7 навыков стивена кови кратко
Краткое содержание Кови 7 навыков высокоэффективных людей
В этом произведении представлена отличная работа о том, как провести саморазвитие и пройти личностное развитие. В ней собрана вся необходимая информация о том, как построить целостную систему всех составляющих ценностей, даются объяснения, как правильно развивать свой характер, потому что именно при отличном характере человека развивается качественная и полноценная жизнь.
Стивен Кови является известным американским преподавателем. Он проводит консультации по вопросам личной эффективности. В недавнем времени возглавлял ирландскую миссию мормонов.
Кови окружен детьми, их у него 9 и уже 52 внука. Очень много сделал для человечества в целом и поэтому получил премию Сикха. Книга оказалась самой влиятельной по ведению бизнеса еще в 2011 году.
Ниже представлено, как содержательные люди должны себя внести. Все навыки, о которых рассказано в книге, учат как необходимо себя вести, чтобы добиться успеха.
Навык № 1. Человек должен быть проактивен.
Человек сам отвечает за то, что с ним происходит, он сам оказывает на свои поступки влияние.
Ничего в жизни не происходит само по себе. Однако многие люди ждут, что во власти кого-то их жизнь сделать намного лучше. Но это все далеко не так, потому что надо самим принимать решение и решать свои проблемы. Не надо искать что-то извне и изменять это. В этом случае рекомендуется изменить «изнутри наружу». Очень многие люди желают повлиять на ситуацию, а для этого не надо оказывать влияние только над тем, чем властны. Надо для этого покопаться в себе.
Принцип № 2
Его необходимо начинать тогда, когда четко представлена конечная цель. Можно с уверенностью сказать, что жизнь пойдет совсем по-другому, а это совсем немаловажно, в дальнейшем необходимо этот образ сохранять в своем сознании, в результате это очень важное решение. Если вы не понимаете конечной цели, то усилия напрасны.
Кови говорил, что все должно создаваться дважды, сначала мысленно, а потом физически.
Необходимо стремиться к тому, чтобы изменить даже то, что еще нематериально.
Принцип №3. Всегда надо делать то, что вначале.
Дисциплинированность каждого человека заключается в том, чтобы с точностью соблюдать необходимые порядки, которые давно установлены и решать наиболее важные на данный момент проблемы. Для этого рекомендуется все важное поставить на первый план, а все ненужное оставить на потом. Если человек является достаточно эффективным, он будет мыслить, используя только свои возможности. При этом сохраняется баланс между развитиями своих средств и ресурсами, которые используются.
Навык № 4 необходимо думать о том, что вполне возможно выиграть, но для этого понадобится специальная настройка. В общении с другими людьми всегда необходимо извлекать свою выгоду. Это достаточно сложно, но это необходимое условие, а если оно не будет выполнено, в проигрыше останутся две стороны. Для достижения этой цели не стоит кому-нибудь навязываться. При этом необходимо друг с другом не конфликтовать. Это является достаточно упорным трудом, ведь для того, чтобы достигнуть партнерства необходимо добиваться своей цели, но не жертвовать интересами других.
Навык № 5 заключается в том, чтобы люди научились друг друга понимать, а потом, чтобы было понимание их. Других людей надо уметь слушать, а послушав, вполне возможно человеку вынести замечание и переубедить его. Никто не должен соглашаться, наверное, поэтому становится легче понимать совершенно чужого человека. Свою проблему надо понимать, тогда будет намного легче посмотреть на свою проблему совершенно с другого ракурса. При этом обязательно должны присутствовать доверие и открытость.
Принцип № 6 заключается в достижении синергии.
Синергия – это формирование командной игры, в которой присутствует сплоченность.
При этом принципе как правило отдельные части в сумме намного меньше чего-то целого. Решения реально найти, если синергия достигнута. Личность достаточно эффективная может себя оценить трезво.
Взаимодействуя с другими людьми появляется неисчерпаемый источник возможностей. Люди смогут дополнить такую личность своими знаниями о мире, который находится совсем рядом и окутывает человека.
Навык № 7 «Необходимость затачивания пилы».
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Главным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен
Повесть написана о трех молодых врачах, которые ищут свое место в жизни. Главными героями являются три друга, которые только отучились в ленинградском мединституте. Каждый из них обладает своим уникальным характером
Произведение автора было создано именно в те годы, года он пребывал на Кавказе. Много народных сказаний рассказали ему местные жители, и большинство рассказов ему понравились. Очарование природой Кавказских гор
В книге повествуется о помещике по имени Петр Петрович Каратаев. Он ехал в Москву. По дороге познакомился с одним человеком и рассказал ему свою историю. Каратаеву не повезло, поскольку он разорился. А в Москву он ехал для работы на службе.
В своём рассказе Николай Носов поведал о том, какими пугливыми бывают люди, и что паника у них может начаться из – за ерунды.
Парадигмы и принципы
В последние пятьдесят лет литература, посвященная достижению успеха, носила поверхностный характер. В ней описывались техники создания имиджа, специальные приемы быстрого действия — своеобразный «социальный аспирин и пластырь», которые предлагались для решения острейших проблем.
Существуют основополагающие принципы эффективной жизни, и подлинного успеха и счастья можно добиться, лишь научившись следовать этим принципам.
Семь навыков высокоэффективных людей включают в себя многие из фундаментальных принципов человеческой эффективности. Эти навыки основополагающие; они обладают первичной значимостью. Они представляют собой систему принципов, на которых основаны счастье и успех.
Однако, прежде чем усвоить эти семь навыков, необходимо понять, каковы наши собственные «парадигмы» и как осуществляется «сдвиг парадигмы».
Парадигму можно представить себе в виде карты местности. Понятно, что карта местности — это не сама местность. Именно это и есть парадигма. Это теория, объяснение или же модель чего-либо. Из подобных предположений проистекают наши установки и наше поведение. То, как мы воспринимаем определенные вещи, становится источником того, как мы думаем и как мы действуем.
Помню мини-сдвиг парадигмы, испытанный мною одним воскресным утром в нью-йоркском метро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах — кто-то читал газету, кто-то думал о чем-то своем, кто-то, прикрыв глаза, отдыхал. Все вокруг было тихо и спокойно.
Вдруг в вагон вошел мужчина с детьми. Дети так громко кричали, так безобразничали, что атмосфера в вагоне немедленно изменилась. Мужчина опустился на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Дети орали, носились взад-вперед, чем-то кидались, даже хватались за газеты пассажиров. Это было возмутительно. Однако мужчина, сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал.
Я почувствовал раздражение. Трудно было поверить, что можно быть настолько бесчувственным, чтобы позволять своим детям хулиганить, никак на это не реагируя и делая вид, словно ничего не происходит. Нетрудно было заметить, что все пассажиры вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов я повернулся к этому человеку и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно и сдержанно:
— Сэр, послушайте, ваши дети доставляют беспокойство стольким людям! Не могли бы вы призвать их к порядку?
Человек посмотрел на меня, словно только что очнулся от сна и не понимает, что происходит, и сказал тихо:
— Ах да, вы правы! Наверное, надо что-то сделать… Мы только что из больницы, где час назад умерла их мать. У меня путаются мысли, и, наверное, они тоже не в себе после всего этого.
Карта местности — это не сама местность
Представляете, что я почувствовал в этот момент? Моя парадигма сдвинулась. Внезапно я увидел все в совсем ином свете и, как следствие, стал иначе думать, иначе чувствовать, иначе себя вести. Раздражения как не бывало. Теперь уже не было нужды контролировать свое отношение к этому человеку или свое поведение: мое сердце было преисполнено глубоким сочувствием.
Становится очевидным, что для того, чтобы произвести в жизни относительно небольшие перемены, достаточно заняться собственными установками и поведением. Если же необходимо значительное, качественное изменение, тогда придется поработать над нашими основными парадигмами.
Семь навыков — это не набор отдельных психологических приемов или формул. Находясь в гармонии с естественными законами развития, эта методика предлагает последовательный и интегрированный подход к развитию персональной и межличностной эффективности.
То, как мы воспринимаем определенные вещи, становится источником того, как мы думаем и как мы действуем
Семь навыков — это навыки эффективности. Эффективность заключается в равновесии — в том, что я называю «Р/РС-балансом», где Р — желаемый результат, а РС — ресурсы и средства, позволяющие этот результат получать.
Навык 1. Будьте проактивны
Каждая из наших «карт местности» основывается на теории «раздражитель — реакция», которая чаще всего ассоциируется с опытами, поставленными Павловым на собаках. Основная идея состоит в том, что мы запрограммированы определенным образом реагировать на тот или иной раздражитель.
Однако фундаментальный принцип человеческой природы гласит: между раздражителем и реакцией у человека остается свобода выбора.
Для того чтобы произвести в жизни относительно небольшие перемены, достаточно заняться собственными установками и поведением
Первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, — навык проактивности.
Оно означает нечто большее, чем просто активность. Оно означает, что мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения.
Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями — тщательно отобранными и принятыми.
На проактивных людей также воздействуют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель, сознательная или нет, является выбором, основанным на ценностях.
Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения
Еще один прекрасный способ определить степень нашей проактивности — это посмотреть, на что мы тратим большую часть своего времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений: здоровье, дети, служебные проблемы, проблема национального долга, угроза ядерной войны.
Все эти вещи мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, поместив их в круг забот.
Если мы присмотримся к нашему кругу забот, то увидим, что некоторые из входящих в него вещей мы контролировать не можем, в то время как другие подвластны нашему влиянию. Эту последнюю группу забот мы можем объединить, поместив их в меньший по размеру круг влияния.
Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности
Проактивные люди фокусируют свои усилия на круге влияния. Они направляют свою энергию на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает круг влияния.
Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в круге забот. Они фокусируют внимание на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они не в силах повлиять.
Проблемы, находящиеся под нашим прямым контролем, можно решить, совершенствуя наши навыки. Очевидно, что они находятся в нашем круге влияния. Это «личные победы» (навыки 1, 2 и 3).
Для решения проблем, находящихся под нашим косвенным контролем, можно прибегнуть к изменению наших методов влияния. Это «общие победы» (навыки 4, 5 и 6).
Проблемы, находящиеся вне нашего контроля, требуют от нас лишь того, чтобы мы спокойно приняли эти проблемы такими, каковы они есть, и научились жить с ними, даже если это нам не нравится.
Необходимо отдельно рассмотреть две вещи из нашего круга забот, которые заслуживают серьезного внимания. Это последствия и ошибки.
Несмотря на свободу выбора своих действий, мы не обладаем свободой выбора последствий этих действий. Последствия подчиняются естественному закону. Они находятся в круге забот.
Мы можем принять решение и встать на пути мчащегося поезда, но мы не можем принять решения относительно того, что произойдет, когда он налетит на нас.
Если последствие нашего выбора нас не устраивает, мы называем этот выбор ошибкой. Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока. Такой подход превращает неудачу в успех. «Успех — это обратная сторона неудачи».
Наибольший вред нам приносят не ошибки — чужие или даже свои собственные, — а наша реакция на них.
Успех — это обратная сторона неудачи
Практическое задание. Выберите какую-нибудь особенно угнетающую вас проблему в своей личной или профессиональной жизни. Определите, к какой категории она относится — к проблемам, находящимся под вашим прямым контролем, под косвенным контролем или вне контроля. Определите первый шаг, который вы можете предпринять для решения этой проблемы в своем круге влияния, и сделайте этот шаг.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей» — краткое содержание книги
Книга «7 навыков высокоэффективных людей» представляет собой превосходную работу, посвящённую саморазвитию и личностному росту. Но в ней вы найдёте не только, как и следует из названия, описание семи навыков высокоэффективных людей, но также и информацию на тему вечных принципов, составляющих нашу систему ценностей, и объяснение того, как нужно и важно заниматься развитием своего характера. Аналогично тому, как устойчивость здания зависит от целостности и прочности его фундамента, характер человека служит основой, на которой зиждется полноценная и качественная жизнь.
О Стивене Кови
Стивен Кови – американский преподаватель и консультант по вопросам организационного управления, руководства и управления жизнью, лектор и автор нескольких книг на тему личной эффективности, доктор философии. Имеет степень бакалавра в сфере делового управления и степень МВА. В своё время был мормонским миссионером в Англии, президентом ирландской миссии мормонов, заместителем председателя совета директоров компании «Franklin Covey».
Получил премию за отцовство (у Кови 9 детей и 52 внука), медаль за заслуги перед человечеством, премию Сикха за вклад в дело мира, международную премию «Предприниматель года» и национальную премию «Предприниматель года», удостоен звания «Оратор года» и включён в список 25 самых влиятельных американцев по версии журнала «Time».
В 2011 году журнал «Time» назвал книгу «7 навыков высокоэффективных людей» одной из самых влиятельных книг по бизнесу.
Краткое содержание книги «7 навыков высокоэффективных людей»
Книга состоит из слов благодарности автора в своём начале и четырёх основных глав. Первая глава посвящена принципам и стереотипам, вторая рассматривает тему личной победы, третья – тему общественной победы, а четвёртая повествует о принципах самообновления. Мы не станем рассматривать в отдельности каждую главу, а вкратце расскажем о семи навыках высокоэффективных людей – основной теме книги.
Вместо введения
Три первых навыка, о которых рассказывает Стивен Кови, ориентированы на внутренний мир человека и активизируют его способность к самообладанию. Именно они являются основой развития характера каждого человека. Только благодаря «личным победам» человек может обрести ту независимость, которая позволит ему достичь общественных побед, связанных с командной работой, взаимодействием и коммуникацией – тремя навыками внешней эффективности. Что же касается седьмого навыка, то он является связующим для всех остальных, а заключается он в регулярном и сбалансированном развитии.
Навык 1 – Будьте проактивны
У человека всегда есть свобода выбора, и он сам ответственен за то, что происходит в его жизни. И на его поступки влияет только он сам, а не обстоятельства или окружение.
Многие люди считают, что значимые события, способные изменить жизнь, будут происходить сами по себе. Они всё ждут, что кто-то за них предпримет попытки сделать их жизнь лучше. Но существенных результатов достигают те, кто решает проблемы, а не рассуждает о них, те, кто пытается отыскать решение, а не оправдаться. Для таких людей даже одно веское «за» гораздо значительнее, чем девяносто девять «против».
Принцип проактивности сводится к изменениям «изнутри наружу». Нет никакого смысла в том, чтобы найти что-то во вне и изменить это. Если вы действительно желаете повлиять на ситуацию, вы должны работать только над тем, на чем вы властны – это вы сами.
Принцип 2 – Начинайте, представляя конечную цель
Ваша жизнь станет складываться по-новому, если вы осознаете, что для вас важнее всего, а после будете постоянно сохранять этот образ в своём сознании, чтобы ежедневно заниматься только тем, что на самом деле важно для вас. Основой эффективности является чёткое понимание конечной цели. В противном случае у вас ничего не выйдет, сколько бы усилий вы ни прилагали.
По словам Кови, всё создаётся дважды. Первоначальным является мысленное творение, а следующим – физическое. Определяющим является стремление изменить что-либо, даже если оно пока нематериализовано.
Вы несёте ответственность за то, чтобы, применяя творческое мышление и воображение, формировать новые жизненные сценарии.
Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала
Под управлением собой следует понимать дисциплинированность, исполнительность, следование установленным порядкам. Очень важно первым делом решать ключевые проблемы, которые являются наиболее важными на настоящий момент времени. Вам нужно расставить приоритеты и, если оно того требует, отбросить всё ненужное на второй план.
Множество людей допускают ошибку, когда начинают выполнять срочные дела – гораздо эффективнее выполнять самое важное, а после просто сохранять баланс между развитием своих средств и ресурсов и ростом результативности. Эффективные люди мыслят возможностями, а не проблемами.
Навык 4 – Думайте в духе «выиграл/выиграл»
Позицию «выиграл/выиграл» можно назвать особым настроем ума и сердца, которое направлено на постоянный поиск взаимной выгоды в процессе взаимодействия с другими людьми. Несмотря на то, что порой находить обоюдовыгодные решения довольно сложно, это просто необходимо, т.к. в противном случае в будущем проиграют обе стороны.
Рекомендуется применять стратегию «ненавязчивости», когда вы вместе со своим оппонентом отодвигаете на второй план все прежние договорённости, оставаясь друг с другом в согласии. Да, у вас нет никаких новых соглашений, но нет и никаких напрасных ожиданий.
Создание подобного рода взаимодействия является немалым трудом, и для достижения партнёрства вам нужно будет быть упорными в достижении целей и внимательными к интересам других.
Навык 5 – Сначала стремитесь понять, а потом – быть понятым
Удивительно, но чётко и убедительно излагать свои идеи может именно тот, кто хорошо слушает, а не тот, кто хорошо говорит. Вы должны овладеть навыком эмпатического слушания – такого слушания, в котором есть намерение понять, а не переубедить или поделиться своей позицией. Смысл здесь сводится не к тому, чтобы с кем-то согласиться, а в том, чтобы понять другого человека как можно лучше.
Перед тем как поднимать проблему, перед оценкой ситуации и формулировкой выводов, перед изложением своих мыслей попробуйте взглянуть на позицию с другого ракурса. Вы должны настроиться на доверие и открытость.
Навык 6 – Достигайте синергии
Согласно Стивену Кови, синергия является формированием команды, командной игрой, сплочённостью, творческим взаимодействием с другими людьми. Если говорить о человеческих взаимоотношениях, то целое может быть больше, чем просто сумма отдельных частей. Если синергия достигнута, появляется возможность находить поистине превосходные решения.
Действительно эффективная личность трезво оценивает себя, признаёт ограниченность собственного восприятия и способна увидеть во взаимодействии с другими людьми источник неисчерпаемых возможностей. Такая личность по достоинству оценивает различия между людьми, т.к. они дополняют её знание о мире, которые её окружает.
Навык 7 – «Затачивайте пилу»
Данный навык служит замыкающим и соединяет воедино все остальные, т.к. только благодаря ему можно их применять. Седьмой навык призван поддерживать и развивать наш основной ресурс – нас самих. Его смысл состоит в том, чтобы постоянно обновлять четыре измерения нашей натуры – физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное – они являются нашими личными ресурсами и средствами.
Развитие эффективности
Естественно, это нелегко – взращивать в себе целостную личность и характер и жить жизнью, которая наполнена служением и любовью. Однако это вполне выполнимо. Началом же является желание взять за основу своего бытия правильные принципы, избавиться от стереотипов и парадигм, навязанных другими людьми, а также освободиться из иллюзорной комфортности привычек, которые нас недостойны.
Начиная с личных побед каждый день и действий, направленных изнутри наружу, вы обязательно добьётесь результатов. А если вы станете помещать в центр своей жизни правильные принципы и будете поддерживать связь между развитием своей способности к действиям и эффективностью своих действий, вы сможете выстроить максимально эффективную и полезную жизнь, полную счастья.
7 навыков высокоэффективных людей: кратко по сути
Вашему вниманию краткое содержание книги “7 навыков высокоэффективных людей” Стивена Р. Кови с моими дополнениями и размышлениями по теме.
Привычки высокоэффективных людей
Автор утверждает (и совершенно справедливо), что первые три навыка – это личные победы, а четвертый, пятый и шестой навык – победы публичные. То есть первоочередная задача высокоэффективной личности – это победа над самим собой, а дальше выстраивание взаимоотношений с окружающим миром.
Навык 1: Проактивность
В смысл слова “проактивность” Стивен Кови вложил сочетание следующих качеств и действий:
Почему люди не хотят брать на себя ответственность? Потому что не хотят выглядеть в глазах общества слабыми, глупыми, ленивыми.
Подсознательно мы все хотим быть хорошими в глазах социума, такими нас создала природа. По ее мнению, принадлежность к толпе делает нас менее уязвимыми. Ведь одиночке в жестоком мире выжить намного труднее: его может саблезубый тигр загрызть, например. Или сам одиночка по незнанию может съесть ядовитую доисторическую ягоду.
К счастью, те времена давно прошли. И та же природа наделила нас выбором (точнее, толстой корой головного мозга, которая позволяет нам его делать).
Что важного в том, чтоб уметь признавать собственные ошибки и отвечать за свои слова и поступки?
А то, что в этом случае появляется возможность все изменить. И это приводит нас к следующей составляющей проактивности.
Надеюсь, все поняли, что речь не о погоде? 🙂
Когда вы знаете, что в силах что-то изменить, но при этом бездействуете, это имеет последствия. Каждый выбор вашей реакции на внешние события имеет последствия, даже если вы выбрали НИКАК не реагировать. И если эти последствия влияют на вас негативно, ВЫ несете ответственность за эти последствия, потому что ваша реакция лежала в кругу вашего влияния.
Отсюда вытекает следующая составляющая проактивности:
Здесь важно понимать разницу. Есть действия, направленные на достижение каких-то конкретных жизненных целей. А есть – взваливание на себя каких-то обязательств, которые в долгосрочной перспективе не привнесут в вашу жизнь того, чего вам бы хотелось. Чтобы эту разницу понимать, необходимо четко осознавать свои ценности и жизненные принципы.
Кови дает оригинальный инструмент для определения своих ценностей:
Именно эти несовпадения должны стать вашими подсказками в формировании жизненных принципов и ценностей.
“Описание” вас на ваших “похоронах” нужно сохранить и периодически перечитывать, чтобы понимать, каким человеком вы хотите быть. Этот список помогает принимать сложные решения и поддерживает мотивацию в стремлении быть лучшей версией себя.
Навык 2: Начинать, помня о цели
Второй навык высокоэффективных людей косвенно связан с упражнением, описанным выше. Автор ведет к тому, что главная цель личности – быть тем человеком, о котором говорят на его “похоронах”. И каждое дело, большое или маленькое, которое вы начинаете делать, должно быть шагом к этой цели.
К сожалению, даже те, кто умеют ставить и достигать цели, часто отклоняются от намеченного пути. Когда человек обнаруживает, что отклонился, он также обнаруживает огромные потери времени, денег, важных отношений, и порой даже… себя.
Дабы не забывать о цели и не терять мотивацию, Стивен Кови рекомендует сосредоточиться на следующем:
Писатель приводит множество историй реальных людей и примеров из жизни, когда человек сосредоточивается на партнере, на деньгах, на материальных благах, на детях, на религии. И не понимает до конца, зачем ему все это нужно.
А когда случается “нештатная” ситуация (партнер бросил, инфляция в стране, ребенок стал подростком и не ценит вас, религиозные догмы стали сомнительными, вас уволили), человек выходит из строя.
Фундамент личности человека формируется в детстве и подростковом возрасте. Мы считываем модели поведения наших родителей и других родственников, пытаемся быть похожими на своих кумиров-знаменитостей, слушаем (даже когда неохотно) учителей в школах. Вся информация о том, как жить, любить, вести себя, прочно записывается в нашем подсознании.
Таким образом, когда мы уже взрослые, мы искренне считаем, что знаем и понимаем мир. Но чем больше мы в этом уверены, тем меньше у нас гибкости ума. Тем меньше мы способны обучиться чему-то и выйти за рамки обыденной жизни и изменить ее к лучшему.
Навык 3: Самое важное – первым приоритетом
В этой части книги о навыках высокоэффективных людей автор дает советы по тайм-менеджменту и самодисциплине. На мой взгляд, эта глава романтизирована и немного растянута: в ней Кови рассказывает, о том, как планировать день, неделю, но у обыкновенного человека, как правило, всегда есть маленькие форс-мажоры, которые тупо не вписываются ни в какие планы.
Самыми полезными здесь оказались следующие инструменты управления своей жизнью:
Первые два квадранта матрицы составляют основу жизни высокоэффективной личности. Квадрант №2 при этом должен быть не менее важен, чем квадрант №1.
Остальные два квадранта Кови советует совсем исключить из жизни. Конечно, это вряд ли возможно, но нужно стремиться их минимизировать. С четвертым квадрантом, который представляет собой сплошного пожирателя времени и сил, необходимо бороться усилием воли, “ловить себя за руку”.
А дела из третьего квадранта – делегировать.
В матрице Эйзенхауэра сложнее всего заполнить именно квадрант №3. С толку сбивает срочность дела – чем быстрее что-то нужно сделать, тем оно кажется важнее. Но это уловка.
Как на нее не попасться?
Необходимо пропустить дело через фильтр ценностей и принципов:
Последний вопрос в этом нехитром упражнении приводит нас к делегированию.
Передать задачу несложно: достаточно найти того, кто согласится выполнить ее и сделает это не хуже вас (а если и хуже, то это не будет иметь слишком большого значения).
Навык 4: Мышление “win-win”
После освоения первых трех навыков, Кови переходит к навыку мышления в стиле “выигрыш-выигрыш”, которое помогает выстраивать эффективные взаимоотношения.
Автор приводит всего 6 типов взаимодействия между людьми в спорных ситуациях, но я назову два самых популярных:
Слово “компромисс” автору совсем не нравится. Он считает, что компромисс лишен творческой составляющей и не раскрывает потенциал сторон. Люди идут на уступки вынужденно, теряя при этом энтузиазм и энергию. И если при “win-win” 1+1=2, то при компромиссе 1+1=1½ или и того меньше.
Способ взаимодействия, к которому стоит стремиться – это “выигрыш-выигрыш”. Но он становится возможным, если каждая из взаимодействующих сторон:
Кови описывает навыки именно в таком порядке, в каком я привожу их здесь. Но в реальности они все тесно взаимосвязаны. Так, третий пункт из вышеперечисленного списка напрямую относится к следующему навыку.
Навык 5: Сначала понять, потом – быть понятым
Фундамент этой привычки – эмпатическое слушание. Это значит, что вы не просто ждете, когда собеседник выскажется, и у вас будет возможность высказать свою точку зрения.
Это когда вы слушаете его действительно внимательно, пытаетесь влезть в его шкуру и понять, как он видит ситуацию.
Осваивать этот навык легче по следующему алгоритму.
Так сложится общая картина, которая ведет к взаимопониманию и эффективному дальнейшему взаимодействию.
Навык 6: Стремление к синергии
Синергия – это пик взаимодействия в стиле “выигрыш-выигрыш”, он полон творчества и мотивации. У вас бывало чувство, когда вы, работая или общаясь с кем-то, оба заряжались положительной энергией? К каким результатам это приводило? Вот это и есть синергия.
При синергетическом взаимодействии результат сильно превышает сумму действий. То есть, это когда:
Простыми словами, объединившись с кем-то, вы можете получить более крутые результаты, чем сделав все то же самое по одиночке. Но чтобы добиться этого, необходимо знать и активно применять навыки с первого по пятый.
Стивен Кови приводит несколько “столпов”, на которых базируется синергия в личной и профессиональной жизни:
Навык 7: Затачивать пилу
В последнем разделе книги о качествах высокоэффективных людей автор показывает принципы сбалансированного самообновления.
Писатель подчеркивает важность постоянного развития человека на четырех жизненных уровнях:
Я рассказывала о них и развитии в них детально в статье о сферах жизни человека и рекомендую вам почитать ее.
Главная мысль здесь в том, что без ежедневного маленького “апгрейда” себя не получится полноценно развивать первые шесть навыков. И если правильно расставить приоритеты и применять те инструменты, которые я описала в этом обзоре, времени на этот апгрейд будет уходить не так уж и много, а польза – колоссальная.
Мой отзыв
В заключение хочу сказать, что после того, как я прочла “Семь навыков высокоэффективных людей” Стивена Кови, моя жизнь действительно круто изменилась. Так что это не просто пафосная фраза, написанная на обложке этой и еще тысячи книг.
Была ли это заслуга автора? Во многом. Он дает мощные инструменты развития личности, задает домашку после каждого раздела книги, подчеркивая, что саморазвитие – это тяжелая работа над собой, а не чтение книжки, как таковое.
Не нужно надеяться, что эта или любая другая книга даст все ответы. Несмотря на то, что многие вещи у Кови идеализированы и не всегда применимы к реалиям, книга очень четко указывает направление, а дальше дело за вами.