50 лучших кассетных дек в истории

Кассетная дека — что это такое?

50 вопросов и ответов

Кассетная дека — что это такое?

50 вопросов и ответов

Неподдельный читательский интерес к теме кассетной аппаратуры, проявляющийся на протяжении последних лет, не собирается утихать. Он выражается не только в заинтересованности в данных по конкретным моделям, но и в общей теоретической информации о данном классе аудиотехники. Эта статья предназначена для тех, кто только открывает для себя мир компакт-кассет и кассетных магнитофонов.

50 лучших кассетных дек в истории

Для чего нужна кассетная дека?

Кассетная дека нужна для записи и воспроизведения аналогового сигнала на компакт-кассетах, обычно она используется в составе качественных стереосистем.

Кассетная дека – что это такое?

Традиционно под кассетной декой понимается отдельно стоящий аудио компонент с кассетоприемником, лентопротяжным механизмом и сопутствующей электроникой обработки сигнала и управления записью и воспроизведением.

50 лучших кассетных дек в истории

Когда появились первые кассетные деки класса Hi-Fi?

Первые качественные деки появились в 1971 году одновременно с распространением системы шумоподавления Dolby и кассет второго типа.

Чем отличаются деки с горизонтальным расположением кассетоприемника от вертикального?

Кроме геометрической ориентации – ничем, вертикальные деки классического формата стали массово выпускаться после того, как аппараты для воспроизведения компакт-кассет прочно перешли в разряд Hi-Fi техники.

50 лучших кассетных дек в истории

Когда появились первые компакт-кассеты?

Впервые формат компакт-кассеты был запущен в 1963 году усилиями компании Philips.

Для чего нужны компакт-кассеты?

Изначально формат предназначался для использования в диктофонах в рамках журналистской деятельность, главной его целью была запись звука в голосовом диапазоне.

50 лучших кассетных дек в истории

Какова продолжительность записи на одной кассете?

Изначально стандартными были 46 и 60 минутные кассеты, по мере развития формата появились 90 и даже 120 минутные кассеты, запись производится на две стороны.

50 лучших кассетных дек в истории

На какой скорости воспроизводятся и записываются кассеты?

Скорость протяжки ленты в кассете составляет 4,7 см/сек, в конце 1970-х годов предпринимались попытки увеличить скорость до 9,5 см/сек, однако такое увеличение потребовало разработки новых головок и не прижилось.

50 лучших кассетных дек в истории

Что такое ток подмагничивания?

Это обычно переменный ток, подаваемый на магнитные головки в процессе записи или воспроизведения и предназначенный для улучшения отдачи ленты и обеспечения максимально линейной частотной характеристики по всему диапазону, а также снижения нелинейных искажений.

Как устроена кассетная дека?

Кассетная дека – это сложное устройство, она включает в себя лентопротяжный механизм с моторами, приводящими в движение барабаны и тонвалы, блок головок и электронную часть, в которой находится блок подмагничивания, управляющие и следящие схемы, предварительный усилитель и блок обработки сигнала.

50 лучших кассетных дек в истории

Какие бывают головки?

Основные виды головок – воспроизводящие, стирающие и записывающие. В самых качественных деках используются отдельные головки для каждой из функций, в моделях попроще функции стирания и записи зачастую объединены в одной головке.

50 лучших кассетных дек в истории

Из чего делаются головки?

Рабочая часть головок обычно производится из намагниченного металлического сплава, самыми простыми являются ферритовые головки, использовались также такие сочетания, как стеклоферрит, сендаст, пермаллой и другие сплавы.

50 лучших кассетных дек в истории

Какие головки лучше?

Разумеется, каждый производитель превозносил достоинства своих технических решений, однако общий консенсус гласит, что наивысшего качества добились специалисты Sony в своих головках из аморфного железа и Nakamichi со своими моделями на основе сплава Crystalloy.

Что такое азимут?

Этим термином называется геометрическое положение рабочей поверхности головки относительно плоскости пленки, при правильной настройке они должны быть идеально параллельны.

50 лучших кассетных дек в истории

Какой привод используется в деках?

В кассетных деках применяется как прямой привод, так и пассиковый, для привода тонвалов часто используется маховик.

Что включает в себя лентопротяжный механизм?

Лентопротяжный механизм (ЛПМ) предназначен для протягивания ленты внутри кассеты и проведения ее через блок головок, он состоит из электромоторов, вращаемых ими барабанов и тонвалов, а также прижимных роликов.

50 лучших кассетных дек в истории

Для чего нужен тонвал?

Для обеспечения стабилизации движения пленки и ее выравнивания в процессе движения.

Во всех ли деках есть функция записи?

Да, практически во всех, единичные модели, работавшие в исключительно в качестве транспорта, выпускались обычно для профессионального рынка.

50 лучших кассетных дек в истории

Какие источники сигнала можно подключать к деке?

Любые, имеющие аналоговый линейный выход.

50 лучших кассетных дек в истории

Как управлять кассетной декой?

Все кассетные деки имеют физические клавиши управления воспроизведением, перемоткой ленты, паузы, остановки и записи. Во многих моделях присутствует дистанционное управление всеми основными функциями.

Что такое двухкассетная дека?

Это дека, оснащенная двумя кассетоприемниками, предназначенными для воспроизведения и перезаписи с одной кассеты на другую.

50 лучших кассетных дек в истории

Как переписать музыку с одной кассету на другую?

Очень просто, практически все двухкассетные деки имеют функцию синхронного старта, при которой оба кармана одновременно запускали воспроизведение и запись.

50 лучших кассетных дек в истории

Что такое «поиск по паузам»?

Данная функция использовалась для автоматического поиска композиций на кассете по отсутствию полезного сигнала.

Что такое автореверс?

Этим термином обозначалось автоматическое переключение двигателей на протяжку ленты в обратном направлении и воспроизведение второй стороны кассеты.

50 лучших кассетных дек в истории

Для чего в деках используется микропроцессор?

Для чего нужна ускоренная перезапись?

В соответствии с названием, данная функция позволяет осуществить перезапись с одной кассеты на другую за вдвое меньший промежуток времени.

50 лучших кассетных дек в истории

Как устанавливать кассету в деку?

Обычно в серьезных деках блок головок расположен в нижней части кассетоприемника, поэтому кассету нужно устанавливать лентой вниз. Тем не менее, существовали модели и с обратным расположением головок.

Какие бывают кассетоприемники?

Самыми разными, причем существовали версии дек как с моторизованным приемником, так и вовсе без него, в которых кассету нужно было самостоятельно устанавливать на барабаны.

50 лучших кассетных дек в истории

Для чего нужен счетчик ленты?

Он необходим для отслеживания прохождения ленты и позволяет не только визуально определять, на каком участке кассеты происходит запись или воспроизведение, но и в отдельных случаях участвует в работе по определению ресурса головок и программированию воспроизведения.

Что такое Dolby System?

Это система, позволяющая за счет вносимых в запись предискажений в области высоких частот и обратной их компенсации при воспроизведении существенно расширить частотный диапазон. Существовали несколько поколений систем – Dolby NR, Dolby B, Dolby C, Dolby S.

50 лучших кассетных дек в истории

Каков частотный диапазон при записи на компакт-кассету?

Изначально он был ограничен примерно 12 кГц, однако по мере совершенствования типов пленки и внедрения новых систем шумопонижения он смог достичь 22 кГц.

От чего он зависит?

От используемого типа пленки, магнитных головок, применяемой системы шумоподавления, качества лентопротяжного механизма.

50 лучших кассетных дек в истории

Чем различаются между собой кассеты разных типов?

Основное различие заключается в составе магнитного слоя. В кассетах первого типа (Type I) он сделан на основе оксида железа, во втором типе (Type II) используется диоксид хрома, четвертый тип (Type IV) отличается применением чистого металла вместо оксидов. Кассеты третьего типа (Type III) просуществовали недолго, в них применялись два магнитных слоя – ферритовый и хромовый.

50 лучших кассетных дек в истории

Как магнитофон определяет тип кассеты?

Тип кассеты может либо задать пользователь при помощи специального переключателя, либо дека сама его определяет по специальному вырезу на верхнем торце кассеты.

Какие выходы есть у кассетной деки?

Обычно это несимметричный выход с фиксированным уровнем сигнала на RCA, однако бывают версии и с регулируемым выходом, а также с балансным выходом на разъемах XLR и даже TPS.

Бывают ли деки с пультом дистанционного управления?

Да, при этом изначально такие пульты были проводными, но с момента появления на рынке систем ДУ на инфракрасных лучах ими стали оснащаться и кассетные магнитофоны, так что кассетной декой можно управлять дистанционно.

50 лучших кассетных дек в истории

Можно ли подключить к деке микрофон?

Чаще всего – да, но некоторые модели были лишены микрофонного входа.

Есть ли кассетные деки с АЦП/ЦАП?

В последние годы широкого распространения формата производились модели с возможностью записи цифрового сигнала на ленту, а также вывода цифрового сигнала на внешний цифровой рекордер. В современных деках это стандартное оснащение.

50 лучших кассетных дек в истории

Можно ли подключить к деке смартфон?

Конечно, если у смартфона есть аналоговый выход. Скорее всего, для такого подключения потребуется переходник с миниджека 3,5 мм на RCA.

50 лучших кассетных дек в истории

Производились ли кассетные деки в СССР?

Да, и выбор их был весьма приличным. В восьмидесятых годах на свет появились аппараты высшего класса, на равных соперничавшие с хорошими японскими и европейскими деками.

Можно ли подключить к кассетной деке колонки?

Если речь идет об активных колонках, то да, при наличии у деки регулируемого аналогового выхода. Кассетных дек с встроенным усилителем мощности выпускалось не так много.

50 лучших кассетных дек в истории

Какие кассеты можно использовать?

Для записи и воспроизведения в кассетных деках высокого класса можно использовать кассеты любого типа и продолжительности, ограничения касаются только дек начального уровня, в которых поддержка ограничена пленкой первого типа.

Какие фирмы производили кассетные деки?

Практически все крупные производители электроники отметились хорошими кассетными деками, лучшие модели выпускали фирмы Nakamichi, Akai, Sony, Pioneer, Aiwa, Luxman, Revox, Tandberg, Marantz, Eumig, Teac.

50 лучших кассетных дек в истории

Какие кассетные деки – лучшие в истории?

Общепризнанными фаворитами являются модели Nakamichi Dragon, Nakamichi 1000XL, Eumig FL-1000, Sony TC-KA7ES, Luxman K-05, Pioneer CT-A1, Tandberg TCD 3004, Revox B215, TEAC Z-7000 и некоторые другие.

Производятся ли сейчас кассетные деки?

Да, но выбор невелик. Из крупных производителей их выпуск – всего по 1-2 модели – продолжают TEAC (Tascam) и Marantz.

50 лучших кассетных дек в истории

Где покупать кассетные деки?

Если говорить о винтажных аппаратах, то выбор здесь большой – от сайтов с частными объявлениями до специализированных магазинов. Главный критерий при выборе – состояние головок. Новые модели продаются на сетевых площадках и в магазинах, торгующих бытовой и профессиональной аудиотехникой.

50 лучших кассетных дек в истории

Нужна ли мне кассетная дека?

Только в том случае, если у вас уже есть коллекция фирменных или записанных с хороших исходников кассет, либо вы испытываете непреодолимый приступ ностальгии. Качественный аналоговый звук живет в бобинниках и на виниле.

50 лучших кассетных дек в истории

Сколько сегодня стоит хорошая дека?

Если говорить о новых моделях, то их цена составляет порядка 500-700 долларов США, если речь идет о лучших винтажных образцах, то там цена может доходить до 2000-3000 долларов и выше.

Как настраивать кассетную деку?

Этому вопросу следует посвятить отдельную большую статью, можно лишь сказать, что для максимально правильной и тонкой настройки сложной деки лучше обратиться к опытному специалисту.

50 лучших кассетных дек в истории

У меня есть старая кассетная дека, можно ли ее восстановить?

Зависит от модели, если речь идет о дорогом аппарате высокого класса, то в этом есть смысл. Деки самого начального уровня, как правило, не стоят потраченных сил и средств.

Источник

Кое-что о кассетных деках или сбыча детских мечт недорого

Любой юноша с бледным лицом, но взором горящим, в период позднего СССР периодически навещал распространенные в крупных городах «комиссионки», где на полках, отгороженных широким прилавком, загадочно мерцали логотипами изделия из Японии и Западной Европы. Если среди самых желанных приобретений молодежи были магнитолы, то любители музыки постарше уже хотели отдельные компоненты в виде двухкассетных дек (поражающих воображение обывателя обилием кнопок, переключателей и лампочек с индикаторами), а разбирающиеся граждане смотрели на однокассетные деки высшего класса, бравируя скороговорками типа «клозед луп дуал капстейн» и «мануал тейп калибрейшен».

Давайте попробуем поностальгировать и заодно разобраться в этих, теперь уже кажущихся непонятным бредом, терминах, а заодно прояснить для себя, почему отдельные образцы кассетных дек на аукционах стоят по несколько тысяч долларов. Сразу скажу, мне в середине 80-х было всего 10 лет, стаж работы с топовыми деками у меня крайне небольшой, но техническое образование и пара старших товарищей сильно помогли с написанием этой статьи.

Введение

Сразу обозначим рамки: говорить в этой статье будем только о кассетных деках, то есть отдельных компонентах, без усилителя, без радио, без встроенных динамиков, не переносных, то есть работающих от бытовой сети электропитания. Не потому что магнитолы или «вокманы» не заслуживают упоминания, но потому что иначе размер статьи может превысить все разумные пределы, да и хочется оставить еще пару тем на потом. Также статья не претендует на глубокий технический разбор, а скорее предназначена для энтузиастов начально-среднего уровня подготовки.

А еще я, пожалуй, оставлю за рамками все отечественные изделия. Во-первых, реально хороших дек у нас никогда не было, а то, что было, с переменным успехом слизано с зарубежных образцов. Маяки, Ноты, Вильмы, Радиотехники — чего уж скрывать, любой владелец отечественной деки не сильно долго думая променял бы ее на AKAI или Technics. Даже у очень дорогих отечественных изделий первого и высшего классов (ходят легенды о существовании таких кассетных дек) заметно плавало качество и были распространены тюнинги типа «заменить головку на японскую» и «перепаять конденсаторы на нормальные».

Конструкция. Валы, головки и так далее

Серьезную часть статьи начнем с разбора механики и особенностей конструкции дек. Механика деки большей частью локализована в блоке лентопротяжного механизма, сокращенно ЛПМ.

Основная задача ЛПМ — подавать ленту с максимально стабильной скоростью вдоль головки, забирая ее с подающей катушки, не допускать перекосов и собирать ленту на принимающую катушку. Казалось бы, задача простая, но. на самом деле нет. Учитывая небольшую скорость (всего 4,76 см/сек) и ширину ленты (3,81 мм), отклонение даже на долю процента исказит звук, особенно если скорость не просто ниже или выше, а меняется. Получается эффект «плавающего» воспроизведения.

Тонвалы и протяжка ленты

Как же решали вопрос со стабильностью движения ленты и почему такая большая разница в технических характеристиках? Начнем с примеров.

Простой кассетный механизм, как правило, имел один постоянно вращающийся вал (тонвал), к которому прижимался резиновый ролик. Между ними находилась пленка, и эта пара, собственно, тянула ее вдоль головки. Протянутую вдоль головки ленту сматывал принимающий привод бобинки кассеты. Для приведения конструкции в движение в бюджетном механизме обычно стоял один мотор, крутящий момент с которого с помощью пассиков и идлера (этакого хитрого большого колеса с резиновым краем) передавался на тонвал и на подающий или принимающий привод бобинок кассеты в зависимости от режима работы деки. В английском эта схема называется «Single Capstain» и обычно не упоминается отдельно нигде, кроме технического раздела инструкции по эксплуатации.

50 лучших кассетных дек в историиЛПМ отечественной Яузы МП-220С. Оранжевым показан резиновый ролик, зеленым — тонвал, красным — приводы бобинок кассеты. Привод левой бобинки в данном случае используется только при перемотке в обратную сторону. Правой — для смотки пленки в режиме воспроизведения и для перемотки вперед

Для улучшения стабильности подачи пленки в более дорогих и качественных механизмах придумали использовать второй тонвал, в итоге получив подающую и принимающую пары из раздельных тонвалов и роликов, что значительно улучшало тот самый wow & flutter.

Традиционно деки с двумя тонвалами имеют надпись на передней панели «Dual Capstain», а также зачастую используют два, а то и три мотора — раздельные моторы на приводы подмотки бобинок, на тонвалы. Иногда используют и все четыре мотора —например на моторизацию крышки приемного устройства для кассеты. В основном передача крутящего момента передавалась с моторов на валы с помощью пассиков, но довольно часто многие производители использовали и прямой привод (Direct Drive). Почти одновременно начали использовать кварцевую стабилизацию вращения мотора (Quarz Lock) и в маркетинге.

Ну и финальный штрих действительно хорошего ЛПМ — это подающая направляющая, находящаяся до подающего тонвала, сделанная из плотного пластика или металла, которая обеспечивает геометрически идеальную подачу пленки на головку.

50 лучших кассетных дек в историиЛПМ кассетной деки Sony TC-KA3ES. Голубым и синим показана дополнительная пара ролик/вал. Желтым — подающая направляющая

Чем еще могли улучшить характеристики ЛПМ производители? Использовать не штампованную, а литую раму, на которую монтировались узлы ЛПМ — моторы, валы и так далее. Это уменьшало вибрацию и, как следствие, детонацию всего механизма. Увеличивать массу маховиков валов — для более стабильного вращения. Использовать прецизионные моторы с высокой точностью вращения.

Все эти усовершенствования, по мнению различных моих знакомых и товарищей, достигли апофеоза примерно к середине-концу 80-х, и где-то в 90-х началась эра удешевления. Бытует мнение, что конец 80-х принес (кроме совершенства механики) существенное упрощение электронной части, когда вместо дискретных элементов в подавляющем большинстве аппаратов использовали интегральные схемы, которые далеко не всегда оказывались лучше подобранных дискретных элементов в усилительных трактах старых аппаратов конца 70-х — начала 80-х годов.

Две или три головки?

С равномерностью движения пленки закончим и перейдем, собственно, к получению и записи сигнала с/на пленку. Важная, если не самая главная часть любой кассетной деки — это головки, они же головы, они же heads.

Если одна головка, то перед вами — плеер без функции записи. Стационарные деки обычно имеют функцию записи, а значит, головок там стоит минимум две. Одна из них — стирающая (чтобы удалить старую фонограмму), а другая — универсальная, умеющая и воспроизводить, и записывать. Эта конструкция называется «Two Heads» и также упоминается только в технических разделах инструкций по эксплуатации.

В действительно хороших деках головок три: стирающая, записывающая и воспроизводящая. Последние две могут быть как в виде «сэндвича» (конструктивно объединенные в один корпус), либо полностью раздельные, дискретные. О наличии тройки уже принято гордо сообщать надписями на передней панели — «Three Heads» или «Discrete Heads». Коллаж ниже иллюстрирует двухголовочную, трехголовочную «сэндвичную» и полностью дискретную конструкции:

50 лучших кассетных дек в историиКрасным показаны стирающие головки, можно заметить, что они отличаются не только внешними габаритами, но и местом расположения. Зеленым — комбинированная головка в двухголовочной деке, совмещающая в себе функции и записи и воспроизведения. Синим — «сэндвич» из двух головок, отдельно записывающей и отдельно воспроизводящей в одном корпусе. Оранжевым и желтым — дискретные головки записи и воспроизведения соответственно

Зачем нужно иметь сразу и воспроизводящую и записывающую головки? Ответ простой и очевидный: три головки могут работать одновременно, и в этом случае можно сразу контролировать результат записи. Записывающая головка всегда находится до воспроизводящей, и на таких деках всегда присутствует переключатель Tape/Source, который переключает выход. В режиме Tape мы услышим сигнал с воспроизводящей головки, а в случае Source — на выход направится сигнал, поданный на вход деки. При правильной коммутации усилителя нажатием этой кнопки можно в реальном времени сравнивать то, что подали и результат после записи. Очень полезная и крайне нужная функция, если вы собираетесь записывать на кассеты сами.

Калибровка ленты

Еще одна крайне полезная и нужная функция для тех, кто собирается записывать сам — наличие в деке функции калибровки записи под конкретную пленку. Теоретически, специальный орган IEC стандартизовал в свое время параметры подмагничивания всех четырех типов кассетной пленки, но в силу различных причин реальные характеристики каждой конкретной пленки могут требовать подстройки тока подмагничивания, уровня записи и так далее — причем желательно поканально. Для этого в серьезные деки встраивают генераторы различных частот (как правило, это 400 Гц и 10 кГц) и переменные резисторы с выведенными на переднюю панель ручками для точной подстройки.

Работает это так: дека переводится в режим калибровки, включается запись и задача пользователя — выставить нужные уровни сигнала на индикаторе, подкручивая регуляторы. Корректировка производится в реальном времени, поэтому ради точной подстройки нужны оба сигнала для сравнения — и поданный для записи, и воспроизведенный после записи, а значит, будет задействованы и обе головки.

50 лучших кассетных дек в историиЖелтым прямоугольником обозначено управление ручной подстройкой тока подмагничивания и уровня записи. Дека Kenwood KX-1100HX

Существуют, безусловно, и автоматические функции калибровки — мне такие попадались (как на трех-, так и на двухголовочных деках), но если на трехголовочных поданный и записанный сигнал сравнивает процессор или пользователь в реальном времени, то на двухголовочных сначала записывается сигнал с разными параметрами, потом перематывается пленка и анализируется полученный результат, уже только процессором. Я пробовал как ручную, так и автоматическую калибровку, и мой личный выбор — ручная.

Автореверс

Одна из самых спорных функций в серьезных деках. С одной стороны, это очень удобно, поскольку можно слушать обе стороны кассеты по кругу, не переворачивая кассету в кармане кассетоприемника. С другой — обычное решение с автореверсом в виде поворотной платформы, на которой крепилась одна или несколько головок, имело как минимум одну слабость: со временем механизм несколько изнашивался и сохранить точный азимут головки после переворота уже не удавалось. Поэтому, несмотря на то, что для двухкассетной деки второй половины 80-х и далее автореверс был практически обязательной функцией, большинство серьезных однокассетных двухтонвальных трехголовочных дек автореверса не имели.

50 лучших кассетных дек в историиМеханизм двухкассетной автореверсной деки Teac W-990RX. На круглой поворотной платформе (красная стрелка) находятся стирающая и записывающе-воспроизводящая головка. Зеленым отмечена не стирающая головка, как можно предположить, а пластиковая направляющая для ленты

Впрочем, попытки реализовать воспроизведение обеих сторон кассеты без ущерба качеству имели место быть, к тому же весьма успешные. Я не очень уверен, что первыми это сделали именно ребята из Nakamichi, но их RX202/303/505 — совершенно точно сейчас самые распространенные из таких дек. Решение было простым и изящным: если переворот головки нежелателен — давайте переворачивать не головку, а кассету. Итог — совершенно феерический механизм, который при срабатывании реверса поднимает головки, кассета слегка выезжает на платформе, переворачивается и заезжает обратно. Видел вживую один раз. Увижу такую деку за приемлемую цену — куплю обязательно. Это просто магия какая то. Да сами посмотрите:

Еще одним решением для качественной реализации автореверса стала комбинация из автоматической подстройки азимута головки и автореверсного механизма, воплощенная опять же ребятами из Nakamichi в их деке Dragon. Но цена таких решений — очень сложные механизмы, требующие аккуратности, да и ремонт таких изделий может влететь в серьезную копеечку.

Поколения

Глобально можно разделить деки на несколько поколений. Первое поколение отличалось сугубо механическими клавишами управления ЛПМ, головками Ferrite, стрелочными индикаторами и горизонтальной загрузкой кассеты.

Где-то в середине 70-х начали появляться механизмы с соленодами (псевдосенсорное и сенсорное управление) — пользователь нажимал на кнопку, кнопка замыкала контакты электромагнитного реле и, например, блок головок прижимался к ленте.

В конце 70-х и начале 80-х появились сендастовые и прочие усовершенствованные головки, способные работать с лентой IV типа (Metal); далее начали появляться LED и другие цифровые индикаторы вместо стрелочных.

Примерно с середины 80-х началась эра упрощения: дискретные элементы заменялись на микросхемы, но все уже автоматическое, пульты дистанционного управления и прочие бытовые радости.

Поэтому, выбирая деку, надо понимать, что стрелочных индикаторов у деки из 90-х совершенно точно не будет, а если вам нужен максимально винтажный вид, то ленту IV типа на деке 1975 года вы вряд ли перезапишете.

50 лучших кассетных дек в историиTechnics RS-630US. Стрелочки, необычный способ загрузки, механическое управление. Красивая, но довольно пустая. Две головки, один тонвал, калибровки нет, выбор типа ленты вручную. Зато есть вход для двух микрофонов!

На этом, пожалуй, закончим с описанием главных техническо-конструкторских изысков и перейдем к обзору производителей, где рассмотрим всякие-разные усовершенствования, изобретенные и внедренные в заметных деках прошлого.

Производители. Кто, что и где

Сразу оговорюсь, что все ниже написанное — субъективно в квадрате. У каждого производителя есть как фанаты и поклонники, так и прохладно относящиеся граждане. Поэтому, если что — поправляйте в комментариях, особенно интересно про новшества и изобретения, характерные для каких-то производителей, потому что этой информации довольно мало.

Nakamichi

Начну с компании, имя которой произносили с придыханием все, кто серьезно разбирался в кассетных деках в то время (да и сейчас). Продукция которой стоила заметно дороже конкурентов, да и сейчас стоит.

Корпорация Nakamichi сделала себе имя исключительно на кассетных деках (несмотря на то, что делали они и усилители, и даже проигрыватели винила), их легендарные модели, 1000ZXL Limited, в хорошем состоянии легко пробивают на аукционах ценник в 10 000 долларов США, а количество патентов и инженерных решений составляет несколько десятков.

У меня в пользовании есть одна из их старших дек, Dragon, и поверьте, после сравнивания с десятком других аппаратов других производителей — факт, это совсем другая лига.

Прежде всего, потому, что запись на кассете крайне чувствительна к положению воспроизводящей головки к пленке, точнее — к записанным на пленку дорожкам. Немного сбитый азимут головки на записывающей головке и качество воспроизведения на другой деке пострадает. Для решения этой проблемы Nakamichi придумали крайне хитрый механизм подстройки азимута головки. Сначала позволяющий делать это вручную с передней панели (это гораздо проще и более точно, чем отверткой крутить винты крепления головки), а потом и в автоматическом режиме.

Также из существенных отличий «Наков» от большинства других производителей стоит отметить полностью дискретные головки в трехголовых деках. Ниже приведен схематический рисунок устройства ручного механизма регулировки азимута головки в деке Nakamichi DR-1.

50 лучших кассетных дек в историиВот этот массив шестеренок и крутилок, хорошо заметный при открытой крышке кассетоприемника, легко позволяет определить, что перед вами кассетная дека Nakamichi

Еще одна японская компания из видных, особенно в СССР. Когда я прикупил себе Akai GX-9 под восстановление, один из посетителей, увидев ее, заметил: «О, девятка! На машину меняли в 85 году». И действительно, деки Akai пользовались в народе любовью и уважением за неубиваемые стеклоферритовые головки GX (Glass Xtal), а чуть позже — SuperGX, с улучшенными характеристиками параметров записи для записи на ленту типа Metal. В итоге Akai у многих ассоциируется со стеклоферритом, а стеклоферрит с Akai. Мнений много: одни ругают эти головки за мыльный звук, другие говорят, что пишут они хорошо, а воспроизводят плохо, кто-то считает их вечными, а кто-то уверен, будто они легко скалываются и выкрашиваются. Но совершенно точно без обсуждения Akai и их головок не обходится ни одна дискуссия о том, что хорошо и что плохо.

50 лучших кассетных дек в историиКонструкция GX головок (rec-play). Рабочие катушки и прочие проводники защищены от стирания пленкой кристаллом

Моделей компания Akai навыпускала огромное множество, от крайне недорогих до весьма и весьма недешевых. Из относительно легендарных моделей стоит отметить их топовые GX-91, GX-95, GX-88 и т.д., но есть одна модель, которую довольно большое количество энтузиастов считает лучшей. Это дека GXC-570D, ее производили в середине-конце 70-х годов. Выглядит она не совсем обычно, сделана как танк, имеет моторизованную крышку, закрывающую некоторые органы управления, сенсорное управление и совершенно потрясающий звук. Я имел удовольствие поиграться несколько месяцев с такой декой и мое личное мнение — это прекрасный аппарат. В рабочем состоянии может прилично удивить.

50 лучших кассетных дек в историиAkai GXC-570DMkII (1977-78). Три головки, два тонвала, три мотора, калибровка под пленку. Монументально сделанный аппарат. Верхняя крышка — моторизованная, крышки кассетоприемника нет

50 лучших кассетных дек в историиВсе обилие кнопочек и индикаторов закрывается крышкой (на фото она откинута)

Akai не сильно радовал пользователей механическими изысками, но зато электронные «фишки» всегда были на высоте. В GX-9, например, (и не только в ней) есть такие интересные опции как определение типа кассеты (дека сама определяет C-45, C60 или C-90 загружена в нее — путем анализа скорости вращения бобинок). Также в GX-9 есть автоматическая калибровка под пленку и куча других интересных функций.

У корпорации Sony есть свои фанаты, ES серии например. Топовые модели типа TC-K777ES, TC-KA7ES и прочие многими желанны и стоят немало, но есть и немало граждан, которые Sony не любят и с трудом признают какие-либо решения от этого японского гиганта. Впрочем, я лично последнее время с продукцией этой уважаемой компании не сталкивался, за исключением того, что периодически смотрю на аукционах либо TC-K81/75, либо TC-K71, которые мне были рекомендованы как интересные. Впрочем, не стоит забывать, что Sony как минимум выпустила Walkman, и этого будет достаточно, чтобы признать ее вклад в развитие кассетного рынка. Но все же мы про деки.

Стоит отметить лазераморфные головки, появившиеся в середине 80-х в топовых моделях Sony, и керамический стабилизирующий держатель кассеты. Пожалуй, и это все, что я знаю. У меня как-то сложилось впечатление, что Sony выступали в роли такого прилежного, очень усидчивого отличника в школе — не блистает экспрессией, но домашнее задание делает всегда и педантично. Модели, которые стоит отметить: TC-K555ESJ, TC-K333ES и прочие ES-ки, сделанные в 80-х.

Pioneer

Лично у меня деки Pioneer всегда вызывали уважение, есть действительно интересные модели, но тут все очень просто: реально хорошие модели типа CT-F1250/1000/950/900 из «голубой» серии, весьма солидно выглядящие и хорошо звучащие, редки и довольно дороги, а что-то интересное-прикольное (типа футуристической CT-9R) слишком капризно в эксплуатации и редко встречается.

50 лучших кассетных дек в историиPioneer CT-F1250. Практически лучшая дека Pioneer из знаменитой в узких кругах «голубой» серии. Размером в две среднестатистические деки, сделанная как военный прибор, эта дека нафарширована всевозможными функциями и была спроектирована как конкурент для топовых на тот момент Nakamichi 1000ZX/700ZX. Три головки, два тонвала, закрытый тракт, ручная калибровка. Если найдете дешевле 1000 долларов в версии на 220В и в приличном состоянии — берите смело, не разочарует

Впрочем, есть модели и попроще, благо Pioneer выпускала немало разных аппаратов. В пользу приобретения выступает крайне неплохая система автоматической калибровки пленки AutoBLE (впоследствии улучшенная до SuperBLE), которую многие любят и считают лучшей из автоматических. Я сам довольно давно имел опыт с деками конца 90-х, CT-S830/740, и работали они вполне достойно. Итого — на стороне Pioneer дизайн (не у всех) и AutoBLE. А также, безусловно, неплохое качество звучания.

50 лучших кассетных дек в историиTeac V-8030S в черном. Есть и в золоте. В остальном все как надо — стандартные три головки, «клозедлупдуалкапстейн» и прочие штучки

Также хочу отметить, что ныне продающиеся деки Teac (новодельные, с USB-выходом, CD-приводом — AD-800, AD-RW900, AD-RW950), с моей точки зрения, не стоит рассматривать как сколько-нибудь серьезный источник звука. ЛПМ там крайне бюджетный, однотонвальный, автореверсный, всего две головы. В общем, за стоимость такой деки можно смело купить хорошую деку из 80-х, CD плеер начального уровня и на сдачу еще внешнюю аудиокарту USB для оцифровки.

Optonica, Lo-D и другие непонятные производители

Стоит написать немного о не совсем привычных названиях, которые могут вам повстречаться на бескрайних просторах офф- и онлайн барахолок. В 70-е и 80-е годы прошлого века японские крупные промышленные производители почему-то считали правильным придумать другой бренд для хайфайного направления. Так появились Optonica (Sharp), Lo-D (Hitachi), Diatone (Mitsubishi), Trio (Kenwood), Technics (Panasonic), A&D (Akai & Diatone).

Если Technics закрепился и стал самостоятельным брендом — кстати, были у него весьма крутые деки RS-M85/M95, — то с Оптоникой/Ло-Д/Диатоном не задалось. Впрочем, они успели выпустить как минимум по одной модели дек, которые весьма впечатляют как по внешнему виду, так и по характеристикам. Против покупки таких моделей, с моей личной точки зрения, выступают несколько вещей: во-первых, тиражи были маленькие и найти сервис-мануал для ремонта может стать проблемой, как и запчасти, а во-вторых, скорее всего, вам попадется модель для внутреннего японского рынка на 100В, со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости использования внешнего понижающего трансформатора.

Стоп, а как же Европа?

Ладно-ладно, хорошо, вы правы. Без как минимум двух европейских производителей эта статья будет неполной. Начнем с более очевидного — Studer/Revox. Вилли Штудер, основавший компанию Штудер в середине 20-го века, был гениальным инженером. Его катушечные магнитофоны стали де-факто стандартом для записи звука во многих студиях. Не мог Studer оставаться в стороне и от кассетных дек. Особенностями штудеров и ревоксов является оригинальная конструкция без пассиков и совершенно потрясающее качество производства — настоящий «Made in Swiss» со всеми вытекающими. Ну и крайне оригинальный внешний вид, который узнаваем за долю секунды. Спутать Revox можно только со Studer и наоборот — это два бренда одной компании. С осторожностью стоит смотреть только на одну модель Studer/Revox — Revox H1 (стоит она подозрительно дешево и вышла на рынок в начале 90-х, когда Вилли уже отходил от дел и готовил компанию к продаже).

50 лучших кассетных дек в историиRevox B-710 mkII. Сделан как танк, выглядит лаконично и стильно, как Rolex. Штудер не разменивался на компромиссы: три головки и два тонвала — это минимум для любой деки производителя

Еще один производитель, сделавший не очень много моделей, но крайне авторитетный в кругах знатоков — это норвежский Tandberg. Топовая модель компании TCD-3014A мне в руки не попадалась, но я имел опыт с TCD-440A и TCD-310A. Выглядели эти две деки как странный гибрид танковой рации и магнитофона Электроника 302, но в отличии от Электроники ничего не люфтило, не скрипело и работало так, как не снилось и лучшим советским кассетным декам. Даже в двухголовочной 310-й деке, например, механизм имеет два тонвала — то есть записывать она, возможно, и не умеет, но воспроизводить совершенно точно способна, и делает это очень хорошо.

50 лучших кассетных дек в историиTandberg TCD 3014A, начало-середина 80-х. Все, как мы любим: три головки, два тонвала, ручная калибровка по двум частотам и даже ручная регулировка азимута воспроизводящей головки

Кроме этих двух, в Европе (да и в Японии тоже) деки производили все кому не лень. Не забывайте, что кассетная дека была тогда одним из вполне себе штатных источников в любой стереосистеме, и не удивляйтесь декам под брендами NAD, Dual и даже Thorens. Разумеется, куда же без Siemens, Telefunken, Grundig, а также почивших ныне в бозе ITT, Nordmende, Braun и прочих аудиобрендов. Braun, кстати, делал очень красивые и стильные деки, да и другие компоненты этого производителя имеют крайне интересный и характерный дизайн. Не зря множество изделий Braun считаются иконами промышленного дизайна.

50 лучших кассетных дек в историиМинималистичный комплект Braun Atelier. Дека Braun C2 — верхний компонент в системе. Моторизованная горизонтальная загрузка кассеты, как в CD-проигрывателе ниже, позволила существенно сэкономить высоту компонента. Стоит принять во внимание, что в Европе тех лет стандартом соединительных разъемов был пятиштырьковый DIN, так что придется позаботиться о комплектах проводов или переходников

Ну хорошо, еще немного про Японию на бис

Если смотреть на менее заметные тогда бренды, то стоит отметить Alpine. Да-да, они делали и домашние деки, а не только автомагнитолы, более того, часть алпайновских дек брендировалась как Alpine/Luxman. Alpine AL-85/90, например, может не только побороться за звание самой красивой деки, но и функциональна — калибровка и все остальное в наличии. Luxman делал и деки под своим брендом, говорят, звучат они неплохо.

50 лучших кассетных дек в историиAlpine AL-85. Эффектна до невозможности! В руках сам лично не держал, но, судя по отзывам, не только красива, но и очень хороша. Довольно редкая штука, ценник ее обычно превышает 1 000 USD за аппарат в приличном состоянии

Onkyo/Integra, Marantz, Yamaha и прочие тоже делали неплохие аппараты, особенно если рассматривать старшие модели. Aiwa была вполне успешна, но потом ее купила Sony, как, впрочем, и немецкую Wega. Aiwa XK-9000 весьма и весьма неплохой аппарат, а некоторые модели двухкассетных дек Aiwa умели за один прогон записывать сразу две стороны, за что были нежно и трепетно любимы советскими студиями подпольной звукозаписи.

50 лучших кассетных дек в историиJVC DD-VR9. Прямой привод, три головки, все как надо. Кроме этого — моторизованная выезжающая панель управления (нижняя левая часть, где лого JVC). Там куча дополнительных функций. Красивая, но в случае поломки поиск запчастей станет серьезной проблемой

JVC и Kenwood в 80-е были отдельными компаниями и тоже местами составляли неплохую конкуренцию грандам. У меня в пользовании есть Kenwood KX-1100HX —отличная и недорогая дека с полным функционалом, кроме регулировки азимута. Досталась, можно сказать, за копейки — купил на немецком Ebay за 125 евро. Также неплохая модель KX-2060, но это уже редкость. У JVC есть несколько очень красивых и интересных дек, особенностью которых является расположение кассетоприемника с правой стороны деки. Denon тоже отметился множеством моделей, некоторые из них с плоской моторизованной загрузкой кассеты (как в CD плеер).

Резюме

В общем и целом, в рамках одной статьи невозможно рассказать о всех нюансах и интересных фактах из мира высококачественных кассетных дек. Мир этот забавен: есть в нем место и откровенно посредственным устройствам, маскирующимся под хорошие, и качественным, выглядящим как посредственные. Примерно 40 лет длилась эпоха массового кассетостроения, и за это время наделали их огромное количество.

Опыт мой скромный, но позволю себе дать несколько советов начинающим. Возможно, кому-то они помогут избежать набивания шишек.

Купить деку сейчас, не требующую ремонта, задача почти нереальная. Резиновые изделия — пассики, ролики, идлеры — дубеют, рассыпаются и иногда превращаются в вязкую субстанцию. Даже если вы купили деку с проверкой и она работает — никто никакой гарантии вам не даст, а пассик может порваться в любой момент. Озаботьтесь перед покупкой деки походом на Ebay (или куда-то еще), а также поиском ремкомплекта на выбранную модель. Если вы выбрали редкий кассетник — могут быть проблемы.

Найти вменяемых мастеров в РФ — задача еще более сложная. Если у вас есть проверенный мастер — это прекрасно. На Facebook есть несколько тематических групп, вступите туда ДО покупки деки и не стесняйтесь просить контакты проверенных мастеров, списывайтесь и уточняйте их возможности и график занятости. Помню пост одного товарища, которого перегрузили работой так, что он честно написал: «Ближайшие полгода я ничего не могу сделать — все расписано».

Постарайтесь в момент покупки максимально все проверить. Лучше покупать в своем городе или же просить кого-то из знакомых проверить деку лично в том случае, если продавец из другого города. С собой имеет смысл взять наушники, портативный плеер со шнурком mini-jack на 2хRCA и проверенную на других аппаратах приличную кассету с записью, плюс еще одну чистую для записи. С таким набором вы уже будете готовы проверить деку почти во всех режимах. Не стесняйтесь проверять — чем больше «косяков» вы найдете, тем меньше будет цена и ваши неожиданные затраты на ремонт. А они ведь могут быть существенными: например, резиновый ремкомплект на Akai GX-9 мне обошелся примерно в 4,5 тысячи рублей с доставкой в Москву из Германии с Ebay.

Перед тем как покупать реально дорогую деку (ценой больше тысячи долларов) — тщательно изучите вопрос. Посидите на форумах — возможно, познакомитесь с владельцами таких же, поспрашивайте о «болячках» и опыте эксплуатации. Есть вероятность, что это позволит вам не совершить спонтанную и не очень радостную покупку.

Совершенно точно надо понимать, что кассетная дека вряд ли станет основным источником в вашей стереосистеме. Это дань ностальгии, дань дизайну и технологиям прошлого. Да, хорошая кассетная дека может приятно удивить, но такого обилия хорошо сохранившихся кассет с записью, как пластинок, сейчас не найти. Поэтому, возможно, имеет смысл обратить внимание на просто красивую, но не функциональную деку, нежели на функциональную, но некрасивую. Магия стрелочек и теплой ламповой подсветки способна творить чудеса, повышая качество звука в разы.

Наличие трех головок в деке не делает ее особенной. К середине 80-х эта опция начала появляться во многих деках, даже весьма доступных. Три головки нужны только для мониторинга записи, для воспроизведения гораздо важнее наличие двух тонвалов или прямого привода с кварцевой стабилизацией. А для записи, если уж вы хотите заниматься записью на кассеты, далеко не лишней будет система калибровки под конкретную ленту. Шумоподавление также штука спорная. Пробуйте, смотрите, решайте сами — включать или не включать ее при записи. Если же вам нужна дека только под воспроизведение, то можно рассматривать и более дешевые двухголовочные модели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *