4 оплачиваемых дня по уходу за ребенком инвалидом статья тк рф

О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами

В соответствии c частью 1 статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между собой по их усмотрению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, полномочиями по разъяснению которых наделено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Форма заявления о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Документы (их копии), предоставляемые работником своему работодателю

— заявление о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (периодичность предоставления определяется по согласованию с работодателем (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере обращения или др.);

— справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы (предоставляется в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз, раз в год, раз в 2 года, раз в 5 лет));

— документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);

— свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляется один раз);

— оригинал справки с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справки с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от него не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (предоставляется при каждом обращении работника, за исключением если имеются обстоятельства свидетельствующие о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом или уклоняется от его воспитания.

Если один из родителей (опекунов, попечителей) не состоит в трудовых отношениях либо является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, занимающимся частной практикой, или иным лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, членом зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, тогда родитель (опекун, попечитель), состоящий в трудовых отношениях, представляет работодателю документы (их копии), подтверждающие указанные факты, при каждом обращении.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются родителю (опекуну, попечителю) в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся, их количество не увеличивается при наличии в семье более одного ребенка-инвалида.

Родитель (опекун, попечитель) несет ответственность за достоверность представленных им сведений, на основании которых предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни, и обязан извещать работодателя о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на их получение.

Для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родитель (опекун, попечитель) представляет, в том числе документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида.

В качестве документа, подтверждающего место жительства (пребывания) ребенка-инвалида на территории Российской Федерации, родители (опекуны, попечители) вправе представить:

— свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации.

Документ, подтверждающий место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, в случае отсутствия каких-либо изменений места его проживания (пребывания), предоставляется один раз.

Источник

Статья 262. Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 262 TК РФ

1. Размер и порядок оплаты дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, должны быть установлены федеральным законом, который пока не принят.

2. Сейчас применяется разъяснение «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденное Постановлением Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34 (БНА РФ. 2000. N 23).

3. Женщинам, работающим в сельской местности, дополнительный выходной день в месяц предоставляется независимо от того, имеет ли она детей.

Судебная практика по статье 262 TК РФ

Согласно иной позиции, отраженной в судебных актах, суммы оплаты дополнительных дней отпуска прямо предусмотрены статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

При этом суды, руководствуясь Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Министерства труда России N 26, Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», пришли к выводу, что факт отсутствия во время проверки каких-либо документов не лишает работников права на использование льготы, установленной законодательством. Во время проверки Фонду были представлены все необходимые документы. При таких обстоятельствах у Фонда не было оснований для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При этом суды, руководствуясь Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Министерства труда России N 26, Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», пришли к выводу, что факт отсутствия во время проверки каких-либо документов не лишает работников права на использование льготы, установленной законодательством. Во время проверки Фонду были представлены все необходимые документы. При таких обстоятельствах у Фонда не было оснований для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Суды апелляционной и кассационной инстанций, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сделали вывод о том, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

При принятии постановления суд руководствовался положениями статей 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.

Суды, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сделали вывод о том, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сделали вывод, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сделали вывод о том, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», правомерно пришли к выводу, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Основанием для принятия названных решений послужил, по мнению фонда, факт занижения базы для начисления страховых взносов в связи с неправомерным исключением из облагаемых страховыми взносами сумм выплат работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами. Фонд полагал, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за ребенком-инвалидом в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации производится в рамках трудовых отношений, в связи с чем, независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Удовлетворяя требования заявителя в части, суды руководствовались положениями статей 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 9 Закона N 212-ФЗ, статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации», правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 и исходили из того, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работниками и работодателями не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату труда, а предоставление оплачиваемых выходных дней работнику по уходу за ребенком-инвалидом в силу своего характера не является оплатой труда (вознаграждением за труд), а производится в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеет компенсационный характер, гарантированный государством.

Источник

Порядок предоставления допотпуска по уходу за ребенком инвалидом

4 оплачиваемых дня по уходу за ребенком инвалидом статья тк рф

Ст. 262 ТК РФ: официальный текст

4 оплачиваемых дня по уходу за ребенком инвалидом статья тк рф

Статья 262 ТК РФ: суть с комментариями

В ст. 262 ТК РФ предусмотрено, что родители (или приравненные к ним лица, например законные опекуны) детей-инвалидов могут получать ежемесячные дополнительные оплачиваемые выходные для того, чтобы выполнять свои родительские обязанности в отношении таких детей.

Порядок выполнения данной нормы периодически изменялся. На сегодняшний день он зафиксирован в постановлении Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Основным документом для назначения льготы будет письменное заявление работника по форме из приказа Минтруда России от 19.12.2014 № 1055н.

ВАЖНО! Основная особенность оплаты таких выходных в том, что эти расходы работодателя компенсирует ФСС (после получения необходимых документов).

Немного особняком идут положения ч. 2 ст. 262 ТК РФ о предоставлении дополнительных выходных женщинам, работающим в сельской местности. Однако, анализируя гл. 41 ТК РФ, регулирующую труд женщин и семейных лиц, в целом можно предположить, что данная норма также введена с целью предоставить женщинам возможность уделять дополнительное время семье.

Кому и сколько дополнительных выходных положено по ст. 262 Трудового кодекса РФ?

По ст. 262 ТК РФ лицам, заботящимся о детях-инвалидах до 18 лет, полагается 4 дополнительных выходных в месяц. К таким лицам относятся:

Если ухаживающих несколько, эти 4 дня они могут разделить между собой так, как им удобно.

По ч. 2 ст. 262 ТК РФ женщинам, трудящимся в сельской местности, полагается 1 дополнительный выходной в месяц.

По каким правилам предоставляются дополнительные оплачиваемые дни?

Дни, положенные по ч. 1 ст. 262 ТК РФ, не предоставляются конкретному лицу в периоды его нахождения в отпуске:

Если выходной совпал с периодом временной нетрудоспособности того, кому он полагался, выходной можно перенести в пределах того же месяца. Для этого должны быть выполнены следующие условия:

Неиспользованные в расчетном месяце дополнительные выходные на другие периоды не переносятся.

Право на дополнительные выходные наступает с месяца, в котором ребенку установлена инвалидность.

Право прекращается с месяца, следующего за месяцем, когда инвалидность была снята либо ребенку исполнилось 18 лет.

Как оформить дополнительные оплачиваемые выходные по уходу за ребенком-инвалидом? Ответ на вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Готовому решению.

Когда и как подтверждается, что выходные не используются другим родителем?

Если получать дополнительные выходные по ч. 1 ст. 262 ТК РФ могут несколько членов семьи с ребенком-инвалидом, тому, кто обращается к работодателю с такой просьбой, следует подтвердить, что другой родитель (или приравненное лицо) норму дней еще не использовал. Для этого оформляется справка по месту работы другого родителя или приравненного к нему лица.

Эта льгота ежемесячная, поэтому требуется каждый раз писать отдельное заявление о предоставлении выходных. Справка о неиспользовании также предъявляется ежемесячно.

Исключение делается для одиноких (по документам) родителей, а также если второй родитель:

Разумеется, данные факты потребуется подтвердить документами, прилагаемыми к заявлению о предоставлении льготы по ст. 262 ТК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если второй родитель занят частной практикой либо безработный, подтверждающие это документы нужно прикладывать к каждому заявлению.

Какие еще документы нужны для того, чтобы воспользоваться льготой?

Помимо справки о неиспользовании выходных другим лицом (либо документов, позволяющих ее не оформлять), работник представляет работодателю:

Данные документы представляются 1 раз за период их действия. Например, если справка бюро медико-социальной экспертизы выдана на 1 год, достаточно предъявить ее 1 раз в этом году.

Представитель работодателя после ознакомления с оригиналами документов должен вернуть их работнику, сделав для себя нужные копии.

Узнайте, как складывается свежая судебная практика в случае отказа работодателя от предоставления дополнительных выходных дней родителю ребенка-инвалида, из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как оплачиваются дополнительные выходные по ст. 262 ТК РФ?

Оплачиваются только выходные, предоставляемые согласно ч. 1 ст. 262 ТК РФ, то есть на детей-инвалидов.

Оплата производится исходя из стандартного расчета среднедневного заработка за предшествующие 12 месяцев.

ВАЖНО! Если на предприятии ведется суммированный учет рабочего времени, время для расчетов представляет собой сумму рабочих часов в день, умноженную на 4 (или на фактическое количество использованных дней).

Зависит ли число дополнительных выходных от количества детей-инвалидов в семье?

Нет, не зависит. Если в семье несколько детей-инвалидов, родителю полагаются те же 4 дня ежемесячно, что и на одного.

Кому предоставляются дополнительные неоплачиваемые дни по ст. 262 ТК РФ?

Работникам-женщинам, трудящимся в сельской местности. Критерии сельской местности для целей применения ст. 262 в ТК РФ не установлены. Работодателям, рассматривающим заявления работниц о предоставлении дополнительного отпуска по ТК РФ, следует учитывать социально-географические критерии и установленные для их местности градации (сельское поселение, поселок городского типа и пр.).

Работницы соответствующей категории могут получать 1 дополнительный выходной день в месяц без оплаты.

На каких условиях можно получить дополнительные неоплачиваемые выходные?

Для получения 1 неоплачиваемого выходного в месяц работнице сельской местности следует обратиться с письменным заявлением к работодателю.

Такие заявления тоже должны подаваться периодически. Но в данном случае по договоренности с работодателем можно писать их не каждый месяц, а на более длительный период, например квартал.

Итоги

Дополнительный отпуск по уходу за ребенком инвалидом регулируется ст. 262 ТК РФ и проверяется двумя ведомствами: трудовиками и ФСС. Все асходы, связанные с дополнительными выходными днями родителю инвалида возмещаются соцстрахом.

Источник

Статья 262 ТК РФ. Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами (действующая редакция)

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 262 ТК РФ

1. Положениями комментируемой статьи дополнительные выходные дни предоставляются: одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами; женщинам, работающим в сельской местности. Для осуществления права на дополнительные выходные дни они должны подать работодателю письменное заявление.

Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми инвалидами изложен в разъяснении Минтруда России и ФСС России от 04.04.2000 N 26/34. В соответствии с указанным разъяснением четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. При этом детские дома-интернаты на условиях пяти-шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.

Работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

При документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

В случае если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой (например, индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный охранник, адвокат, глава или член крестьянских фермерских хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования), четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях с работодателем не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности).

Согласно п. 10 разъяснения оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ. При этом под дневным заработком понимается средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом для исчисления среднего заработка.

Начиная с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Иными словами, с 01.01.2010 указанные выходные дни оплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования РФ.

Исчисление средней заработной платы осуществляется в соответствии со ст. 139 ТК и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Средний дневной заработок для оплаты четырех дополнительных выходных дней исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 указанного Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 Положения) (см. письмо ФСС России от 05.05.2010 N 02-02-01/08-2082 «Определение среднего заработка для оплаты дополнительных выходных по уходу за ребенком-инвалидом»).

2. Один дополнительный выходной день в месяц может быть предоставлен женщинам, работающим в сельской местности. Такой выходной день предоставляется по заявлению женщины без сохранения заработной платы и независимо от наличия или отсутствия у нее детей.

3. На основании ст. 319 ТК дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы предоставляется также одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет (см. коммент. к ст. 319). При этом необходимо учитывать, что не является дисциплинарным проступком использование работником дополнительных выходных дней в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в предоставлении таких дней (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *