8 или 16 клапанов что лучше на ваз
8 или 16 клапанов что лучше на ваз
Двигатели с 8кл и 16кл
Прошу помочь разобраться технически:
1. Все говорят, что 8кл резвые на низах (якобы до 3к оборотов), а дальше тянут не совсем так, как хотелось бы. А на 16кл. якобы тянут с 2.5к до 5к резво. Вопрос: Почему? Может кто технически мне это объяснить?
2. Какие плюсы и минусы у 8кл и 16кл?
Например, 16кл лучше заводятся зимой, нежели 8кл. Почему? Технически может кто объяснить?
Думаю данная темка будет полезна всем.
Брехня, все брехня ))). Восьмиклоп не может быть резвее снизу по простой и банальной причине-у него крутящий момент во всем диапазоне меньше, о чем может засвидетельствовать график ВСХ сток машины. На счет заводки зимой все зависит от состояния конкретного мотора, а не от количества клапанов. На мой взгляд у восьмиклопа один минус-механическая регулировка клапанов (у 16 кл гидрокомпенсаторы). Во всем остальном преимущества 16 кл машины покажет только трасса. В городе разницы особой нет. Ну и элемент для творчества, у 16 кл потенциал доработок выше.
А чем тогда объяснишь что 8 клапанники на малых оборотах гораздо веселее в горку поднимаются например на 2 передаче чем теж е 16 клапанники.
Характеристики конечно характеристиками, но по факту имеем то что имеем.
Самовнушением, не иначе ))). Если взять две новые машины и протестить, результат будет очевиден. В б/у системах много сторонних факторов, влияющих на резултат.
))) Ниже более корректно дан ответ по данному поводу. Физику никто не отменял же.
Вот дополню списал с графиков отметки момента. Восьмиклапанник: 1500-70 нм, 2000-85 нм, 2500-95 нм, 3000-105 нм. Шестнадцатиклапанник: 1500-67нм, 2000-85 нм, 2500-100нм, 3000-110 нм. Видно что восьмиклапанник тянет лучше на 1500 оборотах, кто-то так ездит? С 2500 уже есть разница, причем с 3000 у шестнадцатиклапанника момент еще выростет до 127 нм, а на восьмиклопе так и останется в пределах 107-110. Это для 1,5 моторов. У 1,6 показатели чуть выше, но зависимость та же.
А ты не мог был привести сюда Данные графика или ссылку на график? Очень интересно посмотреть!
Сканера нет. У меня друг когда-то на сто с диностендом работал. Ну делали замеры машин до тюнинга и после. Вот нашел пару страшненьких распечаток.
Вот дополню списал с графиков отметки момента. Восьмиклапанник: 1500-70 нм, 2000-85 нм, 2500-95 нм, 3000-105 нм. Шестнадцатиклапанник: 1500-67нм, 2000-85 нм, 2500-100нм, 3000-110 нм. Видно что восьмиклапанник тянет лучше на 1500 оборотах, кто-то так ездит? С 2500 уже есть разница, причем с 3000 у шестнадцатиклапанника момент еще выростет до 127 нм, а на восьмиклопе так и останется в пределах 107-110. Это для 1,5 моторов. У 1,6 показатели чуть выше, но зависимость та же.
забавно, то есть если ездишь по трассе при оборотах 2000-2500 (80-90 км/ч) в минуту, то разницы нет. Тогда смысл ставить на «гражданские» машины 16v!
Сколько клапанов в двигателе лучше — 8 или 16
16 клапанный или 8 клапанный двигатель
На первый взгляд может показаться, что «чем больше, тем лучше», да и второй вариант появился позже, как усовершенствование, но всё не так просто: если бы восьмиклапанный мотор устарел, то им бы больше не комплектовались новые автомобили, что делают даже известные автофирмы.
Таким образом, в Opel Astra устанавливаются оба вида двигателей, но именно 8-клапанный вариант признан более надёжным и лучше всего ремонтируемым. Такие моторы можно видеть и на Auris, и Corolla E15/18, значит, устаревшими их считать некорректно. По большей части ответ на вопрос кроется в требованиях автовладельца к мощности и стоимости ремонта, который он может себе позволить, ведь более сложный 16-клапанный двигатель в теории может получить больше неисправностей, а самостоятельно его починить будет очень сложно.
Выбор лучшего типа обсуждаем, так как некоторые водители будут эксплуатировать его в городских условиях для небольших поездок, а другие на пересечённой местности или для долгой дороги. Затраты на содержание также одним могут показаться дорогими, а другие водители поймут, что те или иные преимущества ими не реализуются. Поэтому нужно углубиться в устройство и изучить вопрос детальнее.
Принципиальные отличия: с технической стороны разница между этими двигателями заключается в количестве распределительных валов — 1 на восьмиклапанном и 2 на шестандцатиклапанном. Эта деталь отвечает за своевременный впрыск топливной смеси и отвод выхлопных газов. Более современный вариант двигателя имеет в два раза большее количество клапанных пар «впрыск — отвод», а также гидрокомпенсаторы, которые следят за зазором между клапанами, функция чего отсутствует в восьмиклапанных моторах.
Простой и надёжный восьмиклапанный двигатель
Его чаще всего можно встретить на бюджетных, простых машинах. На каждый цилиндр рассчитано одно отверстие впуска топливной смеси и одно — выпуска отходов. Такой тип мотора комплектуется одним распределительным валом, приводящимся в движение обычным устройством вроде цепи или ремня. Именно простота технологии 8-клапанного мотора позволяет ремонтировать его своими руками, быстро и недорого. Такой вид больше подходит для условий, где сложно заручиться квалифицированной помощью специалистов из автосервиса.
8-клапанный двигатель Лада Гранта
Так, двигатель, не имеющий гидрокомпенсаторов, не требователен к качеству машинного масла и может довольствоваться не лучшим бензином, что делает его неприхотливым и экономным в эксплуатации. С другой стороны, примитивная схема регулировки тепловых зазоров может требовать много времени на настройку, а непредвиденный стук из системы впуска может доставить неприятности.
Система впуска не требует много места под капотом, открывая доступ к навесным частям — генератор, стартер и прочие. Специалисты солидарны с этим, утверждая, что ремонтировать 8-клапанные моторы удобнее. Однако, ремень ГРМ при обрыве упадёт в выемку поршня, нуждаясь в натяжении с помощью сторонних инструментов. Важно внимательно следить за тем, чтобы положение ремня совпадало с распредвалом и синхронизация тактов газораспределения сохранялась. Желательно проводить диагностику и обслуживание такого двигателя каждые 20000 километров, чтобы поддерживать требуемые для комфортной езды настройки.
Обрыв ремня ГРМ 8 клапанный двигатель
V8-двигатель не подходит для быстрого передвижения, так как сравнительно малое количество самих клапанов отрицательно влияет на скорость поступления топливной смеси в цилиндры, а выхлопные газы дольше покидают систему, что не позволяет быстро набирать обороты и реагировать на впрыск топлива.
Помимо этого, небольшому количеству клапанов характерна нестабильная в плане вибрации конструкция: четырёхцилиндровый агрегат при быстром разгоне может начать шуметь, а при медленном передвижении — дребезжать, пропуская волны через кузов. Всё же восьмиклапанный двигатель гарантирует высокую мощность на низких оборотах, реализуя силу тяги. Поэтому такой тип двигателя рекомендуется для перевозки прицепа или трейлера, езды по не асфальтированной местности.
Высокая эффективность шестнадцатиклапанного мотора
Основное преимущество V16-двигателя — большая пропускная способность и развитая система впуска. Суммарная площадь цилиндров больше, что позволяет им соответственно получать больше топливной смеси и выводить выхлоп эффективнее. Процессы сгорания протекают быстрее, увеличивая мощность работы на 15–20% в сравнении с ранней версией двигателей. Комфортабельность также повышается — шум и вибрация почти полностью исчезает и не беспокоит водителя и пассажиров.
16 клапанный двигатель
Гидрокомпенсаторы повышают удобство регулировки тепловых зазоров — не нужно вручную настраивать их на каждом клапане. Достаточно выставить параметр на устройстве. Более того, на двигателях V8, которые такой функцией чаще всего не комплектуются, малейшая ошибка может заставить проводить всю работу заново. Использование таких технологичных частей делает устройство чувствительным к качеству масла и топлива — минимальное количество примесей может заставить гидрокомпенсатор забиваться, быстрее выводя его из строя и изнашивая.
Механизм привода ГРМ не нуждается в регулировке до момента установки нового ремня. Оптимизированный процесс сжигания топлива и высокая «эластичность» двигателя с чувствительным переходом на требуемый режим работы позволяет экономить на бензине.
Ремень ГРМ 16-клапанный двигатель
Рассматривая приобретение автомобиля с шестнадцатиклапанным двигателем, стоит брать во внимание условия эксплуатации. Этот тип мотора не лучшим образом будет вести себя на пересечённой местности, зато хорошо подходит для эксплуатации в городе, где, помимо прочего, проще найти качественный сервис.
V16-двигатели экономичнее в плане потребления топлива, но в то же время не допускают плохого его качества, как и в случае с маслом. Это вкупе с дорогостоящими сложным ремонтом не позволяет назвать такой мотор универсальным — он больше подходит для любителей активного стиля вождения, для которых не будет проблемой своевременно посетить специалистов.
Сравнение по всем параметрам
Узнав подробнее технические особенности двух аналогов, становится ясно, что нельзя назвать один из них лучшим — разница преимуществ делает V8 и V16 почти противоположными в применении.
Мощность
В этом критерии 8-клапанный двигатель уступает конкуренту. Он не может обеспечить ни высокой скорости, ни резкой её смены. Несмотря на это, 16-клапанный мотор слабее ведёт себя в ситуациях, где нужно стабильно держать обороты на небольшой скорости, будь то езда по бездорожью или тяга на буксире. Всё же восьмиклапанный не подходит любителям драйва.
ГБЦ 16 клапанов
Починка
Простота устройства, меньшее количество потенциальных неисправностей и сравнительная дешевизна ремонта позволяет восьмиклапанным двигателям занять лидирующую позицию в этом критерии. Продвинутые не шестнадцатиклапанные имеют множество функциональных деталей, одна диагностика которых требует вмешательства специалиста.
Общая экономичность эксплуатации
В этом показателе нет явного лидера, так как V8 может работать на дешёвом масле-полусинтетике с примесями, тогда как V16 нуждается в чистой синтетике высшего класса. В то же время второй тип позволяет экономить на топливе до 10–15% (однако и здесь есть потребность в высококачественном бензине, тогда как первый вариант готов работать и на А-92).
Гидрокомпенсаторы
Устанавливаются на все шестнадцатиклапанные моторы и позволяют настраивать все клапанные зазоры — сразу, быстро и удалённо. В ранних аналогах настройка производится вручную, но ошибки в регулировке могут заставить проводить процедуру сначала. Всё же, гидрокомпенсаторы подвержены частой поломке, и это при их высокой цене.
Гидрокомпенсаторы на головке блока
Какой выбор оптимален
Принципиальные отличия не позволяют однозначно сказать, какое количество лучше, 8 или 16 клапанов. Разница в том, что V16 при всей своей мощности требуют лучшего обслуживания, а V8 простые и нетребовательные, но менее комфортабельные в эксплуатации (шум, вибрация) и не позволяют набирать высокую скорость.
Какой двигатель на ваз лучше 8 или 16 клапанный
8 или 16 клапанов, что лучше? И в чем собственно разница. Подробно + видео
Этот вопрос не часто, но стабильно задают мои читатели и зрителя канала — что же лучше 8 или 16 клапанов в головке блока двигателя? Многие считают, что 8 клапанный вариант это прошлый век и тратить на него свои «кровные», как минимум глупо! А вот 16 это ДА, ДЕЛО! Другие наоборот твердят, что 16 клапанный вариант, дороже, требовательнее в обслуживании, если сломается – «пиши — пропало»! А где же правда, да и собственно в чем разница этих двух агрегатов, сильно ли они отличаются? Предлагаю взвесить все плюсы и минусы, так будет и видео версия …
Знаете в интернете действительно много баталий на эту нескончаемую тему, но как я считаю каждый здесь прав по-своему. Ведь одни ждут надежность и не прихотливость, а другие большую мощность и плавность работы. Задачи разные, да и двигатели отличаются, однако давайте подробнее.
Про техническую составляющую
Технически двигатель на 8 и 16 клапанов отличаются достаточно сильно. Хотя все различие хранятся в верхней части (головка блока двигателя), где установлен/установлены распределительные валы автомобиля (распред.вал). По сути, в этом и кроется основная конструктивная особенность, но что я хочу заметить — практически из каждого двигателя можно сделать как 8 так и 16 клапанный вариант. Например, на наших ВАЗ, моторы очень похожи, и гипотетически на один и тот же блок, можно посадить различную головку блока, с одним или двумя распределительными валами.
8 клапанный вариант
Как становится понятно, у 8 клапанного варианта один распределительный вал, который контролирует систему впрыска топлива и отвода отработанных газов.
Технически это реализовано так – в каждом цилиндре, сверху, находится два клапана, один на впрыск топлива (открывается, когда топливо подается в цилиндр), другой выпуск отработанных газов (открывается, когда топливо сгорело и нужно выпустить отработанные газы). Открытие клапанов регулирует распределительный вал, он имеет конусные металлические части в своем строении, когда вал вращается, он надавливаем ими на клапана, тем самым открывает либо один клапан (впуск топливной смеси), либо другой (выпуск отработанных газов).
Таким образом, на каждый цилиндр мы имеем по два клапана, а как мы знаем обычно в двигателе 4 – ре цилиндра, поэтому получается 4 Х 2 = 8, нет конечно есть шести и восьми цилиндровые типы. Там формула будет 6 Х 2 = 12 или 8 Х 2 = 16, но такие двигатели сейчас редкость. Как видите ничего сложного.
Плюсы
Минусы
Если подвести итог по этому типу, то получается: — надежный, неприхотливый, простой, можно лить не такое дорогое топливо и масло (простой и надежный как автомат «Калашникова»). НО не такой мощный и оборотистый, а также зачастую очень шумный.
16 клапанный вариант
Технически этот тип, несет в себе более сложную конструкцию. В одной головке блока сочетаются два распределительный вала, разведенные по разным сторонам, соответственно количество клапанов возрастает на два.
То есть тут уже четыре клапана на цилиндр, два на впуск топлива и два на выпуск отработанных газов. Что это нам дает?
Во-первых, мощность и не плохую, мотор больше получает воздушно-топливной смеси и быстрее ее отводит, соответственно КПД двигателя возрастает, смело можно прибавить 15 – 20 л.с. (возможно и больше все зависит от объема).
Во-вторых, на многих «16 клапанниках» используется гидрокомпенсаторы, они дают отличный прижим клапана к валу, соответственно меньше шума (лучше плавность работы), экономия топлива и прибавка к мощности.
Также что сейчас немаловажно, эти варианты более экологичные, из-за более точной работы ГРМ.
Минусов здесь тоже хватает, само строение намного сложнее и дороже, требовательно к качеству жидкостей. Давайте разберем по пунктам:
Плюсы
Минусы
Все плюсы и минусы двигателей я перечислил. Если нужен не убиваемый агрегат, не прихотливый к топливу и маслу, мощность не важна, а на звук двигателя все равно – то конечно 8 клапанов. Если любите погонять, драйв ваше второе я, любите тишину, но готовы платить за масло и более дорогое топливо – то 16 клапанов!
А если честно, то скоро «8 клапанные» моторы умрут как вид, ведь они не такие экологичные и уже в жесткие рамки какого-нибудь ЕВРО 6 – ЕВРО 7 (будущего) они могут и не пройти!
Сейчас видео версия статьи
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 клапановый или 16
На сегодняшний день очень часто на просторах Интернета, да и вообще в повседневной жизни, можно наткнуться на спор касаемо того, какой двигатель лучше, состоящий из 8 или 16 клапанов. Поэтому сегодняшнюю свою статью я решил посвятить двигателям с различным количеством клапанов, рассмотреть плюсы и минусы каждого из них, а также все-таки выяснить, что же лучше: 16 клапанов или 8.
Для того, чтобы во всем этом разобраться, давайте вначале рассмотри строение двигателя, ведь 8 и 16 клапанные двигатели технически между собой очень отличаются. Главное же их различие таится в верхней части двигателя, где располагается распределительный вал автомобиля.
Строение 8-ми клапанного двигателя.
У двигателя, имеющего 8 клапанов, этот вал один. Под его контролем находится отвод отработанных газов и система впрыска топлива. Получается, что сверху над каждым поршнем имеется по два клапана на цилиндр, один на отвод отработанных газов (открывается после сгорания топлива для выброса отработанных газов) и на впрыск топлива (открывается при подаче топлива в цилиндр). А поскольку, обычно двигатель содержит четыре цилиндра, то суммарно получается 8 клапанов (4×2). Существуют, конечно, двигатели с шестью и восьмью цилиндрами, они редкость, но у них будет и другое количество клапанов 12 (6×2) и 16 (8×2) соответственно. Во время вращения распределительного вала происходит открытие либо одного клапана (впуск топлива), либо другого (выход отработанных газов).
Строение 16-ти клапанного двигателя.
С 16 клапанным двигателем все немного сложнее, ведь у него два распределительных вала, а, следовательно, и количество клапанов больше в два раза, то есть четыре клапана на цилиндр: два на выпуск отработанных газов и два на впрыск топлива.
Чем отличается технически 8 клапанный двигатель от 16 клапанного, надеюсь, разобрались. Теперь давайте рассмотрим основные достоинства и недостатки каждого из них.
8 клапанный двигатель.
•Простота конструкции, в таком двигателе практически никогда нет гидрокомпенсаторов.
•Простой ремонт и обслуживание в связи с наличием небольшого количества механических частей.
•Не требовательный к маслу: можно заливать «полусинтетику»
Недостатки:
•Слабее 16 клапанного двигателя (15-20 л.с.), невозможность достижения высоких оборотов из-за более медленного впуска и выпуска топлива.
•Увеличенный расход топлива из-за медленного впуска и выпуска отработанных газов.
•Шумность двигателя, особенно на скорости.
•Необходимость частой регулировки зазоров клапанов для лучшей работы двигателя
16 клапанный двигатель.
Достоинства:
•Более мощный двигатель, а, следовательно, больше максимальная скорость и лучше разгонная динамика.
•Меньший расход топлива, обусловленный конструкцией двигателя, а также быстрой скоростью разгона.
•В связи с применением в конструкции двигателя гидрокомпенсаторов, да и вообще с его строением, двигатель работает гораздо тише, нежели 8 клапанный.
•Регулировка клапанов происходит автоматически, поэтому водителю этим заниматься не приходится.
Недостатки:
•Необходимость использования хорошего масла, синтетического, которое имеет приличную стоимость.
•Дороговизна ремонта и обслуживания такого двигателя, вызванная его более сложной конструкцией.
Ну вот, пожалуй, все, что нужно знать и учитывать, чтобы сделать свой выбор: 8 клапанов или 16. Что именно предпочесть, решать только вам: простой, недорогой в обслуживании и ремонте 8 клапанный двигатель, прекрасно подходящий для езды по городу, или 16 клапанный двигатель, который путь и немного дороже обойдется, да и сложнее технологически, но зато позволит вам ощутить всю скорость и драйв от загородных поездок.
Тюнинг ВАЗ. 16v или 8v? Мысли в слух…
Многие ребята, кто тюнит детища нашего родного автопрома в один голос говорят мне о переходе на 16v, и я в одно время даже почти надумал, но как по мне, так дороговато это удовольствие. Комплект перехода на мех. дроссель с мозгами и ресивером = 22 тыс. руб. (Жгут проводов, механическая педаль газа с кронштейном, ресивер Брагин, трос газа, дроссельная заслонка, датчик массового расхода воздуха, регулятор холостого хода, контролер Январь 7.2, датчик положения дроссельной заслонки), думаю переходить на 16v и при этом оставаться на Е-газ абсурдно. Далее набегает вот такой список небходимых запчастей на сумму 32 тыс. руб, прошу заметить цена за сток компоненты: ГБЦ 21126 в сборе, кожух ГРМ, ролики ГРМ, ремень ГРМ, водяной насос, рампа топливная голая с трубкой, проводка форсунок, поршни, пальцы поршневые, стопорные кольца, болты гбц, прокладка выпускного коллектора, выпускной коллектор (паук), прокладка ГБЦ, щуп масляный, сапун аллюминивый, шланг сапуна нижний, демпфер крутильных колебаний, шкив коленчатого вала, крышка клапанная, шкив ГРМ, провода высоковольтные, свечи зажигания, все метизы. При том, что тюнинг верха просится сам по себе при таких глобальных изменениях мотора, то можно сразу добавить в этот список распредвалы Стольников (14 тыс. руб.), лёгкие клапана (4000 руб), ЧПУ запил ГБЦ (5-7 тыс.руб). В итоге получаем сток низ, пиленый 16v верх на валах и всё это можно настроить на каждом углу с контроллером Январь 7.2, затраты на запчасти около 80 тыс руб, за сборку, разборку и настройку не менее 12К, как не крути, а меньше 90 тонн никак не получается… И тут я вспомнил про то, что я не гонщик и про то, что авто мой гражданский и про то, что мне хотелось просто слегка апнуть машинку, чтоб порезвее ехала и на трассе на обгон, чтобы идти уверенно))) Так же вспомнилась и атмо четырка одна местная на 8v и 200 кобыл, ну и кошелек тоже напомнил о себе…))) И решил я строить себе потихоньку 8-и клапанный мотор, хотя если бы располагал я временем, то пошуршал бы все-таки по авторазборам и почти всё выше-перечисленное обошлось бы мне в 2 раза дешевле (за исключением тюнинг-частей). На данный момент по двиге сделан полностью выпуск на 51-й трубе, впуск (ресивер Брагин), распредвал Стольников 10,75, лёгкие клапана и всё это соответственно настроено. Следующим шагом вижу запил ГБЦ и сбор низа на колене 84мм, поршнях 82 мм и на Н-образных шатунах 129 мм (всё от Стольникова естессно), объём двигателя получаем 1774 см3 (почти 1,8L). Блок в Калине высокий (197,1 мм), а Высота блока= Длина шатуна (межцентровое расстояние)+1/2 хода коленвала+ Компрессионная высота поршня, исходя из обратного получаем: 197,1 — 129мм(шатун) — 42мм (1/2 от хода колена) = 26,1 мм (Компрессионная высота поршня) Расчетная степень сжатия с таким поршнем =11,4+, что в свою очередь грозит переходом на 98 бензин, но щекочет хорошей отдачей в плане мощности. Легкая ШПГ тоже вносит не малый вклад, стоит только вспомнить разницу в весе ШПГ Калины и ШПГ Гранты… 1200гр, а разница на одинаковом движке 5 л.с. (82 и 87 соответственно), что равно 6,1% между прочим., в нашем случае разница в весе будет ещё более ощутима, что несомненно радует! А уж после всего этого буду думать о замене рядов и главной пары КПП, вот здесь уже прошу вашего совета, ибо с этим сталкиваться не приходилось. Какие ряды и Г.П. нужны на конфиг верхового мотора
160 л.с., для наиболее динамичного разгона?
Почему 8-клапанный мотор все же лучше 16-клапанного?
Несмотря на то, что 8-клапанных моторов практически не встретишь на новых автомобилях, у них по-прежнему есть преданные поклонники, убеждённые, что это лучший двигатель. С ними спорят поклонники 16-клапанных моторов, которые уверены: 8 клапанов — это прошлый век. Кто же из них прав, и какой всё-таки лучше?
Технически разница у этих моторов только в головке блока цилиндров, на 8-клапанном — два клапана на цилиндр и один распредвал, а в 16-клапанном — 4 клапана и два распредвала.
8-клапанный мотор
Это действительно уже архаичная, но, тем не менее, надёжная, простая и дешёвая в ремонте схема. Новые автомобили с таким двигателем стоят несколько дешевле, при этом практически не уступают 16-клапанным ни в динамических характеристиках, ни в расходе топлива. Регулярное ТО таких машин стоит дешевле. На большинстве 8-клапанных моторов стоят «безвтыковые» поршни, то есть в случае обрыва ремня ГРМ не произойдёт встреча поршня с клапаном. Такие моторы не требовательны к качеству моторного масла и могут спокойно ездить на 92-ом бензине.
К минусам можно отнести невысокую мощность, в сравнении с 16-клапанным мотором она ниже на 10–15%. Происходит это из-за невозможности сильнее раскрутить двигатель, потому что впуск и выпуск происходит медленнее. 8-клапанные моторы достаточно шумные из-за механических толкателей, а не гидрокомпенсаторов, но это одновременно и плюс.
16-клапанный мотор
Такие двигатели мощнее, эластичнее и тише своих 8-клапанных собратьев. Позволяют более тонко настроить работу ГРМ, что сказывается на ровности работы мотора и на экологии. Не нуждается в периодической регулировке клапанов, так как на нём установлены гидрокомпенссаторы. К плюсам также можно отнести и широкое поле для тюнинга, вплоть до установки турбины.
Минусов у этого двигателя тоже хватает и, наверное, больше, чем у 8-клапанного: дорогой ремонт, потому что всего по два; высокие требования к качеству моторного масла. Рекомендуется использовать более дорогой 95-й бензин. Если речь идёт об ВАЗовских моторах, то их 16-клапанные традиционно страдают течью масла, так как их головка блока цилиндров состоит аж из трёх частей.
Для покупателя нового автомобиля подобный выбор встанет, если он будет выбирать что-то из продукции АвтоВАЗа или Рено. Большинство марок уже давно не предлагают альтернативы 16-клапанным моторам, причина тому — высокие экологические требования. При покупке подержанного автомобиля. Можно смело покупать машину с 8-клапанным мотором, он простой, дешёвый и неприхотливый в работе, а также хорошо переносит переход с бензина на газ. Машины с 16-клапанными моторами приятнее в управлении, но дороже в содержании.
Сколько клапанов в двигателе лучше: 8 или 16
Сегодня на автомобилях можно встретить различные типы ДВС, начиная от малообъемных 3-х цилиндровых агрегатов и заканчивая мощными V8 или V12. При этом подавляющее большинство авто под капотом имеют привычные моторы с 4 цилиндрами.
Если раньше такие силовые агрегаты ставились на модели начального и среднего класса, в данный момент 4-цилиндровый двигатель можно увидеть даже в премиальном сегменте.
Дело в том, что форсирование, увеличение количества клапанов на цилиндр, внедрение систем изменения фаз газораспределения, установка турбонаддува и другие усовершенствования позволили добиться от таких моторов необходимой мощности и эффективной отдачи.
В этой статье мы поговорим о том, в чем заключается отличие 8 клапанного от 16 клапанного двигателя, а также какой двигатель лучше, 8 или 16 клапанный. Далее мы постараемся разобраться, какие преимущества и недостатки имеет большее или меньшее количество клапанов в моторе с учетом ремонта и обслуживания таких ДВС.
Более современный 16 клапанный двигатель и 8 клапанный: разница
Начнем с того, что четырехцилиндровые двигатели с 8 клапанами (по два на каждый цилиндр) являются давней, надежной и проверенной временем конструкцией. Сегодня такие моторы некоторые авто производители активно устанавливают на свои бюджетные версии автомобилей.
Также на аналогичной модели транспортного средства можно встретить и более современный 16 клапанный двигатель. Другими словами, покупатель может самостоятельно выбрать более подходящий тип ДВС. Для лучшего понимания необходимо разобраться, какие преимущества и недостатки имеет одна и другая конструкция.
Преимущества восьмиклапанных моторов
Итак, версия с 8-ю клапанами изначально стоит дешевле и обычно ставится на автомобили в самой простой комплектации. Это сделано для максимального удешевления. Такой мотор на каждый цилиндр имеет по одному клапану для впуска топливно-воздушной смеси и по одному клапану для выпуска отработавших газов из цилиндра.
Конструктивно 8 клапанный двигатель имеет один распределительный вал. Привод ГРМ может быть реализован как путем установки ремня ГРМ, так и при помощи цепи. Главными преимуществами такой конструкции можно считать простоту и доступность ремонта, а также неприхотливость к качеству топлива и меньшую требовательность к качеству моторного масла.
Недостатки 8-и клапанных двигателей
Однако общая простота устройства имеет и свои недостатки. Прежде всего, изготовители преследуют цель тотальной экономии во время изготовления подобных ДВС. Это проявляется как в качестве исполнения отдельных элементов, так и в отсутствии некоторых решений для упрощения обслуживания.
Например, многие двигатели с 8 клапанами предполагают необходимость дополнительной регулировки тепловых зазоров клапанов. Это значит, что в таком ДВС конструктивно отсутствуют гидрокомпенсаторы. С одной стороны это плюс, так как требования к качеству масла занижаются, при этом все же возникает необходимость периодической регулировки зазоров вручную.
После сжигания топливного заряда отработавшие газы медленнее и менее эффективно выводятся из цилиндров, то есть ухудшается вентиляция. Все это приводит к тому, что такой двигатель отличается замедленной реакцией на нажатие педали газа.
Получается, ДВС этого типа не подходят для активного разгона «с низов», при этом неплохо «тянут» на низких оборотах. Приемлемая динамика достигается в среднем диапазоне оборотов, то есть мотор нужно крутить. В результате подобные агрегаты закономерно расходуют больше топлива. Некоторые замечания возникают и применительно к комфорту. Моторы с 8 клапанами больше вибрируют, могут работать менее устойчиво, сильнее шумят.
Плюсы 16-и клапанных двигателей
Основным преимуществом такого мотора считается лучшая отдача и большая мощность при одинаковом рабочем объеме. Параллельно достигается топливная экономичность. Все дело в том, что система впуска и выпуска на таких агрегатах работает более эффективно.
Как мы уже говорили, четыре отверстия под клапаны имеют больший суммарный диаметр по сравнению с двумя. Благодаря этому за единицу времени в камеру сгорания удается подать больше рабочей топливно-воздушной смеси, а также эффективнее вывести отработавшие газы.
Минусы моторов с 16 клапанами
Прежде всего, устройство ГРМ в таких агрегатах более сложное. При этом сразу стоит выделить повышенную чувствительность к качеству моторного масла и горючего. Загрязнение системы смазки или рабочей жидкости приводит к быстрому выходу гидрокомпенсаторов из строя.
Что касается ремонта и обслуживания, такой агрегат сложнее и дороже. Конструкция предполагает не только гидрокомпенсаторы, но и два распределительных вала (один для впускных, другой для выпускных кланов), а также большее количество клапанов.
Определенные сложности возникают и с заменой привода механизма газораспределения, так как требуется более точная настройка фаз, особые требования выдвигаются к максимально точному вставлению по меткам.
Что касается установки газобаллонного оборудования, моторы с 16 клапанами более требовательны к качественной настройке ГБО, так как сбои и нарушения смесеобразования могут привести к быстрому прогару клапанов при работе на газу.
Какой силовой агрегат лучше выбрать
Если суммировать все перечисленные выше особенности, тогда становится понятно следующее:
Если стоит выбор из этих двух типов ДВС, тогда следует отдельно учесть индивидуальные предпочтения и особенности последующей эксплуатации. В случае, когда нужна динамика и экономичность, при этом автомобиль планируется обслуживать на профессиональной сервисной станции, тогда оптимально приобрести более технологичный 16 клапанный вариант.
Если же вопросы динамики, мощности и топливной экономичности не так важны, при этом планируется обслуживать машину самостоятельно для экономии или с учетом отсутствия возможности посещать СТО, тогда мотор с 8 клапанами выглядит более подходящим вариантом.
Получается, главными их преимуществами остается более доступная начальная цена автомобиля, меньшая чувствительность к горючему и составу топливно-воздушной смеси, а также простота ремонта, особенно при самостоятельном обслуживании.
Подведем итоги
Не трудно догадаться, что 16 клапанные версии закономерно и достаточно активно вытесняют упрощенные варианты с 2 клапанами на цилиндр. Если говорить о покупке нового автомобиля с 8 клапанным двигателем сегодня, тогда решающим аргументом зачастую является только более привлекательная цена.
Машина с таким мотором будет стоить на 15-20% дешевле по сравнению с аналогичной моделью, но уже с 16 клапанами. При этом снижение стоимости достигается не только из-за разницы в силовых установках. Дело в том, что производители также стараются делать версии автомобилей с 8 клапанными ДВС самыми бюджетными, то есть максимально простыми по комплектации.
Указанный подход очень важен в нижнем ценовом сегменте, позволяя сформировать выгодное предложение для покупателей с сильно ограниченными финансовыми возможностями или же для тех целей, когда автомобили приобретаются для коммерческого использования (службы такси и т.п.).
Однако если сравнивать восьми и шестнадцатиклапанные версии на вторичном рынке, тогда в ряде случаев оптимально уделить внимание более простой конструкции. С учетом того, что 8 клапанный мотор проще конструктивно и не так чувствителен к качеству топлива, шансы приобрести работоспособный исправный экземпляр значительно возрастают.
При этом даже если двигателю в дальнейшем будет необходим ремонт, затраты на восстановление ДВС будут существенно ниже, благодаря его ремонтопригодности и доступности запчастей. Однако не следует забывать, что покупка такого агрегата для форсирования, установки турбины и другого тюнинга может оказаться неоправданной.
Именно по этой причине одним из распространенных видов тюнинга автомобиля является замена 8 клапанного двигателя на 16 клапанный, после чего производятся дальнейшие усовершенствования. При этом силовые агрегаты с 8 клапанами хорошо зарекомендовали себя в качестве простых моторов на гражданских рабочих автомобилях, тогда как для получения большей мощности однозначно предпочтителен другой вариант.
Чем отличается 8 клапанный двигатель от 16 клапанного
Наиболее распространенным вариантом бензинового двигателя, встречающимся на подавляющем большинстве легковых автомобилей начального и среднего классов, является 4-цилиндровый мотор. Такие агрегаты сочетают в себе относительно высокую мощность, экономичность и доступную цену. Однако между «четверками», даже устанавливающимися на одну и ту же модель, могут иметься существенные различия в производительности и технических характеристиках. Одной из основных причин такой разницы является разное количество впускных и выпускных клапанов на цилиндр. И здесь споры не утихают до сих пор – кто-то рьяно отстаивает 8-клапанные 4-цилиндровые моторы, кто-то убежден, что 16-клапанный двигатель по всем параметрам лучше. Постараемся разобраться, в чем именно заключается разница между ними и какой все-таки двигатель лучше – с 8 или 16 клапанами?
Устройство 8 клапанного двигателя
Такие двигатели используются преимущественно на моделях начального ценового сегмента. Здесь на каждый цилиндр приходится по 2 клапана: 1 на впуск и 1 на выпуск.
Другой немаловажной особенностью таких силовых установок является то, что здесь нужен только 1 распредвал, который управляет системой впрыска бензина и выпуска отработанных газов. Для приведения его в действие достаточно простейшего ременного либо цепного механизма. Такая система гораздо проще в обслуживании и ремонте по сравнению со сложными ГРМ более дорогих машин. А такая элементарная конструкция существенно сказывается на итоговой стоимости автомобиля.
Для примера приведем схему устройства 8 клапанного двигателя ВАЗ-2114.
Плюсы и минусы 8 клапанного двигателя
У такой схемы двигателя, несмотря на ее почтенный возраст, есть немало достоинств:
Однако есть здесь и немало существенных минусов:
Устройство 16 клапанного двигателя
В таких 4-цилиндровых двигателях на каждый цилиндр приходится уже по 2 пары впускных и выпускных клапанов. Для работы такой системы требуется 2 распредвала. А для их слаженной работы используется гораздо более сложный газораспределительный механизм. В то же время 2 впускных клапана позволяют подавать в цилиндры за 1 такт больше топлива – а отсюда существенное увеличение мощности и КПД. В то же время сокращается и расход топлива благодаря наличию 2 выпускных клапанов.
Для прижимания клапанов к валу в таких двигателях часто используются гидрокомпенсаторы. В отличие от 8-клапанников с механическим толкателями такая система работает более плавно и тихо. Также это обеспечивает дополнительную прибавку мощности и дополнительную экономию топлива.
Еще одна специфическая черта 16-клапанников, которая становится особенно актуальной на фоне постоянно ужесточающихся экологических требований, такие моторы благодаря более точной работе газораспределительного механизма более безопасны для окружающей среды.
Для примера приведем схему устройства 16 клапанного двигателя ВАЗ 2112.
Читайте также: Чем отличается инжекторный двигатель от карбюраторного и что лучше.
Плюсы и минусы 16 клапанного двигателя
Итак, вот основные преимущества 4-цилиндровых моторов с 16 клапанами:
Как видно, плюсы у таких двигателей существенные. Но есть у них и весомые недостатки:
Основные отличия 16 и 8 клапанного двигателей
С особенностями этих видов двигателей мы разобрались, теперь конкретизируем отличия между ними.
8-клапанные моторы конструктивно значительно проще, что положительно сказывается на цене всего автомобиля, его обслуживания и ремонта. Однако они значительно уступают в мощности 16-клапанным аналогам с тем же рабочим объемом – в среднем разница в мощности здесь составляет 15-25 л.с. Из-за этого страдает приемистость двигателя, динамика разгона, максимальная скорость.
В то же время 4-цилиндровые моторы с 8 клапанами гораздо проще и доступнее в ремонте. Здесь существенно меньше элементов, которые могут сломаться, а если что-то все-таки выходит из строя, то устранить поломку можно меньшими силами. Да и запчасти для таких моторов, как правило, дешевле.
С экономичностью все не так однозначно. Да, 8-клапанники расходуют больше топлива – но в то же время в них можно лить менее качественный недорогой бензин. Масло тоже может быть не самым дорогим. Еще один спорный момент – использование гидрокомпенсаторов. Они устанавливаются на 16-клапанные двигатели и избавляют от необходимости систематически регулировать клапана. В то же время они иногда выходят из строя, а их замена влетит в копеечку.
Нужно также отметить еще один важный момент: в 16-клапанных двигателях может взаимно заклинить поршень и клапаны – а это неизбежно приводит к затратному ремонту, а иногда и к полной замене двигателя. У 8-клапанников же такой болезни в принципе нет. Однако такие заклинивания встречаются, как правило, на российских и китайских машинах, которые по умолчанию уступают западному и японскому автопрому.
Читайте также: Что такое распредвал в автомобиле и для чего он нужен.
Что лучше 16 клапанов или 8
Итак, попробуем определить, какой вариант и в какой ситуации все-таки будет предпочтительнее. Новые машины с 4-цилиндровыми двигателями, предлагаемые в салонах, практически всегда оснащаются исключительно 16-клапанниками, такие двигатели уже вытеснили с рынка устаревшую 8-клапанную конструкцию. Однако у некоторых производителей, как правило, из нижнего ценового сегмента такие упрощенные варианты еще встречаются. Их главным преимуществом является как раз более доступная цена.
Но, если есть возможность доплатить, авто выбирается для личного, а не коммерческого использования, и обслуживать его самостоятельно вы не собираетесь, то резоннее будет купить машину с 16-клапанным двигателем. Она порадует вас более высокой мощностью и динамикой, а также экономичностью и уменьшенной шумностью.
В ситуации, когда автомобиль берется с рук, 8-клапанные варианты могут оказаться предпочтительнее. Дело в том, что они конструктивно проще и более неприхотливы в выборе топлива и масла, соответственно, здесь шанс взять авто с «живым» и бодрым двигателем будет выше, чем в случае с более чувствительными 16-клапанниками.
Однозначно же сказать, какой вариант лучше, здесь нельзя. Нужно, прежде всего, учитывать собственные цели и задачи, финансовые возможности, условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Если для вас первостепенными требованиями являются надежность и неприхотливость, то имеет смысл присмотреться к 8-клапанным модификациям. Если же вам важна скорость, мощность, то выбор лучше делать в пользу 16-клапанных двигателей.
Читайте также: Что такое гидрокомпенсаторы в двигателе и почему они стучат.
Статьи и заметки
Какой двигатель ВАЗ выбрать: 8 или 16 клапанов?
При покупке автомобилей ВАЗ, особенно на вторичном рынке, у большинства людей встает вопрос, какой двигатель выбрать – 8 или 16-клапанный? Сегодня постараемся осветить плюсы и минусы каждого.
На сегодняшний день, 8-клапанные двигатели постепенно уходят в историю, уступая место 16-клапанным. Это связано с совершенствованием конструкции автомобилей, попытками увеличить мощность двигателей, сохранив при этом их экономичность.
Однако, это имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
8 клапанов
Плюсы:
чаще всего не загибает клапаны при обрыве ремня ГРМ, однако есть исключения (к примеру, 8-клапанный двигатель ВАЗ-21116 с облегченной ШПГ, устанавливаемый на некоторых комплектациях автомобилей Лада Гранта, при обрыве ремня гнет клапаны)
неприхотлив к качеству моторных масел
прост в обслуживании
обеспечивает хороший доступ в моторный отсек автомобиля вследствие малых геометрических размеров
обеспечивает хороший крутящий момент на низких оборотах
Минусы:
более шумный и вибронагруженный, по сравнению с 16-клапанным двигателем
зачастую требует регулярной регулировки тепловых зазоров клапанов (есть исключения)
на некоторых двигателях требуется регулировка натяжения ремня ГРМ
16 клапанов
Плюсы:
работает чаще всего тише, чем 8-клапанный
не требует регулировки тепловых зазоров клапанов (опять-таки, есть исключения, к примеру, некоторые двигатели таких автомобилей как Renault Logan и Hyundai Solaris)
чаще всего, не требует регулировки натяжения ремня ГРМ
более мощный, по сравнению с аналогичными 8-клапанными моторами
Минусы:
при обрыве ремня ГРМ в большинстве случаев загибает клапаны, что приводит к дорогостоящему ремонту
занимает больше места в моторном отсеке, ухудшая доступ к другим узлам
требователен к качеству моторного масла (при использовании некачественного масла гидрокомпенсаторы закоксовываются, начинают стучать и изнашиваться)
крутящий момент на низких оборотах часто хуже, чем у 8-клапанного мотора
Итак, мы рассмотрели основные плюсы и минусы 8 и 16-клапанных двигателей, выбор за Вами. Помните, какой бы двигатель Вы не выбрали, не забывайте регулярно обслуживать его, тогда он не доставит Вам хлопот.
что быстрее v8 или v16
что быстрее v8 или v16?
вопрос возник с товарищем говорит что его сосед на 2110 v8 обогнал сына на v16 что скажите по этому поводу?
Комментарии 143
Жизнь она как.
Обычно в городе толкаемся и разгонятся некуда.
А на трассах самое важное — обгон.
Чем он быстрее — тем безопаснее. Прописная истина, ёпт))
Вот вышел ты на обгон — 8 клапанник на высоких оборотах помирает. А 16 клапанник только просыпается и вывозит.
А нефиг лезть на обгон, если видишь, что можешь не успеть. Вот это дейсвительно истина 🙂
Да кто ж спорит то? 🙂
А чё лучше чепырка или каен
Если разговаривать о ГРМ то V8 гораздо лучше, да и на разгон она резвее будет, а вот дальше- после третьей V16 покажет на что она способна)))
16кл быстрей как не крути если конечно не положены, для равной силы 8в надо паук, дроссель побольше и мазки январь шиты (бош хлам) тогда поедет 8в на ровне с 16в проверено много раз.
От водителя все зависит кароче в основном.Ну 16 вэ пободрее, но встречались случаи что 8 вэ сток натягивал 16 вэ стокового
Ну я к примеру с девятиной 1.6 8 вэ ехал 1.5 16 вэ с пауком и ели 1.5 корпуса обошел…Возможно проблема вся в 1.5, ожидал обьехать 3 корпуса примерно
Своим 1.5 16 клапанным с пауком и прошивкой ехал против 1.6 девятки с 8 клапанным движком и еле еле выграл 1.5 корпуса.
Здесь очень много факторов: компрессия, состояние топливных форсунок, какой бензин залит т.д…
У меня родной движка был 8 кл. 1.6, прошивка Пауля, отсечка на 8 тыс. ездил резво, с низов вообще красота. Этим летом поменял двигатель, купил 16 кл. 1.5. на низах, так же как и на 8 кл. но после 3 тыс. реально пуля.
Насчет оборотов не согласен. на 8 кл. больше 5.5-6 тыс. оборотов смысла крутить нету вообще, покрайней мере на стоковом распредвале, а на 16 кл, он до 7.5 тыс реально ощутимо рвет.
Недавно шкоду суперба 2.0 Т на третьей скорости разорвал. причем на второй он меня на 2 кузова, потом он втыкнул 3, а я на второй до 8 тыс. потом третью так же до 8 тыс. и пошел… На пол кузова вырвал вперед, дальше нам помешал сфетофор.
По своему опыту скажу что и 16 вэ нет смысла без спорт реса крутить в 7.5.
6500 и дальше потери даже с валами без ресивера, проще переключится…
ненене, разница там ощутимая! Видимо 16кл по тех состоянию был хуже, чем 8кл. По этому разница едва ощутима. На самом деле разница ой как чувствуется.
Может быть, может быть дело в эко-нормах, 16чик был уже с адсорбером и катализатором, прошивка, поди, тоже «для белочек»
Безусловно, без катализатора машина становится немного резвее
А чего на 16-кл. 124 моторе по поводу ремня волноваться, если он не втыковый?! Это пусть приороводы на 126 волнуются…
124 мотор грм меняю сам за 20 минут при опыте общения с машиной менее 2х лет
Тут еще зависит от пробега двигателей)
Но в основном 16кл сильнее 8кл. 8кл на низких оборотах решает, тобишь где-то до 3.5к. А 16кл от 3к рвет как детей всех) Вот по этому 16кл легко идти на обгон. На 3-ю втыкнул, обороты 3 — 3.2к. Педальку нажал — полетел)
Согласен. Только не полетел а исчез с гаризонта
Согласен. Только не с гаризонта а с горизонта
Упс извините за ошибку
Это спор из той же серии, что и: Мой отец сильнее, он побьет твоего отца…)))))
Дело не в том на сколько ты выкрутил мотор, а в том — не затянул ли ты с переключением передач или не включил ли слишком рано.
А я считаю что наоборот поздно. Выше 5300 оборотов мотор уже теряет свой тяговый момент.
При разгоне нужно просто прикидывать, чтобы при следующей передаче обороты были не ниже тех, на которых максимальный крутящий момент.
Да много чего может быть. Может у него коробка по передаточным изменена и т.д.
мда… ( правда обидно было, первый старт и проиграл. ну да ладно
Ну как тебе сказать? Сейчас много машин, которые лучше и не пробовать догнать. Случай из жизни — у меня есть кент(раллист), у которого 2115 с мотором 2111. Так вот как то он начинает тягаться с 9 своего знакомого, но тот уходит от него не смотря на то что шел с прицепом.
Кент продал свой мотор, поехал купил калиновский блок в сборе, поставил группу позлее, вытковую, поршня выходили заподлицо с блоком, прокладку в 1 мм и т.д (точную конфигурацию кент не сказал. Профессиональное что ли это у раллистов). Подправил фазы. Прошивку не трогал.
Мотор получился хороший, тяговитый и мощный. Правда даже на газу у него перла детонация, но решилось добавлением второй прокладки.
Выехал он снова с той же самой 9. И снова проиграл… 9 была в этот раз без прицепа просто )))
Что за конфиг у 9 — владелец не признается и не показывает, хотя по звуку 8v мотор. Скорее всего изменены ряды коробки, иная ГП, грамотная откатка онлайн и еще что либо.
Я так же на днях пытался потягаться с копейкой(по звуку двигателя — мотор не родной, скорее всего 16 клопов и возможно стоит турбина) на выезде из города. До третей передачи я еще не отставал от него, но уже на 4 передаче и скорости 140 я понял что у меня мощи просто не хватит его догнать. Так что я забил )))
Да ничего ты не сделаешь с этим хрустом между 1 и 2 передачами… Там конструктивный просчет имеется в ввиду большого «разлета» передаточных чисел. Валы просто не успевают синхронизироваться по скорости. Только двойной вижым сцепы и перегазовка помогут переключаться без хруста, но это потеря времени.
Многие сервисы и тюнеры пишут что 18 ряд и 4,13 ГП являются оптимальным сочетанием для города и трассы, а так же решают данную проблему с хрустом, но вчера только обсуждался данный конфиг — владельцы такого ряда говорят что все равно вторая втыкается с хрустом… Остается только КПП 2108 поставить и все по ходу…
Попробуй.
Только меньше сервисмэнам верь. Им лишь бы впихнуть и заработать по большей части.
Я просто первую больше сильно не кручу и вторую не ширяю.
да я думаю к знакомым обратится, они турботазы собирают ) думаю может помогут они )
Ох как ты хочешь реванша )))
У меня 8кл…не раз оставлял позади 16кл…рычагом с умом работать нужно)))
А я запросто кайены и бэхи делаю… если в пробке мой ряд быстрее едет. 😎
Источники информации:
- http://www.drive2.ru/l/457554893025066616/
- http://www.vazzz.ru/kakoj-dvigatel-na-vaz-luchshe-8-ili-16-klapannyj/
- http://www.drive2.ru/l/6417344/
- http://www.drive2.ru/l/4105916/
- http://www.drivenn.ru/journal/novosti/pochemu-8-klapannyy-motor-vse-zhe-luchshe-16-klapannogo-id24476
- http://krutimotor.ru/chto-luchshe-8-ili-16-klapannyj-dvigatel/
- http://avtonov.com/%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F-8-%D0%B8-16-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/
- http://avtospravochnaya.com/stati/292-kakoj-dvigatel-vaz-vybrat-8-ili-16-klapanov
- http://www.drive2.ru/c/716992/