40 дней после рождения ребенка у казахов

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

40 дней после рождения ребенка у казахов

Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка формировались на протяжении столетий. В них отразилась национальная мифология и менталитет нашего народа. До сих пор большинство семей исполняют эти ритуалы, но не всем известно их тайное значение. Об этом и пойдет речь в статье.

Казахские традиции: первые сорок дней жизни ребенка

Традиции казахов, которые связаны с семьей, играют огромную роль в духовной культуре и образе жизни народа. Казахи отличаются любовью к детям, терпеливостью, щедростью и душевной теплотой. Поэтому казахские праздники, связанные с новорожденными, всегда пышные и яркие.

Основные ритуалы для младенцев проводят на протяжении первых сорока дней жизни. Вот о каких обрядах идет речь:

Шилдехана — это праздник в честь рождения ребенка. Традиции казахского народа «шилдехана той» — это групповые обряды вербальной магии, который проводили на нечетный день в первую неделю рождения ребенка — третий, пятый или седьмой.

Гости, которые собирались на празднование рождения ребенка, произносили добрые пожелания, поздравления. Обязательным было щедрое угощение, игра на домбре, иногда устраивали состязания батыров, конные скачки.

Семейные традиции казахов принимали во внимание и состояние роженицы. Для нее проводили специальный ритуал — калжа той. Чтобы молодая мама быстрее восстанавливалась после разрешения от бремени, для нее готовилась калжа — сытное угощение из мяса барашка. Его резал либо муж роженицы, либо привозили его родители.

В пиршестве участвовали родственники и друзья. Еще до начала торжества для женщины, которая родила, готовили мясной бульон (сорпу), давали печень и мясо барашка. Молодая мать ела шею барашка, а кости нанизывали на веревку или прутья. Считается, что это повлияет на физическую выносливость малыша, на то, чтобы он быстрее стал держать головку.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Празднуют казахи день, когда ребенка перекладывают в люльку. Это происходит на третий или пятый день. Его проводят после празднования шилдехана.

На праздник зовут близких людей (они приносят подарки для новорожденного). Колыбель и приданое для ребенка — бесик тарту — предоставляет сторона родившей женщины (в некоторых регионах дарят родители мужа). Сваты преподносят друг другу подарки, обязательно девять штук (обычай «тогыз апару»).

После застолья приступали к главному — укладывали ребенка в люльку. В кроватку (колыбель) ребенка укладывает бабушка. Предварительно воздух окуривали благовониями, чтобы изгнать злых духов, проводили ритуал тыштыма: через отверстие на дне колыбели протягивали сладости, конфеты и курт. После всем гостям раздавали саркыт — угощение для детей.

Во время шилдехана или бесикке салу проводят обряд имянаречения — есім кою, ат қою. Проведение его поручают старейшему из рода, родителям, мулле или достопочтенному человеку.

Кыркынан шыгару (‘сороковины’) — семейный праздник, в котором принимают участие только женщины. Обряд проводят по истечению сорока дней с момента рождения малыша. Считается, что он уже достаточно окреп, чтобы его можно было представить общине.

В религиозных представлениях устоялась мысль о том, что именно на сороковой день в ребенка вселяется душа. После кыркынан шыгару он становится полноценным человеком. Для ритуала готовят:

Родители готовят ребенку чистую праздничную одежду, а родственники приносят коржын — корзину подарков для новорожденного. Сам ритуал представляет собой очищение водой. Поэтому заранее готовят ванночку для купания, куда наливают теплую воду:

В конце празднества родители одаривают всех подарками и угощают за роскошным столом.

Сейчас большинство этих обрядов утратило свое магическое значение. Родители чаще всего устраивают пышные торжества в ресторанах и кафе, приглашают тамаду для ведения празднества. Из-за этого ритуалы претерпевают изменения.

Рождение ребенка: приметы

Каждый этап социализации новорожденного сопровождался приметами, которым уделяли особенное внимание. Вот некоторые из них, на которые обращают внимание и в наше время:

Не желательно приходить в дом, где родился ребенок, после захода солнца. Запрещено гулять с младенцем при луне. Нельзя развешивать белье малыша, особенно на ночь.

Чтобы оградить новорожденного от сглаза, ему пришивают или цепляют на одежду оберег от злых духов, а у его колыбели должен гореть свет и висеть амулеты (9 штук). Перед тем как ребенка уложить в кроватку, ее окуривают травами, а потом проветривают помещение.

Ребенка ждет известность, если он любит спать на спине. Он будет нерешительным и беспокойным, если поджимает ноги во сне. Станет философом, если для сна переворачивается на живот, вытягивает во сне руки и ноги — будет выдающейся личностью — гением или героем.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Ритуал проводят по-разному для мальчиков и девочек:

Согласно приметам, мальчик будет мямлей, если провели обряд после сорокового дня, а если «привели в мир» раньше положенного срока девочку, тогда она будет взбалмошной и легкомысленной. Есть и другое объяснение этих временных рамок: мальчик заплатит меньший калым, а за дочь, наоборот, дадут больший выкуп.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Чтобы ребенок быстрее пошел, проводят обряд тусау кесу. Совершают обрезание пут, как только малыш сделал первые шажки. Крестная мама опутывает ножки ребенка черными и белыми нитками так, чтобы они образовали восьмерку, а мужчина, который пользуется уважением, разрезает эти пута и проводит его по белой дорожке. Чтобы малыш был счастливым и здоровым, нужно, чтобы он прополз между ног трех бабушек.

Обряды казахского народа, связанные с рождением ребенка, имеют в основном культурно-бытовой характер, связь с историей и давними аутентичными религиозными традициями большей частью утрачены. Тем не менее все молодые родители исполняют их под чутким руководством более опытных бабушек и дедушек.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

40 дней ребенку у казахов: правила и значение обряда

40 дней после рождения ребенка у казахов

40 дней ребенку у казахов: YouTube/Айсулу Байбатырова

В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.

Значение и общие правила обряда

Окружающий мир считается небезопасным для новорожденного малыша. Ему необходима особая забота, внимание, поддержка со стороны рода и высших сил. Обряд, который проводится спустя 40 дней с момента появления на свет ребенка, имеет особое значение и проходит по правилам, установленным предками.

Сроки проведения обряда для мальчиков и девочек

Почему отмечают 40 дней ребенку? Обряд қырқынан шығару переводится с казахского как ‘выведение из сорока дней’. Его можно считать вторым рождением: малыша представляют родным, близким и друзьям семьи.

Считается, что за 40 дней с момента рождения в ребенка вселяется душа и его можно без опасений выводить в люди. После проведения обряда ребенок становится полноценным человеком. Физиологически у него улучшаются зрение и слух, становится более развитой мелкая моторика.

40 дней после рождения ребенка у казахов

40 дней ребенку у казахов: Pixabay

Сроки проведения обряда для девочек и мальчиков отличаются. Как считать 40 дней ребенку? Канат Тасибеков в книге «Ситуативный казахский: Мир казахов» пишет, что обряд для мальчиков проводят на 37–39 день, то есть немного раньше 40 дней. Считается, что так будущий мужчина станет сильным, смелым и здоровым, будущим главой семьи и ее защитником.

Обряд для девочек проводят немного позднее. Как правило, это 41–43 день. Это позволит девочке вырасти нежной, заботливой и покладистой, как и положено настоящей казахской дочери, жене и матери.

Существуют определенные табу на дату обряда:

Что можно и нельзя делать до 40 дней

В связи с ограничением общения ребенка с окружающим миром на 40 дней с момента рождения есть и другие правила, которые нужно соблюдать:

До праздника 40 дней ребенка одевают в ит көйлек — специальную рубашку. Позже в эту рубашку заворачивают сладости для приглашенных на праздник детей или отдают ее бездетной женщине из окружения семьи.

Традиции 40 дней у разных народов

Традиция, которая велит особенно тщательно оберегать ребенка в течение 40 первых дней со дня рождения, существует не только в казахской культуре. У карачаевцев и балкарцев женщина с новорожденным до 40 дней может пребывать лишь в доме своей семьи и семьи мужа. Только по истечении этого времени они могут войти в дом супруга.

У ногайцев считается, что до 40 дней ребенок принадлежит Аллаху, а не семье. У крымских татар существует обряд «чилле» («сорокадневье»): младенец и мать в первые 40 дней после родов сокрыты от посторонних глаз в своем доме.

В Азербайджане 40 дней никто не навещает ребенка. Подобное правило действует и у кыргызов. В православии на сороковой день принято крестить ребенка, а его мать уже может входить в храм и присутствовать на празднике.

Традиции обряда 40 дней ребенку

Какие обряды проводят казахи на 40 дней ребенка? В книге «Казахстан. Национальная энциклопедия» под редакцией Б. Аягана, подробно описаны все этапы қырқынан шығару. Обряд 40 дней включает ритуальное омовение и одаривание младенца. У каждого из этих этапов есть свои важные особенности.

Как приготовить купель и кому доверить купание младенца

40 дней после рождения ребенка у казахов

На 40 дней младенцу ему готовят купель: Pixabay

Как отмечают 40 дней ребенку у казахов? Основа обряда 40 дней ребенку — это ритуальное омовение новорожденного. В старину на праздник приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала из приглашенных трех достойных и уважаемых женщин.

Сегодня в празднике қырқынан шығару принимают участие только новорожденный ребенок и женщины, близкие к нему и к его семье. Из них мать выбирает трех главных участниц:

Главную женщину называют «кіндік шеше». Ее роль приравнивается к роли крестной мамы в православном обряде крещения. Готовят купель с чистой пресной водой. Вот как это делают:

После купания ребенку стригут ногти и волосы. Раньше ноготки закапывали в землю там, где не ходят люди, а пряди волос зашивали в мешочек из белой ткани и вешали возле колыбели. Сейчас волосы оставляют на память, а ногти просто сжигают. Воду после купания не выливают, так как она считается целебной. Ею умывают малыша, если он проявляет беспокойство, плохо спит или заболевает.

В современных казахских семьях допускаются некоторые отступления от традиционных правил. Ритуальную чашу кладут монеты номиналом 20–50 тенге или 100 тенге. Ребенку могут состричь один ноготок, а не все, срезать лишь прядь волос, а не стричь голову целиком. Можно даже заранее искупать малыша, сделав подготовку чаши для омовения лишь символической частью ритуала.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Набор для празднования 40 дней ребенку: YouTube/Айнұр Айтымбетқызы

Ритуал одаривания

Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Ритуал омовения ребенка переходит в одаривание символическими подарками всех, кто принимает участие в празднике:

Всем гостям праздника раздают полезные подарки, упакованные в красивые коробки — тойбастары. В них кладут сладости и конфеты, бижутерию, аксессуары и сувениры.

40 дней после рождения ребенка у казахов

На 40 дней ребенку на стол ставят традиционные казахские блюда: YouTube/allmedia

В монографии «История, культура и традиции казахского народа» Лариса Утюшева рассказывает, что обряды завершаются торжественным застольем. Для гостей накрывают дастархан в кафе или дома. На стол ставят традиционные казахские блюда:

Отмечать 40 дней ребенку принято до сих пор. Важно соблюдать традиции и адаптировать обряд к современным реалиям. Приглашенные участники и гости станут добрыми друзьями и покровителями, оказав ребенку поддержку, в которой он нуждается.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Баланы қырқынан шығару (40 дней ребенку со дня рождения) – традиции казахского народа

40 дней после рождения ребенка у казахов

40 дней ребенку со дня рождения у казахов – Баланы қырқынан шығару дәстүрі

Что такое қырқынан шығару? Это казахский национальный обряд. Этот обряд не случайно проводится через 40 дней после родов. Ведь именно первые 40 дней жизни считаются для малыша самыми опасными (чтобы оградить младенца от злых духов даже было принято вешать возле люльки светильник – для отпугивания всякой нечисти).

Что нужно для церемонии қырқынан шығару?

40 дней после рождения ребенка у казахов

Как проводится обряд обряд кыркынан шыгару

По традиции в обряде принимают участие только женщины. Как правило, это мать ребенка, кіндік шеше (крестная), бабушки, тетушки и самые близкие и уважаемые в роду женщины.

До начала обряда нужно подготовить воду (прокипятить ее и остудить до приемлемой для купания температуры), монеты и фасоль обдать кипятком.

На дно чаши кладут монетки – символ богатства и/или серебряные украшения (серебро у казахов символизирует чистоту и защищает от злых духов), а также фасоль – к сытой и долгой жизни.

Затем в чашу наливают 40 ложек воды: женщины по очереди (по старшинству) берут ложку, зачерпывают подготовленную воду и, переливая ее в чашу с монетами, говорят добрые пожелания и наставления ребенку. И это тоже неспроста: ведь вода, как уже доказано, умеет хранить информацию, а значит, желая малышу всего самого хорошего, женщины «заряжают» воду положительной энергетикой. После этого воду из чаши выливают в ванночку, где потом купают ребенка.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Затем малышу первый раз в жизни обрезают ногти и волосы. Как правило, это делают достойные и уважаемые женщины, которые могут быть примером – удачливые, с легкой судьбой, благополучной семьей, воспитавшие хороших детей.

В прошлом ноготки надлежало закапывать там, где не ступала нога человека, а волосы, завернув в белую ткань, вешали около люльки – в качестве оберега. Но эти требования сегодня выполняются редко: сейчас прядь волосиков родители сохраняют на память, а ногти можно просто сжечь.

А вот воду, в которой купали малыша, выливать не стоит. Считается, что она обладает целебными свойствами, и ею можно протирать личико ребенка, если он плохо спит или отчего-то беспокоится.

Одной из обязательных частей обряда является и одаривание:

Что же подарить на 40 дней ребенку (мальчику или девочке)?

По традиции кіндік шеше (крестная) дарит ребенку золотую булавку или другой памятный подарок, чтобы он защищал от сглаза.

40 дней после рождения ребенка у казахов
Девичий оберег «Ұкі аяқ» (с рождения над колыбелью и носили до замужества),
Западный Казахстан, серебро 925 пробы. позолото 24 карат.
Работа ювелира Алияра Байетова (Алматы)

А вот гости могут подарить:

40 дней после рождения ребенка у казахов

и, наконец, подарок малышу, которому больше обрадуются его родители – это большая упаковка памперсов!

После церемонии

Празднование қырқынан шығару продолжается и после проведения обряда. Чаще дома или в кафе (в зависимости от количества гостей и финансовых возможностей) накрывается дастархан, а гости тоже получают подарки.

Қырқынан шығару «Тойбастар». Что положить?

Какие подарки гостям положить в тойбастар? У казахов принято одаривать гостей в знак благодарности за то, что гости пришли на ваш праздник и разделили с вами радость. В данном случае обычно кладут в тойбастар:

Казахский дастархан

Как оформить стол на «қырқынан шығару»? Какие блюда поставить на стол? Дастархан на праздник должен быть праздничный, в казахских национальных традициях. Т.е. желательно, чтобы был и бешбармак, и казы-карта, баурсаки, сладости, фрукты, кумыс или шубат и т.п.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Баланы қырқынан шығару тілектер, айтатын сөздер (пожелания ребенку на 40 дней на каз. яз)

үлкен азамат болсын;

денсаулығы мықты болсын, аспаны ашық болсын (крепкого здоровья и чистого неба над головой);

ата-анасыны аман болып, бақытты болсын (чтобы был счастлив и родители были живы-здоровы);

ата-анасының қызығы болсын, үмітін ақтасын (пусть будет радостью родителей, оправдает их надежды);

Атаның емес адамның баласы бол, болашақта ата-анасын қуанышқа бөлер ұл болсын. Көз тартар көркем келбетіне сай жан сұлылуғы да мол болсын. Қанатымен су себелер қарлығаштай айналасына жылу шашып, үлкен жүректі, кең пейілді азамат болып өссін!

Атасы мен әжесінің бары мен базары болып, келешекте елінің, халқының каһарман ұлы атансын. Баладай тәтті былдырлаған тілімен айналасын қунышқа бөлей берсін.

Балапанымызға өмірдің бар жақсылығын, қуанышын, бақытын тілейміз! Өмірі ұзақ болсын, бақытты бала болсын. Аңсаған мақсат-мұраттарына жете берсін!

Обязательно ли проводить обряд сорок дней ребенку?

Конечно, если в силу разных причин вы не можете провести обряд сорок дней ребенку – ничего страшного не будет.

Но если вас, как маму, беспокоит этот вопрос, то вы можете провести обряд с мужем, со своей мамой, с подругой, соседкой… Или сама одна (баланы қырқынан шешесіде шығаруға болады, ырымын жасап) провести ритуал. Не получается помпезно, с размахом? Этого и не надо! Суть не в этом. Это обычай, традиция, ритуал. Сделайте так, как расписано выше. Искупайте своего малыша в заряженной вашими добрыми пожеланиями воде. Самая сильная энергетика исходит от матери. Обрежьте ногти, подстригите волосы малышу. Все вы совершили ритуал! Пусть ваш малыш растет здоровым, сильным, умным, благополучным на радость маме!

Ребенок – солнышко в каждом доме, в каждой семье. С его рождением и воспитанием у казахов связано немало обрядов и традиций, которые вот уже много веков передаются из поколения в поколение. Это добрые традиции казахского народа. В них переплелись вековая мудрость, народный опыт и древние верования. Не разрывайте эту нить, ведущую от наших далеких предков!

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Почему казахи 40 дней не показывают посторонним новорожденного

40 дней после рождения ребенка у казахов

Некоторые считают суеверием не показывать ребенка посторонним людям в течении 40 дней после его рождения. Еще до принятия ислама у казахов существовало поверье о том, что в этот период жизни малышу угрожают всяческие опасности. Поэтому ребенка надо было ограждать от злых духов, которые могут его подменить.

Казахский обряд «Қырқынан шығару», который проводится на 40-й день жизни малыша, – первый и самый священный в жизни. Издревле казахи верили, что первые полтора месяца ребенок живет в пограничном состоянии, между двумя мирами. Задача близких в этот период – помочь ему закрепиться в реальном мире. Новорожденного окружали повышенным вниманием и заботой, а чтобы уберечь от дурного глаза, не выводили на улицу и не показывали чужим людям. В этот период мать ежедневно купает новорожденного, чередуя соленую воду с купанием в воде с мылом. При этом на дно ванночки кладут серебряные изделия, которые у казахов считаются символом чистоты и оберегом, так как к серебру не приближаются злые духи.

По прошествии веков в Казахстане по-прежнему придерживаются этих традиций. Праздник «сорока дней» отмечается как второе рождение. День, когда ребенку проводят обряд «Қырқынан шығару», определяют в зависимости от пола. Мальчику – раньше, на 37-38-й день, чтобы он был сильный и смелый, а девочке позже – на 41-42-й день, чтобы она была прилежной и спокойной.

На 40 дней собирают исключительно женщин – родственниц и соседок. Среди гостей выбирают трех самых уважаемых женщин. Одна стрижет ногти, другая волосы, а третья купает малыша в 40 ложках воды. Кипяченую воду остужают, кроме серебряных монет добавляют в нее сорок штук фасоли или же другие зерна, а также бусины (для девочки) или игральные кости – асыки (для мальчика). Придерживая ребенка рукой, начинают поливать его 40 раз ложкой, каждый раз произнося доброе пожелание. В конце серебро из детской ванночки женщины делят между собой. После купания малышу впервые в его жизни убирают волосы и ногти. Волосы заворачивают в кусок белой ткани и, как оберег, вешают возле колыбельной, а ногти закапывают подальше – там, где не ступает человеческая нога.

40 дней после рождения ребенка у казахов

Еще один интересный момент связан с «иткойлек», это специальная детская рубашка, в которую одевали ребенка до 40 дней. Ранее в «день икс» в эту рубашку заворачивали сладости, потом привязывали ее на шею собаке, а дети бегали за псом, чтобы достать угощение. Сегодня обычай трансформировался. «Иткойлек» теперь отдают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка.

В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Суть заключается том, что аксакал или мулла читает молитву и три раза произносит в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата, благословление. В этот же день проводят обряд «колжа». Колжа – это ритуальное угощение матери после родов, чтобы она набралась сил и укрепила здоровье. Именно роженице в первую очередь подается горячий бульон, и только потом им угощают гостей. Причем, когда дело доходит до мяса, то большое значение придают шейному позвонку. Участники трапезы откусывают мясо зубами. Первой это делает роженица, а последней – «кіндікшеше» (крестная мать). После трапезы кость не выбрасывают, а насаживают на палочку сквозь спинномозговой канал и вешают, ранее – на женской половине юрты, а сейчас – в укромном месте квартиры. Снимают его только тогда, когда ребенок уже умеет держать голову.

40 дней после рождения ребенка у казахов

После окончания праздника всем гостям дарят подарки, особенное внимание уделяют крестной матери. Кстати, казахи верят, что характер «кіндік шеше» передается малышу, поэтому к выбору крестной подходят со всей ответственностью. Крестная мать навсегда становится желанным гостем в доме, где растет ее подопечный, и помогает родителям в его воспитании.

Источник

40 дней ребенку у казахов: правила и значение обряда

В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.

Значение и общие правила обряда

Окружающий мир считается небезопасным для новорожденного малыша. Ему необходима особая забота, внимание, поддержка со стороны рода и высших сил. Обряд, который проводится спустя 40 дней с момента появления на свет ребенка, имеет особое значение и проходит по правилам, установленным предками.

Сроки проведения обряда для мальчиков и девочек

Почему отмечают 40 дней ребенку? Обряд қырқынан шығару переводится с казахского как ‘выведение из сорока дней’. Его можно считать вторым рождением: малыша представляют родным, близким и друзьям семьи.

Считается, что за 40 дней с момента рождения в ребенка вселяется душа и его можно без опасений выводить в люди. После проведения обряда ребенок становится полноценным человеком. Физиологически у него улучшаются зрение и слух, становится более развитой мелкая моторика.

Сроки проведения обряда для девочек и мальчиков отличаются. Как считать 40 дней ребенку? Канат Тасибеков в книге «Ситуативный казахский: Мир казахов» пишет, что обряд для мальчиков проводят на 37–39 день, то есть немного раньше 40 дней. Считается, что так будущий мужчина станет сильным, смелым и здоровым, будущим главой семьи и ее защитником.

Обряд для девочек проводят немного позднее. Как правило, это 41–43 день. Это позволит девочке вырасти нежной, заботливой и покладистой, как и положено настоящей казахской дочери, жене и матери.

Существуют определенные табу на дату обряда:

Что можно и нельзя делать до 40 дней

В связи с ограничением общения ребенка с окружающим миром на 40 дней с момента рождения есть и другие правила, которые нужно соблюдать:

До праздника 40 дней ребенка одевают в ит көйлек — специальную рубашку. Позже в эту рубашку заворачивают сладости для приглашенных на праздник детей или отдают ее бездетной женщине из окружения семьи.

Традиции 40 дней у разных народов

Традиция, которая велит особенно тщательно оберегать ребенка в течение 40 первых дней со дня рождения, существует не только в казахской культуре. У карачаевцев и балкарцев женщина с новорожденным до 40 дней может пребывать лишь в доме своей семьи и семьи мужа. Только по истечении этого времени они могут войти в дом супруга.

У ногайцев считается, что до 40 дней ребенок принадлежит Аллаху, а не семье. У крымских татар существует обряд «чилле» («сорокадневье»): младенец и мать в первые 40 дней после родов сокрыты от посторонних глаз в своем доме.

В Азербайджане 40 дней никто не навещает ребенка. Подобное правило действует и у кыргызов. В православии на сороковой день принято крестить ребенка, а его мать уже может входить в храм и присутствовать на празднике.

Традиции обряда 40 дней ребенку

Как приготовить купель и кому доверить купание младенца

Как отмечают 40 дней ребенку у казахов? Основа обряда 40 дней ребенку — это ритуальное омовение новорожденного. В старину на праздник приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала из приглашенных трех достойных и уважаемых женщин.

Сегодня в празднике қырқынан шығару принимают участие только новорожденный ребенок и женщины, близкие к нему и к его семье. Из них мать выбирает трех главных участниц:

Главную женщину называют «кіндік шеше». Ее роль приравнивается к роли крестной мамы в православном обряде крещения. Готовят купель с чистой пресной водой. Вот как это делают:

После купания ребенку стригут ногти и волосы. Раньше ноготки закапывали в землю там, где не ходят люди, а пряди волос зашивали в мешочек из белой ткани и вешали возле колыбели. Сейчас волосы оставляют на память, а ногти просто сжигают. Воду после купания не выливают, так как она считается целебной. Ею умывают малыша, если он проявляет беспокойство, плохо спит или заболевает.

В современных казахских семьях допускаются некоторые отступления от традиционных правил. Ритуальную чашу кладут монеты номиналом 20–50 тенге или 100 тенге. Ребенку могут состричь один ноготок, а не все, срезать лишь прядь волос, а не стричь голову целиком. Можно даже заранее искупать малыша, сделав подготовку чаши для омовения лишь символической частью ритуала.

Ритуал одаривания

Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Ритуал омовения ребенка переходит в одаривание символическими подарками всех, кто принимает участие в празднике:

Всем гостям праздника раздают полезные подарки, упакованные в красивые коробки — тойбастары. В них кладут сладости и конфеты, бижутерию, аксессуары и сувениры.

В монографии «История, культура и традиции казахского народа» Лариса Утюшева рассказывает, что обряды завершаются торжественным застольем. Для гостей накрывают дастархан в кафе или дома. На стол ставят традиционные казахские блюда:

Отмечать 40 дней ребенку принято до сих пор. Важно соблюдать традиции и адаптировать обряд к современным реалиям. Приглашенные участники и гости станут добрыми друзьями и покровителями, оказав ребенку поддержку, в которой он нуждается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *