365 размышлений ребе на каждый день
Читать онлайн «Обретение Неба на Земле. 365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона»
Купить книгу
От редакции
Мы начинаем публиковать впервые переведенную с английского на русский язык книгу “Bringing heaven down to earth. 365 Meditations”, пользующуюся большой популярностью в англоязычных странах (она переведена также на десятки других языков). Эту книгу составил Цви Фриман, человек интересной судьбы, о чем вы узнаете из его вступительного слова к книге. Мы благодарны г-ну Фриману за предоставленное нам право напечатать ее в нашем журнале. Редакция выражает благодарность и г-ну Сержу Гольдбергу за его участие в данном проекте.
От составителя
Никто не может поднять себя над землей за волосы, пленнику не освободиться из темницы без посторонней помощи, без того, кто уже свободен.
Я искал в юности, кто повел бы меня за собой, — учителя, наставника, гуру, неважно, как бы он назывался. Но кто поведет тебя искать твою собственную дорогу?
Моя дорога походила на путь оленя в лесу — я шел, перепрыгивая, проскальзывая, продираясь, держась в стороне от широкой тропы, по которой шли все.
В 15 лет я бросил школу, хотя за год до этого был включен в число претендентов на медаль и, по всем данным, мог быть назван лучшим учеником школы. Но меня больше не интересовал кем-то установленный порядок.
Родители заявили мне, что я должен по крайней мере получить среднее образование. Найдя колледж, разрешивший мне сдать экзамены экстерном весной, я выиграл два года. По этому поводу отец сказал, что я заработал право свободно общаться со всеми подонками.
В начале 70-х годов в Ванкувере, канадском Сан-Франциско, как его называют, я давал уроки гитары и организовал «Анархистскую Дискуссионную Группу Свободного Университета». Я изучал Тай Джи, йогу, стал убежденным вегетарианцем, посещал бесчисленные «группы встреч». Объездил автостопом Канаду и США, Израиль, Европу. Повстречал блуждающие души, перемещающиеся по таким тропинкам, о которых раньше не имел ни малейшего представления.
Мой кругозор расширился, но душа оставалась пустой и по-прежнему чего-то жаждала. Все, что я видел, не привлекало меня. Когда ты ищешь, неважно где, ты найдешь себя в самом конце.
Я пришел к выводу, что необходимо научиться что-то делать, решил, что для меня этим «что-то» будет музыка, и обратился к известной в Ванкувере преподавательнице. После нескольких уроков она посоветовала мне отправиться в музыкальный колледж Университета Британской Колумбии. Мне не показалось, что это именно то, к чему я стремился, но ведь я должен был чему-то научиться. Одновременно я стал серьезно заниматься медитацией, изучать йогу. Значительное впечатление на меня произвел Лао Цзы.
Но душа моя по-прежнему была пустой. Я подумывал, не затвориться ли мне на несколько лет в монастыре Дзен. Конфликт духовного с чувственным, роста метафизического и материального разрывал меня на части. Я не находил никакого пути, лишь путаницу. Я молился всем сердцем — не ради ответа, не ради откровения, только для того, чтобы излить душу, поговорить с моим Б-гом, в столь сложном, перекрученном мире говорить с Ним искренне было очень трудно.
Если рыба попадает в океан, ей следует плыть, уходить в его глубины. Впервые услышав о хасидском мистицизме, я понял очень немногое из него. Но это было не так важно. Для жителя страны, где несколько поколений не видели дождя, дождь — чудо, но почва хранила в себе память о нем. То, что было чуждо моему уму, казалось родным моему нутру.
Волны родных вод явились ко мне от приехавшего ученика Ребе. Он объяснил мне, что наша цель — увидеть Б-жественность в каждом Его создании. Я почувствовал, что за этими словами стоит гораздо больше, чем может показаться в первый момент, что за ними по меньшей мере тысячелетия мудрости и красоты, созданных многими поколениями.
Я поинтересовался, кто учит этому, кто может мне это объяснить. Так я узнал о живущем в Нью-Йорке Ребе, Любавичском Ребе. Я узнал, что под этим титулом всему еврейскому миру известен рабби Менахем-Мендл Шнеерсон. Еще в детстве наряду с Торой, Талмудом и хасидизмом будущий Ребе изучал науки и языки. Уже в юности, овладев английским, итальянским, французским, грузинским и латынью, он отправился углублять свои знания в университеты Берлина и Сорбонны. Покинув оккупированную Францию, он некоторое время был инженером в военно-морском флоте США и отмечен как «специалист». Когда в 1950 году скончался предыдущий Любавичский Ребе, хасиды обратились к его зятю. Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, хотя и одевался современнее большинства хасидов и избегал известности, зарекомендовал себя гениальным знатоком Торы и бесспорным лидером. Стать этим лидером официально он согласился при условии: «Я помогу вам, но каждый из вас должен принять на себя свою миссию. Не вздумайте цепляться за края моего молитвенного покрывала».
Первой моей реакцией на этого человека было воодушевление. Я хотел узнать о нем как можно больше. Друзья, родственники, знакомые пытались меня охладить, говорили, что я создаю себе кумира, что я непременно потеряю независимость и силу мысли.
Мой разум не мог не согласиться с этим. Куда подевалась моя уверенность в том, что в философии должен царить анархизм? Ведь именно из-за этого анархизма я не мог сделать ни за одним гуру больше нескольких шагов, я искал собственный путь и вовсе не был готов быть поглощенным чьим-то, пусть даже большим, «эго».
Конфликт между моим воодушевлением и анархизмом длился довольно долго. Бывает, ты что-то чувствуешь нутром, но твое «я» и твой разум отказываются следовать за внутренним знанием.
Тем не менее я стал хасидом Ребе, сохранив при этом свое «я». Ребе нисколько не походил на деспотичных демагогов, так пугающих меня. Во-первых, никаких ловушек, расставленных для ищущих духовную пищу. Никаких торжественных развевающихся одежд, великолепных поместий, личного самолета и тому подобных вещей, сопутствующих «выдающейся» личности. Скромный дом, обставленный со вкусом, простой кабинет, никаких внешних отличий Ребе от его учеников. Он не стремится поражать, подчеркивать свое «я», он — мастер простоты. Ребе светился Б-жественностью своей души, не стараясь подчеркивать собственной значительности, и благодаря этому мог вести за собой других, не подавляя их.
Три раза в неделю Ребе проводил аудиенции. Помимо любавичских хасидов, к нему приходили самые разные люди — еврейские деятели, бизнесмены, ученые, политики, журналисты, многие дожидались своей очереди, скажем, в два часа ночи. Ребе тепло встречал каждого, давал советы тем, кто в них нуждался, благословлял всех, без исключения.
Прием начинался в восемь часов вечера и, как правило, продолжался до рассвета. Однажды Ребе вынужден был прервать прием в половине одиннадцатого утра, чтобы совершить утреннюю молитву. На следующую ночь были назначены новые, плановые встречи. Секретарь предложил Ребе отложить аудиенции, чтобы отдохнуть. Ребе возразил, что не может отказать людям, которые так долго его ждали. Он работал весь день, как обычно, а вечерний прием продолжался до одиннадцати часов следующего утра.
Что касается моего мятежного духа, то неожиданно для себя я нашел бунтовщика и в Ребе. Можно сказать, что ты не подчиняешься Ребе, ты просто бунтуешь вместе с ним. В давней традиции Любавичских Ребе заложено то, что мир не так чудовищен, как это представляется, и следует доверять не тому, что видишь, а тому, что чувствует твоя душа.
Ребе был одновременно и мятежник, и ортодокс. В 60-х годах многие возмущались новым поколением, говорили: «Это потерянное поколение! Студенты бунтуют! Хиппи и выродки!» Ребе разглядел в происходящем нечто иное: «Наконец американский айсберг начал таять, наконец наша молодежь протестует против приспособленчества, разбивает божков своих отцов, важно только, чтобы они пришли к живой воде предков». Ребе предложил своим хасидам выйти к еврейской молодежи, привести ее к своим корням. Это было революционное начинание. В течение нескольких лет оно вызывало лишь смех у скептиков, но когда стратегия стала оправдываться, смеющиеся вскочили на уходящий поезд.
«К этому я привык, — говорил Ребе. — В юности там, в России, я был единственным членом семьи, который говорил по-русски, и поэтому именно меня чаще всего вызывали на допросы в соответствующие органы. Они смеялись и издевались надо мной, но я не считал нужным обращать на это внимание. И сейчас не стану «.
Подход к руководству организацией у Ребе был необычным. В Любавичском Движении действия должны были исходить снизу. Редко, очень редко Ребе требовал что-то сделать. Обычно он лишь советовал. Он ждал, что хасиды возьмут на себя инициативу. Не раз ему приходилось отвергать планы создания строгой иерархии в организации: «Каждый должен найти себе наставника, и каждый наставник — своего!»
Ребе не хотел иметь слепых последователей, ему нужны были соратники, готовые стать руководителями, способными бунтовать вместе с ним.
Когда в 1977 году во время праздника Симхас Тойра у Ребе случился сердечный приступ, он месяц находился под наблюдением врачей. Доктора отметили, что для здоровья Ребе ему лучше заниматься его любимым делом — изучением Торы, чем знакомиться с корреспонденцией, письмами тысяч попавших в беду людей, просивших совета и благословения, поскольку его сердце крайне болезненно реагировало на горести людей. На попытки врачей оградить его от этого вида деятельности он протестовал: «Вы пытаетесь лишить меня источника моих жизненных сил!»
Все это я рассказываю, не рассчитывая на значительный успех. Пока вы будете чувствовать себя сторонними наблюдателями, я не смогу объяснить вам, что такое Ребе и что такое хасид, каковы их взаимоотношения. Это глубокая внутренняя связь, чувства, которые трудно выразить словами.
Перед вами моя книга. Да, Ребе уже пять лет физически не с нами, но его духовная связь с нашим поколением жива и крепче, чем когда-либо. Читая эту книгу, быть может, вы почувствуете это.
Знаменитый писатель, посетивший Ребе, выйдя из его кабинета, обратился к хасидам с обвинением: «Вы воры! Вы обокрали весь мир! Сделали Ребе только своим достоянием, словно он — Ребе только для любавичских хасидов, но ведь он — Ребе для всего мира!»
Давайте вернем его миру вместе!
Цви Фриман, Ванкувер, Канада
СЛИЯНИЕ
Учение Ребе не есть лишь собрание красивых мыслей и советов, так же, как год — не просто сумма 365 дней.
Это учение создает единство того, что вращается вокруг одной глобальной концепции: слияние самых возвышенных духовных высот с земной реальностью. Или, словами Ребе, «высшего с низшим».
Концепция не только смелая, но и мощная: она означает, что, оставаясь самим собой, пребывая «внизу, на земле», мы тем не менее можем выполнять трансцендентальную задачу. Это значит, что нам не следует чего-то избегать, более того, не стоит даже допускать мысли, что мы должны чего-то избегать.
Мы не стремимся покинуть этот мир, чтобы присоединиться к высшему. Вместо этого мы пытаемся слить их. Наше дело — не «попасть на небо», а добиться слияния неба с землей.
В начале всего Небо было здесь, на Земле.
Именно физическая плоскость более, чем любой из высших духовных миров, была вместилищем Б-жественного Присутствия.
Но шаг за шагом Человек грехом Древа Познания, грехом братоубийства, всем тем, что, в общем-то, присуще людям, изгнал Б-жественное Присутствие из Его дома.
Поскольку Человек изгнал Его, только Человеку дано Его вернуть. И это начал Авраам, провозгласив Единство и Единственность для всех миров.
Мы закончим это. Наше поколение вернет Небо на Землю.
У каждого поколения своя роль в истории. Предшествующие поколения оставили нам в наследство богатство мыслей: грезы о философии, истине, мудрости и предназначении. Мы — карлики, стоящие на плечах идей наших предков и их благородных дел. Судьба и обязанность нашего поколения — материализовать мечту.
Тот, кто изучал каббалу, знает: помимо нашего мира и миров ангелов, существует бесчисленное множество других, полных Б-жественного света, красоты и единства миров.
Но другое знание не менее важно — все это создано с единственной целью: Г-сподь хочет обрести пристанище в нашем, земном мире.
Животные не смотрят на звезды, ангелы прикованы к царству духов, Человек же — мост Г-спода между землей и небом. Наши тела сделаны из праха, наши души — из сущности Б-га. Только мы можем смотреть на материальный мир и видеть духовную жизнь, красоту. Мы, находящиеся и вне неба, и вне земли, вне формы и материи, вне тела и духа, — только мы можем их соединить.
Дерево говорит Человеку: «Я нечто, я здесь, и я всегда было здесь. Я лишь то, что здесь».
Человек, подумав, отвечает: «Нет, ты — «дерево», я даю тебе имя, ты обладаешь красотой, и ты обладаешь душой. Ты показываешь наверх и говоришь: «Там, наверху, нечто высшее, там Единый, который дал мне жизнь и который поддерживает ее»».
Человек продолжал так, пока все создания не преклонились перед ним.
Только Человек может сделать то, чего ангелам не дано. Только он может открыть духовное в материальном.
Они объявили Его слишком священным, слишком совершенным для нашего мира. Они пришли к выводу, что Он не принадлежит обыкновенному, повседневному ходу событий.
Таким образом они выдворили Его из Его сада в царство молитв, медитации, в святилище и уединенные кельи отшельников.
Отправив Б-га в изгнание, они оставили Его создания в холодной темнице.
И Он просит: «Верните Меня в Мой сад, туда, где Я пребывал в начале всего».
Есть люди, которые творят много добра, но делают это с тоской, потому что воспринимают мир как изначально нехорошее место.
Они делают добро, но без света и жизненной силы — без энтузиазма. Кто знает, сколько оно продержится?
Нам следует понять, что мир, окружающий нас, — не темный лес, а сад и не просто сад, а сад, доставляющий радость Самому Б-гу, полный красоты, чудесных плодов и ароматов, место, где Б-г желает быть всем Своим существом. Мы лишь должны пробиться сквозь шипы, скорлупу и шелуху, чтобы открыть плод.
Чем нечто пребывает выше, тем ниже оно может упасть. Это относится и к высочайшим откровениям, которые вынуждены пребывать в самых низменных местах.
Поэтому, оказавшись в месте, на первый взгляд совершенно лишенном духовности, не отчаивайтесь: в самой низшей точке можно достичь высоты.
Конечная цель создания всех миров — в низшей, наиболее «земной», материальной области. Строение не поднять сверху, следует действовать снизу.
Б-г — не просто велик, Он бесконечен. Будь Он только велик, мелкое было бы от Него дальше, а крупное ближе. Но для бесконечности нет «большого» и «малого». Он — везде, и Его можно найти там, где Он желает быть найденным.
Впервые попав в ешиву, я с головой погрузился в новый для меня мир и вскоре понял, что теряю равновесие. Именно тогда я услышал слова Ребе, которые послужили мне проводником.
Талмуд рассказывает, что «…четверо вошли в сад (мистические тайны). Один умер, другой помешался, третий стал еретиком. Рабби Акива вошел с миром и вышел с миром».
Почему рабби Акива смог уйти с миром? Потому, что он вошел с миром — примирил духовное с материальным, душу с телом, увидев цель и того и другого. Входя в духовное, он знал, что вернется в материальное, а вернувшись в материальное, принес с собой духовный мир.
Каждый человек — это микрокосм, модель всего творения. Устанавливая гармонию между своей Б-жественной душой и своей материальной жизнью, он привносит гармонию между небом и землей.
Рабби Шнеур-Залман из Ляд, основатель школы Хабад, любавичского хасидизма, вел службу в Йом Кипур, самый священный день года. Завернувшись в молитвенное покрывало, он был глубоко погружен в очищение души. Каждое слово его молитвы было подобно огню, мелодия произносимых им слов и пыл, с которым они произносились, повергали всех присутствующих в высочайшие и глубочайшие полеты духа.
Вдруг он замолчал, повернулся, сбросил покрывало и вышел из синагоги. Он быстро дошел до окраины городка, где из темной лачуги раздавался крик новорожденного. Ребе вошел туда, наколол дров и растопил печь, сварил суп для матери и ребенка, беспомощно лежавших в кровати. Затем он вернулся в синагогу и продолжал свои полные экстаза молитвы.
…(Обратите внимание, Ребе сбросил покрывало. Помогая кому-нибудь, оставьте свой мир молитв, размышлений и войдите в мир ближнего. Нельзя помочь, находясь наверху, это возможно только изнутри.)
В древней Книге Создания сказано: «Если твое сердце рвется вперед, вернись к Единому».
Бывает, что вы охвачены вдохновением, поднимаясь над обыденностью повседневной жизни. В такие минуты следует «вернуться к Единому» — к единству неба и земли. Необходимо воспользоваться этим возвышенным состоянием и позаботиться о том, чтобы оно отразилось на земной жизни.
Сначала был Один. Покоя, мира не было, ибо не с кем было мириться, был только Он.
Затем появился еще кто-то, появилось множество. С тех пор, протянувшись во всех направлениях, существует бесконечная какофония.
На третий день Б-г создал покой, мир. Мир — не однообразие, пребывать в мире вовсе не означает мыслить одинаково. Мир — это когда множество находит высшее Единство.
Известны три способа объединить противников.
По первому из них применяют силу, превосходящую силы противоборствующих сторон, заставляя их подчиниться. Когда они окажутся под влиянием силы извне, между ними воцарится мир. Но сущность вовсе не в мире, эта сущность просто игнорируется.
Второй способ сводится к тому, чтобы найти компромисс, среднюю точку, общую для обеих сторон. В результате они будут жить мирно в тех областях, где их интересы совпадут, но в остальной части их существования, вне этой средней точки, они будут так же разъединены и далеки друг от друга, как и ранее.
Третий способ — это путь Торы. Необходимо обнажить тот факт, что сущность всех созданий, в том числе и данных противоборствующих сторон, одна и та же. Тора примиряет духовное с материальным, подчеркивая, что истинной сущностью всех творений является Единство Творца.
В начале своего пребывания в среде любавичских хасидов я встретил музыканта, с которым мы стали вместе играть и вскоре создали первую в истории хасидскую группу тяжелого рока, назвав ее «Группой Баал-Шем-Това». Значительно переработав традиционные хасидские мелодии, мы играли в ритме и стиле рока. В весьма популярном американском издании «Village Voice» о нас было написано, что мы «наэлектризованы». К нам присоединился и марокканский еврей, ударник и вокалист из одной известной французской группы, который поведал нам, как он впервые явился на аудиенцию к Ребе. Явился он, украшенный бусами и монетами, с волосами до пят, сказал, что решил бросить музыку и вернуться к религиозной жизни своего детства.
Ребе неожиданно заявил ему:
— Нет ничего случайного, все имеет свою цель. Все, что встречалось на вашем пути, если только это не окончательное зло, содержит Б-жественность. Вы, конечно, можете использовать музыку, вашу «рок-музыку», для доброго дела, возвысив таким образом мир рока.
ЦЕЛЬ. СВЕТ
Красной нитью через все истории о Ребе проходят рассказы о людях, очутившихся в нужное время в нужном месте. Кто-то отправляется в дальнее место, и Ребе просит его что-нибудь сделать там, кого-то встретить, иногда просто посетить определенное место, не объясняя, что нужно там сделать. Потом выясняется, что именно в то время нужный человек оказался в нужном месте.
Для каждой души подготовлены разбросанные по всему миру искорки света. Ребе видит душу и, как счетчик Гейгера, определяет ожидающие ее искорки. Остается только свести обе стороны, а остальное совершится само собой.
Такого рода истории рассматриваются как учение. Ребе открывает нам чудо наших собственных жизней — где бы ты ни был, что бы ни делал и когда, в этом заложен сокровенный замысел.
Предписание всему созданному было сообщено почти сразу: «И Б-г сказал: «Да будет Свет»».
Цель Творения в том, чтобы весь мир, даже тьма, превратился в свет.
Вначале бесконечный свет наполнил все, и для мира не осталось места. Тогда свет был сдержан, чтобы в остающейся пустоте можно было сотворить мир.
И мир был создан, и замыслом его стало вернуться к первоначальному свету, при этом оставшись миром.
Все проблемы мира коренятся в сдерживании света, и наша задача исправить это положение. Где бы мы ни нашли свет, следует освободить его из клетки, показать его всем, дать ему сиять в темнейших уголках земли.
Особенно это касается света в нас самих.
Свет дан нам Б-гом не для того, чтобы использовать его среди дня. Он дан, чтобы совершить что-нибудь, сделать что-то трудное, непознанное. Возьмите свой свет и преобразите тьму, чтобы и она светила!
Иногда приходишь куда-то, где кажется, что это место вне царства Б-жьего, что оно слишком грубо для света, и хочется бежать оттуда прочь…
Следует знать, что не существует места вне Б-га, и радоваться своему предназначению обнаружить Его здесь.
Борьба со злом, когда это необходимо, благородное дело. Но не в этом цель нашей жизни. Наша задача — принести больше света.
Раньше были цадиким, праведники, которым достаточно было заглянуть в душу ученика, чтобы увидеть то место в этом мире, где Б-жественные искры ждут эту душу. Тогда они велели ученику отправится туда и освободить эти искры.
Не много изменилось с тех пор — только восприятие учеников. Если мудрец, праведник, Ребе благословил тебя на то, чтобы находиться в определенном месте, тебе следует знать, что ты принадлежишь этому месту и оказался там с важной целью.
Баал-Шем-Тов учит: «Листок падает с дерева, травинка колышется на ветру, каждая деталь мира не только получила жизнь и цель в этой жизни, каждое мгновение ее существования поддерживается Свыше, но и является существенным компонентом Б-жьего плана, в котором отмечены все мельчайшие детали жизни».
Вдумаемся в это. И в то, как много мелочей в нашей ежедневной жизни.
Сотни лет — быть может, с самого начала Творения — часть этого мира ждет, чтобы ваша душа очистила и исправила ее.
И ваша душа с момента своего зарождения ждала возможности из мира душ спуститься в наш мир и выполнить эту задачу.
И ваши шаги были направлены сюда.
Баал-Шем-Тов учит, что жизнь каждого состоит из 42 странствий, соответствующих 42 странствиям сынов Израиля в пустыне. Иногда эти странствия кажутся более приятными, иногда менее. Надо копать глубже и глубже, чтобы отыскать в них предназначение и добро.
Во всех странствиях в жизни следует быть там, где вы есть. Мы можем миновать что-то на пути, нечто кажущееся более важным, — но сейчас, именно в этом месте есть цель.
Очищайте время. Каждый день совершайте что-нибудь доброе и прекрасное, имеющее отношение именно и только к этому дню.
У каждого мгновения два лица.
Мгновение, определенное прошлым, из которого оно вышло, и мгновение, определенное будущим, к которому оно ведет.
Но и само мгновение обладает собственным значением, целью и жизнью.
Не убивай же мгновение.
365 размышлений ребе на каждый день
Обретение Неба на Земле
365 размышлений Ребе
Электричество — это скрытая сила в Творении. Оно не постижимо ни одним из пяти чувств, мы узнаем о нем лишь по его эффектам и следствиям. Но именно от него мы получаем мощный свет и силу.
Электричество — чудесная аналогия к мистическим хасидским идеям.
Астрономы обнаружили, что не все звезды сияют. Существуют звезды чудовищной плотности, которые не излучают света, а вбирают его в себя. Их называют черными дырами.
Во вселенной уже достаточно черных дыр. Если в тебе есть свет, освети окружающий мир.
Тело дано не для того, чтобы приходить от него в ужас и отвергать его. Напротив, тело — это светозащитные очки души. Без тела душа способна видеть Б-жественность лишь в абстрактном, эфирном образе. Тело же позволяет душе смотреть прямо в лицо Б-жественности в осязаемой, конкретной форме.
Странно. Мы сравниваем Высшее Существо с властелином, приводим притчи о принцах, бриллиантах, птицах, конях. но какое отношение все это имеет к абстрактным предметам, которые они призваны представлять? Ребе объясняет:
— Мы и все, что мы видим вокруг себя, есть лишь отражение того, что наверху. Земной властелин отражает идею высшего Царства. Сладость плода отражает сладость Высшей Мудрости. Форма человеческого тела есть отражение внутренней структуры космоса, так что каждый член и орган тела соответствуют какой-либо Б-жественной силе.
Каждый из этих аспектов исходит из Б-жественного источника в материальный мир, чтобы принять материальную форму, с единственной целью: дать нам осознать Б-жественные идеи, из которых он происходит. Даже изобретения, возникшие только в наше время, ждали, чтобы их открыли и с помощью этого познали Б-жественный источник и значение каждого из них.
В 75 лет после серьезного сердечного приступа Ребе, как и следовало ожидать от праведника, вернулся из «бездны» к своим ученикам с новыми, сверкающими алмазами учения. Удивительно, что это были алмазы не из непосредственного мира Ребе — мира размышлений, учебы и молитвы, а в мире, в котором человек, выжимая из него деньги, борется за то, чтобы сохранить духовность.
Когда мощные воды покрывают вас с головой, гася пламя, горящее внутри.
Когда ревущие потоки смятения тащат вас за собой, отрывая от Жизни.
Смотрите глубже, дальше души.
Сама душа, как и пламя в ней, коренится в тонком Мире Б-жьего Излучения, мире спокойствия и высшей гармонии.
А волнения нашего мира коренятся даже еще дальше, происходя из Мира Беспорядка, из света неукрощенного и неограниченного, существующего до упорядоченного излучения.
«. земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною. «
Вот и нужно копать глубже этих корней, чтобы найти угли, из которых поднялось пламя, и кремень, от удара об который вышла искра. Глубже, пока не достигнешь первичной сущности души, глубже Излучения, глубже Света, даже глубже ничем не ограниченного света «претворения». Где нет ничего, кроме семени — мысли, вызвавшей все, что было, есть и будет.
Что же это за мысль? Мысль о вас, здесь и сейчас, о вашей борьбе с этим миром и чудесном вкусе победы.
И поскольку у этой мысли нет ни прошлого, ни будущего, вы в ней уже победили.
Осталось только осуществить это.
Те, кто просили у Ребе совета, касающегося карьеры, осознали, что Ребе жил вместе с ними, с их борьбой. Но почему Ребе готов был жить, пусть даже косвенно, в мире лжи и откровенного материализма?
Потому что при сотворении мира самые яркие искры света падали в низменнейшие места. И в крайне разобщенном мире, мире денег и борьбы за существование, Ребе не находил никакой двойственности, ничего отделенного от Б-га — существует лишь великая цель, залежи алмазов, никем не обнаруженных, которые следует найти.
В священной книге “Зогар” написано, что те, кто в данный момент не испытывает нужды и беспокоится о будущем, вовсе не практичны, их мысли направлены в неверном направлении.
Каждый день Всевышний кормит вас из щедрой раскрытой руки. Все, что делаете вы на пути к этому, бухгалтерия, счета, реклама, — лишь облачко между Его дающей рукой и вашей душой, нечто связующее, не имеющее реальной сущности, интерфейс, изгибаемый Им по прихоти.
Коль скоро это так, если Он снабжает вас всем необходимым и даже сверх того постоянно, стоит ли волноваться о том, будете ли вы обеспечены завтра? Неужели что-то может стать на Его пути? Или Его возможности могут истощиться?
Не следует концентрировать свое внимание на ограниченных каналах своего благосостояния, устремите свой взор на бесконечный Источник Даров, у которого множество каналов.
Мы зарабатываем деньги именно для того, чтобы заново связать все разделенные фрагменты с их Творцом. И залог успеха — в отношении к этому.
Если вы считаете себя жертвой обстоятельств, конкуренции, рынков сбыта, моды, полагаете, что судьба вашего пропитания в руках других смертных.
. ваш мир по-прежнему остается в чем-то отделенным от вашего Б-га.
Когда же вы уверены, что Он всегда с вами во всем, что бы вы ни делали, что ваша судьба в ваших руках, в ваших добрых поступках.
. ваша земля связана с не
бесами, где есть все, и все это будет в вашем мире.
Общий взгляд на то, что следует делать для процветания, неверен. Люди думают, что карьера — это создание жизни. Но карьера ничего не создает. Все, что мы получаем, зарождено наверху, в духовном мире. Наше дело — создать канал, по которому это попадет в материальный мир.
Любое дело похоже на работу портного — шитье одежды для благословения, адресованного нам.
Находясь в египетском плену, Иосиф знал, что оказался там не случайно и придет час, когда он будет освобожден. Это со временем и произошло.
Когда Иосиф истолковал как благоприятный сон начальника виночерпиев царя египетского, предсказал ему возвращение через три дня на его высокую должность, он просил виночерпия о милости — рассказать о нем, Иосифе, фараону.
Сон виночерпия действительно сбылся, он вскоре был выпущен из тюрьмы, где томился вместе с Иосифом, но вспомнил о нем только через два года, когда потребовалось истолковать вещие сны самого фараона.
Мудрецы считают, что, надейся Иосиф не на египтянина, а только на Б-га, он был бы освобожден на два года раньше.
Нет никого, ничего, никакого плана, который влияет на вашу судьбу. Есть лишь поток благословений С выше.
Конечно, этот поток одет в осязаемую форму — хорошо оплачиваемую, престижную работу, удачную клиентуру, новые рынки, хорошие связи, но надо помнить, что все это лишь каналы, а не источник. Если положиться только на них, они рассыплются в ваших руках.
Положитесь на Источник Жизни.
Будьте праведны, и «Г-сподь благословит вас во всем, что вы делаете». Сказано, что вы должны делать.
Подразумевается, что мы должны работать в материальном мире. Благодаря этому мир освещается и духовное входит в повседневность. Достигается это только посредством того, что духовные люди работают с повседневным миром.
Зарабатывать на жизнь — добро. Б-гу угодно, чтобы мы были вовлечены в материальный мир с целью сделать его духовным.
А вот что не добро — это быть встревоженным материальными заботами.
Не дайте своему внутреннему «я» оказаться вовлеченным в материальные заботы, сберегите его для выполнения вашего предназначения в жизни. Накопление капитала не есть ваше предназначение.
В море свирепствует буря, чудовищные волны, бьющиеся о берег, уносят с собой все, оставляя после себя опустошение.
Море — это мир, где «строят жизнь». Волны — стресс и тревога нерешительности, незнание, куда повернуть, на что рассчитывать, рывки вверх и вниз, в холод и в жар, вперед и назад.
Поступите подобно Ноаху — постройте себе ковчег. Ковчег, по-еврейски «тейва», что означает также «слово». Вашим ковчегом должны стать слова Торы и молитвы. Войдите в свой ковчег и дайте водам поднять вас, не допустите, чтобы они затянули вас на дно вместе со всем, что вам принадлежит.
Каждое слово Торы — это рассказ о вашей жизни во всех ее моментах.
Сначала Ноаху было указано войти в ковчег, затем выйти из него, вступить в новый мир.
Вом следует сделать то же самое: войти в свой ковчег, потом покинуть его и вступить в новый мир. Если ковчег настоящий, мир, в который вы вступите, будет уже не тем, который вы покинули.
Река, по которой вы плывете, в определенной мере неуправляема. Это неизбежное свойство всякой реки, по которой человеку суждено плыть.
Перед каждым из нас стоит выбор, как рассматривать эту неуправляемость. Можно тревожиться по поводу того, где нам предстоит оказаться, на кого там можно будет опереться, как с нами будут себя вести и как будем вести себя мы.
Можно стать выше этого, как поступал великий талмудист из Рогачева. Праведник однажды признался, что для него суббота — труднейший день недели. В будни, когда тысячи теорий одной-единственной страницы Талмуда будоражат его мозг, он может укротить их, взяв в руки перо. В Субботу же писать не станешь.
У каждого своя неуправляемость. Решите, в каком мире будет ваша.
Водам не дано потопить душу. Они могут лишь поднять ее над собой — на самом деле они для этого и созданы.
Размышление для тех, кто оказался в трудном положении.
Мир создан Добром. Высшее добро для Человека — не чувствовать себя пристыженным, чувствовать себя партнером Б-га в выполнении Б-жественного Плана. Дармовой хлеб для нас — хлеб позора, так устроен Человек.
Депрессия, тревога, пессимизм вредят каналам благословения С выше.
Следует не тревожиться, а решать, как действовать. Если у вас нет соответствующего опыта, спросите совета у тех, кто его имеет: у отца, учителя, другого знающего человека — кого-то надежного, кому не безразличен ваш духовный путь.
Решив, что делать, действуйте и доверьтесь Б-гу — если вы убеждены, что делаете правильно, Он непременно позаботится о том, чтобы все у вас шло хорошо.
Если что-то у вас не получается, не тревожьтесь, положитесь на Б-га. Даже в случае неудачи вследствие вашей ошибки положитесь на Него, верьте, что все к лучшему, сохраняйте спокойствие.
При виде того, как вы Ему доверяете, Он обязательно исправит дело.
В своих беседах Ребе часто возвращался к двум чудесным историям из Вавилонского Талмуда.
Рабби Акива, отправляясь в путешествие, брал с собой ослика, который нес его поклажу, петуха, будившего его на рассвете, и светильник, чтобы учиться по ночам. (Ребе отвлекался в этот момент от истории и замечал, что сейчас принято брать с собой кредитную карточку и зубную щетку.)
Ночь была полна неприятностей. Когда рабби Акива хотел приняться за учебу, свечу, которую он зажег, задуло порывом ветра. «Ну, все к лучшему”, — сказал он себе и собрался спать. Заняться учебой можно ведь и на рассвете, при первых лучах солнца, когда петух разбудит его.
Но лисица напала на петуха и утащила его в своих зубах. «Каким-то образом и это к лучшему «, — подумал рабби Акива и заснул.
Посреди ночи ослик стал добычей льва. Разбуженный рабби Акива очень пожалел ослика, но тут же успокоился: что ни делается, все для его же, рабби, добра. С этой мыслью он снова заснул.
Рабби Акива полагал, что все сложилось к лучшему для него, в результате своих несчастий он был спасен от более страшного, хотя в самих своих неприятностях он не видел ничего хорошего.
Одним из учителей рабби Акивы был Нохум из Гамзу, из местечка Гамзу. Но слово “гамзу” означает также «и это». Нохум любил повторять: «И это хорошо».
Нохума как честнейшего человека избрали послом в Рим вручить Цезарю от евреев шкатулку с драгоценностями. На всем своем пути Нохум охранял свою шкатулку, но в самом конце поездки хитрому хозяину постоялого двора, где он останавливался, удалось выкрасть драгоценности из шкатулки и засыпать в нее песок. Было уже поздно возвращаться, когда Нохум обнаружил пропажу. И тогда он оптимистично провозгласил: «И это хорошо! Я выполню свой долг посла, а остальное пусть делает Б-г».
— Ваше Величество! Я привез подарок от евреев, — объявил Нохум, представ перед троном Цезаря.
Никто не был особенно шокирован, когда Нохум открыл ящик с песком. Цезарь бросил посла в темницу «за издевательство», а он не переставал сомневаться в том, что «и это хорошо».
Тут-то и произошло чудо. Один из советников Цезаря (переодетый пророк Илья) высказал предположение, что этот песок обладает магической силой.
— У евреев существует предание, — объяснил он, — будто их праотец Авраам победил четырех царей и их воинства с помощью такого песка, который, когда его бросаешь, превращается в стрелы.
Цезарь решил проверить предложенную версию. У римлян всегда хватало для этого войн. Песок послали римским легионам, сражавшимся в Гауле, и через некоторое время пришла весть о чудесной, великой победе. Нохума не только выпустили из темницы, но еще и щедро наградили. Он, конечно, был очень рад, но совсем не удивлен, а только подумал: «В конце концов все хорошо! Принес бы я алмазы, Цезарь вполне мог швырнуть их мне в лицо. Но песок. «
Кстати, и хозяин постоялого двора получил по заслугам. Услышав эту историю, несчастный глупец потащил в Рим повозку со своим «чудесным» песком для римских легионов.
Не надо торопиться с выводами, смотреть на фантомы нашего ограниченного видения, обращать внимание на «бумажного тигра», называемого миром. И со временем наше сердце сможет понимать и глаза видеть. И добро в нашем мире станет очевидным.
Нохум был способен видеть внутреннее добро во всех явлениях жизни, ту скрытую истину, что все в мире по-настоящему хорошо. Поэтому для него так оно и было.
В каждой трудности следует найти искру добра и сосредоточить все свое сознание на ней. Если же не удается ее найти, можно радоваться, что нам выпало чудо вне нашего понимания.
Стоит только обнажить и освободить искру добра, она преодолеет тьму и даже превратит саму тьму в свет.
Доверять Единственному Всевышнему не значит жить в ожидании чудес.
Это значит быть уверенным в том, что делаешь в данный момент, потому что ведь это Он наставил тебя на верный путь, и все, что ты делаешь, будет наполнено Им Б-жественной энергией и благословением С выше.
О том, что Б-г присутствует во всем в этом мире, можно прочесть в философской книге или узнать из реальной жизни, из своих дел.
Если смотреть внимательно, объективно, обязательно придет понимание того, что в процессе построения жизни чудеса совершаются постоянно, и каждое грандиознее расступления вод Красного моря. Оттого что мы их не замечаем, они не перестают быть чудесами. Наоборот, их величие оказывается выше нашего восприятия.
Принесет ли что-то материальную выгоду, легче всего определить, проверив, правильно ли вы действуете в духовном отношении. Ведение дел, при котором страдают ваши моральные принципы, непременно принесет и материальный ущерб.
Иногда кажется, что этические нормы встают на пути нашего успеха — но это лишь иллюзия. Духовное и материальное вступают в конфликт только в нашем субъективном представлении. На самом деле они работают гармонично, как единое целое.
В ряде случаев мы видим, что дела как бы выходят из-под нашего контроля и продолжают свой путь сверхъестественным порядком. Тогда остается только делать то, что следует, и не мешать Б-гу.
Подобно тому как мы добиваемся материального процветания, надо добиваться и духовного роста. Если для материального процветания нужно пахать, сеять и ждать дождя, то для духовного роста важно вызвать дождь, иначе говоря, от нас зависит наполнение его жизнью.
Парадоксально, что величайшие откровения происходят не в размышлениях, учении или молитве, а в материальном мире, но только если вы предпочли бы размышлять, учиться или молиться.
Однажды торговец древесиной хасид по имени Биньёмин Клоцкер, подводя в конце дня баланс, в графе «Итого» написал: «Нет никого, кроме Б-га одного». На вопрос, почему, занимаясь коммерцией, он предается религиозным размышлениям, хасид ответил вопросом же: «Но ведь во время религиозных размышлений я иногда думаю о коммерции, почему же во время коммерческих занятий не предаться мне религиозным размышлениям?»
В прежние времена люди не стремились делать карьеру, накапливать богатства. Они работали, чтобы прокормить семью каждый день и припасти немного для Субботы. Сейчас мы — рабы домов, автомобилей, разного ряда излишеств, которыми непременно должны обладать.
Пятый Любавичский Ребе Рашаб, наблюдая, как один из его хасидов, торговец обувью, погружен в тревоги о своем деле, сказал: «Ноги в калошах я видел, но голову в калошах — не приходилось».
Когда стали модными ковры во весь пол и все бросились брать банковские займы, чтобы их приобрести, Ребе вспомнил о своем торговце обувью и добавил: «Калоши-то хоть над полом. А голову в ковер. «
Обычно духовное рассматривается как некая роскошь — этакая приправа к жизни. Предпочтение отдается еде, сну, добыванию денег. Время, посвященное этим вещам, священно. Предаться молитве или религиозным размышлениям люди готовы лишь под настроение и при малейшем капризе откладывают эти занятия.
Следует создать себе приоритеты, соответствующие нашей внутренней сущности, спросить себя: «Для чего я живу, неужели только для еды и сна?»
Необходимо установить себе режим для духовных занятий и придерживаться его так же строго, как в отношении своей работы.
По сути, имеется два возможных канала получения сре дств к с уществованию в зависимости от того, к чему мы стремимся.
Можно позволить себе стать просто элементом природы, беспорядочно гоняться за своим хлебом, бороться за существование.
Можно даже преуспеть в этом — на короткий срок. Однако на финише окажется, что душа не получила своего пропитания, да и тело оказалось не удовлетворенным.
Но можно поставить целью жизни максимально тесную связь с Источником Жизни, так, будто все, чем вы живете, — манна небесная, переданная вам лично любящей рукой вашего Б-га, партнера во всех ваших делах.
Тогда вам надо будет в основном держать корзину, в которую, сверкая чистотой, будет падать манна, заботиться о том, чтобы в результате ваших действий никому не был нанесен вред и никто не оказался обманутым. А еще — тратить подаренные деньги на распространение в мире добра.
Есть вероятность, что таким образом вы станете богачом, а может быть, и нет, но всегда будете удовлетворены.