логопедия различает дислексию — частичное нарушение и алексию — полную невозможность овладеть навыком чтения. И то и другое может быть изолированно, то есть только такое нарушение, но чаще в сочетании с дисграфией — нарушением письма, когда ребёнок путает или пропускает буквы.
В «Домашней школе Фоксфорда» тоже учатся такие дети. Сегодня мы расскажем об одном из них.
История Маргарет Бернштейн
Ведущая, репортёр, тиктокер. Снимается в шоу и хочет в этом развиваться. Путешествует с родителями и учится в онлайне.
Как ты узнала, что у тебя дислексия?
Я узнала о дислексии в школе. Я была, наверное, в 1–2 классе, когда всех детей отвели к школьному психологу. После его тестирования мне сказали, что у меня дисграфия, как и у многих детей в этом возрасте. Более серьёзно я отнеслась к ней в 6–7 классе, чтобы нормально сдать ОГЭ: начала дополнительно заниматься в мини-группе, которую отобрал классный руководитель. Там все боролись с дисграфией. Тогда оказалось, что у меня есть ещё и дислексия. Мне тяжело даётся чтение: я путаю буквы, особенно похожие. Например, Ш и Щ.
Какие были или есть трудности с обучением?
В обычной школе мне всегда снижали оценки за ошибки. Моя главная сложность — это чтение и математика. Во время первого путаются буквы, и мне сложно проговаривать текст вслух. Несмотря на это, я всегда участвовала в спектаклях и заучивала реплики уже в тот момент, когда у всех была только читка по ролям. Я никому об этом не рассказывала. Если математика, то я могу перепутать и написать, например, вместо 12 — 21 или переписывать пример в тетрадь, а решить совершенно другое.
Сейчас я учусь в «Фоксфорде», и особых трудностей не возникает. Мне не дают отдельных заданий, а в тех, что есть, не нужно писать от руки. Иногда я боюсь открывать задания по предметам, которых вообще не знаю, но потом, когда начинаю решать, понимаю, что не всё так страшно, и я в этом нормально разбираюсь. Плюс, во многих заданиях есть варианты ответов: когда у меня не сходится, я начинаю проверять то, что написала, и нахожу ошибки.
Что ты можешь посоветовалась детям с дислексией?
Я бы посоветовала не скрывать. Тогда люди, и в том числе учителя, будут с пониманием к этому относиться.
Марго стала для меня открытием. Всегда приятно встречать юных собеседников, не покарябанных тревожными ожиданиями от действительности. Она так удивительно открыта для познания, при этом внимательна к деталям и не оторвана от реальности.
Должна отметить большую заслугу родителей в том, что девушка так хорошо адаптирована. Я даже не сразу поняла, что Марго — дислексик. Спокойствие мамы и папы, принимающих особенность своего ребёнка, и трансляция уверенности за его будущее — одна из гарантий того, что вырастет хороший человек.
Международный день грамотности
Грамотность — праздник человечества (Фото: Shutterstock)
Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.
Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года, с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по ее распространению. Дата празднования 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.
Главная цель Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.
Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения.
Грамотность — истинный праздник для человечества. Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель.
Несмотря на заметные успехи многих стран, по данным ЮНЕСКО, в мире проживают 773 миллиона взрослых (из них 102 миллиона молодых людей 15-24 лет), которым не хватает базовых навыков грамотности. Шесть из десяти детей и подростков (617 миллионов) не достигают минимальных уровней владения навыками чтения и счета. Примерно 267 миллионов детей не посещают школу.
Существует явная необходимость в развертывании программ распространения грамотности, которые были бы направлены на группы учащихся, требующих к себе особого внимания, и в первую очередь к ним относятся женщины и девочки, оставшиеся за дверями школы. Там, где мужчины и мальчики лишены возможности получения качественного образования, они тоже нуждаются в особом внимании.
К тому же кризис COVID-19 внес нарушения в процесс обучения детей, молодежи и взрослых в беспрецедентных масштабах. Он также усугубил существовавшее ранее неравенство в доступе к возможностям обучения грамоте. Даже во времена глобального кризиса предпринимались усилия по поиску альтернативных путей обеспечения непрерывности обучения, включая дистанционное обучение, зачастую в сочетании с очным обучением. Однако доступ к возможностям обучения грамоте распределяется неравномерно. Быстрый переход к дистанционному обучению также выявил сохраняющийся цифровой разрыв с точки зрения подключения, инфраструктуры и способности использовать технологии, а также различия в других услугах, таких как доступ к электроэнергии, что ограничивает возможности обучения.
Поэтому сегодняшняя дата также позволяет предложить новаторские пути решения существующих проблем, направленные на дальнейшее повышение уровня грамотности в будущем.
Сегодня Международный день грамотности отмечается во всём мире. В его праздновании принимают участие правительства, многосторонние, двусторонние и неправительственные организации, частный сектор, сообщества, а также преподаватели, учащиеся и эксперты в этой области.
В этот День также присуждаются Международные премии за распространение грамотности людям с выдающимися идеями, способными содействовать распространению грамотности в целях реализации Повестки дня в области образования на период до 2030 года.
Ежегодно День грамотности посвящен определенной теме. Так, в разные годы он проходил под девизами: «Значение грамотности для женщин», «Грамотность расширяет личные возможности», «Грамотность и здоровье», «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», «Читая прошлое, пишем будущее», «Грамотность в цифровом мире», «Грамотность и развитие навыков», «Грамотность и многоязычие», «Преподавание и обучение грамоте в условиях кризиса COVID-19 и в последующий период» и др.
Другие праздники в разделе «Праздники ООН»
Международный день грамотности
8 сентября отмечается Международный день грамотности (International Literacy Day). Впервые он был проведен в 1966 году по инициативе Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране (Иран) в сентябре 1965 года, и был приурочен к дате торжественного открытия этой конференции.
Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения.
Конкретное содержание понятия грамотности менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию человека — от элементарных умений читать, писать, считать к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).
Грамотность — один из основных элементов, необходимых для обеспечения устойчивого развития, она помогает людям принимать правильные решения относительно экономического роста, социального развития и экологической интеграции. Грамотность является основой обучения на протяжении всей жизни и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ.
По данным ЮНЕСКО, в мире проживают 758 миллионов взрослых, которые не могут читать или писать простые предложения. Примерно две трети из них составляют женщины.
Начиная с 2000 года, показатели уровня грамотности взрослых улучшились, достигнув 85% в глобальном масштабе, но в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии по-прежнему преобладают самые низкие показатели.
Грамотность среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время благодаря доступности школьного образования достигла 91%.
Женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых — 63%, молодые женщины составляют 59% от неграмотной молодежи, что соответствует 115 миллионам человек.
В 2016 году, в 50-ю годовщину Международного дня грамотности, ЮНЕСКО отмечает этот день под лозунгом «Читая прошлое, пишем будущее». Главным мероприятием, станет двухдневная конференция в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, которая пройдет 8-9 сентября. На конференции будут присуждены премии за распространение грамотности, также на мероприятии будет объявлено о создании Глобального альянса в поддержку распространения грамотности.
Ежегодно ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy) за распространение грамотности, учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Сечжона (The UNESCO King Sejong Literacy Prize) за распространение грамотности, учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.
В 2016 году лауреатами Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности стали Центр информационной помощи и общинного развития за программу «Книги для сельских районов Вьетнама» и Научно-исследовательский институт языков и культур Азии Университета Махидол (Таиланд) за проект в области двуязычного/многоязычного образования Patani Malay-Thai.
Премии ЮНЕСКО имени Конфуция в этом году были присуждены министерству базового образования ЮАР за Массовую кампанию по распространению грамотности Kha Ri Gude («Давайте учиться»), организации Jan Shikshan Sansthan в Керале (Индия) за программу «Развитие профессиональных навыков в интересах устойчивого развития», Управлению Сенегала по вопросам распространения грамотности и национальных языков за Национальную программу в области образования посредством ИКТ для неграмотной молодежи и взрослых.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Международный день грамотности
С 1967 года во всем мире ежегодно проводятся празднования по случаю Международного дня грамотности (МДГ) с целью напомнить о важности грамотности в контексте человеческого достоинства и прав человека, а также с целью активизации усилий по созданию более грамотных и устойчивых обществ. Несмотря на достигнутый прогресс, проблемы в области грамотности остаются актуальны для, по крайней мере, 773 млн. взрослых по всему миру, не имеющих базовых навыков грамотности.
ПОСЛАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
«Отмечая этот Международный день, ЮНЕСКО хотела бы призвать всех субъектов в сфере образования и за ее пределами мобилизовать усилия для распространения грамотности среди молодежи, взрослых и женщин. Чтобы у них тоже было право быть свободными и мечтать.Отмечая Международный день грамотности, ЮНЕСКО хотела бы пригласить всех участников во всем мире, как в области образования, так и за ее пределами, мобилизовать усилия на повышение грамотности молодых людей, взрослых и женщин. Чтобы у них тоже было право быть свободными и мечтать».
— Одрэ Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО, Послание по случаю Международного дня распространения грамотности
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ В 2021 ГОДУ
Международный день грамотности (МДГ) в 2021 году будет отмечаться под лозунгом «Грамотность в интересах восстановления, ориентированного на человека: сокращение цифрового разрыва».
Кризис COVID-19 внес нарушения в процесс обучения детей, молодежи и взрослых в беспрецедентных масштабах. Он также усугубил существовавшее ранее неравенство в доступе к возможностям обучения грамоте, непропорционально сильно затронув 773 миллиона неграмотных молодых людей и взрослых. Во многих первоначальных национальных планах реагирования на пандемию не предусматривались меры по ликвидации неграмотности среди молодежи и взрослых, в то время как многие программы ликвидации неграмотности были вынуждены прекратить свою обычную деятельность.
Даже во времена глобального кризиса предпринимались усилия по поиску альтернативных путей обеспечения непрерывности обучения, включая дистанционное обучение, зачастую в сочетании с очным обучением. Однако доступ к возможностям обучения грамоте распределяется неравномерно. Быстрый переход к дистанционному обучению также выявил сохраняющийся цифровой разрыв с точки зрения подключения, инфраструктуры и способности использовать технологии, а также различия в других услугах, таких как доступ к электроэнергии, что ограничивает возможности обучения.
Вместе с тем пандемия стала напоминанием об исключительной важности навыков грамотности. Помимо того, что грамотность является неотъемлемой частью права на образование, навыки грамотности расширяют права и возможности людей и улучшают их жизнь, расширяя их возможности в плане выбора того образа жизни, который они могут ценить. Они также являются движущей силой устойчивого развития. Навыки грамотности являются неотъемлемой частью образования и непрерывного обучения на основе гуманизма, как это определено в Цели 4 в области устойчивого развития. Таким образом, грамотность играет центральную роль в ориентированном на человека восстановлении после кризиса COVID-19.
В 2021 году МДГ изучит вопрос о том, каким образом навыки грамотности могут способствовать созданию прочной основы для восстановления, ориентированного на человека, с уделением особого внимания взаимодействию навыков грамотности и цифровых навыков, необходимых неграмотной молодежи и взрослым. В рамках Дня также будет рассмотрен вопрос о том, что делает обучение грамоте с помощью технологий инклюзивным и значимым для того, чтобы никого не оставить в стороне. Тем самым МДГ 2021 года даст возможность переосмыслить будущие методы преподавания и обучения навыкам грамотности в контексте пандемии и в последующий период.
Глобальное мероприятие ЮНЕСКО
Зарегистрируйтесь для участия в мероприятии
Отмечаем Международный день грамотности: история и традиции праздника
Не все знают, но существует такой праздник — Международный день грамотности. Отмечают его ежегодно 8 сентября, и 2021 год не станет исключением. Федеральное агентство новостей расскажет, что удалось выяснить про историю и традиции этой памятной даты.
Сентябрь, прямо скажем, не самый богатый на праздники месяц. Главное событие начала осени — это, вне всяких сомнений, День знаний. В 2021 году он станет особенным не только для первоклашек и будущих выпускников, но и для всех школьников и студентов, ведь прошлый учебный год по известным и ни от кого не зависящим причинам им пришлось заканчивать дистанционно. Беспрецедентный случай: если верить опросам, многие школьники мечтали сесть за свои вполне реальные парты, услышать живой, а не доносящийся из колонок голос учителя и встретиться наконец с одноклассниками. Думается, после отмены самоизоляции и летних каникул их пыл поутих, но в любом случае 1 сентября — это большой праздник для всех, кто имеет отношение к учебному процессу.
Главное, чему нас всех учат в школе, — это грамотность. Если человек пишет или говорит неправильно, его послание почти наверняка поймут, но впечатление будет испорчено, и исправить его будет чрезвычайно сложно. И наоборот, текст, написанный с соблюдением всех норм пунктуации и орфографии, говорит о том, что по ту сторону монитора с вами общается образованный собеседник, уделяющий большое внимание деталям.
У человека грамотного гораздо больше возможностей для самореализации. Даже если что-то было упущено в школьные годы, во взрослом возрасте вполне реально заполнить образовавшиеся пробелы в образовании.
Значение Дня грамотности и история его появления
Каждый житель нашей планеты должен иметь право на свободный доступ к образованию, но, к сожалению, по сей день на Земле немало мест, где ни дети, ни взрослые по тем или иным причинам не имеют возможности полноценно обучаться.
По данным ЮНЕСКО, во всем мире до сих пор практически не умеют читать и писать почти 750 миллионов человек! Особенно актуальна данная проблема для женского населения, поскольку в некоторых обособленных общинах не считают нужным давать образование девочкам, полагая, что основное их предназначение состоит в продолжении рода и ведении домашнего хозяйства.
Кто-то может возразить, что это личное дело каждого отдельно взятого племени или семьи, но грамотность — это не только чтение и письмо, но и показатель развития общества в целом и личности в частности. Человек, не видевший в своей жизни ничего, кроме тяжелого труда, вероятно, отлично знаком с миром живой природы, но не имеет ни малейших представлений, например, о медицине. А это уже прямая угроза здоровью. Не говоря уже о том, что он просто не знает, что за пределами его хижины есть другая жизнь, и не имеет права выбора.
Понимая важность образовательного процесса и придавая огромное значение его распространению среди населения, ЮНЕСКО в 1966 году учредила Международный день грамотности.
Днем рождения Международного дня распространения грамотности считается 8 сентября 1965 года, когда в ходе торжественной церемонии открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности в Тегеране ее участники рекомендовали учредить специальную дату, призванную способствовать обучению грамоте людей, проживающих даже в самых неблагополучных по этим показателям уголках земного шара.
С той поры этот день отмечают ежегодно по всему миру. В библиотеках, научных и культурных центрах проводятся конференции и собрания, на которых обсуждаются вопросы повышения уровня грамотности среди населения, раздаются брошюры и листовки по этой тематике. Учебные заведения организуют проведение различных олимпиад, викторин и тестов на грамотность и знание родного языка.