6 июля праздник православный владимирской иконы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

6 июля праздник православный владимирской иконы6 июля праздник православный владимирской иконы6 июля праздник православный владимирской иконы6 июля праздник православный владимирской иконы6 июля праздник православный владимирской иконы

6 июля праздник православный владимирской иконы

Главные новости

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.С. Михалкову орден преподобного Серафима Саровского

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом

Архив

6 июля — празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

6 июля праздник православный владимирской иконы

Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».

В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.

В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

Празднество в честь Владимирской иконы совершается 23 июня (6 июля) в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.

Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.

Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».

И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в XV веке, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.

Существует множество списков и копий Владимирской иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Ростовская, Владимирская Красногорская, Владимирская Чугуевская и многие другие), все они являют чудеса, знамения и благодеяния, изливаемые Богоматерью на русскую землю.

Источник

Икона Богородицы Владимирская

Празднование

История

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».

Вла­ди­мир­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­но­ва­ние бы­ва­ет несколь­ко раз в го­ду (21 мая, 23 июня, 26 ав­гу­ста). Наи­бо­лее тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 26 ав­гу­ста, уста­нов­лен­ное в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны при пе­ре­не­се­нии ее из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. В 1395 го­ду страш­ный за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан (Те­мир-Ак­сак) до­стиг пре­де­лов ря­зан­ских, взял го­род Елец и, на­прав­ля­ясь к Москве, при­бли­зил­ся к бе­ре­гам До­на. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел с вой­ском к Ко­ломне и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу Оки. Он мо­лил­ся свя­ти­те­лям Мос­ков­ским и пре­по­доб­но­му Сер­гию о из­бав­ле­нии Оте­че­ства и на­пи­сал мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну (па­мять 16 сен­тяб­ря), чтобы на­сту­пив­ший Успен­ский пост был по­свя­щен усерд­ным мо­лит­вам о по­ми­ло­ва­нии и по­ка­я­нию. Во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась про­слав­лен­ная чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство. По­сле ли­тур­гии и мо­леб­на в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ду­хо­вен­ство при­ня­ло ико­ну и с крест­ным хо­дом по­нес­ло ее к Москве. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги, стоя на ко­ле­нях, мо­ли­ло: «Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!» В тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну на Куч­ко­вом по­ле, Та­мер­лан дре­мал в сво­ем шат­ре. Вдруг он уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему шли свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в лу­че­зар­ном си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему оста­вить пре­де­лы Рос­сии. Проснув­шись в тре­пе­те, Та­мер­лан спро­сил о зна­че­нии ви­де­ния. Зна­ю­щие от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на есть Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. То­гда Та­мер­лан дал при­каз пол­кам ид­ти об­рат­но. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Рус­ской зем­ли от Та­мер­ла­на на Куч­ко­вом по­ле, где бы­ла встре­че­на ико­на, по­стро­и­ли Сре­тен­ский мо­на­стырь, а на 26 ав­гу­ста бы­ло уста­нов­ле­но все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ис­то­ри­че­ские дни 21 мая, 23 июня и 26 ав­гу­ста, свя­зан­ные с этой свя­той ико­ной, ста­ли па­мят­ны­ми дня­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца за­сту­пи­лась за Зем­лю рус­скую. Князь при­ка­зал сво­им вой­скам от­сту­пать от Уг­ры, же­лая до­ждать­ся пе­ре­хо­да та­тар, вра­ги же ре­ши­ли, что рус­ские за­ма­ни­ва­ют их в за­са­ду, и то­же ста­ли от­сту­пать, сна­ча­ла мед­лен­но, а но­чью по­бе­жа­ли, го­ни­мые стра­хом. В бла­го­дар­ность за осво­бож­де­ние Рос­сии от та­тар и был уста­нов­лен празд­ник в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Празд­но­ва­ние иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся так­же 23 июня и 26 ав­гу­ста.

Источник

Праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Справка

6 июля праздник православный владимирской иконы

6 июля (23 июня по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память чуда Владимирской иконы Божией Матери о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.

Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию, она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году она была прислана в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями.

В 1155 году сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро‑Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

Икона, по преданию, много раз являла свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом.

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении города Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

В 1380 году, когда Димитрий Донской одержал знаменательную победу над Мамаем, Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей этой победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

Дальнейшая история образа связана уже с Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году, и установили в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Решение перенести в Москву Владимирскую икону было принято после того, как Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы». В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 8 сентября (ст. ст. 26 августа) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Память об этом событии совершается 6 июля (23 июня по ст. ст.). До 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Третье празднование Владимирской иконы Божией Матери совершается 3 июня (21 мая по ст. ст.). В этот день вспоминают избавление Москвы от разгрома Махмет‑Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение » светозарной Жены, осенявшей храм «. Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году ‑ на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора.

Она находилась в алтаре храма, выносили ее только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список «в меру и подобие», который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

В 1928 году икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

15 декабря 1999 года Владимирская икона Божьей Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма‑музея. Там она хранится и поныне в специально изготовленном киоте, защищающем святыню от внешних воздействий, под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают в помещении храма особый режим температуры и влажности, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.

Исторические дни 3 июня (21 мая по ст. ст.), 6 июля (23 июня по ст. ст.) и 8 сентября (26 августа по ст. ст.), связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Владимирская икона Божьей Матери: великая святыня Церкви

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Дни празднования – 3 июня, 6 июля, 8 сентября

В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов. Действительно: мы живём в обществе с сильным секулярным сознанием. Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости – почти невозможно.

Но это для Средневековья парадокс из серии «очевидное – невероятное». Тогда как раз так и было: верующий и не мыслящий себя без Бога, молящийся, раздающий милостыню, кающийся. и одновременно политически беспощадный, опасный для оппонента, властитель.

Это для Средневековья чуть ли не аксиома. Над которой поднимались немногие, среди коих – Владимир, Борис и Глеб, быть может, ещё Федор Иоаннович. И история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Божией Матери, тоже из числа характерных средневековых. А было так. В момент обострения борьбы между русскими городами и княжествами, потомок святого Владимира святой благоверный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, разорил Киев. И в 1169 году силой вывез из опального города икону Богородицы. Он отправился с нею в сторону Владимира-на-Клязьме, в далекую северо-восточную часть Руси, где стремился укрепить собственную столицу большого и независимого княжества.

По воле Божией, образ, первоначально похищенный у киевлян, очень скоро явился святыней не только княжеского дома, но и всего государства, которое создавал Андрей. И в этом качестве он «вернулся» и в Киев, и в каждый православный город. Образ стал достоянием православных церковных людей по всей земле. Сейчас святыня эта находится в Москве, в Третьяковской галерее. Речь идет, конечно же, о Владимирской иконе Божьей Матери.

6 июля праздник православный владимирской иконы

Создание известнейшей из дошедших до нас русских икон обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.

Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон. возможно, и является и Владимирский образ.

Он был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. После своего прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в Вышгороде – одном из северных пригородов Киева. Большинство исследователей полагает, что Вышгородскую реликвию создали византийские мастера, но есть вполне обоснованное допущение, что она может иметь и чисто русское происхождение, а написал ее преподобный Алипий Печерский, известный киевский иконописец XI-XII столетий. Как бы там ни было, уже с самого начала своего существования святое изображение Богородицы особо почиталось русичами, практически сразу сделавшись национальной святыней.

Будучи проводником абсолютистской политики, Долгорукий, однако, являлся человеком старой закалки. Он крепко держался за Киевский престол, стремился сохранить Киев столицей. А его сын Андрей – человек уже иного склада. Он вырос на Северо-Востоке Руси, поэтому родные просторы ему куда милее центральных земель тогдашней Русской земли. И в конечном итоге, он решает окончательно порвать с Киевом, полностью посвятив свою жизнь развитию собственного удела. А чтобы его начинания получили благословение свыше, князь решает забрать из киевских пределов самую чтимую русскую святыню и перенести ее в столицу северных владений, каковой в то время был город Владимир.

Стремление князя освятить свои начинания впоследствии отразились в летописных сказаниях. Например, существует предание, что еще в Вышгороде икона несколько раз была обретаема совсем не в том месте, где ее размещали до этого. Авторы сводов видят в этих чудесах знак свыше – Богородица словно сама говорила всем, что здесь Она оставаться не хочет, что Ее воля связана отныне не с Киевом, а с Владимиро-Суздальскими землями. Сейчас уже трудно отделить в этих сказаниях легенду от реального исторического факта. Бесспорно лишь одно – Владимирская икона действительно сыграла огромную роль в истории России.

Сначала она находилась в Боголюбове – предместье Владимира, где располагалась загородная княжеская резиденция. Но очень скоро ее перенесли в саму столицу и поместили в только что построенный Успенский собор, которым князь очень гордился и считал делом всей своей жизни. Храм стал постоянным местом пребывания образа. Ежедневно к нему приходили толпы людей, и многим из них по их горячим молитвам Пречистая Дева подавала исцеление и избавление от разных скорбей. Так продолжалось до самого татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда практически все города Руси были разрушены и сожжены завоевателями. Но волей Божьей в дни страшного разорения икона не пострадала – существует легенда, что ворвавшиеся в собор ордынцы, сдирая со стен все блестящие и имеющие хоть какую-то ценность предметы, попросту побоялись трогать святыню. Они смотрели на лик Богоматери, и их объял невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм.

Все годы чужеземного ига святой образ пребывал во Владимире. Но через столетие его на некоторое время принесли в Москву, которая уже стала практически неоспоримым лидером в регионе. Случилось это при набеге Тамерлана в 1395 году. Тогда жители столицы, сознавая нависшую над ними угрозу и понимая, что полчища завоевателей многократно превышают число русских ратников, пали духом, и ничто не могло изгнать тоску из их сердец. Тогда митрополит Киприан и приказал доставить в город из Владимира великую святыню – чтобы она воодушевила морально подавленных воинов. И свершилось чудо – Тамерлан отступил, так и не дав боя. Легенда гласит, что Богородица лично явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение устрашило завоевателя. Он решил не рисковать и не иметь дело с духовными покровителями москвичей.

В Москве тогда лик Богородицы не остался – его вернули во Владимир, где он находился еще сто лет. Только в 1480 году икону Богородицы окончательно перенесли в Москву, которая уже окончательно закрепила за собой титул столицы всего северорусского государства. Повод, по которому был организован этот перенос был трагическим – на реке Угра, на восточных рубежах зарождавшейся России стояли два войска – Великого князя Ивана III и хана Ахмата. Они сошлись из-за очень важного вопроса – Москва отказалась признавать Орду своим хозяином. После долгих маневров армии встретились, но ни одна сторона не решалась начать сражение первой.

Воспользовавшись благоприятной ситуацией, русские направили в тыл врага диверсионную группу, и это заставило хана повернуть обратно, по сути, приняв условия москвичей. И пусть до конца XVII века Москва страдала от нашествий степняков, это были уже именно набеги, а не целенаправленные походы за данью. Россия после «стояния на Угре» перестала быть данником Орды.

Победу над Ахматом русские посвятили Богородице, которой неустанно молились перед пречистым Владимирским образом. И даже праздник дополнительный установили – 23 июня (6 июля). После избавления от ордынского ига Владимирский образ больше не покидал пределов Москвы. С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат. Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории.

Богородица услышала их молитвы – крестный ход вернулся в Кремль. Василию Блаженному, московскому юродивому, тоже довелось стать свидетелем этого чудесного действа. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков. Так оно и случилось – Махмед Гирей ушел в Орду иным путем, не причинив стольному граду никакого вреда. А ведь все могло быть иначе, но заступничеством святых и самой Богоматери город был спасен. В честь этого события установлено празднование 3 июня.

Пришел кровавый 1917 год, и спустя несколько месяцев после революции и захвата большевиками власти кремлевские святыни были конфискованы. Владимирскую икону вначале направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. До 1989 года она находилась в самом здании музея, пока в 1989 году ее не поместили в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.

Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется «Елеуса», то есть «Умиление». Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он – к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.

К сожалению, икона почти утратила свой первоначальный вид – от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты – лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное – более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров. Но даже в таком виде Владимирская – пожалуй, самая красивая икона среди всех русских памятников. И не зря когда-то Андрей Боголюбский выбрал именно ее. Наверняка неким внутренним чутьем он понимал, что только эта святыня может стать настоящим духовным символом России, выражением ее внутреннего мира и ее многогранной души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *