415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Харменс Рембрандт

голландский художник, мастер живописи и гравюры

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейнаРембрандт, «Автопортрет с Саскией» (1636)

Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены. Под его кистью они превращались в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях…

Харменс ван Рейн Рембрандт (нидерл. Harmenszoon van Rijn Rembrandt) родился 15 июля 1606 года и был восьмым из девяти детей в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу при Лейденском университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбурху. Затем, после кратковременного пребывания в Лейденском университете, Рембрандт всецело посвятил себя искусству.

Уже его ранние работы демонстрируют незаурядный талант художника – картины: «Паламед перед Агамемноном» (1626), «Крещение евнуха» (1626), «Побиение камнями св. Стефана» (1629).

В 1627 году художник совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

В 1641 году у Рембрандта рождается сын Титус, а через год его любимая жена умирает.

Между тем талант художника развивался и креп. Самыми известными полотнами Рембрандта стали «Святое семейство» (1645), «Еврейская невеста» (1665), «Возвращение блудного сына» (1666), «Ночной дозор» (1642) – последняя картина не понравилась заказчикам, т.к. являлась слишком прогрессивной для своего времени.

Публика охладевает к произведениям Рембрандта. Художник испытывает финансовые затруднения, однако продолжает рисовать. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов.

Великий художник Харменс ван Рейн Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.

Источник

12 шедевров Рембрандта: к 415-й годовщине со дня рождения художника

15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника родился Рембранд Харменс ван Рейн, выдающийся живописец, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. В 27 лет у него было все, о чем только может мечтать художник: слава, известность, деньги, любимая жена, заказы. Он считался лучшим портретистом в Амстердаме, в одном из самых богатых городов своего времени. Всеобщее признание, слава и успех, резкое падение, нищета и забвение — такова биография величайшего гения искусства широкими мазками.

Рембрандт творил почти во всех жанрах, владел разнообразной техникой письма. Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времен.

В честь 415-й годовщины со дня рождения, журнал Точка ART вспоминает 12 выдающихся произведений художника.

«Продавец очков (Зрение)», 1624. Музей Лакенхал, Лейден

«Чувства» («Пять чувств», «Аллегория чувств») — серия из пяти картин, написанных Рембрандтом в 1624-1625 годах, в возрасте 18-19 лет. Входящие в серию картины «Осязание», «Обоняние», «Зрение», «Слух» и «Вкус» являются самыми ранними работами мастера. Написанные маслом на дубовых панелях, они имеют схожее композиционное решение и примерно одинаковый размер — 21,5 на 17,5 см.

На картине «Продавец очков» («Аллегория зрения» или просто «Зрение») изображена пожилая пара, покупающая у уличного торговца очки. В голландском языке есть идиома «продать очки», означающая обмануть кого-то. Видимо, именно к ней и отсылает Рембрандт, подчеркивая возможность обмана замысловатой одеждой продавца. Такая одежда в XVII веке ассоциировалась с лицедеями, людьми ненадежными, склонными к различным махинациям и шарлатанству. Судя по картине, торговец собирается продать очки совершенно слепым людям. Любопытная деталь: рентгеновское исследование картины показало, что изначально на ней была изображена обнажённая женщина

«Автопортрет», 1629. Художественный музей Индианаполиса

Автопортрет из музея Индианаполиса — один из самых ранних. 23-летний Рембрандт изображен в берете, блестящем стальном нагруднике, шелковом шарфе; на лице видна многодневная щетина. Наклон головы и открытый рот создают впечатление, что художник застигнут врасплох, возможно, на полуслове, что придает картине очаровательное ощущение непосредственности.

У этого автопортрета есть как минимум пять известных версий, что наводит на мысль о возможности использования картины в качестве эталона для копирования учениками художника.

«Урок анатомии доктора Тульпа», 1632. Маурицхейс, Гаага

31 января 1632 года голландский хирург и анатом Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп (Тюльпан) провел в Амстердаме лекцию о мышечных сухожилиях в руках человека, используя для демонстрации труп Адриаана Адриаанса, который в свое время тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника, а в Амстердаме избил и ограбил человека, за что и был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейнаРембрандт Харменсван Рейн «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632 © Маурицхейс, Гаага

Этот сюжет и изображен на картине Рембрандта, хотя он и не является подлинной записью вскрытия с лекции 1632 года (которое по правилам должно было начаться со вскрытия желудка и черепа), а представляет собой воображаемую сцену. Художнику была поставлена задача подготовить портрет доктора вместе с его коллегами, и с этой задачей он, безусловно, справился. Помимо доктора Тульпа на картине изображены семь членов Гильдии хирургов, каждый из которых заплатил немалую сумму, чтобы его включили в картину.

Полотно подписано: Rembrandt f[ecit] 1632, что тоже любопытно, ведь художник впервые подписывает картину своим именем, а не инициалами RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена), что можно рассматривать как признак его растущей известности.

Почти два столетия картина провисела в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум. В результате его усилий в 1828 году она была продана в собственность Королевства Нидерландов. Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхейсе.

«Саския в образе Флоры», 1634. Государственный Эрмитаж

«Саския в образе Флоры» отражает настроение Рембрандта в самый счастливый период его жизни, вскоре после переезда из Лейдена в Амстердам. Художнику улыбалась удача, его слава росла, он был молод, влюблён и только что отпраздновал свадьбу с Саскией ван Эйленбюрх. Одетая в роскошный старинный костюм, украшенная пышным венком, с жезлом в руке, молодая жена художника Саския-Флора стоит, чуть склонив голову и обратив к зрителю свое юное лицо. Она выглядит немного смущенной той ролью, которую играет по воле мужа, и это придает её образу еще большую искренность.

В переливах цветов, в теплом свете, во всех деталях материализованы чувства великого художника.

«Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»), 1635. Галерея старых мастеров, Дрезден

Рембрандт очень любил рисовать себя, в его творческом наследии около сотни автопортретов: из них 40 холстов, а остальное — гравюры и рисунки. Иногда он увлекался чужими образами, экспериментировал с мимикой, костюмами, декорациями, так, что трудно догадаться, что это на самом деле автопортрет.

Один из таких костюмированных портретов — «Блудный сын в таверне», так же известный, как «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина иллюстрирует притчу из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно». На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. Сидящая у него на коленях Саския, изображает блудницу. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия.

«Жертвоприношение Авраама», 1635. Государственный Эрмитаж

Этот момент Рембрандт и изобразил на своей картине, в которой просматриваются черты барокко: монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени. Психология образа настолько глубока, что, кажется, сам художник испытывал необходимость пройти внутренний путь принятия этого мучительного решения. Традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства, а тема жертвенности — одной из важнейших в творчестве великого художника.

«Пейзаж с замком», 1640. Лувр, Париж

Историки искусства по-разному датируют эту незавершенную работу мастера (тщательно прорисовано здесь только небо, остальная же часть композиции кажется этюдом); одни утверждают, что она была написана в 1652 году, другие, что в начале 1640-го, третьи настаивают на периоде с 1643 по 1646 годы.

Впервые картина упоминается в инвентаре частной коллекции Гертрюйт Брассер в Делфте в 1692 году как «Замок Рембрандта». Позже он был записан в коллекцию Яна Питера ван Сухтелена, уроженца Нидерландов, генерала русской армии. В конце XIX — начале ХХ века «Пейзаж с замком» находился в русских частных коллекциях, с 1925 по 1932 год — в собрании Эрмитажа, затем картина была тайно продана, а в 1948 году украсила коллекцию Лувра.

«Ночной дозор», 1642. Рейксмузеум, Амстердам

Первоначально картина называлась «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ванн Рейтенбюрга» и была вне области внимания искусствоведов почти 200 лет. Из-за толстого слоя копоти до первой реставрации предполагалось, что на ней изображены мушкетеры во время ночного обхода города. Именно отсюда и пошло принятое сегодня название работы Рембрандта. Однако после снятия грязи и налета с холста обнаружилось, что изображенное на картине действие происходит примерно в 2 часа дня.

Одна из величайших картин была написана Рембрандтом в самый несчастливый период его жизни. Покинула мир его любимая жена Саския, с которой он прожил долгие годы. Вместе с этой утратой от художника отвернулась и удача: клиентам все чаще не понравилось, как их изображал автор, и многие отказались оплачивать работу художника. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов), и вскоре имущество мастера распродали за долги.

«Святое семейство», 1645. Государственный Эрмитаж

Одним из ключевых сюжетов картин Рембрандта является Святое семейство, в образе которого для него, возможно, воплощалась мечта об утраченном домашнем очаге. В этой картине художник нашёл самое глубокое по содержанию и выразительное живописное решение этого сюжета: скромное жилище плотника, наполненное миром и покоем. Эта почти жанровая сцена могла бы происходить в любом голландском доме.

В лице юной матери есть сходство с Хендрикье Стоффелс, которая пришла в дом Рембрандта в качестве служанки и стала верной спутницей мастера в поздний период его жизни. Отвергнутая обществом, юная девушка была с художником до самой своей смерти, вела хозяйство, служила моделью для многих произведений великого голландца.

«Артаксерикс, Аман и Эсфирь», 1660. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Картина была создана в начале последнего десятилетия жизни мастера. В основе ее лежит библейский сюжет. Жена персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвинила во время пира любимца царя царедворца Амана в коварных замыслах истребить ее народ.

Художественный язык позднего Рембрандта внешне сдержан, но предельно насыщен внутренне. На картине всего три человека, обстановка пира дана лишь намеком. Главное для Рембрандта — люди, их судьбы, мысли и поступки; воплощая этот сюжет на холсте, художник раздумывал о сущности человека, о причинах зла, об отверженности и одиночестве. Не случайно на пиршественном столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны.

Картина, пострадавшая еще в XVII веке, четырежды была подвергнута сложнейшему виду реставрации —переводу живописного слоя на новый холст.

«Автопортрет с двумя кругами», 1665-1669. Кенвуд-хаус, Лондон

Как и во многих своих поздних работах, художник импровизирует с деталями, которые воспринимаются как незаконченные. К примеру, лицо и правая сторона шляпы, воротник рубашки, руки, палитра, кисти и меховая подкладка мантии, то есть почти все основные детали портрета, написаны широкими мазками и, кажется, с большой скоростью. Неизвестно, собирался ли Рембрандт завершить эти области, но на общем восприятии картины это не отражается.

Современники и историки искусства спорили не только о незавершенности изображения, но также и о значении и смысле фона. Поверхность позади Рембрандта интерпретировалась либо как стена, либо как натянутое полотно. Полукруглые линии представляются как полушария на карте мира, что является общей чертой дизайна голландских домов XVII века, однако они не содержат географических указаний и расположены довольно далеко друг от друга. Было высказано много предположений, начиная от представления истинной картины мира до каббалистического значения.

«Возвращение блудного сына», ок. 1668. Государственный Эрмитаж

В 1633 году, на пике славы и личного счастья, Рембрандт изобразил себя кутилой и баловнем судьбы в картине «Блудный сын в таверне». Возращение к сюжету о блудном сыне — своеобразный финал истории. Картина написана мастером за несколько месяцев до смерти. В этом усталом человеке, вернувшемся к отцу, которого он бросил в юности, трудно узнать бесшабашного искателя удовольствий, выпросившего у отца своё наследство и спустившего его до последней монеты. Куда девались его самоуверенность и богатые одежды? Всё бренное спало с него, как пустая шелуха, прозрение пришло ценой потерь и страданий.

Эту картину Рембрандт писал не под заказа, воплотив в ней особенности своей зрелой живописной манеры, как бы подводя итог своему жизненному и творческому пути.

Читайте на нашем сайте по теме:

Источник

Мир искусства отмечает 410-летие Рембрандта

Рембрандт родился в 1606 году в Лейдене, крупном городе в Голландии, в зажиточной семье мельника. Когда ему исполнилось 13 лет, он пошел учиться в Лейденский университет, одно из самых старых учебных заведений Европы. Однако, недолго проучившись, Рембрандт решил стать художником: сначала был подмастерьем у одного живописцев в Лейдене, а потом стал учеником Питера Ластмана в Амстердаме, который научил его эффектам светотени, ставшим знаковыми в работах мастера.

Урок анатомии доктора Тюльпа, 1632 год

Хранится в музее Маурицхейс в Гааге

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

В 1632 году Рембрандт пишет картину «Урок анатомии доктора Тюльпа», которая приносит ему известность. Со временем художник становится востребованным и модным, что значительно укрепляет его успех.

Автопортрет с Саскией на коленях, 1635 год

Хранится в картинной галерее Дрездена

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

В 1635 году он пишет свой шедевр «Автопортрет с Саскией на коленях», где изображен сам художник со своей молодой женой за праздничным столом. Картина несет атмосферу радостного настроения супругов в потоках света и золотых переливах. Но дальнейшую жизнь художника сложно назвать безоблачной: из четырех его детей выжил лишь младший, остальные погибли в младенчестве, а вскоре после рождения последнего ребенка умерла жена Саксия. Однако в этот период Рембрандт пишет картину «Ночной дозор», которая возносит его на вершину славы.

Ночной дозор, 1642 год

Хранится в Государственном музее Rijksmuseum в Амстердаме

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

В этом групповом портрете мастер отошел от «статичного» канона того времени и создал композицию, наполненную движением. Но нужно отметить, что такой инновационный подход не пришелся по нраву заказчикам полотна.

В последующие годы Рембрандт все больше стал тяготеть к реализму. Отбросив лишние детали и декор, он оттачивал глубину и эмоциональную составляющую образа, создавая камерные портреты, пытающиеся раскрыть духовную сущность человека. Среди знаковых работ этого периода: «Читающий Титус», «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», а также портреты друзей и автопортреты.

Читающий Титус, 1656 год

Хранится в музее истории искусства в Вене

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

В 1650-е годы художник продолжил создавать шедевры. И это несмотря на то, что в 1656 году его постигло банкротство, возможно, из-за непродуманного ведения хозяйственных дел. В 1660 году даже пришлось продать собственный дом и переехать на окраину Амстердама. При такой неустроенности материальных сторон жизни в 1668-1669 годах Рембрандт пишет знаменитейшую картину «Возвращение блудного сына». Это визуализация евангельской притчи о покинувшем некогда родной дом юноше, который вернулся обратно к своему отцу нищим и жалким. При этом пожилой отец с добротой принимает его, а сын искренне раскаивается. Так живописец воспел в своей работе любовь и всепрощение.

Возвращение блудного сына, 1666 год

Хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Это визуализация евангельской притчи о покинувшем некогда родной дом юноше, который вернулся обратно к своему отцу нищим и жалким. При этом пожилой отец с добротой принимает его, а сын искренне раскаивается. Так живописец воспел в своей работе любовь и всепрощение.

Умер Рембрандт 4 октября 1669 года, пережив свою экономку и возлюбленную Хендрикье Стоффелс и сына Титуса. Творческое наследие Рембрандта получило заслуженное признание, и по сей день оно является объектом внимания и изучения.

Источник

415 лет со дня рождения Харменса Рембрандта

Харменс ван Рейн Рембрандт родился 15 июля 1606 года и был восьмым из девяти детей в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу при Лейденском университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбурху. Затем, после кратковременного пребывания в Лейденском университете, Рембрандт всецело посвятил себя искусству.

Уже его ранние работы демонстрируют незаурядный талант художника – картины: «Паламед перед Агамемноном» (1626), «Крещение евнуха» (1626), «Побиение камнями св. Стефана» (1629).

В 1627 году художник совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.

В 1630-е Рембрандт также рисует автопортреты – «Автопортрет с Саскией» (1636), картины с библейским сюжетом – «Ослепление Самсона» (1636), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Снятие с креста» (1633-1634), делает великолепные графические зарисовки. В 1634 году художник вступает в брак с Саскией ван Эйленбюрх. Он часто изображал свою жену на картинах.

В 1641 году у Рембрандта рождается сын Титус, а через год его любимая жена умирает.

Между тем талант художника развивался и креп. Самыми известными полотнами Рембрандта стали «Святое семейство» (1645), «Еврейская невеста» (1665), «Возвращение блудного сына» (1666), «Ночной дозор» (1642) – последняя картина не понравилась заказчикам, т.к. являлась слишком прогрессивной для своего времени.

Публика охладевает к произведениям Рембрандта. Художник испытывает финансовые затруднения, однако продолжает рисовать. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов. Великий художник Харменс ван Рейн Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.

В рамках программы «Организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищный мероприятий».

Источник

Творения Рембрандта Харменса ван Рейна – величайшее явление не только голландской живописи, но всего мирового искусства Нового времени, общечеловеческое значение их бесспорно. 15 июля этого года исполняется ровно 415 лет со дня рождения великого художника.

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века», он создал непревзойденные произведения практически во всех жанрах – портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки. При жизни художником было написано около 350 полотен и 100 рисунков. Человечеству понадобилось два века, чтобы по достоинству оценить этого великого художника.

Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства.

Детство и юность

В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1606 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Мать была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами. Несмотря на достаток, семья жила скромно, соблюдая строгие католические правила.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально он ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.

Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.

В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

«Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625)

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

«Паламедеи перед Агамемноном» (1626)

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

«Давид с головой Голиафа» (1627)

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

«Похищение Европы» (1632)

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей. Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду.

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Личная жизнь

В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В 1647 году в дом Рембрндта поступает на службу Хендрикье Стоффелс, которая своей добротой и преданностью покоряет сердце художника.

В 1654 году они предстали перед судом по обвинению во блуде, суд требовал, чтобы Хендрикье прервала свои отношения с художником. Это было неприемлемо – Хедрикье на тот момент была уже беременна – жить вне брака. Но она осталась. И родила Рембрандту дочку.

Рембрандт много рисовал ее. И не только портреты, во многих библейских картин в качестве модели он выбирал ее.

Саскию, которую Рембрандт обожал, он писал в богатых и пышных одеяниях, дорогих украшениях. Иногда создавал мифологические картины с ней. Не было подчеркнутого одухотворённого образа – это были страсть и чувства, обожание и восхищение. Но это была Саския.

Портреты Хендрикье просты, это, скорее, благородство и истинная добродетель, не требующая пестроты и роскоши. Нет нарядов, украшений, томных и чувственных взглядов. Как будто спокойствие и умиротворенность пришли в жизнь художника.

Слава Рембрандта постепенно меркнет. Но сам художник не останавливается в совершенстве своего таланта.

Последующие годы творчества и последние годы жизни

Рембрандт все больше начинает изображать простых людей. И все глубже погружается в суровый реализм. Колоссальное развитие в области светотени и колорита, сюжетное разнообразие, от изображения крестьянина до евангельских мотивов, новые достижения в изображении пейзажей.

В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.

Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот, уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.

Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.

Одна из последних картин — «Возвращение блудного сына», которую можно увидеть в Эрмитаже. Есть многие работы того периода других художников на тему возвращения блудного сына (притча Иисуса Христа в Евангелия от Луки), но изображение этого сюжета отличается от работы Рембрандта. Там все радостно, легко и весело: вернулся сын, надо отпраздновать это.

415 лет со дня рождения рембрандта харменса ван рейна

Много внешних атрибутов, ярких красок, каких-то символических деталей, на которые мы обращаем внимание.

Тут все по-другому. Это только передача чувств, душевность и благодарность. Никаких деталей, отвлекающих от внутреннего переживания, от той потери, которую переживал отец. Лиц практически не видно. Красноватые и золотые оттенки, едва узнаваемые, темноватые. Густые мазки красок, никакой гладкости и четкости.

И опять тот свет, начало которого мы не может найти. Как будто изнутри светятся персонажи. Физического источника света нет.

Сын Рембрандта, Титус ван Рейн, умер в 1668 году. Ему было 26 лет. И кажется, всю свою боль и тоску о любимом сыне Рембрандт передает на картине. Это невероятно грустное, темное, но в то же время великолепное произведение Рембрандта. Одно из лучших.

Говорить и рассказывать о Рембрандте можно долго. Картины его нужно смотреть и изучать, проникать в суть. Вглядываться в глаза портретируемых, рассматривать детали одежды, находить скрытые смыслы для себя. И постоянно восхищаться талантом.

О нем надо много писать и его надо много смотреть. И помнить, что в XVII веке жил такой голландский художник, который изменил развитие живописи, показал миру, как можно писать по-другому, не следуя за модными тенденциями. Как сохранять свою индивидуальность и развивать талант тогда, когда он больше никому не нужен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *