325 лет российскому флоту история

В 2021 году исполняется 325 лет российскому флоту. Это событие напрямую связано с именем Петра I и указом Боярской думы 1696 г. «Морским судам быть!», инициировавшим создание регулярного военного флота. С тех пор флот играет серьезнейшую роль в развитии российского государства. Благодаря его политическим и военным победам наша страна стала великой морской державой и завоевала статус империи – одной из самых влиятельных на международной арене. И символично, что в этом году мы отмечаем также 300-летие победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, по итогам которых Россия утвердилась как империя.

Для АО «ОСК» предстоящий юбилей ВМФ особенно важен, поскольку судьбы флота и судостроения – от первых деревянных судов до современных сверхмощных ледоколов и ракетных крейсеров – неразделимы. С парусным фрегатом «Орёл» и днем «госзаказа» на его строительство связан наш профессиональный праздник – День кораблестроителя. Нам памятно и то, что именно над палубой «Орла» впервые взвился российский триколор, ставший государственным флагом Российской Федерации.

Юбилею флота посвящен цикл публикаций, которые в течение года будут размещаться на официальном сайте АО «ОСК» в разделе «325 лет флоту. Россия – морская держава». Они расскажут об истории отечественного судостроения и наиболее значимых победах русских моряков, о государственных деятелях, флотоводцах и корабелах, чьими трудами создавалось морское могущество нашей страны. Впервые широкой аудитории станут доступны документы и артефакты из музеев старейших судостроительных предприятий России.

Источник

На портале Президентской библиотеки открылся виртуальный тур по выставке к 325-летию ВМФ России

325 лет российскому флоту история

Новый виртуальный тур по выставке «Морским судам быть!: к 325-летию со дня основания ВМФ и 115-летию со дня основания подводного флота России», которая с 18 октября открыта в историческом здании Синода на Сенатской площади, запущен на портале Президентской библиотеки.

Главком ВМФ России Адмирал Николай Евменов поприветствовал открытие виртуального тура, отметив, что «Президентской библиотекой предоставлена возможность широкому кругу любителей флотской истории, ветеранам, военным морякам и подрастающему поколению ознакомиться с впечатляющей выставкой о Российском Флоте».

Как отметили в пресс-службе Минобороны РФ, выставка в Санкт-Петербурге демонстрирует преемственность российского флота с петровских времен до наших дней и современные достижения корабелов ОСК. В единой экспозиции в здании Синода впервые представлены материалы, предоставленные библиотеками, музеями, архивами, а также предприятиями, входящими в состав крупнейшей судостроительной корпорации России.

325 лет российскому флоту история

Экспозиция второго зала посвящена истории подводного судостроения. В ней можно увидеть уникальные документы из собрания Российского государственного архива Военно-Морского Флота, а также материалы и макеты подводных кораблей, предоставленные музеями всемирно известных судостроительных заводов и конструкторских бюро, входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации.

Виртуальный тур создан при поддержке Российского военно-исторического общества и продлится до 23 января 2022 года.

Источник

325 лет российскому флоту: все об истории и традициях Дня Военно-морского флота

325 лет российскому флоту история

Фото: Невские Новости / Майя Котелова

В Петербурге 25 июля масштабно отмечают День Военно-морского флота. НЕВСКИЕ НОВОСТИ углубились в историю и вспомнили, как зарождалось кораблестроение в России.

325 лет российскому флоту история

Установили указом в 2006 году

В День ВМФ свой профессиональный праздник отмечают люди, которые стоят на страже морских рубежей России. Помимо них, это памятный день для тех, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, членов семей военнослужащих, рабочих и служащих флотских учреждений и предприятий, ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных сил.

325 лет российскому флоту история

В этом году празднуется 325 лет

В 2021 году российскому флоту исполнилось 325 лет. Его днем рождения считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года. В тот день Боярская дума утвердила указ Петра Первого «Морским судам быть» о создании регулярного флота.

Первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа является судно под названием «Фредерик». Его построили в 1636 году в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна.

Спустя 30 лет в России впервые построили военный корабль по госзаказу. Судно «Орел» соорудили по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Над кораблем подняли бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.

В 1688 году в одном из амбаров подмосковного села Измайлово Петр Первый обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. По приказу царя его отремонтировали, а затем спустили на воду — сначала на реку Яузу, потом на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Там Петр и построил Потешную флотилию, которая стала прообразом русского флота. В нынешнее время ботик хранится в Центральном военно-морском музее Петербурга.

325 лет российскому флоту история

В 1693 году Петр Первый отправился в Архангельск. Этот город на тот момент являлся единственным российским портом. Здесь будущий император впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками. В этом городе Петр устроил свою первую серьезную верфь — Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней заложили фрегат «Апостол Павел».

После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр Первый развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он повелел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Однако основной силой русской армии оказались 22 галеры, четыре брандера, три фрегата и два галеаса, сделанных по голландскому образцу.

К 1696 году у России уже имелся свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Это помогло в ходе второй осады взять крепость Азов. Царь Петр Первый лично вел суда на галере «Принципиум». После захвата важного стратегического пункта Россия получила выход к Азовскому и Черному морям.

20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Тогда власти приняли принципиальное решение: «Морским судам быть». Фактически в России утвердили первую в истории программу судостроения.

325 лет российскому флоту история

Андреевский флаг

В марте 1697 года из России в Европу выехало так называемое Великое посольство. Царь Петр I находился в его составе, однако ехал инкогнито, скрывшись под именем Петра Михайлова.

Во время этой поездки царь лично учился корабельному мастерству на верфях в Нидерландах. Для строительства российского флота тогда закупили корабельные принадлежности. На российскую службу наняли инженеров, морских офицеров и матросов, других специалистов.

Центральным органом управления флотом утвердили воинский морской приказ. Возглавил эту структуру адмирал Федор Головин. В 1700 году ее переименовали в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м — в Адмиралтейский. Он ведал строительством, вооружением и снабжением флота.

В 1712 году Адмиралтейский приказ преобразовали в хозяйственный орган — Московскую адмиралтейскую канцелярию. Его функции передали Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.

1 (11) декабря 1699 года Петр Первый провозгласил стяг с Андреевским крестом официальным флагом российского военного флота России. Полотнище первоначально разделили на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), которые перекрыли косым синим крестом. Он символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России. Помимо этого под крестом понимался и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.

325 лет российскому флоту история

Создание Балтийского флота

14 (25) января 1701 года Петр Первый открыл в Москве школу математических и навигацких наук. Она оказалась первым в истории России военно-морским учебным заведением.

В 1702 году царь пришел к выводу, что для боевых целей начавшейся Северной войны требуются новые корабли. На реке Сясь заложили верфь для строительства Балтийского флота.

В 1703 году в устье Невы заложили город Санкт-Петербург. Согласно задумке Петра Первого, он должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота. Тогда же построили первый морской корабль для Балтийского флота — фрегат «Штандарт».

325 лет российскому флоту история

До 1709 года на верфи строятся небольшие суда. Более крупные начинают возводить после победы под Полтавой в 1709 году. В честь этой битвы назвали первый линейный корабль, который заложили на Адмиралтейской верфи. Им стала построенная в 1712 году «Полтава».

Адмиралтейские верфи существуют по сей день. Это одно из старейших и ведущих петербургских судостроительных предприятий.

Как прошел парад

«Новейшие гиперзвуковые системы, которыми оснащен ВМФ России, до сих пор не имеют аналогов в мире и постоянно совершенствуются»,отметил президент.

Программа мероприятия включила два парадных строя — в Кронштадте и на Неве. В городе проплыли малые ракетные корабли, минные тральщики, пограничные и противодиверсионные катера. Статично в акватории реки расположились новейший фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов», корвет «Стойкий», большой десантный корабль «Оленегорский горняк», малый ракетный корабль «Град Свияжск», неатомная подводная лодка «Кронштадт» и шесть парусников.

325 лет российскому флоту история

После торжественного парада кораблей и подводных лодок, в том числе и ВМС иностранных государств, в небо взмыли воздушные самолеты, среди которых Су-25, Миг-31, Ту-134 и другие. Небо над Кронштадтом озарилось в цвета российского триколора.

Парад официально завершился, однако петербуржцы продолжают отмечать праздник. В следующем году День ВМФ в России выпадает на 31 июля.

Источник

Касатонов. 325-летие ВМФ России

Занял достойное место среди 50 кораблей, в числе которых ракетный крейсер «Маршал Устинов», корветы «Гремящий» и «Стойкий», ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта «Борей-А», атомные подводные ракетные крейсеры «Орел» и «Вепрь».

. Золотом сияют на июльском солнце буквы на борту: «Адмирал флота Касатонов».

. Игорь Владимирович Касатонов (талантливый ВОДОЛЕЙ), родом из Курской области. Дед — полный Георгиевский кавалер Афанасий Степанович Касатонов, отец — Адмирал Флота Владимир Афанасьевич Касатонов. Жена — Юлия Александровна — дочь контр-адмирала Трофимова.

Командующий Черноморским флотом в судьбоносное время 1991—1992 лет, благодаря его жёсткой позиции, грамотным действиям Черноморский флот бывшего СССР был сохранён для России.

4 января 1992 года объявил Черноморский флот российским и одновременно запретил личному составу флота принимать украинскую военную присягу до принятия политического решения руководством России и Украины о судьбе флота.

Опирался в условиях неповиновения на Военный совет ЧФ, учитывал мнения черноморцев, ветеранских организаций, умело взаимодействовал с прессой. Помощь и поддержку оказывали патриотические общественные объединения и партии Севастополя, Крыма и России.

«Моряки выполнили мой приказ: „Украинскую присягу не принимать!“ В поддержку я получил из России сотни телеграмм от простых людей, от руководства — ни одной», — вспоминал потом адмирал.
И только ЧЕРЕЗ ГОД после «мятежа адмирала», Ельцин начал переговоры с Кравчуком о разделе флота.

АДМИРАЛ Игорь Владимирович КАСАТОНОВ вспоминает:
« Президент Кравчук требовал, чтобы 3 января 1992 года Черноморский Флот принял присягу Украине, на что получил категоричное «НЕТ».
Я объявил, что флот Российский, подчиняется министерству обороны СССР, Евгению Шапошникову и командующему ВМФ Владимиру Чернавину. Я взял на себя ответственность. По форме – это был МЯТЕЖ. Посыпались сотни телеграмм из всех городов России в поддержку, молчала только Москва. Я не отдал Украине ни единого катера, крейсера. Я получил благословение патриарха АЛЕКСИЯ 2, чтобы флот и впредь оставался Российским. Инициировал принятие крымским парламентом АКТА о государственной самостоятельности Республики КРЫМ. Депутаты проголосовали большинством за этот документ, если бы не МОСКВА…»
(с её помощниками – тайными 18 советниками Белого дома).

Немногие корабли удостаиваются чести участвовать в военном параде на Неве в честь 325-летия Военно-Морского Флота России. А вот российский многоцелевой фрегат с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны, носящий имя Адмирала Касатонова, удостоен.

Честь и слава адмиралу Игорю Владимировичу Касатонову!!
Здоровья, бодрости, благополучия ему и его семье!

Успешной службы на страже морских рубежей России и семь футов под килем
боевому и грозному фрегату «Адмирал флота Касатонов»!

Честь и слава Военно-Морскому Флоту России.
С праздником всех нас!!

С праздничной улыбкой и теплом души россиянина,
Валерий (Чёрный Водолей)».
Валерий Старостин 23.07.2021 19:07

PSS:
БЛАГОдарю за развёрнутую рецензию с её доминирующими акцентами, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Зная особенность командной работы, умело выстраивает ЕЁ, (как показал «Мятеж Адмирала»), просчитывая все ходы наперед.

Добрый, всегда готовый прийти на помощь незнакомым людям в планетарных масштабах.

Радует, что вырастил и воспитал сыновей, передав богатое наследие, оставаясь в почтенном возрасте с высокой гражданской и профессиональной активностью!

СПАСИбо за отклик, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Включаю в текст, отправляя в тираж.
Искренне

С нашим, всеобщим ПРАЗДНИКОМ. наши дорогие.

Источник

День основания Военно-морского флота России

325 лет российскому флоту история

325 лет российскому флоту история

Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.

Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.

После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная история российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.

На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.

Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.

325 лет российскому флоту история

Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.

На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.

Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.

325 лет российскому флоту история

По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».

19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.

Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.

По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.

325 лет российскому флоту история

Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.

Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.

Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.

В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *