72 дня каннибализма катастрофа в андах

72 дня в вечности. 49 лет назад пассажиры упавшего лайнера месяцами выживали в горах. Как им это удалось?

Почти 50 лет назад над Андами произошла авиакатастрофа: пассажирский лайнер врезался в безымянную вершину и рухнул. Весь мир считал произошедшее ужасной трагедией, унесшей жизни всех пассажиров. Однако позднее выяснилось, что большинство из них уцелели. Ради выживания они пошли против собственных моральных принципов, выдержали испытание голодом и холодом, боролись со стихией — и из схватки со смертью победителями вышли не все. «Лента.ру» изучила мемуары выживших и разобралась, что же произошло с десятками пассажиров и экипажем рейса 571.

Последний полет

Самолет Fairchild FH-227D был зафрахтован любительской командой по регби Old Christians. Спортсмены направлялись в Сантьяго — там должен был пройти матч против английского клуба Old Boys. На борту оказались 19 членов команды, члены их семей, друзья и болельщики — всего 40 человек, чей полет обеспечивали пять членов экипажа. Путь лежал через Анды.

Самолет вылетел из Монтевидео 12 октября 1972 года. Но все сразу пошло не по плану: из-за штормового фронта над горным хребтом экипаж совершил вынужденную посадку в аргентинской Мендосе. Поскольку циклон не ослабевал, там и переночевали.

Вылет разрешили лишь на следующий день в 14:18. Летели фактически в обход, так как погодные условия по-прежнему оставляли желать лучшего. По радиосвязи пилот сообщил диспетчерам аэропорта в Маларгуэ, что к 15:21 он долетит до перевала Планчон: там можно взять курс на город Курико и начать снижение в направлении Сантьяго.

Из-за ошибки в расчетах экипаж подал запрос на снижение раньше, чем следовало. Позднее выяснилось, что пилот не учел сильный встречный ветер, который существенно замедлял самолет. В результате лайнер попал в циклон, и пилоту пришлось вести самолет вслепую. Столкновение со скалой было неизбежно.

Примерно через 90 минут полета мы попали в воздушную яму, потом в другую, еще глубже, и я услышал, как пилот крикнул: «Дайте мне сил». Я чувствовал, что самолет находится на крутом склоне, и мы направляемся прямо к горе. Затем раздался громкий треск, крыло ударилось о скалу. Я зажал голову между ног и закрыл глаза, убежденный, что умру в 24 года

Самолет врезался в гору, сразу лишившись обоих крыльев и хвостовой части. Оставшаяся часть фюзеляжа рухнула на ледник с высоты 725 метров. В результате крушения погибли более десятка пассажиров: несколько человек выпали из салона в момент первого столкновения, еще пятеро — сразу после падения. До следующего утра дожили 27 человек, но для нескольких пассажиров и одного члена экипажа полученные травмы стали фатальными. 24 человека чудом остались практически невредимыми.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Кадр: документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах»

Вопрос выживания

Согласно записям Нандо Паррадо, который был одним из выживших, в первые часы после катастрофы «не было ничего — ни страха, ни печали, ни ощущения течения времени, ни даже проблеска мысли или воспоминания, только черная и совершенная тишина».

Сознание просачивалось в мой мозг, как медленное кровотечение, и я с большим трудом проснулся в сумеречном мире на полпути между сном и осознанием. Я слышал голоса и ощущал движение вокруг себя, но мои мысли были неясными, а зрение затуманенным. Я видел только темные силуэты и пятна света и тени. Когда я в замешательстве уставился на эти расплывчатые фигуры, то увидел, что некоторые тени двигаются, и наконец понял, что одна из них нависла надо мной.

— Nando, podés oírme? Ты меня слышишь? Ты в порядке?

Тень приблизилась ко мне, и, пока я тупо смотрел на нее, превратилась в человеческое лицо. Я увидел спутанные темные волосы и пару глубоких карих глаз. В глазах была доброта — это был кто-то, кто знал меня, — но за добротой было что-то еще. Дикость, жесткость, сдерживаемое чувство отчаяния

Попытавшись выбраться и тут же провалившись в глубокий снег, выжившие избрали выжидательную тактику. Они укрылись в обломках фюзеляжа, соорудили стену из чемоданов и понадеялись на профессионализм спасателей. К тому же новости обнадеживали: найденный в обломках радиоприемник транслировал сводки о поиске пропавшего самолета. В операции участвовали представители трех стран — Уругвая, Аргентины и Чили.

Пассажиры были абсолютно уверены, что их быстро найдут, но этого не произошло. Проблема заключалась в том, что никто не знал точного маршрута лайнера, ведь даже сам пилот при снижении дал диспетчеру неверную информацию. А разглядеть место катастрофы с воздуха было почти невозможно: белый самолет сливался с ледником.

Врач регбийной команды погиб во время крушения, поэтому его обязанности легли на непрофессионалов — двух регбистов, которые учились на первом курсе медицинского колледжа. Они организовали импровизированный травмпункт и накладывали товарищам самодельные фиксаторы и шины, сделанные из обломков самолета.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Кадр: документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах»

Вопрос с водой решили легко: приспособили несколько металлических листов, чтобы топить на солнце снег, которого на леднике было в избытке. Настоящей проблемой была пища. Имевшихся в самолете продуктов даже при жесткой экономии хватило бы только на несколько дней. А выжившим требовалась энергия, чтобы восстановиться и не замерзнуть в условиях экстремального холода.

На самом деле цепляться за надежду на спасение было своего рода безумием. Я знал, что выбраться невозможно, но этот внутренний голос не оставлял мне другого выбора. Здесь был только один вариант — бросить вызов горам. С мрачной решимостью, которая теперь укоренилась еще яростнее прежнего, я всем сердцем принял простую истину, что никогда не перестану бороться за то, чтобы покинуть это место. Я был уверен, что усилие убьет меня, но отчаянно стремился начать восхождение

Мое внимание привлек испуганный голос. Это был Коко Николич, стоявший рядом со мной.

— Нандо, пожалуйста, скажи мне, что это неправда! — пробормотал он.

— Правда, — прошипел я. — Carajo. Нам конец.

— Они нас убивают! — завопил Николич. — Они оставляют нас здесь умирать!

Выжившие снарядили первую экспедицию: трое мужчин добрались до оторвавшегося хвоста самолета и отыскали багаж, где было немного еды и одежды. Они планировали идти в сторону Чили, но мороз вынудил их вернуться. Идея принести к фюзеляжу аккумуляторы также провалилась — те оказались слишком тяжелыми. Однако после этой вылазки стало ясно, что именно потребуется для похода.

Страшные решения

Чтобы выжить, уцелевшим пришлось есть тела погибших товарищей. Почти все, кто летел в самолете, были верующими католиками и находили эту идею отвратительной. Но иначе пережить голод было невозможно. Как в итоге признал кто-то из пассажиров, ради спасения остальных он и сам в случае смерти охотно отдал бы свое тело на съедение. «Есть человеческую плоть нелегко, — рассказывал Хосе Луис Инсиарте. — Нужно, чтобы разум заставил тело это сделать. Я не мог открыть рот, а потом с трудом заставлял себя глотать».

Решение съесть погибших станет последним решительным шагом в нашей трансформации. Последнее прощание с невинностью. Мы раздвигали границы нашего страха. Я знал, что белок поможет нам выжить. И я также знал, что если мы еще немного отложим наше решение, то слишком ослабеем и не сможем оправиться от голода. Мы не могли ждать вечно, иначе изменения в организме станут необратимыми

Выжившие понимали, что помощи ждать неоткуда, придется спасаться самостоятельно. Но спустя 16 дней после катастрофы стихия вновь разрушила их планы.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Выжившие в фюзеляже самолета

Пока выжившие спали, с гор сошла лавина и погребла их в фюзеляже самолета. В снежной тюрьме оказались заперты живые вперемешку с трупами. Чтобы выбраться, пришлось прорыть тоннель до кабины пилота и выбить ногой стекло в кабине.

Следующие часы были одними из самых мрачных. Хавьер горько оплакивал Лилиану, почти все остальные оплакивали потерю по крайней мере одного особенно близкого друга. У Роберто погиб ближайший друг Даниель Маспонс. Карлитос потерял Коко Николича и Диего Сторма. Мы все оплакивали Марсело и Энрике Платеро. Из-за гибели друзей мы чувствовали себя еще беспомощнее и уязвимее, чем прежде. Гора еще раз продемонстрировала нам свою силу, и мы ничего не могли сделать в ответ

Этот случай сильно подорвал здоровье и моральный дух тех, кто остался в живых. Однако, по признанию Инсиарте, они очень заботились друг о друге. У него воспалилась нога, он мучился от сильной боли и за считаные недели похудел на 45 килограммов, — но друзья всегда были рядом и следили за тем, чтобы он пил достаточно воды и не забывал есть.

Лавина «утеплила» фюзеляж и защитила их временное жилище от холодных ветров, а тела погибших из-за нее товарищей помогли продержаться еще более месяца. Уцелевшие стали готовить новую экспедицию. Весь ноябрь трое избранных получали больше еды, чтобы набраться сил перед походом. Благодаря первой неудачной вылазке они знали, что им не обойтись без спальных мешков. Их удалось сшить из остатков одежды.

Путь к спасению

12 декабря Нандо Паррадо, Антонио Визинтин и Роберто Канесса отправились в сторону Чили, чтобы оповестить мир о спасшихся пассажирах Fairchild FH-227D и попросить помощи. Через два дня Визинтину пришлось вернуться, но Паррадо и Канесса, несмотря на болезни и трудности, все же добрались до населенных мест. На девятый день пути они встретили местного жителя Серхио Каталана, который и сообщил властям о группе спасшихся после катастрофы.

Хосе Луис Инсиарте остался в лагере и не знал, что помощь уже близка. Позднее он рассказывал, что решил умереть, если их не вытащат до католического Рождества. Спасатели прилетели 22 декабря.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Чилийские медики осматривают Нандо Паррадо после спасения. Слева в очках — Роберто Канесса, еще один уцелевший пассажир разбившегося самолета

Уцелевших два дня эвакуировали на вертолетах — быстрее не вышло из-за плохих погодных условий. Всем спасенным, страдавшим от горной болезни, недоедания, обезвоживания и обморожений, оказали медицинскую помощь.

Уцелевшие в подробностях рассказали о произошедшем на пресс-конференции, а позднее написали об этом несколько книг. Кроме того, об их жизни и спасении было снято несколько фильмов. Все они занимаются общественной деятельностью, поддерживая сограждан в сложных ситуациях. Так, в 2010 году они поддержали чилийских шахтеров, запертых под землей в результате несчастного случая. А годом ранее стало известно, что все 16 уцелевших после того полета решили поддержать программу донорства органов. По их словам, когда-то они сами заключили «договор с жизнью», и гражданам Уругвая стоит также участвовать в госпрограмме донорства.

Много лет мне хватало и того, что мои друзья и семья понимали, через что я прошел. Делиться своей личной историей с кем-то за пределами нашего круга было незачем. Даже давая интервью журналам и газетам или участвуя в документальных фильмах к годовщинам катастрофы, я избегал полностью открываться перед посторонними. Я верил, все, что нужно было знать публике, было мастерски освещено в книге «Живые». Правда, она касалась только фактической стороны нашего испытания. У читателей не было ни малейшего представления о моей внутренней борьбе или о бурлящих эмоциях, которые заставили меня выжить. Но я не хотел слишком углубляться в такие вещи. Пусть читатели получают драму, ужас и приключения. А самые интимные и самые болезненные воспоминания я бы оставил себе

Источник

Чудо в Андах: как съесть товарищей и остаться настоящими людьми

72 дня каннибализма катастрофа в андах 72 дня каннибализма катастрофа в андах 72 дня каннибализма катастрофа в андах

Они пробыли в снежном плену 72 дня, питаясь останками своих товарищей, но стали настоящими христианами и сегодня активно пропагандируют донорство органов умирающими.

История выживания пассажиров разбившегося в Андах самолета Fairchild FH-227D настолько невероятна, что даже католическая церковь признала это настоящим чудом, освободив оставшихся в живых людей от греха каннибализма.

Пропавшие среди горных вершин

13 октября 1972 года самолет Fairchild FH-227D, в котором на регбийный матч летела юниорская команда «Старые христиане» (Old Cristians Club) из Монтевидео (Уругвай), пропал с радаров диспетчерских пунктов.

В чилийский город Сантьяго самолет, на борту которого кроме молодых регбистов находились их родители и спонсоры (всего 45 человек), так и не прибыл, а все попытки связаться с экипажем по рации не увенчались успехом.

Спасательные самолеты Уругвая, Аргентины и Чили немедленно вылетели на поиск, но в течение нескольких дней так и не смогли обнаружить даже малейших признаков пропавшего самолета и его пассажиров.

72 дня каннибализма катастрофа в андахОбломки самолета до сих пор на месте его крушения. Источник: Wunabbis/wikimedia.org

Сложность поисковой операции заключалась в том, что район предполагаемого крушения находился в высокогорьях Анд, а белый фюзеляж потерпевшего крушение воздушного судна сливался с обильным снегом, накопившимся за долгую южноамериканскую зиму.

Через 8 дней поиски признали бесперспективными. Спасатели посчитали, что продержаться такое время при 30-40 градусных морозах невозможно, а всех находившихся на борту людей объявили пропавшими без вести.

В снежном плену

Полет над Андами ранней весной, а в Южном полушарии весна соответствует нашей осени, всегда сопровождается с огромным риском. Не поднимающимся на огромную высоту небольшим самолетам приходится лететь в условиях плохой видимости, уклоняясь от снежных циклонов.

В тот день экипаж слишком поздно заметил одну из вершин, отвернуть от которой было уже невозможно. Пилот попробовал набрать высоту, но все же ударился о самую кромку горного пика. Самолет разломился на две части.

Хвост и крылья мгновенно отлетели, а фюзеляж покатился с горы, застряв в небольшом ущелье на высоте 3600 метров над уровнем моря.

72 дня каннибализма катастрофа в андахЛайнер врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Источник: Gerard Prins/wikimedia.org

Ужас ситуации заключался в том, что весь багаж с теплыми вещами, аптечками и запасами еды остался в пропавшем хвостовом отсеке. По ночам люди сбивались в большую кучу, используя вместо одеял обшивку кресел, а чтобы обогреть замерзшие конечности просто мочились на них.

Выжившим достались лишь несколько плиток диетического шоколада, луковые крекеры и пять бутылок сухого вина. Благо, что яркое высокогорное солнце позволяло превращать в воду снег, разложив его тонким слоем на металлические листы.

Каннибализм поневоле

Люди сумели починить разбитую бортовую рацию, которая отлично принимала сигналы, но ничего не могла передавать сама. Оставшиеся в живых пассажиры, которые поровну разделили между собой скудные съестные запасы, слышали новости о поисковой операции и на 11-й день узнали об ее полном прекращении.

К тому времени запасы еды окончательно растаяли и шансов на выживание уже не оставалось. Кому первому пришла мысль питаться телами погибших товарищей по несчастью, — неизвестно.

Подавляющее большинство выживших были искренне верующими католиками. Сначала они категорически отказались от этого предложения, но затем пришли к выводу, что такой каннибализм поневоле чем-то напоминает Причастие Христово.

Среди потерпевших крушение были два студента-первокурсника из медицинского колледжа Монтевидео. Они оказывали помощь пострадавшим, накладывая на переломы шины из подручных материалов и помогли рассчитать рацион экономного питания из человеческого мяса.

Каждый выживший получал не только мякоть, но и куски содержащих углеводы печени и мозгов, а также растертую в порошок костную ткань. Она должна была восполнить потребности человеческого организма в микроэлементах.

Снежная лавина, пополнившая запасы съестного

Самые сильные несколько раз отправлялись на поиски хвостового отсека и, в конце концов, им удалось его обнаружить. В багаже находились теплые вещи, а также сигареты, шоколад, лекарства и многое другое.

Использовать единственный шанс на спасение

В ноябре скончались еще два человека, а 11 декабря из-за заражения крови умер Нума Туркатти, став последней жертвой катастрофы.

Уже на следующий день Нандо Паррадо, Роберто Канесс и Антонио Висинтин выступили в самый сложный в своей жизни поход. При себе они имели несколько носков, плотно набитых отборной человечиной, а также специально сшитый из подручных материалов спальный мешок.

Через несколько дней обессилевший Антонио вернулся обратно, но двое остальных все же сумели через 9 дней пути встретить одинокого чилийского пастуха Серджио Каталана.

72 дня каннибализма катастрофа в андахНандо Паррадо и Роберто Канесс (сидят) и пастух Серджио Каталана. Источник: Héctor Maffuche/wikimedia.orgинт

Уже на следующий день к месту трагедии прибыли первые спасательные вертолеты. В течение двух дней удалось спасти и вывезти в госпитали всех выживших в этой чудовищной катастрофе.

Через несколько дней на место крушения прибыла еще одна экспедиция, которая провела общее захоронение несъеденных останков. Их собрали в одном месте и привалили крупными валунами, установив сверху железный крест.

Пример для подражания

Новость о чуде в Андах мгновенно облетела мир. Все хотели хоть чем-то помочь пострадавшим, которых приходилось лечить от тяжелейшей горной болезни, цинги, обезвоживания, обморожений, дистрофии и, самое главное, от психологических травм.

Католическая церковь впервые в своей истории заявила, что в поедании тел умерших нет ничего плохого. Но самую главную поддержку им оказали родители погибших и съеденных товарищей, принявшие выживших молодых людей как своих детей.

Проведенные в снежном плену 72 дня полностью изменили психологию юных регбистов, которым на момент трагедии было от 18 до 22 лет. Большинство из них стали врачами и психологами, решив по возможности помогать другим людям.

Об этой истории написано несколько книг, а в 1993 году в США даже сняли художественный фильм «Живые», который невозможно смотреть без слез и эмоций.

72 дня каннибализма катастрофа в андахБратская могила на месте крушения самолета. Источник: Adrito com/wikimedia.org

В 2009 году выжившие поддержали программу уругвайского Национального института донорства и трансплантации, предлагающую каждому желающему подписать «Договор с жизнью» и завещать после смерти собственные органы медицинским учреждениям…

Источник

Выживший в авиакатастрофе раскрыл ужасные подробности, чем он питался 72 дня до прибытия спасателей

13 октября 1972 года чартерный рейс Монтевидео — Мендоса — Сантьяго рухнул в Андах. По стечению обстоятельств 16 из 45 человек остались живы, но «счастливчикам» пришлось столкнуться с вызовами покруче авиакатастрофы.

Хосе Луис Инсьярте. Кадр из видео © This Morning

Уругваец Хосе Луис Инсьярте был одним из тех, кто выжил после крушения. Спустя 49 лет со времени катастрофы он поделился подробностями «чуда в Андах» и тем, каким адом это обернулось для него и других пассажиров, которых спасли только через 72 дня жизни в горах.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Хосе Луис Инсьярте. Кадр из видео © This Morning

В эфире британского шоу This Morning мужчина подтвердил то, о чём писали журналисты ещё в 1972-м: ему с напарниками по несчастью пришлось есть трупы погибших. Воды и еды было критически мало. Кроме того, вскоре после катастрофы по радио они услышали, что поиски самолёта прекратились. Уверенности в будущем это не прибавляло. Поэтому у них просто не было других вариантов для того, чтобы выжить.

Мы устроили собрание и спорили, идти на это или нет. Тогда казалось, что если мы откажемся, то умрём. Все решили поесть. Когда собираешься съесть кусок плоти от тела твоего друга, рука непросто подчиняется. Приходилось приложить немало физических и ментальных усилий на то, чтобы заставить руку подчиняться. Так же сложно было и открыть рот, и положить мясо на язык, и проглотить

Хосе Луис Инсьярте

Позже трое из пассажиров отправились на поиски помощи. Один из них вернулся к обломкам самолёта, но двое других — нет. Их подвиг вселял надежду до тех пор, пока за ними не прилетели спасатели.

За редкими днями я был уверен, что выберусь оттуда… Я знал, что они доберутся, что нас смогут спасти, и они сделали это

Источник

72 дня каннибализма после авиакатастрофы в Андах

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Выжившие авиакатастрофы в Андах 1972 года

Пережить смертельную авиакатастрофу многие считают чудом. Но для тех, кто выжил в полете рейса №571, ужасная катастрофа стала лишь началом еще одной ужасной истории, в которой только 16 из них выживут, но только после того, как заключат немыслимый договор. 72 дня они находились в заснеженных горах на высоте 3600 метров и питались своими погибшими друзьями.

Единственное о чем попросил один из выживших — чтобы не ели его мать и сестру, летевших вместе с ним и погибших — мать умерла во время катастрофы, а сестра спустя несколько дней после.

Нандо Паррадо

Все лето 1972 года Нандо Паррадо, 22-летний студент престижного католического колледжа Стелла Мари в Монтевидео, был счастливым пляжным бездельником. Он катал друзей на своем «рено» вдоль океанского побережья, купался в безлюдных лагунах, снимал девчонок и, съев дома мамин обед, шел на тренировку университетской команды по регби. Осенью «Старые христиане», одна из лучших команд по регби в Уругвае, должны были лететь в Чили, чтобы провести там товарищеский матч.

Поболеть за спортсменов и поглядеть на другую страну отправлялись также их родственники и друзья. Веселая компания выкупила двухмоторный Fairchild, в который помещалось 45 человек, включая экипаж. 12 октября Нандо вместе с матерью, любимой сестрой Сьюзи и друзьями забрался в самолет, предвкушая новые впечатления.

Катастрофа в Андах

В пятницу 13 октября Fairchild с пассажирами на борту задел крылом за безымянную скалу в Андах на высоте 4000 метров. «Почему так холодно? Что с головой-то случилось? Кажется, в волосах засохли сгустки крови… Меня чуть не вывернуло, когда я понял, что вдавливаю кусочки раскрошенного черепа прямо себе в мозг. Больше двух дней я пролежал в коме и очнулся, чтобы увидеть кошмар наяву».

Ночью на снегу так холодно, что спать можно было только внутри фюзеляжа. Днем выжившие выходили наружу и пытались подавать знаки спасателям. Их явно искали: мимо пролетали два самолета, но не заметили махавших руками людей. Оставалось только собрать все силы и ждать.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Катастрофа FH-227 в Андах

Несколько следующих дней Нандо провел рядом со своей сестрой. Он грел ей ноги и руки, топил в ладонях воду, чтобы поить ее, и все время шептал, что самое ужасное скоро кончится — их найдут и увезут домой. На восьмую ночь Нандо почувствовал, что тело Сьюзи в его объятиях стало другим. Она как-то вся расслабилась, а потом перестала дышать. Наутро он похоронил сестру рядом с матерью.

Теперь он до конца осознал весь ужас положения. Вокруг до горизонта простирались горы и снег. Никакой растительности, ни одного животного. Несколько дней назад закончился жалкий запас орешков, сыра и вина, которые им должны были дать в полете. Только для того, чтобы согреться, молодые организмы ребят сжигали огромное количество энергии, так что вскоре еда превратилась в навязчивую идею.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Выжившие в авиакатастрофе в Андах 1972 года

Нандо Паррадо с остервенением присоединился к своим товарищам, которые целыми днями методично осматривали багаж и карманы умерших в поисках чего-нибудь съедобного. Они перевернули все камни вокруг места катастрофы, думая найти ростки или червей, но на такой высоте под камнями была только смерзшаяся земля. Пробовали есть кожаные ремешки сумок, хотя понимали, что химически обработанная кожа вряд ли пойдет на пользу их несчастным желудкам. В конце концов они вскрыли сиденья самолета, потому что кто-то предположил, что там может быть солома. Но они нашли только искусственную пену.

Нандо Паррадо: «Дело шло к вечеру, мы залезли в фюзеляж и готовились ко сну. Мой взгляд упал на раненую ногу молодого парня, который лежал неподалеку от меня. Центр раны был влажным, а по краям запеклась корка крови. Застывшим взглядом я смотрел на нее и понимал, что от запаха крови мой голод становится совсем невыносимым. Вдруг я осознал, что на рану смотрят все мои товарищи. Мы разом отвели взгляд и принялись заниматься своими делами. В этот момент во мне что-то изменилось: я осознал человеческое мясо как потенциальную еду».

С утра выжившие вяло продолжали поиски пищи, в то же время все чувствовали, что их единственный выход из положения уже стал очевиден всей группе.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Катастрофа FH-227 в Андах

На девятый день после катастрофы ученик медицинского отделения Роберто Канесса, который также играл в составе «Старых христиан», собрал всех возле остатков самолета. Он заявил, что у ребят есть два выхода. Первый — это лечь в фюзеляже, экономить энергию и ждать, пока их спасут. Второй — начать есть замороженные тела погибших: плоть больше не нужна мертвым. Тогда у оставшихся появятся силы, чтобы попытаться выбраться из ловушки самим.

Нужно исследовать окрестности, найти хвост самолета, в котором должны быть батареи — с их помощью можно оживить передатчик в кабине пилотов и подать людям сигнал о помощи. Об этом ему рассказал механик перед смертью.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Выжившие в авиакатастрофе в Андах 1972 года

Повисла тяжелая пауза. «Неужели Бог простит нам это?» — прошептал кто-то из «Старых христиан». «Бог не простит, если ты откажешься жить», — ответил Роберто. В конце концов они все ели «тело Христово» и пили его «кровь» во время причастия. Дискуссия об этической стороне вопроса продолжалась до вечера, однако никто из ребят не выступил категорически против.

Людоеды поневоле

С наступлением темноты спорщики притихли: все поняли, что достигли согласия. Оставалось решить, кто же займется практической стороной принятого решения. Кто настолько смел, чтобы срезать мясо с мертвого друга? «Я сделаю это», — сказал Роберто. С ним вызвался идти еще один студент-медик.

После этого все выжившие взялись за руки и дали согласие на то, что в случае смерти любого из них оставшиеся имеют право съесть его тело.

Нандо Паррадо: «Они ушли к могилам. Было слышно, как ребята тихонько переговариваются во время своей страшной работы. Довольно скоро Роберто и Густаво вернулись. Они принесли небольшие куски серо-белого мороженого мяса, твердого, как дерево. Я долго смотрел на свой кусок перед тем, как отправить его в рот. Один или два раза я пожевал его, не чувствуя вкуса. Потом сделал усилие и проглотил. Мне дали обещание, что тела моей матери и сестры не тронут. Даже без них мяса хватило бы на много недель. Успокоенные этой мыслью, мы заснули».

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Слева: Нандо Паррадо и Роберто Канесса

На следующий день люди впервые проснулись с желанием что-то делать. Была организована экспедиция, которая планировала подняться вверх по следу съехавшего фюзеляжа. Ближе к вершине, где произошло столкновение, мог лежать хвост с батареями. Членам экспедиции привязали к ногам подушки из самолета — так они не проваливались в снег. Однако исследователи вернулись ни с чем. Они обнаружили только обломок крыла и несколько мертвых тел, что, впрочем, все расценили как полезную находку.

Вечером 29 октября жертвы крушения в очередной раз устроились на ночь в фюзеляже самолета. После недолгого тревожного сна Нандо проснулся от того, что почувствовал прикосновение чего-то мокрого к лицу. В следующую секунду на него обрушилась холодная тяжесть. Когда Нандо попытался вдохнуть, ему в рот набился снег, снежная каша заполнила уши и нос. Он понял, что сейчас задохнется, и даже с некоторым интересом подумал, что вскоре узнает, что там, по ту сторону жизни.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Катастрофа FH-227 в Андах

В этот момент чья-то рука разрыла снег перед его лицом, и Нандо смог продышаться. Он догадался, что его откапывают друзья. Ночью фюзеляж накрыла лавина. Часть спавших людей придавило снегом, провалившимся в самолет. Восьмерых из них так и не успели откопать, они не задохнулись.

Следующие три дня уцелевшие просидели внутри своего убежища, погребенного под лавиной. От снежного пола до потолка оставалось не больше метра, так что приходилось либо лежать, либо сидеть, подтянув ноги к подбородку. Длинным штырем удалось проковырять отверстие для доступа воздуха. По какому-то дьявольскому совпадению в это время случились дни рождения сразу у двух снежных пленников.

Снаружи продолжалась сильная снежная буря, так что начинать откапываться было невозможно. Самое ужасное состояло в том, что пленники были лишены доступа к еде: тела погибших в катастрофе навсегда остались под плотным слоем снега. Конечно, прямо у них перед глазами лежали еще совсем свежие трупы друзей, но даже самых голодных останавливала перспектива стать свидетелем страшной работы медиков, нарезающих мясо, воочию видеть того, кого им придется есть.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Выжившие авиакатастрофы в Андах 1972 года

На третий день снежного плена один из уцелевших не выдержал — он нашел кусок стекла и подошел к одному из мертвых.

«Я смотрел, как он режет нашего общего друга, слышал звук лопающейся кожи, когда стекло вошло в тело, и испытывал утробный ужас. Окровавленный кусок, который мне передали, чуть не вызвал рвоту. Но я все-таки попробовал его. Мясо было мягким и жирным на вкус, иногда в нем попадались хрящи. Я давился и ел…»

На четвертый день вышло солнце, и люди смогли откопаться из-под снега. Неделя ушла у них на то, чтобы очистить фюзеляж от ледяной корки с помощью острых кусков пластика. Рядом со своей стоянкой выложили огромный крест из чемоданов. Теперь они были уверены, что, если их продолжают искать, спасатели увидят лагерь с воздуха.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Нандо Паррадо (слева) и Роберто Канесса (справа), изображенный здесь вместе с товарищем по команде Эдуардо Дилом, сыграли важную роль в спасении выживших

Параллельно группа не оставляла попыток найти хвост самолета. К середине ноября поиски увенчались успехом. В хвосте были обнаружены не только заветные батареи, но и запас сигарет. Еще неделя ушла на попытки подсоединить батареи к передатчику, однако, несмотря на все старания, ничего не получалось. В конце концов регбисты поняли, что механик ошибся: передатчик работал от общей сети самолета. Таким образом, последняя надежда покинула их в первых числах декабря.

Больше полутора месяцев прошло с момента катастрофы. Если спасатели и искали их, они наверняка прекратили поиски к этому времени. Еще больше пугало уцелевших то, что подходил к концу запас еды. Теперь они добрались до того, о чем не могли и подумать раньше: головной мозг, печень, легкие.

В поисках людей

Было принято решение отправиться за помощью. Чтобы пережить пронизывающий ночной холод, ребята сшили спальный мешок, используя изоляцию в стенках самолета и материал с сидений. Один из регбистов нашел набор иголок в сумочке своей погибшей матери. Непослушными на морозе пальцами они день за днем шили мешок для трех человек. Прижавшись друг к другу, люди внутри должны были пережить ночь даже на голом снегу.

12 декабря Нандо Паррадо, Роберто Канесса и еще один их товарищ, который чувствовал себя в силах совершить длинный переход, встали ранним солнечным утром и отправились на запад. Туда, где, по их представлениям, находилась цивилизация. Они решили идти, пока им хватит сил.

«Я оделся еще с вечера: хлопковая рубашка, двое женских брюк, трое джинсов и три свитера. На четыре пары носков я надел пластиковые пакеты, чтобы ноги не намокли. На руки я повязал куски ткани. Кроме того, с собой я приготовил длинный алюминиевый стержень, чтобы опираться на него, и женскую губную помаду, чтобы защитить губы от ветра».

На девятый день Нандо и Роберто (их третий спутник не смог идти дальше и остался умирать в горах) вышли к стоянке пастухов. 22 декабря вертолеты со спасателями прилетели к горному лагерю уцелевших после катастрофы.

Чудо в Андах

Воскресшие из мертвых регбисты стали в Уругвае национальными героями. Поначалу они приняли решение никому не рассказывать о том, какой ценой им удалось выжить. Однако фотографии с места событий попали в прессу, журналисты начали догадываться, чем питались люди во время двухмесячного ожидания. Сенсация распространилась по газетным заголовкам всего мира. Очень скоро уцелевшие герои осознали, что каннибализм привлекает гораздо больше людей, чем они могли себе представить, когда нарушали это священное табу на пороге смерти.

Однажды в октябре они, как обычно, собрались вместе и решили, что все равно доберутся до Чили, чтобы сыграть там свой матч-реванш. 12 октября 1975 года регбисты из колледжа Стелла Мари снова сели в самолет, с вызовом глядя друг на друга. На следующий день в Сантьяго с опозданием ровно в три года состоялась та самая показательная игра с чилийцами. С тех пор Кубок дружбы проходит ежегодно, и каждый раз, поднимаясь по трапу самолета, поседевшие регбисты понимают, что они сильнее своей судьбы.

Судьбы выживших в Авиакатастрофе в Андах

72 дня каннибализма катастрофа в андах

«Необходимость делать это стала самым страшным кошмаром всей моей жизни. Однако если бы я умер тогда, то я хотел бы, чтобы со мной поступили так же».

Именно Канесса подал идею есть мясо, объяснив это свои религиозным товарищам, что если они верят в душу и рай, значит души уже в раю, а тела это просто куски мяса. В момент катастрофы Канесса было 19 лет. Сегодня он живет в Уругвае с женой, тремя детьми, работает оратором, врачом, а также был кандидатом в Президенты Уругвая на выборах 1994 года (выбран не был).

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Нандо Фернандо Паррадо

Именно он, совместно с Роберто Канесса совершил 60-ти километровый переход через Анды и вышел к границам Чили, позвав на помощь к своим товарищам.

Вскоре после спасения Нандо Паррадо в сотрудничестве с Пирсом Полом Ридом написал книгу-реконструкцию своих воспоминаний о рейсе 571, которая стала бестселлером. Позднее, спустя 20 лет, был консультантом фильма «Живые», поставленного по книге, где его роль сыграл актёр Итан Хоук.

Сегодня Нандо Паррадо — успешный бизнесмен, увлекается гонками, активно занимается спортом. Женат, у него две дочери — Вероника и Сесилия. Является президентом семейной компании Seler Parrado S.A., основал две телевизионные и одну кабельную медиакомпании.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Карлос Мигель Паез Родригес

Карлос Мигель Паез Родригес известный как Карлитос Паес, является сельскохозяйственным техником, предпринимателем, публицистом, писателем и преподавателем Уругвая. 13 октября 1972 года ему было 18 лет.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Хосе Педро Альгорта

Трудно ли было решиться на такой шаг, как поедание друзей? «Мы все люди, и борьба за выживание исходит изнутри. Вы бы сделали то же самое. Никто не хочет умирать. Если бы вы были на горе вместе с нами, вы бы сделали то же самое. Мы не делали ничего странного. Мы позволяем нашим инстинктам выживания развиваться, и мы делали то, что делали многие другие.»

Хосе сегодня живет в Испании, с тремя детьми и внуком. Он бизнесмен и написал книгу о тех событиях.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Даниэль Фернандес Страух

«На горе мы были людьми, живущими как животные. Здесь, в обществе, мы животные, которые стараются быть похожими на людей». (книга «Общество снега», автор Даниэль Фернандес).

«Я боюсь, что мы делаем наш мир непригодным для жизни, как тот, который был у нас в горах Анд», — предупреждает автор.
Сегодня он живет в Уругвае, является писателем, публицистом и общественным деятелем.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Сегодня он фермер с большим семейством — женой Грасианой и 7-ю детьми.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Рой Харли Алекс Санчес

Рою Харли Алексу Санчесу было двадцать лет во время трагедии. Он женат на Сесилии Суррако, дети: Мария Элоиза и Александр, работает инженером-промышленником.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Хосе Луис Коше Инсиарте

Ему было 24 года, когда произошел несчастный случай, в настоящее время посвятил себя научным конференциям, женат и имеет троих детей.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

«Это была группа очень сильных людей, принадлежащих к максимальной точке унижения, которую вы можете себе представить, и с силой, духом, преданностью и мечтой вернуться к нашим близким, что и привело нас обратно».

«Эта история принадлежит человечеству, она не принадлежит нам, и невозможно остановить то, что люди, естественно, хотят знать, и поэтому мы читаем лекции, потому что это радует и нас и слушателей».

Он прожил в Бразилии 15 лет и теперь живет в Уругвае, где работает в винодельческой промышленности, имеет семью — жену, 4-х детей и 4-х внуков. Также он проводит мотивационные конференции и беседы.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Хавьер Альфредо Митол Абал

Владелец сигаретного завода Abal Hermanos SA (основанного его дедом), позже завод был продан компании Филлип Моррис, но Хавьер продолжал оставаться в этом бизнесе до самой смерти.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

«Мы отдали все, что у нас было — и физического и духовного и наверно поэтому нас встречали как чемпионов мира».
Сабелла передает свой опыт в профессиональную и личную сферу в качестве примера преодоления сложных ситуаций и того, как люди могут преодолевать и развивать качества и способности, которые позволяют им добиться успеха. Живет в Мадриде, имеет семью.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Адольфо «Фито» Страуч

Адольфо не выступал публично в течение 30 лет. «Тишину я соблюдал из уважения к тем, кто не вернулся, и если бы они могли говорить, они сказали бы нам: «Держи свое усмотрение при себе, оставьте наши семьи в покое, не становитесь слишком заметными». Лишь по прошествии этого времени он решил, что время траура прошло и принял участие в съемках документального фильма, посвященного трагедии.

Адольфо Страуч родился как Адольфо Луис Штраух Уриост. Он женат на Пауле Мартин Вальдес. У них четверо детей. Он является сельскохозяйственным производителем и преподавателем.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Художник. Женат на Лоре Браге с 1979 года. У них пятеро детей. Он двоюродный брат Даниила Фернандеса и Адольфо Страуча.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Антонио «Тинтин» Визинтин

После аварии несколько лет играл в регби и был нападающим. В 1981 году поступил на фабрику по производству пластиковых упаковок, где в течение 13 лет работал генеральным директором. Вскоре после того, как партнер основал «Pizza Quick», цепь пиццерий, стал заниматься пиццами.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Густаво Зербино, доктор 48 лет, президент Merck Uruguay, регбист и отец четырех детей, сегодня советует другим руководителям о том, как принимать решения, в частности принять решение — есть ли человеческую плоть в авиакатастрофе в Андах.

72 дня каннибализма катастрофа в андах

Альфредо Панчо Дельгадо

«Библия говорит нам, что на Тайной Вечере Иисус поделился своим телом и своей кровью со своими учениками. В то время мы чувствовали, что, если Бог существует, и если бы Он был рядом с нами, то наш единственный шанс на выживание состоял в том, чтобы поделиться этим такое же общение, которое он (Иисус) поделился со своими учениками: взять тело и кровь. Мы также заключили пакт в группе, что если кто-нибудь умер, мы сможем использовать его тело, чтобы выжить».

О Панчо его товарищи оставили лишь негативные отзывы. В частности Нандо Паррадо, лидер группы, писал в своей книге «Чудо в Андах» «Это был нечестный персонаж, заботившийся лишь о своем комфорте, за счет других участников событий».

Дельгадо проживает в Карраско, Уругвай, где он является выдающимся юристом, женат и имеет двух сыновей (современных фото нет).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *