7 навыков высокоэффективных людей кратко о каждом навыке
HR-СТАТЬИ
Парадигмы и принципы
В последние пятьдесят лет литература, посвященная достижению успеха, носила поверхностный характер. В ней описывались техники создания имиджа, специальные приемы быстрого действия — своеобразный «социальный аспирин и пластырь», которые предлагались для решения острейших проблем.
Существуют основополагающие принципы эффективной жизни, и подлинного успеха и счастья можно добиться, лишь научившись следовать этим принципам.
Семь навыков высокоэффективных людей включают в себя многие из фундаментальных принципов человеческой эффективности. Эти навыки основополагающие; они обладают первичной значимостью. Они представляют собой систему принципов, на которых основаны счастье и успех.
Однако, прежде чем усвоить эти семь навыков, необходимо понять, каковы наши собственные «парадигмы» и как осуществляется «сдвиг парадигмы».
Парадигму можно представить себе в виде карты местности. Понятно, что карта местности — это не сама местность. Именно это и есть парадигма. Это теория, объяснение или же модель чего-либо. Из подобных предположений проистекают наши установки и наше поведение. То, как мы воспринимаем определенные вещи, становится источником того, как мы думаем и как мы действуем.
Помню мини-сдвиг парадигмы, испытанный мною одним воскресным утром в нью-йоркском метро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах — кто-то читал газету, кто-то думал о чем-то своем, кто-то, прикрыв глаза, отдыхал. Все вокруг было тихо и спокойно.
Вдруг в вагон вошел мужчина с детьми. Дети так громко кричали, так безобразничали, что атмосфера в вагоне немедленно изменилась. Мужчина опустился на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Дети орали, носились взад-вперед, чем-то кидались, даже хватались за газеты пассажиров. Это было возмутительно. Однако мужчина, сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал.
Я почувствовал раздражение. Трудно было поверить, что можно быть настолько бесчувственным, чтобы позволять своим детям хулиганить, никак на это не реагируя и делая вид, словно ничего не происходит. Нетрудно было заметить, что все пассажиры вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов я повернулся к этому человеку и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно и сдержанно:
Навык 1. Будьте проактивны
Каждая из наших «карт местности» основывается на теории «раздражитель — реакция», которая чаще всего ассоциируется с опытами, поставленными Павловым на собаках. Основная идея состоит в том, что мы запрограммированы определенным образом реагировать на тот или иной раздражитель. Однако фундаментальный принцип человеческой природы гласит: между раздражителем и реакцией у человека остается свобода выбора. Первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, — навык проактивности. Оно означает нечто большее, чем просто активность. Оно означает, что мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения. Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями — тщательно отобранными и принятыми. На проактивных людей также воздействуют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель, сознательная или нет, является выбором, основанным на ценностях. Еще один прекрасный способ определить степень нашей проактивности — это посмотреть, на что мы тратим большую часть своего времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений: здоровье, дети, служебные проблемы, проблема национального долга, угроза ядерной войны. Все эти вещи мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, поместив их в круг забот.
Практическое задание Спланируйте свою следующую неделю с учетом матрицы управления временем. Определите какое-либо действие, относящееся к Квадрату II, которым вы ранее пренебрегали и которое, в случае его хорошего выполнения, оказало бы значительное позитивное влияние на вашу жизнь, как личную, так и профессиональную. Составьте список дел, которые вы могли бы делегировать.
Практическое задание Выберите конкретного человека, в отношениях с которым вы хотели бы заключить соглашение «Выиграл/Выиграл». Попытайтесь поставить себя на место этого человека и подробно опишите свое представление о том, каким он видит решение. Затем запишите те результаты, достижение которых означало бы выигрыш для вас. Поинтересуйтесь у партнера, есть ли у него или у нее желание обсуждать проблему до тех пор, пока вы не придете к взаимовыгодному решению.
Предположим, у вас проблемы со зрением, и вы решили обратиться за помощью к окулисту. Нетерпеливо выслушав ваши жалобы, тот снимает очки и протягивает их вам со словами: — Вот, наденьте! Эти очки я ношу уже лет десять, и мне они здорово помогают. Дома у меня есть запасные; берите, носите эти! Вы надеваете очки, но видите в них еще хуже. — Ужасные очки! — восклицаете вы. — Ничего в них не вижу! — Не может быть! — удивляется окулист. — Мне они великолепно помогают. Попробуйте еще разок. — Да я пытаюсь! — отвечаете вы. — Все расплывается! — Что с вами такое? Постарайтесь настроиться позитивно! — Хорошо! Но я и позитивно ничего в них не вижу! — Ну, дорогой мой, какой же вы неблагодарный! — возмущается окулист. — И это после всего, что я сделал, чтобы помочь вам! Каковы шансы, что в следующий раз, когда вам вновь потребуется помощь, вы обратитесь к тому же окулисту? Умение общаться — самое важное умение в жизни человека. Когда мы не спим, мы почти все время общаемся. Но вот парадокс: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать? Слушать так, чтобы по-настоящему, глубоко понимать другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения?
Принцип «Сначала стремитесь понять» связан с глубоким сдвигом парадигмы. Обычно мы стремимся к тому, чтобы в первую очередь поняли нас. Большинство людей слушает не с намерением понять, а с намерением ответить. Они или говорят, или готовятся говорить. Эмпатическое слушание означает гораздо больше, чем регистра цию, отражение или даже понимание произносимых слов. При эмпатическом слушании вы слушаете ушами, но, кроме того, — и это гораздо важнее — вы слушаете глазами и сердцем. Вы слушаете не только смысл, но и чувства. Вы «слушаете» поведение человека. Поскольку мы слушаем, помня о своем прошлом опыте, опираясь на свою биографию, то реагируем обычно одним из четырех способов. Мы оцениваем — соглашаемся или не соглашаемся; выпытываем — задаем вопросы, исходя из нашей системы ценностей; советуем — даем рекомендации, отталкиваясь от нашего личного опыта; интерпретируем — пытаемся понять характер того или иного человека, объяснить его мотивы и поступки, основываясь на наших собственных мотивах и поступках.
Практическое задание Расскажите об эмпатии кому-либо из своих близких. Сообщите ему или ей, что хотели бы научиться по-настоящему слушать других, и попросите через неделю оценить ваши успехи. Насколько хорошо вам это удалось? Какое влияние это оказало на вашего партнера по общению?
Навык 6. Достигайте синергии
Синергия представляет собой деятельность самого высокого порядка — подлинную проверку и проявление всех остальных навыков, соединенных вместе. Высшие проявления синергии возникают тогда, когда мы сталкиваемся с самыми трудными проблемами в жизни и фокусируем на них четыре уникальных свойства человека, мотивацию «Выиграл/ Выиграл» и навыки эмпатической коммуникации. Результаты этого сродни чуду. Мы создаем новые альтернативы — то, чего до сих пор не существовало. Синергия — это суть лидерства, основанного на принципах. Попросту говоря, она означает, что целое больше суммы его частей. Ключом к межличностной синергии является внутриличностная синергия, синергия внутри нас самих. Суть внутриличностной синергии воплощена в принципах первых трех навыков, которые наделяют человека внутренней безопасностью, достаточной для того, чтобы, открывшись, не бояться стать уязвимым. Усваивая эти принципы, мы развиваем менталитет достаточности, мышление в духе «Выиграл/Выиграл» и искренность навыка 5. Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми — различия в менталитете, в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому, чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами.
Практическое задание Подумайте, кто из ваших знакомых обычно видит все иначе, чем вы. Попробуйте использовать эти отличия в качестве ступенек, ведущих к решениям в духе третьей альтернативы. Скажем, вы могли бы спросить мнение этого человека о реализуемом в настоящее время проекте или возникшей проблеме, ценя его вероятное отличие от вашей точки зрения.
Навык 7. Затачивайте пилу
Навык 7 — это ваши личные ресурсы и средства (РС). Он поддерживает и развивает самый ценный ваш ресурс — вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры — физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное. Для этого надо быть проактивным. Расходование времени на «затачивание пилы» — действие, определенно относящееся к Квадрату II и требующее от нас инициативы. В целях развития собственных РС мы должны сами оказывать на себя давление — до тех пор, пока деятельность в Квадрате II не превратится в полезную привычку — навык. Наши РС находятся в центре нашего круга влияния, и никто, кроме нас, не сможет обеспечить их развития. Это самое выгодное, самое крупное вложение из тех, которые мы делаем в нашей жизни. Это инвестиция в самих себя. Мы сами являемся инструментами своей собственной деятельности и, чтобы быть эффективными, должны признать важность регулярного «затачивания пилы» во всех четырех измерениях.
Практическое задание Составьте такой же список обновляющих действий для физического, духовного и интеллектуального измерений. В социально-эмоциональной области составьте список людей, отношения с которыми вам бы хотелось улучшить, или укажите сферы, общая победа в которых могла бы быть более эффективной. Выберите по одному пункту из каждой области и внесите его в список целей на следующую неделю. Выполните намеченное и оцените исполнение.
Изнутри наружу
Перемены — действительные, настоящие перемены — происходят изнутри наружу. Они не произойдут, если вы будете «обрывать листья», используя приемы из арсенала этики личности, направленные на изменение установки и поведения. Перемены идут от корней — от вашего образа мыслей, от ваших фундаментальных, основополагающих парадигм, определяющих ваш характер и создающих линзу, сквозь которую вы смотрите на мир.
Достижение единства с самим собой, с нашими близкими, друзьями и сослуживцами — это самый драгоценный, самый желанный и восхитительный плод семи навыков.
Очевидно, что воспитать в высшей степени цельный характер и жить жизнью, наполненной любовью и служением, которые ведут к подлинному единству, — дело нелегкое. Это не «социальный аспирин» или «пластырь». И все же это возможно. Все начинается с желания сделать основой своей жизни верные принципы, сломать парадигмы, созданные другими центрами, и вырваться из обманчивого комфорта недостойных нас привычек.
Помещая в центр своей жизни верные принципы и поддерживая баланс между действием, ведущим к результату, и развитием своей способности действовать (Р/РС-баланс), мы обретаем возможность создания эффективной, полезной и счастливой жизни для себя и своих потомков.
Семь навыков высокоэффективных людей по Стивену Кови
Книга «Семь навыков высокоэффективных людей» уже много лет является настольной для миллионов предпринимателей по всему миру, а её автор Стивен Кови входит в число 25 самых влиятельных американцев по версии журнала Time.
Стивен Кови считает, что наше видение мира полностью зависит от восприятия окружающего. Чтобы изменить ситуацию, мы должны изменить себя, а чтобы изменить себя, мы должны иметь возможность изменить своё восприятие.
В наши дни люди ищут быстрые решения. Заметив успешного человека, команду или организацию, они спрашивают: «Как вы это делаете? Научите меня своим приемам!». Но секреты и приемы, которые мы ищем, надеясь сэкономить время и усилия и при этом достичь желаемого результата, приводят лишь к краткосрочным решениям.
Проблема заключается в том, как мы видим проблему, — пишет Кови. — Чтобы добиться истинных изменений, м ы должны претерпеть смену парадигмы — фундаментально изменить себя, а не просто своё отношение и поведение на поверхностном уровне.
В процессе работы над книгой Стивен Кови проанализировал жизненные пути многих великих людей и сформулировал семь основных принципов, приверженность которым является основой успешной самореализации.
1. Будьте проактивны
Мы выбираем сценарии, по которым проживаем свою жизнь. Помня об этом, нужно проявлять инициативу и брать на себя ответственность за выбор.
Но есть люди с реактивным мышлением, они занимают пассивную позицию. Таким людям свойственны фразы: «Я ничего не могу сделать», «Я такой, какой есть». Они думают, что проблема существует отдельно от них, и поэтому чувствуют себя жертвами обстоятельств, выходящих из-под контроля.
В противовес им проактивные люди считают, что именно на них лежит ответственность. То есть они обладают «способностью реагировать», которую Кови определяет как умение выбирать, как вы будете относиться к определенной ситуации.
Ещё он обращает внимание на Круги влияния и Круги забот.
Круги забот — это повседневные проблемы, на которые тратится энергия. В пределах Кругов забот находится Круг влияния — это то, что подчиняется нашему контролю.
Для проявления инициативы мы должны сосредоточиться на Круге влияния. То есть нам нужно работать над тем, с чем мы можем что-то делать. Положительная энергия, которую мы проявляем, заставит наш Круг влияния расширяться.
С другой стороны, реактивные люди сосредотачиваются на факторах, которые находятся в их Круге заботы, а не в Круге влияния. И это приводит к обвинению внешних факторов, проявлению отрицательной энергии и сокращению Круга влияния.
2. Начинайте с конечной цели
Кови говорит, что мы можем использовать наше воображение для формирования видения о том, кем мы хотим стать. Также мы можем опираться на совесть, чтобы решать, какие ценности будут определять наш жизненный путь.
Большинству из нас довольно легко занять себя. Мы много работаем, чтобы добиться результатов — продвижения по карьерной лестнице, более высокого дохода, общественного признания. Но мы редко задумываемся о том, чем мы платим за свои победы. Мы не спрашиваем себя, действительно ли то, на что мы тратим своё внимание, важно для нас.
Во всем, что мы делаем, должна лежать цель. Она помогает убедиться, что мы предпринимаем шаги в правильном направлении. Особенно это важно для бизнеса — начинать с конечной цели. Быть менеджером — это значит повышать эффективность. Но быть лидером — это в первую очередь формировать стратегическое видение для организации и задавать вопрос: «Чего мы пытаемся достичь?».
Прежде чем мы начнем ставить и достигать цели, мы должны уметь определять наши ценности. Этот процесс может предполагать некоторую переработку сценария — это необходимо для того, чтобы иметь возможность отстаивать личные ценности.
Переработка предполагает распознавание неэффективных сценариев и изменение этих сценариев путем написания новых, основанных на наших собственных ценностях.
Также важно определить так называемый Центр. Все, что находится в центре нашей жизни, будет источником нашей безопасности, руководства, мудрости и силы.
Центры влияют на нас фундаментально — они определяют наши повседневные решения, действия и мотивации, а также интерпретацию событий.
Однако Кови отмечает, что ни один из Центров не является оптимальным и потому лучше сосредотачиваться на принципах. Мы должны определить вневременные принципы, по которым должны жить. Это даст нам ориентир для сравнения своего поведения с личными убеждениями и ценностями.
3. Ставьте главное на первое место
Чтобы эффективно управлять собой, мы должны уметь выделять самое важное. Но чтобы правильно расставлять приоритеты в повседневных задачах, нужно обладать дисциплиной. При этом обращать внимание стоит на самое важное, а не на самое срочное.
Предыдущий навык (определение конечной цели) связан с выявлением ценностей и пониманием того, что мы хотим достичь. Умение ставить главное на первое место заключается в стремлении к целям и решению приоритетных задач изо дня в день.
Быть дисциплинированным на пути к целям помогает сила воли. Важно действовать в соответствии с нашими ценностями, а не вспыхнувшими желаниями или кратковременными импульсами.
Настроим Контур.CRM под задачи вашего бизнеса. Оставьте заявку — расскажем, как увеличить прибыль.
Все задачи можно разделить на две категории: срочные и важные. Они укладываются в специальную матрицу тайм-менеджмента. Та система распределения задач, которую предлагает Стивен Кови, фактически совпадает с матрицей Эйзенхауэра.
4. Думайте в духе «выиграл/выиграл» (Win-Win)
Чтобы установить эффективные взаимозависимые отношения, мы должны стремиться создавать беспроигрышные ситуации. Такие ситуации взаимовыгодны для каждой стороны.
По мнению Стивена Кови, существует шесть парадигм взаимодействия между людьми:
Лучший вариант — создавать беспроигрышные ситуации. С помощью парадигм Win-Lose или Lose-Win только одна сторона получает то, что она хочет в данный момент, но результаты негативно повлияют на отношения между участниками сделки в будущем.
Вариант Win-Win or No Deal важно использовать в качестве запасного. Когда мы держим его в своей голове, это освобождает нас от необходимости манипулировать людьми и продвигать наши собственные планы.
Важный фактор в беспроигрышных ситуациях — это поддержание Менталитета изобилия или вера в наличие много чего для всех.
Большинство людей действуют, имея Менталитет дефицита — им трудно делиться признанием или заслугами и искренне радоваться успехам других людей.
В условиях межличностного лидерства оказывается, чем более искренними мы являемся, тем выше уровень нашей активности; чем больше мы стремимся к беспроигрышному варианту, тем сильнее наше влияние.
Чтобы достичь беспроигрышного варианта (Win-Win), сосредоточьтесь на результатах, а не на методах, на проблемах, а не на людях.
5. Сначала стремитесь понять, затем — быть понятым
Прежде чем давать совет, предлагать решение или каким-либо образом взаимодействовать с другим человеком, мы должны попытаться глубоко понять его точку зрения через эмпатическое слушание.
К сожалению, в повседневном общении с другими мы часто предлагаем решение до того, как диагностируем проблему. Мы не стремимся сначала вникнуть в ситуацию.
Стивен Кови призывает стремиться к пониманию, а для этого сначала надо научиться слушать. Требуется фундаментальный сдвиг парадигмы. Ведь большинство людей слушают с намерением ответить, а не понять.
Когда мы слушаем человека с учетом собственной биографии (другими словами, исходя из нашей собственной точки зрения), мы склонны реагировать одним из четырех способов:
Но если мы заменим эти типы реакции эмпатическим слушанием, мы увидим кардинальные улучшения в общении.
6. Достигайте синергии
Сочетание всех перечисленных ранее привычек способствует формированию привычки № 6 — стремление к синергии. Стивен Кови описывает её так: синергия — это «когда один плюс один равно трем или более, а целое больше, чем сумма его частей».
Синергия важна, поскольку позволяет находить альтернативы и открывать новые возможности. Её суть заключается в оценке различий между людьми — ментальных, эмоциональных и психологических. Когда мы узнаем чью-то иную точку зрения, то можем отреагировать так: «Интересно! Вы видите это по-другому! Поделитесь своим видением!».
Сначала мы стремимся понять, а затем находим пользу в различных точках зрения, чтобы создавать новые возможности и беспроигрышные результаты.
Если вы думаете по принципу Win-Win и стремитесь понимать людей, то вы можете объединить свои желания с желаниями другого человека или группы. И тогда вы окажетесь не на противоположных сторонах проблемы, а на одной стороне, при этом вы будете все вместе анализировать проблему, понимать потребности и работать над созданием альтернативы, которая устроит всех.
В такой атмосфере создается ощущение доверия и безопасности. Мы побуждаем других стать предельно открытыми и делиться друг с другом знаниями и идеями.
7. Затачивайте пилу
Для поддержания эффективности мы должны уметь восстанавливаться — физически, духовно, умственно и социально. Это позволит нам улучшить способность практиковать каждую привычку.
Физический параметр
Цель постоянного физического совершенствования — тренировка нашего тела таким образом, чтобы повысить способность работать, адаптироваться и получать удовольствие.
Чтобы «обновить» себя физически, мы должны:
Уделяя внимание физическому параметру, мы тем самым влияем на привычку № 1 (проактивность). Мы действуем исходя из ценности благополучия, а не реагируем на внешние силы, которые нам мешают это делать.
Духовный параметр
Цель обновления нашего духовного «я» — обеспечить контроль над собственной жизнью и укрепить приверженность своей системе ценностей.
Чтобы «обновить» себя духовно, мы можем:
Духовный параметр помогает нам практиковать привычку № 2, поскольку мы должны придерживаться наших ценностей и думать о цели.
Психический параметр
Этот параметр помогает расширять разум.
Чтобы «обновить» себя морально, мы можем:
Сосредоточение внимания на нашем умственном параметре помогает нам практиковать привычку № 3 (главное на первом месте). В результате мы эффективно управляем собой, чтобы максимально использовать своё время и ресурсы.
Социальный / эмоциональный параметр
Суть параметра — развитие значимых отношений.
Чтобы «обновить» себя эмоционально, мы можем:
Обновление социального и эмоционального параметра помогает практиковать привычки № 4-6.
Улучшение одной привычки синергетически увеличивает нашу способность улучшать остальные. Обновление — это процесс, который дает нам возможность не просто расти, но и постоянно совершенствоваться.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Обзор «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови
Книга написана довольно запутанным языком, и в том её недостаток. Вот, что мне удалось распутать:
Для чего в конечном итоге навыки?
1. Для того, чтобы перестать быть зависимым
от кого-то и вместо этого научиться быть самодостаточным и независимым, после чего выйти на еще более высокий уровень: стать со-зависимым с другими членами общества, то есть научиться работать в команде, ведь только так можно добиться по-настоящему стоящих целей.
Для того, чтобы научиться работать в команде, нужно также понять, что у разных людей разные взгляды на одно и то же. Нужно уметь взглянуть на явление чужими глазами. Нужно уметь сменить и свою и чужую парадигму мышления, выйти на новый уровень мышления когда старая уже не годится, вместо того, чтобы просто упрямствовать и упорствовать на своей точке зрения и остаться на месте.
2. Настроить баланс между получением ресурса и питанием источника этого ресурса
Вкладываться в источники своих ресурсов (бизнес, собственный организм, семья, автомобиль), а не только выжимать из них результаты. Наладить баланс в этом.
Что же это за навыки?
Для достижения независимости:
1. Будьте проактивны (не плывите по течению)
Вот как мыслит реактивный: Я не буду действовать, пока определенные внешние факторы не изменятся. Я не могу работать в таких условиях. Что бы я хотел чтобы изменилось, чтобы я начал действовать?
Вот как мыслит проактивный человек: Что я могу сделать в данных условиях, на что я могу повлиять? Как мне повлиять на ситуацию? Если принять, что ничего никогда не изменится, но могу измениться я, то как именно я должен измениться для пользы дела? Какими навыками мне следует овладеть, что мне следует изучить, как мне следует действовать?
Ждать, как система должна измениться чтобы стать для вас удобной или думать, что вы можете сделать чтобы система изменилась так, чтобы стать вам удобной. Всякий раз, когда мы думаем, что проблема «где-то там», сама эта мысль и является проблемой. Мы позволяем тому, что вне нас – «где-то там» – управлять нами. Это – парадигма изменения, согласно которой мы сможем измениться только после того, как изменится то, что вне нас.
Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока. Однако если ошибку не признать, не исправить и не извлечь из нее урока, то она станет ошибкой уже другого порядка. В этом случае человек обычно встает на путь самообмана и самооправдания, логически обосновывая случившееся для самого себя и для других. Это укрывательство – вторая ошибка, которая, усиливая первую, придает ей непропорционально большой вес и наносит огромный ущерб личности.
Если же вы решите заполнить свою команду исключительно проактивными людьми, то об этом написана вот эта книга:
2. Начинайте, представляя конечную цель
Если вы не знаете, куда вы идете, то скорее всего, не попадёте туда (с) Форест Гамп
То есть жить не как бабочка-однодневка, а как ракета с наведением на цель, или как пузырик воздуха под толщей воды, который, огибая все препятствия, стремится на поверхность.
Также, предлагается визуализировать этапы выполнения каждого шага на пути к цели.
Например: Прижизненный эпикриз
Процедура проста – если организация оказывается на пороге важного решения, но еще не берет на себя обязательство его исполнить, посвященных в план следует созвать на совещание и объявить им: «Представьте, что вы попали в будущее. Мы внедрили план в существующем виде. Последствия оказались катастрофическими. Просим вас за 5–10 минут вкратце изложить историю катастрофы – как все произошло». У прижизненного эпикриза есть два крупных достоинства: он позволяет отойти от шаблонного группового мышления, поражающего многие команды, как только те сообща приходят к решению, и подталкивает к размышлениям в указанном направлении.
Например: Психологическая антихрукпость
Третий пример, название которого и его источник мне не известны.
Представьте, что прошло пять лет, и вы находитесь на том же месте, что и сейчас: ничего хорошего не произошло, ничего не изменилось. Единственное изменение в том, что вы постарели на пять лет. Вы никак не улучшили свои жилищные условия, вы никак не улучшили свое положение и доходы. Как можно сильнее ощутите боль от этого. А теперь откройте глаза и подумайте, что можно сделать, чтобы этого не произошло. Эта боль придаст вам сил и мотивации.
Это было бы простительно, если бы Стивен Кови упомянул негативную визуализацию, и сказал, почему он не рекомендует к ней прибегать. Это была бы какая-то позиция автора по этому вопросу. Но он просто забыл о ней.
3. Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала
В конце главы следует описание делегирования. Чем делегирование исполнения отличается от делегирования руководства.
Эмоциональный банковский счет
В общении между людьми есть некий бассейн доверия (эмоциональный банковский счет), и когда он полон, вам простительно многое. А когда он пуст, то вы должны быть в большом напряжении, повсюду ожидая подлянки. Чтобы эта величина была большой, нужно вести себя порядочно и искренне. Нельзя сплетничать злословить про тех, кого нет в непосредственной близости, т.к. ваш собеседник решит, что точно так же вы злословите и про него, когда его нет рядом. Нельзя сплетничать и выдавать чужие секреты, т.к. ваш собеседник решит, что точно так же вы выдаете и его секреты. Всё это подрывает ваши отношения с людьми. Искренние извинения повышают эмоциональный банковский счет, а вот неискренние извинения всегда видно, и они этот счет снижают.
Вот этот человек придерживается противоположного мнения. Он считает, что люди ведут себя так как нужно только если их жестко контролировать: «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат», Дэнниэл Кеннеди
Далее навыки для достижения созависимости:
4. Думайте в духе «выиграл / выиграл (или не стал связываться)»
Тут речь идет о том, что при взаимодействии нужно стремиться, чтобы обе стороны получили выгоду (а не так, чтобы один выиграл, а другой проиграл). То есть, если вы все время выигрываете за счет других, то во-первых, вы рано или поздно обретете скверную репутацию, во-вторых, вы будете поддерживать в обществе парадигму «выиграл / проиграл», и поэтому все остальные люди тоже всё время будут стараться сделать так, чтобы вы проиграли.
Спору нет, конечно же так и надо делать, если есть такая возможность.
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Всё это начинается еще с системы образования, где детей оценивают в сравнении с другими учениками (ваш ребенок находится в числе 25% отстающих класса!), а не в сравнении с потенциалом самого ребенка.
Тем не менее, есть и другие взгляды на этот аспект:
Тут автор считает, что руководителю почти всегда приходится выбирать меньшее из зол, а такой роскоши как выбрать то, что всем участникам обернется добром, в жизни руководителя практически не бывает при всем желании:
«Вы или Вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных», Александр Фридман
Речь о том, что нужно стремиться разобраться в ситуации, а также в мотивах людей, в их потребностях. Постараться взглянуть их глазами. И только после этого действовать. Что поспешные выводы часто бывают хуже бездействия.
А вот этот автор считает, что своих сотрудников не надо слушать (иначе такого наслушаетесь! на всю жизнь. ): «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат», Дэнниэл Кеннеди
Помимо того, чтобы уметь услышать, вы должны уметь изъяснить свою позицию так, чтобы ее могли понять те, кому вы это говорите. Нужно эффективно говорить. Если вас не поняли, значит вы плохо говорили.
Следует развивать себя по выбранным направлениям самым разумным и сбалансированным образом. Здоровье (физкультура), социальные отношения, духовные упражнения (религия или что-то вместо нее), профессиональные компетенции (образование или самообразование или данный блог), семейные дела, и не забывать об отдыхе. Это инвестиция в самих себя. Восходящая спираль. Вот вещи, которые у вас никто не отнимет, даже если вы волею судеб лишитесь всего: ваши навыки и ваши добрые дела.
Дополнительные сведения:
1. В книге сказано, что нужно делать, но не сказано, чего ни в коем случае делать нельзя, и это очень плохо. Нет таких навыков как «Прежде, чем делать, оцени самый плохой возможный исход, и хватит ли у тебя резервов чтобы выйти из этого!». Негативные советы очень нужная штука, но есть целый пласт литературы, который ими пренебрегает, а зря.