8 часовой день для таксистов
Почему введение восьмичасового рабочего дня для таксистов посчитали опасным
Эксперты уверены: активизируются нелегалы
16 июня на Ильинке таксист въехал в толпу болельщиков. Как выяснилось позже, 28-летний водитель был сильно уставшим — он провел за рулем 20 часов и заснул. Пострадали 8 человек. 18 июля на Ташкентской улице таксист заснул за рулем и врезался в столб — и он, и два пассажира погибли. Два года назад уснувший таксист наехал на остановку на шоссе Энтузиастов — пострадали 13 человек. Это далеко не полный список ДТП с участием уставших водителей, у которых просто закрываются глаза. В столичном Дептрансе придумали выход: установить для таксистов 8-часовой рабочий день. «МК» обратился к экспертам, и оказалось, что выполнить предложение транспортников невозможно.
С идеей выступил заместитель руководителя департамента транспорта столицы Дмитрий Пронин. «Эта проблема действительно стоит достаточно остро. Диспетчерская служба, на наш взгляд, должна ограничить передачу заказов водителю, который работает за рулем более 8 часов», — сказал он. Для этого в ведомстве предлагают скоординировать действия всех диспетчерских, чтобы водитель не мог переключаться между службами.
Казалось бы, благое же намерение: число аварий с участием такси за первые шесть месяцев 2018 года на 37% больше, чем за весь 2017 год. Но давайте приглядимся к проблеме. Для начала надо четко уяснить: регулировать можно только деятельность тех таксистов, которые работают через агрегаторы или диспетчерские. На «бомбил с бордюра» повлиять не получится.
Агрегаторы, по крайней мере один крупнейший в Москве, уже ввели подобное ограничение. В пресс-службе компании «МК» рассказали, что давно «отключают от заказов водителей, если они слишком долго работают на линии». «Насколько нам известно, подобных механизмов контроля усталости у других сервисов нет», — добавили сотрудники пресс-службы.
В компании объясняют — чтобы контролировать реальное время работы таксистов, всем диспетчерским и агрегаторам надо начать обмен данными: «Наша компания выступила с этой инициативой в июне, обратившись с предложением об обмене данными к другим представителям отрасли. Другого варианта усилить контроль усталости и исключить переработки водителей мы не видим». Как стало известно «МК», предложение агрегатора восторга коллег не встретило. А это значит, что таксисты, пользующиеся приложением именно этой фирмы, после 8 часов работы делают ей ручкой «адье», открывают программу другого агрегатора и продолжают таксовать.
Спать в машине и проводить за рулем по 20 часов «бомбилам» приходится не от любви к дороге.
— В час водитель зарабатывает 350 рублей, — рассказывает руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Олег Амосов. — Аренда машины в сутки стоит около 2 тысяч рублей. В итоге водителю, только чтобы заработать на бензин, оплатить аренду, помыть машину, надо отработать 10 часов.
Правозащитник Елена Гращенкова добавляет: 30% от заказа водителям приходится отдавать агрегаторам. В итоге в месяц такой таксист будет иметь максимум 20 тысяч рублей. Получается, что водитель должен всем вокруг, едва он выехал на дорогу.
Поэтому таксисты после 8 часов в пути и не подумают уходить на боковую. Как рассказали «МК» эксперты, в Москве работает около 20 крупных агрегаторов. Допустим, что Дептранс каким-то способом принудит всех крупных игроков рынка следить за своими водителями. Но ведь всех не переловишь.
— Диспетчерский пункт можно открыть чуть ли не на кухне, принимая и выдавая водителям заказы со своего компьютера, — рассказал председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров. — А что делать с теми, кто берет себе заказы на завтра, на послезавтра? Как их регулировать?
В итоге водители от более или менее приличных агрегаторов уйдут к вовсе недобросовестным конторам, которые работают с нелегальными таксистами из того же Таджикистана (они не имеют права работать в России по своим правам). Вот такие фирмы начнут цвести и пахнуть.
Избежать этого можно, но только решив проблему тарифов. Как уже было сказано, на рынке 20 крупных агрегаторов, не считая десятка других фирм. Конкуренцию никто не отменял — идет жесткий демпинг цен. Пассажирам это только в плюс, как кажется. А вот водители вынуждены все больше времени проводить за рулем.
— Нужно рассчитать некий единый тариф, как МРОТ, который учитывал бы и аренду машины, и стоимость бензина, и выплаты процентов агрегаторам, — разъясняет Елена Гращенкова. — Тогда компании не смогут бесконтрольно опускать цены, а водители смогут работать не по 20 часов, зарабатывая при этом не только на аренду и бензин. Иначе они так и будут переключаться между приложениями. С другой стороны, как водителей вообще могут принудить работать по 8 часов? Только по Трудовому кодексу. Но тогда всех придется трудоустраивать в таксопарки, а это значит, оплачивать отпуск, больничные и т.д. На это работодатели не пойдут.
Понятно, что цены в этом случае, скорее всего, вырастут, но мы и так имеем третье по дешевизне такси в мире. Тут уж встает закономерный вопрос: вам шашечки или ехать? Вроде бы благая забота о пассажирах, но без детальной, тщательной проработки вопроса инициатива может привести к обратному эффекту: поездка станет более опасной.
«Оборотная сторона медали дешевых поездок». Как таксисты отреагировали на предполагаемые ограничения?
Лента новостей
Все новости »
Власти Москвы хотят ограничить время работы таксистов. Помочь в этом должна новая система, которая не допустит к заказам водителей, отработавших более восьми часов
Ограничить рабочее время водителя до восьми часов в день. Такое решение нашли в столичном департаменте транспорта в борьбе с высокой аварийностью с участием такси. В прошлом году таких ДТП было около 800. Это на четверть больше 2017 года. Причина, по мнению главы ведомства Максима Ликсутова, в переработках водителей, рабочий день которых порой может быть круглосуточным.
Однако таксисты, опрошенные Business FM, считают, что дептранспорта борется не с причиной, а со следствием. Водители просто вынуждены работать по 12-16 часов, чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги, говорит таксист Алексей.
Алексей таксист «Невозможно за восемь часов отработать ту сумму, которую выставляют таксопарки за аренду автомобиля и проценты. Средний рабочий день — это примерно 10-12 часов вместе с обедом. В принципе в 10 часов можно уложиться, но опять-таки, смотря кто работает, как работает. У нас в основном же много работают киргизов, машины берут в аренду. И начинается вот эта ерунда — они работают сутками, по 24 часа».
Водителей вынуждают перерабатывать сами агрегаторы. По словам таксистов, средняя комиссия по рынку с каждого заказа составляет 30%. Есть тонкости и в самой системе подачи заказов, отмечает таксист Ашот.
Ашот таксист «Как же работать тогда? Один заказ — это минут 40 уходит. За восемь часов сколько надо заказов сделать, чтобы можно было прожить? Работаю часов по 10, иногда 12 часов. Все зависит от заказа и выполнения заказа, потому что не всегда все гладко и хорошо. Аварий с такси много. Сказывается переработка. Есть то, что несознательно таксист не отдыхает. Не то что они засыпают на ходу, просто бдительность теряется. Приходится перерабатывать, если тот же «Яндекс» заставляет. Это когда очень дешевые заказы и дальние подачи. Вы представляете — дальняя подача? Едешь 8 километров по дачам. Она же бесплатная, правильно, но я же время теряю на это».
Кроме выплат комиссии водители тратятся на аренду авто, оплату бензина, замену мелких расходников. За восемь часов работы в день выходят только в ноль. Конкуренция зарплаты тоже не добавляет, говорит таксист Виктор.
Виктор таксист «Если воплотят в жизнь, то голодать будем, что я могу вам сказать. Тариф урезали, заказов меньше, так как количество такси стало больше, и в принципе за восьмичасовой рабочий день едва только на харчи зарабатываешь. Я работаю по старинке: как петухи пропели, я выхожу. Темнеть начинает, я спать ложусь. За исключением обедов, простоев в работе».
В итоге на экономклассе, после вычета всех трат, с графиком работы шесть дней в неделю, по 10-12 часов в день можно заработать 60 тысяч рублей в месяц. Это очень условная цифра — слишком индивидуален график у каждого водителя. Кто-то хочет заработать больше. Такие таксисты всегда найдут способ обойти любые ограничения, говорит руководитель Центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.
Станислав Швагерус руководитель Центра компетенции Международного евразийского форума такси «Если водитель отработал по заказам одного агрегатора и этот агрегатор его отключает, то он просто-напросто подключается к выполнению заказов другого агрегатора, потому что у нас водители две-три системы, как правило, используют. Причины носят экономический характер и зависят от дохода водителя. Причина переработки именно в низком уровне доходов. Причина аварий в том, что низкие доходы водителей, низкие доходы владельцев разрешений легкового такси, которые не позволяют выполнять в полной мере технологические процессы обеспечения безопасности дорожного движения. И это оборотная сторона медали дешевых поездок».
Спасти ситуацию с переработками таксистов могла бы гарантированная зарплата от агрегаторов. Однако все эти предложения пока на стадии обсуждения. В департаменте транспорта Москвы предложили агрегаторам ориентироваться на среднемесячную зарплату водителя автобуса 65 тысяч рублей.
Business FM отправила запросы интернет-агрегаторам. В «Яндекс.Такси» ответили, что ведут диалог и совместно обсуждают различные варианты, как повысить безопасность поездок.
Таксуй, пока молодой: подсчитан средний заработок московских водителей
Таксист в Москве может заработать 20–25 тыс. рублей в месяц при стандартном восьмичасовом рабочем дне, подсчитали для «Известий» в лизинговой компании «Европлан». Для того чтобы повысить свой доход до максимального, в 74 тыс. рублей, он должен трудиться 25 дней по 12 часов. При таком рабочем графике таксисты рискуют не только своим здоровьем, но и здоровьем пассажиров, поскольку растет риск ДТП. Выходом из ситуации может стать введение гарантированного минимального заработка для водителей и ограничение размера комиссий агрегаторов, полагают эксперты. В сервисах такси считают, что нужно избавляться от многочисленных посредников.
Меньше — не лучше
Заработок московского таксиста в среднем составляет от 65,4 до 74,1 тыс. рублей. Для этого нужно работать 25 дней в месяц по 12 часов (всего 300 часов), подсчитали для «Известий» в лизинговой компании «Европлан».
Там также описали примерную структуру общей выручки при 300-часовом графике. Из нее по 3% приходится на лизинговые платежи и страхование (каско и ОСАГО), 4% — доход таксопарка, 8% — возмещение стоимости машины, взятой в лизинг. Налоги и эксплуатационные расходы съедают еще 23%. Чистый доход таксиста, на руки, — порядка 34% от выручки, а 25% получает агрегатор.
В «Европлане» рассчитали и два варианта заработка для стандартного восьмичасового графика работы — если человек трудится 26 дней в месяц и 22 дня. Схема 26 х 8, или 208 часов в месяц, позволяет таксисту в Москве заработать от 31,7 тыс. до 37,7 тыс. рублей. При этом при стандартной пятидневке — то есть 22 рабочих дня (176 часов) — ежемесячный доход водителя составит всего 20–25 тыс. рублей.
Из расчетов следует: чем больше часов в месяц водитель проводит за рулем, тем выше доля его чистого дохода в общей выручке. Она растет пропорционально отработанному времени — от 19% при 176 часах в месяц, до 34% — при 300.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов сказал «Известиям», что представленные суммы доходов московских таксистов близки к реальности. При этом, чтобы заработать среднюю (по официальным данным на ноябрь 2019 года) московскую зарплату в 88,6 тыс. рублей, придется крутить баранку по 13–14 часов вообще без выходных.
— Неудивительно, что при таком графике у водителей, даже у молодых парней в хорошей физической форме, снижаются внимание и скорость реакции. Это приводит к трагическим последствиям, — добавил Петр Шкуматов.
Агрегаторы такси не смогли оценить объективность представленных «Европланом» цифр. Но, по мнению представителя сервиса «Везет», исследование отражает узкую аудиторию водителей — с договором лизинга.
— В нашем сервисе разные форматы подключения: начиная от фиксированной стоимости за заказ и заканчивая безлимитом на определенный период. В тех городах, где самый популярный вид подключения — на основе комиссии от заказа, — процент агрегатора, как правило, находится в вилке 13–18%, — сказала «Известиям» пресс-секретарь «Везет» Зоя Австрийская.
Она добавила: чтобы стимулировать подключение перевозчиков к онлайн-платформе агрегатора, разрабатываются маркетинговые акции для увеличения дохода водителя.
В пресс-службе агрегатора «Максим» сказали, что стандартная комиссия сервиса составляет 10–12%. Стоимость поездки — это всегда баланс между ценой, которую пассажир готов заплатить, и той суммой, за которую водитель согласен ехать, добавили в компании.
В «Яндекс.Такси», Uber, Gett и «Ситимобил» на запросы «Известий» на момент публикации не ответили. Также оперативно не предоставили комментарий в ФАС.
Нормальная продолжительность рабочего времени по Трудовому кодексу не может превышать 40 часов в неделю. При этом ТК допускает переработки, но не более 4 часов в течение двух дней подряд и не более 120 часов в год. Каждый час переработки должен оплачиваться в двойном размере.
В Минтрансе «Известиям» сообщили, что положения Кодекса об административных нарушениях (КоАП) предусматривают штраф 1,5-2 тыс. рублей за нарушение водителем норм труда и отдыха.
— Объективный контроль за соблюдением норм времени управления может быть обеспечен в случае применения технических средств, позволяющих вести персонифицированный учет времени управления автомобилем (тахографов. — «Известиям», — отметили в ведомстве.
Таксомоторная арифметика
До конца этого года в столице заработает электронная система, которая не позволит водителям такси перерабатывать, говорил ранее в интервью «Известиям» заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. «Некоторые таксисты сначала отрабатывают 8–10 часов у одного агрегатора, потом переключаются на другого. Эта система сделает такое невозможным», — отмечал он.
По данным департамента транспорта, в столице сейчас эксплуатируется более 139 тыс. легковых такси с разрешениями Москвы (52 864) и Московской области (86 933). За последние 10 лет москвичи стали пользоваться этим видом транспорта почти в 20 раз чаще. Если в 2010 году было перевезено 16,4 млн пассажиров, то по итогам 2019-го — 324,8 млн, сообщили «Известиям» в пресс-службе дептранса.
По мере того как услуги такси набирают популярность, растет и количество аварий с участием этого вида транспорта. В 2019-м в столице произошло 1693 ДТП с такси — это на 80% больше, чем годом ранее, следует из данных Центра организации дорожного движения Москвы.
При нынешней системе ценообразования и распределения доходов трудиться в рамках ТК невозможно, уверен подрабатывающий в такси Петр Шкуматов. Средняя выручка в Москве, по его словам, составляет примерно 450 рублей в час. Поэтому стандартный восьмичасовой рабочий день с учетом времени ожидания заказов позволяет лишь «отбить» затраты на аренду машины (в среднем 1,5 тыс. рублей), бензин, самую дешевую мойку и еду, на руки остается 600–900 рублей. Причем работа на собственном автомобиле, по его словам, не выход из ситуации — через 3–4 года езды его придется «сдать на металлолом».
При среднегодовом пробеге в 100-120 тыс. км и определенном количестве страховых случаев, среднестатистический автомобиль в парке точно нужно менять в течение двух лет, сказал «Известиям» гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. То есть даже если не начислять обязательные проценты на инвестицию в машину, получается, что нужно окупить 30-50 тыс. рублей в месяц только стоимости авто, добавил он.
Искусственный отбор
Для исправления ситуации агрегаторы должны гарантировать минимальный заработок водителю, считает член Общественной палаты РФ Елена Сутормина. Также, по ее мнению, необходимо «обелять» рынок такси — наводить порядок с отбором шоферов и контролем режима труда и отдыха.
— Современное такси — палка о двух концах. С одной стороны, это очень дешевая услуга, с другой — за рулем может оказаться плохо знающий ПДД водитель, работающий сутки напролет, — сказала она «Известиям».
В сервисе «Максим» уверены, что проблема низкого заработка и переработок таксистов кроется в другом. Действующее регулирование отрасли привело к появлению многомиллионного рынка посредников, которые лишь создают видимость законности оказания услуги и снижают доход водителей, заявил «Известиям» пресс-секретарь сервиса Павел Стенников.
Он пояснил, что свой процент от выручки имеют автопарки, сдающие автомобили в аренду, и так называемые подключашки (подсоединяющие водителей к агрегаторам компании) и лицензиары (обеспечивают за плату разрешения на деятельность такси). В сервисе «Максим» считают, что необходимо избавляться от посредников и активнее привлекать к работе в такси людей, имеющих налоговый статус самозанятых.
Сегодня в этой сфере доминируют агрегаторы, а их финансовая модель построена на постоянном росте количества заказов, поэтому существенное ужесточение условий работы может привести к краху самой модели, сказал «Известиям» руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. По его мнению, лучшим решением было бы ограничить размер комиссии агрегаторов и распределить эти деньги в пользу водителей, поскольку затраты на обработку заказа на 150 рублей и 1,5 тыс. — одинаковые.
Рынок служб заказа легкового такси — конкурентный, отметили в Минтрансе. В связи с этим в ведомстве не видят оснований для ограничения комиссии агрегаторов.
Изменения ПДД
Изменения для такси с 1 августа 2021
С 1 августа 2021 года планируется введение существенных изменений в работе таксистов.
Как сообщили сегодня в Департаменте транспорта Москвы, с 1 августа 2021 года в Москве и Московской области планируется запуск комплексной информационной системы «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»). С этой даты все таксисты смогут официально работать только после регистрации в данной системе и получения соответствующего ID.
Система КИС «АРТ» уже несколько месяцев работает в тестовом режиме, а с 1 августа 2021 года она заработает уже на 100% в штатном режиме.
Что же изменит данная система для водителей такси с 1 августа 2021 года?
Изменения для такси с 1 августа 2021: видео
Электронный ID таксиста
С 1 августа 2021 каждый таксист для возможности работать официально должен будет пройти регистрацию в КИС «АРС» и получить уникальный ID. Этот номер будет уникальным, независимо от количества агрегаторов и служб такси, в которых зарегистрирован водитель. Соответственно, мониторинг будет вестись сразу по всем агрегаторам.
Контроль рабочего времени
Если пассажиры скорее всего положительно оценят данное нововведение (ведь это их безопасность), то вот сами таксисты скорее всего не обрадуются: сейчас они работают до 12-16 часов, чтобы заработать максимально возможную прибыль. Сокращение рабочего времени скорее всего приведёт к повышению тарифов на перевозку.
Электронные путевые листы
Если же произойдёт ДТП или какой-то другой инцидент, то по базе данных можно будет легко отследить, когда и кем выдавался путевой лист и т.д.
Ограничения для судимых таксистов
Контроль за штрафами
Что ждёт таксистов после 1 августа 2021 года?
Таксисты уже готовят обращение на имя Премьер-министра Мишустина с жалобой на новую систему. Они обещают коллапс в работе такси и многократный рост тарифов за проезд. Кроме того, многие водители уже сейчас столкнулись с проблемами при регистрации в системе. По их словам, система ещё «сырая» и гарантированно возникнут проблемы с её функционированием. Профсоюзы таксистов требуют отсрочить введение системы до её полной отладки.
По оценкам экспертов, введение данной системы может повлечь рост числа нелегальных таксистов. На сегодняшний день из 140 тысяч московских таксистов в системе зарегистрировались лишь 15 тысяч.
Не исключено, что вслед за Москвой подобная система может распространиться и на остальные регионы.
Москвич
Таксистам не позволят работать больше восьми часов подряд
Вот уже год как городские власти пытаются что-то сделать с рынком такси. Предложений было множество — после инцидента у Кремля, в результате которого пострадали болельщики из Перу, хотели запретить работать в нем иностранцам. После случаев с нападениями на женщин — усилить контроль за паспортными данными водителей и за выдачей лицензий и патентов; на днях прошли даже масштабные полицейские рейды. После жалоб на заснувших водителей вспомнили про режим охраны труда — и этот вопрос оказался самым трудным. Агрегаторы стали по собственной инициативе ограничивать рабочий день своих водителей восьмью часами — но те научились переключаться между агрегаторами и продолжали работать по 14–16 часов, чтобы заработать побольше. Тем временем аварийность с участием автомобилей такси (а нередко и по их вине) за прошлый год выросла на 25%.
«Москвич Mag» вызвал такси и пообщался в дороге с водителем Алексеем, работающим с агрегатором «Яндекс.Такси». «Отдыхать надо совершенно точно — больше 12 часов работать просто нельзя, опасно для жизни, — рассказал водитель. — Но практически любой таксист выплачивает в день за аренду и бензин около 3 тыс. рублей. Заработать за день, за 12–14 часов, после всех выплат можно тысячи три. Почему нельзя поднять тарифы, чтобы мы и отдыхать могли, как люди, и зарабатывать по-человечески? Тарифы в Москве просто демпинговые, таких нет нигде в Европе. В результате нам приходится ишачить, чтобы хоть как-то кормить свои семьи. Поднимите хоть немного!»
По мнению профессионала такси, ограничение восьмью часами приведет к росту нелегальных подключений — такие подпольные услуги уже предлагаются водителям, которые не имеют легальной возможности или лицензии. Кроме того, Алексей считает необходимым ввести экзамен на знание города и уже на его основе выдавать лицензии — не на машины, как это делается сейчас, а на водителя. По его мнению, это сильно сократит и одновременно улучшит предложение в этой отрасли.