5000 моточасов сколько будет дней
1 моточас — сколько это
Каждый знает, как приблизительно определить ресурс мотора легковой машины – по пробегу. Разумеется, важно учесть и другие факторы, такие как условия эксплуатации (климат, качество дорог, нагрузка), но в целом о состоянии двигателя судят по пройденному автомобилем расстоянию и редко ошибаются. Чем больше проехал автомобиль, тем больше «накрутил» двигатель, тем больше изношены его узлы и детали, и тем быстрее они потребуют замены или профилактического обслуживания. Но как считать моточасы и объем работы тракторов, сельскохозяйственных грузовиков, снегоуборочных машин? Чаще всего за время работы они проезжают совсем небольшое расстояние, но нагрузку испытывают заметную. Для того чтобы правильно определить степень износа, нужно знать, что такое моточасы на тракторе и другой технике и как их считать.
Как рассчитываются моточасы
Моточас – это особая единица измерения нагрузки, которую испытывает работающий мотор. Он соответствует одному астрономическому часу работы коленвала при холостых или умеренных оборотах (60 минут около 1500-1600 об/мин). Этот показатель не равен пробегу или времени работы и актуален в первую очередь для малокубатурных транспортных средств (мотоциклов, в том числе кроссовых), а также спецтехники, работа которой не оценивается по пройденному расстоянию.
Есть разные способы, как рассчитать моточасы:
Техника, объем работы которой считается не по пройденным километрам, оснащается специальным счетчиком, который подсоединяется к свечам и реагирует на искры. Это самый простой и надежный способ, как считать моточасы на тракторах, мотоблоках и другой технике.
Сколько моточасов в одном часе
Считается, что можно приравнять 1 моточас 1 часу работы мотора при холостых оборотах, но это очень приблизительный способ. Холостые обороты различаются у разных транспортных средств. Только у легковых автомобилей разброс составляет от 500 до 900 об/мин, а, например, у трактора МТЗ-80 они могут достигать и 1500 об/мин. Обороты коленчатого вала отображаются на тахометре. Чем они выше обороты, тем быстрее «расходуется» моточас. Поэтому невозможно вывести единый коэффициент, чтобы узнать, моточас – это сколько по времени. Все зависит от условий работы. Например, если трактор или мотоблок идет по лёгкой песчаной почве с фрезой или картофелесажалкой, оператору не понадобится держать высокие обороты. А если тот же трактор тащит грузовик из сугроба или убирает мокрый снег, нагрузка на двигатель будет выше, и коленвал совершит больше оборотов.
Перевод в километры
Вывести точную формулу, чему равен 1 моточас в км, тоже не удается. Для легковых автомобилей его можно приблизительно приравнять к 12-14 километрам спокойной езды на умеренных скоростях или работы двигателя вхолостую. Таким образом, 15 тыс. км – стандартный интервал для замены масла и некоторых других расходников – это около 200–250 моточасов работы двигателя.
При агрессивной езде, передвижении по плохим дорогам, перевозке грузов или буксировки, требующим часто задействовать полную мощность мотора, моточасы будут «расходоваться» быстрее. А если автомобиль двигается по загруженным улицам или часто прогревается на холостом ходу, этих единиц измерения становится больше, чем пробега. Ведь автомобиль стоит, а ресурс двигателя и некоторых других агрегатов расходуется. Именно поэтому при замене расходников лучше ориентироваться по мото-часам, а не по пробегу.
Вопрос точного расчета особенно важен для водителей ТС, работающих вдали от квалифицированной помощи (на лесных участках, строящихся объектах, экстремальном отдыхе). Им нужно знать выработку, чтобы вовремя заменить или осмотреть детали во избежание неожиданной поломки. Если ориентироваться на пробег не получается, стоит приобрести счетчик.
Разница между моточасом и машиночасом
Машиночасы обозначают время, которое требуется одной машине для выполнения работы, а также учитывают количество машин. Например, если одна машина убирает улицу от снега на протяжении шести часов, говорят, что было выработано шесть машино-часов. Если на тот же объем работы направили две машины и они убрали улицу за три часа – время работы умножается на количество машин, и в результате получается снова шесть машино-часов. Этот показатель важен для распределения нагрузки на автопарк и планирование выездов. Таким образом, в моточасах измеряется выработанный ресурс двигателя, а в машино-часах – объем работы техники в целом.
Заключение
Считать моточасы нужно, чтобы правильно определить время замены расходников и степень износа узлов и деталей. Без специального счетчика невозможно точно определить, чему равен один моточас работы двигателя, но можно приблизительно прикинуть по времени работы или расходу топлива. Самый надежный способ – приобрести и установить специальный счетчик, который покажет точный результат.
Расход топлива у погрузчика
Характеристики бензопилы УРАЛ
Сколько в бетономешалке кубов
Пусковой двигатель ПД-10: характеристики и устройство
#34. Пробег — ничто. Моточасы — всё. Как определить моточасы и ресурсный пробег.
Обновление от 11.04.2021
Наверное, не стоит говорить что показатель моточасов важнее пробега например при покупке б/у автомобиля, особенно в Европе? Это связано с тем, что они часто ездят за городом по автобанам.
И нужно ли говорить о том, что двигатель изнашивается быстрее в городском режиме нежели на трассе? 1000 км. по городу (особенно в условиях пробок и зимой) и 1000 км. по трассе — это для двигателя совсем разные вещи.
Расписывать не буду, об этом можно почитать здесь mastershuma.ru/motochasy-v-kilometry-kalkuljator/
Рекомендую почитать тем, кто не в курсе, чтобы понимать всё что будет написано ниже.
Так вот. Вчера в группе Фабиаводов в Телеграме, затронули тему моточасов.
Все, кто читает мой бортжурнал могли заметить немаленькую цифру пробега, которую я указываю в публикациях (на данный момент почти 357000 км.). Некоторые механики, мотористы, знакомые слыша как работает двигатель моего автомобиля, и сопоставляя это с пробегом, немного удивлялись.
Потом смотрели состояние салона, ну и авто в целом. И практически у всех был вердикт: «она моложе 350000 км. В Германии что, пробег не отматывают, а наматывают? :))»
А всё потому, что у моего автомобиля сравнительно малое количество моточасов.
И мы всё это сейчас посчитаем на примере моего автомобиля. И для наглядности посчитаем ресурсный пробег в километрах.
Забегая наперёд — мне бывший владелец говорил, что она в большей степени гоняла по автобанам. Плюс в подтверждении этого немалое количество коцок на капоте — трассовая болезнь.
Кратко пообщавшись с одногруппниками на тему моточасов, я, собираясь по делам, взял с собой ноутбук и кабель «Вася Диагност».
Вернувшись на стоянку, подключил кабель и запустил ноутбук. Ребята из группы дали ссылки на инструкции, далее интуитивно.
Итак, по порядку.
Узнаём пробег автомобиля.
Дополнительно > EDC 15-16 пробег
ждём некоторое время, получаем результат
Фиксируем: пробег составляет 356984 км.
Теперь узнаём кол-во моточасов.
Ходовая > 44-Усилитель рулевого управления
ждём некоторое время, получаем результат. Это и есть кол-во моточасов
Фиксируем: 5056 часов
Теперь узнаём среднюю скорость автомобиля за всю историю пробега.
Расчитываем это по следующей формуле. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ = ПРОБЕГ/МОТОЧАСЫ
Средняя скорость моего автомобиля за всё время эксплуатации составляет 70 км/ч. О чём это говорит? О том, что немец не обманул — автомобиль действительно бОльшую часть пробега проводил на автобанах.
Узнаём ресурсный пробег.
Но моточасы — показатель для нас не совсем привычный. Ok. Давайте теперь посчитаем какой у моего автомобиля пробег если бы он перемещался по городу, а не автобанам.
Расчитывают это по следующей формуле (для легковых авто). РЕСУРСНЫЙ ПРОБЕГ = КОЛ-ВО МОТОЧАСОВ*25 км.
25 км. — это средний показатель одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов. Проще говоря, 1 час работы двигателя равен как минимум 25 км. расхода моторесурса автомобиля. И, если у вас автомобиль вхолостую работает 1 час, то будет считаться что он проехал 25 км.
Почему именно 25?
Согласно Приказу ГТК РФ от 2.10.1996г. №609 «О введении в действие годовых норм расхода моторесурсов (пробега) автотранспорта», средний показатель одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов, будет равняться следующему пробегу:
Автомобилей – 25 км.;
Колёсных тракторов – 10 км.;
Гусеничных тракторов – 5 км.
Итого, можно считать что мой двигатель прошёл городских (среднестатистических) 126400 км.
Грубо говоря, состояние двигателя и т.п. моего автомобиля не на 356984 км. а на 126400 км.
P.S. В терминах мог ошибиться, но думаю что мысль ясна.
======
UPD
Дополню публикацию так как меня недавно попросили более подробно объяснить в чём смысл и разница моточасов, пробега.
Цитирую себя же:
1. В своих сообщениях я говорил о том, что для оценки двигателя и пр. важнее смотреть моточасы, а не цифры на одометре. Почему? Ну, вот вам пример.
Автомобиль X стоит на месте, но при этом работает заведённым 3 часа. При этом на одометре у него пробег НЕ изменится, однако ресурс двигателя уменьшился (он же работал).
Автомобиль Y тоже работал 3 часа, но при этом он ездил, допустим по автобану. Так вот у него при этом всём пробег увеличится, и ресурс двигателя тоже уменьшиться почти как у автомобиля X.
В итоге, у X и Y двигатель износился почти одинаково (это уже другой вопрос будет), но у автомобиля X как было 0 пробега так и осталось. Теперь понимаете почему не пробег нам говорит об износе двигателя?
2. Теперь следующий момент.
За одно и то же время можно накатать разное количество километров.
За 10 часов работы двигателя:
— автомобиль который стоит на нейтралке накатает 0 км.;
— автомобиль который ездит по городу (возьмём среднюю скорость 35 км/ч) накатает 350 км.
— а автомобиль который 10 часов едет по трассе (возьмём среднюю скорость за 70 км/ч) накатет 700 км.
Таким образом, двигатели всех 3-х автомобилей работали одинаковое кол-во времени, но проехали разное расстояние. Это ещё один пункт доказывающий то, что при оценке ресурса двигателя и автомобиля в целом НЕ стоит делать сильный акцент на пробег который указан на одометре.
3. И заключительный момент.
Для двигателя лучше когда он работает на трассе, чем в городе или вообще вхолостую.
Поэтому автомобили с большим пробегом, но при этом малым мотопробегом дадут фору автомобилям с более меньшим пробегом, но равным количеством моточасов. Двигатели первых будут в лучшем состоянии чем двигатели вторых.
А теперь берём автомобиль Y:
— одометр показывает пробег = 195 000 км. / — «А вот эту, пожалуй, куплю. Пробег почти в два раза меньше!», думает обыватель
но подвох в том, что
— моточасы = 9000 ч.
Километры или моточасы?
Моточасы показательнее километража
При покупке подержанного автомобиля все первым делом смотрят на одометр, полагая, что состояние транспортного средства прямо зависит от его пробега. Однако километраж далеко не всегда свидетельствует о том, насколько фактически израсходован ресурс машины. Точнее о степени ее износа позволяют судить другие данные: сколько лет, месяцев, дней, часов и минут она реально проработала. А это зависит от множества факторов, в первую очередь — от условий эксплуатации.
НЕСКОЛЬКО лет назад межсервисный пробег у большинства моделей по регламенту не превышал 5.000 км. По мере совершенствования технологий и увеличения срока службы смазочных материалов интервал между плановыми ТО удлинился сначала до 10.000, затем до 15.000, а у некоторых марок — даже до 20.000 км. Но потом процесс роста пробега между обязательными визитами на сервис остановился и даже в отдельных случаях пошел в обратную сторону.
Дилеры стали настаивать на более частом обслуживании автомобилей, ссылаясь на «особо тяжелые условия эксплуатации». Многие клиенты им не поверили:
— Позвольте, о каких тяжелых условиях вы говорите? Машина ездит не по сибирской тайге и не по пустыням Средней Азии. Она вообще практически не съезжает с асфальта и не покидает пределов большого города! Что здесь тяжелого? На сервисе нас обманывают, вынуждая проходить ТО чаще, чем это изначально предписано фирмой-изготовителем!
На самом деле сервисмены вовсе не лукавят. Условия эксплуатации автомобилей в современном мегаполисе действительно если и не приближаются к экстремальным, то по крайней мере заметно отличаются от расчетных. Это наглядно проиллюстрировал наш эксперимент.
Стоим больше, чем едем
ПОДОПЫТНЫМ стал редакционный «Форд Фокус» 2003 года выпуска. На одометре — без малого 50.000 км. В течение месяца мы подробно фиксировали ежедневный пробег машины и, что еще более важно, время в пути с точностью до одной минуты. Как только заводился двигатель, тут же включался секундомер. Полученные данные сводились в таблицу, из которой можно узнать, что, например, в четверг 29 марта автомобиль проехал 60,6 км, при этом в пути он находился 161 минуту. Таким образом, мы получили подробные сведения за каждый день эксперимента.
В итоге получилось, что усредненный ежедневный пробег «Форда» составил около 60 км. Зная время в пути, можно вычислить среднюю скорость, с которой при поездках по Москве (за город мы ни разу не выезжали) двигался наш «Форд». Всего 22,4 км/ч. Совсем не много, а все потому, что большую часть времени он не ехал, а стоял (разумеется, с работающим мотором) в пробках, на светофорах и т.д. В лучшем случае автомобиль медленно плелся на первой передаче в режиме «старт-стоп», так что стрелка спидометра едва шевелилась возле нулевой отметки.
Если на вашем автомобиле есть маршрутный компьютер, то вы можете легко проверить эти данные даже без помощи секундомера. При поездках в часы пик по той же Москве ваша средняя скорость вряд ли намного превысит 20 км/ч. Пусть на отдельных участках пути скорость потока будет больше разрешенных в городе 60 км/ч, все равно при подсчете среднего значения частые и длительные остановки сведут на нет этот выигрыш.
Итого, в условиях без пробок 15000 км это:
— в городе эквалентно
550 моточасам;
— по трассе эквивалентно
Масло. Часть 1: Как часто менять.
В современных реалиях наши автомобили всё больше стоят в городских пробках, а в зимнее время года немалое время занимает прогрев — все это время автомобиль не движется, но двигатель все равно работает, т.е. отматывает от своего ресурса.
Поэтому пробег, как средство отсчета до замены масла в двигателе вашего автомобиля, становится вторичен, хотя как средство замера тоже должно браться во внимание, ведь кто-то из нас ежедневно ездит по дорогам, типа перевозки грузов или таксования, у таких авто — пробег довольно объективная величина.
Моточас — это единица измерения продолжительности работы двигателя. 1 моточас = 1 час работы с номинальными оборотами. Моточас хотя и не учитывает степень нагрузки на двигатель (в зависимости от этого масло тоже несёт повышенную нагрузку), но моточас намного более точен по сравнению с пробегом.
Если двигатель работает с переменной нагрузкой (а это — всегда, т.к. пробки/трасса/холостой ход и т.п.), то провести точный расчет моточасов для замера его износа намного сложнее. Чем больше «нагружен» двигатель, тем, соответственно, больше расход им горючего и выше трение в трущихся парах и компонентах. В этом случае можно считать по израсходованному топливу, но данный метод тоже имеет свои недостатки, поэтому остановимся на наиболее простом и доступном каждому методу — считаем моточасы.
Попробую на собственном примере сопоставить моточасы и пробег.
Я работаю и живу в городе — средняя скорость по бортовому компьютеру моего автомобиля 23 км/ч (если долго не сбрасывать) и это очень близко к реальности: в рабочие дни дорога на работу и обратно
40 км, при этом утром
30 минут без пробок, а вечером
1 час с пробками. За выходные пробег
50 км, обычно посвободней.
Регламентное ТО для моего автомобиля составляет 15000 км или 1 год (что наступит раньше). На каждом из этих ТО меняют масло. Если рассчитать моточасы работы двигателя между регламентными обслуживаниями для моего режима эксплуатации, то получим 15000 км : 23 км/ч = 652 (сюда входит всё, в т.ч. и мой прогрев в зимнее время (как правило греемся в наших условиях 5 мес в год) по 30 мин в день (всего примерно 50 часов) — т.к. двигатель работает и моточасы тикают (бортовой компьютер начинает отсчёт с момента пуска двигателя до его выключения).
Получается простая арифметика в моём случае:
15000 км — это около 652 моточаса.
10000 км — это около 434 моточаса.
7500 км — это около 326 моточасов.
Вот только жизнь масла в автомобилях согласно карты ТО измеряется не в часах, а в километрах (15000 км) (а у некоторых, особо одаренных автопроизводителей — 1 годом вне зависимости от пробега!).
В городах средняя скорость составляет 20–30 км/ч. За такое же время по трассе автомобиль проезжает в 2-3 раза большее расстояние, а мотор при этом совершает приблизительно одинаковый объем работы, поэтому моторное масло в условиях городских пробок значительно раньше вырабатывает свой ресурс.
О моточасах известно мало и никто в них не считает, к сожалению, в т.ч. и БК автомобиля.
Что такое эти 652 моточаса, это много или мало?
На мой вгляд это много и вот почему:
Смоделируем идеальные условия:
— Если рассматривать эксплуатацию по трассе, то средняя скорость без пробок обычно должна быть около 70 км/ч, а на практике где-то даже около 80 км/ч, тогда 15000 км : 70 км/час = 214 моточасов.
— Если рассматривать эксплуатацию в городе, то средняя скорость без пробок обычно должна быть примерно 30 км/ч, т.е. получим 15000 : 30 = 500 моточасов.
Сопоставить «мои» 652 мч и расчитанные «идеальные» 500 и 214 мч — не трудно. Внутренний голос подсказывает мне, что «мои» 652 моточаса — не что иное, как тяжелые условия в сравнении с «идеальными» условиями, т.к. получается, что в моём случае из-за относительно небольших и не очень длительных пробок можно считать, что имеет место 30 % дополнительной нагрузки на ресурс двигателя и масла по сравнению с только «трассовым» режимом эксплуатации.
Есть одно НО. Как правило, мы не знаем какой ресурс у каждого конкретного залитого нами в двигатель масла.
Оказывается, что моточасы сильно зависят от типа масла, посмотрите вот это:
ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 — 250 моточасов
VDS, ACEA E3 — 400 моточасов
VDS-2 — 600 моточасов
В зависимости от качества масла, сроки эксплуатации масла могут увеличиваться более чем в два раза!
Используя найденные в сети некоторые данные можно обобщенно сказать, что масло работает от 250 моточасов до 700 моточасов (в последнем случае — это самые лучшие (и самые дорогие) представители масел).
Но что делать нам, кого интересует ресурс мотора и масла, но не имеет возможности вести такой полноценный контроль?
Самый точный способ — отдать отработку масла в лабораторию. На основе анализа там сразу скажут что необходимо делать с интервалом замены масла.
Можно попробывать расчитывать исходя из расхода топлива (т.к. двигатель работает-моточасы бегут-бензин расходуется).
Например:
Масло по мануалу положено менять каждые 15000 км, опять же — по мануалу у моего авто расход топлива в городе 8,2 л/100 км. Значит в идеале мой авто за 15000 км должен израсходовать 1230 литров. Т.е. по израсходовании 1230 литров — я должен ехать на ТО и менять масло. В реалии же, в «моих» городских условиях мой автомобиль ест (исходя из расчета по чекам после заправки бензином, считал за всё время эксплуатации) — 12,2 л/100 км (тут всё, в т.ч. и прогревы зимой). Таким образом, составив несложное уравнение и решив его — получаю, что израсходовав 1230 литров в реалии (с таким расходом бензина как у меня) мне нужно ехать на смену масла через 10082 километра пробега.
Напомню, что приняв за расчет моточасы, я получил 30 % увеличения нагрузки. Приняв за расчет расход топлива, имеет место 33 % увеличения нагрузки.
В моём конкретном случае, эмпирическим путем показано, что менять масло для моего авто (и в моих конкретных условиях) нужно не реже, чем каждые 10000 км.
В самой инструкции по эксплуатации (мануале) на стр. 6-6 и далее указано, что плановое техническое обслуживание (ТО) для России составляет 15000 км. Но под сноской *2 написано (привожу дословно):
«Если для эксплуатации автомобиля характерно хотя бы одно из перечисленных ниже условий, то необходимо заменять моторное масло и масляный фильтр каждые 7500 км пробега (или через 6 месяцев):
а) высокая запыленность воздуха;
б) продолжительная работа двигателя на холостом ходу или продолжительное движение автомобиля на малой скорости;
в) продолжительная эксплуатация при низкой температуре окружающего воздуха или регулярные поездки только на короткие расстояния (когда двигатель не успевает прогреваться до нормальной рабочей температуры);
г) эксплуатация автомобиля при очень высокой температуре окружающего воздуха;
д) постоянная эксплуатация автомобиля в холмистой и горной местности.
Для моих условий движения подходит пункт б)
Таким образом, согласно мануала, мне нужно менять масло каждые 7500 км.
Навязывать своё мнение не буду, данную информацию выложил для размышления. Конечно, каждый сам волен решать. Можно, конечно, поступать как «меняй чаще» или «не парься и ездий на ТО как диллер сказал (т.е. каждые 15 тыс. км)»…
Смысл сего повествования — я пытался показать вам как более-менее точно (и достаточно просто) можно посчитать реальные сроки замены масла на основе среднего расхода топлива или средней скорости автомобиля (моточасы).
Для тех, кому сложно считать, нет желания читать слишком много букв, а так же в части обобщения — кратко отвечу на вопрос «Как часто мне следует менять масло?», — для средней полосы России для города через каждые 7,5 тыс. км, для трассы/легкого режима движения без пробок 10 тыс. км.
13. Формула расчёта интервала смены масла по моточасам и пробегу, не все знают.
Заметил что не все знают/понимают, что масло надо менять не только по пробегу, но и по моточасам, захожу ко многим в БЖ и часто вижу что интервалы смены масла большие, например 10 000.
У нас в бортовом компе(счётчик №2) есть подсчет моточасов и средней скорости, засеките месяцок и считайте.
Если вы смотрите параметр моточасы за месяц, то вам надо 250 поделить на количество моточасов в месяц, получаем каждые сколько месяцев должны менять масло, к примеру я езжу 35 часов в месяц, это замена масла каждые 7 месяцев.
Теперь посчитаем по средней скорости и по интервалу замены масла, меняю масло каждые 6000, средняя скорость по бортовому за месяц 24км/ч. Итак делим 6000 на 24, получаем 250 моточасов, укладываюсь как раз.
Откуда цифра 250? Из рекомендаций по классификациям масел, вот они:
250 моточасов для ACEA E2, API CF, CF-4, CG4;
400 моточасов — VDS, ACEA E3;
600 моточасов — для VDS-2.
Возьмём к примеру г. Москва, есть те, кто например меняет масло раз в 7000 и считает это нормой(я уже молчу за тех, кто катает на масле дольше, есть и такие.) с ежедневными пробками, средняя скорость по бортовику в месяц 20км/ч, считаем 7000/20=350 моточасов, 40%-ное превышение. И потом люди удивляются на сервисе.
Да, понятное дело, что есть живучие масла, например с большим щелочным числом и низким кислотным, и они выдержат эту сверх нагрузку, но я не советую рисковать, меняйте чаще, радуйте свои движки, они вам только спасибо скажут.