5 класс история древней греции учебник

Всемирная история

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

5 класс история древней греции учебник

Глава 7

Древнейшая Греция

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Чем природа Греции отличалась от природы Египта? Каким занятиям она благоприятствовала? 2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? 3. Какие поступки героев поэм Гомера вам нравятся? Чем? Осуждаете ли вы какие-нибудь их поступки? За что именно?

Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, на юге Балканского полуострова, жили греческие племена. Значительную часть Греции — страны, которую они населяли, — покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря. На морях много островов, самый крупный из них — Крит.

§ 24. Греки и критяне

В те далёкие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины, во главе которых стояли цари. В греческих мифах рассказывается, что царь Афин вынужден был платить дань могущественному властителю острова Крит.

1. Миф о Тесее и Минотавре. Каждые девять лет жители Афин посылали на Крит семь девушек и семерых юношей. Там их пожирал Минотавр — чудовище, имевшее туловище человека и голову быка.

Подоспел срок посылать дань в третий раз.

— Афиняне! — обратился к согражданам седой Эгей, царь Афин. — Решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть!

Люди стали негодовать на то, что собственный сын Эгея избавлен от жеребьёвки и потому царь равнодушен к их бедам. Слыша эти упрёки, царский сын Тесей не мог оставаться безучастным.

5 класс история древней греции учебник

Лабиринт. Древнее изображение.

5 класс история древней греции учебник

Тесей и Минотавр. Рисунок на древнегреческой вазе.

— Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть Минотавра!

Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошёл на корабль под чёрным парусом. Эгей напутствовал сына:

— Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.

Через несколько дней афинский корабль вошёл в гавань Крита. Где-то там, на том острове, находился Лабиринт — большое здание со множеством запутанных ходов и помещений. Человек, попавший в Лабиринт, не мог выбраться из него без посторонней помощи. В Лабиринте жил свирепый Минотавр.

Чужеземцев привели во дворец царя Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Как ей спасти афинского юношу?

5 класс история древней греции учебник

Древнейшая Греция.

5 класс история древней греции учебник

Дедал и Икар. Древний рельеф.

Девушка обратилась за помощью к строителю Лабиринта — знаменитому мастеру Дедалу, который сам был родом из Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.

— Привяжи нить у входа, — сказала она Тесею, — и, углубляясь в Лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдёшь обратный путь.

По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из Лабиринта. Взяв с собой царскую дочь, греки отправились в обратный путь. Они так ликовали и радовались своему спасению, что Тесей забыл просьбу старого отца. А между тем царь Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.

— Афиняне! — закричал он. — Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса.

— Мужайся, царь, — был ответ, — парус остался чёрным.

Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским.

2. На Древнем Крите. Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестниц. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы — отверстия в крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой.

5 класс история древней греции учебник

Световой колодец во дворце Кносса. Реконструкция.

5 класс история древней греции учебник

Игры с быком. Роспись на стене дворца в Кноссе.

Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшимся на Крите священным животным. Представим себе эти игры. В большой двор рядом с помещениями дворца является сам царь, его вельможи и знатные дамы. Вот мчится по двору, едва касаясь земли, разъярённый бык. На его рогах повисла девушка; на спине делает стойку юноша; ещё одна девушка, закончив опасную игру, соскочила на землю. Зрители восхищались мастерством и мужеством смельчаков, рисковавших жизнью!

Миф о Дедале и Икаре

Царь Минос догадался, кто помог бежать Ариадне и Тесею:

— Ты предал меня, Дедал, и будешь казнён! А тайком не уплывёшь: береговая стража надёжна!

Дедал тотчас разыскал своего сына Икара:

— Царь угрожает расправой!

— Мы погибли, отец, путей к спасению нет: суша и море принадлежат Миносу!

— Ты забыл про воздух, сын мой! — ответил Дедал и сразу же приступил к работе. Из перьев, ниток и воска сделал он для себя и Икара огромные крылья. А когда всё было готово к полёту, старый мастер предостерёг сына:

— Мы полетим между морем и небом. Не спускайся к воде, Икар, солёные брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи растопят воск, скрепляющий перья.

Взлетели они, подобно птицам. И вот уже далеко позади царство жестокого Миноса. Увлечённый полётом Икар забыл совет отца и взвился высоко к солнцу. Растаял воск, и разлетелись перья, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремительно стал он падать вниз.

— Икар мой, где ты, Икар?! — кричал обезумевший отец. Но ответа не было. Только перья покачивались на волнах.

5 класс история древней греции учебник

Критский сосуд с изображением осьминога.

Крит находился на пересечении морских путей. Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы. Цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всём Эгейском море.

На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы. Мы не знаем о Древнем Крите многого, даже того, на каком языке говорило его население.

3. Гибель Критского царства. В XV (15-м) веке до н. э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Многие постройки на нём были разрушены, население спасалось бегством.

После катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.

Объясните значение слов: световой колодец, нить Ариадны, лабиринт. Проверьте себя. 1. Что помогало царям Крита властвовать на всём Эгейском море? 2. Какую дань, согласно мифам, цари Крита требовали с жителей Афин? 3. Что представляли собой игры с быком во дворе критского дворца? Откуда мы знаем об этих играх?

Поработайте с картой «Древнейшая Греция» (см. с. 117): 1. Найдите Эгейское море и вспомните, как греки объясняли его название. 2. Определите, каким знаком обозначены древнейшие города греков. Как они назывались? 3. Найдите острова Крит и Фера. Какая природная катастрофа произошла в XV (15-м) веке до н. э.? К каким последствиям она привела?

Подумайте. 1. Что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре? Что могло соответствовать исторической действительности? 2. Почему поселения на Древнем Крите не имели оборонительных стен?

Источник

Всемирная история

§ 25. Микены и Троя

1. В крепкостенных Микенах. Самый могущественный из древнейших греческих городов — Микены — был расположен в Южной Греции на скалистом холме. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проём. Он сложен из двух поставленных вертикально камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней строители вставили треугольник из известняка, в котором высечены два льва (головы зверей не сохранились). Львы стояли на задних лапах, а передними опирались на основание колонны. Будто грозные сторожа, смотрели они на всех входящих в крепость.

Внутри крепости находился царский дворец, рядом с ним — дома родственников и приближённых микенского царя.

Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребённых, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.

5 класс история древней греции учебник

Львиные ворота в Микенах.

5 класс история древней греции учебник

Бегство с острова Фера. Рисунок нашего времени.

5 класс история древней греции учебник

Кинжал из царской гробницы в Микенах.

При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идёт о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далёкие грабительские походы.

2. Троянская война. Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах — на полуострове Малая Азия. Противником греков здесь было Троянское царство. Около 1200 года до н. э. против него выступило, согласно преданию, объединённое войско греческих городов. Осада столицы царства Трои закончилась её падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Остатки сожжённого города много веков спустя были обнаружены археологами.

Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена, которые опустошили юг страны, разрушили Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.

Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

3. Миф о начале Троянской войны. Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами.

Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров.

5 класс история древней греции учебник

Золотая маска с лица умершего царя. Из гробницы.

5 класс история древней греции учебник

Табличка со значками древнейшего греческого письма.

Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера — старшая из богинь (греки изображали её красивой и величавой женщиной). Другая — воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была так же привлекательна. Третья — Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита — дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке.

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. «Присуди яблоко мне, — сказала Гера, — и я сделаю тебя властителем всей Азии». «Если ты присудишь яблоко мне, — вмешалась Афина, — я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться». Афродита сказала: «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире».

Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

Прекраснейшей из женщин считалась Елена. Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя Менелая. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли ласково и радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла она мужа, согласилась бежать в Трою.

5 класс история древней греции учебник

Проход в крепостной стене Тиринфа.

5 класс история древней греции учебник

Из Микен на Трою. Рисунок нашего времени.

Вернувшись домой, Менелай пришёл в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Они дали согласие участвовать в походе.

На сотнях кораблей переправились греки через море и высадились недалеко от Трои. Вытащив корабли на берег, они разбили лагерь, защитив его стеной. На равнине между лагерем и Троей начались бои. Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою.

Проверьте себя. 1. Где можно увидеть Львиные ворота? Как они выглядят? Какие их части не сохранились? 2. О чём написано на табличках, найденных при раскопках древнейших греческих городов? 3. Как возникло выражение «яблоко раздора»?

Поработайте с картой «Древнейшая Греция» (см. с. 117): найдите Трою и Микены. На каких полуостровах были расположены эти города? Поработайте с датами. Определите, что было раньше: гибель Трои или захват ассирийской столицы Ниневии?

Опишите по рисунку «Из Микен на Трою» микенскую крепость и царское войско.

Подумайте. 1. Что вынуждало жителей Микен и других греческих городов, в отличие от жителей Крита, воздвигать мощные оборонительные стены? 2. В чём различия между подлинной причиной Троянской войны и той причиной, о которой рассказано в мифе?

Источник

Основные термины и даты по истории Древнего мира (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основные термины и даты по курсу История Древнего мира.

5.Соседская община- коллектив людей, не связанных родственными узами.

Глава 4.Древний Египет.

1.Государство – это организация власти одного класса над другим.

Глава 5.Древнее Двуречье.

612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.

Глава 7.Древняя Греция.

ж)Афина- богиня мудрости, справедливой войны.

Глава 8. Полисы Древней Греции.

1.Пирей- главный порт Афин.

11. Театр — место для зрелищ.

17.Реформы Перикла: 1. введение оплаты должностным лицам;

2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

Поход Александра Македонского на Восток.

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

Битва при Гавгамелах

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

Война в Индии. Битва

с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска

Смерть Александра Македонского

Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.

Глава 11.Древнейший Рим.

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.

11. Имение — земельное владение богатого человека.

Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

313 год нашей эры— Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Всемирная история

§ 28. Религия древних греков

1. Боги Греции. Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон — на море, Аид — в «царстве мёртвых».

Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. Порой ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах. Наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времён года, неурожаи, болезни.

5 класс история древней греции учебник

Посейдон. Зевс. Аид.

5 класс история древней греции учебник

Деметра. Дионис. Гефест. Гермес. Арес.

5 класс история древней греции учебник

Гера. Артемида. Аполлон. Афина. Афродита.

5 класс история древней греции учебник

Низшие божества — сатиры и нимфы.

Боги и богини Греции. Рисунки нашего времени.

5 класс история древней греции учебник

Богиня Деметра. Древнегреческое изображение.

Основные занятия греков имели своих богов-покровителей: Демётру, Диониса, Гефеста и других. Леса, реки и горы населяли низшие божества — сатиры и нимфы. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

2. Миф о Деметре и её дочери Персефоне. Юная красавица Персефона собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля, и перед ней предстал бог Аид — мрачный владыка подземного «царства мёртвых».

— О, прекрасная Персефона! Не противься воле Зевса. Глава богов отдал тебя мне в жёны. — Аид схватил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени умерших, туда не проникают лучи солнца. Вход в царство Аида охраняет Цербер — чудовищный свирепый пёс с тремя головами и змеиным хвостом.

Погрузилась в печаль мать Персефоны — богиня земледелия Деметра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Персефону Аиду. От тоски Деметры сохнут колосья на пашнях, облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому.

Миф о Дионисе и морских разбойниках

На пустынный берег моря вышел юноша небывалой красоты. Это был бог Дионис. Некогда он научил людей разводить виноград и делать вино.

Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников.

— Эй, рулевой, — приказал главарь пиратов. — Правь к берегу! Вон юноша. Схватить его, связать и привести сюда!

Приказ был выполнен. Но чудо! Верёвки упали с рук пленника.

«Безумцы! — закричал рулевой. — Вы захватили бога!» — «Замолчи, — оборвал его главарь. — Мы продадим юнца, и быть ему рабом».

Вдруг лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и предстал в облике рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов.

Лишь рулевого пощадил Дионис.

5 класс история древней греции учебник

Прометей и Атлант, держащий небо. Рисунок на вазе.

Встревожился Зевс и послал к Аиду вестника богов Гермеса. В золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке появился Гермес во дворце Аида.

— О, владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Две трети года будет жить она на земле и одну только треть в твоём, внушающем ужас царстве.

В один миг доставил Гермес Персефону к матери. Обняла любимую дочь Деметра. От её радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники.

3. Миф о Прометее. Некогда люди жили в тёмных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и выращивать полезные растения. Внук богини Земли Прометеи научил людей строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счётом.

Мифы о Геракле

Вот некоторые из подвигов Геракла —сына Зевса и смертной женщины.

Царь Авгий обещал отдать десятую часть своих стад Гераклу, если тот сумеет всего за день очистить от грязи скотный двор: животные на нём стояли по шею в навозной жиже. Геракл, завалив камнями русло двух речек, изменил их течение. Водяные потоки хлынули на скотный двор и унесли весь навоз.

5 класс история древней греции учебник

Геракл, борющийся со львом. Древнегреческая скульптура.

Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принёс его людям. Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу. Проклиная своё ремесло кузнеца, сострадая другу, выполнил Гефест волю Зевса. Велики были муки Прометея: каждый день прилетал к утёсу орёл и клевал его печень, а за ночь она вырастала вновь.

Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. В ту пору Зевс задумал новый брак, на этот раз с морской богиней Фетидой. Прометей открыл ему роковую тайну: Фетиде суждено родить сына, который станет сильнее своего отца. Боялся Зевс потерять власть, отбросил мысли о женитьбе. Кончились и мучения Прометея. По воле Зевса его сын Геракл поразил орла стрелою, разбил оковы и освободил страдальца. А Фетида вышла замуж за смертного человека и родила будущего героя Троянской войны — Ахиллеса.

Проверьте себя. 1. Почему греки называли своих главных богов олимпийскими? 2. Кого из богов и богинь греков вы помните? Что рассказывали греки о каждом из них? 3. Как поделили между собой власть над миром три бога — три брата? Как их звали?

Опишите рисунок «Прометей и Атлант. » (см. с. 137). Каким мукам и за что Зевс подверг Прометея? Что держит на плечах великан Атлант? (Об Атланте см. текст на с. 137.)

Подготовьте сообщение о герое древнегреческих мифов Геракле. Выскажите своё отношение к поступкам Геракла.

Подумайте. Чем отличались представления об облике богов у египтян (Анубис, Тот, Гор, см. рис. на с. 52—55) и у греков (см. рис. на с. 135)?

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какую роль играло море в жизни древних греков? Какую — горы?

• Как называются две знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции? Каково содержание поэм? Что известно об их авторе?

• Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *