5 класс история вечный город и его жители

Всемирная история

§ 58. Вечный город и его жители

1. Все дороги ведут в Рим. Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие хотели получить выгодную должность на службе у императора. Всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц, триумфы и всевозможные празднества. Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны. Триумфальные арки и колонны напоминали о победах властителей Рима.

Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр Колизей, вмещавший около 50 тысяч зрителей. Другой достопримечательностью Рима был Пантеон (дословно — храм всех богов). Пантеон увенчан куполом, похожим на половину шара. Внутри храма сделан огромный зал. В центре купола находится отверстие, через которое льётся свет. Пантеон выстроен из кирпича и бетона, внутри он облицован мрамором коричневато-золотистых тонов.

2. Особняки на городских холмах. Богатейшие римляне жили в собственных домах, которые располагались на холмах, где воздух был здоровее и чище. В главном помещении дома не было окон, четыре колонны поддерживали перекрытие. В нём было четырёхугольное отверстие, под которым располагался бассейн, куда попадала дождевая вода. В этом помещении хозяин дома принимал посетителей, пришедших по делам. И только близких друзей он приглашал пройти внутрь дома, например во дворик-сад, окружённый портиками. В саду благоухали цветы, били фонтаны. В доме было несколько спален и столовых, кабинет хозяина, помещения для рабов.

5 класс история вечный город и его жители

Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.

5 класс история вечный город и его жители

1. Внешний вид Пантеона.

5 класс история вечный город и его жители

2. Внутренний вид Пантеона.

3. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Большинство римлян не могли обзавестись собственным домом. Они снимали жильё в пяти-шестиэтажных домах, принадлежавших богачам. В таком доме в нижнем этаже сдавались помещения под лавки и харчевни, а в верхних — комнаты и квартиры. Бедняки ютились в каморках под черепичной крышей.

5 класс история вечный город и его жители

Так выглядит в наши дни амфитеатр Колизей.

5 класс история вечный город и его жители

В богатом римском доме. Рисунки нашего времени:

1. Главное помещение.

2. Внутренний дворик-сад, окружённый портиками.

Человеку, плохо знавшему город, разыскать нужный дом было непросто. На улицах не было табличек с названиями, а на домах — номеров. Ошибиться адресом, принять один многоэтажный дом за другой ничего не стоило: все эти дома были уныло однообразными, а улицы, на которых они стояли, — грязными и узкими. Из-за тесноты не оставалось места для деревьев и цветников. Прохожих подстерегали опасности: из окон летела битая посуда, лились помои.

Жизнь в многоэтажных домах была полна неудобств. Печей не было. В сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда насыпали древесный уголь.

Не было в домах и настоящих кухонь: пищу готовили также на жаровнях. Бедняки часто ели всухомятку или же на ходу, покупая горячую еду и кружку дешёвого вина у уличных разносчиков.

Окна в домах не имели стёкол и в непогоду закрывались ставнями. Тогда даже днём приходилось зажигать светильник. Вода в квартиры не подавалась, её брали в городских фонтанах и тащили по крутым лестницам наверх. Грязь и зловоние сопровождали римлян, живших в многоэтажных домах.

5 класс история вечный город и его жители

Бюст императора Филиппа Араба.

5 класс история вечный город и его жители

Многоэтажные дома в Риме. Рисунок нашего времени.

4. Посещение бань. Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы — так назывались бани. Всего в Риме было около тысячи общественных бань, входная плата в них была мала. Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императоров. Эти термы, богато украшенные статуями, мозаиками и настенными росписями, располагались в тенистых парках.

5 класс история вечный город и его жители

В императорских термах. Рисунок нашего времени.

5 класс история вечный город и его жители

Скульптурный портрет ростовщика из Помпей.

Перед купанием на специально отведённых площадках желающие играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей.

Набегавшись, покрытые пылью и потом, они шли мыться. Но прежде в удобных раздевальнях отдавали сторожу-рабу одежду на хранение: опасались банных воров.

Затем переходили в помещение с тёплой водой или окунались в бассейны под открытым небом. При термах находились библиотеки и залы для отдыха и дружеских бесед. Здесь можно было узнать последние новости и сплетни, сделать модную причёску, вкусно поесть.

5. Беднота требует «хлеба и зрелищ». Найти в Риме работу было нелегко, а многие бедняки и не хотели работать, считая труд рабским и унизительным занятием. Боясь народных выступлений, императоры приказывали вести списки неимущих граждан и раздавать по ним хлеб. Однажды беднота забросала камнями повозку самого императора всего лишь из-за того, что зерно для раздачи не было вовремя доставлено в город.

Беднота требовала не только дарового хлеба, но и бесплатных развлечений. Наряду с гладиаторскими играми любимейшим зрелищем были конские бега, для которых был построен Большой цирк. В дни состязаний весь город сидел в цирке, не отрывая от арены глаз. Клички цирковых коней и имена лихих возниц были на устах у всех. Однако жизнь возниц висела на волоске: колесницы часто сталкивались и опрокидывались.

5 класс история вечный город и его жители

Большой цирк в Риме. Рисунок нашего времени.

5 класс история вечный город и его жители

1. Так в наши дни выглядит амфитеатр в Помпеях.

5 класс история вечный город и его жители

2. Раздача дарового хлеба. С помпейской фрески.

Рим был крупнейшим городом империи, его называли Вечным, Золотым. Или же просто Городом.

Помпеи

(Гибель города и его раскопки)

Цветущий город Помпеи был расположен в Южной Италии поблизости от Везувия, который считался давно потухшим вулканом. В августе 79 года н. э. Везувий внезапно ожил, произошло страшное извержение. Город был засыпан пеплом и мелкими камешками.

Археологи раскопали Помпеи. Теперь мы знаем, как выглядели небольшие города Древней Италии. Помпеи имели мощённые камнем улицы с тротуарами, водопровод, бани, мастерские, мельницы. Среди жителей города были богатые торговцы и ростовщики. Они жили в роскошных домах, украшенных статуями и росписями.

Помпеи имели два театра и амфитеатр, вмещавший 20 тысяч зрителей. Гладиаторские игры, как и повсюду в Римской империи, были здесь любимым зрелищем. На стенах помпейских домов обнаружены объявления о предстоящих играх, имена гладиаторов-победителей. Помпеи называют огромным музеем под открытым небом.

Объясните значение слов: Колизей, Пантеон, термы.

Проверьте себя. 1. Почему жители Италии и провинций стремились побывать в Риме? 2. В каких домах жили богачи? Какие помещения находились в домах? 3. Какие неудобства испытывали обитатели многоэтажных домов? 4. Почему римляне нуждались в ежедневном посещении бани? 5. Каковы были любимые развлечения римлян?

Поработайте с датами. Рим праздновал тысячелетие от основания города при императоре Филиппе Арабе (см. его портрет, с. 281). В каком году состоялось празднество? В каком веке правил Филипп Араб?

Составьте рассказ от имени приезжего «Один день в Риме». Опишите по рисункам улицу и дома (см. с. 282), Пантеон (см. с. 280), императорские термы (см. с. 282) и Большой цирк (см. с. 283).

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какие области и страны входили в состав Римской империи при Траяне?

• Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

• Кого называли колонами? В чём различие в положении раба и колона?

Источник

«Вечный город» и его жители

Урок 64. История древнего мира 5 класс ФГОС

5 класс история вечный город и его жители

5 класс история вечный город и его жители

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

5 класс история вечный город и его жители

5 класс история вечный город и его жители

5 класс история вечный город и его жители

Конспект урока ««Вечный город» и его жители»

· Великие сооружения Древнего Рима

· Повседневная жизнь римлян

Известно ли вам, что городу Риму исполнилось 2768 лет? Не многие города могут похвастаться таким возрастом! Для сравнения один из древнейших городов России – Дербе́нт – впервые упоминается в VI веке до нашей эры. Москва согласно летописям, была основана в 1147 году. Совсем недавно по сравнению с «Вечным городом».

Римляне не случайно называли свою столицу именно так. Для них Рим был символом могущества всей империи. Таким городом нельзя было не гордиться. Именно о Риме и его жителях сегодня и пойдет речь.

Великие сооружения Древнего Рима.

Жизнь в Риме, с его более чем одним миллионом жителей, не затихала ни днем, ни ночью. Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в столицу. Одни хотели выгодно продать свой товар, другие – найти работу. Всех привлекали различные празднества. Но были и те, кто просто хотел увидеть Рим своими глазами. А посмотреть было на что.

Город украшали дворцы на Палати́нском холме. Статуи богов и императоров. Многочисленные фонтаны. Театры и амфитеатры. Триумфальные арки и колонны, напоминавшие о военной славе Рима. Храмы и портики.

5 класс история вечный город и его жители

Но были среди римских построек и такие, которые до сих пор восхищают и удивляют людей. Огромный амфитеатр Колизе́й, построенный к 80 году, вмещал 50 тысяч зрителей. Высота его стен достигала 50 метров. Это как 15 этажный дом. Главным предназначением Колизея были гладиаторские бои.

5 класс история вечный город и его жители

Другой достопримечательностью Рима был Пантео́н (храм всех богов), построенный в 126 году. Выстроен он из кирпича и бетона. Пантеон увенчан куполом, ширина которого свыше 43 метров. Внутри храма огромный зал. Он облицован мрамором коричневато-золотистых тонов. В центре купола находится отверстие, через которое льется свет.

5 класс история вечный город и его жители

Не менее интересным, чем общественные здания, было и жилье римлян. Знатные и состоятельные люди жили в собственных домах. Строили их на холмах. Воздух там был здоровее и чище.

В главном помещении дома окон не было, перекрытие поддерживали колонны. В нем было отверстие, под которым располагался бассейн, где собиралась дождевая вода. В этом помещении хозяин дома принимал посетителей. Внутрь дома, например, во дворик-сад, он приглашал пройти только близких друзей. Сад обычно украшался фонтанами, цветами и деревьями. В доме было несколько спален, столовая, кабинет хозяина, кухня, комнаты для прислуги и множество других жилых и служебных помещений.

5 класс история вечный город и его жители

Но большинство римлян не могли позволить себе собственный дом. Поэтому они снимали жиле в высотных по меркам Рима (5–6 этажей) домах. Эти дома принадлежали богачам, а назывались инсу́лы.

5 класс история вечный город и его жители

Первый этаж инсулы сдавался под лавки, таверны и мастерские. На верхних были комнаты и квартиры. Чем выше находилась комната, тем она была дешевле. Поэтому самые бедные римляне селились в каморках под самой крышей.

Человеку, который плохо знал Рим, было очень трудно найти нужный дом. На улицах не было табличек с названиями, а на домах номеров. В таком случае гостям города помогали вывески на лавках и мастерских, располагавшихся в нужном доме (на них обычно изображались товары, которые здесь производились или продавались). А также какие-нибудь известные здания, статуи, храмы, находящиеся по соседству. Но все равно ошибиться адресом было очень просто. Все инсулы были почти одинаковыми. А улицы, где они стояли – узкими и грязными. Зазевавшийся пешеход мог быть облит нечистотами, которые хозяйки выливали из окон.

Повседневная жизнь римлян.

Жизнь в инсулах была полна неудобств. В них не было печей (для отопления использовали жаровни), водопровода, канализации. Окна в домах не имели стекол и в непогоду закрывались ставнями.

Готовить в инсуле было негде, поэтому большинство жителей таких домов покупали уже готовую еду. За скромную плату римляне могли перекусить в небольших заведениях или прямо на улице.

5 класс история вечный город и его жители

Обычными блюдами такой быстрой кухни были: горячие хлебные лепешки, мясо, завернутое в виноградные листья, бобовая каша, соленая рыба. Неудивительно, что большинство римлян предпочитало проводить свободное время вне дома.

Любимым местом отдыха римлян были общественные бани – те́рмы. Всего в Риме их насчитывалось около тысячи. Но римские бани были совсем не похожи на современные. Самые роскошные из них строились по повелению императоров. Это были величественные постройки, которые состояли из нескольких зданий, площадок для занятий спортом, парков, фонтанов.

5 класс история вечный город и его жители

Внутри такие термы богато украшались статуями, мозаиками, росписями. Сдав одежу в гардероб, люди входили в большой зал с бассейном, наполненным холодной водой. В следующих помещениях температура воды постепенно увеличивалась. За ними находилась парилка – зал, наполненный горячим паром. Также в термах были помещения, наполненные сухим воздухом.

В термы приходили не только для мытья, но и для отдыха, общения с друзьями. Здесь можно было:

· узнать последние новости;

· сделать модную прическу;

· почитать книгу в специальных библиотечных залах;

· посмотреть на произведения искусства или экзотических животных;

· посетители терм могли играть в мяч, состязаться в беге, борьбе, поднятии тяжестей.

Плата за вход в термы была очень мала, а часто вообще не бралась. Поэтому особое значение они приобрели для бедняков. Еще древние авторы говорили, что термы – «лучший подарок, императоров римскому народу».

А теперь давайте представим себе такую картину. Римский император выступает перед народом. Но из толпы в его адрес звучат не похвалы и приветствия, а настойчивое требование: «Panem et circenses!» кричат римляне. К чему бы это? Для начала давайте переведем эти слова. «Хлеба и зрелищ!» – вот чего просит народ.

Вам знакома эта крылатая фраза? Скорее всего, да. Но что она означает? Вспомните, Рим населяло очень много бедных граждан – работу в городе найти было нелегко. К тому же многие бедняки не хотели работать, считая труд рабским и унизительным занятием. По закону они получали бесплатный хлеб (позже к этому добавилось вино и оливковое масло). А так как во времена империи хлеб раздавался от имени императоров, то понятно, почему еду требовали именно у правителя.

Теперь «зрелища». В то время под этим словом понимали различные увеселения, но прежде всего бои на арене амфитеатров. Желая понравиться народу, показать свою щедрость и могущество, правители устраивали многодневные представления. Вход на них часто был бесплатным.

В итоге люди были довольны и сыты, а правитель спокоен, что ничего не угрожает его особе. Ведь во II веке бесплатный хлеб в Риме получало около 200 тысяч человек (это 1/5 населения города). Внушительная сила. Отказав толпе, император потерял бы поддержку. Но Римлян интересовали не только гладиаторские бои.

Вторым по популярности «зрелищем» был цирк. Какие ассоциации возникают у вас при слове цирк? А вот у римлян они были совсем другими. В римском цирке проходили скачки. В дни представлений римляне не отрывали глаз от цирковой арены. Клички лошадей и имена лихих возниц были у всех на устах. Горожанам нравилось наблюдать за гонками колесниц, ведь жизнь возницы была на волоске: колесницы часто сталкивались и опрокидывались.

А теперь поведем итог.

· Рим был застроен великолепными зданиями. Но более всего выделялись амфитеатр Колизей и храм Пантеон.

· Условия жизни римлян зависели от их достатка. Богачи могли позволить себе роскошный дом. Беднякам приходилось ютиться в тесных инсулах.

· Любимым местом отдыха римлян были общественные бани – термы.

· Развлечения жителей Рима были разнообразны. Но больше всего им нравились гладиаторские бои и скачки.

Источник

Урок по истории Древнего мира «Вечный город и его жители». 5-й класс

Класс: 5

План урока

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока. (Слайд 1)

Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.

Учитель: сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?

Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)

Учитель: нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.

Учитель: итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!

II. Изучение нового материала

Достопримечательности Рима (Слайд 4)

Учитель: римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.

Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)

Учитель: итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.

Ученики: триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)

Учитель: давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.

Пантеон.

Учитель: название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)

На чьи храмы он похож?

Ученики: Пантеон похож на древнегреческие храмы.

Учитель: действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.

Что нового в облике Пантеона?

Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.

Диаметр купола Пантеона более 43 метров!

Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?

Ученики:изобретение бетона.

Учитель: вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)

Колизей. (Слайд 20)

Учитель: как называется здание такой формы?

Ученики: амфитеатр.

Учитель: для чего он построен? Чем впечатляет?

Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.

Большой цирк. (Слайд 21)

Ученики: для конских бегов.

Учитель: конские бега- одно из любимых развлечений римлян.

Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)

Учитель: в честь чего римляне строили такие сооружения?

Ученики: триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.

Учитель: в честь чего возведена колонна Траяна?

Ученики: колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.

Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)

Учитель: помните ли вы у греков конные статуи?

Ученики дают отрицательный ответ.

Акведук. (Слайд 24)

Учитель: вспомните, что это за сооружение?

Ученики: сооружение для подачи воды.

Учитель: итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?

Ученики: Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.

Учитель: мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.

Учитель: как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?

Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.

Учитель: чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?

Ученики: город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.

1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).

Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.

Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.

2. Жилище небогатого римлянина:

Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.

Учитель проводит проверку задания.

Ученики читают ответы. (Слайд 27)

Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.

Учитель: сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)

Ученики: богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.

Физкультминутка. (Слайд 30)

Руки перед собой, вращение кистями.
Руки в замке перед собой.
Руки перед собой и вверх, потянулись.
Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
Руки на поясе, повороты.

3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)

Учитель: как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?

Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)

Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)

Учитель: термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.

Учитель: наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)

Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)

Учитель: если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?

Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.

Учитель: итак, где же римляне проводили свободное время?

Ученики: римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.

Учитель: о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?

Ученики: римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.

Учитель: римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)

Ученики: чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.

Учитель: как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?

Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.

III. Заключительный этап

Учитель: итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)

Закрепление

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *