40 дней по мусульманским обычаям

Поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.

Мусульманские поминки по шариату

В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.

40 дней по мусульманским обычаям

По шариату, делается это согласно следующим правилам:

На поминки зовут всю родню

Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.

Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.

Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.

Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно

Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.

Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.

Чаще всего на стол подают:

Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня

Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.

Поминальный стол в исламе

В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.

Поминальная трапеза

Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.

Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:

Мусульманские поминки в разных странах

Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.

Поминки в Турции

Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.

Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:

Поминки в Азербайджане

По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.

В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.

По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.

Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.

В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.

Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.

Источник

Поминки у мусульман

Все религии мира считают, что после смерти душа покидает тело для дальнейшего существования вне физического мира. Послепохоронные обряды и обычаи, к числу которых относятся и поминки, призваны помочь душе двигаться в правильном направлении в своем внеземном путешествии. Поминки у мусульман имеют свои особенности, речь о которых пойдет ниже.

40 дней по мусульманским обычаям

Значение поминок у мусульман

В Коране нет требования устраивать поминки, как нет и их запрета. Строго говоря, обычай проводить мусульманские поминки во многом сформировался под влиянием христианской традиции. Ортодоксальные мусульмане до сих пор считают, что ритуальная трапеза допустима только по радостным поводам, к которым уход близкого человека не относится.

Тем не менее обычай поминок широко распространен в исламском мире и регламентируется современными толкованиями Шариата – правил поведения мусульманина на основе Корана и сунны пророка Мухаммеда.

На какие дни проходят поминки у мусульман

Из вышесказанного очевидно, что в исламе не может быть рекомендованных Кораном конкретных поминальных дат. Пророк Мухаммед говорил, что поминать усопших можно в любое время, не выделяя для этого особых дней. Согласно Шариату, первые три дня после похорон следует отвести для поминальных молитв за душу усопшего, отложив хозяйственные дела. По Корану, она еще находится на земле. Эти же дни отведены для однократных визитов знавших покойного с выражением соболезнований (тазии). На третий день уже можно приглашать людей на поминки.

Как правило, поминальные трапезы организуются на третий, седьмой или девятый и 40-й день после погребения, а также в его годовщину. Нетрудно видеть, что поминальные дни у мусульман совпадают с таковыми у христиан. Каждая из этих дат считается рубежной в посмертном странствии души. Как правило, наиболее многолюдны первые поминки на третий день. В остальные дни собирается узкий круг близких родственников покойного.

Срок траура, как правило, составляет 40 дней для близких родственников, и 7 дней – для дальних. Многие мужчины в этот период не бреются в знак скорби. Специфически мусульманским днем поминания можно считать четверги вплоть до 40-го дня, а также 52-й день. Последний день толкуется как время окончательного телесного разложения. В четверги вплоть до 40-го дня проходят поминальные чаепития с минимальным угощением. При этом двери дома покойника держат открытыми весь день.

После 40-го в доме покойного снова может звучать музыка, разрешаются также отложенные свадьбы. Однако помолвленные пары могут заключить брак через 1 год после смерти своего родственника.

Мусульманка выдерживает траур по мужу четыре месяца и 10 дней, во время которых нельзя посещать не только светские мероприятия, но и мечеть: исключение составляют работа и учеба. Траурным может быть не только черный цвет: допустимы также лиловый и темно-зеленый.

В мусульманские праздники Навруз, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам поминают умерших молитвами за упокой их душ.

40 дней по мусульманским обычаям

Правила проведения поминок у мусульман

Поминальный стол должен быть скромным. Считается, что поминки не должны пробивать брешь в финансовом состоянии семьи усопшего и заставлять залезать ее в долги. Запрещено устраивать поминки на средства умершего даже при оставлении их в качестве наследства. Для исключения чрезмерных трат семьи покойного духовные лица советуют их родственникам приносить часть блюд с собой. Вместо неуместных затрат на обильный поминальный стол рекомендуется направить деньги на раздачу милостыни.

Собравшиеся за поминальным столом в молчании (знак скорби) периодически слушают отрывки из Корана. Первой прочитывается сура «Ясин», помогающая в горе. Только встав из-за стола, можно заговорить о богоугодных делах покойного. Его фотографию и прибор на стол не ставят.

Участвующие гости должны вести себя сдержанно и тихо. Смирение и терпение – важные добродетели мусульманина. Громкие причитания и плач считаются неуважением к свершившейся воле Аллаха. Совершенно неуместны шумные разговоры и тем более споры. Приглашенные не должны подолгу засиживаться. Приехавших на похороны и поминки должны разместить у себя соседи-мусульмане. При отсутствии таковых приглашенные иногородние останавливаются в гостиницах.

Соответствующие наставления хозяевам и приглашенным дает имам, как правило, присутствующий на поминках. До его прихода Коран, по мусульманским обычаям, читает старший по возрасту мужчина.

40 дней по мусульманским обычаям

Мужчины и женщины поминают усопшего за разными столами, а иногда и в разных помещениях. В маленькой комнате с единственным столом за ним сидят только мужчины. В неконсервативных общинах допускается размещение лиц противоположного пола в разных концах стола. Детей к поминальному столу не допускают. Поминальное застолье не должно длиться долго.

В реальности богатые люди часто используют поминки для демонстрации своего жизненного успеха окружающим и закатывают целый пир. В семьях со средним достатком за поминальным столом сидят только ближайшие родственники. Бедные люди ограничиваются раздачей садаки – милостыни в виде денег или какого-либо богоугодного дела.

Кого приглашают

На поминки, как правило, приглашают всех родственников покойного. В зависимости от региона и финансового положения семьи усопшего это общее правило может трактоваться в сторону расширения (сослуживцы, соседи и знакомые) или ужесточения (только ближайшие родственники).

Что готовят на мусульманские поминки

Естественно, что во время любой мусульманской трапезы нельзя есть свинину и употреблять спиртные напитки. Отличительная особенность именно поминок – обязательное наличие сладостей как символа радости души усопшего в раю. В остальном поминальная трапеза совпадает с обычной. В ее меню обычно входят:

40 дней по мусульманским обычаям

Что можно раздавать

Во время и после поминок можно раздавать небольшие дары (садаку, хаер) соседям по столу как вариант поминовения. Это способствует избавлению души умершего от последствий прижизненных грехов. Кроме денег, у некоторых мусульманских народов (см. ниже) принято раздавать также нетронутые во время поминальной трапезы блюда. Пришедшим можно дарить также носовые платки, полотенца, продукты, одежду. Часть садаки позже раздается отсутствующим по уважительной причине родственникам и знакомым.

Мусульманские поминки у разных народов

В мусульманском мире у разных народов сложились свои поминальные традиции.

Поминки в Азербайджане, Казахстане и Киргизии очень расточительны. Ломящийся от яств поминальный стол считается показателем любви родственников к покойному. На поминки приглашают всех, имевших хоть малейшее отношение к усопшему. В обязательном порядке режут собственный или купленный скот. В Азербайджане на поминальном столе присутствуют мясные супы бозбаш и пити. Около дома разбиваются шатры для гостей, где те могут переночевать.

В Казахстане непомерные затраты на поминальный стол даже стали предметом дискуссий в среде духовенства. Имамы рекомендовали верующим ограничиться малозатратными национальными блюдами – кашей талкан, молочным продуктом каймак, лепешками жети нан, пончиками баурсаки и другими.

В других исламских странах поминки проходят скромнее. Турецкий поминальный стол накрывается только на 40-й день и в годовщину. Его обязательный, а иногда и единственный атрибут – ореховая халва. Часто готовят также плов.

Основной акцент татарских поминок – постоянное чтение молитв при весьма скромном угощении. Часто поминки проводятся не дома, а в кафе. На столе присутствуют бараний суп шурпа и несколько вариантов лапши – тукмас и бешбармак. По окончании поминок присутствовавшим раздаются нетронутые блюда и небольшие деньги (до 100 руб.) с просьбой молиться за душу усопшего.

Источник

52 дня после смерти у мусульман

40 дней по мусульманским обычаямО том, как, согласно Сунне, должны проходить мусульманские похороны, известно далеко не всем мусульманам. И очень часто действия мусульман расходятся с теми требованиями, который предписывает шариат.

Процесс похорон мусульманина необходимо описать детально, причем важно понимать, что процесс похорон начинается с момента смерти и оканчивается в тот момент, когда могилу человека засыпают землей.

Мусульманин при смерти

Человека, находящегося при смерти, близкие должны положить так, чтобы его лицо было обращено к Кибле, на правый бок. Если придать ему такое положение затруднительно, то умирающего мусульманина близкие кладут на спину, приподнимают его голову таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Киблы.

Перед умирающим мусульманином не является сунной читать суру «Йа Син». Желательно говорить умирающему о том, что все его грехи будут прощены Аллахом за веру его в Единобожие и напоминать о том, что Аллах милостив и всепрощающ.

Процедура подготовки к похоронам

После смерти глаза покойного надо закрыть, челюсть его связать специальной повязкой таким образом, чтобы не оставить открытым его рот. На его живот рекомендуется положить что-то не очень большое, но тяжелое, чтобы живот не вздулся, суставы его необходимо размягчить. Одежду после наступления смерти с умершего надо снять, после чего уложить на что-то, что будет приподнято над землей, или на кровать.

Мусульманам следует выполнить ряд обязанностей по отношению к усопшему человеку. Важно безотлагательно выполнить четыре важные вещи:

Эти четыре дела – обязанность коллективная, то есть фарду­ль­кифая, для мусульман того населенного пункта, где умер покойный мусульманин. Эти действия важно выполнить обязательно по наступлении смерти, иначе грех от неисполнения их ляжет на всех жителей-мусульман в этом населенном пункте.

Кто совершает гусль над покойным мусульманином

Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.

В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.

Оборачивание в саван

Если умерла женщина, то ее заворачивают в пять покрывал, причем одним из них покрывают туловище пониже пупка, во второе покрывало заворачивают голову, в третье покрывало заворачивают ту часть туловища, что находится повыше пупка, и двумя оставшимися покрывалами закрывают у женщины все тело. Именно так, как гласит хадис, повелел Пророк Мухаммада ﷺ завернуть умершую дочь свою Уммукульсум после ее смерти. В случаях же, когда умер паломник, будучи в состоянии ихрама, при заворачивании нужно оставить открытым его лицо.

Джаназа за ребенка умершего в утробе матери

При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.

В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».

Сопровождение к могиле

Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.

Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.

Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.

Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.

Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.

Захоронение и могила

Во время самой процедуры захоронения важно обратить внимание, чтобы могила была вырыта на нужную глубину: ее минимальной глубиной является такая, чтобы захороненное тело не смогли раскопать животные, а ее длина должна быть такой, чтобы человек поместился в ней во весь свой рост с вытянутыми вдоль туловища руками. Ширина же могилы составляет семьдесят-восемьдесят сантиметров, если нестандартная фигура человека не требует больше.

Тело в могилу необходимо положить на правый бок, лицом оно должно быть направлено в сторону Киблы, а щека должна быть прижата к земле.

В случае, если твердая земля, можно даже в той стене могилы, которая находится на стороне Киблы, вырыть нишу, углубление, в которое и положить тело, а затем заложить эту нишу досками или тонкими камнями таким образом, чтобы земля не осыпалась на положенного туда человека. Это трудно будет сделать, если земля не будет достаточно твердой и будет осыпаться. В таких случаях покойника просто кладут на дно могилы, а сверху точно также, только с помощью подъёма при помощи кирпичей, закладывают досками.

Тело в могилу должно заноситься вперед головой, его заносят оттуда, где будут лежать ноги покойного. При совершении этого действия те, кто это делает, должны произносить «Бисми­Лляхи ва ‘ аля суннати расули­Лляхи». Желательно, если в могилу будут спускаться близкие умершего. Это особенно важно при похоронах умершей женщины.

Чтение джаназа-намаза

40 дней по мусульманским обычаямПри произнесении погребальной молитвы (джаназа-намаз) надо учитывать, что без проведения гусля и заворачивания в саван умершего такая молитва не будет считаться действительной.

Молитву за упокой души предписано совершать стоя. Произносящий молитву четырежды воздевает руки вверх, как это совершается при обычной молитве, и произносит такбир. Первый раз произнесение такбира сопровождает выражение намерения совершить за конкретного покойного заупокойную молитву.

После произнесения первого такбира тот, кто молится, должен сложить на груди руки, как это делает при обычной молитвы, и начинает читать суру «Аль­Фатиха». После прочтения суры совершается второй такбир, во время которого руки поднимают до уровня мочки уха, а затем снова складывают руки на груди во время чтения благословения Пророку Мухаммаду ﷺ в любой из тех форм, которые приведены в Сунне.

После чтения благословения совершается третий такбир, молящийся после этого складывает на груди руки и читает за покойного дуа. Эта часть во всей молитве за упокой души является самой главной.

После совершения дуа молящийся должен прочитать четвертый такбир, затем он вновь складывает на груди руки и читает общий дуа для мусульман. После чтения этого дуа совершается таслим, как в обычной молитве салам дает с направо и налево. Форма совершения молитвы соответствует мазхабу имама аш-Шафии.

Еще раз необходимо обратить внимание, что молитва за упокой души совершается полностью стоя, и во время нее ни поясные, ни земные поклоны не отдаются. Не дозволяется читать заупокойную молитву за неверующего, атеиста.

Сколько дней длятся соболезнования родственникам

При выражении соболезнования родственникам и близким умершего следует придерживаться следующих правил. Семье покойного соболезнования желательно выражать не более, чем в течение трех ней после смерти члена семьи, чтобы после не напоминать лишний раз о случившемся в семье горе. В случае же, если человек в течение трех дней после смерти покойного отсутствовал и не имел возможности выразить соболезнование лично, то на его случай это правило не распространяется.

Выражать соболезнование повторно не следует, поэтому лучше, если соболезнования будут выражены уже после того, как усопший будет захоронен. Если семья покойного подавлена сильно горем, то можно сделать это раньше погребения. Соболезнование по шариату выражает призыв к терпению, которое будет вознаграждено Аллахом, а также к тому, чтобы совершить дуа о прощении грехов умершему.

Почему мусульмане отмечают 52 дня после смерти?

Что же касается тех вопросов, которые периодически возникают в связи с порядком проведения похорон, то при их проведении лучше опираться на достоверные источники, основными из которых являются хадисы. Но у целого ряда народов существуют свои нововведения и изменения, которые не находят подтверждения в шариате. Для того, чтобы понять, что из обычаев является истинными предписаниями шариата и ислама, а что было придумано людьми и является нововведением, достаточно опираться на вышеприведенную информацию.

К подобным нововведениям относится и вопрос относительно того, что обозначают поминки спустя 52 дня после смерти мусульманина, и каким образом по исламу нужно проводить в эту дату поминки. 52 дня после смерти мусульманинаэто понятие никак не отражено в исламской традиции и в шариате, поэтому говорить о том, что оно является желательным или нет, нельзя.

К запретным в исламе новшествам относят и отмечание 3, 7, 40 дней после смерти мусульманина. Традиция посещать могилу на кладбище утром и в послеобеденное время каждый день до истечения определенного срока и чтения на кладбище определенных сур Корана тоже является новшеством, не имеющим ничего общего с традициями шариата. На такие обычаи и традиции нет никаких указаний в исламе: ни в Коране, ни в Сунне, ни в одном из хадисов, и даже в трудах, которые писали сами нововведенцы.

В шариате для поминок на 52 день после смерти у мусульман нет никакого упоминания и никакой основы. Много говорят о том, что не рекомендуется накрывать поминальные столы и устраивать поминки, то есть застолье в печальный день: созывать гостей в дом можно в праздник. То есть это новшеством в исламе можно считать таким же запретным, как указанные как запретные имамом ан-Навави новшества.

Шариат также ничего не предписывает относительно таких поминальных традиций ни на третий день, ни на седьмой или девятый день, ни на день сороковой или пятьдесят второй, как резание животного в тот момент, когда выносят покойного из дома, как чтение в четырех углах сур и многих других, получивших в последнее время в некоторых регионах широкое распространение. В шариатских книгах ничего об этом ученые не пишут. Проведение поминок на третий день, на седьмой день или поминки спустя 40 или 52 дня после смерти у мусульман, не является ширком, но является бидгатом, поскольку основы в исламском шариате для таких действий нет – ни в Сунне, ни в Коране. Но зато есть упоминания, доказывающие, что делать поминки не стоит ни в какой день. Джарир ибн Абдулла аль-буджали в достоверном хадисе говорит: «…мы считали собрание у семьи умершего и накрывание на стол в честь него (в день похорон) после его похорон из ряда нияха», где под словом «нияха» подразумеваются причитания и крики, которые в Исламе запрещены.

Для правильного проведения похорон, которые бы полностью соответствовали шариату, достаточно того, что приведено выше.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *