35 береговая батарея в севастополе история

35 береговая батарея в севастополе история

В 40-е —60-е годы ХХ века в казематах бывшей 35–й ББ размещалась береговая батарея № 723.

В 1963 году, после того, как военные оставили эту территорию, Исполком Севастопольского городского совета принял решение, в соответствии с которым территория 35–й береговой батареи была взята под охрану государством. Однако конкретные меры по сохранности исторического объекта приняты не были. Батарея разрушалась, в ее казематах и на прилегающей территории скапливался строительный и бытовой мусор.

В 1988 году в правом командном пункте 35–й ББ и его потерне была оборудована сейсмологическая лаборатория Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе. 35 береговая батарея в севастополе история

На рубеже 80–х—90–х гг. возрос интерес к ранее «закрытым» страницам обороны Севастополя. Территорию батареи исследовали поисковые отряды, историки. Здесь проводились встречи ветеранов, приуроченные к 3 июля—дате официального окончания обороны Севастополя 1941— 1942 гг.

Вместе с тем, непоправимый ущерб историческому объекту нанесли действия «предприимчивых» людей, срезающих металлоконструкции, а также «черных копателей». Но самой большой бедой стало все расширяющееся строительство коттеджей, частных гостиниц в непосредственной близости от территории 35-й батареи.

В сентябре 2003 года члены комиссии по топонимике при городской администрации разместили в средствах массовой информации обращение к общественности Севастополя с призывом защитить исторический памятник. Благодаря действиям неравнодушных севастопольцев, вопрос о сохранении 35-й ББ был вынесен на рассмотрение Севастопольского городского совета. 26 апреля 2006 года было принято решение «О создании музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя на территории 35-й береговой батареи». Чуть позднее утверждены еще два нормативных документа, послуживших основанием для начала проектирования и строительства мемориального комплекса. Это решение Севастопольского городского Совета от 4 июля 2006 года № 411 «Об отнесении участка музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя на территории 35-й береговой батареи к землям историко-культурного назначения и изменении границ землепользования дачно-строительного кооператива «Феникс» и решение общественного совета от 24 июня 2006 года об организации общественных слушаний по вопросу проведения конкурса проектов строительства музейного историко-мемориального комплекса.

В 2007 году начинается создание Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея». В его строительстве приняли участие тысячи людей —специалистов различных профессий. Мемориальный комплекс создавался на негосударственные средства. Основную часть расходов по проектированию, строительству, содержанию и развитию комплекса взяли на себя предприятия промышленной группы «Таврида–электрик»(генеральный директор А.М.Чалый). Архитектурная концепция и проект разработаны архитектором А.И.Хомяковым (Москва). Проект и рабочая документация выполнены ЗАО «Севастопольский Стройпроект» (директор В.И.Лошанюк)

Создание музейного комплекса такого масштаба (площадь мемориала— около 8 га, подземные сооружения— около 5 000 кв.м.)—событие беспрецедентное не только для Севастополя, но и для всего постсоветского пространства. Это пример бережного отношения к нашей общей истории, к памяти тех, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Источник

Севастопольская трагедия: 35-я береговая

В советских школьных учебниках 35-я береговая батарея, сыгравшая главную роль в обороне Севастополя в годы Великой Отечественной, упоминалась лишь вскользь, поскольку ее история не вписывалась в красивую, идеологически правильную сказку, сочиненную после войны. Ее развалины на мысе Херсонес на протяжении нескольких десятилетий зарастали сорняками, интересуя лишь «черных» археологов и вездесущих севастопольских мальчишек.

И лишь в начале третьего тысячелетия, когда в этом районе началось строительство частных дач и коттеджей, а в вырытых экскаваторами котлованах стали находить человеческие останки, о ней вспомнили. Сегодня здесь расположен мемориальный комплекс и музей «35-я береговая батарея», считающийся одним из главных исторических памятников Севастополя, который мы советуем посетить всем, кого судьба приведет в этот удивительный город.
35 береговая батарея в севастополе история

История, ставшая легендой

Созданная еще в 1912-ом, 35-я береговая предназначалась для обороны города с моря, но в дни войны ей пришлось защищать его с суши. К концу октября 41-го весь Крым был оккупирован фашистами, непокоренным оставался лишь Севастополь. Его защищали 30-я батарея, расположенная возле села Любимовка, и две башни 35-я батареи – на мысе Херсонес.

35 береговая батарея в севастополе история 35-я гвардейская береговая батарея

Первая попытка взять Севастополь была предпринята 11-ю армией под командованием Манштейна 7 ноября 1941-го, но немцы были встречены огнем такой силы, что им пришлось отступить – это впервые подала свой голос 35-я. Не увенчался успехом и повторный штурм, в самом конце 41-го.

Город получил передышку в полгода. Он отдыхал, ждал и надеялся, что с Большой земли прибудут продукты и боеприпасы, но этого не произошло: еще в мае 42-го Верховное командование, приняв решение сдать Севастополь, поставило на городе жирный крест, обрекая на гибель и его население, и его защитников.

Возможно, вам также будет интересна статья: Кот-зенитчик. Солдатский рассказ

7 июня войска Манштейна вновь пошли на штурм, после 10-ти дневной обороны была окружена 30-я батарея, но 35-я береговая еще 3 недели сдерживала наступление, и только 3 июля немцы вошли в разрушенный до основания город, в котором на тот момент не оставалось ни одного целого здания…
35 береговая батарея в севастополе история

35-я береговая: ожившее прошлое

Официальной истории последних из 250-ти дней обороны Севастополя не существует, поскольку связь с Большой землей была прервана после взрыва единственной радиостанции: хронологию событий конца июня – начала июля 42-го по крохам восстанавливают сотрудники музея и севастопольские поисковые отряды. О результатах их работы вы узнаете, посетив мемориальный комплекс и музей «35-я береговая», что расположен на мысе Херсонес.

35 береговая батарея в севастополе история Музей «35 Береговая Батарея»

Пройдите по подземным коридорам и послушайте рассказ о защитниках Севастополя, о погибших в июле 42-го, о судьбах тех, кому удалось выжить, о мужестве простых солдат и о позорном бегстве из осажденного города всего командного состава.

Посетите огромный колодец – все, что осталось от одной из башен 35-ой, взорванной в июле 42-го, после того, как она выпустила последние шесть снарядов. Вторая башня до сих пор завалена обломками скалы: расчистить ее невозможно, поскольку планы подземных коммуникаций утеряны и последствия использования тяжелой техники неизвестны.

35 береговая батарея в севастополе история Позиция первой башни 35 батареи

Постойте возле стены памяти, где всегда горят свечи, зажженные посетителями, вглядитесь в фотографии тех далеких лет, сохраненные для нас безжалостным временем.
35 береговая батарея в севастополе историяЗайдите в некрополь и вчитайтесь в списки на гигантских страницах Книги Памяти: может быть, вы найдете здесь знакомую фамилию, может быть, вам что-то известно о событиях тех дней или вы ищите пропавшего без вести родственника – тогда побеседуйте с представителями администрации музея: они всегда готовы вас выслушать.

Останки погибших, найденные при строительстве музея, хоронили возле стены некрополя: бесконечный ряд могильных плит предстанет перед вашими глазами. Лишь на некоторых из них есть фамилии, гораздо больше таких надписей: «Неизвестный», «Жители города», «Дети Севастополя» — кто они были, о чем мечтали, о чем думали в последние минуты жизни? Мы не знаем…

Возможно, вам также будет интересна статья: Пещерные города Крыма

Взойдите на смотровую площадку и с 30-ти метровой высоты взгляните на расположенный внизу крохотный пляж: именно сюда в начале июля 42-го спустились последние защитники города в безумной надежде на спасение.
35 береговая батарея в севастополе история
Пройдет меньше двух лет, и советские войска, повторив путь Манштейна, 9 мая 44-го, ровно за год до Великой Победы, освободят Севастополь. Остатки разбитой немецкой армии будут оттеснены сюда, к развалинам 35-ой, и тем. кто останется в живых, предстоит точно также напрасно всматриваться в пустынный горизонт.

Все повторится, но стоящие под палящим июльским солнцем, бесконечно уставшие, измученные жаждой и бессонными ночами люди этого не знали: впереди их ждал ад гитлеровских концлагерей, выжить в котором было суждено лишь единицам.

….Более 70 лет прошло с тех далеких дней, и война постепенно уходит из нашей памяти. Но здесь, на мысе Херсонес, прошлое оживает, и глазами тех, чья жизнь оборвалась на горячей севастопольской земле в июле 42-го, смотрит нам прямо в душу:

Не предавайте нашу память!

Чтобы доехать до музея, можно прямо на автовокзале сесть на автобус 117-ой. Ваша остановка так и называется – «Музей «35-я береговая»»». А с центрального рынка сюда идут автобусы 105 и 77.

• С мая по октябрь — ежедневно с 8.00 до 20.00. Первая экскурсия – в 10.00, последняя – в 18.00;

• С ноября по апрель – со среды по воскресенье. Вход на территорию возможен с 9.00 и до 18.00. Экскурсии начинаются в 10.00, последняя из них отправляется по маршруту в 16.00.

Группы формируются из 30-ти человек и отправляются по маршруту летом – каждые 20 минут, зимой – раз в 30 минут.

Время экскурсии – 1,5 часа, стоимость 00р 00коп – на входе вы возьмете пригласительный билет, нужный исключительно для учета посетителей.

• В летний сезон из-за большого потока посетителей попасть на экскурсию сложно: чтобы это не стало для вас неприятной неожиданностью, заказывайте билеты заранее на сайте музея;

• Вход на территорию мемориального комплекса открыт для всех, но малыши до 7 лет в экскурсионные группы не включаются, не рекомендуется брать с собой и детей до 12 лет, поскольку обстановка музея, представленные в нем экспозиции и рассказ экскурсовода могут негативно повлиять на детскую психику;

• Экскурсия проходит в подземных помещениях, где довольно холодно и сыро. Теплая одежда не выдается, поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы чувствовать себя комфортно;

• На наземной территории музея обычно дует сильный ветер и прохладнее, чем в городе;

• Сразу возле входа есть киоск, где вас ждут памятные сувениры и литература, посвященная обороне Севастополя и 35-ой батарее;

• Пообедать можно в небольшой столовой, находящейся рядом с мемориальным комплексом: кормят вкусно и цены умеренные, но желательно попасть в нее в обеденное время – позже еды может не хватить;

• Уехать после экскурсии – не проблема: остановку видно издалека, не ошибетесь, автобусы ходят с интервалом в несколько минут, садитесь на любой, они все идут в город.

Источник

Севастополь. 35-я батарея: история бесчестия

35 береговая батарея в севастополе история

Севастопольской Голгофой называют «35-ю батарею» жители нашего города. Сегодня мемориальный комплекс, сооруженный на месте последнего рубежа обороны Севастополя, получил всемирную известность. Ежегодно его посещают десятки тысяч человек, стремящихся отдать дань памяти героическим защитникам нашей Родины.

35 береговая батарея в севастополе история

К сожалению, не все они знают о том, что новейшая история «35-й батареи» тоже связана с предательством и обманом. Наша история о том, как место подвига и величайшей трагедии в истории города стало местом удовлетворения амбиций продажных политиканов, попытавшихся с «черного хода» войти в героическую историю Севастополя.

35-я батарея: как все начиналось

Многие севастопольцы помнят, что еще десять лет назад никакого мемориального комплекса на месте «35-й батареи» не было. Когда на него обратили внимание члены молодежной организации «Патриот», здесь царила настоящая мерзость запустения.

Организация «Патриот» была создана в 1998 году, как объединение севастопольской молодежи, неравнодушной к истории и традициям нашего города. Молодые ребята под руководством старших товарищей занялись благородным делом — поиском и перезахоронением останков советских воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Так, они оказались на «35-й батарее».

35 береговая батарея в севастополе история

«В 2005-м году, — рассказывает тогдашний руководитель «Патриота» Александр Воробьев (на фото), — мы инициировали перезахоронение останков более 90 советских воинов, павших при обороне Севастополя. 35-я батарея в это время представляла собой плачевное зрелище. Мы ужаснулись с того, как она выглядела. Здание батареи лежало в развалинах и стало объектом активности грабителей и мародеров. Остатки подбашенных сооружений — уникальные источники по истории фортификации — срезались на металлолом. На территории памятника проводились неорганизованные раскопки, как группами, так и одиночными копателями. Вокруг все было завалено костями, которые извлекли из-под земли или принесли сюда местные жители, строившие дачи».

35 береговая батарея в севастополе история

Трагический подвиг защитников Севастополя, брошенных на произвол судьбы военным и партийным командованием, многие года замалчивали, поэтому неудивительно, что про зримый символ этого предательства, «35-ю батарею», наследники тех самых комиссаров, заправлявшие в городе до недавних пор, пытались забыть. Но спустя 60 лет после трагических событий их уже нельзя было замалчивать. В свое время большой резонанс получила в городе книга И.С. Маношина «Героическая трагедия», посвященная последним дням обороны Севастополя.

Ребята из «Патриота» решили внести свой вклад в увековечение героической памяти защитников Севастополя. Стали искать неравнодушных людей, привлекать внимание общественности. Одним из первых, к кому они обратились, стал научный сотрудник Института стратегических исследований Олег Эдуардович Молодцов. Он подготовил Программу исследования и музеефикации «35-й береговой батареи», включавшую в себя проведение полевых исследований, перезахоронение павших советских воинов, музеефикацию объекта с привлечением лучших отечественных и зарубежных специалистов и превращение его в мемориальный памятник.

Разработанная программа получила положительные экспертные оценки со стороны таких авторитетных организаций и ведомств как Региональный филиал Национального института стратегических исследований при президенте Украины в Симферополе (директор Шевчук А. Г.), Крымская научно-исследовательская поисковая ассоциация «Память» (президент И.В. Ключарев), национальный заповедник «Херсонес Таврический» и другие.

Заручившись общественной поддержкой и получив необходимые разрешительные документы, энтузиасты-поисковики перешли к делу. В августе 2006 года начались охранно-поисковые раскопки и обследование подземных сооружений 35-й батареи. Работы вели члены общественной организации «Патриот» под руководством Александра Александровича Воробьева. Непосредственное руководство раскопками осуществлял Олег Эдуардович Молодцов.

На момент начала работ отсутствовало даже описание памятника. Батарея была взорвана в 1942 году и представляла собой лабиринт подземных сооружений, регулярно разграбляемый вандалами. В частности, мародеры срезали металлические листы, поддерживавшие своды потолков, что весьма осложнило работу экспедиции, так как бетонный слой, лишившись креплений, кусками отваливался от потолка. Но это не остановило энтузиастов. В конце сентября 2006 года по окончании поисковых работ, пятеро участников экспедиции, воспользовавшись обнаруженными архивными планами, обследовали подземные сооружения батареи и составили их описание.

Проведенные работы были задокументированы в соответствии со всеми нормами законодательства об охранно-поисковой деятельности и получили признание в научном мире.

Конечно же, силами одной молодежной организации невозможно было реализовать такой масштабный проект как музеефикация «35-й батареи», поэтому с самого начала члены «Патриота» искали союзников в этом благородном деле.

Рассказывает Александр Воробьев: «Мы приглашали журналистов, телевиденье, обращались к представителям общественных организаций, политических партий, всем неравнодушным — севастопольцам и не только. Обращались ко многим. В частности, через И.Ф. Ермакова к Сергию Тигипко. Рассказывали о своих планах открыто, предоставляли копии «Программы музеефикации», других разработанных документов. Через Вадима Колесниченко вышли на Партию регионов…»

Обращаясь к политикам, поисковики не могли даже представить, что святая тема Севастопольской Голгофы станет объектом политических спекуляций. Желая как можно скорее реализовать благое для города дело, они, разумеется, не думали, о том, что их наработки, представляющие интеллектуальное ноу-хау могут быть использованы политиканами.

Поэтому настоящим шоком для членов организации стало появление на Первом российском канале в передаче «Жди меня» депутата Верховной Рады из Партии регионов, известного своими «гуманитарными» инициативами, который от своего имени озвучил проекты музеефикации «35-й батареи» на основе концепции, разработанной севастопольскими общественниками.

Позже в связи с проектом музеефикации все чаще стала упоминаться фамилия Алексея Чалого. Сейчас считается дурным тоном вспоминать о пламенной дружбе Чалого с Партией регионов. Однако в 2006 году будущий председатель Севастопольского ЗакСа завел по списку «регионалов» пятерых своих депутатов в Севастопольский городской совет. Среди них были в частности Елена Баженова, директор группы компаний «Ласпи» и ТК НТС и Андрей Семенов — начальник службы безопасности «Тавриды Электрик». Напомним, что горсовет 5-го созыва оказался самым скандальным. По темным схемам под чутким руководствам Партии Регионов были незаконно переданы частным лицам сотни гектаров городской земли, в том числе около моря, в парках, скверах и рощах. В то время эксперты называли Чалого главным «кошельком» местной ячейки ПР.

Разумеется, обладая властным, финансовым и организационным ресурсом, «регионалам» было легко перехватить тему: добиться выделения земельного участка через горсовет, получить необходимые согласования в органах исполнительной власти. По адресу, где располагается «Таврида Электрик», была зарегистрирована благотворительная организация «35-я береговая батарея», начавшая аккумулирование и привлечение средств на реализацию проекта.

В нарушение норм научной этики люди, которые начали исследовательские работы на батарее, были от них отстранены. Вместо них привлекли других специалистов. Конечно, общественники пытались протестовать. Однако против мощной машины Партии регионов, управлявшей городом, они оказались бессильными.

Как вспоминает Александр Воробьев, попытка поговорить по душам с депутатом-регионалом, в руки, которого попали наработки «Патриота», и который их столь нечистоплотно использовал, окончились тем, что он «послал нас прямым текстом на три буквы…»

Нацистов похоронили с советскими воинами…

Проект «35-я батарея» из благородной инициативы севастопольских общественников превратилась в элемент политического PR. А для политиков, как известно, все средства хороши. И поскольку объект необходимо было обязательно ввести в строй, как можно скорее, аккурат к следующим выборам, на многие важные проблемы, связанные с научной и поисковой сторонами дела просто предпочли не обращать внимания.

Об уровне халатности политиканов, решивших прославиться на музеефикации «35-й батареи», говорит следующий факт. Во время проведения поисковых работ члены «Патриота» обнаружили останки трех немецких военнослужащих. В спешке новые хозяева «35-й батареи» не стали особенно заморачиваться вопросом, что с ними делать, а торжественно похоронили их, по словам А.А. Воробьева, вместе с советскими солдатами, видимо, приняв нацистов за защитников Севастополя.

Конечно же, нельзя отрицать, что Алексей Чалый внес большой личный и финансовый вклад в создание мемориального комплекса «35-й батареи». Но в этой истории, как и во всех других, где фигурирует имя Алексея Михайловича, трудно избавиться от какой-то двусмысленности. С одной стороны, благие намерения и добрые дела, а с другой — остается малоприятный осадок, устойчивое чувство, что тебя где-то обманули. Дело, начавшееся с обмана, к сожалению, продолжается обманом.

Считается, что посещение музейного комплекса бесплатно, о чем гласит выделенное крупным шрифтом объявление на сайте музейного комплекса. Однако здесь же можно прочитать, что групповое посещение памятника в связи с ограниченной пропускной способностью возможно только по предварительной договоренности. Как сообщили нам представители крымских турфирм, эти договоренности включают в себя обязательную выплату благотворительного взноса 800 рублей с одной группы, независимо от ее численности. При этом, в отличие от всех остальных музеев, деньги должны перечисляться не по факту посещения, а исключительно по предоплате, после чего турфирма получает утвержденный график на сезон. Но группа может и не собраться, а деньги переводятся вперед, и их никто не возвращает, так как средства оформляются как «благотворительные пожертвования». Конечно же, суммы пожертвований можно считать символическими, и вряд ли они полностью покрывают расходы, которые несет благотворительная организация. Но и контроль за средствами, поступающими в виде благотворительных взносов, как известно, не столь строгий, как в случае ведения предпринимательской деятельности. Да и налоги с благотворительных пожертвований не взимаются. А значит, появляются новые вопросы.

О трагедии защитников Севастополя долгие годы было принято молчать. Но правду невозможно скрыть и замолчать. Поэтому мы уверены, что и новейшая история «35-й батареи» рано или поздно станет достоянием гласности без купюр и умолчаний.

Источник

35 береговая батарея в севастополе история

Cтроительство

Необходимость создания береговых батарей сверхкрупного калибра под Севастополем мотивировалась неудачной обороной военно-морской крепости Порт-Артур в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов, когда при прикрытии базы от артиллерийского огня надводных японских кораблей огневые возможности русских береговых батарей были значительно ниже возможностей японской корабельной артиллерии. В марте 1909 года была принята программа переустройства главной оперативной базы флота – Севастополя – в части вооружения крепости «могущественными образцами орудий, для обеспечения порта от огня с моря», при этом в первую очередь было намечено «усиление приморского фронта установкой на флангах сильных батарей, вооруженных крупнейшими современными пушками, а также устройство батарей, предназначенных своим огнем удалять противника, который попытался бы через высоты к югу от города бомбардировать порты с моря».

Решение о создании батарей сверхкрупного калибра было принято Генеральным штабом России в 1910 году. Специальной комиссией Генерального штаба было определено, что для Черноморского флота достаточно двух батарей: по две двухорудийные башни в каждой батарее. Важно отметить, что были созданы и испытаны целевые орудия специально для береговой артиллерии, а не сняты с линейного корабля, как это было позже сделано для береговой башенной батареи № 981 им. Клима Ворошилова, расположенной на о. Русском во Владивостоке. 21 мая 1911 года Николай II утвердил решение о строительстве батарей в Севастополе и выделении 8 миллионов рублей на их постройку. Для обороны Севастополя было решено разместить батареи сверхкрупного калибра на южном (в районе мыса Херсонес) и северном флангах (Северная сторона) существующей системы береговой обороны главной базы Черноморского флота.

35 береговая батарея в севастополе история11 мая 1913 года Строитель Севастопольской крепости О.И. Энберг с рапортом представил в Главное Инженерное Управление (ГИУ) проект батареи. Его рассматривал постоянный член Инженерного комитета ГИУ генерал-лейтенант Н.А. Буйницкий на предварительном заседании Инженерного комитета 11 июля 1913 года. Н.А. Буйницкий рассмотрев представленный проект, выявил недостатки, и предложил меры по его улучшению. Окончательный проект батареи в броневых башнях на четыре 305-мм пушки на высоте 15,7 саженей в трех верстах южнее Херсонесского маяка был утвержден на заседании Инженерного комитета 20 августа 1913 года.

35 береговая батарея в севастополе история

Работы по строительству береговых батарей проводились на основании Высочайше утвержденного 23 июля 1912 года Временного положения о производстве работ по созданию крепости вновь и по усилению и поддержанию существующих распоряжениями крепостных распорядительных комитетов, а также по чрезвычайной смете канцелярии Военного Министерства по усилению крепости и по чрезвычайной смете Главного инженерного управления 1912 года.

По проекту батарея состояла из двух броневых башен, бетонированной постройки, служащей для них основанием, открытого капонира в горже и рвом с проволочной сеткой, охватывающей этот капонир и протягивающийся вправо и влево от батареи до береговых обрывов. Батареи Севастополя имели сквозную нумерацию, в соответствии с которой 305-мм батарее был присвоен №25. Одновременно с составлением проекта на месте установки батареи начались работы по формированию котлована, а также по постройке пристани в Казачьей бухте для выгрузки частей 305-мм башенных установок и подготовке к ней фарватера.

Несмотря на начало Первой мировой войны, работы по строительству бетонного блока батареи продвигались весьма быстрыми темпами. Уже к ноябрю 1914 года были построены бараки на 75 человек с шестью отдельными помещениями для мастеров, временная электростанция, мастерские и кузницы Металлического завода, кладовая, сарай, кухня. Место строительства батареи охранял караул из 20 нижних чинов. Строительными работами руководил Строитель батареи младший производитель работ Управления Строителя Севастопольской крепости подполковник В.Р. Гулишамбаров.

Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война прервали строительство батареи. На время прекращения работ по строительству на батарее практически были закончены бетонные работы, набиты своды, установлены жесткие барабаны, подкрепления под броню, доставлена и установлена неподвижная броня первой и второй башен.

В 1925 году строительство батареи было возобновлено. Для строительства подрядчики Севастопольской крепости завербовали более 10 тысяч сезонных рабочих в других областях страны. 24 августа 1925 года Артиллерийское управление РККА и Ленинградский машиностроительный трест заключили договор на достройку и монтаж материальной части 12-дюймовой четырехорудийной бронебашенной батареи Севастопольской крепости, стоимостью 350 тысяч золотых рублей.

Технический проект стройки был выполнен военным инженером В.В. Выставкиным. Рабочие чертежи сооружения и внутреннего технологического оборудования батареи разработал военный инженер Г.Н. Колокольцев. Проектные работы по командному пункту с потерной исполнил военный инженер А.И. Василько. Расчет фортификационных конструкций и усиления мощности их сопротивления произвел опытный фортификатор военный инженер Б.К. Соколов.

35 береговая батарея в севастополе история

Непосредственное участие в этом сложном деле принимал начальник инженеров сухопутного фронта Береговой обороны морских сил Черного моря И.М. Цалькович. Контроль осуществляли начальник артиллерии БО МСЧМ Г.Н. Четверухин и командующий МСЧМ, комендант Севастопольской крепости И.М. Лурди. Повседневное наблюдение вел назначенный командиром батареи Е.П. Донец, по оценке И.М. Цальковича, – «отличный строевик, но обычный пушкарь». 35 береговая батарея в севастополе история

Бетонные работы и монтаж первой башни закончились в середине 1926 года. В декабре 1927 года государственная комиссия произвела приемку орудийных башен от строителей с опробованием их стрельбой. В том же году проводилось оснащение батареи боезапасом. Силовая установка батареи была принята комиссией в августе 1928 года.

— защите от трех попаданий 405 мм морских снарядов в точку бетонных стен, с учетом проникания и откола;

— защите от трех попаданий авиабомб по две тонны в точку покрытий или у подошвы вертикальных стен, с учетом проникания, фугасного действия и откола;

Местоположение батареи позволяло вести стрельбу в круговом секторе (0-360), т.е. по суше, по наземным целям, по живой силе, бронетехнике и полевой артиллерии противника. Поэтому батарея №35, как и батарея №30, стала впоследствии основой системы артиллерийского огня в героической обороне Севастополя. Дальность стрельбы батарей позволяла им держать под огнем своих орудий огромную территорию вокруг Севастополя: на севере до Бахчисарая включительно, а на юге до Симеиза и Байдарских ворот. Для обороны сухопутных подступов к батарее было сооружено пять железобетонных дотов на три станковых пулемета каждый, с толщиной стен и перекрытий до 0,5 метра. Все надземные сооружения батареи были замаскированы, над главным входом был сделан специальный металлический каркас, затянутый сверху маскировочной сетью.

По штатам мирного времени личный состав батареи составлял – командного состава 12 человек, начальствующего состава – девять человек, младшего начальствующего состава – 62 человека, краснофлотцев – 151, всего 234 человека. Батарея должна иметь две обозных лошади, три сторожевых собаки, два прожектора, один легковой и два грузовых автомобиля.

В предвоенные годы батарея проводила интенсивную боевую учебу, провела большое количество стрельб. В 1939–1940 годах только на зачетных стрельбах батарея выпустила 220 снарядов.

Участие в обороне Севастополя

К началу Великой Отечественной войны Береговая оборона Главной базы Черноморского Флота располагала развитой системой береговых батарей с орудиями калибром от 305 до 45 мм. К 30 октября 1941 года в городе насчитывалось 45 орудий, в декабре дополнительно было установлено 16 орудий, к концу мая 1942 года на рубежах обороны уже действовало 151 орудие. 305-мм бронебашенные батареи, как наиболее мощные, защищенные и современные, стали основой всей системы артиллерийского огневого поражения противника, ее главной составной частью.

Во время обороны Севастополя батарея №35 входила в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона Береговой обороны Главной базы Черноморского флота, вместе с башенной батареей №30, открытыми 203-мм батареей №10 и 102-мм батареей №54. Батареей №35 командовали старший лейтенант А.Я. Лещенко и старший политрук А.М. Сунгурьян (с 15 мая 1942 года политрук В.Е. Иванов).

35 береговая батарея в севастополе история

35 береговая батарея в севастополе историяПосле окончания первого наступления гитлеровцев вся артиллерия Береговой обороны была сведена в отдельную самостоятельную группу во главе с начальником артиллерии Береговой обороны подполковником Б.Э. Файном. Это дало возможность использовать ее более рационально и централизованно. Ввиду малой живучести орудий береговой и корабельной артиллерии для ведения огня, было принято решение привлекать ее каждый раз с особого разрешения штаба артиллерии Севастопольского оборонительного района по заявкам начальников артиллерии секторов. Огонь по самолетам можно было открывать самостоятельно, но в условиях острых курсовых углов цели.

Со стороны противника береговые батареи подвергались непрерывным бомбардировкам с воздуха и обстрелам из тяжелых и сверхтяжелых орудий. По воспоминаниям командующего немецкой армией в Крыму Э. Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь». По его свидетельству, под Севастополем, не зря именуемом «самой неприступной крепостью в мире», «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм (мортиры типа «Карл») и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм». Только с 2 по 7 июня 1942 года гитлеровская авиация сделала более 9 тыс. самолето-вылетов, сбросив до 45 тыс. авиабомб, а артиллерия выпустила 126 тыс. снарядов крупного калибра. На каждый квадратный метр первого рубежа обороны противник израсходовал до 1,5 т снарядов, мин, авиабомб. За последние 25 дней осады Севастополя немецко-фашистская авиация сбросила столько авиабомб, сколько, по мнению французского генерала Л. Шассена, английский воздушный флот сбросил к этому времени на Германию с начала войны. Всего за время июньских боев противник выпустил по линии обороны и городу 446 тыс. снарядов, 740 тыс. мин и сбросил 106 тыс. авиабомб. Значительная их часть пришлась на орудия береговых батарей. Так 10 июня во время стрельбы батареи №35 на неё совершили налет 12 бомбардировщиков и несколько истребителей. С началом третьего штурма противником по батарее было выпущено 177 снарядов и сброшено около 120 авиабомб.

Во время третьего штурма Севастополя батарея №35 вела интенсивный огонь по противнику, поддерживая героически оборонявшиеся войска. С 7 по 11 июня батарея провела 31 стрельбу, выпустив 211 снарядов. Большинство стрельб было на поддержку войск четвертого сектора – район деревни Бельбек и станции Макензиевы Горы по пехоте и танкам противника. 16 июня батарея израсходовала 20 фугасных, 21 шрапнельный и 21 бронебойный снарядов. Артиллерийская стрельба велась частично по площади, частично с корректировкой. В течение 23–27 июня батарея уничтожила до двух взводов пехоты, подавила огонь вражеской батареи.

Ночью 29 июня на батарею №35 прибыл Военный совет флота, во главе с вице-адмиралом Ф.С. Октябрьским. Несколько позже туда же перебралось командование и штабы Приморской армии и Береговой обороны Черноморского флота. Вечером 30 июня в каземате батареи №35 состоялось последнее заседание Военных советов флота и Приморской армии, на котором было принято решение об эвакуации командования Севастопольского оборонительного района, Военных советов флота и Приморской армии. Комендант Береговой обороны Главной базы Черноморского флота генерал-майор береговой службы П.А. Моргунов приказал командиру батареи №35 капитану А.Я. Лещенко подорвать батарею после израсходования боезапаса. Расстреляв полностью боезапас и выпустив до 50 практических снарядов, батарея №35 в ночь с 1 на 2 июля была взорвана. Приказом Народного комиссара Военно-морского флота от четвертого декабря 1943 года башенная батарея №35 была исключена из состава Военно-морского флота как погибшая при выполнении боевых заданий.

Во время оккупации Севастополя в уцелевших казематах батареи №35 был оборудован госпиталь и командный пункт командующего 17-й немецкой армии генерала К. Альмендингера.

12 мая 1944 года в районе батареи №35 капитулировали последние немецкие солдаты. Батарея была освобождена.

После войны батарея №35 не восстанавливалась, но ее казематы использовались в качества погребов боезапаса, командного пункта и помещений личного состава четырех орудийной 130-мм батареи №723, размещенной около массива батареи №35.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *