6 дней после поста после рамадана

Интересно об исламе и современном мусульманском сообществе

6 дней поста в месяце Шавваль

6 дней после поста после рамадана

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Кто будет соблюдать пост в месяц Рамадан, а затем прибавит к этому шесть дней поста в месяц Шавваль, то его пост будет подобен посту длиной в целый год». [Муслим, «Сыям»: 204; Тирмизи, «Савм»: 53.]

Из хадиса следует, что мусульманам желательно соблюдать шестидневный пост в месяце Шавваль, который наступает вслед за месяцем Рамадан (Рамазан). Также в достоверном хадисе говорится: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения».

30 дней обязательного поста в месяц Рамадан + 6 дней желательного поста в Шавваль = пост длиною в 1 год

В Священном Коране сказано: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние.» (Сура «Аль-Анам», 6:160).

Вознаграждение за каждое благодеяние, совершенное человеком, умножается десятикратно. В таком случае, 30 дней поста в Рамадан, помноженные на десять, превращаются в 300 дней, а 6 дней поста в месяц Шавваль становятся 60 днями, если также умножать их на десять. Итого получается 360 дней, а соблюдать пост в остальные пять дней в году крайне нежелательно (речь идет о празднике разговения Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) и четырех днях Ид-аль-Адха (Курбан-байрама).

6 дней после поста после рамадана

Именно поэтому тот, кто выдержит шестидневный пост в Шавваль, будет подобен тому, кто постился целый год. Первый день месяца Шавваль совпадает с праздником Ид-аль-Фитр (разговение после поста Рамадан), поэтому поститься в этот день нельзя. Однако, на второй день Шавваля уже можно приступать к соблюдению этого поста. Вы можете сами выбрать, поститься ли шесть дней подряд или поститься в разные дни. Непрерывность не является условием для соблюдения этого поста.

Постились ли вы день за днем или в разные дни, главное – намерение. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести. И если вы в силу уважительных причин пропустили несколько дней поста в Рамадан, вы можете держать шесть дней добровольного поста в Шавваль, а пропущенные дни восполнить до наступления следующего Рамадана.

Шаабан — подготовка к Рамадану, Шавваль — расставание с Рамаданом

По словам почтенной Аиши, да будет доволен ею Аллах, помимо Рамадана, Пророк, мир ему и благословение, больше всего постился в месяц Шаабан (месяц, предшествующий Рамадану). Пост в этот месяц является своего рода подготовкой к священному Рамадану, наши сердца и разум во время этого поста настраиваются на соответствующий лад, и мы можем встретить Рамадан с правильными мыслями и намерениями.

Введение в пост Рамадан происходит постепенно, поэтому также постепенно должно происходить и расставание с длительным постом. В этом еще одна ценность поста в месяц Шавваль: нам не приходится расставаться с благословенным месяцем Рамадан сразу, потому что это расставание происходит размеренно.

Также, большинство мусульманок не имеют возможности соблюдать пост на протяжении всего Рамадана, а те дни, что они пропускают, следует восполнить, как можно скорее. В этом также может помочь пост в месяц Шавваль. Постящиеся в Шавваль мусульмане являются гарантией того, что мусульманки, восполняющие пропущенные дни, не будут поститься в одиночестве.

Считаются ли восполняемые дни поста в то же время днями поста в Шавваль?

Как видно из хадиса, пост в Шавваль — отдельный дополнительный пост. Математический расчет того, как человек может провести целый год, постясь, также показывает, что этот пост является отдельным. Согласно вышесказанному, если у вас есть возможность, то следует соблюдать шесть дней поста в Шавваль отдельно от тех дней, что вы отведете на восполнение пропущенных дней поста в Рамадан, если таковые имеются. К примеру, в понедельник и четверг (дни желательных постов, когда постился Посланник Аллаха, мир ему и благословение) вы можете соблюдать пост месяца Шавваль, а остальные дни недели отдать на восполнение пропущенных дней месяца Рамадан.

Однако, каждый из нас будет вознагражден в соответствии с тем, насколько искренен он был в своих делах, поэтому, мы верим, что те мусульмане, которые не найдут времени для соблюдения дополнительного поста, восполняя пропущенные дни обязательного поста, также получат ту награду, о которой говорится в хадисе, потому что человек должен, как можно скорее, восполнять пропущенные намазы, дни поста и даже хадж, ведь совершенно неизвестно, когда придет смертный час.

Могут ли держать пост в Шавваль те, кто не постился в Рамадан?

Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины. Но они не получат вознаграждение, как за год поста, так как для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сказано в хадисе.

Однако не стоит забывать, что ни пост в Шавваль, ни пост в Шаабан, ни один другой дополнительный пост не сравнится с постом в Рамадан. Другими словами, эти виды поста не должны приравниваться к посту в Рамадан.

В чем отличие соблюдения поста в Шавваль от поста в Рамадан?

Пост в месяц Шавваль, как и пост в месяц Рамадан или добровольный пост в любой другой месяц, соблюдается со времени фаджр (утренней молитвы) и до времени магриб (вечерней молитвы). Пост в месяц Шавваль держится так же, как и в Рамадан. Отличием является только дуа-намерение, произносимое в сухур и ифтар.

При употреблении сухура (перед сухуром или после него) совершается (в сердце) следующее намерение:

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى

Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля

«Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего».

При разговении и перед употреблением еды:

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ

Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту

«Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Да воздаст нам Всевышний Аллах за наши посты наградой из Своей бесконечной милости!

Источник

6 дней после поста после рамадана

6 дней после поста после рамадана

Все о 6-дневном посте в месяц Шавваль

Пост в Шавваль – обязанность или сунна?

Пост в месяц Шавваль добровольный и является сунной пророка Мухаммада (мир ему), но держащему его записываются несменные награды. В хадисе сказано:

«Кто постился месяц Рамадан, а затем держал пост шесть дней в месяц Шавваль, тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века».

Почему пост в Шавваль состоит из 6 дней?

В хадисе сказано: «Аллах сделал воздаяние за добро десятикратным, и поэтому месяц, как десять месяцев, а пост шести дней – завершение года». В другом же хадисе: «Пост месяца Рамадана зачитывается в десятикратном размере, а пост шести дней как два месяца, и все это вместе – один год поста».

В таком случае, тридцать дней поста в Рамадан, помноженные на десять, равняются тремстам дням. Шесть дней поста в месяц Шавваль же равны шестидесяти дням, если также умножать их на десять. Таким образом, число этих дней равно тремстам шестидесяти пяти дням, а соблюдать пост в остальные пять дней в году крайне нежелательно (речь идет о первом дне Ид аль-Фитр и четырех днях Ид аль-Адха). Именно поэтому тот, кто выдержит шестидневный пост в Шавваль, будет подобен тому, кто постился целый год.

В какие дни держать пост?

6 дней поста можно держать в любой день месяца Шавваль, кроме первого. Первый день Шавваля совпадает с праздником Ид аль-Фитр, поэтому поститься в этот день нельзя. Необязательно держать пост шесть дней подряд. Непрерывность не является условием для соблюдения этого поста. Постился ли человек день за днем или в разные дни, главное – намерение. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести. И если верующий в силу уважительных причин пропустил несколько дней поста в Рамадан, он может держать шесть дней поста в Шавваль, восполнив их после до наступления следующего Рамадана.

Считаются ли восполняемые дни поста в то же время днями поста в Шавваль?

Если у человека есть возможность, то ему следует соблюдать дни этого поста отдельно от тех дней, что он отведет на восполнение пропущенных дней поста в Рамазан.

В чем отличие соблюдения поста в Шавваль от поста в Рамадан?

Пост в месяц Шавваль, как и пост в месяц Рамадан, или пост в любой другой месяц, совершается со времени фаджр и до времени магриб. Пост в месяц Шавваль держится также, как и в Рамадан. Отличием является только дуа-намерение, произносимое в сухур и ифтар.

При употреблении сухура совершается в сердце следующее намерение: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»).

При разговении и перед употреблением еды:«Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Могут ли держать пост в Шавваль те, кто не постился в Рамадан?

Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины. Но они не получат вознаграждение, как за год поста, так как для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сказано в хадисе.

Каковы достоинства поста в Шавваль?

Постящийся в Шавваль получит такой саваб, как будто бы он постился на протяжении всего года. Поэтому верующий не должен упускать такую возможность. Также в хадисе сказано: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения».

Пост в Шавваль восполняет недостатки поста в месяц Рамадан. В Судный день у верующего возьмут из его дополнительных постов и заполнят недостатки обязательных, как сказано в хадисе: «Поистине, первое о чем будут спрошены люди в судный день – молитва. Наш Господь скажет ангелам, – а Он знает лучше – «Посмотрите на молитвы Моего раба – завершены ли они или их недостаточно». И если их будет достаточно, то будут записаны как завершенные, а если что-нибудь будет недоставать, Он скажет: «Посмотрите есть ли у Моего раба дополнительные молитвы», и если у него будут дополнительные молитвы, Он скажет: «Восполните Моему рабу его обязательные молитвы дополнительными», а затем будут взяты деяния, исходя из этого».

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Источник

Minhadj.com

Пост 6 дней месяца Шаууаль

Пост 6 дней месяца Шаууаль

Сообщение Муслим » 03 авг 2015, 10:13

Пост шести дней в месяце Шаууаль является установленной Сунной Посланника Аллаха (ﷺ), является из желательных, добровольных дел, на что указывают вышеприведенные хадисы. Однако была группа ученых, которые по разным причинам не считали этот пост из узаконенных деяний Ислама. Среди таких ученых был имам Малик, так же Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах).
Задали вопрос по этому поводу учёным «Постоянного Комитета по исследованиям и фетвам»: Что вы скажете по поводу поста шести дней месяца Шаууаль, которые идут после Рамадана? Так как в книге «аль-Муатта» пришло, что имам Малик ибн Анас сказал по поводу поста шести дней после праздника аль-Фитр: «Что он не знает никого из обладающих знанием и пониманием (фикх), кто бы соблюдал этот пост, и что до него не доходило сообщение об этом от кого-либо от прежних ученых (саляфов). И что обладающие знанием порицают соблюдение этого поста, опасаясь, что соблюдение его будет нововведением, и что к месяцу Рамадан будет присоединяться (людьми) то, что к нему не относится». Это слова из «аль-Муатта», 1/ 228.
Ответ: «Достоверно передается от Абу Айюба, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся на протяжении всего года». Передают хадис имам Ахмад, имам Муслим, абу Дауд и ат-Тирмизи. Этот достоверный хадис является доказательством на то, что пост шести дней Шаууаля – сунна (узаконен, добровольный пост). И согласно этому хадису поступали имамы аш-Шафи’и, Ахмад и другие из числа ученых. И не дозволено противопоставлять, как недостаток, этому хадису то, о чем сказали некоторые ученые, как например, страх того, что невежда может посчитать этот пост присоединением (добавкой) к месяцу Рамадан. Или же что кто-то посчитает эти дни обязательными, или же что не дошло до кого-то действия предшественников (саляфов) согласно этому, ибо все это из числа предположений! И все это не противопоставляется достоверной Сунне (достоверному хадису), и тот, кто знает выше того, кто не знает.
И от Аллаха содействие, и да восхвалит Аллах Своего пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников, и избавит их от всяких бед!» (4)

И вспоминается по этому случаю правило: «Отсутствие знания о какой-либо вещи (или деле), не указывает на отсутствие самой этой вещи (или самого этого дела)».

Спросили шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): Может ли человек выбрать шесть дней из месяца Шаууаль, чтобы соблюсти пост в нём или же пост этих дней имеет конкретику? И если он начнет держать пост в эти дни, становятся ли они для него обязательными?
На что он ответил: «Установлено от Посланника Аллаха (ﷺ), что он сказал: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся на протяжении всего года». Хадис приводит имам Муслим в сборнике «Сахих». И эти шесть дней не конкретизированы, и поэтому верующий может выбрать из месяца те дни, какие он пожелает для поста. Если пожелает, пусть постится в начале, или же он может выбрать середину (месяца), или же поститься в конце. Если захочет, он может разделить эти дни, а если захочет, то может соблюдать их подряд. В этом деле простор, хвала Аллаху.
Если же он поспешит с постом, и соблюдёт эти дни подряд, в начале месяца – это лучше, так как это будет уже из разряда поспешности в совершении благого. И этот пост (шести дней Шаууаля) не будет для него обязательным, и дозволено ему оставлять этот пост в последующие годы. Однако постоянство в этом деле (в деле поста) лучше и является из полноты (благих дел), согласно словам Пророка (ﷺ):

«Тот, кто оставит что-то ради Аллаха, Аллах заменит ему это лучшим!» (14)

Как уже стало понятно, соблюдение поста шести дней Шаууаля дело добровольное, и тот, кто начал его, но не смог завершить его по шариатской причине, будет ему награда.

Задали вопрос «Постоянному Комитету»: Вопрос: Я начала пост шести дней Шаууаля, однако я не могу закончить его по причине некоторых обстоятельств и дел, и осталось у меня из этого поста два дня. Что мне делать? Нужно ли мне возмещать эти дни? И будет ли мне за это (оставление) грех?
Они ответили: «Пост шести дней месяца Шаууаль – пост желательный, но не обязательный. И тебе будет награда за те дни, которые ты постилась из них, и надеемся, что будет так же награда за пропущенные, если на это была шариатская причина. Сказал Посланник Аллаха (ﷺ):

Что же касается женщин, то для добровольного поста, они должны спрашивать разрешения у своих мужей. Если же им не удастся соблюсти пост в месяц Шаууаль, по причине выполнения своих обязательств перед мужем, то не будет на них греха, и их дела у Аллаха по их намерениям.

Источник

Правда ли, что после Рамадана надо поститься еще 6 дней

6 дней после поста после рамадана

Вопрос: Правда ли, что после Рамадана надо поститься еще шесть дней и эти дни считаются какими-то особенными? Если это так, как возмещать пропущенные по уважительной причине дни – в счет этих шести дней, или сначала эти шесть дней держать пост, а уже потом возмещать пропущенное?

Ответ: Желательно после Рамадана соблюдать ещё и шестидневный пост в месяце Шавваль–это является Сунной. Лучше поститься шесть дней подряд сразу же после праздничного дня разговения. Если же поститься после праздника отдельными днями, то это учитывается как Сунна. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), переданном от Абу Айюба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), говорится:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ، كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ

«Пост человека, который соблюдает его месяце Рамадан, добавляя к нему шесть дней в месяце Шавваль, подобен непрерывному посту в целый год». (Муслим)

Лучше всего начинать пост сразу со следующего дня после праздника Ид Аль-Фитр, чтобы проявить спешку в поклонении. Но это не является обязательным условием. Если поститься после праздника отдельными днями, то это тоже учитывается как сунна, ибо непрерывное соблюдение этого поста не является обязательным условием. То есть сунна считается исполненной, если поститься шесть дней по отдельности, но лучше поститься все шесть дней подряд, и за это воздастся больше награды.

Что касается того, кто в месяце Рамадан пропустил пост без уважительной причины, то он не имеет права откладывать его возмещение, поэтому он должен, не откладывая, возместить его в месяце Шавваль. Следовательно, если человек имеет долговые невозмещенные посты, он не имеет права поститься с намерением только на желательный пост, более того, в таком случае ему будет грешно делать намерение только на желательный пост месяца Шавваль. Однако, если он вместе с намерением на возмещение обязательного пропущенного поста месяца Рамадан сделает намерение и на желательный пост Шавваля, это допускается, и, согласно мнению большинства учёных нашего мазхаба, его пропущенный пост считается возмещенным, и он получает полное вознаграждение за желательный пост.

Что же касается человека, у которого имеются пропущенные по уважительной причине посты Рамадана, то он имеет право сначала держать желательный шестидневный пост месяца Шавваль, а потом в течение года может возмещать пропущенные дни Рамадана. Стоит отметить, что если эти дни не будут возмещены до наступления следующего Рамадана, то за каждый невозмещенный день он должен будет выплатить по одному мудду наиболее употребительного продукта этой местности.

Один мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырехкратное заполнение зерновыми культурами пригоршни обеих ладоней человека среднего роста достаточно для саха. Согласно этому утверждению, мудд равен одной полной зерна пригоршни обеих ладоней человека среднего роста.

Поэтому и такому человеку (человеку, у которого имеются пропущенные по уважительной причине посты Рамадана) желательно совмещать их вместе с желательным постом месяца Шавваль и начать их соблюдение сразу со следующего дня после праздника Ид Аль-Фитр.

ХатибАш-Ширбини, Имам Ар-Рамали и некоторые другие учёные Шафиитского мазхаба утверждают, что даже если в такие дни или месяцы иметь намерение возместить только обязательный пост, то тот, кто так поступил, получит вознаграждение и за желательный пост, и из-за проявление почтения к этим дням или месяцам. Хотя Ибн Хаджар говорит, что этот человек не получает вознаграждения за желательный пост, если не сделал намерение на него вместе с обязательным. («ФатхулАлам», 4/164)

Исходя из всего вышесказанного, получается, что человеку, который пропустил без уважительной причины обязательный пост в месяце Рамадан, следует с начала месяца Шавваль в первую очередь возместить пропущенные посты, ибо предписано возмещать пропущенные посты как можно скорее, и если он желает получит вознаграждение за желательные посты, он может сделать намерение и на желательный пост и получить и за них полное вознаграждение.

А тот, кто пропустил пост по уважительной причине, имеет право поступить так, как он сам пожелает, но и ему будет лучше сразу возмещать пропущенные посты и при этом делать намерение и на желательный пост, ибо в таком случае его пропущенные посты считаются возмещенными, и он получает вознаграждение также и за соблюдение желательных постов.

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Источник

Дополнительные дни поста

Аудио версия настоящей статьи:

Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [1], день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4]. Среди месяцев лунного календаря особо выделены с точки зрения соблюдения дополнительного поста — Мухаррам и Ша‘бан [5]. В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней [6].

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша [7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц [8].

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» [9]. Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [10] [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века [11]» [12].

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют.

В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен. Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам [13]. Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие:

1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»);

2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя [14] выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после [15]. Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан [16], то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» [17];

«Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» [18].

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни [19] Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) [20].

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан [21], а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль [22], тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» [23].

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай. Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль[24].

Если долг превысит один месяц (не 29–30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих». Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

[2] Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256–261, хадисы № 1706–1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528–530, все «сахих».

[3] Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

[4] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

[5] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

[6] Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

[7] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

[9] См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

[10] Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

[11] Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

[12] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

[13] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718–1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».

[14] Мусульманские богословы относят это к нежелательным действиям. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 266, 267.

[15] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 265–268, хадисы № 1721–1727; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 307, 308, хадисы № 544 и 545, оба «сахих».

[16] Ша‘бан — месяц, предшествующий Рамадану.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 119, хадис № 3/1227; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, 277.

[18] Богословы говорили, что данный хадис указывает на крайнюю нежелательность начинать пост месяца Рамадан за день-два до фактического начала месяца поста. Но если это пришлось на те дни, в которые человек обычно постится (понедельник и четверг, например) или верующий постился весь месяц Ша‘бан, либо он восполняет дни пропущенного обязательного поста, то он постится, и данное порицание к нему не относится. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 152, хадис № 1914; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, хадис № 1741 и комментарий к нему.

[19] В случае с Ураза-байрамом праздничным днем канонически является лишь один день, а в Курбан-байрам — четыре. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, хадис № 1747.

[20] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, 279, хадисы № 1744–1747 и комментарий к ним.

[21] Женщины (девушки), пропустившие несколько дней поста из-за, например, начавшихся регул, также имеются в виду в данном хадисе.

[22] Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.

[23] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 531, хадис № 8777, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 253, хадис № 1698; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 523, «сахих».

[24] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 74.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *