8 июля день семьи любви и верности история святых супругов петра и февронии
День семьи, любви и верности: история Петра и Февронии
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — основной источник, рассказывающий нам историю
Информацию о героях праздника — Петре и Февронии — мы можем найти в «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую создал в эпоху Ивана Грозного известный автор Ермолай-Еразм.
Долгое время в истории вопрос об авторе повести вызывал ожесточенные споры. В основном из-за описываемой в повести действительности и повседневности — советские историки выражали опасение, что автор никак не мог принадлежать к эпохе Грозного, а скорее творил в XV веке. Тем не менее, авторитетные источниковеды настаивают, что Повесть создавалась в середине XVI века, а автором был известный публицист, автор «Книге о Троице» и «Слова о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи» — Ермолай Еразм.
Что нам известно об авторе?
Ермолай Еразм, он же Ермолай Прегрешный, был довольно популярным автором XVI века. О жизни его известно немного и преимущественно из его же произведений. Пик его писательской карьеры, как бы мы сейчас сказали, пришелся на середину века — именно тогда автор отправил грозному царю свой трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». Еразм был лично знаком с придворным книгочеем Ивана Грозного — Киром Софронием. Знакомства и талант позволили Еразму чуть позже попасть в группу книжников, собранную известным митрополитом Макарием. Основная их задача заключалась в создании житий святых, организованном в процессе подготовки новых канонизаций на Поместных соборах 1447-49.
По поручению Макария, того самого, венчавшего Ивана Грозного на царство, Ермолаем — Еразмом и была создана «Повесть о Петре и Февронии». Ее оригинальное название, кстати, намного длиннее. С полным текстом вы можете ознакомиться на сайте Института русской литературы РАН.
Для чего была написала Повесть?
История праздника Дня семьи, любви и верности дает нам отличный повод обратиться к истории нашей страны. Ни одно литературное произведение не создается «просто так», а агиография — отрасль церковнославянской литературы, иначе — жития, биографии святых, — это именно литература.
Итак, эпоха Ивана Грозного, да и весь XVI век — это поворотный для культуры и церкви момент. С одной стороны, церковь становится ближе к культуре обычных мирян: в книгах наконец изображают характеры, появляется иллюстративность, а не просто описательность. С другой стороны, вспомним Ивана Грозного и его время — церковь и ее служители как никогда сильно требуют соблюдения канонов, отрицая любую ересь, в том числе в литературе. Сейчас бы мы сказали так: «Святые — это святые, не надо рассказывать о них, будто бы о людях».
Как было сказано выше, «Повесть о Петре и Февронии» создавалась для включения в «Великие Минеи Четьи» — собрание хроник и житий, но. но включено не было. Причины лежат как раз в особенностях повествования: Еразм рисует князя и будущую княгиню муромских как обыкновенных людей со своими страстями. Правда, митрополит разрешил само произведение назвать житием и «издать» — так что уже через несколько лет текст широко распространился по всей стране.
Св.Петр и Феврония Муромские |
Только после этого Петр возвращается ко своей целительнице, и она обещает, что князь будет исцелен, как только возьмет ее в жены. Что и происходит. Далее автор рассказывает нам об отношениях князя и Февронии уже в браке. Об испытаниях, которые ей приходится пройти из-за зависти знатных жен и нечестивых бояр. В итоге все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и благоверных Петра и Февронии, пусть и полная сомнений и трудностей, действительно может стать наущением будущим поколениям.
Тем не менее, начало истории не похоже на образцовое знакомство ни двух влюбленных, ни двух святых. Дело в том, что Ермолай Еразм, хотя и не сомневается в святости простой девушки — в его повествовании она творит множество чудес Божьей милостью, но использует в своей повести элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желая приблизить житие к мирскому — простому — пониманию. Что и делает Повесть о Петре и Февронии уникальным произведением, а нас призывает задуматься и о браке, и о любви.
День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских
В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
Почему именно Петр и Феврония выбраны святыми покровителями этого праздника? Правду ли расказывает житие Петра и Февронии?
Петр и Феврония Муромские
Заметка Анны Архангельской
Любовь — бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой «сносит крышу» настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.
«Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.
Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.
Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).
В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно — между делом и мимоходом — блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.
Житие Петра и Февронии Муромских
Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.
История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.
Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам
О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.
Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.
Ей, чудотворцы святии!
Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви
В прошлом году в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой.
— Светлана Владимировна, в этом году по общественной инициативе, которая получила Вашу поддержку, уже второй раз отмечается День семьи, любви и верности. Не могли бы Вы поделиться своими впечатления от прошлогоднего праздника?
— Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.
Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным — днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями — как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности — это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.
8 ноября 2008 года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.
— Почему был выбран именно день памяти православных святых Петра и Февронии Муромских?
— Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.
Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.
Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.
— Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?
— У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.
Ромашка — простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.
— Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?
— Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья — это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?
Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности — даже ради любви к другому человеку, более того — нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.
Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт — это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране — проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше — отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.
Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно — и об этом тоже надо говорить с молодежью, — что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.
— Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи — это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?
— Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.
Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.
Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей — если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.
Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.
Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу — все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.
Читайте также: