6 параграф история 6 класс агибалова читать

ГДЗ по истории 6 класс Агибалова учебник

6 параграф история 6 класс агибалова читать

Авторы: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской

ГДЗ учебник Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. Издательство: Просвещение, серия: История. Всеобщая история. Состоит из 1 части с 288 страницами, согласован с ФГОС.

ГДЗ учебник полностью отражает главные события Средних веков. Содержит десять глав и 32 параграфа. Глубокое понимание и усвоение материала учебника очень важно для современного школьника, так как события прошлого всегда находят отражение в настоящем. Государство франков, христианская церковь, зарождение ислама, Византийская империя, крестовые походы, католическая церковь, государства Западной Европы, культура раннего Возрождения, славянские государства, народы Азии, Америки и Африки, наследие Средних веков – материал, который предстоит изучить ученикам на уроках истории. После каждого параграфа даны вопросы на фиксирование и самоповторение пройденного материала, а по окончанию главы – проектные работы, направленные на формирование творческих способностей и навыков автономной работы у учащихся.

Сайт ЯГДЗ выложил решебник ГДЗ, который содержит готовые решения ко всем вопросам данного учебника. Применяя его, дети смогут перепроверить свои ответы, найти недочеты, устранив их, тем самым углубив и закрепив свои знания.

6 параграф история 6 класс агибалова читать6 параграф история 6 класс агибалова читать

Вам понравился решебник?

Средняя оценка 2.6 / 5. количество оценок 46

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 1

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI ВЕКА)

Как складывались новые государства в разных частях Европы?

Нашествие германских племен на территорию Римской империи в период Великого переселения народов стало причиной не только падения Западной Римской империи, но и образования многочисленных варварских государств. Так на землях империи в Африке было образовано Королевство Вандалов, на территории современной Испании — Королевство Вестготов и Королевство Свевов, на территории Италии — Королевство Отсготов, на территории Галлии — Королевство Франков и Королевства Бургундов, на территории Британии появилось семь варварских королевств.

Многие из этих королевств не просуществовали и пары столетий. Королевство Остготов в Италии просуществовало около 70 лет и в 555 году было захвачено Византией. Королевство Свевов просуществовало менее 200 лет и в 585 году было захвачено вестготами. Само королевство Вестготов просуществовало 300 лет и в 718 году было полностью завоевано арабами. Королевство Вандалов просуществовало менее 100 лет и в 534 году было уничтожено византийским императором Юстинианом. Около 100 лет просуществовало Королевство Бургундов, в 534 году оно было присоединено к Королевству Франков. Британские варварские королевства долго воевали друг с другом за главенство и в конце концов в VIII веке пали под натиском норманнов. Однако вытесненные на запад англосаксы умудрились не только не допустить своего полного уничтожения, но и попытались образовать единое королевство, ассимилировав норманнов. В XI веке Британия подверглась очередному нашествию, на этот раз со стороны нормандского герцога Вильгельма Завоевателя (вассала короля Франков), который стал королем единой Британии.

Дольше всех просуществовало Королевство Франков. В бесконечных войнах франки расширяли свои владения, заручились поддержкой Папы римского и стали «защитниками христианства» в Западном мире. Папство тоже выиграло от сотрудничества с франками. С их помощью римская христианская церковь получила хорошую возможность противопоставить Западный христианский мир Восточному византийскому христианскому миру. Папы римские получали от франков в собственность земли, богатство и крестьян, обрели защиту. Была даже образована Папская область, подвластная Папе римскому. Франки же с помощью Папы римского получили надежный инструмент управления народами, входящими в состав государства. В 800 году король франков Карл Великий был коронован императором. Сам Карл Великий проявил себя деятельным королем и защитником христианства. Он не только расширял границы своей империи, но и заботился о ее безопасности, укрепляя границы. Считая себя преемником Римской империи Карл Великий развивал науку, искусства, архитектуру, сделал очень много для сохранения античных ценностей.

В эпоху Франкского государства в Западной Европе зародился новый тип общества, названный феодальным. Это общество стало главным отличительным признаком всего западноевропейского Средневековья. Империя Карла Великого распалась при его внуках, которые разделили ее на три части. На развалинах империи возникли Восточное и Западное франкское государство, а также Срединное государство. Со временем феодалы, как крупные землевладельцы, стали настолько самостоятельными и сильными, что перестали нуждаться в сильной королевской власти. Наступил период феодальной раздробленности. Особенно сильно феодальная раздробленность проявилась во Франции. Там король вообще ничего не решал и не управлял собственным государством. Немного лучше дела обстояли в Восточном франкском государстве. При Оттоне I оно стало Священной римской империей.

ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI-VIII ВЕКАХ.

Вопросы в тексте параграфа

Что вы помните об образе жизни германцев, их религии из курса истории Древнего мира? Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V веке?

В начале V века н.э. Римская империя подверглась нападению варварских племен с северной европейской части. Это были германские племена готов, франков, вандалов, бургундов, англов, саксов, ютов, фризов, свевов, алеманнов и т.д. С востока земли Восточной и Западной Римской империи атаковали племена гуннов. Это воинственное азиатское племя кочевников практически поставило на колени Восточную Римскую империю, дойдя практически до Константинополя, заставив императора подписать унизительный мир и обложив империю огромной данью.

Какие из них захватывали Рим?

Из курса мировой истории Древних Веков нам известно, что Рим сначала был захвачен германским племенем готов. Второй раз Рим был захвачен и разграблен племенем вандалов.

Как вели себя германцы в захваченных землях Империи?

Города, подвергшиеся нашествию германских племен, были разграблены. Германцы вели себя в них как и все завоеватели, они сжигали дома, грабили и убивали население городов. Из-за бессмысленного уничтожения культурного наследия Рима племенем вандалов сегодня нам известен термин вандализм.

Римская империя и Великое переселение народов

6 параграф история 6 класс агибалова читать

Какая из двух империй Западная или Восточная — пережила больше нашествий во время Великого переселения народов?

Западная Римская империя пережила больше нашествий во время Великого переселения народов. Собственно говоря, эти нашествия и стали причиной распада Западной империи. Восточная империя также подвергалась нашествиям гуннов и славянских племен.

Назовите и покажите варварские королевства. Какие современные географические названия на карте Европы появились в эпоху Великого переселения народов?

Варварские королевства, образовавшиеся после нашествия германских племен и падения Западной Римской империи: Королевство Франков, Королевство Остготов, Королевство Бургундов, Королевство Тюрингов, Королевство Вестготов, Королевство Свевов, Королевство Вандалов.

В эпоху Великого переселения народов появилось множество известных сегодня географических названий. Например:

Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого

6 параграф история 6 класс агибалова читать

Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого?

Своими успешными войнами Карл Великий раздвинул границы Франкского государства на огромное расстояние. Во времена правления Карла Великого (768-814 гг.) в состав Франкского государства вошли Саксония, Ломбардия, Бавария, Земли Басков (север Испании) и Далмация.

Какие земли Западной Римской империи не входили в империю Карла Великого (см. карту на с. 13)?

В империю Карла Великого, собравшего под своей властью многие земли бывшей Западной Римской империи, все же не вошли Британия, территории Испании, завоеванные арабами и ставшие Кордовским эмиратом, Северная Африка и юг Италии.

На территории каких современных европейских государств располагалась Франкская империя?

Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, королевство Монако, большая часть Германии, большая часть Италии, Швейцария, Австрия, Словения, частично Хорватия, северная часть Испании.

Работаем с документом

Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей

6 параграф история 6 класс агибалова читать

1. Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

В тот период в обычаях германских племен была так называемая «военная демократия». Вождь должен был опираться на свою дружину, и верность его воинов зависела не только от военной добычи, но и от честности вождя по отношению к своим дружинникам. Поэтому Хлодвиг не мог взять чашу самостоятельно, не опасаясь недовольства своих воинов.

2. Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?

Кроме того, не стоит забывать и дополнительных фактов в этой истории. Данная чаша была украдена из одной христианской церкви. Епископ этой церкви попросил Хлодвига вернуть эту чашу, поскольку она представляла некую священную ценность для христиан. Хлодвиг сразу сказал, что вернет ее, если чаша по жребию достанется ему.

Таким образом, воин, разрубивший чашу, напомнил своему вождю о существовании франкской традиции, по которой за вождём не было закреплено никаких особых прав, и добыча должна была делиться по жребию. Кроме того, возможно, воин-язычник таким образом показал своё презрение к предметам христианского культа.

3. Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

Хлодвиг стал настоящим королем, чья власть основана на принуждении, а не только военным вождем, чья власть основана на авторитете. Таким образом, он получил право верховного правителя карать и миловать. Хлодвиг вполне мог забыть об этом неприятном для него случае, ведь дружинник в тот момент был прав. Но Хлодвиг решил не прощать обиды и для укрепления собственной власти показал всем воинам, кто является хозяином в этом государстве. Это подействовало, короля стали бояться.

Обобщение информации параграфа

1. Составьте схему управления Франкским королевством при Хлодвиге.

6 параграф история 6 класс агибалова читать

Король являлся верховным правителем. Королевский двор – администрацией и чиновниками. Графы управляли отдельными территориями. Дружина служила главной военной силой государства.

2. Какие перемены произошли у франков в их обществе и управлении после завоевания Галлии?

После завоевания Галлии около 100 тысяч франков расселились по всей стране. Принятые по франкским традициям народные собрания, на которых решались важные для общины вопросы, практически уже невозможно было созывать регулярно. Поэтому все важные решения стали приниматься королем Хлодвигом единолично. О его решениях франков просто уведомляли. А сами пока еще свободные франки потеряли право голоса.

Постоянной военной силой стала дружина, содержащаяся на государственные налоги. В каждую область был назначен граф – правитель из доверенных лиц короля. Такие правители собирали налоги, руководили местным судом и командовали отрядами воинов. Земли нового государства щедро раздавались приближенным людям короля. Они становились крупными землевладельцами и организовывали свои владения по принципу государства в государстве.

3. Какими путями рядовой свободный человек мог попасть в зависимость от знати? Почему это происходило?

Несмотря на то, что у крестьян раннего Средневековья оставалось право быть свободными и самостоятельно возделывать свою собственную землю, в реальной жизни все было совсем не так. Личная свобода была практически невозможна. Многочисленные государственные поборы вгоняли свободных людей в долги, постоянные войны и сборы ополчения не приносили прибыли простым воинам, но оборачивались запустением для их земельного участка, а притеснения знатных соседей заставляли искать защиты. Естественно, под защитой подразумевалась полная зависимость от покровителя.

4. Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла. К каким изменениям во франкском обществе она привела?

Майордом Карл Мартелл провел военную реформу, создав конное войско. Однако, что самое интересное, в сражении при Пуатье у франков вообще не было конницы, только профессиональная пехота, выстроившаяся фалангой на холме у леса. Холмистая местность с оврагами свела на ноль все преимущество арабской конницы.

Тем не менее Карл Мартелл сумел понять какую мощь может представлять тяжеловооруженный рыцарь на коне со стременами (раньше стремена ни в римской армии, ни в варварских войсках не использовались). Без тяжелой конницы даже победа при Пуатье не гарантировала победу над арабами в их стремлении покорить Европу. Поэтому Карл Мартелл провел свою знаменитую военную реформу. В чем она заключалась? Ранее дружина короля получала землю в полную собственность и тогда сложилась неприятная для короля ситуация – феодалы, владели большей территорией нежели сам король. Тогда Карл решил сделать следующее – он отобрал церковные земли и раздал своим вассалам земли в пожизненное использование на условии службы королю. Как только феодал умирал, его земля могла перейти к наследникам только в том случае, если они присягнут на верность королю снова. И земля могла даваться исключительно за службу короне. Если вассал нарушал свой долг перед королем, то землю у него могли отобрать. Также, владелец земли был обязан не только служить королю и выставлять на войну хорошо вооруженного всадника, но и платить налог. Сам феодал обязан был идти на войну в качестве конного рыцаря. С помощью такой военной реформы Карлу удалось собрать профессиональное войско, которое в своем большинстве состояло из тяжелой кавалерии.

В первый период существования такой реформы королевская власть значительно укрепилась, так как вассалы просто боялись потерять свои земли. Однако со временем реформа привела к тому, что свободные крестьяне-воины постепенно превратились в зависимых от своего феодала крестьян, которые даже не могли перейти на другой землю. Именно реформа Мартелла дала начало развитию феодализма, который был главным общественным строем средневековой Европы.

5. Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия?

Фактически майордомы сосредоточили в своих руках всю власть при попустительстве «слабых королей» династии Меровингов. Поэтому, когда сын Карла Мартелла Пипин Короткий попросил папу римского решить, кто должен быть королем франков, тот кто обладает реальной властью или тот, кто носит титул, папа римский одобрил свержение последнего Меровинга, короля Хильдерика III и передачу власти Пипину Короткому.

6. Как возникла Папская область?

Начало Папской области положил Пипин Короткий. В 751 году папа римский одобрил свержение последнего короля Меровина Хильдерика III и передачу власти Пипину Короткому. В ответ на этот жест король Пипин пришел на помощь папе римскому в его конфликте с лангобардами. После своего военного похода на лангобардов Пипин Короткий подарил папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата, что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз осуществлял «дары» в папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году. В последующем правители франков неоднократно «дарили» римскому епископу земли, даже ещё не завоёванные ими, а сами папы заявляли претензии на земли, которые им на самом деле никто не дарил. Кроме того, для оправдания светской власти пап (Рим и его окрестности тогда считались принадлежащими Византии) был сфабрикован подложный документ — так называемый «Константинов дар».

1. Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». Как вы понимаете эти слова? От имени германца кратко опишите типичного римлянина, от имени римлянина — типичного варвара.

Варвары и римляне никогда не испытывали друг к другу добрых чувств. Римляне с трудом переносили варваров, считали их далекими от цивилизации, презирали их. В Риме даже была запрещена варварская мода – штаны, меховая и кожаная одежда. Варвары платили Риму «той же монетой». Они ненавидели «жирную империю» и завидовали богатству римлян. Однако со временем, варвары стали фактически основной и единственной военной силой Рима. Они стали занимать важные военные посты и стремились утвердить свое право стоять на одной ступени с римлянами. Именно об этом моменте, когда варвары стали становиться «цивилизованными», а римляне скатывались в своих пороках до уровня варваров, и говорит историк в своей цитате.

2. Представьте, что франка обвиняют в краже коня. Он ни в чём не виноват. Прочитайте дополнительный текст на с. 16 и расскажите, как будет вести себя франк на суде. Чем будет отличаться его поведение от поведения на судебном процессе в наши дни?

6 параграф история 6 класс агибалова читать

В наши дни правосудие опирается на основополагающий принцип невиновности, то есть подозреваемый изначально считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В средние века существовал обратный принцип – виновности. Если франка обвинили в краже коня, то значит есть обвинитель и свидетели, которые подтвердили, что конь был украден именно франком. Для обвиняемого требовалось доказывать свою невиновность с помощью других свидетелей, и обычно их требовалось очень много. Эти свидетели должны были также без ошибки произнести священную клятву. Поэтому зачастую для обвиняемого единственным способом доказать свою невиновность оставался Божий суд. Испытание кипящей водой было очень популярно у франков. Обвиняемый должен был на некоторое время опустить руку в котел с кипящей водой, и если через неделю рука заживала, то он признавался невиновным. Естественно, такое быстрое заживление было редкостью, а значит обвиняемый признавался виновным и приговаривался к огромному штрафу. Если он не мог его выплатить, то он платил своим имуществом. Если же имущества не хватало – то своей жизнью.

3. Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты его характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Почему?

Считается, что король Хлодвиг I был прагматичен до цинизма. Несмотря на то, что многие ценят его заслуги за крещение своей страны, церковь отказалась канонизировать короля, хотя возвела в ранг святых его супругу, королеву Клотильду. Причина этому – характер Хлодвига. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами. Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Естественно, с точки зрения общечеловеческой морали, такие поступки Хлодвига не могут получить одобрения, хотя все знаменитые правители на этапе централизации власти действовали похожим образом.

4. В документе сказано, что бедняк Арнальд отдал себя и трёх своих сыновей с их потомством в зависимость монастырю. Предположите, что могло их вынудить к отказу от земли и свободы.

Причин такому поступку может быть множество, начиная от фанатичной веры, и заканчивая простыми житейскими долгами и проблемами. Несмотря на то, что у крестьян раннего Средневековья оставалось право быть свободными и самостоятельно возделывать свою собственную землю, в реальной жизни все было совсем не так. Личная свобода была практически невозможна. Многочисленные государственные поборы вгоняли свободных людей в долги, постоянные войны и сборы ополчения не приносили прибыли простым воинам, но оборачивались запустением для их земельного участка, а притеснения знатных соседей заставляли искать защиты. Естественно, под защитой подразумевалась полная зависимость от покровителя.

5. При Каролингах должность майордомов во Франкском государстве была упразднена. Как вы думаете, почему?

В связи с ослаблением королевской власти династии Меровингов в середине VII века начинает приобретать особенную силу должность майордома. Трудно определить первоначальное значение этой должности, скорее всего это были так называемые «министры двора», которые заведовали всеми чиновниками и дворцовым хозяйством. Со временем и при попустительстве «слабых королей» майордому стали не только заведовать придворной службой, но и управлять имениями короля. Они сосредотачивают в своих руках военную и административную власть, исполняют судебные функции и фактически становятся главами государств, устранив «ленивых королей». Каролинги считали себя сильными правителями, их династия произошла как раз из майордомов. Поэтому они прекрасно понимали, чем грозит передача власти в руки майордома. Естественно, потребность в такой должности при сильном правителе отпадает сама собой.

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 12

В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ

Вопросы в тексте параграфа

Зачем и на каких условиях франкский майордом Карл Мартелл раздавал землю своим воинам?

Майордом королевства франков Карл Мартелл провел военную реформу и создал войско тяжелой конницы. За военную службу Карл Мартелл раздавал воинам землю с крестьянами, которые должны были обеспечивать воина всем необходимым. Земля раздавалась в пожизненное использование на условии службы королю. Как только феодал умирал, его земля могла перейти к наследникам только в том случае, если они присягнут на верность королю снова. И земля могла даваться исключительно за службу короне. Если вассал нарушал свой долг перед королем, то землю у него могли отобрать. Также, владелец земли был обязан не только служить королю и выставлять на войну хорошо вооруженного всадника, но и платить налог. Сам феодал обязан был идти на войну в качестве конного рыцаря. С помощью такой военной реформы Карлу удалось собрать профессиональное войско, которое в своем большинстве состояло из тяжелой кавалерии.

Какие отношения связывали сеньора и вассала?

Принимая феод от сеньора, рыцарь давал вассальную клятву. Клятва верности вассала и ответ на нее сеньора устанавливали личную связь чести между двумя рыцарями. Дух рыцарской морали пронизывал вассальные отношения. Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели. Ответная верность сеньора своему вассалу ценилась не меньше. Сеньор «обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек — своему сеньору». Равенство сеньора и вассала, как двух одинаково благородных рыцарей следует из самого факта клятвы, принять и держать которую могут лишь те, кто имеет равные понятия чести.

Какими способами средневековые строители делали замки неприступными?

Работаем с документом

6 параграф история 6 класс агибалова читать

1. Какой, судя по этим наставлениям, должна была быть идеальная знатная дама – хозяйка средневекового замка?

Идеальная знатная дама должна быть образованной, хорошо воспитанной, опрятной и скромной. Она должна досконально знать правила этикета и следовать им.

2. Как вы считаете, могут ли эти наставления быть полезны в наши дни?

Безусловно, такие наставления могли бы быть полезны в наши дни. В них нет ничего предосудительного. Все эти наставления основаны на простых правилах хорошего поведения в обществе.

Обобщение информации параграфа

1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду.

Атакующая армия тоже серьезно готовилась к штурму укрепленного замка. Они сооружали большие щиты из толстых деревянных досок для защиты от стрел воинов, разбивающих ворота тараном, или работников, ведущих подкоп под стены замка или засыпающих ров. Штурмовые лестницы или осадные башни также сооружались на месте перед осаждаемым замком. Как только подходы к замку были обеспечены, атакующее войско старалось взобраться по лестницам на крепостные стены и преодолев сопротивление защитников открыть изнутри ворота замка. Или же таран разбивал ворота, и воины врывались в замок. В ходе осады активно использовались зажигательные стрелы и горючие смеси для поджога деревянных хозяйственных помещений замка.

2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов.

3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря?

Феодалы ценили физическую силу гораздо больше, чем ум и образование. Будущего рыцаря начинали учить воинскому искусству и поведению в высшем обществе с детства. В программу военного обучения входили фехтование, верховая езда, борьба, плавание, метание копья, тактика боя. Также кроме воинских умений будущий рыцарь должен был обучиться пению, танцам, умению одеваться, правилам поведения в обществе. Однако, не всегда будущих рыцарей обучали читать, писать и считать. С 7 лет будущего рыцаря отправляли в услужение к знатному феодалу, а в 15 лет юноша становился оруженосцем. Только после длительной службы или воинских подвигов юношу могли посвятить в рыцари.

4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?

С детства считалось необходимым привить молодому человеку необходимые качества и понятия, которые высоко ценились среди феодалов: честь, гордость, благородство, смелость и самоотверженность, презрение к смерти, куртуазность в обществе. Рыцарь должен был посвятить свою жизнь служению сеньору и следованию кодексу рыцарской чести: совершать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, быть справедливым и галантным.

5. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Несмотря на то, что кодекс рыцарской чести рисовал «идеального рыцаря», многие следовали ему лишь в отношении людей своего круга – рыцарей, знатных дам, землевладельцев. Крестьяне и люди незнатного происхождения считались людьми более низкого сорта, и к ним рыцари не проявляли своих «рыцарских» качеств. Всех, кого рыцари считали неблагородными, они презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко. Да и с людьми своего круга рыцари далеко не всегда придерживались кодекса чести.

1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну феодала. Почему его не делили между всеми сыновьями?

2. В чем была сила, а в чем – слабость рыцаря на поле боя?

Слабость рыцаря на поле боя заключалось в его индивидуализме. Поскольку рыцари были не только профессиональными воинами, но и представителями благородного сословия с болезненно острым чувством собственного достоинства. В бою он равен любому из своего сословия, но зависит только сам от себя, поэтому выделиться он может только показав свою храбрость, добротность доспехов и резвость коня. Это рыцарь и демонстрировал всем на поле боя. Все это выражалось в том, что рыцари не придерживались строя, не слушались приказов (обычно командиры их вежливо просили, а не приказывали), и в пылу сражения стремились к одиночным схваткам – никакой дисциплины. Не удивительно, что в попытках обуздать своевольство рыцарей были сформированы воинственные рыцарские ордена с жесткими уставами и четкими правилами поведения на поле боя.

Также слабостью рыцаря могло стать его мощное боевое облачение. Потеря коня делала рыцаря неповоротливым. Сражаться в пешем строю рыцари вообще не могли. Их стиль боя подразумевал одиночные мощные удары тяжелым мечом. От таких ударов несложно было увернуться более маневренному противнику. А уж против навалившейся толпы с длинными копьями или баграми, которые просто валили рыцаря на землю, спасения безлошадному рыцарю не было.

3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: «Лучше умереть, чем опозориться», «Мой Бог и мое право», «Слава – награда за смелость», «Я не король и не князь, я граф де Куси»?

Девиз «Лучше умереть, чем опозориться» («Malo mori quarn foedari») принадлежал герцогу Бретани, Франциску I. Этот девиз мог означать, что рыцарь будет сражаться до смой смерти, и не побежит от врага в бою – это могло бы считаться позором. Во время мирной жизни этот девиз мог подразумевать, что его приверженец будет мстить до конца опозорившему его человеку.

Девиз «Мой Бог и мое право» («Dieu et mon droit») является девизом английской монархии со времен Генриха V (начало XV века). Этот девиз указывает на божественность права монарха на корону. В настоящее время девиз изображен на ленте в нижней части герба Великобритании).

Девиз «Слава – награда за смелость» («Virtutis gloria merces») является девизом шотландского клана Робертсонов (XV век). В шотландских племенах девизы всегда сначала появлялись как боевые кличи. Поэтому никакого скрытого смысла в этом девизе нет. Его следует понимать буквально: слава в бою придет только тому, кто смел и отважен.

Девиз «Я не король и не князь, я граф де Куси» изначально звучал по-другому «Я не король, не принц, не герцог и не граф. Я – сир де Куси» («Roi ne suis Ne prince ne due ne comte aussi; Je suis le sire de Coucy»). Он принадлежит средневековой династии де Куси, получившей недобрую славу самодуров, деспотов, извергов и т.д. Династия Куси владела землями на северо-востоке Франции. Они выстроили самый мощный замок в королевстве, который для многих поколений де Куси служил опорой в их грабительских набегах. Они воевали против всех, отличались жестокостью и подлостью. Представителей этой династии неоднократно отлучали от церкви. Де Куси не признавали над собой никакой власти, были в оппозиции к французским королям, к церкви, враждовали со своими соседями. Об этом как раз и говорит девиз – насмешка над всем сложившимся правопорядком.

4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты в правую сторону (она так и называлась – геральдическая).

Все пошло от латинских правил геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая — добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь или птица), изображенные на гербе, должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность?

На мой взгляд, современным молодым людям было бы неплохо почаще вспоминать о правилах рыцарской чести. Если это было модным в Средневековье, то почему не может стать модным сейчас.

6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ.

Лишь в 1316 году папа Иоанн XXII снял церковный запрет на проведение турниров. К этому времени турниры, в основном, стали намного безопаснее и больше походили на театрализованное шоу. Рыцари сражались в полном стальном доспехе тупыми копьями с наконечниками в виде короны, затупленными мечами с округленными наконечниками. Перед турнирами священнослужители даже стали благословлять рыцарей. Тем не менее, полностью избежать травматизма не удалось. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо. А в 1559 году французский король Генрих II погиб после того, как сломанное копье противника попало через забрало в глаз.

7. Составьте рассказ «Праздничный день феодала», включив в него описание замка, турнира (или охоты), пира в замке.

Сегодня в замке феодала праздник. Впрочем, как и в последние два дня, а также и всю следующую неделю замок будет заполнен гостями. Отмечают женитьбу старшего сына господина. Со всей округи съехались вассалы феодала со своими семьями и свитами. Очень много пышно одетых благородных дам и знатных рыцарей. Все спешат засвидетельствовать свое почтение молодоженам и самому сеньору, а также одарить их подарками. Весь замок украшен пестрыми флагами и лентами, над башней-донжоном замка гордо реет стяг с родовым гербом феодала. Особо постарались садовники, они высадили по всему замку и вокруг него тысячи цветов. Гвардия сеньора одета в свою самую парадную форму, но несмотря на праздник и опущенный через ров мост, не оставляет своих обязанностей охраны замка, посты гвардейцев видны на каждой каменной стене замка. Они стараются быть незаметными, чтобы не мешать знатным гостям, но безопасность превыше всего.

В замке сегодня полно народа. Замковая прислуга сбилась с ног, стараясь удовлетворить запросы знатных гостей. Перед замком обустроили большую ярмарку. Торговцы и бродящие артисты развлекают гостей и деревенских крестьян. Для крестьян тоже праздник. На ярмарке сеньор организовал раздачу бесплатного пива и вина. Все должны быть довольны. Атмосфера праздника царит повсюду.

А сегодня особенный день – день рыцарского турнира. В поле за крепостной стеной соорудили трибуны и место для конных рыцарских схваток. Со всей округи на турнир съехались рыцари. Они постараются показать свою доблесть и удаль в схватке за расположение и благосклонность младшей из дочерей сеньора. Кто знает, может победитель даже станет мужем этой благородной дамы.

Вопросы и задания к главе IV

1. Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе?

Нам известно, что рыцарство как особый слой средневекового общества в Западной Европе сложилось лишь к XI веку, а достигло своего расцвета в XII — XV веках. Это было военно-аристократическое сословие, возникновение и развитие которого было вызвано укреплением феодализма и возвышением новой служилой знати и дворянства. Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом упрощенном виде мыслило его состоящим из трех разрядов — молящихся, воюющих и работающих. Первые два, по существу, охватывали господствующий класс — феодалов, духовных и светских. Эти разряды были сложнейшими социальными образованиями, связанными внутри разветвленной сетью экономических, политических, юридических и личных отношений, имевшими свои достаточно специфические общественные и духовные интересы. Рыцари входили в разряд «воюющих». Статус рыцаря предполагал благородное происхождение, обязательное включение в систему отношений сеньор-вассал и профессиональную военную подготовку. По сути, рыцарство было самым привилегированным социальным слоем средневекового общества.

2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев – феодалов?

Крестьяне были связаны с феодалом различными видами зависимости. Поземельно зависимые крестьяне получали в пользование землю феодала на условиях несения повинностей: барщины, оброка и дополнительных обязательств. Размеры повинностей, устанавливаемых феодалом при передаче земельного надела крестьянину, регулировались традициями и волей феодала. Вступая в поземельную зависимость, крестьянин получал защиту феодала и принимал на себя обязательства, которые должен был выполнить.

3. Что в жизни крестьян определяла община?

Община в жизни крестьянина занимала значимое место. Только в общине крестьянин мог получить поддержку и хоть какую-то защиту от произвола феодала. Объединившись в общину, крестьяне могли помогать друг другу и отстаивать свои права, если сеньор допускал произвол в отношении крестьян, превышал оговоренные нормы оброка или барщины, устанавливал дополнительные повинности и т.д. Также крестьянская община поддерживала порядок на своей территории. Она помогала беднякам выплачивать повинности, опекала вдов и сирот, а также организовывала празднества и игры.

4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века?

Господство натурального хозяйства прежде всего определялось ходом исторического развития. Экономическая система должна была пройти свой путь и натуральное хозяйство – это один из этапов ее развития. Среди причин господства натурального хозяйства:

5. Закончите фразу. Воин, получивший от кого-либо феод, считался его а) сеньором; б) рыцарем; в) вассалом; г) феодалом.

Воин, получивший от кого-либо феод, считался его в) вассалом.

6. Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ): а) хозяйство, в котором для производства товаров используются только натуральные сырье и материалы; б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления; в) хозяйство, в котором продукты и вещи производятся для продажи на рынке; г) хозяйство, в котором люди присваивают в готовом виде то, что дает природа?

б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Средневековая деревня»

Коллективный информационный проект «Рыцарский замок»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *