5 класс история библейские сказания конспект урока
Конспект урока на тему «Библейские сказания» 5 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Библейские сказания
– познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями;
– учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;
– развивать речь, расширять словарный запас;
– развивать наглядно-образное мышление;
– познакомить с библейскими заповедями и выяснить выполняются ли они сегодня;
— обучающие (познавательные): научить осознавать библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосифе и его братьях, исходе из Египта ), значение моральных правил библейских заповедей, как части исторических знаний и общечеловеческих ценностей;
-развивающие (регулятивные): анализируя смысл религии древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям; научить объяснять, как появление этой религии повлияло на историю людей;
-воспитательные (личностные): формировать понимание значения морали в жизни общества; умения оценивать исторические явления на основе нравственных ценностей заложенных в Ветхом Завете, понимать их актуальность в наше время.
Тип урока : освоение новых знаний
Форма урока : проблемный урок
Учитель: Чего только не увидите вы на свете, если посмотрите вокруг себя! Посмотрите, что нас окружает?
Учитель: Но было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни земли. Был только один Милостивый Бог. Он захотел, чтобы появился мир.
Детям раздается текст “О сотворении мира” и выясняем, в какой день, что было сотворено.
Учитель: В седьмой день Бог ничего не создавал и людям завещал седьмой день в неделе посвящать Богу: ходить в церковь и молиться дома, читать священные книги, посещать больных. На экране книга Библия, ребята давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
2. Целеполагание : выход на тему урока:
Учитель : Я подкорректирую тему, и назовем мы наш урок – “Библейские сказания”
Ребята, давайте подумаем, о чем мы будем говорить на уроке. Предложения детей выводят на цель урока.
Проблемный вопрос урока: Доказать, что Библию можно рассматривать как исторический источник?
3. Формирование новых знаний
Учитель : Слово “Библия” на древнегреческом языке означает “книги”. Библия состоит из двух частей– первая наиболее древняя часть называется Ветхий завет, вторая часть Новый завет. Скажите, ребята, каким богам поклонялись египтяне?
Учитель : Когда-то евреи, также как египтяне, поклонялись многим богам. Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного бога –Яхве. Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить. Ветхий завет начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях и великом потопе.
Уч и тель: История целого народа в Ветхом завете излагается как предания об одной большой семье. Родоначальниками евреев считался Авраам, его сын Исаак и внук Иаков. Второе имя Иакова – Израиль – и дало название всему еврейскому народу: израильтяне. От сыновей Иакова пошло 12 ветвей еврейского племени. Иаков больше всех любил Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам.
Ученикам предлагается следующий текст:
Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить меня. Они продали меня в рабство купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что меня растерзали дикие звери. В Египте я стал рабом вельможи. Я был умен и удачлив, и вскоре оказался при дворе самого фараона. Здесь я сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление неурожая и голода. Я дал фараону совет – запасти зерно и избавить землю египетскую от бедствия. После этого я стал влиятельным вельможей.
1.За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете, справедлив ли был их гнев?
2.Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя Египта? Какие личные качества ему в этом помогли?
Физкультминутка( 2-3 мин.)
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Мать Моисея положила новорожденного в корзинку и спрятала ее в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела малыша и пожалела его. Этому поспособствовала сестра Моисея Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила царевну, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела свою мать, и та стала воспитательницей родного сына.
В страхе и трепете Моисей закрыл ладонями лицо, боясь увидеть Бога. “Что сказать мне сынам Израилевым, когда я приду к ним, как назвать мне Бога отцов их?” – спросил Моисей. И сказал Бог Моисею: “Я есмь Сущий (Бог Яхве). Так скажи сынам Израилевым: “Сущий послал меня к вам”. Так впервые явился Бог.
Моисей обратился к фараону с просьбой отпустить его соплеменников. Но фараон лишь усилил притеснения евреев. Тогда евреи решили бежать из Египта. Начался великий исход.
Учитель: Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей. Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты – скрижали. На скрижалях были начертаны 10 заповедей Бога. Вот эти заповеди.
Учитель: Ребята, давайте назовем с вами эти заповеди: работа по слайду презентации
Вывод: Таким образом, мы познакомились и подробно разобрали библейские сказания и пришли к выводу, что библия учит людей добру, уважению, честности, любви.
4. Закрепление и проверка знаний
1.Слово “Библия” означает
А.словарь
Б.книги
В.учебник
2.Первая часть “Библии”
А.Ветхий Завет
Б.Новый Завет
В.Старый Завет
3.Заповеди – это:
А. Правила по которым люди должны жить.
Б.Свод законов
В.Устное повествование событий.
4.Второе имя Иакова
А.Израиль
Б.Адам
В.Моисей
5.Евреи поклонялись
А.Многим богам
Б.Двум богам
В.Одному богу
5. Подведение итогов. Ответ на проблемный вопрос урока. Рефлексия
Обсуждение подготовки учащихся к уроку. Какие трудности у вас появились в процессе работы? Есть ли вопросы по прослушанному материалу? Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке. Совместно с классом формулирует выводы по проблемному вопросу.
Домашнее задание: параграф 16, по выбору нарисовать рисунок:
А.О сотворении мира.
Б.О сотворении человека.
Конспект урока по истории 5 класс «Библейские сказания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФИО педагога: Кочкина Татьяна Юрьевна
Место работы: г.Тутаев МОУ СОШ №2 им.В.А.Новикова
Должность: учитель истории и обществознания
УМК: История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свеницкая. – М.: Просвещение, 2012.
презентация к уроку.
Тема урока: Библейские сказания
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: Образовательные:
– углубить и расширить представления учащихся о Библии как историческом источнике;
– выяснить причины появления единобожия;
– познакомить детей с библейскими сказаниями;
– закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели».
– развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;
– развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
– совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;
– воспитывать культуру речи и поведения.
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории, культурным и историческим ценностям, формирование межэтнической толерантности.
Метапредметные: развитие устной и письменной речи; формирование умений работать в группе, сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности, внимательности, расширение словарного запаса, умение ставить учебные цели и задачи, развивать навыки учебного сотрудничества с сверстниками и учителем.
Предметные: развитие умений работать с учебником, формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, обычные тетради.
Основные понятия, изучаемые на уроке: кочевники, евреи, единобожие, иудаизм, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, заповеди, завет, скрижали.
компьютер с установленной программой EasiTeach Next Generation
Примечание: В таблице прописываются все этапы урока, независимо от того, используется цифровое оборудование или нет.
Этап урока, длительность (мин.)
+ скриншот
Инструменты и функции ИО
1.Этап Организационный момент
Проверяет готовность к уроку. Учитель показывает детям Библию и задаёт вопросы: знаете ли вы, что это за книга? Кто из вас её держал в руках или читал?
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с этой чудесной книгой.
Отвечают на поставленные вопросы.
2.Этап Проверка домашнего задания (8 мин.)
Даёт задание ученикам: показать на карте Финикию;
Выполнить в рабочих тетрадях задание № 59 на стр.45.
Оценивает работу учащихся.
Выполняют полученное задание, осуществляют самооценку в парах.
Создание проблемной ситуации (5 мин.)
Определение с учащимися проблемного вопроса по теме урока. Что мы с Вами будем изучать на уроке? Учитель обобщает и предлагает формулировку проблемы:
Какое значение имеет Библия в приобретении знаний по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека, чему она нас учит?
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем
4.Этап Изучение нового материала (10 мин.)
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника ( пункт 1, параграф № 16), поиску значения новых понятий; задаёт вопросы по рисунку на стр.78 учебника.
Самостоятельно читают учебник, используют данные презентации, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки, записывают в тетрадь тему урока и значение новых терминов.
Рассматривают рисунки в учебнике на стр. 78 – 79.
2. Страница представляет информацию о географическом расположении древнееврейских племен
3. Страница представляет информацию о истории еврейских племен
4.Страница представляет информацию о Библии
5. Страница представляет информацию о Ветхом Завете
5.Этап Динамическая пауза (2 мин.)
Выполняют движения под руководством учителя
6.Страница Вставка видео
6.Этап Исследовательский этап(12 мин.)
Организует работу по предварительным учебным заданиям по книге К. Чуковского «Вавилонская башня и другие библейские предания»:
Сказание о сотворении мира, Сказание об Адаме и Еве, Сказание о великом потопе.
Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по заданиям.
7.Страница представляет информацию о мифе о сотворении мира
Конспект урока «Библейские сказания». 5 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок по истории в 5 классе
Тема урока: Библейские сказания
Учитель истории Ваганова Ирина Витальевна
МОУ Коленовская СОШ, Ростовский МР
познакомить учащихся со структурой Библии и основными библейскими сказаниями;
формировать умение пользоваться текстом Библии;
учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;
развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.
Термины и понятия: Библия, завет, Ханаан, исход, Иерихонская труба, филистимляне, иудаизм, монотеизм, скрижали, Ковчег Завета.
1) Библия для детей и другие библейские тексты;
2) картины художников на библейские сюжеты.
Библия – священная книга миллионов людей.
Моисей. Исход израильтян из Египта. Десять заповедей.
Богослужение древних евреев. Пророки.
Завоевания земли Ханаанской. Самсон и Далила.
Цари ( Саул, Давид, Соломон). Давид и Голиаф. Суд Соломона.
Закрепление и проверка знаний.
Священная история.
Домашнее задание предыдущего урока — индивидуальное: чтение и пересказ библейских сказаний. Каждый ученик получил «лист странствий», где перечислены основные сюжеты и герои ветхозаветной истории. На этом листе дети совместно с учителем распределяют, что именно готовит к уроку каждый ученик. Сама по себе эта работа — предварительная систематизация материала.
Этот лист имеет следующий вид: Сотворение мира Адам и Ева. Грехопадение. Потоп. Ноев ковчег. Вавилонская башня. Авраам. Жертвоприношение Исаака. Египет. Моисей на горе Синай. Давид и Саул. Суд Соломона.
Состав Библии: произведения различных жанров:
Библия в переводе с греческого означает “Книги”, то есть целая библиотека.
Итак, Библия — это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился полторы тысячи лет.
Слово «завет» обозначает «договор». (Запись в словарь в тетради). Значит, были Ветхий и Новый «договоры». Кто же и о чем договаривались?
Через самых достойных людей разных времен Бог заключал заветы — договоры, союзы с людьми, давая им обетования — обещания спасения от власти зла. В Ветхом завете говорится о четырех таких союзах (внимание на учебную доску, где размещен следующий список):
Адам Ной Авраам Моисей
Давайте запишем эти имена.
Взамен люди обещали не грешить и повиноваться.
Первый завет был нарушен Адамом.
Работа с текстом детской Библии. ( С. 20 «Изгнание Адама и Евы из рая»)
(они ослушались Бога)
2. В чем они ослушались Бога? ( нарушили запрет не есть плодов от древа
Бог? (оба правы, так как, нарушив завет, человек умер духовно)
Учитель: Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей – потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога, стали безнравственными и лживыми. Что же последовало дальше? Об этом нам расскажет Голубев Сергей.
Голубь — символ доброй вести, спасения и благополучия.
В каком древнем произведении мы уже встречали миф о потопе?
Завет, который заключил Бог с праведником Ноем, дал возможность возродить человечество после Всемирного потопа
История Авраама — следующий пункт нашего путешествия.
Завет с Авраамом знаменовал появление избранного Богом народа (евреев).
В глубокой древности еврейские племена кочевали в Северной Аравии, занимались скотоводством. Происхождение еврейского народа Библия ведет от Авраама, уроженца города Ур в Междуречье.
Работа с текстом детской Библии «Авраам». С. 34.
Как переводится с еврейского имя «Авраам»? ( отец множества народов)
Какой завет заключил Бог с Араамом? ( идти в землю «обетованную» и дать начало великому народу)
У сына Авраама Исаака был младший сын Иаков. Бог дал ему второе имя — Израиль. Позже этим именем стали обозначать весь народ и современное государство. Его сын Исаак и внук Иаков (второе имя Израиль – “божий воин”) считаются родоначальниками еврейского народа. От сыновей Иакова пошли 12 ветвей еврейского племени. Иаков больше всех любил Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам. ( ученик Власов Сергей)
За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете справедлив ли был их гнев?
Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя в Египте? Какие личные качества ему в этом помогли?
Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?
Учитель: Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела. Поэтому евреи оказались в Египте, практически на положении рабов. Дальнейшие события связаны с именем величайшего пророка Моисея.
Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки – люди, предсказывающие будущее, были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но, в первую очередь, проповедниками, которые обличали грехи народа, были пламенными приверженцами одного Бога – Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Пророками были праотец евреев Авраам, спасшийся от потопа Ной. Пророк Илия сумел вызвать небесный огонь на свой жертвенник. Пророк Исайя предсказал рождение Спасителя от Девы Марии и страдания Христа. Одним из самых известных из них был Моисей.
Слово предоставляется ученику. (Демонстрация картины Д. Да Вольтерра «Моисей на горе Синай»).
Почему Египетский фараон приказал уничтожить всех младенцев еврейского народа?
Как удалось спастись Моисею?
Какое задание дал Бог Моисею?
Как удалось Моисею спасти свой народ?
Работа с текстом детской Библии: с. 102. «Десять Заповедей»
народ должен поклоняться единому Богу;
не следует повторять имя Бога без особой надобности;
не надо творить себе кумиров;
шесть дней работай, а на седьмой – отдыхай;
почитай отца своего и мать твою;
не произноси ложного свидетельства;
не желай ничего, что есть у ближнего твоего
Вопрос: Почему люди по сей день следуют этим заповедям?
(Запись на доске и в тетрадях) Заповедь — священный закон, который нельзя нарушать.
5. Завоевание земли Ханаанской (комментированное чтение отрывка текста из параграфа).
Почему евреям пришлось вновь отвоевывать свои земли?
Какой город явился главным препятствием для евреев?
Почему стены Иерихона рухнули?
Что означает выражение “Иерихонская труба”?
Задание: чтение документа – Самсон и Далила.
В конце XI века до нашей эры предводители колен впервые выбрали Саула из колена Вениамина царем.
Назовите царей Изральско-Иудейского царства. (Саул, Давид, Соломон)
Что принесло Давиду славу и признание народа? ( Рассказ ученика “Давид и Голиаф”). Данилова Даша.
Какой царь славился необычайной мудростью? (Работа с источником. С. 176. “Суд Соломона”).
Составьте рассказ по картинке «Суд царя Соломона»
— Каждая из них утверждала
— Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил
— Тогда одна из женщин сказала
— Другая же закричала
4.Что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона?
5. На какие две части распались Израильское царство и почему?
Закрепление изученного материала
Народ, от которого происходит слово «Палестина».
Первая женщина, праматерь всего человечества.
Первый человек, прародитель человечества.
Вера в единого Бога
Библейский персонаж, которому удалось спасти евреев из египетского рабства.
Столица Израильского царства
Библейский герой, обладающий чрезвычайной силой
Родоначальник еврейского народа в библейской мифологии
Священная книга иудеев и христиан
Сын царя Давида, известный своей мудростью
Добрый и богобоязненный человек, спасенный Богом во время всемирного потопа
Каменные доски для записи божественных заповедей
Договор, заключенный, согласно Библии, между древними Евреями и Богом
Библейская красавица, возлюбленная Самсона
Используя данные слова, составьте рассказ “По страницам Библии”: Авраам, Ханаан, Палестина, Иаков, Иосиф, Моисей, Завет, Яхве, скрижали, исход, плен, филистимляне, Иерихон, Самсон, Давид, Соломон, Израиль, Иудея.
Конспект урока на тему » Библейские сказания » 5 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Библейские сказания
Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер
И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2012
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру.
-развивающие (регулятивные): анализируя смысл религии древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям; научить объяснять, как появление этой религии повлияло на историю людей;
-воспитательные (личностные): формировать понимание значения морали в жизни общества; умения оценивать исторические явления на основе нравственных ценностей заложенных в Ветхом Завете, понимать их актуальность в наше время.
Тип урока : урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: работа с картой, учебником, иллюстрациями, источниками.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карта « Древний Восток»
Структура и ход урока
1. Библия. Составные части Библии
3. Иосиф и его братья
4.Выход евреев из Египта
Структура и ход урока
Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО
в 5 классе по теме «Библейские сказания»
( по учебнику «история древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)
Звонок прозвенел, у парты стою,
Учебник, тетрадь, авторучку на место кладу,
И думаю: Что я сегодня узнаю?
Что нового с урока я унесу?
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Обсуждение по вопросам:
Какое значение имеет чтение старинных книг?
Ребята, а что за книгу вы сейчас видите?
Ребята, поднимите руки, кто из Вас читал Библию?
Что же такое Библия?
А что же все таки мы будем изучать?
Рассказ учителя о стране расположенной между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря
Обратимся к карте на с.80
Называем реки, моря, занятия людей.
Во главе еврейских племен стояли старейшины, они хранили предания о своем народе, которые вошли в Библию.
Какое значение имеет Библия в приобретении знаний по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека, чему она нас учит?
Слушают. Рассматривают карту, проговаривают занятия народов
Работают с текстом учебника с. 74,
Учащиеся высказывают мнения: Старинные книги рассказывают о прошлом, учат мудрости, как не допустить ошибок?
Вопрос о Библии вызывает затруднения.
Анализ, работа с понятиями
II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном действии
А теперь давайте вернемся к вопросу с которого начали, так что же такое Библия?
Обращаются к с.74- 75
выделять существенные признаки.
Умение извлекать информацию при работе с учебником,
представлять информацию в развёрнутом виде
III Выявление места и причины затруднений
Представляем фото Библии.
Из каких частей она состоит?
Рассказ про библию?
А теперь попытайтесь объяснить почему, по их мнению пришли к единобожию?
По ходу ведут записи в тетрадь
Отвечают: Бог Яхве сотворил мир и дал людям правила, по которым нужно жить, чтобы не было вражды.
Привлечение информации из своих знаний.
Умение выделять существенные признаки и их группировка по отличиям
Извлечение информации из иллюстрации
Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
IV Работа в группах
А сейчас вы проработаете с мифами?
Зачитывают мифы учебника и отвечают на поставленный вопросы.
сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией и текстом.
Продолжение изучения нового материала
Рассказ учителя пункта 2 стр. 78.
составить схему «Древо родоначальников евреев».
Ребята внимательно слушают и записывают новые термины!
V Реализация построенного проекта
Посмотрите на иллюстрацию на слайде.
Вы видите репродукцию картины «Продажа Иосифа»
Рассказ о продаже братьями Иосифа.
Вопрос. Как вы относитесь к поступку братьев Иосифа?
Вопрос. Какова дальнейшая судьба Иосифа?
Читаем текст учебника с.77-76
Вопрос. Почему Иосиф простил братьев?
Как вы думаете, осознали ли братья свою вину?
Какими действиями братьев это можно доказать?
Обратимся к слайдам презентации.
Вопрос. Почему Моисею удалось перевести израильтян по дну моря.
Вспомните. Возможно, вы читали в справочной литературе
о предположениях ученых как это могло произойти.
Гора Синай. Бог вручает Моисею скрижали.
Как вы думаете, что было записано на этих скрижалях?
Посмотрите на доску и попытайтесь раскрыть смысл данных заповедей.
Имеют ли сейчас они свою актуальность?
Сравните законы Хамураппи и заповеди и сделайте вывод, что общего, а что отличного?
Гора Синай дымилась в огне.
Запишите новые понятия, термины.
Рассматривают иллюстрацию, слушают рассказ учителя и делают вывод.
Вспоминают ранее прочитанное или выдвигают свои версии.
Сравнивают с разливами рек в Междуречье, когда вода могла подниматься, а возможно и расступаться. Ветер дул с моря и одновременно с гор при таянии снегов по течению устремлялся поток. Потоки встречались. Высказывают другие версии.
Гора Синай дымилась в огне, скорее всего от извержения вулкана на ней. Но древние евреи не могли это объяснить с точки зрения науки. Поэтому думали, что все идет от Бога.
Осознание пагубности предательства, понимание чувства ответственности, совести перед близкими.
Собственная оценка поступков
С позиций общечеловеческих ценностей
Применение знаний полученных из опережающего задания.
Связь истории с жизнью.
Анализ, установление причинно-следственной связи используя различные источники.
Расширение оценочной деятельности на основе своих знаний и собственных поступков.
Логические действия, установление причинно-следственной связи построение логической цепочки
Работа с понятиями и определениями, систематизация и организация деятельности
Извлекать информацию при работе с источником
Применение полученной информации
Сравнивают и определяют необходимый уровень информации
представленной информацией по теме урока
Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
VI Первичное закрепление и проговаривание
Организация работы в парах или в группах.
1.Что такое Библия, из каких частей она состоит?
2.Почему первая часть Библии называется Ветхий Завет?
3.Какие библейские сказания вам запомнились? Перескажите одно из них.
4.В чем главное отличие религии евреев от религии других народов?
Задают друг другу вопросы
Религия евреев отличается от других верований тем, что они верили в одного Бога Яхве, в то время как у египтян и жителей Двуречья было многобожие.
Умение работать в группе
По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки
Общение и взаимодействие,
работа по плану Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками
VII Самостоятельная работа
Обратимся к с. 51 учебника.
Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями данными Моисею?
Работают с текстом учебника.
Задают друг другу вопросы.
Оценивают и комментируют.
Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека
Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний.
Применение полученной информации
Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
VIII Включение в систему знаний
Вспомните, в какой части света жили древние евреи?
Чем они занимались?
Как это повлияло на их быт?
Какие испытания выпали на долю древних евреев?
Объясняют. Жили древние евреи между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря. Это территория Азии, Ближний Восток.
Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки
Применение полученной информации
Умение применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого
IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке
Запишем небольшой словарный диктант
Что узнали на сегодняшнем занятии?
Что ты понял или не понял на уроке?
Выставление оценок с комментарием
Учебник §16, опережающее задание: составить путеводитель «Экскурсия по древнееврейскому царству»
Записывают новые слова Библия. Ветхий Завет. Бог Яхве. Заповеди. Израильтяне. Гора Синай. Скрижали Делятся впечатлениями
Помогают своим одноклассникам в неясных моментах
Подают дневники для оценки учителю
Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому
Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно
Применение полученной информации
Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Представление информации в сжатом виде.
Самостоятельно искать средства достижения цели
Учитель предлагает обучающимся оценить свою работу и обосновать самооценку.
Напишите, между какими странами жили древние евреи.
В какой части света расположен Древний Египет?
Какое море обозначено цифрой 5 и 6?
Составьте рассказ о скрижалях
1.Сколько записано в них заповедей
2. Перечислите заповеди
3. О чем заключили договор евреи с Богом Яхве?
Какие законы бог дал евреям? Почему они актуальны до сих пор?
Чем отличаются законы Хаммурапи от заповедей данных Моисею?
Урок «Библейские сказания» относится к разделу «Древний Восток», тема «Западная Азия в древности» это четвертый урок в теме. Данный урок напрямую связан с предыдущими и со всеми последующими уроками раздела.
По дидактической цели – это урок, усвоение новых знаний,с элементами бинарного урока, с использованием инновационных образовательных технологий, которые повышают интерес учащихся к изучению предмета. А по форме проведения урок с разнообразными видами деятельности:работа с учебником, индивидуальная и в группе,изучение историческихисточников. Структура урока соответствует заявленному типу.
Урок носит личностно – ориентированный характер, что обеспечивает дифференциацию обучения:
Сильные учащиеся готовили сообщение (активно работали;
Слабые дети были вовлечены в групповую работу;
При подготовке домашнего задания есть выбор, выполнить только обязательное, или ещё и дополнительное.
В начале урока была обеспечена мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой на работу на уроке.
На этапе мотивации использовалось чтение четверостишья учителем литературы.
Совместно с детьми была определена тема и цель урока, выявлена проблема. Достижение цели, т.е. решение проблемы, осуществлялось через задачи, поставленные к уроку.
— обучающие Познакомить с историей древних евреев; дать представление о Библии и Ветхом Завете, о понятии «единобожие»; научить осознавать библейские мифы и сказания, значение моральных правил библейских заповедей, как части исторических знаний и общечеловеческих ценностей;
— развивающие Развивать у школьников умение анализировать, логически мыслить, делать выводы.
— воспитательные Формировать понимание значения морали в жизни общества; умения оценивать исторические явления на основе нравственных ценностей заложенных в Ветхом Завете, понимать их актуальность в наше время.
На уроке были использованы следующие методы: словестный, наглядный, практический, проблемно – поисковый, самостоятельной работы.И различные формы работы с учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Информационно – коммуникативная технология обучения облегчает процесс усвоения нового материала, экономит время на уроке.Урок проведен с использованием компьютерной презентации. Иллюстративный материал, выстроен в логике урока, помог создать яркие исторические образы.
Практическая работа была проведена в группе, где учащимся предлагалось проверить свои знания и навыки в условиях совместной работы и умения работать с учебником.При проведении урока были учтены возрастные, индивидуальные и познавательные особенности детей. Так как дети в классе с различной мотивацией (сильные и слабые).
На уроке прослеживались межпредметные связи: с историей, литературой, ОРКСЭ.
Учебный материал, отобранный для урока является адекватным требованием Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программного материала, целям и задачам урока. Урок проведён по плану в соответствии с рабочей программой по предмету и календарно – тематическим планированием.
Для проведения урока были созданы определённые условия: благоприятный психологический климат, соблюдены санитарно – гигиенические условия.
Основными принципами обучения являлись: связи с жизнью, наглядности, доступности, сознательности, научности.
Урок проходил в режиме: учитель – класс, ученик – учитель, ученик – класс.
Содержание урока способствовало формированию системного представления об изученном материале, где учащиеся смогли получить полное представление о жизни древних евреев, Библии и Ветхом Завете, о понятии «единобожие». Рассмотренный на уроке материал может быть использован на уроках литературы, искусства, для подготовки учащихся к предметной олимпиаде, а также применён в жизни. Успех урока заключается в том, что он был проведён совместно с учителем литературы, был эмоционально окрашен (яркая слайд презентация, стихотворения).
Различные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся.
Часть детей недостаточно активно работало на уроке.
Не было соблюдение времени использования ИКТ.
Не выполнен весь запланированный объём урока.
( § 4). Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.
( § 5). Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании 4 поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.
( § 9). Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь 12 в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: «Мне, мол, продал продавец, я купил мол, при свидетелях», а хозяин пропавшей вещи скажет: «Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь » , то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно ; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.
( § 10). Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.
( § 17 ). Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его 17 господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра.
( § 18). Если этот раб не назовет своего господина, то должно привести его во дворец, исследовать его дело и возвратить его господину его.