6 класс история россии вводный урок
Урок истории для 6 класса «Введение в историю России»
Урок по истории 6 класс. (история России)
Тема урока: Введение
Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.
формирование общих представлений о курсе «история России», периодизации российской истории, факторах её самобытности. Знакомство с видами исторических источников по истории России с древнейших времен до начала 16 века.
Предметные : определять хронологические рамки нового курса, выделить основные периоды российской истории, умения давать оценку роли России в мировой истории. Способность формулировать и объяснять факторы самобытности истории России. Знание основных видов ист. источников по отечественной истории с древнейших времен до нач. 16 века.
Метапредметные: познавательные – умение выделять в тексте главное, делать выводы, строить речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты совей работы на уроке.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: принятие правил поведения и работы на уроках истории. Познавательный интерес к истории России. Осознание самобытности российской истории.
Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, карта.
1. Что такое история что она изучает.
2. Виды исторических источников по истории России
2. Проверка домашнего задания: работа в тетради и рассказы по составленным планам.
3. изучение новой темы:
Вопросы учителя к ученикам:
1. Что такое история? что она изучает?
2. Какие виды исторических источников по истории России вам известны.
Вспоминают. Что история – это наука, которая изучает прошлое.
Есть разные виды источников, как письменных, так и вещественных и устных.
Определять хронологические рамки нового курса, выделить основные периоды российской истории, умения давать оценку роли России в мировой истории. Способность формулировать и объяснять факторы самобытности истории России. Знание основных видов ист. источников по отечественной истории с древнейших времен до нач. 16 века.
Изучение нового материала.
Рекомендует полистать страницы учебника и найти тексты и изображения, представляющие памятники древней истории России.
Предлагает ознакомиться с текстом «История России» на стр. 4-5 учебника, а затем вернуться к беседе:
1. Что изучает история России?
2. Объясните, как географическое Положение влияет на развитие России? (можно вспомнить факторы развития древнейших цивилизаций.
3. Вам известно, что история России – часть всемирной истории человечества. Как вы считаете, является ли история родного края частью истории Отечества.?
1. только зная прошлое, мы можем понять настоящее. Планировать будущее, ведь каждый из нас любит родину, является частью её. А история России является частью всемирной истории, так как Россия развивалась бок о бок с другими государствами.
2. огромное влияние на развитие России оказало её географическое расположение и природа. Обширные территории, непроходимые леса заставили наших предков объединиться, чтобы вместе преодолевать трудности. Объединению помогала и государственная власть.
3. На протяжении веков разные народы с разными культурами защищали Родину, работали на благо её процветания, государственная власть сама терпимо и с уважительно относилась к вере и традициям разных народов, населяющих Россию. Поэтому и необходимо изучение истории народов России, своего края, которая является частью нашей единой большой Родины – России.
умение выделять в тексте главное, делать выводы, строить речевые высказывания в устной форме. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: принятие правил поведения и работы на уроках истории. Познавательный интерес к истории России. Осознание самобытности российской истории
Как вы поняли тему урока на сегодня? Что вам показалось сложного и какие вопросы остались у вас к учителю по данному предмету?
Для предварительного чтения §1.
Записывают номер параграфа и форму изучения: предварительное чтение.
Содержимое разработки
«Что изучает история Отечества»
Подготовила учитель истории и обществознания МАОУ СОШ « Школа № 139» Изосова И.В.
( один из крупнейших русских историков) :
( Русский поэт, драматург и прозаик) :
Начало формирования, становление и расцвет государства Киевская Русь
Формирование и становление централизованного Московского государства
Виды исторических источников?
Какие исторические источники вы знаете?
Работа со словарем
составленные по годам
Фольклористика — наука, изучающая народное творчество
Вводный урок по истории в 6 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Вводный урок по истории в 6 классе
Частный репетитор
Инна Игоревна
Описание слайда:
1. Империю франков создал:
а) Хлодвиг
б) Пипин Короткий
в) Карл Великий
г) майордом
Описание слайда:
2. Война алой и белой розы произошла в:
а) Франции
б) Англии
в) Германии
г) Чехии
Описание слайда:
3. Грамота о прощении грехов называлась:
а) индульгенция
б) десятина
в) спекуляция
г) феод
Описание слайда:
4. В какой город был приглашен княжить Рюрик:
а) Киев
б) Новгород
в) Изборск
г) Ладога
Описание слайда:
5. К какому веку относится правление Владимира Мономаха в Киеве:
а) XII
б) XI
в) XIII
г) IX
Описание слайда:
6. Кто из перечисленных пар были современниками:
А) В. Мономах и Иван I
Б) Иван III и Софья Палеолог
В) Нестор и Рюрик
Г) Д. Донской и Биргер
Описание слайда:
7. Какое событие произошло в 1242 г?
а) Битва на р. Калке
б) начало похода Батыя на Русь
в) Невская битва
г) Ледовое побоище
Описание слайда:
8. Какое событие произошло позже других:
А) Крещение Руси
б) Невская битва
в) Куликовская битва
г) призвание варягов
Описание слайда:
9. Первая русская летопись называлась:
а) «Повесть временных лет»
б) «Слово о погибели земли русской»
В) «Слово о полку Игореве»
г) «Задонщина»
Описание слайда:
10. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате:
а) нашествия хана Батыя
б) походов хана Мамая
в) походов хана Кучума
г) набегов половцев
Описание слайда:
11. Владимир Святославович, Иван Калита, Иван III – каково их родовое имя:
А) Романовы
б) Гедиминовичи
в) Рюриковичи
г) Ольгердовичи
Описание слайда:
12. С событиями, какого века связано имя Александра Невского:
А) X века
Б) XI века
В) XIII века
Г) XIV века
Описание слайда:
13. О каком деятеле идет речь: «он уделял много внимания просвещению, переводу книг, при нем были возведены Успенский собор и «Золотые ворота» во Владимире…»
А) Иван Калита
Б) Владимир 1
В) Андрей Боголюбский
Г) Ярослав Мудрый
Описание слайда:
Рассмотрите карту «Восточные славяне и их соседи в IV – IX вв.»
Описание слайда:
14. Укажи название Восточнославянского племенного союза, территория расселения которого обозначена на карте цифрой 1:
1) Ильменские словене
2) Кривичи
3) Поляне
4) Вятичи
Описание слайда:
15. Укажи название города, основанного древними греками, обозначенного на карте цифрой «3».
Описание слайда:
Рассмотри изображения памятников культуры и выполни задания 1, 2.
Описание слайда:
1. На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники культуры России, а на каких – памятники культуры зарубежных стран? Запиши в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры. Ответ:
Описание слайда:
Выбери один из этих четырёх памятников культуры и укажи название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Ответ должен содержать цифру выбранного памятника и название города. Например, «3. Екатеринбург».
Описание слайда:
3. Установи соответствие между понятиями и их определениями:
1) вервь 2) тиун 3) закуп 4) рядович
а) княжеский слуга б) община в) работник по договору г) крестьянин, взявший ссуду
Описание слайда:
4. Расположи киевских правителей в хронологической последовательности:
А) Ярослав Мудрый
б) Святослав Игоревич
в) Владимир Святославович
г) Владимир Мономах
Описание слайда:
5. Установите соответствие между событиями и датами:
Описание слайда:
6. Рассмотри изображение и укажи, два верных суждения из пяти
1) Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.
2) Изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища
3) Князь, изображённый на марке, участвовал в битве на реке Сити
4) Князь, изображённый на марке, подавил выступления новгородцев против переписи населения монголами.
5) Князь, изображённый на марке, был дядей родоначальника московской княжеской династии.
Описание слайда:
7. Прочитайте текст и напишите цифры предложений, в которых содержится ошибка.
Описание слайда:
Прочитай отрывок из летописи и выполни задания.
Описание слайда:
Назовите событие, о котором идёт речь в данном отрывке. Укажите год, когда оно произошло
Укажите два решения, принятые в ходе описываемого события.
Назовите инициатора проведения описываемого события. Укажите один факт, указывающий на его стремление выполнять принятые решения. Укажите его вклад в развитие древнерусского законодательства.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Классный час на тему: «18 мая- День памяти жертвам Депортации крымско-татарского народа»
План мероприятий План мероприятий, посвященных 35-летию со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС
Методический материал. Организационно-распорядительные документы по организации в образовательной организации фестиваля ВФСК «ГТО»
Методическая разработка викторина «День Победы»
«Обучение составлению загадок» (внеурочная деятельность) Фрагмент занятия во 2 классе
СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Праздник светлой Пасхи»
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5237047 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по истории 6 класс «Вводный урок по истории России»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
План урока Что такое «История России»? Периодизация истории России Основные источники знаний по истории России.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
Для чего мы изучаем историю России? Для того, чтобы понять своеобразие отечественной цивилизации, ознакомление с историей помогает в изучении других предметов.
Исторические науки археология нумизматика геральдика этнография топонимика
ВЕКА IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-621735
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по истории России 6 класс ФГОС «Введение. Наша Родина Россия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь — не шатается! И века простоит — не шелохнется! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!
Выбранный для просмотра документ Тема.docx
Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
У каждого человека, у каждого народа есть свой образ идеальною Отечества. Так, англичане говорят «Добрая старая Англия» или «Веселая старая Англия» (« Merrie old England »), французы — Милая Франция» (« La douce France »), а русские — «Матушка Россия».
Прочитайте высказывания двух великих людей и ответьте на вопросы.
(Цитаты представлены на экране.)
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И.С. Тургенев).
« Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека).
-Как вы поняли смысл данных высказываний?
-Что объединяет эти два высказывания?
В этом году вы начинаете изучать историю своей Родины.
-Историю каких народов вы уже изучали?
-Какие события из истории Древнего мира или Средних веков вам запомнились больше всего? Почему?
-Какие исторические деятели вызвали ваше восхищение и уважение?
-Интересно ли вам было знакомиться с курсом всеобщей истории?
Тема нашего урока «Наша Родина — Россия».
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
-На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
1.Наша Родина, наше Отечество.
2.Для чего мы изучаем историю своего Отечества.
3.Исторические источники и науки — помощницы историка.
4.Знакомство со структурой учебника и формами работы.
-Почему историю России называют коллективной памятью?
Введение в новый материал
Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам истории России. Как начиналась и развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Наша Родина, наше Отечество
Давайте сыграем в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать те ощущения, представления, идеи, которые у вас возникли.
Посмотрите на карту (карта мира представлена на слайде). Россия — самое большое по площади государство в мире. Границы России проходят и по суше, и по морю. Расположена наша страна на материке Евразия. Ее столицей является Москва.
-Работая с материалом учебника (с. 6, 7) и картой, в схематичной форме представьте, где расселились представители различных языковых групп.
(Во время выполнения задания составляется схема (см. с. 11).)
(Проверка выполнения задания.)
-Разгадайте старинную поэтическую загадку.
«Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — свет от тьмы да тепло от стужи, третье — дряхлым пеленанье, а четвертое — жаждущим родник». (Береза.)
Березу издавна считают символом России. «Русь моя, люблю твои березы, с первых лет я с ними жил и рос», — писал поэт Н. Рубцов.
Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо древнего рода. Слов с корнем род много:
родить — произвести на свет потомство;
родители — отец и мать, у которых рождаются дети;
родословная — перечень поколений одного рода.
Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
(На экране появляется слайд с родословной А.С. Пушкина.)
Знаете ли вы своих предков? Чем они занимались? Какую память о себе оставили?
Отправимся в виртуальное путешествие по страницам нашей истории.
Слайд 1. «Он одной рукой камень вывернет, а двумя-то руками быка свалит. » — говорится в былинах о богатыре Микуле Селяниновиче. Этот герой помогал защищать свою землю от врагов, но труд земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»
Слайд 2. Илья Муромец обладал огромной силой, как физической, так и нравственной. Он был скромен, благодушен, сдержан и отечески заботился о своих друзьях. Алеше Поповичу были свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость и хитроумие. Добрыню Никитича многие сопоставляли с историческим персонажем, дядей князя Владимира — крестителя Руси.
Слайд3. Заветы богатырей своим потомкам:
-защищать свою Родину, беречь ее;
-защищать слабых, стариков и детей;
-быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;
-любить свою родную землю, свой народ.
Слайд 4. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Слайд 5. Величайший российский полководец Александр Васильевич Суворов (1730—1800) не проиграл ни одного сражения, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Он создал передовую систему воспитания и обучения войск, в основе которой лежало убеждение, что человек является решающим фактором победы. Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, разделяя с ними все тяготы походной жизни.
Слайд 6. В годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях создавались подпольные организации, в которые входили люди, не смирившиеся с тем, что на их землю пришли фашисты. Так, в поселке Краснодон юноши и девушки организовали «Молодую гвардию» и вместе с партизанами совершали разные диверсии в тылу врага. Молодогвардейцы поддерживали местное население, рассказывая людям о том, что происходит на фронте, о том, что наша армия переходит в наступление и уже совсем скоро освободит и их родной Краснодон. Фашисты вышли на след молодогвардейцев и арестовали некоторых из них. Они пытали ребят, требуя, чтобы те выдали остальных подпольщиков и указали, где скрываются партизаны. Никто из молодогвардейцев ничего не сказал фашистам. Ребят живыми сбросили в угольную шахту и засыпали камнями. Юные герои погибли, но они внесли свой вклад в победу над фашистской Германией.
— Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
С родной земли умри — не сходи.
Своя земля в горести мила.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Всякому мила своя сторона.
Дома и стены помогают.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На родной сторонке и камешек знаком.
На чужой сторонке Родина милей вдвойне.
Родная землица и во сне снится.
Родная сторонка — мать, чужая — мачеха.
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
Родину, как родителей, на чужбине не найдешь.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Смело идти в бой, Родина за тобой.
Родина краше солнца, дороже золота.
За край родной иди бесстрашно в бой.
2. Для чего мы изучаем историю своего Отечества
(Ответы учеников, составление схемы.) (поурочное с.13)
— Зачем человеку необходимо изучать события прошлого?
Ответим на этот вопрос, используя прием «Мозговой штурм».
(Учитель записывает на доске версии учеников.)
-Перед вами высказывания о роли и назначении истории. Изучите и прокомментируйте их.
«Итог знаний и воспоминаний, накопленных поколениями, — вот что такое наша цивилизация. Стать гражданином можно лишь при одном условии — познакомившись с мыслями поколений, живших до нас» (А. Моруа).
«История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О. Ключевский).
«Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Д.С. Лихачев).
«Можно не знать тысячи наук, но быть при этом образованным человеком. Но не любить историю может только человек совершенно неразвитый нравственно» (Н.Г. Чернышевский).
«. Уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами. » (Полибий).
«Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано» (Диодор Сицилийский).
(Ответы учеников, составление перечня.)
Мы изучаем историю, чтобы:
узнавать о жизни людей в другие эпохи;
извлекать уроки — не повторять ошибок прошлого;
почувствовать себя наследниками великой культуры;
знать историю своих предков, гордиться их достижениями;
осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками.
3. Исторические источники и науки — помощницы историка
Попробуем приоткрыть завесу тайны музы истории Клио.
-Откуда и как ученые узнают о далеких событиях нашей истории, о том, как люди жили в древности?
Вы правильно вспомнили, что для определения достоверности событий прошлого ученые используют исторические источники. Именно с их помощью воссоздается портрет той или иной эпохи, выдвигаются гипотезы о причинах и следствиях различных событий.
Исторические источники весьма разнообразны. О многих из них мы говорили на уроках истории Древнего мира. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, то есть все остатки прошлой исторической жизни.
-Работая с материалом учебника (с. 8), заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
-Какие вспомогательные науки помогают нам воссоздать историю нашей страны?
(Ответы учеников, составление таблицы.)
Вспомогательные исторические науки
Попробуем подобрать ключи к тайнам музы Клио.
-Разделитесь на четыре группы, изучите дополнительный материал, с его помощью воссоздайте события прошлого и ответьте на вопрос.
Дополнительный материал для первой группы
В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), оканчивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» — вода по-фински.
Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) — предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.
-Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для второй группы
-Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для третьей группы
Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.
Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин — кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).
Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.
-Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для четвертой группы
Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений (например, «Дурной глаз на осину глянет — осина завянет»).
Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.
Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).
Своего не бросай, чужого не бери.
-На словах тих, а на деле лих.
-Цвет в поле — человек в воле.
-Дракою прав не будешь.
-Жена при муже хороша.
-Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?
(Проверка выполнения шданин. Подведение итогов работы но данному вопросу.)
4. Знакомство со структурой учебника и формами работы
Нашим навигатором в путешествии в мир знаний станет учебник истории. Давайте познакомимся с ним.
Откройте оглавление и опишите структуру учебника.
(Ученики выполняют задание.)
Вы убедились, что материал учебника делится на главы ( темы), которые в свою очередь поделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать н с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.
(Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике.)
Разделитесь на шесть групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.
Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги».
Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».
Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника.
Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, раз мышляем» и «Историки спорят» в конце главы.
Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой».
Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника.
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Мы начали знакомство с курсом «История России». Давайте вернемся к проблемному вопросу.
-Почему историю России называют коллективной памятью?
-Выскажите свое мнение о знакомстве с курсом «История России», продолжив следующие фразы.